Итак, онтологическая связь, соединение с Христом, понимаемая вслед за крупнейшим православным богословом XX столетия В.Н.Лосским как существо веры во Христа как Сына Божьего, – есть главное условие счастья на Небесах: Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. 74 Рожденный от Духа Святого человек полностью изменяется, поэтому можно даже сказать, что прежний человек умирает, а новый рождается. Теперь все будет новое: сердце, мысли, слова, дела. Дух, вселившись в человека, являет своими плодами новые качества: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. 75 Девять заповедей блаженства – это не просто перечень христианских добродетелей или правил. Христовы заповеди отличаются от Моисеева Десятисловия тем, что они представляют собой конкретный путь, который проходит каждый человек, становясь христианином. Каждая последующая заповедь логически вытекает из предыдущей и служит основой для последующей, то есть является более высокой ступенью постижения Христа. Иными словами, заповеди блаженства – это лестница христианина. С другой стороны, девять заповедей блаженства имеют структурное сходство с Ветхозаветным «Нравственным Законом Божьим» (Декалогом). Подобно ему они разделены на две группы: первые четыре, как и в Ветхом Завете, касаются отношений человека с Богом, а последние пять – отношений между людьми. Такое деление не случайно и указывает на два объекта любви: Бога и человека. Каждая из двух групп заповедей чуть позже будет предельно кратко и точно сформулирована Христом в двух известных заповедях о любви. Проповедь искренней, чистосердечной любви к Богу и людям есть, по большому счету, основное содержание христианского учения. Отвечая на вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: …возлюби ближнего своего как самого себя. 76

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

На примере этого юноши видно было, как сильно богатство может препятствовать вступлению в Царствие Христово. С печалью Иисус посмотрел на уходившего молодого человека, которого Он полюбил, и сказал ученикам Своим: истинно говорю вам: трудно богатому (который надежду свою полагает на богатство свое и привязывает к нему свое сердце) войти в Царствие Божие. И еще говорю вам, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Ученики устрашились этих слов и робко спросили: Так кто же может спастись? Иисус же, посмотрев на них, подтвердил их мнение словами: человекам это невозможно, но – и этим Он опять утешает их – Богу все возможно (ср.: Мф. 19, 16–26 ). Что нужно делать. Чтобы наследовать живот вечный? Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения Вечного Живота или Вечного Блаженства, без сомнения, всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или заповедал нужным для получения Вечного Блаженства Сам Иисус Христос. а) Иисус Христос заповедал нужной для получения Живота Вечного, или Вечного Блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имат живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имат живот вечный ( Ин. 3, 14–16 ). б) Иисус Христос объявлял нужной для получения Жизни Вечной любовь к Богу и ближнему: когда спрашивал законник Иисуса Христа: что сотворив, живот вечный наследую? – и когда Господь спросил его: в законе что писано есть? – а тот отвечал: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе, – тогда Господь сказал ему: сие сотвори, и жив будеши ( Лк. 10, 25–28 ). в) Иисус Христос заповедал нужным для получения Живота Вечного соблюдение всех заповедей Божиих: когда некоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивал Господа: что благо сотворю, да имам живот вечный? Тогда Господь ему сказал: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди ( Мф. 19, 16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Недаром же написано: «кто умножает познания, умножает скорбь» (Екк.1:18). Но «блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Отсюда восходят они к духу крепости, когда мир умирает для них и они для мира; так что среди превратностей этой жизни и множества неправды любовь в них не оскудевает, но возрастает искание и жажда правды, пока не насытятся в безконечном царстве святых и общении с ангелами. Потому что «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6). Однако же вследствие тяжести искушений и соблазнов, так как сказано: «Горе миру от соблазнов» (Мф.18:7), человеческая слабость может поддаваться обольщениям, и поэтому необходимо иметь дух совета. Потому что не так сильна бывает в этой преходящей жизни способность крепости, чтобы, если кому предстоит борьба с лукавым противником, он не терпел иногда поражений, особенно чрез искушение языка, так как если кто «скажет брату своему... “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф.5:22). Итак, что же есть дух совета, если не то, на что указывает Господь, когда говорит: «прощайте, и прощены будете» (Лк.6:37). Поэтому, как в порядке даров Духа Святого дух совета полагается на пятом месте, так в Евангелии в пятой заповеди блаженств ублажаются милостивые: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Шестым считается у пророка Исаии (в обратном порядке) дух разума, когда сердца очищаются от всякого призрака плотской суеты, и до конца человек руководится чистым стремлением. Поэтому и в 6-ой заповеди блаженств Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Когда же достигнет человек последней степени совершенства, он останавливается, успокаивается, наслаждаясь блаженным миром. Но кто является концом для нас, как не Христос Бог? «Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4). И кто премудрость Божия, кто Сын Божий, как не Христос? В нем делаются все, кто бы они ни были, мудрецами и детьми Божиими, и это есть полный и вечный мир. И потому, как у Исаии дар мудрости считается седьмым для восходящих снизу вверх, хотя сам он, научая нас спускается, наоборот, сверху вниз, так и Господь в утешение нас в седьмой заповеди блаженств ублажает миротворцев: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О десятой заповеди Закона Божия 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего. Не пожелай - не желай себе; искренним, ближним, или другом, называется всякий другой человек; село - поле, земля; раб - слуга; рабыня - служанка; елика - того, что. Десятою заповедью Господь Бог запрещает не только что-либо делать плохое другим, окружающим нас ближним нашим, но запрещает и худые желания и помышления по отношению к ним. Грех против этой заповеди называется завистью. Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до худых дел. Но и сама не себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом, как говорит слово Божие: " мерзость пред Господом - помышления злых " (Притч. 15, 26). " Завистью диаволею грех в мир вниде " (Прем. Сол. 2, 24). Одной из главных задач истинного христианина является - очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты, согласно увещанию Апостола: " очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием " (2 Кор. 7, 1). Чтобы избежать греха против десятой заповеди необходимо хранить чистоту сердца от всяких пристрастий к земному, от всяких худых желаний и мыслей и быть довольным тем, что имеем: благодарить за это Бога, а чужого никогда не желать, но радоваться за других, если они имеют всего много. Девять заповедей блаженства Заповеди блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают заповедей закона. Напротив, эти заповеди взаимно восполняются. Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас тому, как мы можем достигнуть христианского совершенства или святости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

