Архив Христос перед Анной Кто приговорил Мессию к смерти? Хотя окончательный приговор вынес римский судья Понтий Пилат, несомненно, что главными действующими лицами были члены иерусалимского синедриона. Это название высшего судебного органа покоренного, но еще не лишенного окончательно всех прав народа встречается в Библии только в Евангелии и Деяниях св. апостолов (Мф. 5, 22; 26. 59; Мк. 14, 55; 15, 1; Лк. 22, 66; Деян. 5, 21, 27, 34; 6, 12, 15 и др.). О возникновении синедриона (евр. — «санхедрин») сведений нет. При мидийско-персидских правителях, установивших в 30-е годы VI в. до Р.Х. власть над Палестиной, иудеям дано было право иметь своих судей. В указе царя Артаксеркса I Долгорукого (464–424 гг. до Р.Х.), данном Ездре перед его возвращением в землю обетованную, было сказано: “Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою” (Езд. 7, 25). Однако нет оснований говорить о появлении синедриона именно в это время. Греческая этимология этого слова (synedrion; от syn — «вместе» и hedra — «седалище») скорее всего указывает на происхождение синедриона уже в эллинистическую эпоху, начавшуюся в период восточных завоеваний Александра Македонского (20-е годы IV в. до Р.Х). Некоторые библеисты на основании упоминания совета старейшин во 2-й книге Маккавейской (4, 44) относят начало этого судейского органа к эпохе героической борьбы иудеев против иноземной власти царей из династии Селевкидов (70–60-е годы II в. до Р.Х.). Иосиф Флавий в “Иудейских древностях” говорит о синедрионе только с XIV-й книги, где рассказывается о событиях, последовавших после покорения главнокомандующим римской армией в Малой Азии Гнеем Помпеем Палестины (XIV. 9. 3–5). Это упоминание о судебном органе евреев относится к событиям около 55 г. до Р.Х. Членство в синедрионе было пожизненным. Число судей, согласно Талмуду, было 71. Традиция эта восходит ко времени прор. Моисея. “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они там стояли с тобою” (Числ. 11, 16). Вместе с Моисеем совет старейшин состоял из 71-го члена. В интересующую нас эпоху синедрион мог судить первосвященника, лжепророка и вообще рассматривать религиозные преступления.

http://pravoslavie.ru/put/070227112849.h...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение второе. О вере и любви, яже о Христе Иисусе § 13 Через Христианскую веру означается оная спасительная истина, что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Мессия, Праотцам обетованный, Пророками предвещенный, Иудеями чаянный и посланный от Бога в мир удовлетворить правосудию Божию за грехи человеческие, возвестить людям путь правый, сказать суд грядущий и уверить их о жизни будущей. К сему о вере учению присоединяет Апостол Павел несомненное упование: вера, глаголет он, вера есть уповаемых извещение; ( Евр. 11:1 ) есть сильное удостоверение о Божиих обетованиях и твёрдое чаяние исполнения оных; есть источник всех тех возвышенных побуждений, коими смертные одушевляются чистейшим услаждением к произведению всякого блага на земли, к несомненному упованию воздаяния на небесах. Выше же, в § 2-м сказано, что создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем. Все сии спасительные предметы объемлем верою и упованием, по Апостольскому учению; таково же учение о вере и в Символе веры . § 14 Символ веры начинается так: Верую во единого Бога и проч.; и по числу трёх Божественных лиц можно разделить Символ веры на три части, то есть на науку о Боге Отце, на науку о Боге Сыне, и на науку о Боге Духе Святом, и на четыре прибавления: о Церкви, о Святом крещении и других благодатных таинствах, о воскресении мертвых, и о жизни будущей. § 15 Символ веры о Боге Отце внушает нам: что Он всех видимых и невидимых тварей Создатель, Вседержитель и Промыслитель: ecu о Нем живем, движемся, и есьмы. ( Деян. 17:28 ) Сии действия Божии всем трём Божественным лицам общие: но в Символе веры , для различия Божественных ипостасей, и внешними действиями к Богу Отцу относятся, яко первой в Божестве Ипостаси. § 16 Символ веры о Боге Сыне вещает нам: что Он от Бога Отца прежде век рожден, и есть Бог истинный от Бога истинного, яко свет от света, единосущен Отцу и Святому Духу; по пришествии своём на землю нас ради человек и нашего ради спасения от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, родился, и есть совершенный Бог и совершенный человек, Искупитель и Ходатай всемирный; во удовлетворение правосудию Божию за грехи всего мира страдал, умер, в третий день воскрес, по четыредесяти днях своего из мертвых воскресения вознесся на небо, и паки приидет в последний миробытия день судить живых и мертвых для достойного коемуждо по делам воздаяния. § 17

