Вдруг неожиданно, после пятнадцатидневной стоянки, «Тимур-завоеватель, который во всяком деле был доволен только тогда, когда доводил его до крайнего предела», вдруг ушел со своим войском обратно в степи «никем не гонимый», как сказано в летописи. Предание повествует, что в то самое время, когда москвичи встретили древнюю икону Богоматери, Тамерлану, спящему в своем шатре, приснилась некая «Жена, благолепия и величия неописанного, окруженная тьмами молниеобразных воинов». Эта величавая Жена повелела азиатскому завоевателю немедленно покинуть пределы Руси. «Таким образом, - пишет Святитель Димитрий, - тот нечестивый царь со всем своим воинством агарянским возвратился обратно, убежав со стыдом, ибо агарянам казалось, что многие полки воинов из земли Российской преследовали их; придя от сего в страх и трепет, агаряне давили друг друга, бросали оружие свое и оставляли свою добычу, а также и все, взятое в плен». В 1405 году, во время своего незавершенного похода на Китай Тамерлан скончался в городе Отраре, расположенном на территории современного Казахстана, в среднем течении реки Сырдарьи. В государстве Тамерлана началась смуты, обострилась борьба за «тимуровское наследство». И в Самарканде не нашлось никого, кто мог бы нанести новый удар Золотой Орде. Задача ликвидации Золотоордынского государства легла теперь целиком на плечи одной Московской Руси. Ибо на пути полного освобождения от татар лежали еще значительные препятствия, и одно из них - последняя по времени попытка возродить Золотую Орду для новых грабительских походов на Русь. Осуществил ее эмир Белой Орды Едигей - один из ярых противников Тохтамыша, принимавший участие в войнах Тамерлана против Золотой Орды. В 1399 году Едигей фактически встал во главе Золотой Орды, но правил он, как и Мамай, от имени подставных ханов. В стремлении восстановить улус Джучи в прежних границах, Едигей в 1408 году напал на Русь, разорил ряд русских городов, осадил Москву, но взять ее не смог. Свою жизнь, богатую событиями, Едигей закончил, потеряв власть в Орде, от руки одного из сыновей Тохтамыша в 1419 году.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/18/...

- А мы едем к Василисе Микулишне, её в Киев брать, богатство её на князя перевести. - Опоздали вы, братцы. Василису Микулишну я в Орду отослал, и богатства её мои дружинники вывезли. - Ну, коли так, нам в Чернигове делать нечего. Мы поскачем обратно к Киеву. Поскакали киевские гонцы к князю, рассказали ему, что едет в Киев посол от грозной Золотой Орды. Запечалился князь: не собрать ему дани за двенадцать лет, надо посла умилостивить. Стали столы накрывать, на двор ельничек бросать, поставили на дороге дозорных людей — ждут гонца из Золотой Орды. А посол, не доехав до Киева, разбил шатёр в чистом поле, оставил там своих воинов, а сам один поехал к князю Владимиру. Красив посол, и статен, и могуч, и не грозен лицом, и учтив посол. Соскочил с коня, привязал его к золотому кольцу, пошёл в горницу. Поклонился на все четыре стороны, князю и княгине отдельно. Ниже всех поклонился Забаве Путятишне. Говорит князь послу: - Здравствуй, грозный посол из Золотой Орды, садись за стол. отдохни, поешь-попей с дороги. - Некогда мне рассиживаться: нас, послов, хан за это не жалует. Подавай-ка мне побыстрее дани за двенадцать лет да отдай за меня замуж Забаву Путятишну и, я в Орду поскачу! - Позволь, посол, мне с племянницей посоветоваться. Вывел князь Забаву из горницы и спрашивает: - Ты пойдешь ли, племянница, за ордынского посла? И Забава ему говорит тихонько: - Что ты, дядюшка! Что ты задумал, князь? Не делай смеху по всей Руси, — это ведь не богатырь, а женщина. Рассердился князь: - Волос у тебя долог, да ум короток: это грозный посол из Золотой Орды, молодой богатырь Василий. - Не богатырь это, а женщина! Он по горнице идёт, словно уточка плывёт, каблуками не пристукивает; он на лавочке сидит, колена вместе жмёт. Голос у него серебряный, руки-ноги маленькие, пальцы тонкие, а на пальцах видны следы от колец. Задумался князь: - Надо мне посла испытать! Позвал он лучших киевских молодцов-борцов — пять братьев Притченков да двух Хапиловых, вышел к послу и спрашивает: - Не хочешь ли ты, гость, с борцами потешиться, на широком дворе побороться, размять с дороги косточки?

http://azbyka.ru/fiction/russkie-bogatyr...