О десятой заповеди Закона Божия 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего.   Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.    Не пожелай — не желай себе; искренним, ближним, или другом, называется всякий другой человек; село — поле, земля; раб — слуга; рабыня — служанка; елика — того, что.    Десятою заповедью Господь Бог запрещает не только что-либо делать плохое другим, окружающим нас ближним нашим, но запрещает и худые желания и помышления по отношению к ним.    Грех против этой заповеди называется завистью.    Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до худых дел.    Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом, как говорит слово Божие: «мерзость пред Господом — помышления злых» (Притч.15:26). «Завистью диаволею грех в мир вниде» (Прем.2:24).    Одной из главных задач истинного христианина является — очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты, согласно увещанию Апостола: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор.7:1).    Чтобы избежать греха против десятой заповеди необходимо хранить чистоту сердца от всяких пристрастий к земному, от всяких худых желаний и мыслей и быть довольным тем, что имеем: благодарить за это Бога, а чужого никогда не желать, но радоваться за других, если они имеют всего много. Девять заповедей блаженства    Заповеди блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают заповедей закона. Напротив, эти заповеди взаимно восполняются.    Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас тому, как мы можем достигнуть христианского совершенства или святости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

О четвертой заповеди блаженства «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) На первый взгляд может показаться, что Христос восхваляет голодных (церковнославянское «алкать» означает «испытывать голод»). Но Евангелие неоднократно свидетельствует: Сам Христос ел и пил и даже сотворил из воды вино (см. Ин. 2, 1–11). Причем участие Христа в трапезах было настолько открытым, что некоторые говорили о Нем: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Получается, что Сам Христос не стремился стать алчущим и жаждущим, но призывал к этому других. И тем более странным выглядят слова Христа о том, что накормить голодного и напоить жаждущего — одна из величайших добродетелей: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35, 37, 40). Или, может быть, рассматриваемая заповедь блаженства несет другой смысл? Центром четвертой заповеди блаженства является слово «правда». Алчущие и жаждущие четвертой заповеди — это ищущие правды, и при этом не желающие ничего взамен. Голодный прежде всего хочет утолить голод и жажду, что-то другое его вряд ли будет интересовать. Верующие должны стремиться прежде всего к правде. Но что такое правда — честность, справедливость или что-то еще? Возможно, Христос хочет, чтобы верующие были искренними, правдивыми людьми? Это очень полезное качество для любого человека, не только для верующего. Но все же речь идет немного о другом. Слово «правда» означает праведность (именно так можно перевести греческий оригинал). А это значит, что алчущие и жаждущие правды — это ищущие праведности, желающие насытиться праведностью. Голод и жажда — постоянные спутники человека. Сколько раз в день мы едим и пьем? Точно так же и в духовной жизни. Праведностью нельзя насытиться один раз. Желание праведности должно сопровождать верующего всегда.