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Не только Бог для нас что-то делает, но и мы должны тоже что-то отдавать Богу 8 сентября, 2014. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Почему они так ослепли? Потому что, не принося никаких плодов, пользуясь только тем, что Бог даёт, но не думая, что он должен дать Богу, неправильно относясь к жизни, человек становится духовно слепым. 7 сентября, в Неделю 13 по Пятидесятнице, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. Мы сегодня за Божественной литургией слышали притчу о виноградаре и винограднике. Удивительный человек оставил виноградарям всё, что он сделал: посаженный виноградник с оградой, башней, точилом — то есть не только с плодами, но и с возможностью что-то с этими плодами сделать — и ушёл, сказав им: «Потом какую-то часть отдадите, а остальным пользуйтесь». В ответ на это виноградари решили завладеть всем и убить хозяина и его сына. Эта притча, как нам толкуют её учителя церковные, рассказывает нам историю ветхозаветного народа, который от Бога получил всё: и закон, и пророков, и ветхозаветную Церковь с богослужением, и заповеди. Но всё это им не принесло пользы, потому что люди, получившие от Бога всё это, начали этим гордиться перед другими — соседями, современниками, себя считая первым сортом, а кого-то — вторым. И когда пришёл Спаситель, вместо того чтобы принять Его, вместо того чтобы порадоваться Его пришествию, возликовать душой и сердцем, вспомнить, о чём предсказывали пророки, что говорил Закон, как Господь их вёл среди самых непростых жизненных обстоятельств в землю обетованную, сохранял их в этой земле и вразумлял, они убили Сына. И эта история служит напоминанием нам в сегодняшний день. Есть то, что нам Бог даёт изначально, что не является нашей заслугой. Может ли быть нашей заслугой то, что мы родились на земле, где большинство людей — православные? Мы бы могли родиться где угодно — в Африке могли бы родиться, в Иране, в Ираке, где за принятие христианства существует смертная казнь, или в Японии… Но мы родились на той земле, где тысячи лет исповедуют Православие, и где большинство людей — православные. Это не наша заслуга.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Беседа XXXII. О третьем члене символа веры. О приготовлении евреев к принятию обещанного спасителя Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася В прошедшей беседе я сказал вам, братие, что Господь для сохранения истинной веры выделил из числа других народов народ еврейский в лице Авраама и особенным образом приготовлял его к принятию Спасителя. Господь повторил Аврааму обещание о рождении Спасителя и вступил с ним и с его потомством в особый завет, поэтому и происшедший от него народ называется избранным народом Божиим. Впрочем, не все его потомки составили избранный народ Божий, а только происшедшие от сына его Исаака, и не все потомки этого последнего, но происшедшие от сына его Иакова. Народ этот называется еврейским по имени Евера, одного из предков Авраама. Внук Авраама иначе называется Израилем, посему происшедший от него народ еврейский называется иначе израильским. Наконец, тот же народ называется еще иудейским по имени