Может представиться странным, каким образом «мужи» князей, следов. их подчиненные могли быть судьями князей, хотя бы и третейскими? Это действительно странно, но мы имеет множество примеров из последующих веков, что в тяжбах между князьями судьями третейскими обычно были их бояре с тем только непременным условием, что они избирали или – выражаясь языком того времени «из ряжали себе третьяго» – суперарбитра. Таковым суперарбитром, как было сказано выше, избирался даже обязательно, митрополит. Вот эти примеры. В «докончальной» (договорной) грамате Вел. князя Димитрия Иоанновича Донского с князем Владимиром Андреевичем от 1388 года читаем: «А которая дела учинятся межи нами, н нам отслати своих бояр, ине (и они) нсправу учинят; а о чем сопрутся, ини (и они) едут к митрополиту, а не будет митрополита в сей земле, ине на третий, кого себе изберут: а которые бояре умолвят, то подоймет князь, которого умолвят (т. е. повинят, осудят), а боярам вины нет» 34 . В договорной грамате Рязанского князя Ивана Федоровича с князем Георгием (Юрием) Димитриевичем Галицким от 1433 г. читаем: «А что ея про межи нас учинит какова обида и нам от слати своих бояр и они учинят исправу; а о чем ея сопрут, ино им третей отец наш митрополит; а кого митрополит обвинит, ино ему обидное отдати, а не отдаст ино тебе то великому князю отправили, а то тебе не в измену, а так с обе стороны» 35 . В договорной грамате Суздальских князей Василия и Федора Юрьевичей с князем Димитрием Юрьевичем (Шемякою) от 1446 г. читаем: «А об обидных делех тобе, господине, отслати судей опчих, и нам, господине, отслати своих судей, и ни тому исправу учинят, а чего наши судьи не узнают, ино им третей ты, господин наш князь Дмитрий Юрьевич, до отца твоего до митрополита“ 36 . В договорной грамате князя Тверского Бориса Александровича с Вел. Кн. Василием Васильевичем от 1451 года читаем: «А что судил Киприан митрополит суден наших обчих Полукарпа и Михайла, и Ивана, и Клеменьтья, или что судили суды: наши обчии и граматы подавали, и что будет взято, то взято, и что будет не взято, то есмя ногренули (отступились) и граматы тех судов подрали, а кто выложит тех судов граматы, ино их подрати же“ 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

После наведения Ольгерда на Москву в конце 1368 года Михайло Александрович боролся с московским князем ещё в продолжение семи лет: ещё три раза наводил на него Ольгерда, два раза выправлял себе в Орде ярлык на великое княжение, но наконец, в 1375 году должен был смириться перед ним, отдаться во всю его волю и признать себя его подручником 370 . Одновременно с грамотами к князьям, в которых эти последние увещеваются оказывать повиновение митрополиту, патриарх прислал свою грамоту новгородскому архиепископу Алексию 371 . В весьма суровой по тону грамоте патриарх укоряет архиепископа – во-первых, за то, что он употребляет крещатую фелонь, тогда как предшественник его (Моисей) получил от божественного собора право употреблять её только сам лично, без передачи права своим преемникам; во-вторых, за то, что он – архиепископ не оказывает надлежащего повиновения и благопокорения митрополиту и великому князю, но противится и противоречит им. Приказывая архиепископу беспрекословно и без всяких отговоров сложить кресты со своей фелони, патриарх предписывает ему иметь надлежащее почтение, повиновение и благопокорность к великому князю и митрополиту. В противном же случае угрожает ему низложением и лишением архиерейства. Чем была вызвана эта суровая грамота, которая, к сожалению, известна нам с пропуском в одном месте, происшедшим от повреждения рукописи, пока не можем сказать положительным образом; к гадательным речам об этом возвратимся несколько ниже. В борьбе с тверским князем Михайлом Александровичем св. Алексий прибёг к духовному оружию. Нам известен другой пример употребления им этого оружия в делах государственных. В 1365 году поссорились между собой князья суздальские – братья Димитрий и Борис Константиновичи из-за того, что младший брат Борис захватил бывший главным тогда в уделе стол нижегородский, ставший праздным после смерти третьего, старейшего, брата Андрея. Димитрий обратился к заступничеству великого князя, которому непосредственно перед тем он отказался от всякого соперничества на великокняжеский престол и за которого, может быть, уже сговорена была его дочь, в следующем 1366 году выданная за него замуж.