Какой тропарь праздника? Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напои водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. (Русский перевод) При половине праздника жаждущую благочестия душу мою напои водами, (т.е. благодатью Св. Духа): так как Ты, Спаситель, всем возгласил: жаждущий пусть идет ко Мне и пьет. Источник нашей жизни, Христос Бог, хвала Тебе. Какое евангелие Преполовения? О том, как И. Христос в преполовение кущей учил в храме. Ин. 7:14–30 . Праздник Вознесения Господня Когда бывает праздник Вознесения Господня? В 40 день после Пасхи, в четверг на 6 неделе от нее. К какому разряду относится праздник Вознесенья? К разряду дванадесятых. Расскажите о празднике Вознесенья. Дело искупления рода человеческого совершено было крестною смертью Иисуса Христа. Он воскрес. По вокресении 40 дней прожил на земле, научая апостолов, как устроить им после него Его Церковь , т.е. общество спасающихся верою в Него. Затем Господу надлежало взойти и с телом на небо, и в 40-й день по воскресении Иисус Христос явился апостолам в последний раз, передал им свои последние повеления и наставления, повелел не отлучаться из Иерусалима, пока сойдет на них Дух Св. потом вывел на гору Елеонскую, благословил их, и когда благословлял, стал подниматься все выше и выше от земли к небу. Наконец явилось светлое облако и скрыло Его из вида Апостолов. Так вознесся Иисус Спаситель на небо и воссел одесную Бога Отца (сидение это означает одинаковое могущество и славу Бога Сына Иисуса Христа с Богом Отцем). Иисус Христос и прежде был на небе, когда жил и на земле, но как Бог только, а теперь как Бог и человек, с человеческою природою. Апостолы долго смотрели на небо за вознесшимся туда Господом; явились Ангелы и сказали им: «Что вы все стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (т.е. для всеобщего суда). Апостолы тогда поклонились вознесшемуся на небо Господу и радостно возвратились в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Но возвыситься до мысли Бога они не могли, и главное не хотели допустить Божественности Учителя, говорящего с ними, а потому они приискивают другие объяснения слов Его. Надо знать гордость народа Иудейского, чтобы понять насмешливое выражение их об Елинском рассеянии: для них на свете существовал один народ, живший в Палестине, наследник обетований, все остальное в мире (как для Китайца нашего времени или для меккского Мусульманина) были варвары, предназначенные к истреблению. Но в безумной и можно сказать кощунственной гордости своей произнося слова эти с презрением и насмешкой, Иудеи и не подозревали, что именно Эллины и Иудеи рассеяния 780 составят первые важнейшие общины Христовы, а что над Иерусалимом исполнятся словеса Господни, что «Иерусалим будет попираем язычниками» 781 . Тогда-то многие Иудеи вероятно вспомнили слова Господа, что они тщетно будут искать Его, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 782 . Судьбы Богжии неисповедимы, расчеты же самонадеянной гордости человеческой тщетны и только христианин вполне понимает это. 37 . В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет: 38 . Веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Праздник кущей, как мы знаем 783 , в особенности из книги Левит, был праздником воспоминания об избавлении от работы Египетской вообще и в частности воспоминания о даровании живоносного источника в пустыне и об окончательном успокоении в стране обетованной от трудностей пути по безводным местностям. Обычаи праздника, как указывают комментаторы 784 напоминают в особенности страдания жажды в пустыне. Так в этот праздник пелся псалом 106 785 , в котором читаем: ст. 4: «Они блуждали в пустыне... ст. 5: терпели голод и жажду... ст. 9: Господь насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благ... ст. 18. они приближались к вратам смерти; 19: но воззвали к Господу в скорби своей и Он спас их от бедствий их... 35: Он превращает пустыню в озеро и землю иссохшую в источники вод».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

