Но главное заключается в том, чтобы крест носить осмысленно, с верой, не снимая. 7.8. Можно ли носить неосвященный крестик?  – Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Тем не менее принято нательные крестики освящать в церкви, особенно приобретенные не в храме. 7.9. Можно ли носить крестик на цепочке? – Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался. 7.10. Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый? – Можно. Крест – это святыня, символ спасения. В чине освящения нательного креста не указывается имя конкретного человека. 7.11. Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака? – Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2 Кор. 6:14–16 ). 7.12. Надо ли снимать крест при мытье в бане? – Не принято снимать освященный нательный крест. В особых случая металлический крест можно заменить на деревянный. 7.13. Должны ли православные верующие почитать четырехконечный крест или только восьмиконечный? – Православная Церковь одинаково почитает как восьмиконечный, так и четырехконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Форма креста – вопрос не догматический, а исторический и эстетический. Почитая крест четырехконечный и восьмиконечный, Православная Церковь почитает не два креста, а один крест Господень, как например, почитая полное и поясное изображение Христа Спасителя, чтит Одного Спасителя. Любой крест: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный, сделанный из дерева, металла или какого-либо другого материала почитается не за внешний вид или материал, а почитается как образ и символ Христова Страдания. «Ибо всякий раз, как где будет знамение, там будет и Сам Он» (св. Иоанн Дамаскин ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Но мы с вами быстренько пройдем эту цепочку заветов к Иисусу Христу, потому что очень важно нам не перескакивать здесь. Мы идем точно также, из такого же язычества, мы идем из такого же самого полного грехопадения, и нас нужно вытаскивать постепенно. Сразу никакой самолет не поворачивается на 180 градусов, он поворачивается постепенно, и мы с вами идем постепенно. Бог дает нам все больше и больше возможности заключить с Ним договор. Бытие, 9 глава. Завет с Ноем И вот Бог заключает первый из этой цепочки договоров с Ноем. Этот договор, его не очень просто найти в Библии, но имеет смысл постараться и найти его. В договоре всегда есть две стороны, одна сторона предлагает нечто, другая сторона отвечает чем-то другим. И есть еще третья вещь, печать, знак того, что завет заключен. И в каждом завете, который Бог будет заключать с человеком, будут эти три элемента – две стороны и знамение завета, знак. Давайте посмотрим, как это все выглядит в Завете с Ноем. Быт.9:1 «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».  Но это и раньше было сказано, ничего нового.  Быт.9:2 «да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные,   все, что движется на земле»  – и это уже было раньше. Хотя, впрочем, это было еще в замысле, но человек-то выпал из этого замысла, так что здесь Бог призывает, как бы вернуться. Посмотрите, как это будет дальше –  Быт.9:2-3   « все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» . Вообще, если мы почитаем внимательно 2ю главу, мы увидим, что в пищу человеку по замыслу дана только зелень травная. Это что значит, что люди до сих пор ничего живого не ели? Еще как ели, еще Авель же принес жертву от скотов, так что ели как миленькие. Не в этом дело, ели без санкций, здесь санкция дается, но это еще не формулировка завета, не в этом дело. А вот дальше смотрите внимательно. Прочитаем, что Бог обещает –  Быт.9:11 «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».  Это то, что Бог обещает, и это хорошо, и это то, что человеку хочется – выживание, все в порядке.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Об этом же несколько веков спустя и у преподобного Иоанна Дамаскина: “должно поклоняться знамению Христа. Ибо всякий раз как где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы то слу­чилось, не должно поклоняться. И так всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Самому Ему” 33 . О тождественности Христа и Его знака здесь говорит и сам текст данного пассажа. В большинстве сохранившихся греческих манускриптов здесь стоит Cristoà, тогда как в большинстве латинских crucis (то есть stauroà). Необходимость даров Духа Божия для последователей Мессии В крещальной традиции апостольского века крещение прини­мают для прощения грехов, чтобы потом иметь доступ к дарам Святого Духа. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян 2:38). Так же мыслит и Ерм. В контексте “Пастыря” принявшие “печать Сына Божия” должны принять и “дары Духа”. “А кто, господин, эти девы?”. “Это, — говорит, — святые духи; человек не может войти в царство Божие, если они не облекут его в свою одежду. Ибо никакой пользы не будет тебе, если примешь имя Сына Божия, и вместе не примешь от них одежды Принявшие эти дары Духа укрепились и были в числе рабов Божиих” 34 . Здесь прямое свидетельство о древней практике таинства Миропомазания (или подтверждения даров — конфирмации). Новозаветное прочтение знака Яхве и Его Мессии Итак, печать Бога согласно книгам Ветхого Завета должна выглядеть как знак Иезекииля “тав”, сообщать человеческое имя Мес­сии и говорить о победе Яхве. В откровении Иоанна Богослова знак Яхве тождественен знаку Мессии. Они употребляются в парном сочетании как образ спасения, единства и промыслительности над миром Самого Бога. Я есмь Альфа (Алеф) и Омега (Тав), начало и конец… (Откр 21:6), что передано также как Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний (Откр 22:13).

