Слово на день Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, говоренное в Херсонском соборе 1863 г. И преобразися пред ними. Мф. 17:2. Кто преобразился и перед кем? Преобразился Господь наш, Иисус Христос перед избраннейшими из своих учеников: Петром, Иаковом и Иоанном. Где преобразился? На одной из галилейских гор, которая, по общему свидетельству отцов Церкви, есть святой Фавор, радующийся, по словам Давида, о имени Господнем, вместе с Ермоном ( Псал. 88:13 ). – Для чего преобразился? Для того, чтобы поименованным ученикам показать свою божественную славу, что и составляет первую и ближайшую цель празднуемого ныне события. Остановимся здесь, братия, и посмотрим, как достигнута эта цель, – как показана ученикам слава Единородного Сына Божия? Слава Божия, как совокупность и проявление божественных совершенств, незрима бренными очами земнородных: не бо узрит человек лице мое (славу мою) и жив будет ( Исх. 33:20 ), говорит Сам Господь славы. Чтобы уверить Моисея, что он обрел благодать пред тем, который говорил с ним в купине и облаках ( Исх. 33:17 ), Господь Бог благоволил показать ему свою славу и показал, но какую славу? – Не внутреннюю, так сказать, и трисиянную, а внешнюю, состоящую, как бы, в отблеске и отражении славы самоначальной, – показал не само лице, а только обличие славы своей ( Исх. 24:17 ): узриши задняя моя, лице же мое не явится тебе ( Исх. 33:23 ). Слава Единородного от Отца, также, как и Самого Отца, незрима по существу своему. Но обитая во Иисусе Христе вместе с божеством телесне, она незрима была и потому, что была сокрыта под покровом плоти. Сию-то славу благоволил Господь явить ученикам своим на Фаворе и явил. В чем и как она выразилась? Она выразилась так. Когда Сын, соприсносущий Богу Отцу, вступил с Ним в молитвенно-духовное общение, свет славы Отчей, всегда почивающий на сыне, любве своей, теперь отразился и на внешнем покрове Его, и как бы вызвал изнутри и ту Его славу, которая скрывалась под покровом человечества. И вот все это, соединившись, проявилось, первое, на лице Богочеловека, которое заблистало, как солнце, потом же и на самих одеждах Его, которые сделались светлы и белы, как снег. Впрочем, иначе и быть не могло: потому что теперь из всего тела Его 11 , по объяснению одного из богопрославленных Отцов Церкви, «истекла слава божества Его, и во всех членах Его сиял свет Его». И просветися лице Его, яко солнце; ризы же Его быша белы, яко свет (Мф. 17:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Т. Борозенец Вероучительные определения вселенских соборов Символ веры 318-ти святых отцов первого вселенского собора, никейского 325 г. Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого. Говорящих же, что «было время, когда не было (Сына)», и «до рождения Он не существовал» и что Он произошел «из несущих», или утверждающих, что Сын Божий «из иной ипостаси» или «сущности», или что Он «создан», или «преложим», или «изменяем», таковых анафематствует кафолическая и апостольская Церковь . Символ веры 150-ти святых отцов второго вселенского собора, константинопольского 381 г. Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, через Которого все произошло. Ради нас человеков и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, Царствию Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, проглаголавшего через пророков. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь . Исповедую единое Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь. Постановление 160-ти святых отцов третьего вселенского собора, эфесского 431 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 32. Об активном начале зачатия Христа Далее мы исследуем активное начало зачатия Христа, в отношении которого будет рассмотрено четыре пункта: 1) был ли активным началом зачатия Христа Святой Дух; 2) можно ли говорить, что Христос был зачат от Святого Духа; 3) можно ли говорить, что Святой Дух является отцом Христа по плоти; 4) принимала ли Пресвятая Дева Мария активное участие в зачатии Христа. Раздел 1. Должно ли усваивать совершение зачатия Христа Святому Духу? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что совершение зачатия Христа не должно усваивать Святому Духу, поскольку, по словам Августина, «как нераздельна сущность Троицы, точно так же нераздельны и дела Троицы» 53 . Но совершение зачатия Христа было делом Божиим. Следовательно, похоже, что его не должно усваивать Святому Духу в большей степени, нежели Отцу или Сыну. Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4, 4 ), каковые слова Августин разъясняет так: «Он был послан постольку, поскольку родился» 54 . Но послание Сына, как было показано выше (I, 43, 8), в первую очередь усваивается Отцу Следовательно, и Его зачатие, вследствие которого Он «родился от жены», должно в первую очередь усваивать Отцу. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Премудрость построила себе дом» ( Прит 9, 1 ). Но Премудрость Божия – это Христос, согласно сказанному [в Писании] о Христе как о «Божией Силе и Божией Премудрости» ( 1Кор. 1, 24 ). Дом же этой Премудрости суть тело Христово, которое также названо Его храмом, согласно сказанному [в Писании]: «Он говорил о храме тела Своего» ( Ин. 2, 21 ). Следовательно, похоже, что совершение зачатия Христа должно по преимуществу усваивать Сыну а не Святому Духу Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Дух Святой найдет на тебя» ( Лк. 1, 35 ). Отвечаю: хотя зачатие тела Христова было произведено всей Троицей, его принято усваивать Святому Духу потрем причинам. Во-первых, потому, что это приличествует причине Воплощения, если рассматривать его со стороны Бога. В самом деле, Святой Дух, как было показано в первой части (I, 37, 1), есть Любовь Отца и Сына. Но то, что Сын Божий принял Себе плоть из чрева Приснодевы, явилось следствием превосходящей всяческое разумение любви Божией, в связи с чем читаем: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» ( Ин. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем спасении. Порядок возбуждения в спасаемом человеке добрых чувств от Духа Божия. Участие в сем деле самого человека. Ревность о спасении как первое условие к достижению его Продолжаю. Единородный Сын Божий, воплотившийся нас ради, крестною смертию удовлетворив правде Божией, примирил нас с Богом; вознесшись же на Небо и седши одесную Отца, выну ходатайствует о нас примирительным ходатайством Своим. Но вместе с сим Он есть для нас источник жизни истинно человеческой. Каким надлежит быть человеку, это явил Он и в Своем человечестве и все верующие, когда получают новое рождение, получают семя жизни Христоподобной. Которые крестятся во Христа, во Христа облекаются ( Гал. 3, 27 ). Сие производит в верующих благодать Святаго Духа. Что же именно происходит в нас под действием благодати? Но наперед попрошу вас такую всегда держать мысль, что когда говорится, что одно сделал и делает Сын Божий, другое – Дух Святый, то не следует при сем разделять между Ними восстановительное Их в нас действие. Оно идет нераздельно от Бога, в Троице поклоняемого. Почему святой Петр, изъявляя свое благожелательное приветствие тем, к кому писал послание, говорит: «По прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление Крове Иисус Христовы: благодать вам» и прочее ( 1Пет. 1, 2 ), а святой Павел заключает свое послание к Коринфянам подобным же благожеланием: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). Восстановительное действие в нас Бога, в Троице поклоняемого, есть общение Его с духом нашим. И сие общение не от Единого Лица бывает, но от нераздельного в Трех Лицах Бога. Почему говорится, что и Сын, и Дух Святый, и Отец входят в общение с нами. Господь Спаситель, хотя сидит одесную Бога Отца, но, по обетованию Своему, с нами есть «во вся дни» ( Мф. 28,20 ), и это не внешне, а внутренне, ибо говорит: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» ( Ин. 14,23 ). Вот, Бог Отец и Бог Сын вселяются в нас и живут чрез веру и любовь, выражаемую исполнением заповедей. А что Дух Святый живет в верующих и заповеди Божии исполняющих, об этом прошлый раз приводил уже я свидетельство Писания: «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3, 16 ). Коль велика и неизреченна к нам милость Божия! Триипостасный Бог живет в нас, если мы верны условиям, под коими сие бывает!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Беседа XXVII. