Но, к нашему глубокому сожалению, " заочные " отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почему это происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь от богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственным образом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословения священноначалия совершали " заочные отпевания " . В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой. Но сегодня, дорогие братья и сестры, мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной веры. Храмы Божие открыты повсеместно, и есть все возможности совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный богослужебный Устав. Мы должны честно сказать себе, что совершение " заочного " отпевания, – если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, – в отсутствие большинства родственников, тела самого усопшего, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и чёрствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало, а нас прямо обвиняет перед Богом: " Проклят, кто дело Господне делает небрежно... " (Иер. 48:10). И уж совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развития греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: " Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят... " (Быт. 3:17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божием есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом – поруганием храма Божия: " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы " (1Кор.З:16-17).

http://pravoslavie.ru/16621.html

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином. Нужно лишь все возгласы священника заменить на: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь», а также опустить молитвы, предназначенные для чтения только иереем. Краткий устав-схема канона молебного на разлучение души от тела Возглас иерея: «Благословен Бог наш…». «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…». «Господи, помилуй» (12 раз). «Приидите, поклонимся…» (трижды). Псалмы: 69-й, 142-й и 50-й. Канон молебный. После 6-й песни канона: кондак Великого канона; икос Великого канона. Молитва иерея «о разрешении души умирающего от всяких уз». Молитва иерея о долго страждущем пред смертью . Подготовка усопшего к погребению Тело человека – это храм его души. В своей земной жизни человек прибегает к различным благодатным Таинствам Церкви, которые освящают не только его душу, но и тело. Как в ветхозаветной, так и в новозаветной Церкви к телу усопшего относились с любовью и почтением, поскольку тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15; 53 ). Поэтому его тело приготавливали к погребению определенными действиями. Сейчас такая подготовка включает в себя: 1) омовение тела; 2) облачение усопшего; 3) положение тела в гроб; 4) чтение и пение погребальных молитв. Омовение тела. Символическое значение омовения – будущее воскресение усопшего в чистоте и непорочности. Обычай омовения тела усопшего – древнего происхождения, – свидетельство об этом находим в книге Деяний святых апостолов, где упоминается святая Тавифа, ученица апостола Петра: Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли (п/ж. – ред.) и положили в горнице ( Деян. 9; 36, 37 ). Тела мирян омывают миряне. Умершего мирянина освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на ровном месте – на лавке или на полу, подстелив ткань. В наше время обмывают обычно пожилые женщины, но лучше, чтобы мужчины обмывали мужчин, а женщины – женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16 ). Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи. Почему особое поминовение усопших совершается именно в субботу? иеромонах Иов (Гумеров) Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:3 . У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 . Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:9–10 . Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше,творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однако последние в условиях Нового Завета получили и новое значение – духовно углубленное и расширенное. Сохраняется ли установление о субботе? Да, сохраняется. Суббота выделена уставом Православной Церкви. Суббота издревле отличается в Православной Церкви от остальных дней седмиц чинопоследованием богослужения. Суббота – праздничный день: если Великим постом в течение пяти дней седмицы не совершается полная литургия, то в субботу служится литургия святителя Иоанна Златоуста , во время которой освящаются Святые Дары. В субботу делается ослабление поста. Однако прежние установления о субботе, данные для людей Ветхого Завета, не могли сохраниться неизменными: «Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» ( Рим. 7:6 . Самое главное изменение заключается в том, что суббота для христиан стала временем покоя не в смысле освобождения от бытовых занятий, а в значении вечного покоя для всех усопших членов Церкви. Именно в субботу совершаются специальные заупокойные службы. «Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4: 8–10 ). Хотя суббота является для христиан праздничным днем, однако после великого события Воскресения она не может быть «царицей праздников», как у евреев. Царицей праздников для нас стал воскресный день. В этот день как раз предписано воздерживаться от обременительных трудов. В воскресение не принято работать не потому, что на этот день «перенесена» суббота, а потому, что в праздники не принято работать. Это и в библейские времена относилось не только к субботе, но и к другим праздникам. