При таком дивном восполнении сорокочисленного лика святых мучеников, диавол, видя себя побежденным и посрамленным, приняв вид человека, рыдал, во всеуслышание взывая: — Увы мне! — побеждён я сими мужами, для всех теперь я — смех и поношение! — Не оказалось у меня ни друзей, ни слуг единодушных, чтобы отстоять мою победу! — Что же наконец остается мне делать? — ничего более как только расположить сердца преданных мне князя и воеводы, — внушить им, чтобы сожжены были тела святых и прах их брошен был в реку, чтобы не осталось после их ничего, никаких останков. Между тем святой Кирион возгласил: — «Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты — Бог, творящий чудеса» (Пс. 76:14–15), Ты, Владыко, сотворил, что те, которые были против нас, стали с нами и за нас; Ты восполнил умаление четвертой десятерицы и посрамил сатану! И начали все мученики петь псалом: «Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного» (Пс. 11:2). Настало утро; нечестивые мучители пришли к озеру и, увидев святых мучеников стоявших в воде, живыми и не пострадавшими от зимней стужи, удивились, но объясняли это чудное явление волшебною хитростью страстотерпцев. Их удивление еще более возросло, когда они увидели среди мучеников стоящего темничного стража. Допросили они воинов, приставленных для надзора: почему и как это произошло — воины на это ответили: — Мы ночью крепко уснули, а он — темничный страж — всю ночь не спал и — вдруг разбудил нас; проснувшись же, мы видели большой свет, озаривший стоявших в воде, а этот быстро снял с себя одежды и, бросив их, стремительно вошел в воду и присоединился к стоявшим там, громко заявляя: «и я христианин». Яростью распалились тогда сердца мучителей; приказав вытащить на берег связанных святых и оттуда вести их на мучилище в город, судьи приговорили подвергнуть святых мучеников новому истязанию — перебить им голени молотами. Когда производилось это бесчеловечное истязание святых, благочестивая мать одного юнейшего из них, Мелитона, приблизившись к месту мучения и стоя подле страдальцев, поощряла их словами к доблестному прохождению подвига; всего же больше опасаясь, как бы юный сын ее не устрашился и не изнемог в мучениях, любовно на него взирая и простирая к нему руки, ободряла его и утешала, говоря: — Сын мой сладчайший! потерпи еще немного и будешь совершен; не бойся, чадо, се Христос предстоит, помогая тебе! Святые мученики, претерпевая, как презренные злодеи, страшные муки от сокрушения голеней (Иоан.19:31) и не ослабевая в ревности, в предсмертные минуты с духовным веселием взывали: — «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

«Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига» — работа Елены Грудевой, кажется, на уникальную тему: юродивые женщины. На основе 16 житий византийских и русских юродивых предлагается разбор женского юродства: время и причины появления святых жен, Христа ради юродивых, женское юродство в монастыре и в миру, внешний вид и речевое поведение, типичные асоциальные поступки, пророчества и чудотворения, аскетические подвиги и тайное доброделание, духовная связь между святыми юродивыми, женское юродство в сопоставлении с мужским в его типичном проявлении и пр. «В специальной литературе, посвященной подвигу юродства Христа ради, в основном рассматриваются жития святых юродивых мужей. Так, в книге свящ. И. Ковалевского в разделах, посвященных описанию подвига конкретных святых, представлены жизнеописания пяти святых юродивых Греческой Церкви и двадцати святых юродивых Русской Православной Церкви. Среди них нет ни одного жизнеописания святой юродивой, хотя в разделе, посвященном историческим предпосылкам появления юродства, есть упоминания о первой юродивой — св. Исидоре Тавенисиотской. В силу сказанного представления о подвиге юродства в основном сформированы под воздействием жизнеописаний святых юродивых мужей». Подборка материалов о юродстве Подборка материалов о женской святости и женщине в Церкви Группа Вконтакте Facebook группа Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига Введение Подвиг юродства Христа ради является величайшим подвигом в истории христианской Церкви. В основе этого подвига лежит ощущение страшной виновности души перед Богом, которое не позволяет ей пользоваться всеми благами этого мира и побуждает её страдать и распинаться со Христом 1 . Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1.18); «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1.21), «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1.23), «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3.18).

http://predanie.ru/book/219453-zhenskoe-...

