Вуфем же, учитель, сказал: «В законе написано: и ходил Енох с Богом, и не обрелся, ибо взял его Бог». Иаир учитель прибавил: «Мы также слышали о смерти святого Моисея, но не знаем, где гроб его, ибо написано в законе Господнем: «и умер Моисей по слову Господню, и никто не отыщет гробницы его до сего дня». И равви Левий сказал: «Почему равви Симеон, увидевши Иисуса, сказал: «се лежит сей на падение и на восстание многих, во израиле и в предмет пререканий?» И равви Исаак сказал: «В законе написано: «вот, Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, который предъидет пред Тобою и сохранит Тебя во всяком добром пути, где назовется имя Твое». Тогда сказали Анна и Каиафа: «Правду вы сказали, что в законе Моисеевом написано: никто не видел смерти Еноха и никто не знает смерти Моисея, но Иисус судим был у Пилата, и мы видели, как Он потерпел биение и оплевание, как воины возлагали на Него терновый венец и секли Его, и как Пилат повелел распять Его на краниевом месте с двумя разбойниками, мы знаем также, что Его напоили уксусом с желчью, что Лонгин, воин, пронзил копием ребро Его, что Иосиф, почтенный отец наш, выпросил тело Его, что Он воскрес, как говорит Иосиф, и вознесся на небо, как засвидетельствовали три учителя». 238 Из апокрифических авторов первый упоминает о сошествии Иисуса Христа в ад автор Завета 12-ти патриархов. Вениамин в 9-й главе Завета, так пророчествует об Иисусе Христе: «κα εσελεσεται ες τν πρτον ναν, κα κε κριος βρισθσεται κα π ξλου ψωθσεται. Κα σται τ πλωμα το ναο σχιζμενον κα μεταβσεται τ πνεμα το Θεο, π τ θνη, ς πρ κχυνμενον. Κα νελθν κ το δου σται ναβανων π γς ες ορανν». См. Grab. nd. h. 1 in Spieileg. I. p. 364. Сюда можно также отнести следующее место из апокрифической книги «Вознесение Исайи» (гл. 9): «et princeps mundi illius extendet manum suam in Filium Dei et occidet illum et suspendet illum in ligno et occidet nesciens, qui sit, et descendet in infernum et eum desertum ponet, et omnes visiones inferni, et apprehendet principem mortis et depraedatum eum ponet et conteret omnes virtutes ejus et surget tertia die, habens quostam justos secum».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

«Тогда отверзе им ум, разумети Писания» Блаженный Августин говорил: «Когда ты молишься, ты говоришь с Богом, когда ты читаешь Писание, Бог говорит с тобой». Это диалог. Монолог бесполезен. 1 сентября, 2014 Блаженный Августин говорил: «Когда ты молишься, ты говоришь с Богом, когда ты читаешь Писание, Бог говорит с тобой». Это диалог. Монолог бесполезен. Протоиерей Андрей Ткачев о воскресных чтениях Евангелия от Луки Сегодня мы будем говорить о воскресных чтениях Евангелия от Луки. О том, как воскресший Христос явился ученикам, «показа им руце и нозе и ребра Своя», они пришли в страх, Он сказал: «Почто помышления входят в сердца ваша»? указывая, что Он знает сердца и видит не только внешнее смятение, но и бурю внутри человеческого сердца. «Яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:38,39). Когда они неверовали, он взял перед ними мёд, печеную рыбу  и ел. Не потому что голодал, но потому что доказывал таким образом телесность Своего воскресения. Затем Он говорил: «Рече же им: сия суть словеса, яже глаголах к вам, еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове, и пророцех и псалмех о Мне. Тогда отверзе им ум, разумети Писания». («И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний»). Остановимся на этих словах. Он говорит – вот слова пророка Моисея, и «отверз им ум» понимать написанное. Это были евреи, которые читали Писание постоянно по субботам, всю жизнь, в домах читали, это была самая образованная нация. Он отверз им ум, сказав – исполнилось всё, что писано «о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Что мы знаем о Христе, написанное в законе Моисеевом? Имеется в виду пять книг Моисеевых – Бытие, Исход, Левит, Второзаконие и Числа. О Нем там много написано. Иудейские книжники говорили, что в Писании нет ни одной страницы, где не было бы слов о Мессии, нужно уметь это видеть. Например, история Иосифа. Это история Христа. Невинный, девственный, пророческим даром одаренный, братьями преданный, в плен попавший, блудной женой соблазненный, но не соблазнившийся, в тюрьму севший за целомудрие, вошедший во славу – это яркий образ Христа. И таких образов в Писании множество. Моисей, начинающий свою жизнь от воды, небольшой просмоленной корзинки, в которой его пустили по воде, и по воде он плыл, чтобы не быть жертвой убийства, и был найден купавшейся дочерью фараона. Вода – начало Моисея, вода – начало Евангелия. Предтеча пришел на Иордан крестить, Христос пришел на воду, с воды начинается Евангелие. Писания Ветхого и Нового Завета едины. Как говорит Блаженный Августин, Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете, а Новый Завет скрыт в Ветхом Завете.

