87 к. Во владениях Ж. м. числились в окрестностях обители 55 дес. 692 саж. земли, переданной Коллегией экономии в 1776 г.: в т. ч. 27 дес. 740 саж. пашенной, 12 дес. 522 саж. сенокосной, 980 саж. огородной земли, 7 дес. 1550 саж. дровяного леса, 3 дес. 1020 саж. на р. Тьмака, «под ручьем безъимянным и прудами». Сам монастырь занимал 1 дес. 1520 саж., гостиница и конюшенный двор - 1 дес. 840 саж. Мон-рю также принадлежали: с 1797 г.- Липенское оз. при с. Астраганец с 17 дес. 731 саж. земли; пустоши Туколово (30 дес. 1288 саж.), Красный Бор (75 дес. 1240 саж.), Дитятево (28 дес.), Черницыно (43 дес. 433 саж.), Цыбакино (14 дес. 1954 саж.), Порядино и Авдоткино (28 дес. 1680 саж.). Обитель имела мукомольную мельницу на р. Тьмака. Особенности богослужения Обретенный в 1483 г. по инициативе еп. Тверского Вассиана каменный гроб с нетленными мощами свт. Арсения был поставлен в приделе Нерукотворного образа Спасителя Успенского храма. По преданию, этот гроб был выдолблен святителем. 2 марта 1654 г. патриарх Никон по пути из Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря посетил Ж. м., освидетельствовал нетленные мощи святителя и благословил переоблачение их в новую мантию, схиму и омофор. В 1655 г. патриарх Никон по прошению Тверского архиеп. Лаврентия прислал в Ж. м. деревянную раку, в которой из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа. 2 июля 1655 г. мощи были перенесены из ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в Успенский собор мон-ря и положены в раку, присланную патриархом Никоном. Старый каменный гроб оставался в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вторично мощи были перенесены в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия в период строительства нового собора в 1713-1722 гг., затем возвращены в храм. В 1734 г., при архим. Мелетии, мощи были переложены в устроенную на средства тверичей новую серебряную раку (деревянная рака была передана в Отроч в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ). В 1784 г. на средства купцов И. и М. Янковских, В. Волчанинова была устроена новая кипарисовая, покрытая позолоченным серебром рака. На раке было 8 чеканных дробниц, на к-рых изображены события из жизни и посмертные чудеса святого. 19 июля 1830 г., согласно надписи, «устроенное на святой раке серебро перезолочено» на средства тверских купцов А. М. Коняева, П. Г. Коровина и др. Сень над ракой была позолочена в 1876 г. В 1884 г. на средства генеральши Ю. В. Смирновой, исцелившейся по молитвам святителю, изготовили кипарисовую крышку на раку, обложенную серебряными позолоченными досками. На лицевой стороне крышки выполнено рельефное ростовое изображение свт. Арсения. В 1912 г. рака была реставрирована на средства анонимной петербургской благотворительницы.

