40-й день после кончины Святейшего Патриарха Алексия II совпал с Отданием праздника Рождества Христова, поэтому в вечернем богослужении молитвы об упокоении души Первосвятителя сочетались с торжественными Рождественскими песнопениями. По завершении парастаса митрополит Кирилл в сослужении сонма иерархов и священнослужителей совершил заупокойную литию у надгробия над местом захоронения Святейшего Патриарха Алексия II в Благовещенском приделе. 13 января, в 40-й день после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в храмах Русской Православной Церкви прошли заупокойные богослужения. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где погребен Предстоятель. Владыке сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Можайский Григорий, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Тобольский и Тюменский Димитрий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископы Красногорский Савва, Видновский Тихон, Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Венский и Австрийский Иларион, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Даугавпилсский Александр, Серпуховской Роман, Орловский и Ливенский Иероним, Петергофский Маркелл, Гатчинский Амвросий, Шатурский Никодим, епископы Аркадий (Афонин), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов). В алтаре молились представители Антиохийской и Александрийской Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле епископы Филиппопольский Нифон и Киринский Афанасий. В соборе присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, мэр Москвы Ю.М. Лужков, другие представители российской власти.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

В 1931-1933 гг., до своего первого ареста, здесь служил священник Александр Петин, в монашестве Никон (1902-1956 гг.). В 1944 г. он стал епископом Ворошиловградским и Донецким, в 1948 г. – Одесским и Херсонским, в 1951 г. – архиепископом. В Одессе его до сих пор почитают как выдающегося архипастыря. В 1937 г., после ареста всех служителей храма во главе с архиепископом Сергием (Сердобовым), Успенский собор был закрыт. Последующие годы в нем размещался военный склад лыж. По многочисленным ходатайствам прихожан и благодаря приехавшему в Пензу епископу Михаилу (Постникову), которому удалось добиться возвращения церковного имущества, переданного после закрытия в Пензенский краеведческий музей. 6 апреля 1945 г. кладбищенский Успенский собор вновь открылся для верующих, и вскоре о. Михаилом туда была перенесена из Митрофановской церкви (не была закрыта в советское время) архиерейская кафедра. С 1950 по 1953 год в Успенском соборе, при настоятеле протоиерее Михаиле Лебедеве (1889-1979), выпускнике Петроградской духовной академии 1915 года, сооружены нынешние иконостасы. В 1970-х годах для совершения панихид под южным приделом устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского – в основном, для совершения заупокойных богослужений. В 1970-1975 гг. настоятелем собора был архимандрит Ювеналий (Тарасов), ныне схимитрополит Курский и Рыльский на покое; в 1988-1991 гг. – архимандрит Варсонофий (Судаков), ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Ключарем и священником собора в 1997-2001 гг. служил иеромонах Серафим (Домнин), (позже митрополит Пензенский и Нижнеломовский). С 1991 г. настоятель храма — митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, секретарь епархиального управления. 2 октября 1999 г. литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II. В 1988 и 1990 гг. богослужения дважды возглавлял Высокопреосвященный Иоанн (Снычев), будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 17 января 2010 г. – Высокопреосвященный Иларион (Алфеев), архиепископ (ныне митрополит) Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=18552

монастыре Бодбе были восстановлены богослужения; в патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони начали проводить богослужения на груз. языке, было восстановлено груз. пение. В 1957 г. М. и католикос всех армян Вазген I обменялись братскими визитами. М. отличался высокой образованностью. Сохранились его записи об истории ГПЦ, размышления о христ. праздниках, об этических проблемах ( Жвания. 1994. С. 34). Старейший священнослужитель ГПЦ архим. Рафаил (Карелин), рукоположенный М. в 1954 г., оставил воспоминания о нем. По его сведениям, М. самостоятельно изучил высшую математику, разработал математическую теорию в шахматах, писал духовную музыку (наиболее известна его «Херувимская песнь»). В период преследования Церкви при Н. С. Хрущёве М. обязал всех священнослужителей и диаконов носить облачение. Нарушившие указ лишались церковных наград, при вторичном нарушении представителей духовенства запрещали в священнослужении. М. настаивал на том, что священник - это исповедник правосл. веры, а не наемник, который носит облачение как спецодежду только во время богослужения. Он отличался скромностью и любовью к службе: часто в простом монашеском облачении пел и читал на клиросе Тбилисского Сиони. Особенно М. любил церковь Дидубе: перед решением к.-л. сложного вопроса он приходил сюда и долго молился перед образом Пресв. Богородицы (Карибче (Врата). Тб., 2008. 13. С. 52-53 (на груз. яз.)). В окт. 1959 г. католикос-патриарх с братским визитом посетил Москву. В день празднования памяти прп. Сергия Радонежского (8 окт.) он находился в Троице-Сергиевой лавре, но ввиду ухудшившегося состояния здоровья участия в праздничных богослужениях принять не смог и молился в алтаре. 27 дек. 1959 г., в день своего ангела (Неделя святых праотец), он принял у себя представителей тбилисского духовенства во главе с епископами Давидом (Девдариани) и Зиновием (Мажугой) и простился с ними. В отпевании и заупокойных богослужениях участвовали архиереи РПЦ (архиеп. Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский) , архиеп.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