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях? иеромонах Иов (Гумеров) Приступая к решению этого вопроса, необходимо определить и разделить понятия: спасение, к которому ведет истинная вера, и милосердие Божие, которое простирается на всех, ибо Господь любит Свое создание: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Он, Господь всемогущий, избавит тебя», говорит псалмопевец, созерцая душу верующую, идущую этим страшным путём, «Он избавит тебя от сети птицелова и от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя и под крылами Его укроешься, истина Его есть щит и ограждение. Не убоишься ужасов ночи, стрелы, летящей днём, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Близ тебя падет тысяча и тьма по правую руку твою; но тебя не коснется; только смотреть будешь очами твоими и увидишь возмездие нечестивым. Всевышнего избрал ты своим прибежищем. Не допустится до тебя зло и удар не достигнет до жилища твоего. Ибо ангелам Своим заповедает о тебе сохранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. На льва и аспида наступишь, попирать будешь скимна и дракона». Святая церковь для того представляет пред мысленные очи наши этот путь смертный, чтобы возбудить нас к молитве за усопших и чтобы показать, как драгоценна и благопотребна для них эта молитва наша. Следует только живо представить себя с нашими грехами и немощами или их на этом пути, среди духовных препон и опасностей, следует припомнить слова псалмопевца о всяком идущем этим путём: «говорит Господу: Ты прибежище мое и защитник мой, Бог мой, на Которого уповаю» и еще: «воззовет ко Мне, и услышу его» и наше сердце невольно будет изливаться в молитве за усопших, в слезах и воздыханиях. Правда, псалмопевец от имени Отца Небесного, уверяет нас, что души усопших отец и братий наших не лишатся благоволительного призрения. «Так как он (усопший христианин) возлюбил Меня», вещает Отец Небесный, сретая душу усопшего, входящую путем мытарства в мир светлых духов, «избавлю его, защищу его, так как он познал имя Мое. Призовет Меня и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его. Долгоденствием насыщу его и явлю ему спасение Мое». Но не должно забывать условий при которых возможно это благоволительное призрение Отца Небесного. Поскольку возлюбил Меня... Поскольку познал имя Мое... Замечательно, что святая церковь назначила читать этот же псалом и на шестом часе пред литургией, когда вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа; очевидно, что святая церковь словами псалмопевца изображает этот страшный путь смерти, которым должна была пройти и святейшая душа Господа Иисуса: в самом псалме есть твердое основание относить его к Спасителю нашему. Псалмопевец, изображая препоны и ужасы смертного пути, обращается к Тому, Кого Он зрит идущим этим путем, с следующим воззванием: ибо Ты, Господи, упование Мое! Вот почему для нас, христиан и не слишком страшно вступать на этот путь, что им прошёл уже Господь наш Иисус Христос ; потому и не слишком боимся мы нападений врагов наших, что они побеждены уже Спасителем нашим, потому надеемся на охранение ангелов Божьих, на помощь и благоволение Отца Небесного, что мы – братия Господу Иисусу, что мы чада возлюбленные Богу, усыновленные Ему единородным Сыном Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Перед началом заупокойного богослужения настоятель зачитал соболезнование митрополита Брянского и Севского Александра, в котором владыка, знавший раба Божьего Михаила в течение многих лет, отметил: «Михаил Дмитриевич отличался доброжелательностью, ответственностью, трудолюбием, целеустремленностью и неравнодушным отношением к Русской Православной Церкви». Далеко не каждый мирянин удостаивается подобной чести.   - Мне кажется, я знал Михаила Дмитриевича всегда, – вспоминает иеромонах Глеб (Шматов). – Он хорошо знал мою семью, часто приезжал к дедушке в Троицкий храм в Бежичах, а когда я в Свенском был послушником, часто видел его беседующим с настоятелем отцом Никодимом… Михаил Дмитриевич был везде! Не было такого случая, чтобы он не прислушался к проблемам церкви – касалось ли это восстановления Бело-Бережского или Свенского монастырей, храмов Тихвинского, Преображенского, Рождества Богородицы, Покровского собора, строительства Троицкого кафедрального… Трудно сказать, прихожанином какого именно храма он являлся. Такое впечатление, что он участвовал в богослужебной деятельности всей Брянщины, это не будет преувеличением.  Самое главное – он был горячим в вере, это и отличало его от многих даже верующих людей. Как сказано в Священном Писании: " Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих " (Откр. 3:15). Что это означает? Верующие христиане должны быть горячи, и пламенеть Духом, не относиться к Богу и к нашей вере " тепло " , то есть равнодушно, должны заботиться о спасении своей души, дабы не утратить благодать Святого Духа. Так вот Михаил Дмитриевич относился именно к тем, кто постоянно держал зажженной свою внутреннюю свечу.  Немаловажно отметить, что Михаил Дмитриевич был пытливым христианином – искал Бога, стремился узнать, понять, осознать и следовать. Он постоянно учился, что опять-таки свидетельствует о его живой вере. Часто видел его на причастии. Последний раз мы с ним разговаривали на Михайлов день, в ноябре.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/26/...