http://pravmir.ru/togda-otverze-im-um-ra...

Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде и после Него, не знали. В связи с этим изречением Иисуса Христа находятся и другие Его слова, в нем получающие свое объяснение. Так, в опровержение саддукеев Иисус Христос говорил: а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не мертвых, а живых ( Мк.12:26 ). Еще: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк.24:44 ). Очевидно, здесь разумеется Пятикнижие Моисея, в его историческом и пророческом содержании, как писание Моисея. Еще: Моисей написал заповедь о разводном письме ( Мк.10:5 ); Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою ( Мк.7:10 ); Моисей дал закон обрезания ( Ин.7:22 ) и мн. др. Все эти выражения ясно указывают на происхождение Пятикнижия от Моисея, и Моисею в них усваиваются заповеди, данные и «сказанные» Господом, очевидно, как записавшему эти заповеди в Пятикнижие (срав. Исх.20:12 ; Быт.17:10 ). Той же терминологией и в том же, конечно, смысле пользовались и апостолы, наученные Иисусом Христом. Так, св. апостол Иаков на соборе Иерусалимском говорил, что «Моисей читается» от древних родов по всем иудейским городам во все субботы ( Деян.15:21 ; ср. 2Кор.3:15 ). По свидетельству апостола Павла, Моисей книгу закона, вероятно своего письма, кропил жертвенной кровью ( Евр.9 ­­ Исх.24:5–8 ). Апостолы неоднократно упоминают о Моисеевой книге закона ( 1Кор.9:9 ; 2Кор.3:15 ; Рим.9:15 ; Евр.9:19 ). В связи с вышерассмотренными изречениями Иисуса Христа апостольские изречения можно понимать как единогласное предание о происхождении Пятикнижия от Моисея. Терминология Иисуса Христа и апостолов уясняется и вполне согласуется с терминологией и многочисленными свидетельствами священных ветхозаветных писателей о происхождении Моисеева Пятикнижия. Прежде всего здесь следует упомянуть о свидетельствах, находящихся в самом Пятикнижии. После того как амаликитяне были побеждены евреями, Господь повелел Моисею «записать в книгу» для памяти о том, что пагубой погублена будет из поднебесной память амаликитян ( Исх.17:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Правда, Иисус Христос сделал некоторые изменения, относительно обрядового закона Моисея, но это было существенно необходимо по самому нравственному развитию евреев; но то, что было существенным в законе, осталось неприкосновенно. Скажите, разве раввины ваши не восполнили многими повелениями и различными, обременительными постановлениями закон Моисея? Однако вы не скажете, что они нарушили закон Моисея. Как же после того, считать Христа, восполнявшего и возвышавшего древний закон, нарушителем закона Моисея? Иисус Христос, повторяю, не только не уничтожил закон древний, но исполнил Его. Он также никогда никого не уклонял от веры в Бога, а научал людей Богопознанию. Это видно уже из того, что язычники, не имевшие до Христа и понятия об истинном Боге, а знали только своих идолов, с пришествием Спасителя уверовали в Господа: они отвергли своих идолов и последовали за Господом Иисусом. Сделали это согласно предсказанию пророка: «и не будут они уже осквернять себя идолами своими». С этого времени язычники везде обращались с верою к Богу. И как тверда в них эта вера, и какой спасительный плод приносит она душам их. А знаете ли, от чего христиане так искренно веруют в Бога и чтут Его закон – Евангелие? От того, что исповедуемая ими вера вложена в сердца их самим же Богом. «Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу Его, и буду их Богом, а они будут Моим народом. Все будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь. Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более» ( Иер.31:33–35 ). Чтобы вы не думали, израильтяне, что все то, что я говорю и говорил вам выше о познании язычниками истинного Бога, есть только слово, на самом же деле выходит другое, достаточно спросить любого христианина, коего вы называете гоем – язычником, в кого он верует? Вопрошаемый, не задумаясь, ответит: я верю в Бога, создавшего небо и землю и все, что есть в мире. Но если бы последовал такой вопрос: откуда ты узнал это? Христианин, даже малоученый, ответит: из св. Писания Моисея –Значит, христианин не отрицает важности закона Моисея: он уважает одинаково тот и другой закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Ибо Бог говорит Моисею: «виждь, да сотвориши» все «по образу, показанному тебе на горе». Слушай и Апостола Павла, который свидетель­ствует, что Израиль поклонялся «рукотворенным» и «образам», так как Бог повелел это» 225 . «Когда Бог повелел это, «сотвори, – говорит, – завесу ко входу скинии из голу­бой, пурпуровой и червленой шерсти и из кручено­го виссона... и искусною работою сделал на ней хе­рувимов» ( Исх. 36:35 ). Что ты делаешь, о Моисей? Ты говоришь: Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, и ты [же] устраиваешь завесу – искус­ною работою херувимы – и двух Херувимов из чистого золота? Но послушай – что отвечает те­бе слуга Божий Моисей. О слепые и безумные, поймите силу говоримого, твердо держите в ду­шах ваших. Я сказал, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня ( Втор. 4:15 ), дабы никогда не развратились и не сделали себе изваяний, изобра­жений какого-либо кумира ( Втор. 4:16 ). Я не сказал: Не сделай изображения Херувимов, как рабов, предстоящих очистилищу, но: да не сотвори себе богов литых, и: не сотвори всякого изображения, как богов, и не послужи «твари вместо Творца» ( Исх. 34:17 , Исх. 20:4 , Рим. 1:25 )» 226 . 1 См.: Добросмыслов Д. Мнения отцев и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. С. 52–53. 2 См.: Добросмыслов Д. Мнения отцев и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. С. 53–54. 14 Смирнов С., прот. Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете». М., 1852. 15 Добросмыслов Д.А., Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. 17 Дебольский Г.С., прот. Установления Ветхозаветной Церкви и Христианской, для которой первые служили образами. СПб. 1893. 21 Лебедь Д., архим. Святоотеческое истолкование повелений о сооружении скинии ( Исх. 25:1–27, 19; 30:1–10, 17–21 )//Экзегетика и герменевтика Священного Писания Материалы научно богословской конференции Сборник докладов Сергиев Посад, 2018 С.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Низводя чудеса Христа в ряд обыкновенных дел, книжники и фарисеи обвиняли Христа в нарушении закона Моисея, но никогда не осмеливались не только отвергать, но даже и заподозривать несомненную действительность и очевидность чудес, так как свидетелем несомненной очевидности чудес был народ, который, при первой попытке врагов Христа заподозрить действительность чудес, мог обличить заподозривателей в неправде. Возьмём для примера одно из таких Евангельских повествований. В одной из синагог учил Христос в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на неё руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний ( Лк.13:10–14 ). Если бы, согласно хлыстовскому толкованию, в этом евангельском рассказе под духом немощи, державшем женщину в скорченном положении, разуметь духа немощи делать добрые дела, согласные с хлыстовскими заповедями, а под исцелением, совершенным Христом, научение, преподанное Им женщине о том, как творить добрые дела, то усвоение этого научения женщиной, как психологическое явление, доступное только внутреннему сознанию женщины, внутреннему самонаблюдению и недоступное для внешнего наблюдения посторонних, окружавших её лиц, очевидно не могло бы у начальника синагоги вызвать такого замечания женщине: есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Во-вторых, если бы под исцелением скорченной разуметь научение, то начальник синагоги, основываясь на законе Моисея, и не мог сказать, что в субботу нельзя поучаться в законе. День субботний, по закону Моисея, как посвящённый на служение Богу, евреи должны были проводить в добрых делах – молитве и поучении в законе Господнем. Ещё подобный пример.