- А мы едем к Василисе Микулишне, её в Киев брать, богатство её на князя перевести. - Опоздали вы, братцы. Василису Микулишну я в Орду отослал, и богатства её мои дружинники вывезли. - Ну, коли так, нам в Чернигове делать нечего. Мы поскачем обратно к Киеву. Поскакали киевские гонцы к князю, рассказали ему, что едет в Киев посол от грозной Золотой Орды. Запечалился князь: не собрать ему дани за двенадцать лет, надо посла умилостивить. Стали столы накрывать, на двор ельничек бросать, поставили на дороге дозорных людей - ждут гонца из Золотой Орды. А посол, не доехав до Киева, разбил шатёр в чистом поле, оставил там своих воинов, а сам один поехал к князю Владимиру. Красив посол, и статен, и могуч, и не грозен лицом, и учтив посол. Соскочил с коня, привязал его к золотому кольцу, пошёл в горницу. Поклонился на все четыре стороны, князю и княгине отдельно. Ниже всех поклонился Забаве Путятишне. Говорит князь послу: - Здравствуй, грозный посол из Золотой Орды, садись за стол. отдохни, поешь-попей с дороги. - Некогда мне рассиживаться: нас, послов, хан за это не жалует. Подавай-ка мне побыстрее дани за двенадцать лет да отдай за меня замуж Забаву Путятишну и, я в Орду поскачу! - Позволь, посол, мне с племянницей посоветоваться. Вывел князь Забаву из горницы и спрашивает: - Ты пойдешь ли, племянница, за ордынского посла? И Забава ему говорит тихонько: - Что ты, дядюшка! Что ты задумал, князь? Не делай смеху по всей Руси, - это ведь не богатырь, а женщина. Рассердился князь: - Волос у тебя долог, да ум короток: это грозный посол из Золотой Орды, молодой богатырь Василий. - Не богатырь это, а женщина! Он по горнице идёт, словно уточка плывёт, каблуками не пристукивает; он на лавочке сидит, колена вместе жмёт. Голос у него серебряный, руки-ноги маленькие, пальцы тонкие, а на пальцах видны следы от колец. Задумался князь: - Надо мне посла испытать! Позвал он лучших киевских молодцов-борцов - пять братьев Притченков да двух Хапиловых, вышел к послу и спрашивает: - Не хочешь ли ты, гость, с борцами потешиться, на широком дворе побороться, размять с дороги косточки?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1948...

В последующий период с 1864 по 1868 годы Россией были покорены последние осколки Золотой Орды - владения Тамерлана. Завоевано Кокандское ханство, а Бухарское ханство поставлено в вассальную зависимость. В 1876 году взята Хива, и, наконец, Петербургским договором 1881 года были определены владения России, пограничные с Китаем. Святая Русь, набрав духовную силу, органично вобрала в свое естество народы Золотой Орды и, защищая их от внешних врагов, смогла дать им возможность полнокровно развиваться внутри себя, сохраняя свою национальную идентичность. ИСЛАМИЗАЦИЯ ПОЛОВЕЦКОЙ СТЕПИ. В XIV веке, когда Золотая Орда приняла ислам, как государственную религию, Кочевая степь была лишь поверхностно затронута мусульманством, и обитатели ее продолжали оставаться язычниками. В начале XV века эмиром Едигеем была предпринята попытка насильственной исламизации кочевого населения Половецкой степи. Но силовые методы решения религиозных проблем не привели к полной победе ислама в Дешт-и-Кипчаке, обитатели которого продолжали в основном придерживаться языческих верований. Надо отметить, что и в XVI столетии казахи, этническое ядро которых составили кипчацкие племена, хотя номинально считались мусульманами-сунитами ханифитского толка, но фактически по-прежнему продолжали придерживаться язычества. Проповедники ислама проникали сюда и в последующее время из соседних среднеазиатских ханств - Хивы, Бухары и Коканда. Но казахи избирали из мусульманского учения только те места, которые соответствовали привычным для язычников понятиям и смешивали их со своими старыми обрядами. Среди казахов ислам не вызвал того фанатичного подъема, какой произвел в других народах, исповедующих эту религию, и обитатели Половецкой степи еще долгое время оставалось верными поклонниками «бурханов». Новый этап в распространении ислама среди казахов был связан с деятельностью русского правительства. Когда к Российской Империи были присоединены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, то русские познакомились с народами, их населяющими, как с мусульманами. В России сложился предвзятый взгляд, будто все население бывшей Золотой Орды правоверные мусульмане, а ислам - единственный источник их мировоззрения. Именно с этой ошибочной точки зрения в правительстве России обсуждалось прошлое, настоящее и будущее тюркоязычных кочевых народов Великой степи, в частности казахов. Именно поэтому посол Императрицы Анны Иоанновны Тевкелев, отправленный в 1731 году в Казахские степи к хану Абулхаиру для принятия в российское подданство казахов Младшего жуза, имел строгую инструкцию, составленную в стенах Коллегии Иностранных дел. Согласно этой инструкции, Тевкелев должен был стараться, «яко о наиглавнейшем деле, дабы в верности Ее Императорскому Величеству оный Абу-л-Хайр со всеми другими ханами и с старшиною, и с прочими всеми киргиз-кайсаки присягу по своей вере на алкоране учинили, и тое руками своими подписали, и ему, Тефкелеву, отдали».

