Отсюда нужен был лишь только повод, – исторические условия к тому, чтобы создать и развить антагонизм между представителями и сторонниками того и другого направления. Повод не замедлил представиться, – это появление и распространение ереси жидовствующих и возбуждение тех современных вопросов, которые прямым или косвенным путем были вызваны ею. Ересь затронула самые существенные стороны русской религиозно-церковной жизни и тем произвела сильное умственное возбуждение и брожение во всем мыслящем русском обществе. Общее умственное возбуждение коснулось одинаково и Иосифа Волоцкого и Нила Сорского . Ересь жидовствующих 77 вышла из того же критического направления некоторой части русского общества, откуда сформировалось и направление Нила Сорского . Составляя по своему первоисточнику особую фракцию одного и того же критиционного направления, ересь жидовствующих тем не менее, под влиянием особых условий политического и социального положения общества, в котором, впервые появилась, скоро получила свой особый еретический характер. По своей перво-причине ересь жидовствующих представляет из себя реакцию крайнему развитию церковно-обрядового формализма. Рассматриваемая с этой стороны она находится в самой непосредственной связи с ересью стригольников, которая в свою очередь была вполне продуктом своего времени и составляла отчасти произведение особых социальных условий местности, где впервые она заявила о своем существовании 78 . Возникшая в 1376 г. сначала во Пскове 79 , ересь за тем скоро перешла в Новгород и здесь сформировалась в целое антицерковное движение. Исходя из недостатков современного духовенства – корыстолюбия и невоздержной жизни, стригольники отрицали церковную иерархию и таинства и церковную обрядность 80 . Особенный исключительный характер стригольничества, которое почти все свое содержание наполняло пунктами отрицательного свойства, вызванными существующими недостатками церковного строя, скрывал в себе причины его недолговечности. Стригольничеству предстояло два выхода: или примириться с православною церковью, или же создать для себя свою собственную религиозную систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Таким образом ересь стригольников во всех существенных пунктах своего учения довольно сходна с ересью богомилов, а это сходство заставляет нас допустить, что первая образовалась не без влияния со стороны последней. Стригольническая секта просуществовала в России не более 50 лет. После 1427 года о стригольниках уже не слышно, но поднятое ими антицерковное движение, поддерживаемое продолжающими жить в народной памяти идеями богомилов, не исчезло и, как сейчас увидим, вскоре снова возникло в другой, еще более опасной, ереси жидовствующих. Спустя около 35 лет после прекращения ереси стригольников началось –– и опять в Новгороде –– новое религиозно-сектантское движение, известное под именем ереси жидовствующих 45 . Эта ересь, начавшая и продолжавшая свое дело тайно, имела большой успех среди русских 46 , хотя сравнительно и недолго. Хотя название свое ересь получила от своего основателя жида Схарии или Ерихоны, прибывшего из Литвы в Новгород около 1471 года 47 , и элемент жидоства действительно в учении этой ереси довольно заметен, однако название «жидовствующие» далеко не выражает содержания самого учения их. Иудейство, или жидовство, участвует в учении этих сектантов только в виде случайного, внешнего возбуждения, преследуя здесь не столько цели чисто религиозной пропаганды, к которой, с появлением христианства, оно утратило и способность, и желание, сколько цели материальные или, точнее сказать, торгово-промышленные. В возникновении антирелигиозного движения, называемого ересью жидовствующих, гораздо более заметно участие сектантских идей богомилов, под влиянием которых образовалась и предшествующая ересь стригольников. Сам архиепископ новгородский Геннадий, один из строгих обличителей жидовствующих, прямо говорил, что в учении этих еретиков участвует не одно жидовство, что они содержат ересь христианскую, сходную с древней, давно известной ересью мессалиан 48 , элементы которой в богомильстве, как мы имели случай говорить, весьма заметны. Таким образом, после ереси стригольников древнее богомильство снова отразилось в другой ереси –– жидовствующих. Но если стригольники в своем учении преимущественное внимание обращали не столько на догматические или теоретические основы богомильской секты, сколько на видимые практические следствия, вытекающие из этих основ, отрицательно относясь больше к внешнему строю церковной жизни, чем к внутреннему, то жидовствующие главным образом старались воспроизводить внутренние основы богомильства; отрицательное направление этих последних преимущественно простиралось на догматико-теоретическое учение православной Церкви, сказываясь, впрочем, в конце концов и отвержением внешнего