Исключительность великого Моисея в Ветхом Завете подобна Христовой в Новом Завете. Есть, конечно, и разница: в Новом Завете мы научаемся веровать во Христа, Ветхий Завет – это не вера в Моисея, это закон Моисея данный Ягве Богом, единым над всеми богами. И, все-таки, Моисей – это не просто один из пророков Израилевых, Моисей – Посредник, Ходатай и Законодатель Ветхого Завета, и в этом вполне подобен Христу-Мессии. В Новом Завете ряд текстов сопоставляет Моисея и Христа и даже уподобляет их друг другу, одновременно и противопоставляя. Св. Иоанн Креститель восклицает: И от полноты Его (Христа) все мы приняли и благодать на благодать ( Ин. 1:16 ). Блж. Феофилакт поясняет: «И мы приняли благодать, разумеется, нового завета, вместо благодати законоположения» Толк, на Ин. 1, 16–17 ]. Блж. Феофилакт, как и ранее св. Иоанн Златоуст , принимают слова Евангелия буквально: κα χριν ντ χριτος, т.е. «благодать вместо благодати». И далее евангелист продолжает: Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин. 1:17 ). Как благодать Евангелия дана чрез Христа, так ранее еще дан был по благодати закон через Моисея. А вот размышления св. апостола Павла: Для чего же закон Моисеев? Он дан после обетования Аврааму по причине преступлений, до пришествия семени Авраама, т.е. Иисуса Христа, к которому относится обетование Авраамле, и преподан через ангелов на Синайской горе, рукою посредника, т.е. великого Моисея ( Гал. 3:19 ). Моисей здесь назван посредником Ветхого Завета. Он посредник между единым Богом Ягве и Его народом Израилем. Глубокое сопоставление Моисея и Христа дается в послании к Евреям: Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника (Апостола) и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всём доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его. Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос – как Сын в доме Его. Дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца ( Евр. 3:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда Он говорил притчами, за Ним следовали толпы слушателей ( Мф. 13:34 ). Ещё в отрочестве Он произвёл сильное впечатление даже на равви в храме. Поистине, «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» ( Лк. 2:47 ). Позднее Он умел приводить в замешательство тех, кто пытался расставить ему казуистические ловушки, так что «никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф. 22:46 ). Превосходство Христа. Иисус Христос уникален во всех отношениях. От Его совершенно божественной и полностью человеческой сущности; от Его чудесного зачатия до Его сверхъестественного Вознесения; от Его безупречных личных качеств до Его непревзойдённого учения – Иисус возвышается над всеми другими религиозными и нравственными наставниками. Христос превосходит Моисея. Сам будучи иудеем, Иисус не имел возражений против Моисея, пророка, который дал Израилю Божий закон и привёл израильтян из египетского рабства к свободе в качестве независимого, самостоятельного народа. Моисей и Иисус были пророками одного Бога, а Иисус сказал, что пришёл не нарушить закон (данный в книгах Моисея), но исполнить ( Мф. 5:17 ). Иисус подразумевает, что слова Моисея суть слова Божии (ср. Мф. 19:4–5 с Быт. 2:24 ). И всё же мы видим, что во многих отношениях Иисус превосходит Моисея. Иисус превосходит Моисея как пророка. Во Вт. 18:15–19 Моисей предсказывает, что Бог воздвигнет среди иудеев Пророка, несущего особую проповедь. Каждого, кто не поверит словам этого пророка, будет судить Бог. Это место традиционно понимают как указание на Мессию. Стих Быт. 3:15 многие тоже толкуют так, что семя жены, которое будет поражать змея в голову, есть Иисус. Откровение Христа превосходит откровение Моисея. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:17 ). Хотя Моисей установил моральные и социальные принципы, которыми народ мог руководствоваться, его закон никого не в силах был спасти от наказания за грех, представляющего собой смерть. Как сказал Павел, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» ( Рим. 3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

«Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в самом себе нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто... Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сам служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей». ( Рим. 14, 14, 17–18 ). Из этих текстов становится очевидно, что адвентисты ограничивают свою собственную свободу во Христе добровольной зависимостью от формальных, заповедей и именно дуалистическая теория закона во многом обуславливает эту путаницу и логическую ошибку в сохранении закона. По этому учению, которое столь легко впадает в легализм, мы не нейдем в Библии авторитета, согласно которому было бы доказуемо, что закон Моисея и десяти заповедей представляют собой единство, описанное в Библии как «закон». Тот факт, что десять заповедей были написаны на камне (Исход 31, 18), а закон Моисея записан в книгу (Исход 24, 4; Второзак. 31, 24) не доказывает того, что один из них закон нравственный, а другой формальный. Как мы уже видели, закон Моисея, записанный в книгу и помещенный левитами в ковчег завета, имеет дело не только с формальными ритуальными вопросами, но и с нравственными заповедями, которые содержатся в Десятисловии. Одно не могло быть осуществлено, т.к. Христос предсказывал и исполнил, другое осталось не воплощенным т.к. жертвенный план Бога мог быть не совершен на Голгофе. Б. «Закон» в Новом Завете Когда авторы Нового Завета говорят «закон», они обычно имеют ввиду все пять книг Моисея, которых содержатся нравственные, формальные и гражданские предписания. Но они носят чисто национальный характер и приемлемы только в Израиле и для всякого, кто стал израильтянином. Нигде в Писании они не применяются к кому-либо еще. Несмотря на то, что язычники, по словам Павла, «не имеют закона», этот великий нравственный принцип применим к ним, так как язычники от природы поступают так, как предписано законом, но они не подпадают под его влияние в том его виде, как он был дан в Израиле. В Деяниях апостолов (15, 23–32) описывается как главы христианской церкви в Иерусалиме, все евреи, были очень осторожны в том, чтобы не налагать требования закона на язычников. Для них весь «закон» – нравственный, формальный и гражданский – был исполнен, и существовал лишь закон, действующий и сейчас, любить Бога и ближнего. Блаженный Августин отмечал: «Любите Бога и делайте, что вам нравится», так как если мы действительно любит Бога «всем сердцем, и всею душою твоею, и всем разумение твоим», творим только то. что приятно Ему. Это – «закон» Нового Завета, единственный путеводитель для христианина. Мы «больше не под законом, а под благодатью», и роль «детоводителя» ( Гал. 3, 24 ) навсегда и невозвратно закончена.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

11. Если ведь (ибо) упраздняемое и преходящее, то есть закон, который прешел, и Моисей, который упразднен, чрез славу (в славе) явился, то сколь более то, что имеет оставаться после воскресения вечного, будет преизбыточествовать в славе вечной. 12. Итак, имея такую надежду на всегдашнюю славу, великим поэтому дерзновением пользуемся мы, то есть открыто действуем. 13. И не имеем нужды являться - как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, дабы не могли взирать сыны Израилевы на лице Моисея, на конец того, что должно было упраздниться. 14. Поелику омрачились мысли их, и они не могли узреть таинств, бывших в законе, - ибо до сегодняшняго дня, когда читают Ветхий Завет, то же самое покрывало простерто между лицом Моисея и глазами их, то же покрывало простерто между буквою Моисея и умами их. Посему и не видят они того, что должно упраздниться чрез Христа, то есть быть совершено. 15. Но до сего дня, когда читают Моисея. Ветхий Завет назван именем слуги, как прочие Писания названы именем пророков, коих пророчественные речи содержат они. Итак, поелику писание Моисея уравнено с писаниями товарищей его пророков, то тем самым возвеличено обетование Сына - превыше обетований пророков и Евангелие Господа - превыше проповеди слуг. Когда же, говорит, читают Моисея, то есть книги Моисея, то сердца их покрываются темным покрывалом вместо светлого покрывала. 16. А снимется оно с глаз их, когда они обратятся к Господу. Как Моисей, когда устремлял взор свой к Богу, то снимал покрывало с лица своего, так и с ума их снимется оно, когда обратятся к вере в Господа. 17. Ибо Господь Дух есть Святой, то есть не находится и не заключен в одном месте, - а где Дух Господень, там есть свобода, то есть Его (Духа) свободе свойственно, чтобы Он находился во всяком месте, где будет и Господь. 18. Мы же есть открытым лицем, которое не покрыто, как лицо Моисея, славу Бога сокровенную, как в зеркале созерцая, в тот же образ преобразуемся, то есть с надеждою ожидаем восприять, от славы в славу, именно от славы, утраченной в раю, в славу, которую мы имеем получить в царстве небесном, - так, как от Господа (Господня) Духа, Который действиями Своими уже свидетельствует о том, о чем мы говорим. Глава IV

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/891/...