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/18/...

Кончак (гг. рождения и смерти неизвестны), половецкий хан. Во 2-й половине 12 в. объединил половцев и создал сильную военную организацию. Совершил ряд походов в Киевскую и Переяславскую земли. В 1185 нанёс поражение князю Игорю Святославичу и пленил его. Описание похода Игоря Святославича и других русских князей против Кончака легли в основу «Слова о полку Игореве» . «История Российской Иерархии», т. IV, стр. 55, год 1262. Полное Собрание Летописей, т. IV, стр.98. Занимал кафедру с 1454 по1466 гг. Тохта (г. рожд. неизвестен – умер около 1312), хан Золотой Орды . Сын Менгу-Тимура , правнук Батыя . Рубан В. Г., «Московский любопытный месяцеслов на 1776 год». Москва. Наиболее крупными городами Золотой Орды на территории современного Южного Казахстана были: Сыгнак (находился на правом берегу Сырдарьи у города Яныкургана Кзыл-Ординской облости); Яссы (в XVI b. город получил название Туркестан и играл видную роль в истории Казахских ханств); Сауран (находился в 30 км к северо-западу от города Туркестана); Отрар (находился в 15 км западнее железнодорожной станции Тимур в Южном Казахстане); Дженд (находился на правом берегу Жаны-дарьи, в 115 км к западу от Кзыл-Орды), а так же иные города, располагавшиеся на территории Северного и Западного Казахстана. Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (24.2.1304, Танжер,—1377, Фес), арабский путешественник, странствующий купец. Оставил заметки о своем пребывании в Золотой Орде при дворе хана Узбека , изобилующие сведениями экономического, этнографического и культурно-бытового характера. Об этом свидетельствует, в частности, Водянское городище, где был раскопан заселенный русскими участок. Городище находилось на правом берегу Волги, в 2 км севернее г. Дубовка Волгоградской обл. Память в день празднования собора Тверских святых (воскресенье после 29 июня). В. Л. Егоров сопоставляет Бездеж (Бельджамен) с Водянским городищем. Гедимин – великий князь литовский с 1316 г. Подчинил себе все русские княжества от Полоцка до Киева и подготовил присоединение Волыни. Гедимин препятствовал объединительной политике Московского княжества, стремясь оторвать Псков и Новгород от Руси. В этой борьбе Гедимин опирался на союз с Тверью, скрепленный браком дочери Гедимина Марии с князем Дмитрием Михайловичем (1320). Гедимин первым стал титуловать себя «королём литовцев и русских». [СМИЗО, т. 1, с. 306.] В то же времпя Гедимин не мешал переселенцам жить по своим обычаям, позволял литовцам креститься, и даже некоторые из его сыновей приняли православие и женились на русских княжнах; но сам он умер язычником.