церковного благоустройства. Значит, ересь жидовствующих начала с того, чем кончила стригольническая ересь, а именно –– с полного отрицания православно-христианского вероучения, поведшего потом к гораздо более широкой и дерзкой критике (чем это было у стригольников) и всех существующих в Церкви учреждений, уставов, порядков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Социализм, как идеология (как абсолютизированная идея), не терпит никакого соперничества. В радикальных социальных революциях всегда расправлялись с христианством. «Иосифлянский» отказ от личностного делания, от личной ответственности за все происходящее, приводил к религиозной пассивности, к индифферентному отношению к тому, что происходит вокруг – и, по логике этого индифферентизма, к замыканию в индивидуальную религиозность, то есть к парадоксальному вырождению в свою собственную противоположность. Поэтому «иосифляне» духовно подготавливали принятие другого полюса антихристианской поляризации. Собственно, сама идея сакрализации государственной власти несет в себе хилиастический соблазн. Бессознательно в этой идее заложено стремление безбедно устроиться на земле. И здесь «иосифляне» невольно объединялись со своими идейными противниками. На примере «иосифлян» и «жидовствуюших» видны черты, роднящие этих полярных духов. Но все-таки «иосифлянство» несет в себе явные черты духа циклического времени. Характерным признаком здесь служит культ родовых отношений – абсолютизация национального. Характерно, что и среди самих еретических течений этого времени можно усмотреть все ту же поляризацию. Наряду с ересью «жидовствующих» на Руси распространялась еще ересь стригольников. Это ересь восточного происхождения, а ересь «жидовствующих» своим истоком имела учение западноевропейского еврейства. Распространена ересь стригольников была среди низовых клириков и простого народа, а ересь «жидовствующих» имела аристократический характер. В ереси стригольников проглядывают черты пантеизма, например, исповедь матери сырой земле. Но оба эти направления сходятся в своем отрицании церковной иерархии и таинств. Все секты обычно делят на рационалистические и мистические, но это только один из признаков, даже не столь существенных, потому что куда важнее их духовное происхождение. По духовному источнику их можно разделить на секты иудейского и языческого происхождения, от духа хилиастического и от духа циклического. Объединяет их неприятие Иисуса Христа как Сына Божия, Спасителя падшего человека. Это тот соблазн, и то безумие, о котором нам поведал апостол Павел (см.: 1Кор.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Открытие музейно-выставочного комплекса «Россия. Моя история» © РИА Новости/Дмитрий Степанов Декабристы и иностранные разведки «Обвинение в адрес декабристов, якобы сотрудничавших с иностранными разведками, – подкреплено ли документально? Находит ли подтверждение во всем корпусе сохранившихся источников?» – говорится в письме Вольного исторического общества. Однако, по словам авторов проекта «Россия – моя история», «никогда даже упоминания об иностранных разведках в материалах, связанных с декабристами, в экспозиции не было». «Да, у нас есть оценки, – и это тоже историографическая традиция, – о том, что декабристы являлись членами масонских лож, в этом ничего удивительного нет… Но относительно того, что якобы декабристам приписывается связь с иностранными разведками, – этого действительно нет», – заявил член-корреспондент Российской академии образования, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков. «Когда мы ведем профессиональный разговор, дискуссию, мы должны все-таки основываться на фактах и не приписывать какие-то, извините меня, несуразности нашим оппонентам», – добавил он. «Ересь жидовствующих» Участники пресс-конференции также прояснили на вопрос ВИО о том, «почему борьбе с «ересью жидовствующих» уделяется большое внимание»? А именно – что данной теме посвящена одна статья в коллаже, включающем в себя семь тем и статей. Как отметил исполняющий обязанности ректора РГГУ Александр Безбородов, вопрос о борьбе с «ересью жидовствующих» является важной темой для истории государства и Церкви, и ему «уделено нормальное внимание, если всю экспозицию внимательно изучить». «Понятно, что здесь есть (у ВИО – ред.) еще вопрос в вопросе – ну, надо успокоить коллег, – продолжил Безбородов. – В том плане, что историю надо просто немного поглубже изучать. «Ересь жидовствующих» – термин, принятый в науке, здесь у авторов, соавторов нет и намека на проявление антисемитизма и чего-то еще. Просто эту ересь надо изучить, историю Новгорода посмотреть, расхождения в трактовках Библии, изучить труды людей того периода, второй половины 15 века, чтобы понять, насколько это политически не заострено и насколько, с научной и исторической точек зрения, это крайне необходимо знать».

