– Если не увижу, – сказал сомневавшийся ученик, – на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Но это неверие – «неверие доброе» (служб. нед. антипасхи, вел. веч. стихир. на «Господи, воззв.» 4); источником его было не ожесточенное отрицание, а стремление к истине, – под ним скрывалась и горячая любовь к Самому Воскресшему. И они не остались без ответа: после восьми дней (то есть в день воскресный) опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: – Мир вам! ( Ин.20:26 ). Господь явился спустя восемь дней, чтобы апостол «Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время» (св. Иоанн Златоуст ). Исполняя желание страдавшего неверием апостола, воскресший Учитель обратился к нему с такими словами: – Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин.20:27 ). Конечно, «тело столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, чуждо было всякой дебелости, но Христос показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресении» (св. Иоанн Златоуст ), чтобы апостол, «собственными, так сказать, руками взял радость воскресения из живоносных ран Воскресшего тела» (Филарет, митрополит Московский). Апостол исполняет веление Господа и «любопытною десницею» (служб. нед. антипасхи, мал. веч. стихир, на «Господи, воззв.») прикасается «к открытым устьям внутреннего источника жизни» (Филарет, митрополит Московский), что возвращает к жизни почти умершую было веру апостола. – Господь мой и Бог мой! ( Ин.20:28 ), – вырвался радостный вопль из облегченной от тяжелого бремени неверия души ученика. – Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ), – сказал Христос уверовавшему ученику. Этим ответом Господь в лице апостола Фомы выразил порицание всем ищущим наглядных и очевидных знамений для своего уверения и указал на превосходство веры тех, которые не нуждаются в этом, ибо «чем очевиднее знамение, тем менее достоинство веры» (св. Иоанн Златоуст ). Упрек Господа до известной степени относился и к прочим апостолам, убедившимся в истине воскресения только после явления им Воскресшего (см.: Лк.24:36–48 ), исключая, впрочем, апостола Иоанна, который от опустевшего гроба Христова унес с собою веру, что жив Господь (см.: Ин.20:8 ). «Кажется, – говорит Филарет, митрополит Московский, – можно видеть, как Господь взором укорения взирает на Фому и глаголет: «Ты поверил, потому что увидел Меня, – потом обращает взор одобрения на Иоанна и, хотя не открыто к его имени, но тем не менее внятно к его сердцу продолжает, – блаженны не видевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Злой дух сильно влечет человека ко греху, но человек должен противиться влечению, молясь Христу, зол Губителю. Иногда враг тем сильнее нападает на нас, борет, мучит нас, чем сильнее наша молитва и чем более приносит пользы нам и людям, о которых мы молимся, особенно в качестве иерея и предстоятеля о людях пред престолом Божиим. На вождя сильнейшая вражда и брань врага. Любовь земная погашает любовь горнюю, небесную. Это должен знать всякий сластолюбец, сребролюбец, честолюбец. Где любовь земная, там нет истинного дружества, сочувствия, сострадания, сорадования, чистоты и целомудрия, терпения и долготерпения, потому что всякая добродетель держится и коренится на вере и любви к Богу, а всё земное непрочно, скоропреходяще. 93 Начала тьмы рассекаешь, изображаемый нами Крест. Живоносный Крест, твоя высота (твой верхний конец) поражает воздушного князя, глубина (твой нижний конец) пронзает змия всей бездны (т. е. диавола), широта (правый и левый концы) вновь спасает нас, низлагая своей крепостью мирского князя (сатану). Слава, Господи, Кресту Твоему честному! (Канон Честному и Животворящему Кресту, песнь 4-я.) 94 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых ( Чис. 25, 6–8 ). 98 Образовати (церк.-слав.) – изображать, являть, представлять. Ср. Херувимскую песнь: Иже Херувимы тайно образующе... – то есть: Таинственно являя собой Херувимов... 99 Довлети (церк.-слав.) – быть достаточным, избыточествовать; иметь способность, силу к совершению чего-либо. Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 15: 1870-1871. - 2006. - 572 с. ISBN 5-902112-52-4 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Израиль не понял этого пророчества, как он не понял и других пророчеств, вещавших о Христе Иисусе. Книжники выискивали из книг Священного Писания и из пророчеств „лишь лестное и приятное“ (ср. Ис.30:10 ). Поэтому они создали мечту, – на основании этого и других пророчеств, – о земном всемирном владычестве народа Израильского, не смотря на все пережитые и впереди грозящие бедствия, предсказанные им этими же пророками, глаголавшими о Мессии 1438 . Вавилон погибнет ради Израиля, потому что (поясняет ст. 15) „Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш“. Этот стих, во-первых, напоминает слова, объявленные от Господа Моисеем Израилю: „Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш“ ( Лев. 19:2 ). Во-вторых, 15 стих напоминает народу, что Он, Господь, не только – Творец мира и человека, но что Ему угодно было создать особый народ 1439 , который должен быть народом святым, над которым Он, владыка мира, Сам будет царствовать. Все другие народы, до времени, ходили „путями своими“ 1440 ; Израилю же указано было ходить путями Божиими, потому что „спасение от Иудеев“ 1441 . Но, повторяем мы, уклонение Израиля от пути, ему предначертанного, не могло помешать исполнению Божиих предначертаний. Желай убедить в непреложности имеющего совершиться, пророк от имени Господа заставляет народ вспомнить о чудесах, явленных при исходе из Египта, т. е. при самом создания из толпы потомков Иакова нового народа. Напомним еще из Втор. 32важнейшее изречение: что Господь Сам дает уделы народам 1442 . 16 . Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, 17 . выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли, как светильня, погасли. 18 . Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. После этого укора Израилю, следующие три стиха говорят иносказательно об открытии в сухой опаленной степи язычества живоносных источников спасения и об образовании нового народа, который будет возвещать славу Господню 1443 . 19 . Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иисусе, Боже распятый, «даждь нам Тобою ограждаемым с Тобою прейти в вечное Твое Царство»; ибо «до ныне алчем и жаждем, но тогда насытимся, когда явится нам слава Твоя, в ней же царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки». Аминь 1958 Проповедь II. Радость Креста Воссияй, Господен Кресте, светолучныя молния Твоея благодати в сердце чтущих Тя и любовию Тя приемлющих! Явися, великий Господен Кресте, покажи ми зрак божественный красоты Твоея ныне! Радуйся, живоносный Кресте – Древо нетления! Покажи красоты Твоея благолепие верно просящим Твое заступление! Такими радостными восклицаниями светлого духовного восторга наша Церковь Христова ныне встречает тайну животворящего Креста. Посреди покаянного, постного времени теперь уже открывается нам радость встречи Креста Спасителя. Является Крест как знамение нашего спасения жертвенной Кровию Христовою, на Кресте пролитой за нас, – источник никогда непреходящей, вечной, небесной радости. А радость эта дается через участие хотя бы в малой мере, в страданиях Христовых терпеливым ношением креста вслед за Ним. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ), – приглашает Христос каждого из нас. «В мире будете иметь скорбь, – говорит Он нам, – но мужайтесь: Я победил мир!» ( Ин.16:33 ). «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ея; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль» ( Ин.16:21-22 ). «Но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16:20 ). «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Так утешает Он нас, входя через мрачные врата крестных страданий на Голгофе в страшную славу Свою. А после радостного тридневного Воскресения Он опять говорит нам о священной тайне, о божественной, сверхразумной логике необходимости Креста: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк.24:26 ). И опять: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день» ( Лк.24:46 