http://pravoslavie.ru/38349.html

При этом, хотя Р.Ю. Савоста и разместил изображение и описание такой монеты (типа монет) в разделе «Чекан Азака», он указал там же, что «этот тип пулов массово встречается в Крыму, вероятнее всего крымский чекан». с. 49] В рамках означенного типа монет выявлены несколько разновидностей рисунков тамги и обрамляющего её узора, отличающихся мелкими деталями: степенью искривлённости «ножек» тамги (срединная из которых - всегда прямая - напоминает «туловище» птицеоголового существа, а две крайние - загнутые наружу - условные крылья или руки), наличием или отсутствием на «головке» тамги «хохолка», количеством и расположением точек в узоре и т.п. (см. рис. 2 и 3: а - снимки и б - прорисовки обратных сторон монет из моего собрания). 2. Тип медных монет (пулов), чеканившихся с легендой «Чекан ал-Джадид». В разных публикациях упоминаются монеты этого типа (отличающиеся мелкими деталями), которые датируются 772 (), 773 (), а также предположительно 774 () и 777 () годами хиджры (соответственно, 1370/1371, 1371/1372, 1372/1373 и 1375/1376 гг.), или не имеющие обозначения года. с. 55 - 56; 43, с. 225, 233] Таким образом, они относятся ко времени правления второго хана «Мамаевой Орды» и Золотой Орды (Улуса Джучи) Мухаммада (Мухаммеда Булака) (годы правления: в качестве хана «Мамаевой Орды» - с 1370 или 1371 по 1380, на Сарайском престоле - с 1371 или в 1372, 1374 - 1375). Место выпуска монет с легендой «Чекан ал-Джадид» точно не определено. «Начало выпуска пулов с легендой " чекан ал-Джадид - " Новый чекан, - указывает, в частности, Р.Ю. Савоста, - связано с правлением хана Абдаллаха. Выпуск осуществлялся на территории так называемой Мамаевой Орды, и после Абдаллаха продолжался при хане Мухаммеде, а затем - и при хане Токтамыше. По датам выпуска эти пулы можно поставить в один ряд с монетами, на которых место выпуска указано как " чекан Орды. В этом случае получается не только общий хронологический ряд, но и общая территория выпуска этих монет. Можно заключить, что пулы чекана ал-Джадид чеканили на передвижных монетных дворах при временной ханской ставке, а также на монетных дворах крупных золотоордынских поселений.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

К.) с дары и поминки» (податями); послы долго гостили у «царя» и «выидоша из Орды киличееве князя великого Толбуга да Мокшей к госпожину дни (то есть они вернулись в Москву лишь 15 августа 1381 года.- В.К.). Ноеще в конце 1380 (или в самом начале 1381-го) года «царь» Тохтамыш, как известно, окончательно добил Мамая «на Калках» (по-видимому, там же, где в 1223 году монголы впервые разбили русско-половецкое войско), «и оттуду послы своя отпусти... ко князю великому Дмитрию Ивановичю и ко всем князем русскым, поведая им... како супротивника своего и их врага Мамая победи (вернее, добил.- В. К.)... Князи же русстии послов его отпустиша с честью и с дары, а сами на зиму ту и на ту весну (уже 1381 года.-В.К.) за ними отпустиша... своих киличеев со многыми дары ко царю Тохтамышю (то есть это было уже второе посольство Руси к «царю»). Общеизвестно, что впоследствии, в августе 1382 года, тот же самый хан Тохтамыш совершил неожиданный сокрушительный набег на Москву. Но об этом - достаточно сложном по своему смыслу - событии речь пойдет ниже. Сейчас же следует вдуматься в процитированные - запечатлевшие происходившее по горячим следам - летописные сообщения, которые историки, пишущие о Куликовской битве, почти никогда не приводят, ибо из них недвусмысленно явствует, что и великий князь Дмитрий Иванович, и хан (по-русски - царь) Тохтамыш отнюдь не полагали, что на Куликовом поле Русь сражалась против Золотой Орды. Русь действительно самоотверженно сражалась с уже покорившими полмира монгольскими войсками почти на полтора века ранее, в 1237-1240 годах, непосредственно во время нашествия. Но затем она так или иначе вошла в состав Золотой Орды и никогда не преследовала цель выйти из нее посредством войны. Мне могут возразить, что Иван III в 1480 году все же выступил с мощной военной силой против хана Ахмата и заставил его удалиться. Однако к этому времени Золотая Орда уже не существовала: она уже сравнительно давно распалась на несколько то и дело воюющих между собой самостоятельных ханств - Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и т. д. И Ахмат являлся ханом не оставшейся в былом Золотой, а просуществовавшей недолгое время так называемой Большой Орды, занимавшей сравнительно малую территорию между Днепром и Доном и подвергавшейся нападениям других ханов - и из Крыма, и с Волги. В написанной почти через столетие после обретения Русью независимости, в 1364-1565 годах, «Казанской истории», как бы подводившей итоги взаимоотношений Руси и монголов, с полной ясностью утверждалось, что после разгрома и гибели в битве 1238 года на реке Сити великого князя Юрия Всеволодовича «покорился великий князь Ярослав Всеволодович Владимирский (брат Юрия и отец Александра Невского.- В. К.) и начал платить дань царю Батыю в Золотую Орду... И после него наши русские князья, сыновья и внуки его многие годы выходы и оброки платили царям в Золотую Орду, повинуясь им, и все принимали от них власть (перевод Т. Ф. Волковой).