– Подай, Господи. – Господу помолимся. Мы снова взываем: Господи, помилуй. Между тем священник тайно читает следующую молитву: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и дьявола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам Господи, упокой душу раба Твоего (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюду же отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им словом, или делом, или помышлением, яко благий Человеколюбец, прости. Яко несть человек иже жив будет и не согрешит: Ты бо един еси кроме (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина». И потом возглашает: яко Ты еси воскресение и живот и покой и проч. После ектении следует продолжение той же исповеди пред страшным престолом Господа славы, которая начата была прежде душею, от нас отшедшею. «Я – Твой, спаси меня», взывает душа, предстоя лицу Божию. – Упокой, Господи, душу раба твоего, молитвенно взываем мы к Господу Сердцеведцу. «Сильно угнетён я, Господи, оживи меня по слову Твоему». – Упокой, Господи, душу раба твоего. «Ты покров мой и щит мой, слова Твоего жду». «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих боюся». «Заступи раба Твоего ко благу его, дабы не угнетали меня гордые». «Исчезают очи мои, устремлённые во спасение Твое, и в слово правды Твоей». «Я раб Твой, вразуми меня, и познаю откровения Твои». «Призри меня, и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое». «Осияй раба Твоего светом лица Твоего, и научи уставом Твоим». «Скорбь и горесть постигли меня, заповеди Твои – утешение мне». «Взываю от всего сердца: услыши меня, Господи, я сохраню уставы Твои». «Услыши глас мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня». «Воззри на бедствие мое, и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего». «Вступись в дело мое, и защити меня, по слову Твоему, оживи меня». «Милосердие Твое, Господи, велико по правосудию Твоему оживи меня». «Да взыдет вопль мой пред лице Твое, Господи, по слову Твоему вразуми меня». «Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои возлюбил».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Преподобный Серафим Саровский, а вместе с ним и все святые отцы, советовал часто думать о смерти. Думать и говорить Господу: «Когда пред Тобою стану, что тебе скажу? Пресвятая Богородице, помоги мне» Так мысль о смерти рождает молитву и сострадание к уже усопшим. Вообще молитва за усопших, для тех, кто имеет уши чтоб слышать, есть удобнейшее средство исполнения двух главных заповедей. Две главные заповеди это – любовь к Господу Богу и любовь к ближнему. И любовь к Богу проявляется больше всего через любовь к молитве церковной, к богослужению. Кто любит церковную службу, тот любит Бога, по слову Иоанна Лествичника. А молитва за усопшего человека, это единственный способ помочь душе его. Сам он уже себе ничем не поможет. Сам он с яркостью и точностью, каких не было на земле, вдруг понял и вспомнил всю жизнь свою. Душа его ужаснулась и застыдилась. Теперь бы вернуться на землю – все было бы по-другому. Но грозны суды Божии и возврата нет обратно. Остается только любовь, «которая никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8) Движимые этой любовью люди будут умолять Судию, и Тот, обещавший ранее услышать всех призывающих Его во время скорби (См. Пс.49:15) не отвратит слух от этой мольбы. Так люди молятся, выражая любовь к Богу, и молятся о беззащитных душах, выражая любовь к ближнему. Обе заповеди выполняются одновременно. Ежесекундно в мире умирают люди. Мы не думаем об этом, потому что привыкли думать только о себе и своих нуждах. Но кто задумается, устрашится. И прав тысячу раз старец в романе Достоевского, говорящий, что человек, желающий сделать нечто доброе прямо сейчас, пусть помолится, говоря: «Господи, помилуй души, в сии мгновения пред тобою представшие» И не только в храме или дома может звучать заупокойная молитва. Есть еще одно великое место на земле, куда должны время от времени приходить мы все. Это – кладбище. Есть в народе пословица: Если тебе грустно – иди на кладбище. Если тебе весело – иди на кладбище. Отчего так?