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот закон сохранился сначала в Предании, а затем в Предании и Писании. По существу – Откровенный закон был однороден с естественным законом, но глубоко отличался от последнего по способу выражения и по глубине и ясности открытых истин, а отчасти и по объему. Откровенный нравственный закон, согласно двум весьма отличным периодам в его раскрытии, – разделяется на Ветхозаветный или Моисеев Закон и Новозаветный или Евангельский. ОТКРОВЕННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН МОИСЕЯ Под именем Моисеева нравственного закона разумеются данные через пророка Моисея и других пророков богоизбранному еврейскому народу заповеди и повеления, повторенные и объясненные затем и другими богодухновенными учителями Ветхозаветной Церкви. В этом законе определялась нравственная жизнь, давались повеления и запрещения относительно всех отношений человека. По составу своему Моисеев закон чрезвычайно обширен и многообразен, ибо в нем разные отдельные законы, заповеди, повеления и запрещения давались часто в живых примерах святых исполнителей и нечестивых нарушителей Воли Божией. Поэтому, во всем своем объеме нравственный закон должен быть изучаем по всем книгам Св. Писания, но кратко и сжато главное его содержание находится в Десяти Заповедях, данных Моисею Богом на горе Синае. Эти заповеди были написаны на каменных скрижалях, из которых на одной определялись обязанности человека к Богу, а на другой – к людям. Сущность же всего ветхозаветного нравственного закона заключалась в любви к Богу и любви к ближнему. Это подтверждает Сам Господь. На вопрос одного книжника: «Какая наибольшая заповедь в Законе» (т.е. в Законе Моисеевом), Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей, возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37 ). Одинаковый с Новозаветным законом по сущности своего содержания, Ветхозаветный нравственный закон был свят и благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Раскрывают все более и более полное учение о последнем, и когда, наконец, последнее с явлением Христа пришло во всей своей силе, обрядовый закон, бывший только самым начальным подготовлением к этому служению и содержавший в себе только прообразы его, естественно был отменен совершенно. Сообразно со всеми этими целями и причинами предписания и отменения обрядовых законов Моисея, почти в каждом из них, по мнению отцов, можно найти следующее значение: он выделял евреев в особый, святой народ, избранный Иеговой, постоянно напоминал об этом израильтянам и постепенно возводил евреев к более высокому состоянию, выражая в себе прикровенно, символически идеи религиозно-нравственные вообще и мессианские в частности 61 . Из изложенных общих воззрений отцов на обрядовый закон Моисея некоторые воззрения расходятся с мнениями ученых об обрядовом законе. Таковы прежде всего мнения и тех и других о достоинстве обрядового закона сравнительно с культом патриархов. По смыслу мнений отцов обрядовый закон ставит религиозный культ евреев вообще ниже культа патриархов. Евреи, по мнению отцов, получили обрядовый закон по своей грубости. Патриархи не получили этого закона, потому что они выше стояли в религиозном развитии, и если бы их потомки, размножившиеся в народе, стояли с ними на одной высоте, то и им не дано было бы обрядовых законов, как об этом ясно говорит Сам Бог евреям: «отцам вашим Я не говорил и не давал заповеди в тот день, в который вывел их из Египта, о всесожжении и жертве» (Иерем. VII, 22). «Но когда евреи решились сделать тельца, говорит св. Ириней Лионский , и обратились сердцами к Египту, то получили прочее служение, сообразное с их положением, хотя и не отделявшее их от Бога, но содержавшее под игом рабства 62 ». «Почему, говорит тот же отец, Господь не положил завета отцам? Потому что «закон положен не для праведных» ( 1Tuмoф. I, 9 ), а отцы были праведны, имея силу десятословия, написанную в их сердцах и душах 63 ». Таким образом, евреи получили закон обрядов по своей грубости, потому что они не могли возвыситься до благочестия своих праотцев 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