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/27/...

Ольга, Вы попали прямо в точку! В основе характера западной аскетичности лежит не христианская праведность, а их душевно-эмоциональная сухость. Их души закатаны в асфальт. Это у них генетическое. 15.11.2016 - 08:19 Род Романовых состоит в : Род Романовых состоит в родстве с тюркскими родами Шереметевых и Колычевых. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский - сын урождённой Беклемишевой, т.е. частично имел тюркскую кровь. Шишкины - активные фамилии XVI века, имевшие дело с тюркским миром, как выходцы из этого мира, хорошо знали тюркские языки: Шишкин Иван Васильевич, в 1549-1550 гг. сидевший в Казани и в 1550 году посланный в Москву, Шишкин Русин Никитич, посол в Ногаи в 1566 г. к Урус мурзе). Вот список некоторых известных русских фамилий тюркского (булгаро-татарского) присхождения (их предки - крещёные татары из татарской знати, вышедшие из Орды на службу к русским князьям): Абдуловы, Адашевы, Аксаковы, Алмазовы, Алябьевы, Аничковы, Апраксины, Аракчеевы, Арсеньевы, Атласовы, Ахматовы, Бабичевы, Бажановы, Базаровы, Бердяевы, Берсенёвы, Бибиковы, Богдановы, Булгарины, Булгаковы, Бунины, Бухарины, Гаршины, Глинские, Давыдовы, Дашковы (один из 2-х родов), Державины, Елчины - Елцины, Сабуровы, Ермоловы, Иевлевы, Измайловы, Кадышевы, Карамзины, Карауловы, Киреевы, Кожевниковы, Козаковы, Корсаковы, Кречетовы, Куприны, Леонтьевы, Мамины, Минины, Мичурины (Бичурины), Мурзины, Мусины, Нагие, Нарышкины, Огарёвы, Павловы (от сына Ослана (Арслана), мурзы из Золотой Орды, вышедшего на службу к Дмитрию Донскому, в крещении Павла), Пешковы, Подольские (в «Бархатной книге» (т. II, с 382) отмечается выход их предков из Золотой Орды), Рагозины, Радищевы, Растопчины, Рахманиновы, Салтыковы, Скрябины, Сомовы, Строгановы, Сытины, Тархановы, Темирязевы, Тургеневы, Тухачевские, Ушаковы, Хомяковы, Чаадаевы (Чагадаевы), Шалимовы, Шамовы, Шараповы (Шераповы), Шахматовы (Шехметовы), Шереметевы, Шубины, Щербаковы (записан выход рода из Золотой Орды в лице Салта Щербака, в крещении Фёдора), Юсуповы, Языковы. («500 Русских фамилий булгаро-татарского происхождения» http://www.remezovi.ru/site/?page_id=325 ) Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2016/11/03/20-0...