http://pravenc.ru/text/182239.html

1994. 2. С. 39). 7 окт. 1995 г. Николо-Вяжищский мон-рь получил статус ставропигиального. В июне 2003 г. в Вел. Новгород были доставлены для поклонения мощи ап. Андрея Первозванного, привезенные с Афона. 15 июля 2004 г. Президент России В. В. Путин в сопровождении архиеп. Льва посетил Хутынский мон-рь. Глава гос-ва осмотрел единственный действовавший на тот момент храм обители - Преображенский собор - и посетил могилу Державина. В конце того же года Н. и С. е. был возвращен вывезенный испанцами во время Великой Отечественной войны крест главного купола Софийского собора. 24-27 янв. 2005 г. в Вел. Новгороде пребывали мощи вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и прмц. Варвары (Яковлевой), доставленные в Россию из Иерусалима. 11-12 янв. 2008 г. епархию посетил патриарх Алексий. 12 янв. он совершил чин малого освящения Иверского собора Валдайского монастыря и возглавил в новоосвященном соборе Божественную литургию. Архиеп. Лев преподнес первосвятителю Иверскую икону Божией Матери, а патриарх Алексий передал обители на молитвенную память икону «Собор святителей Московских». После литургии представители Росохранкультуры вручили мон-рю 7 старинных икон, изъятых при попытке их незаконного вывоза за границу. Затем патриарх Алексий перед почитаемым списком Иверской иконы Божией Матери совершил молебен, на к-ром присутствовал Президент России Путин . После молебна предстоятель обратился к президенту со словами благодарности за участие в восстановлении обители. В ответном слове президент отметил, что власть и впредь будет оказывать поддержку в возрождении духовных и культурных традиций народа. 19-20 сент. 2009 г. состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) в Н. и С. е., приуроченный к 1150-летию Вел. Новгорода. 19 сент. предстоятель РПЦ посетил Валдайский Иверский и Хутынский мон-ри, а также принял участие в торжественном вечере в Вел. Новгороде, посвященном юбилею города. 20 сент. он отслужил литургию в Софийском соборе, по окончании к-рой возглавил крестный ход от Софийского собора к памятнику 1000-летия России.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Восстановлен Иверский храм - кубический, лишенный архитектурных признаков церковного здания, перекрытый 4-скатной кровлей, с наличниками, близкими к неоготической стилистике. По распоряжению еп. Красноярского и Енисейского Антония мон-рю передана сохранившаяся часть городской Воскресенской ц., в к-рой в советское время находился один из цехов Механического завода. В апр. 2002 г. духовник мон-ря свящ. Александр Постанчук отслужил 1-ю литургию в Воскресенской ц. К 2008 г. регулярные монастырские богослужения совершаются в Иверском и Воскресенском храмах. Рядом с Воскресенским храмом построен келейный корпус с домовой ц. во имя св. Иоанна Крестителя. Среди святынь Е. м.- сохранившаяся чтимая Казанская икона Божией Матери, перенесенная крестным ходом из кафедрального Успенского собора в Иверский храм обители. В 2000 г. была найдена чугунная плита с могилы прав. Даниила Ачинского, ныне хранящаяся в Успенском соборе. Летом 2007 г. была обретена часть надгробной плиты игум. Деворы. На месте несохранившегося монастырского кладбища поставлен поклонный крест с надгробной плитой игум. Деворы, у к-рого совершаются панихиды о всех почивших сестрах. Арх.: Ведомости о состоянии Енисейского Христорождественского и Енисейского Иверского жен. мон-ря за 1873-1876, 1913 гг. Описи монастырского имущества//ГА Красноярского края. Ф. 561; Архив Красноярской краевой б-ки. 150640 (Енисейский Иверский девичий мон-рь); ГА Красноярского края. Ф. 1. Оп. 1 (Благочинный градо-Енисейских церквей (1809-1915 гг.)); Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского у. и Туруханского края Енисейской губ. (1594-1893 гг.)//Красноярский краевед. музей. Оф. 7886. 229. Маш. Лит.: Фигуровский И. В. Город Енисейск и его церковные достопримечательности//Енисейские ЕВ. 1908. 5. С. 21-23; Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916. Вып. 1; Копылов А. Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосиб., 1965; Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. Красноярск, 1983; Горбачев В. Т. О нек-рых архитектурных памятниках г. Енисейска//Памятники истории и архитектуры Сибири: Сб. ст./Сибир. отд-ние АН СССР. Новосиб., 1986. С. 67-76; Шумов К. Ю. Монументальная культовая архитектура Енисейска XVIII в.//Вопросы истории и теории рус. и сов. архитектуры. Л., 1988. С. 67-71; он же. Цех мастеров каменных дел Енисейска в XVIII в.//Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1992. Вып. 2. С. 212-227; Буланков В. В. Хронология каменных строений в Енисейске в XVIII в.//Там же. С. 261-270; Фаст Г., прот. Енисейск православный. Красноярск, 1994; Буланков В. В., Шумов К. Ю. Енисейск: Очерки по истории развития и застройки города. Красноярск, 1999; Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII в.: Эволюция форм и региональные особенности: АКД/Гос. ин-т искусствознания. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Екатерины, а также вмц. Евфимии Всехвальной, к-рая долго беседовала с ним. Преподобный видел небесный Свет, своего ангела-хранителя, слышал ангельские песнопения. В Житие П. С. описано, что в своей духовной брани он нередко претерпевал бесовские нападки, особенно сильными они были во время его пустынножительства на Синае. Это были и помыслы, к-рые диавол пытался вложить преподобному, и устрашающие шумы, к-рые П. С. слышал, и явления бесов в отвратительном обличье, и прямые физические нападки. Когда П. С. переселился в келью св. Епистимии, то бесы не давали ему присесть, растянув его руки в разные стороны, словно распяли на кресте. Душу его при этом сдавило чувство полной богооставленности. Когда через 4 дня они его отпустили, он упал на землю не в силах пошевелиться (Житие. 2017. С. 236). Этим искушениям П. С. противостоял с великим мужеством. Сказав себе тогда: «С места не сдвинусь. Умру так умру»,- старец пробыл в келье 2 недели и, когда спустился в мон-рь и приобщился Св. Таин, почувствовал утешение, посланное свыше. В 1964 г. из-за болезни П. С. был вынужден оставить келью святых Галактиона и Епистимии и вернуться на Афон, где поселился в каливе святых Архангелов скита Честного Предтечи, принадлежащего Иверскому мон-рю. В этой каливе вокруг П. С. собралось небольшое братство. Духовником самого П. С. был в то время иеросхим. Тихон (Голенков). В 1966 г. о. Тихон стал восприемником П. С. при постриге в великую схиму. Из-за сырого климата у П. С. опять начались проблемы со здоровьем, он был вынужден лечь в больницу в Фессалонике, где ему удалили часть левого легкого. После операции о П. С. заботились благочестивые женщины, к-рые жили полумонашеской группой (сестричеством), и по выздоровлении он помог этим сестрам создать исихастирий (мон-рь) св. ап. Иоанна Богослова близ Суроти, о к-ром заботился до самой своей кончины. Вернувшись на Афон, П. С. поселился в Ипатиевской келье в Катунакиях, где прожил год. В 1968 г. он перебрался в полуразрушенный мон-рь Ставроникита, чтобы помочь монахам его восстановить.

http://pravenc.ru/text/2578686.html

В 1732 г. Арсениев мон-рь пришел в упадок и был приписан к Юрьеву мон-рю. В 1785 (1786 или 1787?) г. мощи А. Н. были обретены и перенесены в новгородский в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-рь и положены на юж. стороне Кирилловской ц. В 1792 (1793 ?) г. над мощами святого был сооружен придел в его честь, в 1812 г. устроена бронзовая позолоченная рака. Во имя А. Н. был также освящен придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери во Ржеве. В 1830 г. на месте упраздненного Арсениева мон-ря купцом Кузнецовым была выстроена ц. в честь Иверской иконы Божией Матери, в к-рой находилась гробница, где ранее почивали мощи А. Н. В записке новгородского протопопа Максима о новгородских святынях, написанной для царицы Евдокии Лукьяновны в 1634 г., сказано: «На Торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен, а празднество ему еще не установлено». В Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) память А. Н. отмечена под 14 июля ( Сергий (Спасский). Т. 2. С. 211). Имя А. Н. включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В Отенских святцах XVIII в., к-рые были известны архиеп. Филарету (Гумилевскому) , отмечена память А. Н., правда, датой кончины назван 1580 г., указано, что имеется служба святому ( Филарет. С. 84. Прим. 154); можно предположить, что служба была составлена до обретения мощей в 1785 г. В Минеях (МП) под 12 июля помещен текст службы А. Н.- 2 тропаря и канон (Июль. Ч. 2. С. 94-101). В тексте службы Собору Новгородских святых (составлена ок. 1831) А. Н. посвящены 3-й тропарь 4-й песни и 7-й тропарь 6-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 449, 451). Ист.: Забелин И. Описание новгородской святыни в 1634 г.//ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Отд. 5. С. 54; Житие Арсения Новгородского//Новгородские ЕВ. 1899. 20. Ч. неофиц. С. 1277-1279; Шляпкин И. Библиографические разыскания в русских и заграничных библиотеках по славянорусской письменности: (Петровская эпоха). Чудеса преподобного Арсения Новгородского//Библиогр. летопись. Пг., 1917. Т. 3. Отд. 2. С. 3-6; Описание о российских святых. С. 45;