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Иудеи, однако, ухватились за внешний смысл слов Христа и попытались сделать их нелепыми и неисполнимыми. Они указывали на то, что храм этот, гордость иудеев, строился 46 лет, и как же можно восстановить его в три дня? Речь здесь идет о возобновлении строительства храма Иродом. Строительство храма, было начато в 734-м году от основания Рима, то есть за 15 лет до Рождества Христова, а 46-й год приходится на 780-й год от о. Р., то есть на год первой евангельской Пасхи. Даже сами ученики Господа поняли смысл слов Его лишь тогда, когда Господь воскрес из мертвых и «отверз им ум к разумению писания» . Далее Евангелист говорит, что в продолжении праздника Пасхи Господь творил чудеса, видя которые, многие уверовали в Него, но «Сам Иисус не вверял Себя им» , то есть не полагался на них, на их веру, поскольку вера, основанная на одних чудесах, не согретая любовью к Христу, не может считаться прочной. Господь «знал всех» как всемогущий Бог, «знал, что в человеке» — что сокрыто в глубине души каждого, а потому не доверял словам тех, кто, видя Его чудо, исповедовал Ему свою веру. Пятница Светлой седмицы. О торгующих в храме Проповедь священника Михаила Немнонова Почти все люди, в том числе и неверующие, знают, что Христос выгнал торговцев из храма. В Евангелии от Иоанна говорится, что приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И тогда, сделав бич из веревок, Он выгнал из храма всех продающих, а также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей (а между прочим, голуби были сам мелким товаром из всего, что там продавали): возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем, — говорит евангелист Иоанн, — ученики Его вспомнили, что написано о Христе в ветхозаветных Писаниях: ревность по доме Твоем снедает Меня. Никто не отменял буквального смысла слов Спасителя: дома Отца Моего не делайте домом торговли. Но только их смысл, как всегда, несколько шире буквального.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

Какой тропарь праздника? Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напои водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. (Русский перевод) При половине праздника жаждущую благочестия душу мою напои водами, (т.е. благодатью Св. Духа): так как Ты, Спаситель, всем возгласил: жаждущий пусть идет ко Мне и пьет. Источник нашей жизни, Христос Бог, хвала Тебе. Какое евангелие Преполовения? О том, как И. Христос в преполовение кущей учил в храме. Ин. 7:14–30 . Праздник Вознесения Господня Когда бывает праздник Вознесения Господня? В 40 день после Пасхи, в четверг на 6 неделе от нее. К какому разряду относится праздник Вознесенья? К разряду дванадесятых. Расскажите о празднике Вознесенья. Дело искупления рода человеческого совершено было крестною смертью Иисуса Христа. Он воскрес. По вокресении 40 дней прожил на земле, научая апостолов, как устроить им после него Его Церковь , т.е. общество спасающихся верою в Него. Затем Господу надлежало взойти и с телом на небо, и в 40-й день по воскресении Иисус Христос явился апостолам в последний раз, передал им свои последние повеления и наставления, повелел не отлучаться из Иерусалима, пока сойдет на них Дух Св. потом вывел на гору Елеонскую, благословил их, и когда благословлял, стал подниматься все выше и выше от земли к небу. Наконец явилось светлое облако и скрыло Его из вида Апостолов. Так вознесся Иисус Спаситель на небо и воссел одесную Бога Отца (сидение это означает одинаковое могущество и славу Бога Сына Иисуса Христа с Богом Отцем). Иисус Христос и прежде был на небе, когда жил и на земле, но как Бог только, а теперь как Бог и человек, с человеческою природою. Апостолы долго смотрели на небо за вознесшимся туда Господом; явились Ангелы и сказали им: «Что вы все стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (т.е. для всеобщего суда). Апостолы тогда поклонились вознесшемуся на небо Господу и радостно возвратились в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

«Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, щит и стена нерушимая, бесов отогнание и ума моего сохранение». Аминь. Христос — добрый Пастырь Во время земной жизни Христа к Нему приходили разные люди. Среди них были мытари, грешники, больные, здоровые, бедные и богатые. Он их всех принимал, беседовал с ними, питал и исцелял. Вокруг Него, всегда живущего, пребывающего и действующего в Церкви, собирались и собираются целые поколения людей всех сословий, рас и возрастов. И мы с вами приходим во святой храм, чтобы слушать слова Его учения и участвовать в Бескровной Жертве. «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью» — говорит Христос ( Лк.15:4-5 ). Христос, Добрый Пастырь, непрестанно ищет каждого из нас, когда мы теряемся среди суеты мира сего. А когда найдет, открывает нам, посредством своей Церкви, посредством пастырей, истины вечной жизни, подает нам все необходимое для достижения Царствия Божия, к которому непрестанно призывает свое создание разнообразными путями всеблагого своего промышления. Так исцеление двоих больных одержимых злым духом, о чем повествует сегодняшнее Евангелие, свидетельствует о Христе, творящем чудеса, о Его любви к роду человеческому. Бог избрал израильский народ для того, чтобы научить и объявить ему свою волю. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля… новый завет» ( Иер.31:31 ). Христос утвердил это Своею кровью. Благодаря этому мы являемся участниками этого завета, «родом избранным, царственным священством, народом святым» ( 1 Петр 2, 9-10 ). Христос — наш Пастырь Добрый, Который умер за наши грехи и воскрес для нашего спасения. Об этом говорит апостол Павел: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:9 ). В наши дни не все люди принадлежат к Церкви, но Она является зерном единства, надежды и спасения всего рода человеческого, источником Божьей благодати в мире.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

– Матушка, ну как же так? Отец Даниил это вам передал. – Нет, что хочешь, делай, только я не могу, у себя его оставить. – Давайте, раз отец Даниил благословил, я вас им и помажу. На голову вылью. Она согласилась. Платок сразу сняла, и я крестообразно возлил ей на голову… Матушка, довольная, вся светится… Вся благоухает…» Это было в пятницу на Светлой Седмице в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник». А с воскресения на понедельник у схимонахини случился тяжелейший инсульт… (Уже после смерти матушки Любови вспомнилось отцу Димитрию Евангельское повествование о том, как перед крестными страданиями и смертью Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, пришла к Нему грешница с алавастровым сосудом мира и помазала Его… «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению…» ( Мф. 26,6–12 )) Из воспоминаний священника Димитрия: «5 мая 1997 года у матушки случился обширный инсульт (вся правая сторона была парализована). Говорить не может, двигаться она не двигалась, но все понимала. Ничего она ни ела, ни пила, пролежала так ровно неделю до следующего воскресения… Утром в понедельник я соборовал её. Во вторник на Радоницу – причастил. 11 мая в воскресенье на праздник жен-мироносиц в 10 часов утра после окончания литургии пришёл в келью и причастил матушку последний раз. Как матушку Любовь причастил, у неё ноги начали холодеть… Как вот она раньше рассказывала о смерти праведника – «холодеть начали». И через сорок минут после Причастия она мирно отошла ко Господу. Тихо, тихо, тихо. Как свеча догорает, раз и все… И мы вызвали врача местного, она пришла, как бы освидетельствовала, констатировала смерть матушки… (Паспорта у матушки не было…) В Храме гроб с телом матушки стоял одну ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы сегодня слышали в евангельском чтении рассказ о том, как Иоанн Креститель, которому было слово Божие, проповедовал крещение покаяния и говорил: «Грядущий за мною сильнее меня и я недостоин развязать ремень обуви его» (см. Лк. 3. 16 ). Иоанн Креститель, как сказал Господь наш Иисус Христос, был самым великим из рожденных женами (см. Мф. 11. 