Е. V, 6). В этих же мыслях и чувствах да утверждаются ныне правители и законодатели государственные примером Великого Константина, который ради пользы государственной защищал и поддерживал единую истинную Церковь ! Да будет и о сём наша молитва в настоящий день торжества церковного! Архимандрит Иларион Жданов А.А. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета/Под ред. свящ. Д.В. Рождественского//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 81–96 (4-я пагин.). (Продолжение.) —81— то весьма важное обстоятельство, что везде, где упоминается о публичном чтении книги закона Моисеева, необходимо разуметь Второзаконие. В 8-й главе кн. Неемии рассказывается следующее: собрался весь народ, как один человек, на площадь.., и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господ Израилю.. И принёс священник Ездра закон... и читал из него… от рассвета до полудня...; читали... внятно, и присоединяли толкование... И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах 3755 . Если бы чтение закона началось с книги Бытия, то при том способе, каким оно совершалось (чтение с толкованием или переводом), в течение четверти дня, т. е. 6-ти часов, – с рассвета до полудня, сыны Израилевы не дошли бы до предписания о празднике кущей, потому что оно в первый раз упоминается в книге Левит 3756 . Если же читано было Второзаконие, дело объясняется легко: закон о празднике кущей есть в 16-й главе Второзакония, ст. 13 и далее. При освящении стен иерусалимских также состоялось чтение из книги Моисеевой (13, 1) и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моаеитянин не может войти в общество Божие во веки и пр. Приводится место из 23-й главы Второзакония, стихи 3-й и 4-й. – Свидетельства других исторических книг ( 1Мак.1:2 ; 2Макк. гл. 2 и 7) стоят в полном согласии с приведёнными выше. В книгах пророков, начиная с самых древних, иудейских и израильских, можно найти столько буквально заимствованных выражений из каждой книги Моисеевой, столько фактических подробностей, рассказанных в Пятокнижии, что при помощи Пятокнижия и пророков можно выбрать всю библейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, говорит Апостол, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние: то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого, по Его воле»? Аще глаголанное Ангелы слово бысть известно или твердо. Глаголанное Ангелы, или чрез Ангелов возвещенное слово означает закон Моисеев, который преподан при посредстве или при служении Ангелов ( Втор.33:2 ; Деян.7:53 ; Гал.3:19 ). Слово известно или твердо значит, что это слово истинно, верно и имеет обязательную силу. Это подтверждают следующие слова: и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние. Преступление есть нарушение закона каким, нибудь делом, а непослушание – неисполнение заповеди, или опущение долга. Так истинно, верно и обязательно было учение преподанного чрез Ангелов закона, что всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то-есть, наказание, или было наказываемо. От этой силы и обязательности закона Моисеева, как от меньшего к большему, Апостол делает заключение к силе и обязательности благодатного закона или учения Евангельского. Како мы убежим, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися. Если чрез Ангелов возвещенное слово так важно, что всякое преступление и ослушание против него получало праведное наказание: то тем большему наказанию подвергнемся мы, вознерадев о таком спасительном учении, которое сначала проповедал Сам Господь Спаситель, единородный Сын Божий, и которое между нами сделалось известно, и несомненно доказано чрез тех, которые сами слушали проповедь Господа. Это – Апостолы и другие ученики Господа, которые и видели. Его своими очами, и слушали из уст Его спасительное учение своими ушами. Евангельское учение названо спасением; потому что оно показывает путь ко спасению и спасает чрез веру в Иисуса Христа. Хотя и закон Моисеев говорил о спасении, но он не приводил ко спасению. Св. Златоуст говорит: «теперь не от войны Бог избавит нас, не землю и земные блага даст нам, но будет разрушение смерти, погибель диавола, царство небесное, жизнь вечная. Все это кратко выразил в словах: о толицем нерадивше спасении " 2 . – Далее усиливает Апостол свое слово о превосходстве