2Пар.33:8 ; 4Цар.17:36–37 ; Иез.20:10–12 ). «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои – Израилю» ( Пс.147:8 ). Моисей никогда «от себя» заповедей, уставов и законов не давал народу Израильскому, а, как верный раб Божий ( Чис.12:7 ), передавал ему исходящие от Бога повеления: «ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их... Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научит вас... дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые сегодня заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои» ( Втор.5:31; 6:1–2 ). Так как закон ветхозаветный есть совокупность всех, исшедших от Бога через Моисея постановлений и последним записан, то в Священном Писании он называется и законом Божиим, и законом Моисеевым: «сказали книжнику Ездре, чтобы от принес книгу закона Моисеева , который заповедал Господь Израилю... И читали из книги, из закона Божия » ( Неем.8:1,8 ; ср. 18). б) Неверно и утверждение сектантов, что будто бы, за исключением одного только десятисловия, все повеления, заповеди и уставы, заключающиеся в законе Моисеевом, носят церемониальный или обрядовый характер и потому имеют временное значение. Наоборот, в законе Моисеевом наряду с обрядовыми постановлениями есть постановления, относящиеся не только к области гражданской (напр. Исх.21 гл., 22:1–19:24–27; Числ 5:12 -З1; Втор.19:14–21 и др.), но и к области религиозно-нравственной: «люби Господа, Бога твоею, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем... не мсти и не имей злобы на сынов народа твоею, но люби ближнего твоею, как самого себя» ( Лев.19:17,18 ). «Не суди превратно пришельца, сироту и вдову, и у вдовы не бери одежды в залог» ( Втор.25:17 , ср. 10–15, 19:21; Лев.25:35–37, 39 и др.). Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси ( Исх.22:28 ). Если обрядовые установления в законе Моисеевом, как приспособленные к духовным потребностям одного еврейского народа и данные ему в период подготовления человеческого рода к духовному возрождению и обновлению через Иисуса Христа, имели лишь временное, преходящее значение, то религиозно-нравственная сторона в законе, хотя и нуждалась в восполнении и усовершении, имеет всегдашнее значение и достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Важно отметить, что Иисус в Священном Писании называется Первенцем . Евангелие от Матфея, гл. 1 24. Востав же Иосиф от сна, сотвори якоже повеле ему Ангел Господень, и прият жену свою 25. И не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего Первенца , и нарече имя ему Иисус. 24. Встав от сна, Иосиф потупил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою 25. и не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего Первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус. «Сретение Господне». Фрагмент иконы. Москва. 1697 г. «Коломенское» Как за Первенца, за младенца Христа была, согласно закону Моисея, принесена жертва: Евангелие от Луки, гл. 2 22. И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста его во Иерусалим, поставити его пред Господем, 23. якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, развер­зая ложесна, свято Господеви наречется, 24. и еже дати жертву, по реченому в законе Господни, два горличища или два птенца голубина. 22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, 23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу, 24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Это – последнее из упоминаемых в Священном Писании храмовых кровавых жертвоприношений, и совершено оно было за сорокадневного Христа Богомладенца – Исполнителя Закона. Наименование Первенцем (Начатком) справедливо по отношению к Господу, как в земной Его жизни, так и в жизни будущего века, которую Он открыл всем верующим в Него, когда пролил добровольно Свою кровь на Кресте и, воскреснув, стал Первенцем из умерших. I Послание к Коринфянам св. апостола Павла, гл. 15 20. Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершым бысть. 21. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. 22. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе ecu оживут, 23. кийждо же во своем чину: Начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии Его.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010