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

Об этом же несколько веков спустя и у преподобного Иоанна Дамаскина: «должно поклоняться знамению Христа. Ибо всякий раз как где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы то случилось, не должно поклоняться. И так, всему тому, что посящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Самому Ему» . О тождественности Христа и Его знака здесь говорит и сам текст данного пассажа. В большинстве сохранившихся греческих манускриптов здесь стоит Χριστου, тогда как в большинстве латинских crucis (то есть σταυρου). - необходимость даров Духа Божия для последователей Мессии В крещальной традиции апостольского века крещение принимают для прощения грехов, чтобы потом иметь доступ к дарам Святого Духа. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа (Деян. 2.38). Так же мыслит и Ерм. В контексте «Пастыря», принявшие «печать Сына Божия» должны принять и «дары Духа». «А кто, господин, эти девы?» «Это, - говорит, - святые духи; человек не может войти в царство Божие, если они не облекут его в свою одежду. Ибо никакой пользы не будет тебе, если примешь имя Сына Божия, и вместе не примешь от них одежды. (...) Принявшие эти дары Духа, (...) укрепились и были в числе рабов Божиих» . Здесь прямое свидетельство о древней практике Таинства Миропомазания (или подтверждения даров - конфирмации). - новозаветное прочтение знака Яхве и Его Мессии Итак, печать Бога согласно книгам Ветхого Завета должна выглядеть как знак Иезекииля «тав», сообщать человеческое имя Месии и говорить о победе Яхве. В откровении Иоанна Богослова знак Яхве тождественен знаку Мессии. Они употребляются в парном сочетании как образ спасения, единства и промыслительности над миром самого Бога. «Я есть (Алеф) и (Тав) начало и конец...» (Ап. 21.6), что в переводе на греческий передано как «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Ап. 22.13).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Так и всякий человек, желающий возвратиться к Богу, не должен медлить, не должен откладывать своего обращения от времени до времени, но тотчас должен приносить покаяние и уже не возвращаться к прежним грехам. В-четвертых, блудный сын пошел к отцу своему не с одной только надеждой и уверенностью, но в то же время и с повинной головой: он шел именно с тем, чтобы предать себя, как преступника, как виновника, в полное правосудие отца своего; он просил отца своего принять его из милости и не как сына, – это он считал для себя недостойным, но принять как наемника, как чужого, как постороннего работника. Так и кающийся грешник должен не только иметь надежду на Бога, но в то же время предавать себя в полную волю Его: пусть, если угодно Богу, пусть накажет нас за грехи наши, но только бы принял к Себе. Как поступил с блудным сыном отец его? Отринул ли его прошение? Прогнал ли его? Нет. Добрый отец никогда не мог забыть его, жалел о нем, о погибшем сыне, и по влечению сердца своего каждодневно смотрел в ту сторону, куда ушел он; и едва лишь только увидел его, идущего вдали, отеческое сердце его сказало ему, что это он, это сын его, которого он считал погибшим; и добрый отец тотчас поспешил навстречу сыну своему, и со всей горячностью прижал его к сердцу своему и со всей нежностью облобызал его. Возвратившийся сын говорил ему: «Отец мой, я виновен перед Богом и перед тобой, и потому я уже не стою того, чтобы быть и даже называться сыном твоим!» Но добрый отец принимает его как сына, велит одеть его в самую лучшую одежду и, как знак милости своей, как знак восстановления в прежнее право сына, надевает перстень на руку его и вводит в дом свой, и тотчас делает самый знаменитый пир от радости, что живым и здоровым воротился сын его к нему. Так Отец Небесный любит и страдает о всяком человеке; так Отец Небесный поступает с каждым кающимся грешником! Так Он, лишь только увидит кающегося грешника, ищущего Его милосердия, тотчас идет к нему навстречу со всей Своей милостью, так Он, Отец Небесный, одевает раскаивающегося грешника одеждой Духа Святого и одеждой нетления, обручает его в жизнь вечную и делает наследником Своего Царствия и, наконец, вводит его в Царствие Свое и радуется о нем радостью вечной. Вот что есть истинное покаяние! Итак, братие мои! мы, подражая блудному сыну в его развратном поведении и подражая, может быть, очень усердно, будем подражать ему и в его обращении; будем иметь всегда чувство покаяния, будем сердечно и как можно чаще жалеть и раскаиваться в грехах наших; восчувствуем свое преступление перед Небесным Отцом нашим, – и будем прибегать к Нему с истинным раскаянием и сыновней преданностью, и тогда – Он даст нам Духа Святого, Который доведет нас и до Царствия Небесного. (Из творений святителя Иннокентия, митрополита Московского, том I) 389. Так ли мы любим согрешающих?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