— Православные казахстанцы в 2015 году отметили еще несколько значимых в церковной летописи дат. — В праздник Вознесения Господня, 21 мая, отмечалось 20-летие возвращения Вознесенского собора Алма-Аты указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева его законному владельцу — Русской Православной Церкви. В память об этом событии на стене собора вместе с председателем Комитета по делам религий Казахстана Г.Н. Шойкиным после окончания богослужения мы открыли мемориальную доску с историческими словами Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Я решил сделать подарок для всех православных граждан моей страны: кафедральный собор в центре Алма-Аты, отнятый советской властью семьдесят лет тому назад у Православной Церкви, передать в вечное пользование Православной Церкви в Казахстане». 4 сентября исполнилось 40 лет со дня преставления ко Господу приснопамятного митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова). По традиции на могиле почитаемого православным народом иерарха на городском кладбище Алма-Аты состоялась заупокойная лития, а на месте, где стоял дом архипастыря по улице Минина, была открыта памятная доска. Скромный дом владыки, в котором он жил с 1960 по 1975 годы, был местом настоящего паломничества. Сюда приходили многие люди, чтобы встретиться с архипастырем, получить его мудрый совет, попросить о молитве, услышать слова наставления. Здесь в домовом храме митрополит Иосиф совершал богослужения, молился за свою казахстанскую паству, за многочисленных духовных чад и тайно постригал желающих принять монашество. 25 октября исполнилось 60 лет со дня отшествия в вечность священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Празднование прошло в Свято-Никольском соборе Алма-Аты. Этот храм в 1946 году трудами митрополита Николая был возвращен верующим и возрожден; здесь же, в южном приделе, почивают его святые мощи. В следующем году, даст Бог, мы будем отмечать 70-летие возрождения этого любимого православным народом собора. Уже сейчас сформирован оргкомитет по проведению этой памятной даты.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4313312...

— Ритуал — это последовательность действий, призванных выразить те или иные чувства человека, но не имеющих при этом никакого религиозного содержания. В богослужении внешнее вторично по отношению к духовному; хотя вторично — не значит неважно, ведь мы все люди и не можем не реагировать на внешнее, например, на пение хора. Но если для ритуала, призванного «создать настроение», важна пышность, богатство, великолепие, то для совершаемого Таинства Церкви несущественно, совершается ли оно в великолепном кафедральном соборе при пении профессионального хора или в маленькой сельской церкви. Таинство остается Таинством, а как человек его воспримет, какой плод оно ему принесет — зависит от устроения его души. Богослужение — это не «создание настроения», это реальное действие, направленное к определенной цели. Отпевание и последующие заупокойные богослужения — это не просто похоронный ритуал, утешающий или помогающий выразить скорбь. Это наша молитва за человека, который не перестал существовать, но перешел в жизнь вечную. То, что принято называть гражданской панихидой, нужно, может быть, собравшимся, чтобы они могли выразить свою скорбь, свою любовь к ушедшему человеку, но ему самому ничего уже не дает. — Почему верующему, православному человеку нельзя обойтись без богослужения в храме? Молиться ведь можно и дома, в одиночестве… и даже своими словами. — Участвуя в богослужении, мы приобщаемся к духовному опыту Церкви и ее святых отцов; к опыту богообщения, которого у нас самих нет. Мы пользуемся плодами чужого труда, потому что нам самим такой труд не под силу. Кроме того, сама обстановка в храме способствует тому, что мы совсем иначе воспринимаем слова молитвы, чем если бы мы сами читали их дома. И гораздо глубже понимаем Священное Писание. Не просто понимаем, а именно переживаем его. Ведь богослужение есть переживание и осмысление Священной истории — истории отношений человека и Бога. Через богослужения суточного круга вся она, от создания мира до воскресения Христова, становится нашей. С одной стороны, многое в богослужении непонятно без знания библейского текста, с другой — оно же помогает нам его понять. Для чего на вечернях Великого поста, начиная от понедельника первой седмицы и кончая пятницей шестой седмицы, полностью прочитывается Книга Бытия? Книга Бытия — это еще не история Израиля, это история человечества. То, что описывается там, вечно и актуально для всех людей. Это проблемы добра и зла, праведности и преступления, верности и предательства.