http://pravoslavie.ru/75373.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie О заповедях Блаженств Ранее мы говорили, что во времена Исхода Израиля из Египта Бог даровал Моисею десять заповедей нравственного закона, на котором, как на краеугольном камне, доныне зиждется все многообразие межчеловеческих и социальных отношений. То был некий минимум личной и общественной морали, без соблюдения которого утрачиваются устойчивость человеческой жизни и общественных отношений. Господь Иисус Христос пришел отнюдь не для того, чтобы отменить этот закон: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Мф. 5. 17). Исполнение Спасителем этого закона потребовалось потому, что со времен Моисея понимание закона оказалось во многом утраченным. За истекшие столетия ясные и краткие императивы Синайских заповедей оказались погребены под напластованиями огромного количества разнообразных бытовых и обрядовых предписаний, скрупулезному исполнению которых стало придаваться главенствующее значение. И за этой сугубо внешней, ритуально-декоративной стороной терялись суть и смысл великого нравственного откровения. Поэтому надлежало явиться Господу, дабы обновить содержание закона в глазах людей и вновь вложить его вечные глаголы в их сердца. А сверх того — дать человеку средство употребить этот закон ко спасению своей души. Христианские заповеди, исполняя которые человек может обрести счастье и полноту жизни, именуются Заповедями Блаженств. Блаженство и есть синоним счастья. На холме близ Капернаума в Галилее Господь произнес проповедь, которая стала известна под именем Нагорной проповеди. И начал Он ее с изложения девяти Заповедей Блаженств: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

http://mospat.ru/archive/86413-o-zapoved...

, фон. Сущность христианства. СПб., 1998. С. 6). В личном духовно-нравственном подвиге человека усвоение евангельских заповедей становится опытом следования за Христом и обучением Его божественным Д. Но следование за кем-либо предполагает любовь и верность - 2 важнейшие Д., на к-рых зиждется этика НЗ. 2. Тема Д. в Нагорной проповеди Христа. В содержащей основные положения евангельского нравственного учения Нагорной проповеди Д. открывается в качестве исключительной нравственной привилегии учеников, призванных к воплощению в личном подвиге божественных наставлений Христа. Нравственное учение заповедей блаженства имеет целью достижение Небесного Царства. «Нищета духовная», «плач», «кротость», «жажда правды», «милость», «чистота сердца», претерпевание «изгнания» и «поношения» (Мф 5. 3-11) толкуются в христ. аскетической лит-ре как Д. К блж. Августину ( Aug. Serm. 53. 9) восходит опыт интегрального понимания Д. «блаженств»: вся совокупность «блаженств» относится в качестве характеристики духовно-нравственного состояния к каждой личности, находящейся в динамике нравственного совершенствования,- «...эти дары суть гроздья одной и той же виноградной лозы, одни из них зреют ранее, другие позже, но, тем не менее, они развиваются от одного и того же ствола и подлежат одинаковому процессу созревания» ( Тренч Р. Ч. , архиеп. Нагорная проповедь Господа нашего Иисуса Христа: Пер. с англ. М., 1880. С. 22). Стихи Нагорной проповеди, содержащие обращение Господа к ученикам: «Вы - соль земли» (Мф 5. 13), «вы - свет мира» (Мф 5. 14), «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5. 16), заключают указания на главные характеристики истинной Д.- нравственную аутентичность и нравственно преображающее воздействие на окружающий мир. Этими характеристиками обладают все Д. заповедей блаженств. 3. Тема Д. в евангельских притчах. Заключенная в притчах Христа божественная мудрость превосходит мудрость царя Соломона (Мф 12. 42); в Евангелиях говорится, что народ изумлялся мудрости Христа, «дивился учению Его» (Мф 7.