11 ). Он был последним из пророков и первым из апостолов. Он предвозвестил пришествие Христа; крестил Иоанн в покаяние, но знал и проповедовал, что придет за ним Тот, Который будет крестить Духом Святым и огнем. Крещение Иоанново было крещением неполным и частичным, потому что благодать Божия еще не была явлена во всей полноте. Она явилась, когда Господь Иисус Христос пришел на Иордан, когда голос Бога Отца засвидетельствовал, что это Сын Его Возлюбленный, когда Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, когда Господь сошел Своею плотию в воды Иорданские для того, чтобы освятить их Своим Божественным присутствием, Своей Божественной силой и Своей благодатью. Именно тогда впервые явился человечеству Бог как Единый, но существующий в Трех Лицах, ибо вся полнота Божества присутствует в Боге Отце, вся полнота Божества присутствует в Боге Сыне и вся полнота Божества присутствует в Боге Духе Святом. И эти три Ипостаси – не три Бога, а Единый Бог. Таково основание нашей христианской веры. Но для чего, спросим мы, Господь Иисус сошел в воды Иордана? Для того, чтобы эти воды, отягощенные человеческим грехом, воды, в которых люди омывались от душевной и телесной скверны, наполнить Своим Божественным присутствием и сделать их живоносными водами, несущими не смерть, а жизнь, не погибель, но спасение. В память об этом событии Церковь установила совершать чин великого освящения воды в праздник Богоявления (Крещения Господня) и в канун этого праздника, называемый сочельником или навечерием. И сейчас мы будем молиться о том, чтобы Святой Дух сошел на эти воды, чтобы Он освятил все водное естество. Помолимся о том, чтобы вода, которую мы сегодня освящаем, стала для нас источником, текущим в жизнь вечную (см. Ин. 4. 14 ), и проводником благодати Божией, дабы через нее освящалась вся наша жизнь с окружающим нас миром.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

На вопрос о том, каким образом Христос мог одновременно быть в сердце земли, в раю с разбойником и на небесах вместе со Своим Отцом, преподобный Иоанн Дамаскин отвечает, что, хотя Христос умер как человек и Его душа была отделена от тела, Божество осталось неотделенным от того и другого, и единая Ипостась Бога Слова не разделилась. Ибо, «хотя в отношении к месту душа была отделена от тела, в отношении к Ипостаси она была соединена с ним через В православных богослужебных текстах неоднократно говорится, что ни во время страданий, ни во время смерти Христа и сошествия во ад Его Божество не разлучалось с Его человечеством: «Божество Христа оставалось единым и неразлучным с Отцом и Духом как в аду, так в гробу и в «В гробу плотью, в аду душой как Бог, в раю с разбойником и на престоле Ты был, Христос, с Отцом и Духом, все наполняя, Богослужение Великой Пятницы, когда Церковь вспоминает распятие и смерть Христа, сосредоточено на духовном созерцании Божественной славы, которая была явлена в страданиях Бога воплотившегося. Об этой «крестной славе» говорит преподобный Андрей Критский : «Слава Христа есть Крест; он был целью, определенной Им прежде веков… Хотя Он еще прежде всех веков имел славу Отца, как Бог и Сын Божий, равносущный Отцу; но и святое страдание пречистой плоти Своей вменяет Себе в славу, как причину всемирного Богослужение Великой Субботы, когда вспоминается пребывание Христа во гробе и сошествие во ад, пронизано ожиданием Воскресения и переживанием победы Бога над смертью и адом. «Смерть Бога» открывает путь к воскресению, а гроб Спасителя становится «живоносным гробом» — источником жизни для всего искупленного Христом человечества. Догмат о Воскресении Иисуса Христа является краеугольным камнем христианской веры. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» ( 1Кор 15:14 ). О том, что Христос воскрес, единодушно свидетельствуют все Евангелия ( Мф 28 ; Мк 16 ; Лк 24 ; Ин 20–21 ). Свидетельство о Воскресении Христа было главным в проповеди апостолов. В день Пятидесятницы апостол Петр обратил к собравшимся в Иерусалиме слова: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» ( Деян 2:22–24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010