http://pravoslavie.ru/69112.html

16 сентября 1927 года Владыка стал епископом Орловским, но в июле 1932 года его опять арестовали. Последовавшее заключение владыка Николай отбывал в Сарове, молитвенно полагая, что находится “на послушании у преподобного Серафима” 19 . В 1937 году он был освобождён из заключения и проживал в Егорьевске или в Киржаче. Приезжая в это время в Москву, он общался с митрополитом Сергием, исповедовал его, помогал в “делах Патриархии”. Затем в Алма-Ате он всегда “в день кончины Патриарха Сергия совершал заупокойные панихиды, со слезами молясь о упокоении души его в селениях праведных” 20 . В 1941 году было отмечено сорок лет архиерейского служения местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия. На этих торжествах был и владыка Николай 21 , который был возведён в сан архиепископа. В понедельник 10 марта 1941 года он сослужил в Елоховском соборе митрополиту Сергию 22 . Несколько позднее, летом 1941 года, он был арестован и находился в саратовской тюрьме 23 . Затем, как признанный социально-опасным элементом, Владыка был отправлен в ссылку в Казахстан 24 . Отбывал он ссылку в Челкаре Актюбинской области. Здесь в жизни страждущего и изнемогшего иерарха произошёл удивительный случай. Упав в обморок на улице, он очнулся в больнице, где постепенно пришёл в себя. Подобрал его на улице и взял после больницы к себе местный житель-татарин. И в последующее время во время поездок по епархии к Владыке могли обращаться за благословением и молитвой казахи-мусульмане 25 . Со временем владыка Николай стал совершать богослужения в местном храме в честь Вознесения Христова. В октябре 1943 года Патриарх Сергий направил Г. Г. Карпову письмо, в котором про­сил об освобождении из заключения ряда иерархов, среди которых назван и архиепископ Николай (Могилевский) 26 . Освобождения владыки Николая не последовало, а другие иерархи, указанные Патриархом, были уже расстреляны или погибли в лагерях от каторжных условий жизни 27 . 19 мая 1945 года он был досрочно освобождён, о чём ему было объявлено 18 июня, а вскоре последовало назначение его на Алма-Атинскую кафедру 28 . Предшествующие несколько лет Казахстанская кафедра существовала в составе Ташкентской и Среднеазиатской, в самой Алма-Ате не было ни одного действую­щего храма. Поэтому владыке Николаю пришлось возрождать Православие первоначально в самой Алма-Ате, а затем и в Казахстане. В 1946 году был открыт Никольский храм, который стал кафедральным собором епархии.

http://pravmir.ru/ierarh-podvizhnik-kaza...