Десятословие же, как закон Господа, мы приемлем и исполняем с буквальной точностью: во-первых, потому что Бог повелел еще израильтянам исполнять Его десять слов, или заповедей без прибавления и убавления и притом во все дни жизни их на земле ( Втор.4:2, 10, 13 ); во-вторых, потому что Христос Сам исполнял закон Бога и учил, что ни одна йота или ни одна черта не прейдет из этого закона, так что хотящий войти в жизнь вечную прежде должен соблюсти десять заповедей» ( Мф.5:17–18, 19:17 ). Также и ап. Иоанн пишет: «ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюли заповеди Его. И заповеди Его не тяжки» ( 1Ин.5:3 ). К тому же исполнению закона Божьего зовет нас и ап. Иаков (2:8–12) 3 – На этом Петр прервал свою речь и вызывающе посмотрел на меня. – Таким образом, ты, Петр, теперь построил защиту субботы на различии уже двух законов: Божьего и Моисеева, – отвечал я. – Под Божьим законом ты разумеешь только десятословие и утверждаешь, что, кроме десяти слов, Бог ничего не говорил и не давал. Все остальное, что мы находим в Ветхом Писании, дал якобы Моисей от себя и притом тогда, когда израильтяне начали грешить против десятословия. И вот Божий закон ты принял, потому что так повелевает Писание Ветхого и Нового Завета, а Моисеев отринул, опять-таки на основании того же Писания. Разберем же сказанное тобою. Прежде всего, нигде в Писании мы не находим, чтобы Моисей давал израильтянам какой-либо закон от себя, как свой. Если где и говорится: «закон Моисеев», или «закон, который заповедал Моисей», то это не значит, что сам Моисей сочинил его, а – что этот закон дан Богом через Моисея. В доказательство того, что есть у Моисея свой закон, ты приводишь слова Христа: «если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев»... ( Ин.7:23 ). Но здесь за буквой Писания ты проглядел смысл его. Выше одним стихом Христос говорит: «Моисей дал вам обрезание»... Значит ли это, что Моисей от себя установил обрезание? Нет, ибо обрезание было дано задолго до Моисея, и Сам Христос сейчас же добавляет: «хотя оно не от Моисея, но от отцов»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Потому-то (апостол), желая показать это яснее, и говорит далее: " Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их " (ст. 15). Так как (апостол) сказал, что в чтении Ветхого Завета остается покрывало, то, чтобы кто не подумал, что эти слова означают темноту закона, он и прежде, хотя и другими словами, старался показать это (именно словами: " умы их ослеплены " он показывает, что виноваты сами иудеи), и теперь в самом этом изречении показывает то же. В самом деле, он не сказал, что на буквах пребывает покрывало, а – " при чтении " , чтение же есть дело тех, кто читает; равно как говорит: " когда они читают Моисея " (внегда чтется Моисей) . Всего же яснее он показал это, сказав прямо, что это " покрывало лежит на сердце их " . Так точно оно и на лице Моисея лежало не ради Моисея, но по причине грубого и плотского разумения иудеев. Итак, довольно обличивши их, (апостол) показывает им и способ исправления. Какой же именно? " но когда обращаются , –говорит, – к Господу , – т. е., оставит закон, – тогда это покрывало снимается " (Внегда же обратится ко Господу, взимается покрывало) (ст. 16). Видишь ли теперь, что то покрывало было не для лица Моисеева, но для глаз иудеев? Оно положено было не для того, чтобы скрыть славу Моисея, но для того, чтобы они не смотрели на нее, потому что не были способны к тому. Они сами, следовательно, были виновны в том. И оно не от Моисея скрывало что-нибудь, но от иудеев. И хотя он не сказал прямо: когда оставят закон, однакоже ясно указал на это, сказав: " но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается " . Таким образом, (апостол) до конца выдержал историю. И Моисей, когда говорил с иудеями, покрывал лицо свое, когда же обращался к Богу, снимал с себя покрывало. А это прообразовало имеющее быть впоследствии, т. е., когда мы обратимся к Господу, тогда узрим славу закона, и непокровенное лица законодателя, и мало того – станем даже наряду с Моисеем. Видишь ли, как он вызывает иудея к вере, показывая, что он не только может видеть Моисея, приходя к благодати, но и стать на одном ряду с этим законодателем? " Ты не только, – говорит, – будешь созерцать ту славу, которой тогда не видал, но и сам приобщишься той же славы, и даже гораздо лучшей – такой, пред которою первая не есть даже и слава.