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Князь-папа был на этом маскараде со всем своим всепьянейшим собором. Веселое многодневное празднество в Петербурге было прервано 4 ноября большим наводнением Невы. Вода снесла мосты, опустошила с корнем деревья в садах, выбросила на сушу суда и шлюпки, затопила погреба и нанесла большие убытки купцам. Наводнения повторялись потом несколько раз, но уже не были так сильны, как в первый раз. Неизвестно, скольким человекам стоили жизни эти наводнения, но после них при дворе опять возобновились празднества, пиры, балы, концерты и великолепные разъезды по городу. Так было до самого отъезда царя в Москву. По силе договора, всех шведских военнопленных приказано препроводить как можно скорее в военную коллегию, кроме поступивших на царскую службу или принявших православие. Шведов, женившихся на русских, но не принявших православия, приказано было отпустить в отечество без жен, давши им, однако, срок на год или на два одуматься и возвратиться в Россию По всей России приказано было праздновать торжество заключения мира молебствиями. В ознаменование своей радости 4 ноября император высочайшим указом объявил генеральное прощение всем осужденным, а также сидящим в тюрьмах за государственные долги, амнистия не простиралась только на осужденных за неоднократные разбои. Все каторжники, у которых не были вырваны ноздри, могли определяться на службу и жить где угодно в России; прочие оставались в Сибири, но на свободе; тех, которые тайною канцеляриею были сосланы в дальние города, приказано перевести в ближайшие. Попов и дьяконов, осужденных по суздальскому делу, соприкосновенному к процессу царевича Алексея, велено поставить у церквей в новопостроенных городах. Раскольников положено было оставить на прежнем основании, пока не обратятся в православие. В начале декабря царь со всем двором отправился в Москву, для чего велено было заготовлять подводы по дороге, а в самой Москве к царскому приезду построить трое триумфальных ворот: на Тверской, в Китай-городе у Казанского собора и на Мясницкой.

http://sedmitza.ru/text/443448.html

Перемирие Дмитрия Донского с Киприаном оказалось недолгим. Уже в октябре 1382 г. князь высылает митрополита из своих владений. Если верить летописи, причиной княжеской опалы была трусость Киприана, а также его сближение с тверским князем Михаилом. Бежав из Москвы за несколько дней до подхода войск хана Тохтамыша, митрополит направился в Тверь. Вскоре после приезда Киприана тверской князь Михаил Александрович отбыл в Орду за ярлыком на великое княжение. 26 августа 1382 г. хан Тохтамыш обманом захватил Москву, перебил и увел в плен ее жителей, а сам город сжег. Во время набега Тохтамыша князь Дмитрий Иванович находился в Костроме. Вернувшись на пепелище и похоронив мертвых, князь покарал тех, кто в той или иной мере был повинен в случившемся. Осенью 1382 г. он разорил владения Олега Рязанского, указавшего Тохтамышу безопасные броды на Оке. Тогда же он вызвал Киприана из Твери и, по-видимому, имел с митрополитом «крупный разговор», итогом которого стала высылка иерарха из Москвы. Можно не сомневаться, что в разговоре с Киприаном Дмитрий вспоминал митрополита Алексея, который в 1368 г. во время «первой литовщины» возглавил оборону осажденного врагам города. Киприан же бросил на произвол судьбы не только охваченный антибоярским восстанием город, но и жену Дмитрия княгиню Евдокию, едва не попавшую в руки татар. Выслав Киприана, князь Дмитрий распорядился вернуть из ссылки опального Пимена. Этот митрополит— жалкая и трагическая фигура в истории русской церкви. Заветный митрополичий клобук оказался для него подобием тернового венца. Благодаря необычайно удачному стечению обстоятельств Пимен целых семь лет (1382—1389) удерживался на постоянно качавшемся под ним митрополичьем престоле. Однако судьба политической марионетки всегда печальна. Не имея ни минуты покоя, вынужденный жить в постоянном страхе перед завтрашним днем, Пимен к концу жизни оказался на грани безумия. Главными врагами Пимена были монастырские «старцы». Политическая обстановка 80-х годов благоприятствовала их замыслам. Резкое ослабление военного могущества Москвы после событий 1382 г. заставило князя Дмитрия на время отказаться от активной внешней политики, а также от планов создания «управляемой» митрополии. Опасаясь новых враждебных действий со стороны хана Тохтамыша, князь надеялся иметь в лице русской церкви посредника в переговорах с Ордой. Ему нужны были и те разветвленные связи, которые имели русские церковные иерархи при ханском дворе. Исходя из этих