http://pravoslavie.ru/109176.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В настоящее время, как видно из материалов Киевск. Миссион. съезда, ересь жидовствующих существует во многих губерниях России и особенно в Иркутской, Новгородской и почти во всех губ. Кавказа, a также в Терской, Кубанской и Донской областях. Современные жидовствующие, как видно по тем же материалам, делятся на две группы: на жидовствующих – караимов, признающих источником вероучения одну лишь Библию , и жидовствующих – талмудистов, кроме Библии, руководствующихся в своей религиозной жизни еще и талмудом. Признавая из Библии один лишь Ветхий Завет , жидовствующие того и другого толка, отрицая троичность лиц в Боге и Божество И. Христа, как и евреи, ожидают пришествие Мессии, совершают обрезание, празднуют субботу и другие еврейские праздники. Кроме Библии и талмуда у жидовствующих есть еще Шулхан-ойрах (открытый стол) «устав правдивый, иначе » Хайодом « (жизнь человеческая), – книга, в которой описан порядок – богомолений, праздники, указания – как резать скотину, как встать, умыться и проч. Необходимым условиям вступления в общество жидовствующих караимы и талмудисты считают обрезание, которому они подвергают всех вступивших в их секту; обрезание у большинства жидовствующих совершается бритвою. При заключении браков жидовствующие руководствуются в вопросах о степени родства законами Моисея ( Лев.18 ), как и при расторжении браков ( Втор.24:1–4 ). У обоих толков жидовствующих свадьбы обыкновенно совершаются во дворе под балдахином. Сектанты эти на косяках дверей своих пишут слова Втор.6:4–1 ; и 11:13–22. Во время молитвы жидовствующие – талмудисты, подобно евреям, надевают на левую руку «тефелин» – филактерий, в виде ременного футлярчика, и «талес» – длинную накидку. К жилету, называемому «рясны», жидовствующие, как и евреи, прикрепляют «цицис», т. е. висящие шелковые шнуры. При беседах с жидовствующими материалом Киев. Мис. Съезда рекомендуется разъяснять им культурно историческое значение христианства, знакомит их с историей Церкви христианской и вообще с выдающимися примерами по высоте жизни христианской, святителей и подвижников ее в частности. Обратить внимание на раскрытие превосходства новозаветного, нравственного учения пред таковым же учением Моисеева закона об отношении родителей к детям, мужей к женам, господ к рабам и т. д. (Русские сектанты. М. А. Кальнева , стр. 158)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

1) Споры по вопросу о внесении в молоканство еврейских установлений. Субботники и воскресники По смерти Уклеина между молоканами возникли споры по поводу принята еврейских установлений: запрещения есть свинину и рыбу, не имеющую чешуи. Об этом запрещении ничего не знали мелитопольские молокане, так как Уклеин скрывал сделанную Далматову уступку. Но когда в мелитопольский уезд стали переселяться молокане из тех мест, где жил и учил Уклеин, то они передавали своим единоверцам и об этих запрещениях. Мелитопольские же молокане не только не хотели принять их, но и стали обличать за такое уважение к Моисееву обрядовому закону. Взаимные споры и породили прежде всего разделение между мелитопольскими молоканами. Затем споры перешли и в губернию саратовскую, где также оказались недовольные постановлениями Уклеина. Эти недовольные справедливо замечали, что закон Моисеев не может считаться обязательным, так как он был только сенью закона Христова. Защитники Уклеина, отвечая на эти замечания, со своей стороны пошли далее, чем Уклеин, в проведении