Почитание Святых, в смысле благоговейного уважения памяти их и прославления их подвигов и добродетелей, есть догмат нашей веры, имеющий самое твердое основание как в Священном Писании, так и в священном предании. Священное Писание, решительно запрещая воздавать кому либо божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога (Второз. VI, 13; Исаии XLII, 8; Mф. IV, 10 ; 1Tuм. I, 17 ), вовсе не запрещает этим воздавать низшее почтение и верным слугам, угодникам и друзьям Божиим, и притом так, чтобы вся честь относилась при этом к Нему же единому, как дивному во Святых Своих ( Ncaл. LXVII, 36 ). Кроме того писание с одной стороны указывает примеры почитания Святых: так в книге Царств говорится, что царедворец Авдий поклонился пророку Илии ( 3Цap. XVIII, 7 ), сыны пророческие торжественно поклонились Елисею, как верному рабу и другу Божью ( 4Цap. II, 15 ); апостол Павел одобряет Галатян за то, что они приняли его как ангела Божья или Самого Христа Иисуса ( Гaлam. IV, 14 ). С другой стороны оно дает наставления касательно почитания Святых. Господь Иисус Христос говорит Своим апостолам: Кто принимает вас, принимает Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает, праведника, во имя праведника, получит награду праведника (Матф, X, 40, 41). Апостол Павел заповедует: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Ebp. XIII, 7 ). Отцы и учители церкви так учат о почитании Святых, раскрывая и основания, и образ, и цель этого почитания. Св. Василий Великий . «Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке» 248 . «Когда пересказываем жития прославившихся благочестием, прежде всего Владыку прославляем в рабах Его; восхваляем же праведников засвидетельствованием о том, что знаем, и людей увеселяем слышанием прекрасного. Так жизнь Иосифа есть увещание к целомудрию, а повествование о Сампсоне – побуждение к мужеству». 249

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Те, кто читают и образовывают свой ум учением святых отцов, «из которого составляется догматическое и нравственное предание Церкви» (святитель Игнатий Брянчанинов), утверждают веру на надёжном основании. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков» ( Еф. 2:19 ), Часть верующих на вопрос о чтении духовной литературы отвечает: «Мы люди тёмные, нам это непонятно. Мы к этому не привыкли». Евангелие написано для всех. И для мудрецов, и для простецов. Евангелие — по-русски Благая весть . Благая весть о жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери, святых Апостолов. Евангелие — это проповедь Спасителя, слово Божие, правда о «Свете истинном», «который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). Всякого человека. Впрочем, «если ты не понимаешь Слово Божие, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут» («Цветник духовный»). «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» ( Иак. 1:5 ), — советует апостол Иаков. Чтение житийной литературы не требует какой-либо подготовки, оно доступно каждому, даже ребёнку. Жития святых были излюбленным чтением русского человека в любом звании. Такое чтение позволяет увидеть отражение Божиих свойств в земных людях, укрепляет духовное мужество, даёт утешение в скорбях, помогает в житейских раздумьях. «Дивен Бог во святых Своих» ( Пс. 67:36 ). «Мы читаем духовные книги, но почти ничего не понимаем и не запоминаем», — сетуют те, кто имеет несколько более воли к доброделанию. Что же, в «Древнем патерике», где собраны рассказы о святых старцах, есть и такой. Один инок, придя к старцу, пожаловался: «Отче, я читаю Божественное Писание, но лишь только закрою книгу, уже ничего не помню. Что мне делать? Мне кажется занятие это бесполезным для моей души». Старец отвечал: «Возьми этот кувшин. Налей в него несколько воды. Поболтай. Вылей. Посмотри, есть ли в кувшине вода?» «Нет, отче», — ответил ученик. «Зато кувшин стал чище, — сказал старец. — Так и ум твой — после чтения святых слов».

