Тепло и сердечно приветствовали нас эти всадники. Мое нетерпение увидеть скорее резиденцию отца Ионы было сильно, и я попросил всех скорее продолжать путь. Но путь продолжать было нелегко. Вчера шел дождь, да, кроме того, началась поливка посевов. Целая сеть канав отделяла нас от столицы Сульдуза, смиренно выглядывавшей на нас издали в виде кучи серых построек и желтоватых полос навоза, их опоясывавших. Зрелище было печальное. Началось путешествие через канавы. Наш фаэтон с вещами, предоставленными нами на волю Божию, поминутно нырял в канавы, заливаясь почти до половины. А мы – то прыгали через эти канавы изо всех сил; то переходили их по дощечкам, случайно найденным нашими провожатыми; то, наконец, перебирались верхом на поданных нам лошадях. Вот одолели последнюю канаву. На зеленом лугу ожидают нас всадники с типичными физиономиями карапапахов, со взглядом исподлобья. Это сын, племянник и слуги губернатора Сульдуза, высланные им приветствовать первого русского миссионера в их стране. На приветствие сына губернатора я поручил ему передать [губернатору] свою благодарность за честь, мне оказанную, и выразить надежду на свидание с ним. В ответ на это сын губернатора стал приглашать меня остановиться у него, уверяя, что у них все готово для моего приема. Пришлось немного разочаровать его, сказав, что я прежде всею еду к сирийцам, которые как мои единоверцы, дороже всего для меня в этом крае. Тогда эти всадники вместе с другими наши ми провожатыми составили конвой вокруг нашего фаэтона. Кпереди ехал все тот же усердный Николай, держа в руках запрестольный крест, который я вез для храма Мамет Яра. Шестсвие наше приобретало уже довольно торжественный характер в полуверсте от селения стояла кучка сирийцев всякого возраста – представители-добровольцы всех христианских селений Сульдуза. Во главе их стоял несторианскнй епископ Мар-Дынха давно уже заявивший нам о своем желании принять Православие. Он сдержанно приветствовал меня с благополучным прибытием, но лицо его выражало тревожное любопытство по поводу ожидающей его судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Если канон не совершался, то сразу после 50 псалма следовали хвалитные псалмы (148, 149, 150), совершавшиеся также постишно, с особыми припевами к ним. Примечательно, что к последнему ветхозаветному 150 псалму могла добавлялась еще одна, но уже новозаветная библейская песнь Захарии, начинающаяся со слов: “Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людям своим”. Причем сам этот стих прибавлялся затем к каждому последующему стиху песни, которая заканчивалась богородичным “Матерь Бога восхвалим вси, еюже получихом прегрешений прощение…”. На воскресной утрене (вместо песни Захарии) к хвалитным стихам прилагались стихиры, среди которых на «Славу» пели евангельские стихиры в соответствии с евангельским чтением, а на «И ныне» богородичен “Преблагословенна еси…”. А в это время, перед пением богородична (будь то “Преблагословенна еси…” или “Матерь Бога восхвалим”), священнослужители читали молитву входа и возгласив “Премудрость, прости” при пении богородична входили в алтарь. На воскресной Утрене на этом входе несли Евангелие, возвысив его на словах “Премудрость, прости”. Вслед за ним, на амвон поднимался доместик, взяв стоявший там запрестольный крест, и запевал: “Слава в вышних Богу”. Его пение подхватывали сначала на клиросах, затем в алтаре священнослужители, а от слов “в человецех благоволение” и все присутствующие в храме. И так бывало ежедневно. В воскресенье к данному славословию прибавлялся еще тропарь “Днесь спасения…” или “Воскрес из гроба…”, который исполнялся трижды певцами и священниками. После чего исполнялся прокимен “Восстани, Господи”, и на амвоне читалось утреннее ЕВАНГЕЛИЕ, по прочтения которого совершались еще сугубая ектенья, великие прошения (под котороыми разумеются молитвы об оглашенных и верных), затем главопреклоненная молитва и отпуст. Итак, как мы видим, песенная Утреня состояла из 3 частей, совершавшихся в притворе, в храме и алтаре. Первая часть начиналась в притворе антифоном в виде первого трипсалмия (пс. 3,62,133), а заканчивалась уже в храме песнью вавилонских отроков (Дан [LXX] 3. 57–88). Между ними все еще в притворе пелось второе трипсалмие, номера псалмов крых зависели от дня недели. Пелись эти псалмы по стихам с припевами, антифоно, почему и назывались антифонами. При этом на «заключительном» антифоне входили в храм и уже там пели библейскую песню подобным образом.