http://pravenc.ru/text/76310.html

возвели столпообразную постройку, на к-рой разместили часы с боем. Важнейшая страница в истории новгородской архитектуры XVII в. связана с деятельностью митр. Корнилия (1674-1695). Владыка много занимался церковным строительством, уделяя особое внимание Зеленецкому мон-рю, пострижеником к-рого он был. В Новгороде были отремонтированы церкви Феодора Стратилата на Щиркове ул., Флора и Лавра, построен новый Знаменский собор (1682-1688), 4-столпный, 3-апсидный, 5-главый, на подцерковье, основной объем к-рого окружают 2-этажные галереи. Завершенные закомарами фасады собора богато украшены наличниками окон, изразцами, на барабанах первоначально находилась орнаментальная роспись. Одним из образцов при строительстве храма стал собор Валдайского Иверского мон-ря, однако зодчие заимствовали нек-рые базовые размеры постройки, существенно изменив композицию плана, структуру и объемно-пространственное решение здания ( Кондратьева. 1993. С. 284-285). Ряд конструктивных и декоративных деталей храма указывает на поволжское происхождение мастеров. В свою очередь Знаменский собор был выбран в качестве образца при строительстве Троицкого собора в Александровом Свирском мон-ре (1695-1698) (Там же. С. 285-298). Типологически близок к Знаменскому храму и Никольский собор Вяжищского мон-ря (1681-1685) - так же 4-столпная 5-главая постройка на подцерковье, окруженная с 3 сторон галереей. Но решение фасадов основного объема церкви более лаконичное, общий монументальный облик храма вызывает ассоциации с памятниками предшествующего столетия. Одно из наиболее важных деяний митр. Корнилия - ремонтные работы в Софийском соборе, в ходе к-рых были выломаны двойные аркады 1-го яруса, находившиеся по осям пространственного креста, растесаны окна, подняты полы и т. п. Основная цель этих работ - расширить пространство интерьера храма и сделать его более освещенным - вполне соответствует представлениям эпохи. Сопоставляя новгородские постройки 50-80-х гг. XVII в. с архитектурой Москвы того же времени, необходимо отметить отсутствие в Новгороде построек, к-рые можно было бы отнести к ведущей для зодчества Москвы т.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Их совместные усилия позволили поднять благотворительность в Новгороде на небывалую высоту. 3 июня 1714 г. вышел указ «О сборе с венечных памятей на пропитание и лечение больных и раненых солдат»; по прошению И. 24 сент. того же года Петр I подтвердил освобождение Новгородской епархии от сдачи этого сбора в казну, поскольку собранные средства митрополит использовал для тех же целей на месте. За полгода до кончины И. все еще заботился о расширении и благоустройстве странноприимниц: запрет каменного строительства вне новой столицы заставил его обратиться к царю. О царском соизволении на строительство 31 авг. 1715 г. сообщила И. царица Екатерина Алексеевна. В устроенных И. приютах к 1716 г. призревалось 468 чел. И. принимал участие в борьбе со старообрядчеством. Он написал «Ответ краткий на подметное письмо о рождении сими временами антихриста» (М., 1707). В митрополичьей тюрьме в 1711 г. умер Феодосий Васильев , основатель беспоповского федосеевского согласия. Митрополит безуспешно увещевал его отказаться от раскольнической деятельности. И. просил об изоляции Д. Викулина . С. Денисов (см. ст. Денисовы ), прибывший в Новгород в нач. 1712 г., был арестован, но после смерти И. ему удалось бежать. Гораздо терпимее И. относился к инославным, в дек. 1709 г. принял в Новгороде дат. посланника Ю. Юля, разрешил ему осмотр Антония Римлянина монастыря и храмов города, выделил монаха-сопровождающего. В 1708 г. началось церковно-адм. обособление С.-Петербурга, куда для заведования церковными делами города и присоединенных во время войны территорий был вызван архим. Феодосий (Яновский). И. выдал ему подробную инструкцию, но архим. Феодосий не довольствовался положением временного поверенного. Он добился создания в столице Александро-Невского мон-ря (впосл. лавра) и своего назначения на должность настоятеля. При подготовке царского указа об открытии мон-ря архим. Феодосий не счел нужным согласовать с И. вопрос о передаче мон-рю в качестве приписной валдайской Иверской обители. Митрополит увещевал архимандрита: «Скачеши высоко, бойся, да не поползнешися глубоко».