http://pravenc.ru/text/178658.html

12 июня 1924 года. В этот день, в 1917 году, я приехала в монастырь и поступила в него. Батюшка Никон, придя к нам, стал рассказывать о своем старце — о. Варсонофии, о наставлениях его духовным детям, которые заключали в себе мысль — жизнь есть блаженство. «Как же это может быть? — можно возразить, — если кругом в жизни мы видим скорби, страдания, лишения? А батюшка все учил -жизнь есть блаженство. В чем же оно? Господь наш Иисус Христос отвечает нам, в чем заключается блаженство. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» , — значит блаженны смиренные, т.е. сознающие свои грехи, свое недостоинство. Из одной заповеди вытекает другая — кто сознает себя недостойным и грешником, тот плачет о своих грехах и таким образом соблюдает вторую заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Кто сознает свое недостоинство, кто плачет о грехах своих, тот не может гневаться на другого, тот будет кроток, по примеру Спасителя, Который сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» … и таким образом будем исполнять третью заповедь: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Такие будут желать всей душой только правды Божией — они будут исполнять четвертую заповедь: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Исполнив все эти заповеди, человек так очищает сердце, так приуготовляет себя, что уже никакие страдания и лишения, ради Господа переносимые, не тягостны ему. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, так гнали и пророков, бывших прежде вас». «Когда священник, благословляя, произносит молитву: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», то совершается тайна — благодать Святаго Духа нисходит на того человека. И наоборот, если человек только устами произносит отречение, то благодать тотчас же отходит от него, человек делается другим, и понятия его изменяются. И мы знаем многих священников, которые подписались (перешли в обновленчество), как бы поневоле, а благодать от них отошла, и понятия их изменились совершенно».

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

«Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Иоан.4:14 ). Господь всем людям мира, стремящимся к праведности, открыл великий источник Своей любви,который освежает землю как животворный дождь. Господь сказал: «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда» ( Ис.45:8 ). Вся жизнь человека должна состоять из поиска и приобретения правды Божией, то есть из стремления к жизни праведной и ее приобретения. Об этом учит Библия и святые отцы. Поэтому человек не должен заботиться о своих бытовых нуждах, а должен совершенствоваться в своем духовно-нравственном развитии, стремясь к жизни праведной. Господь так сказал об этом: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Матф.6:31–33 ). Подводя итог пояснения четвертой заповеди Блаженства, можно сделать следующий вывод. На протяжении веков человек всегда стремился к Богу, стараясь нравственно улучшить, усовершенствовать себя. Во времена язычества люди не знали истинного Бога и пытались умилостивить языческих богов. Но вот настало время, когда Сам Бог в лице Иисуса Христа пришел в мир людей, открыл людям Свою волю и законы. Принес им Свою Истину и Правду Божию. С этого момента каждому человеку, как великий дар Божий, дана возможность оправдаться перед Богом и вести праведную жизнь, потому, что человек уже знает Божьи истины и законы, то есть Божью правду. Отныне всякий человек, алчущий и жаждущий правды, и исполняющий ее, (то есть ведущий праведный образ жизни по Божьим законам) получит насыщение, удовлетворит свой духовный голод и духовную жажду. И таким путем (путем праведности и добра) получит оправдание перед Богом, войдет в жизнь вечную и в Царство Божие. Человеку, стремящемуся к правде Божьей, а затем ведущему жизнь праведную, открывающую двери в Царство Небесное, Господь дает награду в виде блаженства, то есть счастья и радости. Поэтому Иисус Христос и говорит о том, что люди, алчущие и жаждущие правды Божией, являются блаженными и насытятся, то есть получат удовлетворение своих духовно-нравственных потребностей на пути своего морального и философско-религиозного совершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010