Иуды, сына Иакова. Потомки Иакова, по воле Божией, переселяются вместе с своим родоначальником в Египет. Здесь, по смерти Иакова, молодой народ еврейский подвергся тяжелым испытаниям от египтян, пока Господь чудесным образом чрез Моисея не избавил его от рабства египетского. Он дал им новую землю, которую прежде обещал дать Аврааму, почему и земля эта называлась обетованною. На ней Господь поселил евреев. Земля эта называлась еще ханаанскою по имени народа, ее населявшего; в наше время она называется Палестиною, – это та земля, где стоит священный город Иерусалим, прежде принадлежавший евреям. Чудесно избавленный от рабства египетского и поселенный на Богом данной земле, народ еврейский помнил благодеяния Божии и праздновал день своего освобождения. Чрез Моисея Господь дал ему закон, который касался и веры евреев, и их богослужения, и даже гражданской и общественной жизни. Закон евреев отличался от закона всех других народов: он имел целью своею предохранить их от идолопоклонства, разобщить их с языческими народами и приготовить к принятию Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Библия, изложенная для семейного чтения Рабство израильтян в Египте. Моисей Моисей у Неопалимой купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай) По смерти Иосифа сыновья Иакова и семьи их продолжали жить в земле Гесем — на границах Египта и Аравии. Со временем, быстро размножаясь, они образовали целый особый народ, которому определено было стать избранным Богом для исполнения Его обетований. Живя в Гесеме, евреи продолжали быть хранителями отеческих преданий о Божественном Откровении. Само провидение благоприятствовало их обособлению в этой чудной, отведенной для них земле. В то же время высокий уровень цивилизации древнего Египта содействовал и их разностороннему развитию. Пока фараоны помнили о том, какую услугу оказал им Иосиф, евреям жилось в Египте хорошо. И они мало-помалу стали оставлять родные обычаи, перенимать язычество, предаваться суевериям и пороку. В наказание за это Господь лишил их Своей милости и подверг тяжким испытаниям. Образумившись, они снова обратились к Богу и умоляли Его о помиловании и спасении. И были услышаны. Господь вывел их из Египта в прежнюю землю обетованную, данную в наследие праотцу их Аврааму Самим Богом. Орудием избавления израильтян от ига египетского был Моисей . Чудесная судьба была у этого избранника Божия, изменившего и направившего на новый путь судьбу своего народа. Родился он в то время, когда бедствия народа его достигли, казалось, высочайшей степени. Управляли тогда Египтом уже не цари-гиксы (иноземцы), при которых так спокойно жил и размножался пришлый народ еврейский, их давно вытеснила новая династия правителей из туземцев, которые совершенно иначе отнеслись к чужеземному народу, основавшемуся по-соседству. Предполагая в них национальную враждебность, их подвергали жесточайшим преследованиям, отягощали непосильными работами на устроение и украшение египетской земли. Между прочим построили фараону евреи «Пифом и Раамсес, города для запасов, (и Он иначе — Илиополь). И делали египтяне жизнь евреев горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью».

