Построенная «с большим вкусом», как отмечал автор начала века, она имела «очень красивый внутренний вид». На дубовом необлаченном престоле находился желтый атласный антиминс, освященный в 1802 г. Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. - Петербургской Духовной Академии Дим. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во Храм, Христа Спасителя, Преп. Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и свят. Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле, окруженного девятью Ангельскими ликами, выше был изображен Господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Св. Варвару, в вызолоченной овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением Положения во гроб Христа Спасителя. В метрике 1887 г. описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведен карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле ею гладкое и всё вызолоченное». Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила А. А. Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решетчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом " БОГ " над ними. Большей оригинальностью отличались другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображен благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Св. Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных - Св. Пророка Моисея со скрижалями. Над вратами помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Свят. Николая и Свят. Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окруженное иконами 12 Апостолов и Пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими. С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа - икона Св. Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в д. Маслове Красновского прихода. Выделялись «очень ценное паникадило» - хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольных креста и образы Св. Николая Чудотворца и Свят. Тихона Задонского в алтаре. Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Вмч. Георгия и Свят. Николая, хоругви с изображениями 1) Богоявления и Свят. Николая и 2) Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 г., Минеи 1754 и 1796 гг., Требники 1698 и 1754 гг., творения Свв. Отцов.

http://sobory.ru/article/?object=00013

Придел во имя св. Архангела Гавриила, в начале XVII в. представлял убогий внутренний вид, так как царь Михаил Феодорович в первом же году своего царствования нашел необходимым дать в этот и другие верхние придельные храмы всю новую церковную утварь и иконостас. Так, им была пожертвована в придел Архангела Гавриила – на престол одежда бархатная, червчатая, шелк зелен да лазорев с золотом; на жертвенник также одежда бархатная червчатая, шелк черн да лазорев, бел да зелен с золотом, а в иконостас: деисус с праздники и пророки – 20 образов в окладе серебряном, золоченом, басемном, с венцами сканными, царские двери, 2 столпца да сень, да благоразумный разбойник, – в окладах серебряных басемных, со сканными венцами, и кроме того, запрестольный образ Пресв. Богородицы в окладе среброзолоченом басемном, с венцами сканными золочеными и с финифтью, медный образ собора Архангела Гавриила, с окладом и венцами среброзочеными сканными, с финифтью, камнями и жемчугом; образ Благовещения Пресв. Богородицы в басемном среброзолоченом окладе, с венцами сканными и с финифтью, образ Смоленской Божией Матери в среброзолоченом басемном окладе, с среброзолочеными сканными венцами и с ожерельем, низанным жемчугом и украшенным камнями 76 . По описи 1681 г. иконостас в приделе был таков: царские двери с иконами Благовещ. Пресв. Богородицы и 4 евангелистов; на сени – в средине – образ Пресв. Троицы, а по сторонам – тайная вечеря, на столбцах в возглавиях – образ Спасителя и Божией Матери, по столбцам – образ трех Вселенских Святителей и Николая чудотворца, по сторонам – 5 святых диаконов, по правую сторону царских врат были местные образа Благовещения Пресв. Богородицы и образ Собора Архангела Гавриила; по левую сторону – образ Одигитрии Пр. Богородицы, на северной двери был изображен Благоразумный разбойник. Над царскими дверями и над местными образами находилось в тябле – деисус с образами Спасителя, Божией Матери и других святых; в другом тябле – образ Пресв. Богородицы с пророки. Над царскими же дверями и над местными иконами находилось 5 шестолистовых образов в басемных окладах и с резными среброзолочеными венцами. Пред деисусом висело медное тройное паникадило с 15 шандалами и блюдцами со строфокамиловым яйцом внизу. За престолом стоял образ Пресв. Богородицы с изображением Архангела Гавриила на обратной стороне, в басемном окладе и со сканными золочеными венцами. На престоле лежал среброзолоченый благословенный крест с мощами 12 святых, данный в придел в 1677 г. Что касается церковной утвари, то, судя по описи, ее было достаточно 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Престол, жертвенник, подсвечники и выносную свечу, облачения, утварь, а также образа Воскресения Христова и Богоявления Господня, снятые со старых хоругвей и помещенные ныне в иконостасе, были пожертвованы Князь-Владимирским собором. Голгофу и запрестольный крест пожертвовал Тосненский храм Казанской Божией Матери. Помещающееся в алтаре паникадило, подаренное этим же храмом, поновлено и восстановлено на средства прихожанки Риммы Ефимовой. Запрестольный образ Спаса Вседержителя и икона Божией Матери Тихвинской – дар Русского музея. Большой образ свт. Николая Чудотворца пожертвован на поминовение о здравии рабы Божией Анны; старинные хоругви – Всеволожской Свято-Троицкой церковью. Новые иконы в храм написаны художником Александром Батановым. Кроме упомянутых, прихожанами чтутся также образа Божией Матери «Взыскание Погибших» и св. Архангела Михаила. 29 августа 1991 г. храм Спаса Нерукотворного отметил свое 90-летие. В день юбилея церковь посетили приехавшие из С.-Петербурга, Москвы и Ямбурга потомки дворянского рода Всеволожских. Чин полного освящения восстановленного храма состоялся 24 ноября 1991 г. и был приурочен к 50-летию открытия Ледовой трассы «Дороги Жизни». По благословению Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна освящение храма совершил благочинный Пригородного округа протоиерей Александр Кудряшов в сослужении настоятеля церкви прот. Игоря Скопца и прот. Александра Анисимова. В память об этом событии отчеканен памятный нагрудный знак. К освящению храма заводом «Русский Дизель» (директор Е. Яшин) была сооружена металлическая звонница и на нее подняты колокола. Самый большой из них, литый в Валдае в 1900 году,– был пожертвован в храм б. командующим Ленинградским военным округом генералом В. Ф. Ермаковым к Св. Пасхе 1989 г. Храм восстанавливается буквально всем миром, на пожертвования С.-Петербургской епархии, Князь-Владимирского собора, Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры, общественных организаций, предприятий, частных лиц. Большой вклад в восстановление святыни внесли М. М. Реннер († 1993) и Л. Н. Свешникова. Плиты для отделки храма пожертвовали и доставили к церкви работники Финляндского отделения железной дороги, пилил их – комбинат нерудных материалов; внутреннюю деревянную отделку изготовили в произв. мебельном объединении «Нева», решетки на окна сделаны и установлены в 1989 г. тружениками Шлиссельбургского Судостроительного завода. Изготовление металлической ограды вокруг храма ведет ныне объединение «Русский Дизель».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