Москва придерживалась традиционной политики союза с наследниками ханов Ак-Орды – прежде всего с Тохтамышем, проводимой со времен Батыя. Мамай, как видим, опирался на союз с Западом, главным образом с генуэзскими колониями в Крыму. Это различие оказалось решающим в дальнейшем ходе событий. В начале 70-х годов XIV века агент генуэзцев в Москве богатейший купец, грек по национальности Некомат Сурожанин, организовал заговор с целью свержения Московского князя Димитрия Иоанновича. Этот заговор посредством военного переворота должен был осуществить начальник московского городского ополчения (тысяцкий) Вельяминов. Но в 1375 году заговор был раскрыт и Вельяминов казнен. Не сумев установить контроль над Московским княжеством с помощью внутреннего переворота, как это удалось сделать с Золотой Ордой, генуэзцы решили подчинить себе Москву с помощью внешнего военного давления через Мамая. Но Мамай намеревался не просто подчинить себе Русь с целью взимания дани, как было во времена прежних золотоордынских ханов. Он предполагал непосредственно поселиться со своим окружением в лучших русских городах – изгнать русских князей и сесть на их место – на что Золотоордынские правители никогда не посягали. Об этом говорит и автор «Сказания о Мамаевом побоище»: «Мамай... нача глаголати ко своим упатом и князем и уланом: " Аз тако не хощю творити, како Батый; како изждену князи и которые породы красны довлеют нам, и ту сядем, тихо и безмятежно поживем... " И многи Орды присовокупив к себе и рати ины понаимова... И поиде на Русь... и заповеда улусом своим: " Ни един вас не пашите хлеба, да будете готовы на Русские хлебы... " ». Равным образом в Слове о житии Димитрия Иоанновича Донского замечено о Мамае, будто он, собираясь на Русь войною, говорил: «Возьму землю Русскую, и церкви христианские разорю, и веру их на свою преложу, и велю им поклоняться своему Магомету». Эта цель была поставлена, надо думать, генуэзцами, ибо ханы Золотой Орды никогда не имели подобных намерений. Стало быть, Мамаева Орда представляла собой принципиально другое, особое явление, нежели Золотая Орда, и ставила перед собой иные цели.

http://pravoslavie.ru/38349.html

«Наиболее вероятной, - указывала С.А.Янина, - кажется датировка анэпиграфных монет с тамгой временем правления Туда-Менгу (1280 - 1287 гг.), Тулабуги (1287 - 1290 гг.) и первыми годами правления Токты (с 1290 г. по 1300 г.). Общая датировка анонимных монет - 1280 - 1290 гг. - соответствует, таким образом, времени фактического правления в Золотой Орде Ногая. Помещение на монетах тамги дома Бату, а не имён определённых ханов указывает на сознательное подчёркивание идеи преемственности во власти и ослабление самостоятельного значения правивших в это время ханов».(30) Авторитетный нумизмат В.П.Лебедев также подчёркивал, что «большое число анонимных и недатированных монет с обязательным помещением джучидской тамги» в Булгаре (Болгаре) выпускалось «в 1280 - 1300 гг. - в период наивысшей активности Ногая».(31) С учётом известных «византийских симпатий» последнего и языческих симпатий поставлявшихся им ханов следует предположить, что религиозная жизнь в Золотой Орде (Улусе Джучи) в то время отличалась большим разнообразием. «Один из парадоксов культурного развития Золотой Орды состоит в том, - подчёркивал М.Г.Крамаровский, - что вне зависимости от религиозной доктрины, принятой отдельными представителями ханского дома, шаманизм как религиозная доминанта, проявляющая себя в явной или скрытой форме, остался неизбывен. Тонкая оболочка христианства несторианского толка или ислама, сквозь которую исторические источники рассматривают аристократию Улуса Джучи, всё ещё остающуюся шаманистской по сути, не способны скрыть приверженности джучидских элит к язычеству ни в XIII - XIV, ни в XV вв.».(32) Многочисленные источники свидетельствуют о поликонфессиональном составе населения бывших земель Волжской Булгарии, вошедших в состав Золотой Орды (Улуса Джучи), и, в первую очередь, самого города Булгар (Болгар), что, вероятно, стало возможным во многом благодаря «языческой веротерпимости» первых монгольских правителей.(33) При этом, как отмечал М.Г.Крамаровский: «Несмотря на господство в городах Золотой Орды ислама, а в степи - язычества, в городах и кочевнических ставках разных регионов страны отмечено существование христианского населения. В XIII - XIV вв. оно было представлено самыми разнообразными этническими группами от кыпчаков и алан, до греков, армян, какой-то части адыгов, латинян и, конечно, славян».(34)

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/14/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010