И. обеспечил сбор пожертвований на капитальный ремонт кафедрального собора Рождества Христова в Кишинёве, обратившись к властям города. 25 марта 1892 г., на праздник Благовещения, И. совершил малое освящение собора в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова). По благословению И. была полностью обновлена крестовая церковь при архиерейском доме. 20 сент. того же года И. освятил эту церковь, 22 окт.- новую единоверческую церковь в Кишинёве. 21 нояб. 1892 г. назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Однако к этому времени здоровье И. ухудшилось. Из-за болезни он не смог вступить в управление Астраханской кафедрой и 19 дек. того же года был уволен на покой с назначением наместником Гербовецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 18 сент. 1893 г. указом Синода И. было поручено настоятельство в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . Здесь самочувствие епископа улучшилось, он стал совершать регулярные богослужения. Однако незадолго до Пасхи в 1894 г. И. вновь серьезно заболел, простудившись в монастырском саду, где любил трудиться. Несколько оправившись от болезни, он предполагал отправиться на родину, в С.-Петербургскую губ., испросил отпуск у Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) , но вскоре скончался от разрыва сердца. Чин погребения в ц. Двенадцати апостолов в Тихвинском мон-ре по благословению архиеп. Феогноста совершил Кирилловский еп. Арсений (Иващенко) . 13 мая в кишинёвском кафедральном соборе еп. Неофит (Неводчиков) в сослужении Аккерманского еп. Аркадия и всего городского духовенства отслужил заупокойную литургию, а затем панихиду по почившему. На богослужении присутствовали педагоги и учащиеся учебных заведений Кишинёва, горожане. И. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени (1885). Соч.: Преосв. Стефан Яворский, митр. Рязанский и Муромский, Местоблюститель Патриаршего Всерос. престола. СПб., 1853. Ркп.; Поучение, произнесенное при освящении первого христ. храма в Усинском крае//Енисейские ЕВ. 1884. 5. С. 71-78; Слово в Неделю Православия//Там же. 1885. 6. С. 90-97.

http://pravenc.ru/text/674782.html

отправил нем. властям 8 июля 1941 г. Меморандум Сербской Православной Церкви о злодеяниях усташей в «независимом государстве Хорватия» с требованием прекращения геноцида. 4 янв. 1942 г. при помощи Красного Креста и представителей протестант. духовенства И. передал серб. пленным, находящимся в нем. концлагерях, 110 тыс. экз. кн. «Жизнь Иисуса Христа» и 1,8 тыс. молитвословов, богослужебные и духовные книги, церковную утварь и священнические облачения для проведения богослужений в лагерях. Репрессии, коснувшиеся части сербского епископата и духовенства, и военные действия нарушали церковную жизнь СПЦ, И. от имени Св. Синода в окружных посланиях неоднократно призывал священство и верующих продолжать служение в соответствии с Уставом СПЦ. После освобождения Белграда 20 окт. 1944 г. И. приветствовал Красную армию. 22 окт. был отслужен благодарственный молебен, 12 нояб. в кафедральном соборе Белграда прошла заупокойная служба по погибшим «героям освобождения Белграда» (ГлСПЦ. 1944. Бр. 10-12. С. 81-82). Но надежды на улучшение положения СПЦ не оправдались: 18 нояб. 1944 г. коммунистическое правительство Сербии запретило И. вернуться на свою кафедру, а Патриарх Гавриил смог прибыть на родину только в нояб. 1946 г. В марте 1945 г. И. благословил духовенство поминать на ектениях серб. кор. Петра II Карагеоргиевича, вынужденного жить в эмиграции, и призвал верующих к выступлениям за возвращение монархического строя. Призывы И. обсуждались депутатами Народной скупщины, в нескольких газетных статьях он был обвинен в нелегальном восшествии на Сербский Патриарший престол и летом некоторое время провел под домашним арестом. В апр. 1945 г., после известия об исчезновении и о вероятном убийстве коммунистами митр. Черногорско-Приморского Иоанникия (Липоваца) , И. был назначен администратором Черногорско-Приморской митрополии, но созданное после окончания войны Объединение священников Черногории и Бока-Которской приняло резолюцию, в к-рой деятельность И. была названа антинародной, и священники отказывались ему подчиняться (ГлСПЦ.