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Во втором члене символа веры говорится о втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием. Сын Божий есть истинный Бог и равного достоинства с Богом Отцом. Поэтому, как Бог, Он – вечен, но было время, когда Он принял на Себя тело человеческое, когда родился на земле, как человек. Этот же Самый Сын Божий называется Иисусом Христом. Имя Иисус дано было Ему при рождении по повелению Божию Архангелом Гавриилом. Благовествуя Пресвятой Деве Марии о рождении от нее Спасителя, он говорил ей: Не бойся, Мариам; обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнешь во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:30–33 ). Самое имя Иисус значит Спаситель. Оно дано Сыну Божию потому, что Он родился спасти человеков. Об этом также говорил Ангел Иосифу: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в ней от Духа есть Свята. Родит же Сына и наречеши имя Ему Иисус: Той бо Спасет люди своя от грех их ( Мф. 1:20–21 ). И вот действительно, когда родился на земле Сын Божий, Он назван был Иисусом. Евангелист Лука говорит: егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве ( Лк.2:21 ). Другое имя Спасителя Христос. Так называли Его пророки, когда еще ожидали пришествия Его на землю, напр. прор. Даниил. Также назвал Спасителя по рождении Его и Ангел Господень, говоря вифлеемским пастухам: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове ( Лк.2:10–11 ). Самое имя Христос значит помазанник. Это название произошло от помазания священным миром, чрез которое подаются дары Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Двадцать третий день. Поучение 4-ое. Преподобный Амфилохий Иконийский. (Иисус Христос есть истинный Сын Божий). I. Преподобный Амфилохий, память коего ныне, жил в IV веке и был современником и другом Василия Великого и Григория Богослова . Первоначально он занимал должность адвоката в каппадокийском городе Деокесарии. В 373 году он оставил мир и удалился в пустыню. Но не долго пробыл он в уединении; через год иконийские христиане пожелали иметь его епископом. Амфилохий сначала отказывался, чувствуя себя недостойным священного сана; но так как друзья его настаивали на избрании и особенно Василий Великий советовал ему принять епископство, то Амфилохий уступил общему желанию. Деятельность Амфилохия на пользу церкви была поистине неутомима. В 381 году он присутствовал на втором вселенском соборе для утверждения истинной веры против Македония, нечестиво учившего о Св. Духе, в 383 году он предпринял путешествие в Константинополь и просил императора Феодосия запретить арианам (отвергавшим божественное достоинство Сына Божия) публичные собрания. Император нашел эту меру слишком строгою и отказался исполнить просьбу святителя. Тогда Амфилохий поступил очень смело. Прийдя во дворец, он приветствовал Феодосия как должно, а сына его Аркадия небрежно потрепал по щеке, сказав: «здравствуй, дитя». Феодосий остался очень недоволен и приказал Амфилохию приветствовать Аркадия, как царского сына: но Амфилохий отвечал, что достаточно чести, оказанной ему самому. Разгневанный император приказал Амфилохию немедленно оставить дворец. «Видишь, государь», сказал святитель, «как оскорбляет тебя то, что я не оказал должной почести твоему сыну; поверь же, что и Бог не потерпит тех, которые унижают Сына Его Единороднаго». Феодосий понял урок, просил извинения у Амфилохия и затем издал указ, которого тот желал. II. Так, братие, преподобный Амфилохий твердо исповедывал догмат о том, что Спаситель наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий. О сем будет и наше слово. а) Иисус Христос есть Сын Божий. Когда архангел благовествовал Деве Марии преестественное зачатие, тогда объявил Ей, что рожденный от Нея Сын Иисус наречется Сыном Вышняго или Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иисус Христос Однако Богородица нужна была нам для того, чтобы через Нее воплотился в человеческий образ Господь наш Иисус Христос, Сын Божий. В Неделю св. отец о.Иоанн говорит новое поучение, где он объясняет, зачем именно Сын Божий делается от Богородицы Сыном человеческим. «Сын Божий единородный, единосущный, собезначальный Богу Отцу, всеблагий, всемогущий, ипостасная (то есть личная, особая – М. В.) Премудрость Божия, устроившая мир и все, что в мире, Сам Вседержитель, содержащий всю видимую и невидимую тварь, воспринял человеческое естество, вступил в родство с человеками, Им же Самим сотворенными по образу и подобию Своему, но согрешившими и по дерзкому преслушанию и крайне растлившимися по причине преступлений бесчисленных. Сын Божий соделался Сыном Человеческим, Человеком, во всем нам подобным, кроме греха, – не престав быть Богом безначальным и всемогущим. Какая благость! Какое милосердие! Какое снисхождение крайнее! Прияв наше обнищавшее грехами естество, Он