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мф.19:7 . Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? «Как же Моисей заповедал» и пр.: учение Господа о неразрушимости брака, по-видимому, стояло в противоречии букве закона Моисеева, по которому муж мог разводиться с женою ( Втор.24:1 ), и фарисеи возражают против учения Господа на основании закона Моисеева. Смысл возражения тот, что если законом Моисеевым дозволен развод, то, значит, он не противен и закону Божию, так как закон чрез Моисея дан был самим Богом, а Бог противоречить Себе не может. Мф.19:8–9 . Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. «Он говорит им» и пр.: Господь соглашается, что законом Моисеевым действительно дозволен развод, но «сначала не было так». Это закон позднейший и дан народу только по особенной временной причине, которая не может продолжаться навсегда, именно по «жестокосердию» народа ( Втор.10:16 ; Сир.16:10 ; Деян.7:51 ; Рим.2:5 ), неспособного к кротости, терпению, самоотвержению; «узаконено отпускать жен, дабы их не убивали» (Евф. Зиг.). Во времена Моисея обычай отпускать жену твердо стоял уже между израильтянами, народом жестокосердым и жестоковыйным, как нередко Сам Бог чрез пророков называл его, и Бог чрез Моисея указанным законом оградил только права женщины, повелевая не изгонять ее по одному лишь порыву гнева иногда, но дать ей разводное письмо, следовательно, уже по миновании гнева и размышлении; вовсе же не воспретил сего, по жестокосердию народа. – Но «сначала не было так»: этому противоречит и творение одного мужчины и одной женщины, и первоначальный закон брака. «Христос не допускает порицать и Моисея, поскольку Он Сам дал этот закон ему; но освобождает его от осуждения... обращает речь к древнему закону, говоря то же, что и прежде сказал: «а сначала не было так», т.е. в начале самым делом установлен был закон, противный сему» (Злат.). – «Я говорю»: новый Законодатель восстановляет первоначальный закон брака, который и должен быть законом в Его новом царстве, как закон Божий, вечный. Одно прелюбодеяние, как разрушение первоначального закона о браке самым делом, может быть причиною развода, и ничто более; следовательно, кто не по этой причине разведется с женой и женится на другой, тот прелюбодействует, ибо закон соединяет его с отпущенной женою; и женившийся на разведенной не по той же причине, а самовольно, также прелюбодействует, ибо она законом все еще соединена с прежним мужем, хотя и отпущена им. Ср. Мф.5:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Этот закон сохранился сначала в Предании, а затем в Предании и Писании. По существу – Откровенный закон был однороден с естественным законом, но глубоко отличался от последнего по способу выражения и по глубине и ясности открытых истин, а отчасти и по объему. Откровенный нравственный закон, согласно двум весьма отличным периодам в его раскрытии, – разделяется на Ветхозаветный или Моисеев Закон и Новозаветный или Евангельский. ОТКРОВЕННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН МОИСЕЯ Под именем Моисеева нравственного закона разумеются данные через пророка Моисея и других пророков богоизбранному еврейскому народу заповеди и повеления, повторенные и объясненные затем и другими богодухновенными учителями Ветхозаветной Церкви. В этом законе определялась нравственная жизнь, давались повеления и запрещения относительно всех отношений человека. По составу своему Моисеев закон чрезвычайно обширен и многообразен, ибо в нем разные отдельные законы, заповеди, повеления и запрещения давались часто в живых примерах святых исполнителей и нечестивых нарушителей Воли Божией. Поэтому, во всем своем объеме нравственный закон должен быть изучаем по всем книгам Св. Писания, но кратко и сжато главное его содержание находится в Десяти Заповедях, данных Моисею Богом на горе Синае. Эти заповеди были написаны на каменных скрижалях, из которых на одной определялись обязанности человека к Богу, а на другой – к людям. Сущность же всего ветхозаветного нравственного закона заключалась в любви к Богу и любви к ближнему. Это подтверждает Сам Господь. На вопрос одного книжника: «Какая наибольшая заповедь в Законе» (т.