О чудо! Так, следовательно, Он становится всем для нас, сущий превыше всего». Это очень важное место, где пр. Симеон, выражаясь апофатическим языком, говорит, что Христос выше всякого света, как и всех других Его наименований. Далее Христос вступает в разговор с пр. Симеоном. Тут преподобный использует образ живоносного источника: «Если ты еще чувствуешь жажду, — говорит он, — то ты еще не пил от той воды… Потому что я слышал некоего, — (здесь пр. Симеон говорит о самом себе как о третьем лице), — что с тех пор, как человеколюбивый Владыка даровал ему пить в сытость от этой воды, если случалось ему забыть и как не пившему просить снова, чтобы ему было дано напиться от нее, то она, то есть вода, которую он пил, скакала внутри его сердца и прыгала, как световидный поток, и он сразу видел ее. А она как будто бы беседовала через трепетания в нем и говорила: «Не видишь ли меня, что я здесь нахожусь с тобою? И откуда ты просишь, чтобы я была с тобою, или чтобы я пришла? Разве ты не знаешь, что я всегда сопребываю с теми, кому я однажды дам пить меня, и я становлюсь в них бессмертным источником».    Так как Христос свет мира, естественно, что верующие видят Его. Тот, кто Его не видит, мертв. «Если же ты вообще не был удостоен, — говорит пр. Симеон, — видеть Самого Христа, что ты воображаешь, что живешь? Что ты думаешь, что служишь Ему, Которого никогда не видел?» Невозможно познать Христа через одно только Писание, если мы не способны Его видеть. Однако в том же Нравственном Слове пр. Симеон несколько смягчает это строгое суждение и допускает, что можно служить Христу, даже если кто Его не видел, как служат царю слуги, его не видевшие. Нужно поэтому искать Христа и в смирении служить Ему, чтобы найти Его в момент смерти. С другой стороны, на пути ко Христу есть много ступеней — смирение, покаяние, исполнение заповедей и, прежде всего, слезы. Исходя из слов апостола Павла — «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос», — пр. Симеон пространно, со своим обычным реализмом говорит о процессе образования в нас Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: “Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни” (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней. В Евангелии описаны случаи исцеления при помощи воды. В купальню, называемую Вифезда, время от времени сходил ангел и “возмущал” воду; тот, кто первым входил в воду после “возмущения”, выздоравливал (Ин. 5:2–9). Сам Господь использовал воду для исцеления. Когда Иисус увидел слепого от рождения, Он сказал ему: “Пойди, умойся в купальне Силоам” (Ин. 9:7); тот пошел, умылся и прозрел. Господь делает воду источником жизни, она действительно становится для нас живоносной, потому что Дух Божий присутствует в ней и потому что Сам Христос Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством. Причащаясь этой воды, мы приобщаемся Духа Святого и Господа Иисуса Христа, соединяемся с Самим Богом. Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:13–17). В церковном уставе праздник Крещения Господня называется также Днем Светов, потому что это не только праздник воды и Духа, но это и праздник божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в таинстве Святого Причащения, в других таинствах Церкви, а также и в освящении воды.

http://azbyka.ru/propovedi/chelovecheski...

Рождественское послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима Православие.Ru , 6 января 2004 г. / С Рождеством Христовым! «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». (Лк. 2, 10-11) Возлюбленные о Господе чада нашей святой Церкви! Дорогие соотечественники! Торжественный колокольный звон оглашает сегодня нашу родную землю. В благоукрашенных храмах празднично раздаются благозвучные мотивы ангельского рождественского славословия: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). Собранные в Божием доме, мы молитвенно прославляем Родившегося «Бога крепкого, Отца вечности, Князя мира» (Ис. 9, 6). В душах и сердцах наших изобильно струятся потоки великой духовной радости, бьющие ключом из живоносного источника светлого Христова Рождества. Исполнились слова богопросвещенного святого пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис. 7, 14). Мы радуемся, потому что истина возникла из земли и правда приникла с небес (Пс. 84, 12). Мы ликуем, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Святой евангелист Иоанн свидетельствует: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Осуществляется предвечный и премудрый Божий промысел о нашем спасении. Сын Божий воплощается и становится Сыном Человеческим, дабы и