http://azbyka.ru/video/112-pesennaja-utr...

Облецытесь же и вы в любовь, полюбите друг друга; возлюбите всем сердцем и то дело, к которому призваны, и тех людей, коим будете проповедывать пути православия. Скорбите и милосердуйте о них, как некогда милосердовал Христос и Его ученики. И тогда успех увенчает делание ваше, ибо, по св. Тихону, любовь подскажет слова убеждения и найдет способ обращения, а без любви проповедь наша – медь звенящая и кимвал бряцаяй. Да ускорит Апостол, Христу Богу возлюбленный, нам на помощь и научит нас Христовой любви!..” С праздничным настроением вышли все из храма и проводили Преосвященного до школы. Владыка освободил школьников от занятий, и ребятишки рады были возможности и порезвиться и подготовиться в ожидании завтрашнего посещения Владыкою классов» 483 . 27 сентября/10 октября 1902 г. В пятницу Тихон проверял знания учеников Миннеаполисской школы; вечером присутствовал на богослужении в Покровской церкви. 28 сентября/11 октября 1902 г. Во время литургии преосвященный молился вместе со всеми учащими и учащимися, т.к. по субботам занятий в миссионерской школе не было. На отслуженном архим. Анатолием (Каменским) и свящ. Константином Поповым бдении еп. Тихон выходил на полиелей. 29 сентября/12 октября 1902 г. На обедне, ввиду предстоявшего освящения православного кладбища (в 45-ти минутах ходьбы от церкви), Тихон сказал приличное сему случаю поучение 484 . «В два часа процессия тронулась от храма по направлению к кладбищу. Шествие предварял староста, за коим знаменосцы несли американский флаг и братское богато расшитое знамя; далее несли запрестольный крест и хоругви, и затем в карете, окруженной рядами братчиков, державших свещи, следовал с духовенством Его Преосвященство. Масса народа, как своих прихожан, так и посторонних, участвовали в этой торжественной процессии, не покидая ее до конца, несмотря на дождливую погоду. На кладбище был совершен чин водосвятия, и вся площадь окроплена св. водою, после чего совершена заупокойная лития с возглашением вечной памяти всем почившим православным христианам» 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Пара с рипидами становится на горнее место, кланяются на Восток, Владыке, друг другу и ставят рипиды на свое место. Старшая пара, после того как зайдет в алтарь, подходит к створкам Царских Врат, и как только увидит, что зашел протодиакон с дикирием, начинает закрывать их до половины. Владыка прикладывается к иконам Спасителя и Богородицы, которые находятся на створках Царских Вратах. Как только Владыка приложился к ним, старшая пара опять раздвигает створки Царских Врат (это надо делать параллельно, а не по очереди). Зашедши в алтарь, Архиерей совершает каждение. Когда Владыка покадит престол, иконы в алтаре, запрестольный крест, семисвечник, духовенство, стоящих в алтаре и уже будет идти на солею, второй иподиакон, как только Архиерей станет на орлец лежащий с северной стороны престола, чайной ложкой сыпет ладан в кадило и отходит в сторону. Владыка идет кадить на солею (вместе с ним ходит протодиакон), а иподиакона собирают орлецы, кроме того, что был у престола. Кладут второй орлец возле престола (у самого престола, лицом к нему). Зайдя в алтарь, протодиакон отдает трикирий старшему иподиакону, а Архиерей — второму. Иподиакона, взявши свечи, идут на горнее место, где, повернувшись лицом к Владыке, ждут, пока протодиакон покадит Архиерея, после чего все вместе, повернувшись на восток, крестятся, кланяются, затем кланяются Владыке, а иподиаконы еще после этого кланяются и друг другу, тушат свечи (до этого момента трикирий стоял с южной стороны, дикирий — с северной, а теперь стороны меняются). Во время пения тропаря на “ и ныне…” второй иподиакон зажигает дикирий, берет его в руки и стоит лицом на север. Как только Владыка будет возглашать “…Отцу и Сыну, и Святому Духу…” второй иподиакон поворачивается на восток, крестится, кланяется, поворачивается к владыке, кланяется Ему и идет к священнику начинавшего Литургию, и становится между ним и престолом, повернувшись лицом на север. Протодиакон, провозгласив прошение на солее, заходит в алтарь, целует Престол и забирает дикирий у иподиакона. Второй иподиакон идет на горнее место (во время пения тропарей на горнее место ставится седалище и стелется орлец под ним лицом на запад свободным иподиаконом).