В тябле на пятидесяти досках писаны по золоту Деисус, праздники пророки и праотцы, Спас нерукотворенный. Над местными образами в тябле Деисус на семи досках с изображениями Спасителя, Богородицы, Иоанна Предтечи, двух архангелов, двух Апостолов, на них венцы и оклады басменные, старинные, под золотом. Образ воскресения Христова, на нем пять венцов, да четыре полувенца с финифтом. Образ Владимирской Пресвятой Богородицы, оклад струбами, средина, венцы и цата басменные. Образ Всех Святых, оклад серебряной резной струбами, три венца с цатами резные. Образ всемилостивого Спаса, предста Царица, оклад басменной струбами, да семь венцов, в том числе три венца с цатами, резные серебряные под золотом. Образ преподобного Макария Желтоводского в молении ко Пресвятой Троице, оклад басменой струбами, четыре венца да две цаты резные серебряные под золотом. В киоте образ Пресвятой Богородицы осмилистовой, оклад и струбы и средина басменые, венцы, цата и корона серебряные резные под золотом; на киоте вверху изображен Бог Отец, а на затворах разные святые; киот покрыт травчатым бархатом, окован, плащи медные резные. Образ Пресвятой Богородицы Владимирская осмилистовой в киоте, оклад и средина гладкие, венец, цата и корона серебряные чеканные под золотом; наверху киота образ Спасов нерукотворенный, на створах праздники и святые писаны на золоте, киот обложен кожею и окован луженым железом. Образ Пресвятой Богородицы Владимирская запрестольный в киоте, венец сканой с финифтом под золотом, цата серебряная чеканная, на другой стороне его изображение Покрова Божией Матери, оклады у тех образов басменые под золотом, на киоте оклад железа белого басменой золочен. Образ Пресвятой Богородицы да крест четвероконечный выносные. Образ Спасова милосердия писан на золоте. Образ живоначальной Троицы, оклад басменой струбами, около лиц осемь венцов резных, все серебряные под золотом. Дейсус на трех дсках, оклад венец и цата басменые, у образа Пречистой Богородицы подниз мелкого жемчугу. Образ Пресвятой Богородицы Умиления без окладу, венец серебряной резной под золотом, подниз на главе и дата мелкого жемчугу, в венце и цате каменья сердолик, два червонца, осемь смазней да вставочки мелкие литые; да в привесе шесть прядей жемчугу мелкого, на них два камышка сердолика, четыре камышка литые зеленые, панагия хрустальная обложена серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Крестный ход в обычном порядке идет вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке: фонарь (по центру, непосредственно перед дверями), затем (от южной стороны к северной) запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужащие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, в заключение, диакона. Диакон принимает кадило, кадит предстоятеля и возвращает ему кадильницу. Предстоятель, трижды (а не один раз) крестообразно назнаменовав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Далее следует пасхальное начало, которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы. Священнослужители «велегласно» поют тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (трижды). Певцы повторяют то же «со сладкопением» (трижды). Священнослужители поют стихи : 1. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». 2. «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня». 3. «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся». 4. «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь». 5. «Слава». 6. «И ныне». На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды). В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери (по Уставу, самим настоятелем), и крестный ход шествует в храм.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