мы, грешные люди, по благодати стали сынами Божьими. Через Голгофскую искупительную жертву Спасителя мы получили прощение грехов, примирились с Богом, приняли Духа на усыновление и стали через Иисуса Христа наследниками Божьими (Гал. 4, 5-7). Рождающийся «во граде Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11), благодатно озаряет омраченные грехом души и очерствевшие человеческие сердца. Он возвещает любовь, мир, свободу, братство, правду и человеколюбие. Спаситель указал нам путь к сокровенному для всякого верующего человека нравственный идеал – Царствие Божие, которое есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). К этому Небесному Царству мы призваны, потому что во Христе Иисусе все мы едины (Гал. 3, 28), потому что один у нас Учитель – Христос, а все мы братья (Мф. 23, 8).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Серебро ваше – негодное; торговцы твои смешивают вино с водою; князья твои – непокорны, сообщники воров, любящие дары, ищущие награды, дел сирот не разбирающие, и тяжбе вдов не внимающие. Потому так говорит Господь, Владыка Саваоф, [Властитель Израилев]: Увы сильным в Иерусалиме! Ибо не прекратится ярость моя на противников и суд над врагами Моими Я совершу, и наложу руку Мою на тебя, и огнем очищу тебя дочиста; а непокорных погублю, и удалю всех беззаконных от тебя, и всех надменных унижу. И буду ставить твоих судей, как прежде, и советников твоих, как было от начала; и после этого ты будешь назван: «город правды, столица верная – Сион». Ибо с судом спасены будут пленные ее и с милостью. И сокрушены будут беззаконники и грешники вместе, и оставившие Господа до конца исчезнут. Потому они [ныне] будут постыжены за идолов своих, которых сами хотели, и постыжены за изваяния свои, которых сами возжелали, [и постыжены за дела рук своих, о которых замыслили]. Ибо будет он, как теревинф, сбросивший листья свои, и как сад, воды не имеющий. И будет сила их как волокно пакли, и труд их – (как) искры огня; и сгорят беззаконники и грешники вместе, и не будет того, кто бы смог погасить. Слово, бывшее к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и о Иерусалиме: что будет в последние дни явлена гора Господня и дом Божий на вершинах гор, и вознесется превыше холмов, и придут на нее все племена. И пойдут народы многие и скажут: «Придите, (и) взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова, и Он возвестит нам путь Свой и мы пойдем по нему!» Ис 1:19–31; 2:1–3 Прокимен, глас 4 Господи, не обличи меня/в ярости Твоей. Стих: Помилуй меня, Господи, ибо немощен я. Пс 6:2а, 3а ВО ВТОРНИК НА ВЕЧЕРНЕ На Господи воззвах: стихиры на 6, глас 2 Пищей горькою в древности выселенные из рая,/поспешим вселиться в него воздержанием от страстей,/восклицая Богу нашему:/«На Кресте простерший длани Свои,/уксуса испивший и желчи вкусивший,/и претерпевший муки от гвоздей,/все горчайшие наслаждения из душ наших исторгнув,/по сострадательности сердца Своего спаси рабов Твоих!» Вкушением от древа некогда выселенные из рая,/мы вновь в него вселились Твоим Крестом./Его как ходатайство Тебе приводим, Многомилостивый,/и с верою все просим Тебя:/«Источники слез ныне нам ниспошли/во время воздержания,/очищающие всю скверну страстей и согрешений наших,/дабы все мы взывали Тебе усердно:/Господи, слава Тебе!» Иная стихира, глас 2 Воздержания усладу и мне даруй, Слово,/как Адаму некогда рай:/от всякой Твоей заповеди вкушать, Боже наш,/и всегда удерживаться от плода,/который Ты запретил – от греха,/чтобы живоносное Твое страдание на Кресте/я скоро встретил в радости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Ты – Всемогущий Отец, Ты вселяешь свет и жизнь во всякую тварь. Озари меня Твоим светом и вложи Твой мир в мою душу! Проникнуть в глубину Твоей любви я не могу, но я знаю, что Ты так возлюбил мир, что послал Сына Твоего Единородного, чтобы спасти этот мир и меня. Я знаю, что Твоя любовь покрывает весь мир и меня. Я знаю, что Собою Ты водворяешь мир на земле и благоволение в человеках и что Твоим миром Ты усмиряешь и мою тревожную душу и простираешь Твое милосердие и на меня, первого из грешников. Источник жизни 06 октября. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» ( Пс. 118:165 ) Изучением слова Божия мы достигаем мира душевного. Посмотрите на тех, которые основывают свою жизнь на слове Божием, и вы увидите, что они обладают нерушимым миром. Но те из нас, которые не припадают к этому живоносному источнику, очень легко смущаются при малейшем искушении, и их мир душевный исчезает в одно мгновение. Иногда прямо поразительно, до какой степени легко некоторые люди теряют равновесие. Каждое необдуманное слово, сказанное праздным человеком, может лишить их спокойствия. Но ничто не может отнять мир Божий у тех, которые им истинно обладают! Он истекает из высшего источника, он дается Самим Христом, Который сказал: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» ( Мф. 11:6 ). Конечно, тому, кто питается этой духовной пищей, кто припадает в молитве к этому живому источнику, «нет преткновения». Такой человек растет с каждым днем в постоянном труде на ниве Господней. Те, которые не чувствуют потребности в этом слове живом, которые не изучают Священное Писание, легко соблазняются и претыкаются. Они большею частью утверждают, что не находят в учении Христа того, чего ожидали, но они нашли бы более ожидаемого, если бы вникали в глубокий смысл слова Божия. Они годами питаются одними рожками, далеко отошли от Господа, душа их терпит голод и жажду, не имея настоящей пищи. Она ослабевает и не может устоять. Мы питаем ежедневно бренное тело наше, которое должно вернуться к земле и истлеть, а внутреннее наше существо, душу живую и вечную, мы оставляем без пищи и допускаем ее погибнуть от голода. Со крестом

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Успех проповеди апостола Петра подкреплялся чудесами и знамениями, которые происходили через святых апостолов. Так было угодно Богу, потому что, узрев воочию важные и удивительные события, невозможно было игнорировать учение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Апостольское чтение, услышанное сегодня, в Светлый четверг, возвеличенный радостью Преславного Христова Воскресения, учит не успокаиваться на достигнутом, упорно трудиться, молиться, духовно расти и совершенствоваться, достойно подвизаясь на ниве Божественных свершений. Нет ничего невозможного в благих делах и начинаниях, если мы верим и понимаем, что, по Божиему милосердию, они обязательно претворятся в жизнь. Как только иудеи, слушавшие апостолов, осознали все злодейство совершенного и свою причастность к распятию Господа, сердца их вострепетали от боли, скорби и ужаса. И более трех тысяч пошли за Иисусом Христом, стали верными Его последователями. Разве не об этом говорил нам всем Господь?! И когда Я вознесен буду от земли, — сказал Иисус, — всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). Если действительно до конца понять, что совершилось на Кресте, невозможно будет оставаться во грехе и прозябать в равнодушии. Не только иудеев из Иерусалима, но и нас с вами, братья и сестры, призывает апостол Петр: Покайтесь! Но что такое покаяние? Это — сознательное понимание всех своих согрешений, искреннее желание исправиться, очиститься от греховной скверны, чтобы принять Господню благодать. Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешившие умилостивляют покаянием Бога… В Церкви и кающиеся грешники делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать покаяния!» Аминь. Христос воскресе! Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению) А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. ( Лк.11:28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Лк.10:38-42 ) пред нами предстал рассказ о двух сестрах, принимавших Господа в своем доме: …пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа и Мария — сестры Лазаря, друга Христова. Мария села у ног долгожданного Гостя. Такое положение не было случайным, так выражалось смирение и почтение ученицы к своему Наставнику. Сидеть у чьих-либо ног значило быть учеником и последователем.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