е. в Законе Моисеевом), Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей, возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37 ). Одинаковый с Новозаветным законом по сущности своего содержания, Ветхозаветный нравственный закон был свят и благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Таким образом, требования откровенного нравственного закона так сродни и близки человеческому духу, что они составляют как бы требования самой нашей нравственной природы. Поэтому при даровании, например, ветхозаветного закона Господь устами Моисея говорит: Заповедь сия, которую я заповедаю тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Но весьма близко к тебе слово сие, оно (не только) в устах твоих, (но) и в сердце твоем ( Втор. 30:11,14 ). Что же такое откровенный нравственный закон? Под именем откровенного нравственного закона разумеется тот данный Богом закон, который был сообщен людям в разное время через избранных патриархов и святых мужей-пророков в Ветхом Завете и через Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов в Новом Завете. В соответствии с двумя различными периодами в раскрытии этого закона он разделяется на ветхозаветный, или Моисеев, закон и новозаветный, или евангельский. Ветхозаветный закон Под именем ветхозаветного, или Моисеева, закона разумеются данные через Моисея богоизбранному еврейскому народу заповеди и повеления, повторявшиеся и объяснявшиеся потом через пророков и других богодухновенных учителей ветхозаветной Церкви. По своему содержанию ветхозаветный закон может быть разделен на: а) закон нравственный, излагающий правила об отношении человека к Богу и ближнему; б) закон обрядовый, излагающий правила о скинии, священных лицах, праздниках, жертвах, и в) закон гражданский, излагающий правила общественной и семейной жизни евреев. (Закон обрядовый и закон гражданский имели только временное значение, и их обязательность прекратилась вместе с появлением евангельского закона.) По своему составу Моисеев закон чрезвычайно велик и многообразен. Так, в Пятикнижии раввины насчитывали 248 повелений и 365 запрещений. Кратко главное содержание ветхозаветного нравственного закона изложено в десяти заповедях, данных Моисею на Синае и написанных на двух каменных скрижалях. Сущность же всего нравственного ветхозаветного закона заключается в любви к Богу и ближним, сообразной с любовию к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

б) с появления закона люди осознакот неправильность своей жизни и поэтому несут ответственность за грехи. И поскольку «Возмездие за грех – смерть» (6:23), то закон тем самым служит к смерти человека (7:9 – 10) в) однако сам по себе закон свят и дан от Бога, чтобы указывать, какой жизни Бог ожидает от человека (7:12 – 13) г) грех, живущий в человеке, превращает «доброе» (т. е. закон) в смерть для человека. 2. Психология греха а) закон не может помочь человеку, потому что «закон духовен», а человек «плотян» (7:14). «Продан греху» – проданный в рабство, т. е. подвластный б) обитающий в человеке грех заставляет его делать противное собственной воле. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (7:19 – 20) в) этот «закон греха» не позволяет человеку исполнять закон Божий, внося в человеке болезненную раздвоенность; «Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (7:25) IV. Преодоление власти Плотин усыновление Богу в Духе Святом (8) 1. Жизнь по Духу а) от действия «закона греха» человека освобождает «закон Духа»: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (1 – 4) Под именем закона духа (апостол) разумеет здесь Духа, – как грех назвал законом греха, так и Духа называет законом духа. Но и закон Моисея он наименовал также духовным, сказав: «Ибо мы знаем, что закон духовен». Итак, какое же различие? Большое и бесконечное. Тот есть закон духовный, а этот – закон Духа. Чем же от личается один от другого? Тем, что один только дан Духом, а другой, принявшим его обильно, даровал Духа (свт. Иоанн Златоуст ) б) живущие не по плоти, а по духу становятся жилищем Духа Божия (8:9) в) этот Дух оживляет смертное тело человека и побеждает в нем «закон греха»: «Дух Того, Кто Воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (8:1) г) Дух Божий, обитающий в человеке, свидетельствует о его богосыновстве: вы «приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (8:15 – 16)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010