В ходе строительства в проект были внесены изменения: вместо звонницы появилась колокольня, к северной стене алтаря сделана пристройка, и под церковью задуман склеп. После торгов строительные работы были сданы крестьянину Псковской губернии П. В. Васильеву. 25 июля 1906 года, с благословения Митрополита Антония, с крестным ходом из приходской церкви, была совершена закладка Серафимовского храма местным благочинным, настоятелем Спасо-Сенновской церкви прот. Н. А. Травинским, а 19 октября здание было уже окончено и сдано подрядчиком причту храма. 1 марта 1907 года на Серафимовском кладбище состоялось освящение новой церкви во имя преп. Серафима Саровского . Чин освящения и первую литургию в храме совершил протоиерей Н. А. Травинский. С этого дня храм никогда не закрывался, и поэтому его внутреннее убранство сохранилось нетронутым до нашего времени. Серафимовская церковь – трехпрестольная. Центральный, главный придел храма освящен во имя преп. Серафима Саровского . Два малых придела, левый – во имя Покрова Божией Матери, правый – во имя мученицы Александры, устроены с таким расчетом, чтобы в них можно было свершать отпевания, не мешая службе в главном приделе. Всем миром прихожане собирали не только средства на постройку храма, но и с заботой и любовью жертвовали на его благоукрашение. Дубовый, прекрасной работы иконостас в главный придел пожертвовал купец А. А. Николаев, а одиннадцать образов, писанных на цинке в него же – М. Н. Колчин. Запрестольный образ явления Спасителя иеродиакону Серафиму, писанный художником Аннушкиным, был принесен в дар купцом Ф. М. Минаевым; деревянный запрестольный с живописью крест и бронзовый семисвечник – А. И. Шадриным. Со сводов купола спускается паникадило – это дар А. Д. Смирнова , подарившего также бронзовую дарохранительницу и богослужебные сосуды. Три дубовых престола пожертвовал А. В. Балявин, бархатные хоругви – С. М. Буров. Большое серебряное вызолоченное Евангелие с рельефными изображениями Воскресения Христова, Евагелистов и Рождества Христова поднес храму А. И. Секунов, а напрестольный крест и малое Евангелие – А. Д. Шершова. Кроме того, были сделаны и многие другие, в том числе, денежные пожертвования.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Вологда. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем долу. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Г. Лукомский: " Церковь построена (вернее, как и Казанская: перестроена) в 1779 г. на месте деревянной (?), сгоревшей в 1773 году. Однако формы говорят за себя: шатер хороших пропорций русского стиля, невозможных для возведения в конце XVIII столетия. Кубический храм - одноглавый. В теплом храме крест напрестольный с надписью 3РОВ года. Колокола, по данным клировых ведомостей церкви 7109 г. (1601 г.), т. е. времени царствования Бориса Годунова. В кладовой церкви находится сохранившаяся верхняя часть резных Царских врат. На ней в полукружии надпись славянскими буквами с сокращениями: " на царств. Всемилостиваго Царя Алексея Михайловича " . Остались чуть заметные следы позолоты на резьбе. Вообще эти врата (за одну доску дают около 200 руб., по словам священника) в ужасном виде лежат на чердаке церкви. По углам шкафы для икон, но ничего в них не сохранилось. По характеру резьбы деталей Царские врата очень похожи на резные Царские врата в Костроме (ц. Воскресения на Дебре): с одной стороны в середине Распятие, с другой Рождество Богородицы. На той стороне, где Распятие, по углам: а) Евангелисты; б) на той и другой стороне Святые, но какие - неизвестно: видны только лики. Запрестольный образ для крестных ходов: с одной стороны Николай Чудотворец старинной живописи, с другой изображение Божией Матери - серебряный оклад. Там же, в кладовой, икона Ильи Пророка " Огненное восхождение " - старинного письма, интересная по композиции и по краскам, из которых различается хорошо красный цвет и следы золота. Икона Николая Чудотворца с изображением его жития, древнего письма. Из предметов церковных, в холодном храме отметим крест запрестольный, весь серебряный, по углам его изображения святых " . Источник: В 1781 году приход церкви включал в себя 14 дворов. Численность прихожан 180 человек (1892 г.). В начале XX века церковь Богородицы на Нижнем долу включала три престола: в летнем приделе главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название храму, а правом приделе зимней церкви - престол во имя Николая Чудотворца, в левом - во имя Григория Пельшемского, вологодского чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01096