учения Христова, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Есть в Священном Писании и множество других явных свидетельств почитания дня воскресного. Коринфским христианам апостол Павел пишет: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели пусть каждый из вас отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» ( 1Кор. 16, 1–2 ). У евреев было доброе постановление в законе – во дни постов и праздников помогать сиротам, вдовам, бедным и вообще жить, как сказано, «по усердию руки своей» ( Втор. 16, 10 ). Христос отменил обрядовый закон, не отменяя при этом важнейшие заповеди закона о любви к Богу и ближним. Поэтому святой Павел устанавливает днем сбора новозаветный праздник Воскресения Христова. Апостолы, следуя учению Христа, различали в ветхозаветном законе вечное и проходящее. Когда язычник Корнилий сотник обратился в первый раз к Церкви Христовой, его не принуждали исполнять закон Моисеев, и он был крещен, не принимая обрезания ( Деян. 10, 1 – 18 ). Когда делу миссионерства среди язычников посвятил себя апостол Павел, то он не заставлял их исполнять обрядовый закон Моисеев. Напротив, он учил, что христиане призваны к свободе от рабства закону ( Гал. 5, 13 ). Эта свобода от соблюдения обрядового закона коренилась в уверенности Апостола в том, что соблюдение обрядов Ветхого Завета не принесет никакой пользы для оправдания человека ( Гал. 5, 2 ). Так, Иерусалимский собор постановил: «Не возлагать на них (язычников. – И.Е.) никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотят» ( Деян. 15, 28 – 29 ). Не было также предписано и соблюдение субботы! Очевидно, последнее, как и весь обрядовый закон, было отнесено к числу не обязательного для исполнения. Ко времени написания евангелистом Иоанном Богословом книги Откровения празднование первого дня недели столь утвердилось в Церкви, что уже тогда первый день недели получил свое собственное название «день Господень» ( κυριακη ημορα ), что в русской Библии было переведено как «день воскресный» ( Откр. 1, 10 ). Непосредственно в первые десятилетия по вознесении Господнем день воскресения называли «первый день недели». К концу первого столетия этот день получил свое собственное название, что собственно наблюдалось и в Ветхом Завете. Четвертая заповедь «десятисловия» гласит: «Помни день субботний, чтобысвятить его», однако этот день в обрядовом законе Моисея именуется «суббота», что значит «покой».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24-31). 2 ] Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт. 2:2-3; Исх. 20:11; Евр. 4:4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: «Шесть дней работай, в день седьмой — суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты» (Исх. 20:9-10) [ 3 ], так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать отдел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, «говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень» (Лев. 23:39) [ 4 ]. С этого месяца начинали счет годам, особый для каждых пятидесяти лет. В то время как народ израильский вступал в обетованную землю, Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже самую землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое, не распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни виноградных, ни садовых плодов: все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. Об этом так написано в книгах Моисеевых: «Вострубите трубою по всей земле вашей и освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; не сейте и не жните, что само вырастет на ней, и не сжинайте ягод с необрезанных лоз ее, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые, так же поступай с виноградником твоим и маслиною твоей» (Лев. 25:9-11; Исх. 23:11). В этот пятидесятый год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человек особенно следил за собой, как бы не прогневать Господа каким-либо грехом, как бы не опечалить своего ближнего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И посему Я пришел к тебе, чтобы заключить завет с тобой, как я заключил его с Моисеем рабом Моим на горе Синайской и с Петром, верховным Апостолом на горе Елеонской, и говорил с Эздрой пророком о земле, что в стране далекой, которая отдалена и обширна. На этом пути проход узок и всего в один шаг: если