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

В последующей традиции «Н.» закрепились за службой, совершаемой в полночь келейно: они составляют центральную часть этой службы в древнейших сохранившихся палестинских Часословах IX в. (напр., в Sinait. gr. 864 - см.: Maxime (Leila) Ajjoub. Livre d " Heures du Sinai (Sinait. gr. 864). P., 2004. P. 238-240. (SC; 486)) и в монастырских уставах. В кафедральном послеиконоборческом богослужении Константинополя «Н.» были важнейшим элементом воскресной песненной утрени (в составе «песненного последования»). В Типиконе Великой церкви IX-XI вв. «Н.» указаны на утрене в сыропустную неделю, в 1-ю неделю Великого поста, на Пасху и в Фомину неделю (см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 8, 20, 92, 108). «Н.» делились на 3 антифона, причем иногда на 3-м антифоне назначался тропарь и совершался вход . Согласно реконструкции песненной утрени, выполненной М. Н. Скабаллановичем, «Н.» начинались с возглашения певцом темы псалма и его припева: «Непорочнии в путь. Аллилуия». Деление стихов «Н.» на статии (антифоны) не отличалось от совр. деления на 3 «Славы»: 1-я - стихи 1-72; 2-я - 73-131; 3-я - 132-176. «Аллилуия» служила припевом к 1-й и 3-й статиям, «Вразуми мя, Господи» - ко 2-й статии. Пение «Н.» сопровождалось каждением: священник сначала кадил притвор, потом он переходил боковыми дверями в закрытый еще храм и кадил его, а затем алтарь. Оставив кадило в алтаре и взяв запрестольный крест, иерей возвращался в притвор. При пении ст. 170 (              ) совершался торжественный вход из притвора в храм: священник открывал врата, велегласно пелось входное, духовенство во главе с архиереем (если он присутствовал) входило в храм через царские (центральные) врата, а молящиеся - через боковые двери. По входе заканчивалось пение «Н.», за к-рым следовала песнь 3 отроков «Благословите...» и продолжалась песненная утреня (см.: Скабалланович. 2004. С. 339, 345-346). В Студийском уставе «Н.» назначались в качестве обязательного келейного правила в полночь (     - речь идет именно о времени, а не об особой службе) в древнейшей его редакции - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 413). В более поздней редакции южно-италийского происхождения - Мессинском Типиконе 1131 г.- пение «Н.» назначается уже в общем богослужебном собрании - на полунощнице (μεσονκτιον), службе, предваряющей утреню и отделяемой от нее лишь небольшим перерывом ( Arranz. Typicon. P. XXXV, 291, 418).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Два самых распространенных недуга современного западного человека — одиночество и уныние, порой доходящее до депрессии. Причем главное следствие одиночества и является унынием. Можно в социальных сетях иметь тысячи друзей, а в инстаграме сотни тысяч последователей, но когда человек остается сам с собой, или в болезни, или брошенный любимым/любимой — он весьма одинок. И возраст одиноких падает и падает. Священника на исповеди уже не удивляет, когда девушки лет 13-14, практически дети, делятся своим одиночеством, своей болью, причем имея родителей, — правда, порой разведенных и реально отсутствующих в их жизни, а иногда не давших своим детям самых простых навыков основ молитвы, лишив их любящего Христа, — в первую очередь в таинстве Причастия. Это долгая и тяжелая тема. На фото: у калифорнийской дороги, сумерки. Сан-Франциско. На днях я пешком пошел на заседание Епархиального совета. Перед одним домом жилого квартала я увидел вот такую «общественную» библиотеку, под названием «маленькая бесплатная библиотека». На этой библиотечке, похожей на скворечник, призыв: «Возьми книгу, оставь книгу». Люди могут себе бесплатно взять книгу, могут для других книгу и оставить. Такие библиотечки можно найти и на других улицах города, их устанавливают частные лица перед своими домами. Конечно, многое зависит от того, какие книги оставляются, но и любой православный может оставить книги православного содержания или просто хорошую литературу. А общая концепция таких скворечников-библиотек мне весьма симпатична :) Приветствую вас, дорогие, с преполовлением (серединой) Великого поста. Мы уже чувствуем усталость, немало великопостных искушений, понятно, что намеченные нами «подвиги» практически не начаты… Однако мы, как-никак, взошли на половину горы и начинаем видеть конец нашего пути и вместе с ним сияние пасхального света. На Великий пост надо смотреть не как на список правил и отказов, а как на некий марафон, имеющий разные этапы: судороги, падения, утомленность, надежду, неожиданную бодрость духа, появление невероятных сил… Главное — закончить гонку! Бог вам в помощь! На фото: запрестольный крест в алтаре Старого собора в Сан-Франциско.