http://pravoslavie.ru/47007.html

" Радость для усопших " июня 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Серафимовском храме " Накануне праздника Святой Троицы во всем мире в православных храмах совершаются заупокойные богослужения, служатся панихиды по всем усопшим от века православным христианам, нашим родным, близким, знакомым, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня мы их вспоминаем и пришли в храм, чтобы помолиться о упокоении их душ в селениях праведных, о прощении грехов, которые мы совершаем в жизни. Это благо не только для усопших, но и для нас самих, поэтому мы, подвигаемые этой любовью, пришли, чтобы помолиться о тех, кого любим. Может быть, кого-то недолюбили при жизни, не отдали всю любовь, на которую были способны, и сейчас можем это восполнить. Записки, которые мы пишем, - это письма, которые им посылаем, и они эти письма уже получили. Мы не успели в свечной ящик отдать записку, как она пришла к ним в руки. И они видят, кто о них помолился. А если положили яства на поминальный стол, они тоже к ним попали, сродники радуются, что мама или дочь прислали им вкусную еду. Если мы молились о них за Божественной литургией, они тоже причастились святых Тела и Крови, очистили души - это мгновенно доходит до них, и они так же молятся за нас и просят у Господа прощения уже наших грехов " . " Они-то уже знают, что такое грех: прошли мытарства и видели, как люди страдают за грехи, и не хотели бы, чтобы мы после смерти попали в такие места. Поэтому просят Господа, чтобы Он вразумил нас и мы наконец-то одумались и стали жить по-божески, - продолжил архипастырь. - О том, что усопшие думают о нас, мы знаем из евангельской притчи о богаче и Лазаре. Увидев на лоне Авраамовом бедного Лазаря, богач сказал: " Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем " (Лк. 16:24). Авраам ответил: " Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят " (Лк. 16:26). Тогда богач взмолился: " Пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения " (Лк. 16:27-28). Братья грешили так же, как и он, да он, небось, как старший и соблазнял их... Видите, он переживает не только за себя, но и за братьев, которые тоже могут попасть в ад. Мы помним, что ответил богачу Авраам: у них есть Моисей и пророки, пусть читают и исполняют то, что написано в Писании " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Составители проекта по неясной причине не изложили столь важное учение. Хотя в разделе о заупокойных чинопоследованиях через 130 страниц говорится, что «благодаря молитвам Церкви посмертная участь умерших может быть изменена» (с. 203), но какая это может быть участь и, следовательно, каков смысл заупокойной молитвы,— ясно не сказано. Не объясняется также, что кроме заупокойного богослужения, умершим «к достижению блаженного воскресения вспомоществовать могут приносимые за них молитвы… и благотворения, верою совершаемые в память их» (Катехизис свт. Филарета). Не сообщается и о традиции чтения Псалтири по усопшему после его погребения. Последние времена В разделе о последних временах (с. 73–74) целесообразно было бы кратко изложить учение о начертании Антихриста (Откр. 13) в толковании святых отцов Православной Церкви. Думается, это может стать весомым аргументом против современных эсхатологических лжеучений, приравнивающих это начертание к ИНН, и тому подобного. Знать это особенно важно для людей, лишь вступающих в Церковь через таинство Крещения, к которым в первую очередь и обращен проект Катехизиса. Всеобщий суд Неясно выражено учение о вечной участи грешников, а также те критерии, по которым Бог будет судить людей. Упоминаются дела милосердия и притча о Страшном суде (с. 75). Однако нам открыты и другие критерии суда, кроме дел милосердия. Так, требуется крещение и вера. Христос говорит, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Нужно избегать тяжких грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10). Список, конечно, можно продолжать. Отчасти этот недостаток восполняется в других частях, где говорится о христианской жизни. Однако именно здесь, в разделе о суде и посмертной участи человека, требуется ясно показать связь нашей веры и нравственности с Божиим приговором.

http://bogoslov.ru/article/5493616

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010