21. Видишь, как все предрекают пришествие Господне. Видишь, как знают «глас и птицы». Какой это глас? Посмотрим. «Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов, и во трубе Божии снидет с небесе». Архангел возгласит и скажет всем: «Восстаньте в сретение Господа». И страшно пришествие Владыки. Давид говорит: «Грядет Бог наш и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий и вокруг Его сильная буря» ( Пс. 49:3 ). По Писанию, недавно читанному, приидет ко Отцу «как бы Сын Человеческий на облаках небесных» (Дан. 7, 13), и потечет река огненная для испытания человеков. У кого дела золотые, они сделаются более светлыми. А у кого дело подобно тростию и непрочно, оно сгорит огнем. Отец сядет, имея на Себе «одеяние бело, как снег, и волосы головы Его – как чистая волна» (9). Это сказано человекообразно. В каком же смысле? В том, что Он Царь неоскверненных грехами. Ибо говорит: «убелю грехи ваша, яко снег и яко волну» ( Ис. 1:18 ). А. это – знак прощения грехов, или и безгрешности. Придет же Господь с небес на облаках, как и восшел на облаках. Ибо Сам сказал: «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:30 ). 22. Но какой же признак Его пришествия, которому не отважится подражать сопротивная сила? Сказано: «и тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (30). Истинное же отличительное знамение Христово есть КРЕСТ. Световидное знамение креста предшествует Царю, прежде распятому, конечно для того, чтобы злоумышлявшие и пронзившие Его прежде иудеи, увидев, восплакали «каждое племя особо», говоря: «вот заушенный, Тот, Кому плевали в лицо; Тот, Кого облагали узами; Тот, Кого, распяв, вменили прежде ни во что! Куда убежим от лица гнева Твоего?» – скажут они. Но окруженные ангельскими воинствами никуда убежать не возмогут. Страх врагам – крестное знамение, и радость друзьям, уверовавшим во Христа, или проповедникам Его, или пострадавшим за Него. Кто же тогда будет столько блажен, что окажется другом Христовым? Не презрит рабов Своих сей славный Царь, дориносимый ангелами, единопрестольный со Отцем; и, чтобы избранные Его не смешались с врагами, «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут избранных Его от четырех ветров» (31). И одного Лота не презрел Он, презрит ли многих праведных? «Приидите, благословенные, Отца Моего» ( Мф. 25:34 ), скажет Он тем, которых понесут облачные колесницы и соберут ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”. Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин… Культура, разрушающая гармонию Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына. Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир. А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

http://azbyka.ru/kainova-pechat-civiliza...