http://pravoslavie.ru/2797.html

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. 14 марта, 2005 В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. В самом начале Великого поста , как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию? Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

http://pravmir.ru/velikij-post-velikij-p...

Виктор Антонов Секта Мормонов Скачать epub pdf Мормоны... Диковинное и непривычное для русского уха слово. До недавнего времени, что оно значит, знали лишь специалисты по сектам или американской истории. Да, именно оттуда – из США пришло к нам и само слово, а нынче прибыли и проповедники этой ереси. С двумя из них я столкнулся на станции метро «Технологический институт». Скромно одетые юноши- американцы стояли у столика, на котором лежала «Книга Мормона» и буклет, приглашавший посетить мормонское собрание по адресу: Невский проспект, 108, т.е. в самом центре Петербурга, где, оказывается, имеется собственная, отличная от всероссийской, городская миссия. Следовательно, прочно уже укоренились в городе свв. Ксении Петербургской, Иоанна Кронштадского и Вениамина Петроградского экзотические заморские сектанты, чье название года два тому назад было в нем мало кому известно. В 1994 году они имели в Петербурге уже 16 мест для своих сборищ. Официальное название секты – « церковь Иисуса Христа святых последних дней», слово же «мормоны» происходит от имени «Пророка» Мормона, который якобы составил « Книгу Мормона», историю между 600 г. до н.э. и 421 г. н.э. некоего еврейского племени, вышедшего при царе Седекии ( 2Пар. 36, 11–21 ) из Иудеи и после долгих морских странствий достигшего Америки. Эта книга, почитаемая мормонами вероучительной и своего рода «евангелием», в 1980 году впервые была издана на русском языке. Хотя она претендует на историчность, изложенные в ней факты, не подтверждаются ни письменными, ни археологическими источниками. Согласно «Книге Мормона», часть иудеев под водительством Нефия, богоизбранного младшего сына пророка Легии, морем прибыла в Америку и, «высадившись на землю,.. назвали ее землей обетованной». Прибывшие занялись земледелием и основали цветущую цивилизацию, но спустя несколько веков были истреблены отколовшимся от них племенем нечестивых ламанийцев, родоначальником которого был Ламан, старший брат Нефия. Нефийцы жили по законам Моисея и им в Америке, после своего вознесения, якобы явился Христос, Который «сказал двенадцати, избранным Им: Вы – Мои ученики и свет этому народу... И вот эта земля – ваше наследство; и Отец дал ее вам. И Отец повелел Мне, чтобы Я никогда не говорил об этом вашим братьям в Иерусалиме».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-mo...

Вопрос: Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год в в день очищения (Йом Кипур) первосвященник бросал жребий о двух козлах: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16: 8). Господь повелел по жребию разделить между коленами Израильскими землю Обетованную (см.: Нав. 18: 6–10). В этом сказалась Премудрость Божия. Завоеванная Ханаанская земля в климатической, географическом, хозяйственном и других отношениях отличалась большими контрастами. Были целые области совершенно непригодные для обитания (Иудейская пустыня). Другие области, напротив, были плодородные, отличались мягким теплым климатом, были близки к морю, как, например, Галилея. Могли возникнуть распри. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Поскольку все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил Господь Бог, и верили, что «все решение его (то есть жребия) – от Господа», то на протяжении 15-вековой истории Израиля ни разу не было между коленами недовольства своими уделами. С помощью жребия при Давиде были распределены чреды служения священников и левитов (см.: 1 Пар. 24: 5; 25: 8). Необходимо ясно видеть принципиальную разницу между жребием, к которому прибегают верные Господу люди после усиленной молитвы для решения вопросов, очень важных для жизни Церкви (избрание апостола Матфия (см.: Деян. 1: 21–26); Патриарха Тихона в самом начале русской смуты XX века) или народа (раздел Палестины по уделам), от тех случаев, когда определяется, какой шахматист будет играть белыми фигурами, или когда два мальчика решают, кому достанется оказавшаяся у них конфета. Все это – лишь технический прием, чтобы избежать споров и ссор. В этих случаях результат жребия бывает вероятностно-статистическим. В повседневной жизни у человека есть определенное пространство свободы в делах, которые никак не влияют на его жизнь. Тем более было бы кощунственно думать о воле Божией, когда разбойники по жребию делят награбленное.