начал еврейства. Не довольствуясь уже защитой введённых Уклеиным правил о пище, они стали говорить вообще о превосходстве Моисеева закона пред законом Христовым, а затем и о самом И. Христе стали толковать, что Он простой человек, пророк, низший Моисея, свято чтивший его закон. Отсюда само собой следовало отвержение главных христианских догматов и введение других ветхозаветных установлений: празднование субботы вместо дня воскресного и т. п. Главным защитником Уклеина, но в то же время и образователем особой в молоканстве секты, был крестьянин села Дубовки (Саратов. губ.) Сундуков. Последователей его и стали называть субботниками, тогда как его противники – чистые молокане – в некоторых местностях стали называться воскресниками. Это последнее название получило начало между самарскими молоканами. Субботники, содержа Моисеев закон, имеют существенное отличие от евреев в том, что не ожидают Мессии. В последствии времени эта, выделившаяся из молоканства, секта слилась с сектой жидовствующих, появившеюся ещё прежде молоканства и похожей на ересь жидовствующих XV в., так что отличить теперь молокан субботников от жидовствующих почти нет возможности, за исключением той отрасли жидовствующих, которая существует за Кавказом и очень близко подходит к чистому еврейству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Если признать, что в старину составлялись сборники не кое-как, но с разумным сознанием благопогребности всего собираемого, то эта благопогребность конечно должна быть очень близка ко времени составления самого сборника. Из многого душеполезного избиралось 26 только то, в чем особенно чувствовался общий недостаток, и писалось не для личной пользы только пишущего, но по преимуществу с той целью, чтобы преподать прочитающым и послущающым вразумление и наставление. Кроме сего, если в сборнике мы находим несколько статей, по содержанию своему довольно сходных между собою, то надобно думать, что это сходство подобрано по особому побуждению, вызванному появлением мысли и жизни, не согласных с содержанием статей сборника. При таком взгляде на сборники вообще, мы не можем пройти без особенного внимания в сборниках Досифея того обстоятельства, что он первый сделал в XV веке известнымъ в России сочинение (X – XI в.) под названием: «препрение и поучение от божественных книг» т. е. слово Космы, пресвитера болгарского, на еретиков богомилов 27 . Почему Досифей поместил названное слово в сборнике своем, чего до него никто не сделал? Чем оно особенно обратило на себя его внимание? Конечно своим содержанием, имеющим близкое отношение к тому времени, когда появилась ересь жидовствующих. Появление сего слова в целом его составе в первый раз, в русской, церковной литературе в Новгороде 28 , нельзя ничем другим объяснить, как желанием Досифея показать православным, что появившееся в Новгороде учение жидовствующих очень много имеет сходного с учением болгарских еретиков – богомилов. Православные, имея под руками препрение и поучение от божественных книг против Богомилов, получали готовое для себя оружие против еретического лжеучения жидовствующих. Как на это побуждение, так и на то, что Досифей имел близость к Геннадию, нам указывает следующая заметка, писанная тою же рукою: «книгу сию взял на список (у) Владыки: беседа на новоявившуюся ересь; а писана на хартии, есть ей за пятьсот лет. Лжеучение жидовствующих преимущественно состояло в ниспровержении самых первых догматов веры о Святой Троице и о лице Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010