кто хочет идти в эту страну, видеть ее и найти ее, если не пройдет эти теснины прохода он не будет в состоянии войти в ее пространное место. Это – путь верных, а что касается до твоего пути и пути подобных тебе, то он сказал: f.9. «есть другой град, воздвигнутый в пустыне, он полон всякого благословения; и путь тесный ведет в него в ущелье; справа его – огонь, а слева – бездна, и один только путь между бездной и огнем. И обнимает путь только один шаг человеческой ноги и если кому либо дано достигнуть этой страны, он не улучить своего достояния, если не пройдет этих теснин» 256 . Этим путем иди ты, и не уклоняйся ни направо, ни налево и таким образом придешь к пристанищу спасения. Аз есмь дверь овцам воистину, мною аще кто внидет, спасется. И ныне внимай: Я избрал тебя и возблаговолил к тебе, и дал тебе власть, как Апостолам. И отселе учи и возвещай закон Мой и заповеди Мои, а Я возвеличу имя твое более всех наставников». И когда сказал сие Спаситель Макаба-Эгзиэ, тот поклонился Ему в ноги и сказал: «взыщи себе, Господи, другого, который будет наставлять народ Твой. Я отрок и невежда». И сказал Господь наш: «я древле глаголал с Моисеем: «кто дал уста роду человеческому и кто делает немым, глухим и слепым? Не Я ли – Бог ? И ты ступай и учи, как Апостолы, Макаба-Эгзиэ, раб Мой». И отвечал он: «Господи, исполню я все повеления Твои, но дай мне завет, что Ты помилуешь для меня тех, кого я наставлю». И сказал еме Господь: «помилую для тебя, как ты сказал, но если оставят чада твои закон Мой и повеления Мои, ты суди их». И сказал Макаба-Эгзиэ: «Апостолам сказал Ты, что при втором пришествии Твоем они сядут с Тобою на 12 престолах, судить 12 колен Израилевых. А меня, раба Твоего, не будет там, Господи?» И сказал ему: «ты будешь судить вместе с Апостолами, возлюбленный Мой, ради того, что ты возлюбил Меня и сохранил себя в детстве и чистоте и в святости, чтобы быть Моим домом; ибо много возлюбившему Меня многая любовь, и много возненавидевшему – многая ненависть».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

«Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (ст. 9). Конечно же, здесь речь идет не о волах: хотя Бог заботится обо всех живых существах, но эта заповедь в законе Моисеевом не имеет отношения к заботе о животных. Здесь в приточной форме говорится о тех, кто трудится на ниве Божией, на жатве или молотьбе, собирает словесную пшеницу, то есть души человеческие. Они имеют право получать содержание от своих трудов. «Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» (ст. 10). При любом деле, если человек трудится и знает, что не сможет воспользоваться плодами своих трудов, то работает нерадиво, пренебрегает этим делом. То же самое апостол Павел говорит и о духовном труде. Конечно, прежде всего важна награда на небесах, в будущей жизни, а земной наградой для пастырей служит благодарность, которая выражается в материальной помощи и просто в человеческом добром чувстве, поддержке, может быть снисхождении к каким-то немощам. Ведь и апостол Павел упоминает, что он проповедовал галатам в немощи, и они не соблазнились этим (см. Гал.4:13–14 ). А если он мог так сказать о себе, то что говорить о ваших наставниках, подлинно немощных и телесно, и душевно? Они еще больше нуждаются в снисхождении и имеют законное право на это снисхождение, если действительно проповедуют слово Божие, неповрежденное Евангелие, будь то проповедь о вере или, например, о нравственности, которую мы слышим в монашеской обители. Ведь проповедь — не только то, что говорится с амвона, но и наставление во время исповеди, и обличение, и доброе слово, может быть, когда-то и наказание, епитимья. Все это имеет целью пользу того, ради кого совершается. За все нужно быть благодарным: и за поддержку и утешение, и за строгость; за пространное назидание и за краткое, может быть, жесткое обличение. И при этом пастырь должен рассчитывать на то, что его правильно поймут, что ему будут благодарны и предоставят все, в чем он будет нуждаться, касается ли это телесных или душевных потребностей.