О почитании креста надо заметить следующее. До страданий Господа нашего Иисуса Христа крест считался позорным орудием казни. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий. Почему Священное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом ( Втор.21:23 ). Но Спаситель взошел на крест не за Свои грехи и не невольно, а ради нашего спасения и добровольно (см.: Гал.3:13 ; Ин.10:17–18 ). Крест стал, таким образом, жертвенником, на котором принесена великая жертва за все человечество. И если при жизни Христа Спасителя стремились прикоснуться к Его одежде в надежде получить исцеление, – и получали его, если почитались первыми христианами опоясания и платки св. ап. Павла, то в равной мере, и даже большей, должен почитаться и Крест, к которому не только прикасалось тело Господа, но на котором совершилось избавление. Св. ап. Павел хвалится Крестом Господа нашего Иисуса Христа. «Я, – говорит он, – не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Было бы неверно думать, что св. Апостол хвалился крестным древом самим по себе, не имея в виду Распятого; само по себе древо не имеет благодатной силы, но оно получает ее через страдания Спасителя. И потому для св. ап. Павла Крест Господень, – то, перед чем надо благоговеть. Что в Новозаветных писаниях Крестом Господним именуются не только страдания Христа Спасителя, но и сам Крест, – древо крестное, свидетельствует св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин.19:25 ). Сам Спаситель, беседуя со Своими учениками о Своем втором пришествии, сказал, что оно будет предварено явлением знамения: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф.24:30 ). Что это за знамение? – По изъяснению св. отцов Церкви это Крест Господень (См.: св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 7. СПб., 1901, с. 767; т. 2. СПб., 1896, с.455). Какое значение в жизни православного христианина имеет Крест, говорят слова св. Иоанна Златоуста : «Через него совершается все, что для нас нужно. Нужно ли родиться, – предлагается нам Крест; хотят ли напитаться таинственной пищей, нужно ли принять рукоположение или другое что сделать, – везде предстоит нам этот знак победы. Потому то, мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки… Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самих лучей солнечных» (Его же. Творения. Т. 7. СПб., 1981, сс. 558–559).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их» (Иез.4:4 ). —  и Его позу обратно повторяет Богоматерь, Церковь Его, участвующая в Страстях Его. Рождество Христово. Новонаписанная икона Он возьмет Крест Свой на плечи, Он будет распят во тьме, наступившей среди полудня, Он явит единственное Свое знамение, знамение Сына Человеческого. «Перед глазами их возьми ношу на плечо, впотьмах вынеси ее, лице твое закрой, чтобы не видеть земли; ибо Я поставил тебя знамением дому Израилеву» (Иез.12:6) Но придет время, и Он выйдет через пролом, и выведет Своих с Собою – «путем новым и живым». «Я…  вечером проломал себе рукою отверстие в стене, впотьмах вынес ношу и поднял на плечо перед глазами их» (Иез.12:7) Знак же того, что Церковь от язык не будет уничтожены гневом Божиим — вервь Раавы, червленая вервь у  окна-пролома, которую напоминают очертания закутанной в мафорий от головы до ног Богоматери. По ней Иисус, Великий Вождь, узнает Своих. Если Иисус отвержен от земли живых, поруган и оплеван, то Церковь Его разделяет ту же самую участь. Её называют «блудницей», её поносят и ругают, но она спасает, ибо она делает дело Христа Спасителя. У них – одно дело. Спасение мира. Иконы Рождество и Феодоровская в церкви Новомучеников. Санкт-Петербург Священномученик Ириней Лионский писал: «То, что пророком, образно представлено чрез действие, Апостол показывает, что оно истинно сделано Христом в Церкви. Так и Моисей взял жену эфиоплянку, которую сделал израильтянкою, предзнаменовывая, что дикая маслина привьется к благородной и будет причастна ее тучности. Ибо так, как родившийся по плоти Христос имел быть иском от народа на убиение, но спастись в Египте, т. е. среди язычников, и освятил бывших там младенцев — ибо Египет изначала был языческий, как и Эфиопия, — то чрез брак Моисеев означался брак Слова, а чрез жену эфиоплянку — Церковь из язычников, и кто ее поносит и обвиняет и издевается над ней, не будут чисты, а будут они прокаженные и изгоняться с земли праведных. Так и блудница Раав, осуждавшая себя за то, что была язычница виновная во всех грехах, приняла трех соглядатаев, которые осматривали всю землю, и скрыла у себя их, т. е. Отца и Сына со Святым Духом. И тогда, как весь город, к котором жила, превратился в развалины при звуке семи труб, наконец блудница Раав была спасена со всем домом своим по вере в красное знамение, как и Господь сказал не принявшим Его пришествия, именно фарисеем, которые вменяли в ничто знамение красного, что означало пасху, освобождение и исход из Египта, — говоря: «мытари и блудницы предваряют вас в Царстве Небесном».

http://pravmir.ru/rozhdestvo-prolom-v-st...

4. У зла нет сущности, у Антихриста нет сущности. Но Христос пролил за нас Свою Кровь. Чтобы мы стали едиными. Грех есть, но сущности его нет. Поэтому и сказано: был и нет его, и явится. Явится понимание и разоблачение Антихриста. 3. Если сердечный приступ православного священника есть образ Украины, то пролитие Вина - Антихрист. Ведь не по вине православного священника пролито Вино. События на Украине - к Антихристу. Но не войне, а разоблачению Антихриста, ибо облачение православного священника - от раскольника, от раскола. А выявить Антихриста - значит и вопрос о расколе в Христианстве - преодолеть и соединиться во Христе, при суверенитете каждой конфессии. Поэтому и греха на православном священнике нет и не будет греха в том, чтобы стать единым христианством, то есть едиными во Христе, оставаясь по конфессии каждый собой. Ибо и иудей и эллин во Христе - брат. И католик и православный и протестант. Весь вопрос в том, чтобы не только решиться выявить и разоблачить Антихриста, но и в том, что бы понимать как это сделать. Но, раз знамение дано, значит и мудрость мировоззрения появится. 2. На мой взгляд, это событие - знак того, что надо больше молиться за архиереев УПЦ, за их священство и прихожан. Не забывать подавать за них записки на проскомидию. 1. Можно понять, как Украинская Православная Церковь от сатанинского преследования нацисткой властью находится на высшей точке психического напряжение. Это безмерное искушение и проверка веры нашего воистину апокалиптического времени. Что мученичество последует, ясно и без всяких кровавых знаков. Оно уже наступило — и на духовном, и телесном плане. " я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число " (Откр Иоанна 6:9)

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/14/zn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010