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху» . Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке. Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» ( Пасхальные песнопения в mp3 ). Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…» Затем священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящии Его». «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня». «Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся». «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе».

http://pravmir.ru/o-pasxalnom-bogosluzhe...

Крестный ход идет вокруг храма в обычном порядке при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке (от южной стороны к северной): фонарь, запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужáщие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, трижды крестообразно назнáменовав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велéгласно «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы – «Аминь». Священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробéх живот даровав» (трижды). Певцы повторяют то же. Священнослужители поют стихи: 1 . «Да воскреснет Бог, и расточáтся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его». 2 . «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня». 3 . «Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются перед Богом». 4 . «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». 5 . " Слава», 6 . " И ныне». На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе» (единожды). Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают – «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери, и крестный ход шествует в храм при многократном пении «Христос воскресе», пока священнослужители не войдут в алтарь. Великая ектения. Возглас «Яко подобает» и пасхальный канон – творение святого Иоанна Дамаскина , глас 1-й: «Воскресения день». По Уставу, «творит... начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель», обычно же первые слова ирмоса каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари – на 12, с припевом к каждому из них «Христос воскресе из мертвых». Катавасия – те же ирмосы и в заключение тропарь «Христос воскресе из мертвых» (трижды, быстрым распевом).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Придел во имя Входа Господня в Иерусалим был устроен, по мнению одних, в 1489 г. 86 , а по мнению других в 1566 г. 87 . По описи 1681 г., на царских дверях был образ Благовещения Пр. Богородицы с евангелистами, на стене – на средине – образ Господа Саваофа, по сторонам Тайная Вечеря. На столбцах в возглавиях образа Спасителя и Божией Матери, по столбцам – святителей, а по сторонам – св. диаконов. Поля на окладах были басемные – среброзолоченыя, венцы – у Спасителя, Божией Матери, Архангела и Евангелистов – чеканные, а других святых – резные среброзолоченые. По правую сторону царских врат – были расположенные в киотах местные иконы: Входа Господня в Иерусалим – в окладе и с венцом среброзолоченым, чеканным и с финифтью 88 , образ Воскрешения Лазарева – с таким же окладом и венцом. На этой же стороне, на стене находились 2 образа Богоявления Господня и св. Леонтия Ростовского – оба по размеру – шестилистовые. По левую сторону царских дверей – находился образ св. Иоанна Предтечи; в басемном окладе и венце чеканном – сребровызолоченном; на северной двери – Благоразумного Разбойника в окладе и венце – сребровызолоченном. Над северными дверями – образ Воскресения Христова, Печерской Божией Матери и пр. Макария Чудотворца. Над царскими дверьми и над местными в тяблах – в первом – деисус, в другом праздники Господские и Богородицкие, писанные красками, в окладах и венцах басемных – среброзолоченых. Этот иконостас был дан в сей придел 6 Апр. 1614 г. царем М. Ф. Всего по описи из приказа Большой казны значился отданным в этот придел – «деисус с праздники и с пророки – 21 образ, в окладах сребровызолоченных, с венцами чеканными». В одно время с деисусом был выдан киот медный на образ Входа Господня в Иерусалим, который, по описи 1681 г. значился лежащим на аналое, а также – запрестольный образ Пресв. Богородицы с изображением архидиакона Стефана, на другой стороне – в окладе басемном и в венцах чеканных, среброзолоченых и с финифтью 89 . Над жертвенником были расположены иконы Преображения Господня и Благовещения Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010