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17–18). Такое деление закона на двое прежде всего в данных словах не содержится, ничем не может быть оправдано и является решительно ни на чем не основанным измышлением. У израильтян собственно был только один закон – это закон Божий. Он дан был Богом, но дан чрез посредника Моисея, а потому и называется и законом Бога, Который дал его, и законом Моисея, рукою которого он был преподан. В самом деле, Господь говорить: «Моисей дал вам обрезание» и «в субботу человек принимает обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Ин. 7:22–28 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и следовательно нарушался закон не Моисеев. Равным образом Моисею приписывается и то, будто бы он сказал: «почитай отца и мать», тогда как это ясно названо «заповедью Божией» ( Мк. 7:9–10 ). В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках называется или «законом Господним» или «заповедью Божией» ( Лк. 2:22–24 ; Ездр. 9:10–14 ; Неем. 10:28–30 ). Итак, можно говорить только об одном ветхозаветном законе Божием. Что касается того обстоятельства, что каменные скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, были положены в Ковчег Завета, а книга закона только одесную Ковчега, то едва ли оно может быть доказательством преимущества, как утверждают субботники, скрижалей пред книгами Завета. Скрижали были положены в Ковчег не ради написанных на них слов, ибо те же самые слова написаны были и в книге, а ради самих скрижалей, как и сосуд с манной и жезл Аарона расцветший «на память» и «знамение сынам израилевым» ( Исх. 16:32–34 ; Чис. 17:8–10 ; Евр. 9:4 ). Если бы на самом деле закон Бога, написанный на скрижалях, был важнее книги Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас скорее то, что важнее, т. е. скрижали каменные. Однако скрижали погибли и погибли навсегда, между тем как книги Моисеевы сохранились. То правда, что Иисус Христос по обыкновению Своему ходил в день субботний в синагогу и там читал Священное Писание и поучал народ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Иудеи, сопровождавшие Никанора в поход против Иуды, настойчиво указывали ему на необходимость воздать честь дню, освященному Всевидящим, и не губить в этот день жестоко и бесчеловечно иудеев, так как «есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмый день» (XV, 2–4), «Когда же, поневоле, сопровождавшие его иудеи говорили: «Не губи их так жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим», тогда этот нечестивец спросил: «Неужели есть Владыка на небе, повелевший праздновать день субботний?» И они отвечали: «есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмый день» (XV, 2–4). Про иудеев говорится, что они, победив Никанора. преследовали его войско на значительное расстояние и возвратились, будучи остановлены временем. Ибо это был день перед субботою: по этой причине они и не продолжали гнаться за ними. Собравши же за ними оружие и сняв доспехи со врагов, они праздновали субботу, усердно благодаря и прославляя Господа, спасшего их в тот день и начавшего являть им Свое милосердие» (VIII, 26–27). Из других праздников, 2-я Мак, книга отмечает следующие праздники: праздник Кущей в месяце Хаслеве (25-го числа), очищения храма, называвшийся также праздником Кущей и огня (I, 9, 18; X, 5–7); день 13-го Адара (12-го месяца)– избавление от Никанора (XV, 37); день Мардохея (XV, 36); праздник седмиц или пятидесятница (XII, 31, 32). Нравственный закон 446 , в собственном смысле, заключает в себе постановления, регулирующие собственно духовную жизнь человека, как мы сказали выше; он, для ветхозаветного человека, заключен был, главным образом, в десяти заповедях Моисея. Этот закон и известен под именем Моисеева закона (VII, 30); все же постановления – обрядовые, гражданские и нравственные именуются отеческими законами (VII, 37), или законом Божиим (VI, 1). В основе нравственного закона, закона Моисеева, 2-я Мак. книга полагает первую заповедь Моисея. Исповедание единого Бога и желание чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею (I, 3), – это основа нравственной деятельности всех истинных евреев, что ясно высказано было в предсмертных речах всеми мучениками Маккавейскими; последний же брат желал исповедания этого и для Антиоха, чтобы и тот скоро, хотя с муками и карами, исповедал, что Он един есть Бог 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Каким же образом закон Моисеев был приготовлением к закону Христову, был детоводителем ко Христу ( Гал. 3:24 ), как говорит св. Апостол Павел. Закон Моисеев строго обязывал человека к исполнению заповедей Божьих и грозил страшною казнью, проклятием и смертью за нарушение хотя одной из них. Кто же в состоянии исполнить весь закон? Кто может быть чист пред Богом? Никто, следовательно по закону никто не изъят был от осуждения и проклятья. Это самое заставляло людей надеяться не на свои заслуги и добрый дела, но смиренно уповать на грядущего Искупителя и в Нем искать спасенья. Делами Закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех . Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих. ( Рим. 3:20–22 ). Закон давал повеления, но не знал помилования; Иисус Христос, напротив того, пришел грешников спасти и загладить беззакония всего мира. Закон давал повеления, но не давал сил исполнять их; благодать Нового Завета немощное врачует, оскудевающее восполняет. Ветхий Завет делал людей рабами закона, действовал на них страхом, угрозами: Новый Завет дает область чадам Божьим быть всем верующим во имя Иисуса Христа, Который привлекает к себе любовью и благодеяниями. Новый Завет имеет основание в ветхом, а ветхий завет заимствует свою силу и значение от нового. Могла ли кровь телячья и козлиная очищать грехи людей, если бы она не была прообразом бесценной крови Христовой? Все Богослужение Ветхого завета наполнено прообразами завета Нового: Все это происходило с нами, как образы; а описано в наставление нам ( 1Кор. 10:11 ). Не вдаваясь в частные объяснения прообразовательного значения ветхозаветных обрядов, о чем не нужно теперь говорить подробно ( Евр. 9:5 ), скажем вообще, что в Ветхом завете только обетование и тень будущих благ – оправдания и спасения, а в Новом действительные блага, самая истина. Вот почему последний выше, совершеннее первого, и почему первый отменен, а последний будет существовать вечно. Впрочем мы яснее поймем Ветхий Завет , когда подробнее узнаем Новый. А теперь возвратимся к горе Синайской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

" Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах " . То есть даже ел перед ними, хотя, конечно, в пище никакой не нуждался, потому что в Царствии Небесном, как Он Сам говорил, не едят, не пьют и замуж не выходят. Там вообще жизнь духовная, там не нужны ни рыба, ни мясо, ни хлеб, ни вода. Но Он специально перед ними ел, чтобы еще раз убедить их, что Он воскрес во плоти и то, о чем в законе Моисеевом и в пророках написано, исполнилось вот сейчас, сию минуту: Он воскрес и им явился. И отверз им ум, сошла на них благодать Святого Духа - и они поняли Писание. Вот так же и мы, читая Евангелие, сначала одно понимаем, на следующий год другое, на третий - третье. Откуда это? Это благодать Святого Духа так на нас действует, все более и более просвещает нас. Поэтому чем больше мы будем Писание читать, чем больше будем в храм ходить и старательней и усердней молиться, тем больше поймем, тем больше возрастет наша вера и просветится ум наш и сердце. И вот Он отверз им ум. " И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему " . Господь не пришел к каждому в дом и не дал каждому из нас, чтобы мы свой перст вложили в Его язвы гвоздиные, хотя теоретически это возможно. Господь и сейчас во плоти пребывает одесную Бога Отца. И, как всемогущий Бог, Он, конечно, может каждому из нас явиться и сказать: вот ты, Вася, Маня, не веруешь, или веруешь плохо, или забываешь о том, что ты будешь помирать. Иди сюда и посмотри на Мои язвы. Конечно, бывают у нас какие-то особые посещения Божии, когда Господь касается нас близко; они нас заставляют как бы встряхнуться и усердней молиться. Но при этом наша вера терпит изменения без нашего подвига. Господь это делает как бы за нас. Поэтому Господь избрал учеников, чтобы они проповедовали по всей вселенной. Он им дал эти свидетельства, чтобы другие люди приобрели блаженство только по их слову. И очень важно поверить на слово. Поэтому Господь сказал: блаженны те, которые уверуют по вашим словам. " Невидевшие и уверовавшие " . И мы должны уверовать каждому слову, сказанному Господом,- что оно истинно, что оно нас выведет из тьмы. Мы должны веровать, что получим благодать Святого Духа, если будем делать то, что Господь нам заповедал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010