«Я утверждаю, – говорит он, – что в личности, – в духе, ее оживляющем – и гора Нево, и сама обетованная земля...» Это не значит, что есть, и «значима» только индивидуальность, – это значит, напротив, что личность властна припасть к источнику животворящему и живоносному... «Истина, любовь, красота, – говорит Иванов, – хотят быть евхаристическими: «Ешьте Мою плоть и пейте Мою кровь; плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие»... Должно ценности быть распятой и положенной во гроб, и заваленной камнем, и запечатанной печатями: сердце увидит ее воскресшей в третий день...» «Мария перед крестом – вот символ сердца перед великою правдой вселенской ценности». Вселенская ценность, ценность абсолютная и всеобщая, но, тем не менее, вовсе не насильственная, не принудительная, а обретенная в тяжком подвиге самоотверженных исканий, – вот в чем разгадка приятия культуры Вяч. Ивановым. Он верит в Бога и в личное бессмертие, и именно поэтому, при виде уныния и тоски своего сожителя по комнате, первая мелькающая у него догадка: «Вы усомнились в личном бессмертии и в личном Боге», – с этого начинается переписка. Вера в Бога и в Его откровения в мире спасает Иванова от упадочнического томления, – он бодр и радостен, он – «веселый странник на земле» именно потому, что он знает, что он – не один, что не один он – «ценность»; не в себе самом и не из себя он должен построить свое «счастье»... «Ясно вижу, – пишет он, – что не найти мне в моей мнимой личности и ее многообразных выражениях ни одного атома, подобного хотя бы только зародышу самостоятельного, истинного (т. е. вечного) бытия. Я – семя, умершее в земле; но смерть семени – условие его оживления. Бог меня воскресит, потому что Он со мной...». «Поистине, – сознается Иванов, – и вряд ли легко дается и переносится это сознание, – я не чувствую в себе самом ничего, могущего притязать на вечную жизнь. Ничего, кроме того, что уже, во всяком случае, не я, кроме того всеобщего и вселенского во мне, что связует и духовно осмысливает, как некий светлый гость, мое ограниченное и неизбежно временное существование во всей сложности его причудливого и случайного состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Этот храм разделяется на верхний и нижний; первый находится над поверхностью земли и обширнее нижнего, находящегося под первым. В нижний малый храм сходят по мраморным ступеням. В задней части этой подземной церкви находится Живоносный источник – агиасма под сводами; вода его чистая и освежающая. В праздник Живоносного источника на Святой неделе сюда приходят в большом числе не только православные христиане, но и мусульмане; те и другие пьют воду и умываются ею, особенно страждущие каким-либо недугом 88 . Русские паломники часто посещали эту святыню; некоторые из них в своих записках упоминают о Живоносном источнике. Так, например, Виктор Каминский сделал такую запись (1857 г.): «16 ноября я ходил с двумя спутниками в обитель Живоносного источника. Раннее солнце освещало вдали святую обитель, стоящую уединенно в кипарисовой роще. Роща эта называется Балуклийской, а от нее и обитель Балуклией. Достигнув обители, мы вошли в небольшой храм, на правой стороне которого и находится Живоносный источник, очень хорошо обрамленный гранитом. Я напился целительной воды, умыл лицо, и видел одну из пяти рыбок, постоянно плавающих в этом ключе, по преданию, даже со времени покорения Царьграда турками. Присутствие этих живых существ в источнике как нельзя лучше напоминает о живительной силе самой воды, которая благотворным своим действием снискала ему название Живоносного» 89 . Более пространное описание Живоносного источника принадлежит перу Ф. Палеолога (начало 1890-х гг.): «Так как Живоносный источник, именуемый Балуклы, находится за городом, среди роскошной кипарисной рощи и зеленеющих садов, то мы, в качестве паломников, сочли своим долгом посетить это священное место. Здесь я имел случай в первый раз встретиться с греческим духовенством и с богомольцами из греков, имеющих в Балуклы и свое православное кладбище В горе, трудах и болезнях они сюда притекают с верой и надеждой на облегчение скорбей земной жизни. Здесь, у чудотворной иконы Богоматери, они изливают свои печали, у Живоносного источника, воды которого чисты и прозрачны, как слезы младенца, ищут облегчения душевных и физических недугов, среди мирной кипарисовой рощи, украшенной беломраморными памятниками над могилами «прежде почивших отцов и братий», находят примирение своих сердец с Промыслом Божиим, повелевшим этому переходящему миру быть вместилищем страданий и свидетельствующим, что только в загробной жизни раскрывается для человека вечная правда, дающая полное удовлетворение высшим чаяниям и надеждам души человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010