http://pravenc.ru/text/578172.html

1881. С. 129; Какабадзе С. Н. 1912. С. 9-11; Он же. 1921. Т. 1. С. 64; Какабадзе С. С. 1967. С. 77; ПГП. 1977. Т. 6. С. 658-659; Аннотированный словарь. 1991. Т. 1. С. 324), а также жертвовали Н. церковные книги и утварь. Крестьян дарили мон-рю и Никорцминдские архиереи (Дарственная грамота еп. Никорцминдского Давида (Сакварелидзе), 1559 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 262-263). В нач. 50-х г. XVII в. Н. посетили рус. послы - стольник Н. Толочанов и дьяк А. Иевлев. В материалах посольства с. Никорцминда именуется «город Рачи». В статейном списке Иевлева сохранилось ценное описание кафоликона: «А в городе церьковь каменная, большая, делом пречюдна, во имя Николы Чюдотворца. Снаружи у церкви резаны по каменю на обрез праздники господские, и пророки, и апостолы, и мученики. А в церкви стенное писмо. А местные образы обложены венцы и ризы золотом, и киоты обложены серебром; и чеканены по местам празники и святые, а венцы украшены по золоту мусиею, и каменьем, и жемчюги. А церковные сосуды, потир и блюдечка, и крест воздвизальной золотые. И Евангилье обложены доски, и поля закрыты золотом. А около церкви ограда каменная, сделаны двое ворот. Да в той же церкви погребены ближние царские сродичы, и гробы прикрыты бархаты и отласы золотными и завешены запонами. А гробницы их устроены в стенах в церковных» ( Иевлев. 1969. С. 35). За оградой мон-ря был расположен царский «чердак», уставленный богато украшенными иконами и крестами ( Толочанов. 1970. С. 188). Возможно, речь идет об утвари, принадлежавшей ризнице Н. О связях Н. с др. церковными центрами в Грузии и за ее пределами свидетельствует греч. надпись, сделанная на одном из крестов: «Честный и животворящий крест принадлежит мне, Лаврентию, иеромонаху из обители Иверской святого града Иерусалима. 1664» ( Кондаков. 1890. С. 60; Уварова. 1894. С. 138; Каухчишвили. 2004. С. 151). Видимо, ему же («Лаврентию, иеромонаху и протосинкеллу лавры Св. Гроба») принадлежит авторство греч. надписи на кресте из мон-ря Коринта (около Ахалгори; утрачен) ( Каухчишвили.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

В 1666 г. патриарх Александрийский Паисий с собором духовенства в М. Г. м. возглавил отпевание Ксении, жены боярина И. Д. Милославского (ДАИ. Т. 5. 26. С. 142). Братия Иверского мон-ря попросила царя отпустить архим. Дионисия на Афон, поскольку без него невозможно было разобраться в целом ряде тяжб по поводу монастырских владений и долгов (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1667 г. Д. 11). Однако Дионисий оставался в М. Г. м. еще неск. лет; перед отъездом он подал царю челобитную, в к-рой перечислил свои заслуги и попросил вознаграждения (Там же. Оп. 1. 1669 г. Д. 13, 25). В ответ 19 мая 1669 г. царь Алексей Михайлович дал Иверскому мон-рю грамоту, в к-рой говорилось, что он жалует афонским монахам в Москве «Никольской монастырь за Иконным рядом, для отправления службы Божии владеть и в нем жить, а приезжать им в наше царского величества Российское царствие в четвертой год четырем человеком старцом да слушке» (СГГД. Т. 4. 68. С. 248-249; РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. Д. 56. Л. 1). Несмотря на оговоренный в грамоте срок в 4 года, в документах встречаются указания и иной периодичности перемены братии М. Г. м.- «в 7-й и в 8-й год» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. Д. 11. Л. 2, 9; Тимошина. 