соображений, Дмитрий уже в начале 1383 г. позволил «старцам» уговорить себя отказаться от поддержки Пимена. На его место «старцы» рекомендовали уже известного читателю суздальского епископа Дионисия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Придворные сановники: «дворецкой», «кравчей», «Начальник над чашники» и «постельничей». Ряд гражданских сановников открывается «предстателем и рассмотрителем над всеми судьями царствующего града Москвы», т. е. министром юстиции, с коллегией 12 заседателей, «боляр и думных людей». За министром юстиции следуют 60 наместников, носивших имена разных городов государства. Первое место между ними занимает «наместник Володимерской», второе «наместник Новгородской» 3-е место наместник Казанский. 4-е Астраханский, 5-е Псковский, -Смоленский, Тверской, Югорский, Великопермский, Болгарский, Нижегородский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский. Кондикский, Суздальский, Вологодский, Костромской, Коломенский, Дорогобужский, Свияжский, Брянский, Усиюжский, Тульский. Коширский, Курский, Терский, Великолуцкий, Торопецкий, Енисейский, Мангазейский, Томский, Новоторжский, Ржевский, Чебоксарский, Белский, Шацкий, Алаторский, Каргопольский, Муромский, Колужский, Звенигородский, Путивльский, Галицкий, Олонецкий, Тотемский, Тюменский, Кеврольский, Валуйский, Симбирский, Вяземский, Тамбовский, Можайский, Кадомский, Кашинский, Рославский и т. д. Ряд гражданских сановников оканчивается печатником и думным посольским дьяком. Все эти должности распределены на 34 степени, из которых одни, так сказать, единоличные, а к другим причислено по несколько сановников, так первую степень составляет «разсмотритель над судьями» со своими 12 товарищами, а к последней 34-й степени отнесены 20 наместников, печатник и думный дьяк посольский». Проект сполна напечатан в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России». Издание Н. В. Калачева, кн. I, отделение II, стр. 23–33. Москва 1850 г. 371 Так напр. в проекте о несменяемых наместниках можно видеть зачатки петровского разделения территории государства на губернии. В совещаниях Голицына с выборными от служилых, на которых предполагало с «прежде бывшее воинское устроение... переменить на лучшее», в заведении постоянных полков и уничтожении местничества можно усматривать предупреждение военных реформ Петра и возвышения при нем разночинцев и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но подъем «Симеоновской гордости», укрепление национальной русской идеи неудержимы, ибо они народны. Если тверские сепаратисты поддержаны Ольгердом Литовским, то московские националисты в походе 1375 г. (за пять лет до Куликова Поля) идут на Тверь вместе с ратниками владимирскими, суздальскими, нижегородскими, ярославскими, костромскими, новосильскими, тарусскими, оболенскими и др. В том же составе борется московская рать и против Новгорода. Личный авторитет Великого князя не играет здесь роли. Дмитрий еще слишком молод и ничем себя пока не показал. Это народ, осознавшая себя нация, мобилизует свои силы для решительного боя за самоутверждение. Куликовская битва не была первым, почти внезапным, столкновением Москвы с Ордою, как это рисуется при поверхностном взгляде на эпоху. Победа над Тверью, тоже периодически получавшей из Орды ярлык на великое княжение, позволяет Москве, обеспечив свой тыл, повернуться всей силой на восток. Поворачивается не одна Москва, с нею вся осознавшая себя нация. Это не только военно-политический, стратегический поворот. Это переворот в государственном мышлении народа, идейная революция. Феодальная раздробленность вытеснена национальным единством. Родовое представление о верховной власти уступает место легитимизму. Дмитрий вступает на престол не как старший Рюрикова рода, но как сын своего отца, будучи лишь восьмилетним, а в своем завещании уже вполне ясно формулирует новый принцип. В нем чувствуется уже дыхание Самодержавия. Родовые связи слабеют: на Куликово Поле вместе с Москвой идут смоленские, брянские и полоцкие Ольгердовичи, но рязанские Рюриковичи ей враждебны… Зоркий Мамай – личность далеко незаурядная, смелый и ловкий политик, сам захвативший власть над Ордой – видит этот процесс и пытается его пресечь. Но поздно. Высланный в 1377 г. карательный отряд царевича Арапши еще успевает разорить нижегородскую землю, но более крупная экспедиция мурзы Бегича в следующем, 1378 г., разбита наголову у реки Вожи. Русским войском командует в этой битве Андрей Ольгердович, язычник, принявший православие, а позже – схиму. Таков дух века. После этой победы над татарами брат Андрея – Дмитрий Ольгердович добровольно примыкает к Москве, отдав ей свои Трубчевское и Стародубовское княжества, сам же едет ставленником Дмитрия Донского в Переяславль Залесский. Идейная мобилизация национальной Руси выходит за пределы владений Рюриковичей. Близка к завершению и стратегическая, Мамай это знает и заключает союз с Литвой и крымскими генуэзцами. Концентрация сил закончена для обеих сторон.