http://pravenc.ru/text/578557.html

При соборе работает служба социальной помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, а также благотворительная трапезная. Богослужения в собре совершаются ежедневно. Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию Деятельность прихода [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 142100, Россия, Московская область, Подольск Г.О., г. Подольск, Соборная пл., д.3а. Телефон : +7 (4967) 63-71-18 , +7 (916) 501-26-30 Электронная почта: podolsksobor@gmail.com Сайт: http://sobor-podolsk.ru Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Богослужения в соборе совершаются ежедневно утром и вечером. Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма Храм открыт для посещения ежедневно с 7:30 до окончания вечернего богослужения. Таинство Крещения. Огласительные беседы перед Таинством Крещения совершаются в здании воскресной школы по выходным (в субботу и воскресенье): Таинство Покаяния (Исповедь) В Троицком кафедральном соборе г. Подольска полная, индивидуальная Исповедь совершается: Благословение ко Святому Причастию для тех, кто: Таинство Венчания. В Троицком кафедральном соборе г. Подольска Таинство Венчания совершается над крещёнными православными христианами по их вере в Господа Иисуса Христа, взаимной любви и желанию создать семью по заповедям Божиим. Соборование и Причастие на дому В Троицком кафедральном соборе г. Подольска возможно пригласить священника домой или в больницу (по согласованию с врачом), для совершения таинств Исповеди и Причастия или Соборования на дому. Для этого необходимо обратиться непосредственно к дежурному священнику (ежедневно в соборе с 11:30 до 16:00) или по телефону: +7 (916) 501-26-30 . Отпевание. В Троицком кафедральном соборе г. Подольска отпевание совершается после утреннего богослужения. При желании возможно гроб с телом усопшего оставить в храме на ночь накануне отпевания. Также возможно заказать традиционное заупокойное поминовение в храме: сорокоуст, полугодовое или годовое. Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_кафед...

В киевском Введенском мон-ре совершаются особые заупокойные богослужения в дни памяти основательницы: в день кончины; 26 окт.- в день памяти вмч. Димитрия Солунского; 8/21 авг.- в день перенесения ее мощей из С.-Петербурга. Отмечены случаи исцеления по молитвам у мощей Д. Документы о причислении к лику местночтимых святых Д. представлены в 2003 г. в Комиссию по канонизации УПЦ. 18 апр. 2008 г. Постановлением Свящ. Синода УПЦ Д. была причислена к лику местночтимых святых. Иконография Собор святых Киевских жен (прп. Димитра - в центре). Икона. Худож. В. В. Горецкий. Кон. XX в. (Введенский мон-рь в Киеве) Собор святых Киевских жен (прп. Димитра - в центре). Икона. Худож. В. В. Горецкий. Кон. XX в. (Введенский мон-рь в Киеве) Иконы Д. были написаны в кон. ХХ в. киевским худож. В. В. Горецким по предложению игум. Дамиана (Давыдова), наместника Введенского муж. мон-ря. Канонический иконописный образ разработан на основе единственной сохранившейся фотографии Д. 70-х гг. XIX в., где она запечатлена в светском платье (снимок передан игум. Дамиану в 1992 насельницей Введенского мон-ря мон. Питиримой; увеличенная копия - в братской трапезной). На иконе 2003 г. с частицей мощей (в наст. время в домовой ц. во имя прп. Исидора Пелусиота Введенского мон-ря) Д. изображена по пояс, в монашеском облачении, с воздетой в молении десницей с четками и моделью Введенской ц. в левой руке (копия образа представлена в Комиссию по канонизации святых при Свящ. Синоде УПЦ вместе с документами на прославление Д.). На иконе «Собор святых Киевских жен» в притворе Введенского храма ростовой образ Д.- в центре композиции, в монашеском облачении и в клобуке, с моделью церкви в левой руке и обращенной к ней ладонью десницы. По сторонам от Д. изображены местночтимые киевские преподобные жены. В верхней части - Печерская икона Божией Матери с предстоящими св. женами, особо почитаемыми в Киеве (равноап. вел. кн. Ольга, вмц. Варвара, прп. Евфросиния Полоцкая и прп. кнж. Иулиания Ольшанская). В 1996 г., ко дню перенесения мощей Д. со Зверинецкого кладбища в храм-усыпальницу, был написан ее портрет в монашеском облачении (находится в приемной Введенского мон-ря). В стенописи 1996-1997 гг. Введенской ц. (группа мастеров под рук. С. Н. Баяндина, главный худож. Ю. А. Гузенко) изображение Д. помещено в Соборе преподобных жен, подвижниц-монахинь, идущих за Христом, вместе с блгв. кнг. Анной Кашинской, прмц. Евдокией, преподобными Меланией и Пелагией. По благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) иконы Д. будут переданы на ее родину в Силистру, в кафедральный собор блгв. вел. кн. Александра Невского в Софии и в Севастополь.

http://pravenc.ru/text/172050.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010