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

11:25). Дерзайте и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждите, да венцы приимете. Укрепленные таковым утешением от Христа Бога, святые воины проводили ту ночь веселясь духом. На следующий день святые ратоборцы опять приведены были к нечестивым судьям и снова, не колеблясь, объявили: — Делайте с нами, что хотите; мы — христиане и поклониться идолам не согласны. В это время подле Агриколая виден был, в образе человека держащего в правой руке меч, а в левой — змию, диавол, нашептывавший воеводе: — Ты мой — подвизайся! Мучители приказали связать четыредесятицу святых воинов и влечь их к многоводному озеру, которое находилось близ города Севастии. Была же тогда зима и дул сильный ветер при крепком морозе; время клонилось уже к вечеру. Святые воины обнаженные поставлены были среди озера на всю ночь, а для наблюдения за ними приставлена была стража с начальником темницы во главе. Для обольщения же святых ратоборцев была устроена близ озера тёплая баня, манившая к себе осужденных терпеть лютый холод и обещавшая скорую помощь тому из сорокочисленной дружины, кто, изнемогая от мороза, склонился бы к идолослужению и пожелал бы, выбежав из воды, согреться. В первом часу ночи, когда холод достигал крайней лютости, так что тела святых леденели, один из числа четыредесятицы не выдержал подвига и, отделясь от лика святых, побежал в баню; но едва он вступил на порог бани, едва ощутил теплоту, как растаял и пал мёртвый. При виде такого постыдного бегства, святые воины единодушно возопили к Богу: «Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя» (Аввак. 3:8). — Тот, которой отделился от нас, пролился как вода и кости его рассыпались (Пс.21:15). Мы же не отступим от Тебя; оживи нас и мы будем призывать имя Твое (Пс.36:15)». — Ты, Которого хвалит вся тварь, Которого прославляют великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман и бурный ветер (Пс.79:19), и Который ходил по морю, как по суху (Мф.14:25) и свирепые волны укротил мановением руки (Лк.8:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Афоний, услышав ответ царя, присуждавший его к усечению мечом, возвел очи на небо и сказал: – Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Боже, в Которого веруют христиане! Вот и я верую в Тебя, поклоняюсь Тебе и умираю за Тебя: спаси меня недостойного по великой Твоей милости. Палач, приступив к нему, надел на шею его верёвку, чтобы вести его за город для исполнения казни. Он же, обратившись к святым мученикам, сказал: – Господа мои и отцы, забудьте зло, которое я причинил вам, мучая вас, по повелению нечестивого царя. Молите о мне Бога, чтобы простил Он мне многие мои грехи, приобщил меня к сонму верующих в Него и дал мне увидеться с вами в Царствии Его. Святые мученики сказали ему: – Радуйся, брат, потому что прежде нас идешь ко Христу, и будь уверен, что найдешь у Него милость, и Он воздаст тебе по вере твоей. Афония, после того как он поцеловал святых, отвели за город; призывая пресвятое имя Иисуса Христа, он склонил под меч свою выю и отошел, радуясь, ко Господу. Христиане, взяв его тело и обвив чистым полотном, предали его честному погребению, как мученика Христова. После сего Акиндина, Пигасия и Анемподиста царь повелел зашить в кожаные меха и бросить в море. Когда это было сделано, явились святый Афоний и с ним три Ангела, ходящие по морю; вынув из моря святых мучеников, они освободили их от мехов и поставили на суше живыми и здоровыми, как бы никогда нисколько не страдавшими. Услышав о том, что святые мученики живы, царь разгневался на воинов, которым поручил ввергнуть святых в морскую пучину. Предположив, что они не послушались его и отпустили их на свободу, он, прежде всего, отсек руки этим воинам, которых числом было четверо, а потом приказал потопить их в море. Перед смертью, они призывали Господа нашего Иисуса Христа, исповедуя Его святое имя, веруя и молясь Ему, и таким образом были потоплены в водах морских. Святые мученики, Акиндин, Пигасий и Анемподист, снова были взяты, заключены в темницу и забиты в колодки. В смущении царь пошел в свою спальню, возлег на ложе, призвал своих вельмож и начал с гневом говорить им, что они оставили его одного трудиться на суде, совершаемом над христианами, и не помогают ему ни в чем, ни словом ни делом. Они отвечали, говоря, что нехорошее это дело – упражняться в таких судах и предавать казни неповинных христиан. Царь же при сем заметил им еще следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Близость святых к Престолу Божию и сила их молитв о верующих, пребывающих на земле, очевидна из книги Откровения, в которой апостол Иоанн пишет: “Видел я и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч”. Далее онописывает видение праведников, на Небе молящихся за людей, бедствующих на земле: “И пришел иной ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога” ( Откр.5:11; 8:3–4 ). Велика сила молитвы! “Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного”, – наставлял апостол Иаков ( Иак. 5:16 ). Молитва за другого есть выражение любви к нему; и святые на Небе, молясь за нас, проявляют к нам свою братскую любовь и заботу. В Евангелии и в других новозаветных книгах мы находим множество случаев, свидетельствующих о силе молитвы за других людей. Так, например, по просьбе царедворца, Господь исцелил его сына; по мольбе женщины хананеянки ее дочь была освобождена от демона; по просьбе отца Господь исцелил его бесноватого сына; а по просьбе друзей – простил и исцелил расслабленного, которого они спустили с крыши на веревках; по вере римского сотника был исцелен его слуга ( Ин. 4:46–53 ; Мф.15:21–23 ; Мк. 9:17–25 ; Мк. 2:2–25 ; Мф. 8:5–13 ). При этом большинство чудесных исцелений Господь совершал на расстоянии, заочно. Таким образом, если молитвы простых людей имели такую силу, то тем более мощны молитвы праведников, предстоящих престолу Божию. “Вот, какое дерзновение мы имеем к Нему [Сыну Божию], что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас ”, – убеждает нас возлюбленный ученик Христов ( 1Ин. 5:14 ). Вот почему Церковь с самых древних времен содержала учение о пользе молитвенного обращения к святым. Это мы видим, например, из древних литургий и других письменных памятников. В литургии апостола Иакова мы читаем: “Особенно же творим память о Святой и Славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас”. Святой Кирилл Иерусалимский , изъясняя Литургию церкви Иерусалимской, замечает: “Потому поминаем (на Литургии) и прежде почивших, во-первых, – патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

«Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на псмят» ( 2Nem. I, 13–15 ). На этом в Церкви основано молитвенное, обращение к святым. В Священном Писании находим несколько указаний для молитвы к святым. »И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела перед Бога« ( Omkp. VIII, 3, 4 ). 192. Говорит ли Священное Писание о явлениях святых с неба? Когда Иисус Христос на Кресте, «возопив громким голосом, испустил дух», то среди великих знамений, после искупительной смерти Спасителя, было и такое: «и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Mф. XXVII, 50–53 ). 193. Творят ли чудеса святые после своего преставления? Жития святых излагают такия чудотворения, напр, святых: святителя Николая Мир-Ликийских, великомуч. Георгия, преп. Серафима Саровского . «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребающее бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и встал на ноги свои» ( 4Цap. XIII, 21 ); «. . так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Дeяh. XIX, 12 ). 194. Обещал ли Христос чудодейственную силу святым? " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит« ( Uoah. XIV, 12 ). 195. Может ли быть святость Церкви нарушена грешниками, со стоящими членами Церкви? Как дым над жилищами, поднимающейся из дымоходов, не может изменить воздушное пространство вокруг земли, так грехи людей не отнимают от Церкви ея святости . Согрешающие и кающиеся, и даже закореневшие в грехе, которые отсекаются от тела Церкви, не нарушают святости Церкви. 196. Что значат наименования, прилагаемыя к Церкви: Соборная, или что то же Вселенская, или что то же Кафолическая? Эти наименования указывают, что Церковь предназначена включать в себя на всей земле и во все времена людей всех состояний, верующих истинно во Христа. Призыв Церкви обращен ко всему человечеству повелением Господа апостолам : " идите, научите все народы..» ( Mф. XXVIII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иконы св. ангелов от Господа заповедано было св. пророкам поставить в храме пред глазами молящихся: Иез. 41:17 . От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения. 18 . Сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. Исх. 25:18; 26:1 ; 3Цар. 6:23–35 . Ковчег завета, а вместе с ним, конечно, иконы св. ангелов видел в небесном храме Иоанн Богослов: Откр. 11:19 . И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град. Основанием для употребления икон святых людей служат и те случаи исцеления от болезней, которые были посредством «тени» (теневого отражения, очертания) проходящего Петра: Деян. 5:15 . Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Тень представляла собою очертание фигуры апостола и таким образом была первой иконой святого человека. Богоугодность употребления и чествования св. икон ясно подтверждается множеством происшедших при св. иконах чудес (чит. Историю Церкви и жития святых). Чудеса для верующих всегда были и будут очевидными, а неверующие даже и чудесам, которые творил Сам Господь во время земной Своей жизни,– не веровали: Ин. 12:37 . Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него. III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви о святых иконах Заблудший . 2-ю заповедью всякие изображения запрещены. Православный. Второй заповедью запрещены изображения богов ложных, бесовских или боготворение различных сил и предметов природы и бездушных истуканов, как подобия творения Божия (не освященного Духом Святым). Заблудший . А вот у вас есть-же изображение людей, живших на земле. Православный . Есть изображение святых (друзей Божиих); а разве это запрещено? Заблудший . Бог запретил делать подобие того, что на земле, внизу. Православный. Но разве святые эти на земле? Кто же делает изображения людей и почитает это священным, пока люди живы, хоть их и прославляет Господь? Никто. Изображения их делаются тогда лишь священными, когда Господь, по смерти их, прославит чудесами и нетлением мощей. Но мы прежде решим вопрос,–можно ли делать изображения Божии, и тогда для нас легко разрешится и предыдущий вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