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Решено, что заказчиком всех работ выступит Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а финансистом — «Русское афонское общество», которое к началу апреля собрало около 6 млн. рублей народных пожертвований. На совещании было отмечено, что воссоздание часовни князю Дмитрию Пожарскому должно стать — так же, как и в XIX веке — всенародным делом. Граждане России, подчеркнули участники совещания, должны почувствовать свою причастность к истории Отчизны и отдать долг памяти национальному герою России, монумент которому стоит на Красной площади в Москве, а могила в Суздале — забыта «благодарными потомками». Именно поэтому «Русское афонское общество» объявило сбор всенародных пожертвований, а не обратилось за помощью к состоятельным меценатам. В этой связи участники совещания отметили необходимость широкой информационной кампании для пропаганды идеи восстановления памятника-часовни князю Пожарскому. Одновременно они констатировали пассивность СМИ в этом деле, несмотря на соответствующие усилия организаторов акции. Справка: Место погребения князя Дмитрия Пожарского было обнаружено в 1852 году в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. В том же году император Николай I объявил добровольную подписку по сбору средств для сооружения на этом месте памятника. Летом 1885 года памятник, воздвигнутый исключительно на добровольные пожертвования десятков тысяч граждан России, был торжественно открыт и освящен. Сооруженный под наблюдением и при активном участии Императорской академии художеств, мемориал представлял собой каменную усыпальницу, созданную в стиле русской архитектуры начала XVII века. Долгие годы памятник являлся местом паломничества русских людей, неравнодушных к истории своей Отчизны. Однако в тридцатые годы прошлого столетия памятник постигла участь многих русских святынь. Он был уничтожен. Реквизиты для пожертвований: получатель — РОО «Русское афонское общество», ИНН/КПП 7731281374/770501001, р/с 40703810038040104510 в Сбербанке России ОАО (Тверское отделение 7982) в г. Москве, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225.

http://patriarchia.ru/db/text/388707.htm...

Князь Юрий отвечал: " Ни мира не беру, ни отступаю; вы прошли через всю землю, так неужели этой дебри не перейдете? " Всеволодовичи надеялись на свои укрепления: они обвели свой стан плетнем и насовали кольев, боясь, чтоб Ростиславичи не ударили на них в ночь. Получивши их ответ, Ростиславичи послали своих молодых людей биться против Ярославовых полков; те бились целый день до ночи, но бились неусердно, потому что была буря и очень холодно. На другое утро, 21 апреля в четверг, на второй неделе по Пасхе, Ростиславичи решились было идти прямо ко Владимиру, не схватываясь с неприятелем, и полки их стали уже готовиться к выступлению; видя это, полки Юрьевы начали также сходить с своей горы, думая, что враги бегут, но те остановились и опрокинули их назад. В это время явился князь Владимир псковский из Ростова, Ростиславичи стали думать, куда идти, причем Константин сказал им: " Братья, князь Мстислав и Владимир! Если пойдем мимо них, то ударят на нас в тыл, а потом мои люди на бой не охочи, того и гляди, что разойдутся по городам " . На это Мстислав отвечал: " Князь Владимир и Константин! Гора нам не поможет, гора нас и не победит; призвавши на помощь крест честный и свою правду, пойдем к ним " . Все согласились и начали ставить полки: Владимир Рюрикович смоленский поставил полки свои с краю, подле него стал Мстислав и Всеволод с новгородцами, да Владимир псковский с псковичами, а подле него стал князь Константин с ростовцами; с противной стороны Ярослав стал с своими полками, т. е. переяславскими и тверскими, также с муромскими, с городчанами и бродниками против Владимира и смольнян, Юрий стал против Мстислава и новгородцев со всею землею Суздальскою, а меньшие братья - против князя Константина. Мстислав и Владимир начали ободрять своих новгородцев и смольнян: " Братья! - говорили они им, - вошли мы в землю сильную, так, положивши надежду на бога, станет крепко; нечего нам озираться назад; побежавши не уйти; забудем, братья, про домы, жен и детей; ведь надобно же будет когда-нибудь умереть! Ступайте, кто как хочет, кто пеш, кто на коне " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Срв. о Татищеве книгу Н. А. Попова, В. Н. Татищев и его время (1861) и статьи: Ученые и литературные труды В. Н. Татищева, ЖМНПр. 