http://pravmir.ru/instagram-kaliforniysk...

Традиция изучения внутреннего устройства храма, эволюции его конструктивных деталей и их символических и литургических функций была заложена лучшими представителями церковной археологии XIX века Г. Д. Филимоновым , Е. Е. Голубинским , Н. В. Покровским и А. П. Голубцовым . В советский период развития нашей науки эта тематика по понятным причинам развивалась крайне медленно и почти исключительно в рамках истории древнерусской архитектуры, где всегда с большим интересом исследовались вопросы развития конструктивных элементов интерьера, непосредственно не связанного с богослужебной практикой, собственно литургическим действом. Правда, следует указать и на объективные причины, обусловившие крайнюю непопулярность изучения сакральных элементов храмового интерьера. Речь, конечно же, идёт о недостаточности источниковой базы для подобной работы. Уже в XIX веке было очевидно, что без специальных археологических исследований эти проблемы решить крайне затруднительно. С этой точки зрения весь XX век, которому были свойственны масштабные реставрационные мероприятия и археологические раскопки, можно рассматривать как период накопления фактических данных. В книге Т. А. Чуковой проведён скрупулёзный учёт и критическое осмысление этих данных, очень взвешенно обобщены результаты археологических и реставрационных исследований десятков специалистов. Данная монография охватывает все литургические конструкции сакральной части древнерусского храма – алтарные преграды, престолы, кивории, запрестольные кресты, синтроны, угольники – прослежены особенности их конструкции и эволюция основных форм, предлагаются варианты реконструкции отдельных элементов алтаря. Не касаясь большей части разделов данной работы, хотелось бы сказать несколько слов о терминологии. Исследованные Т. А. Чуковой литургические устройства традиционно именуются «архитектурой малых форм» термин, который можно встретить и в тексте предисловия, написанного В. А. Булкиным (с. 8), и у автора книги (например, с. 12). В случае, когда речь заходит о кресте, пусть даже и крупных размеров, употребление этого термина встречает определённые препятствия. С одной стороны, крест в очень редких случаях можно назвать произведением архитектуры, с другой стороны, вопрос о том, что в храме является «малым», а что «большим», не может быть решён при помощи рулетки. В основном тексте книги фигурируют замечательные термины – «архитектура интерьера» и «литургические конструкции» (с. 10). Почему бы не ввести их в более широкое употребление?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 77. 147. Письмо начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М. П. Степанову Иерусалим, 7 июля 1886 г. Подлинник. Превосходительнейший и сердечно чтимый Михаил Петрович. Препровождая к Вам сегодня третье официальное Донесение о Гефсиманских работах наших, пользуюсь случаем поклониться Вам в воображаемые ножки за Ваше попечение от сей поры о снабдении всяким добром нашей обетной церкви Гефсиманской. Списки церковной утвари, приложенные к почтенному письму Вашему от 5 июня, меня привели в умиление своею полностию. Даже как бы уже излишеством. Недостаёт в каталоге «Священных сосудов и других вещей» выносного креста. На Востоке везде при крестных ходах употребляются не хоругви наши и не образа, вздетые на высокие стержни, а рипиды, носимые обыкновенно по сторонам высокого креста, который я и называю выносным. И он и рипиды делаются из металла, обыкновенно серебряные или посеребрённые, и сравнительно лёгкие. Я думаю, что под ст. 14 каталога упоминаемый «запрестольный крест» может быть обращён в сей самый «выносный». Из книг недостаёт «Службы на Седмицу Пасхальную», а также хорошо бы выслать Службы на все дни Первой и Последней Седмицы Вел. Поста. Из Свящ. Облачений необходимо приготовить одно траурное из чёрного бархата (или лучшего плиса) с серебряными галунами, полное, и на престол и на налой и не менее двух священнических фелоней. На запрос о количестве медных листов для куполов Церкви, архитектор наш не знает, что ответить, ибо не знает существующей у нас меры таковых. На счёт мраморного пола тоже хотелось бы знать, имеется ли в виду сделать его мозаичным, как видно на Гриммовском плане, или можно довольствоваться шахматом из белого и черного (собственно, тёмно-серого) мрамора Италии? Когда можно открыть речь об ограде кругом Гефсиманского места? Крайне необходимое дело выкопать и к зиме окончить на Гефсиманском месте большую и глубокую цистерну, саженей 6–8 длины и три ширины – по кр. мере. Разрешите нам это – даже по телеграфу, чтобы воспользоваться ещё остающимися тремя благоприятными делу месяцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В двадцати нишах по собору помещены иконы двунадесятых праздников и другие работы гг. Нефа, Штейбена и Мусини. Выбор подписей под иконы сделаны членом св. Синода, преосвященным Евгением, архиепископом Астраханским. По указанию этого же преосвященного устроены надписи и везде по собору. Буквы подписей литые из бронзы и вызолоченные через огонь. За устройство и укрепление их г. Шрейберу уплачено 4 000 руб. серебром. Для аналоя художником Васильевым написано 39 выносных аналойных образов, а художником Заболоцким – 12 месяцев святцев. Первые иконы по 65 руб. серебром каждая, вторые по 200 руб. серебром за месяц, всего же 4 935 руб. Кроме этого, по повелению государя императора, художникам поручено было, для руководства при написании икон Спасителя и Божьей матери, сделать точные копии их ликов с картин знаменитейших художников итальянских, и приготовить в том же смысле икону преподобного Исаакия Далматскаго. За приготовление этих копий уплачено 5 700 руб. Общая стоимость всей иконной живописи 260 538 руб. 20 коп., а иконной и стенной вместе 768 912 руб. 95 коп. серебром. Утварь для Исаакиевского собора изготовлена поставщиками высочайшего двора Никольс и Плинке, фабрикантами Сазиковым и Верховцевым. Вся она сделана из золота и серебра 84 пробы. Золотую утварь по утвержденным рисункам устраивали поставщики высочайшего двора Никольс и Плинке. Ими сделано тринадцать вещей: Потир, Дискос, Звездица; к ним две тарелочки, лжица, копие и ковшик; напрестольный крест с эмалью, Евангелие большое, кадило и венцы для браков. Веса во всех этих вещах 2 пуда 1 фунт и 63 золотника, а за работу их, из казенного золота, уплачено 17 519 руб. От них же – Никольса и Плинке – принято изготовленных из казенного серебра двадцать шесть вещей, именно: семь семисветильников, один больший – над (запрестольным) горним местом в большом алтаре, другие шесть – по сторонам всех трех престолов, в большом и малых алтарях; два огромных подсвечника перед местными иконами Спасителя и Божьей матери в главном иконостасе; шесть паникадил перед прочими местными иконами в том же иконостасе; три рамы для образов над жертвенниками во всех трех алтарях, три дарохранительницы для трех престолов; одна большая чаша для освящения воды, один сосуд для вина; три блюда. Вес всех 26 поименованных вещей 56 пудов 39 фунтов и 5 золотников, а стоимость работы 101 978 руб. 16 коп. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

После пострига новопостриженный монах несколько дней постоянно находится в храме, присутствуя на всех богослужениях, а в перерывах между ними днем и ночью читает Псалтирь или слушает, как ее читают другие, те, кто хочет ему помочь в молитвенном бдении. Великая схима. Принятие великой схимы похоже на пострижение в малую схиму. Принимающий пострижение снимает обувь и головной убор, так же подходит к настоятелю, и тот задает ему те же вопросы. Трижды поднимает он ножницы, которые бросает настоятель перед пострижением. Имя в великой схиме опять меняется. Вместо клобука схимник получает кукуль (греч. кукулион – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает голову и плечи схимника. Он украшен крестами, которые располагаются на лбу, на груди, на обоих плечах и на спине. Архиерей, постриженный в великую схиму, отказывается от епископской власти, оставляет кафедру (то есть уходит с должности епископа, оставаясь в сане) и уже до конца своих дней остается схимником. Молебны В храме молебны совершаются обычно после окончания литургии. Однако молебны не связаны с ней и могут совершаться в любое время, когда в этом есть необходимость. Молебны бывают просительными, когда молятся о том, чтобы Бог исполнил какую-либо просьбу, помог в нужде, и благодарственные, когда благодарят Его за милости и дары, которые Он нам посылает. Эти два вида молебнов связаны: один как бы начинает дело, а второй его заканчивает. Если, получив просимое, мы не благодарим Бога (а это бывает, увы, очень часто), то с какой совестью мы будем опять просить Его, а ведь это, конечно, случится? И можем ли тогда надеяться на исполнение новой просьбы? Поэтому, совершая просительный молебен, надо помнить и о совершение благодарственного. Молебны совершаются по нужде какого-либо одного человека, но есть такие, которые служатся для всех, например, по случаю храмового праздника или во время стихийных бедствий. Такие общественные молебны бывают и с крестным ходом. На крестном ходе впереди идут певчие, за ними несут фонарь, затем попарно запрестольный крест и икону, праздничные и другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Евангелием и крестом, а далее народ.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010