http://pravoslavie.ru/30781.html

Вступление «И бысть по скончании Моисея раба Господня, рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову, глаголя: Моисей раб Мой скончася: ныне убо востав преиди Иордань ты, и вси, людие сии в землю, юже Аз даю им» ( Нав. 1, 1–2 ). Всепремудрый Павел научил нас, что Ветхий Завет был образом Нового. Ибо говорит: «сия вся образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше: в них же концы век достигоша» ( 1Кор. 10, 11 ). И в послании к Галатам сказал он так: «писано есть, яко Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободные. Но иже от рабы, по плоти родися, а иже от свободныя, по обетованию. Яже, суть иносказаема: сия бо еста два завета» и пр. ( Гал. 4, 22–24 ). Написал же сие Апостол, не историю отметая, но применяя образ к самой истине, Авраама к Богу, жен его к двум заветам, и сыновей к двум народам. Так и здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя. А что и закон называется Моисеем, доказали мы уже это, представив свидетельства Писания. Ибо сказано: «имут Моисея и пророки» ( Лук. 16, 29 ); и: «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит» ( 2Кор. 3, 15 ). Посему, как по истории, когда скончался Моисей, Иисус ввел народ в обетованную землю; так по кончине закона явившийся нам Иисус отверз благочестивым людям небесное царствие. Ибо сказано: «кончина закона Христос в правду всякому верующему» ( Рим. 10, 4 ). Закон и пророцы до Иоанна прорекоша. «От дний же Иоанна ... царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» ( Матф. 11, 12 ). Вопрос 1. Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову (Нав. 1, 1) И Апостол, как слышим, говорит: глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, «во еже утвердити обетования отцев» ( Рим. 15, 8 ); и еще: «егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем» ( Гал. 4, 4–5 ). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезания. Так и Иудеям сказал Он: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» ( Иоан. 5, 46 ). И Иудеи говорили Иисусу Навину: «по всем елика слушахом Моисеа, тебе послушаем» ( Нав. 1, 17 ). Вопрос 2. Почему Бог, обещав дать Евреям всякое место, по нему же пройдут стопою ног их, и пустыню, и Антиливан, даже до реки великой Евфрата (Нав. 1, 3–4), не исполнил сего обещания?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Второзаконие Наименование книги в еврейской и греческих библиях Пятая книга Моисеева надписывается в еврейской библии начальными своими словами – «Елле-гаддебарим – сии суть слова»; в греческой же библии называется, по содержанию своему, Второзаконием – Δευτερονμιον, ибо содержит в себе краткое повторение узаконений и событий, изложенных в книгах – Исход, Левит и Числ 980 . Время и место написания книги Второзакония В начале первой главы Второзакония прямо указывается время и место написания сей книги. Там говорится, что Моисей начал повторять и изъяснять закон Божий в земле Моавитской, по сю сторону Иордана, «на равнине против Суфа,... в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива.... в первый день одиннадцатого месяца в сороковом году по исшествии из Египта 981 . Повод и цель написания Так как под конец жизни Моисеевой никого почти не оставалось из тех, которые слышали закон Божий на Синае, и в землю обетованную имело вступить уже новое поколение, народившееся в пустыне: то Моисей, ревнуя о сохранении истинного богопочтения в народе израильском, перед смертию своею вознамерился повторить закон Божий, дабы великими обещаниями и угрозами от имени Божия как можно глубже напечатлеть в сердцах нового израильского поколения решимость ходить в путях закона Господня. Краткий обзор содержания В книге Второзакония примечаются пять главных частей. Первая содержит краткое повторение предыдущей истории странствования Евреев от горы Синая до реки Иордана, с целию – напомнить Израилю его жестоковыйность, несмотря на великие милости Господни, и тем расположить к покаянию и соблюдению законов Господних, хотя в настоящее время. (Часть воспоминательная. Гл. I–III). Во второй части идут самые увещания (в общей однако же форме) к соблюдению закона Божия, подкрепляемые некоторыми нарочитыми и особенно внушительными воспоминаниями (Увещевательная часть. Гл. IV–XI). С третьей части, которая и есть собственно Второзаконие, начинаются подробным повторения тех частных и отдельных законов Иеговы, к соблюдению которых Моисей и хотел расположить народ Израильский (Законодательная часть. Гл. XII–XXVI). В четвертой части описываются последние распоряжения Моисея для утверждения закона Божия в сердцах Израильтян (Распорядительная часть. Гл. XXVII – XXX). В пятой излагаются предсмертные завещания Моисеевы, и описывается смерть его (Завещательно-пророчественная часть. Гл. XXXI–XXXIV). Глава IV. Увещание Моисеем народа Израильского к верному исполнению закона Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010