1886, июнь;    В. Н. Татищев. Разговор о пользе науки и училищ. с пред. и указателями, «Чтения» 1887, 1;     А. Островский, Духовная В. Н. Татищева. Каз. 1885. 4. Духовное образование по форме — двоеверие по сути.   Основоположный труд: П. В. Знаменский, Духовные школы в России до реформы 1808 года, Каз. 1881;    срв. С. Т. Голубев, Киевская академия в конце XVII и нач. XVIII ст., К. 1901;     Д. Вишневский, К. академия в п. п. XVIII ст., К. 1903;     Н. И. Петров, Значение К. Академии в развитии дух. школы в России с учреждения Священного Синода, Труды, 1904, 4 и 5;    К. академия в гетманство К. Г. Разумовского, Труды, 1905, Май; К. Д. Академия в царствование имп. Екатерины II, Труды 1906, 7, 8—9, 11;     В. Серебренников, К. академия с половины XVIII в. до преобразовали ее в 1819 г., 1897;     С. К. Смирнов, История Моск. Сл. Гр. Лат. Академии, Μ. 1855;    История Троицкой Лаврской семинарии, 1867 (из «Прибавлений») .    Срв. книги по истории отдельных семинарий: Владимирской — Κ. Ф. Надеждина (1875) и Н. В. Малицкого (1—2, 1900), Суздальской — того же Малицкого (1900), Рязанской — Агнцева, (1889), Смоленской — И. Сперанского (1892), Воронежской — П. Никольскаго, (1898), Тверской — В. Колосова (1889), Казанской — А. Благовещенского (1881) и Харламновича (1903); срв. Благовещенского, История старой Каз. академии, 1875; свящ. Н. Стеллецкий, Харьк. Коллегиум, X. 1895; Амф. Ст. Лебедев, X. Коллегиум, к. просветит. центр Слоб. Украины, Чтения, 1885, IV. Об отношении Петр. правительства к монашеству см. у Верховского, I; срв. Н. П. Гилярова-Платонова, О первоначальном народном образовании, Приб. 21. 5. Век XVIII-ый — век эрудитов и археологов. Богословие на сваях.    И. А. Чистович, Исправление текста Слав. Библии перед изданием 1751 года, Пр. Об. 1860, апр. и май;     Гр. Истомин, Постановления имп. Екатерины II относительно образования духовенства, Труды, 1868, Сент.;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В своей административной обстановке патриарх окружил себя большей сравнительно с прежним временем пышностью и величием, по крайней мере, после успокоения России от смут, при царе Михаиле Феодоровиче. Прежде все дела по церковному управлению митрополиты поручали вести разным доверенным лицам; теперь место этих лиц заступают целые учреждения — приказы наподобие царских, состоявшие каждый из боярина, дьяков и подьячих и решавшие дела с доклада патриарху. Таких приказов в течение почти всего XVII века было три: 1) судный или разряд, заведовавший судебной частью — после 1667 г. в нем образовалось отделение специально для духовного суда под именем духовного приказа, состоявшее под начальством доверенного духовного лица или судьи; 2) казенный, ведавший всякие церковные сборы патриарха; 3) дворцовый, заведовавший вотчинами и домовым хозяйством патриаршего дома. К концу XVII века появился еще четвертый приказ — церковных дел — по делам церковного благочиния. По примеру патриарха стали заводить у себя приказы и другие архиереи; но в епархиях заводились обыкновенно только по два приказа — духовный для епархиального управления и суда и казенный, сосредоточивавшийся около личности архиерейского казначея. Возвышение митрополита на степень патриарха потребовало умножения епархий и возведения некоторых из них на высшие степени. Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая епархии были возведены на степень митрополий; Суздальская, Рязанская, Тверская, Вологодская и Смоленская объявлены архиепископиями; кроме того, положено открыть еще шестую архиепископию в Нижнем Новгороде, но в 1589 году она не была еще открыта. Число епископий положено довести до восьми, но налицо явилось только 3 — старая Коломенская и новые — Псковская и Карельская, да и из них последняя, вследствие завоевания Карелии шведами, в 1611 г. была закрыта. Тогда же отошла к Польше одна архиепископия — Смоленская. И в последующее время за всю первую половину XVII века открыты были всего только две епархии — Астраханская в 1602 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010