К лучшим местам в сочинении преподобного Нестора о святых мучениках Борисе и Глебе можно отнести следующие — о начале христианства в России и о характере святых братьев: «Между тем как повсюду умножались христиане и требища идольские были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что она не слышала ни от кого слова о Господе нашем Иисусе Христе; не приходили к ним (русским) апостолы, и никто не проповедал им слова Божия... Но когда соблаговолил небесный Владыка, то в последние дни помиловал их и не дал им до конца погибнуть в прелести идольской. Был в то время обладателем всей земли Русской князь Владимир, муж правдивый, милостивый к нищим, сиротам и вдовицам, но по вере язычник... Этому Владимиру было явление от Бога, что он будет христианином, что и исполнилось. И наречено было ему имя Василий. Потом он повелел всем вельможам своим и всем людям креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. Послушайте о чуде, исполненном благодати,— как вчера он (Владимир) заповедал приносить требы идолам, а ныне повелевает креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа; вчера не ведал, кто есть Иисус Христос, а ныне проповедником Его явился; вчера назывался язычник Владимир, а ныне зовется христианин Василий! Он явился на Руси вторым Константином. Но вот еще что чудно: когда дана была заповедь креститься, все пошли к крещению и ни один не сопротивлялся, как будто издавна были научены, и с радостию текли на крещение. Радовался и князь Владимир, видя их теплую веру в Господа нашего Иисуса Христа... Много было сынов у Владимира, но между ними, как две светлые звезды посреди ночи, сияли Борис и Глеб. Благоверный князь отпустил всех своих сынов — каждого в его удел, но святых Бориса и Глеба удержал при себе, потому что они были еще юны, особенно Глеб. Блаженный Борис, будучи уже в разуме и исполненный благодати Божией, брал книги и читал, он был научен грамоте. Читал жития и мучения святых и, молясь со слезами, говорил: «Владыко мой, Иисусе Христе! Сподоби меня, как одного из сих святых, и даруй мне по стопам их ходить; Господи Боже мой, да не вознесется мысль моя суетою мира сего; но просвети сердце мое на уразумение Твоих заповедей и даруй мне дар, какой даровал Ты от века угодникам Твоим...» Когда он молился таким образом непрестанно, святой Глеб слушал его, сидя, и не отлучался от блаженного Бориса, но с ним пребывал день и ночь, слушая его. Был же Глеб, как я прежде сказал, юн телом, но стар умом, много подавал милостыни нищим, вдовицам и сиротам... И любил их отец, видя на них благодать Божию».

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010