2015. С. 97-98). Монастырь поступил в ведомство Посольского приказа, из к-рого приезжавшей иверской братии выплачивалось кормовое жалованье. Афонским монахам запрещалось привозить для продажи иноземные товары, но иноки в то же время освобождались от уплаты казенных податей и сборов. В XVII - нач. XVIII в. в М. Г. м. регулярно останавливались греч. купцы, находившиеся в Москве по торговым делам, среди к-рых важную роль играли греки - жители Нежина. В 1739 г. по указу имп. Анны Иоанновны светским «бельцам» запрещалось проживать в обители или брать внаем монастырские постройки. Настойчивые ходатайства монастырских властей позволили братии добиться разрешения оставить в собственности М. Г. м. существовавшие вне его стен 3 лавки, а получаемый с них доход употреблять «на церковное строение». Несмотря на то что из Коллегии экономии «на пропитание» монахам выделялась ежегодная субсидия 500 р., эти меры привели к сокращению доходов М. Г. м., снижению статуса мон-ря как «подворья» и ограничению его деятельности ( Шахова. 2015. С. 339-340, 344-345).

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Иверская икона Божией Матери - список чудотворной иконы из Иверского монастыря в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, сделанный по заказу архим. Новоспасского мон-ря Никона (Минова, впоследствии патриарх Московский) и привезенный в Москву в 1648 г. Вероятно, этот образ был вложен царем Алексеем Михайловичем в Новодевичий мон-рь. После 1917 г. икона находилась в собрании ГИМ, в 2012 г. передана Новодевичьему мон-рю. Один из списков иконы к 1669 г. был помещен при Воскресенских (впосл. переименованы в Иверские) воротах Китай-города. Сначала образ располагался в нише, затем в деревянной, а с кон. XVIII в.- в каменной часовне. Вероятно, в собрание ГТГ ныне входит именно этот образ. В часовне имелось 3 «запасных» списка образа, и после ее разборки в 1929 г. один из них перенесли в ц. Воскресения Христова в Сокольниках. В 1995 г. в воссозданной на прежнем месте Иверской часовне поместили новый список, исполненный на Афоне. Гребневская икона Божией Матери (2-я пол. XVI в., итало-критская школа ( Кондаков Н. П. Рус. икона. Прага, 1933. Т. 4. Примеч. 1. С. 208)), вероятно, появилась в Москве после приезда Софии (Зои) Палеолог. В «Повествовании об образе чудотворном Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Гребневская, и како и откуду обретеся зде, в царствующем граде Москве, в лето 6889-е, списано вкратце с древняго летописца» 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. сообщается, что в 1380 г. уже прославленный чудесами образ был поднесен возвращавшемуся с Куликова поля вел. кн. блгв. Димитрию Донскому в городке Гребни и был поставлен в московском Успенском соборе, а после 1471 г. передан вел. кн. Иоанном III в его обетную Успенскую ц. на Бору (ц. в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке). К чудесам от образа относят: помощь в отражении нападения поляков на Сретенке (1612); спасение иконы из горящего храма, когда она явилась стоящей на воздухе, а затем - в церкви в своем киоте (1617); «попаление огнем татей», посягнувших на церковную утварь и ризу иконы (1654); прекращение моровой язвы 1654-1657 гг.; чудесное спасение иконы в пожаре (1687); многочисленные исцеления, засвидетельствованные Рязанским митр. Стефаном (Яворским) в 1712 г. Икону поновляли в 1-й пол. XVII в., раскрыли от записей в авг.-сент. 1917 г. (Вопросы реставрации. Пг., 1918. Вып. 19. С. 191-192. (ИИАК; 66)). После сноса Гребневского храма к 1935 г. местонахождение ее неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010