и рождается в бедности, от бедной – хотя царского рода – и Пречистой Девы, в убогом вертепе. Он делается Братом человеков, Братом – скажу ближе – твоим, моим!.. Какие плоды от такого родства Сына Божия с нами – для нас? Чего требует от нас, – каких качеств, каких дел, – такое высокое, преблагородное родство наше с Богом? Не видите ли, что мы приняты в самое близкое родство с Сыном Божиим, чрез Его вочеловечение? Мы сделались, по благодати и дару Христа Бога, общниками Божественного естества, своими Богу, а не чужими. Чудное родство! Дивное благородие человека! Бог соделался Братом нашим по вочеловечению! И потому «не стыдится братию нарицати» нас, «глаголя: возвещу имя Твое братии Моей» ( Евр.2:11–12 ); даже друзьями называет Он, Богочеловек, исполняющих заповеди Его: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин.15:14 ). Если Господь явил нам такое бесконечное снисхождение, такую милость, такое благодеяние, то, конечно, мы должны со своей стороны принести нечто в жертву Богу; ибо вера наша есть святой завет и вечный неразрывный союз души с Богом, а в завете с обеих сторон соблюдаются неизменно известные условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

КАФИСМА ШЕСТНАДЦАТАЯ Псалом Давиду, 109 Божественный Давид пророчествует здесь о Христе. И Сам Господь относил этот псалом к Себе в Евангелии, когда спрашивал фарисеев: «Что вам мнится о Христе? Чей Он Сын?» ( Мф. 22, 42 ). Ибо фарисеи признавали Христа Сыном Давида, а что Он был Господом Давида (по божеству), того вовсе не знали. Почему Господь и научает, что один и тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его, как Бог и Творец. Псалом весь исполнен небесных таинств, и, как солнце, сияет светлостью Православной веры (Феодорит). Пс.109:1 .   Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Давид, по вдохновению Божию, передает сказанное от вечности Господом Господу, т.е. Богом Отцом Богу Сыну, как Богочеловеку и Спасителю мира: «седи одесную мене» ; т.е. имей со Мною одинаковую честь и власть. Это сказано по человечеству, потому что Сын как Бог имеет престол вечный. По страдании, не как Бог сподобился этой чести, но как Человек принял то, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний. «Дондеже» употреблено в значении всегда; значит: «положу навсегда враги твоя» – диавола и демонов и всех противящихся евангельской проповеди. Это не потому, будто Сын не имеет силы; ибо все принадлежащее Сыну принадлежит и Отцу и наоборот: «Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя» ( Ин. 17, 10 ), т.е. все дела их общи. Престол Давидов и царское седалище есть священство во святой Церкви, в которую Господь перенес престол Давидов, пребывающий вовек (Златоуст, Феодорит, Пелусиот, Епифаний). Пс.109:2 .   Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. «Жезл силы» – спасительный Крест Христов, которым апостолы и святые проповедники покорили вселенную. Крест святой послан от " Сиона», ибо там Единородный принес Себя в жертву. «Господствуй посреде врагов твоих» – это пророчество светлее солнца: поставить Церкви среди городов, жертвенники – среди врагов, овец – среди зверей, агнцев – между волками. Так побеждали апостолы, имея Христа в себе (Златоуст, Феодорит, Исихий).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Усыновление Богу — вступление человека в особый, личностный, благодатный духовно-нравственный союз Богом. Осуществляется в Таинстве Крещения. Форма отношения христианина к Богу и к христианскому деланию зависит от степени его духовно-нравственного совершенства. Различают три формы такого отношения: рабство, наемничество, богосыновство. Богосыновство — высшая из 3х названных форм, она характеризуется тем, что христианин ведёт жизнь, соответствующую высокому званию сына Божия (по благодати). Каким образом человек усыновляется Богу? Разве не все люди – дети Божьи? Все люди – творения Бога, но не все – Его дети. Священное Писание говорит о том, что люди могут стать детьми Божьими по вере в Господа Иисуса Христа: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими » ( Ин.1:12 )». Это усыновление (удочерение) осуществляется в Таинстве Крещения. В одной из молитв чина оглашения, предшествующего Крещению, содержится прошение о том, чтобы крещаемому сделаться «сыном/дочерью света и наследником/наследницей Царства» . Обращаться к Богу как к Отцу, уместно тому человеку, который является чадом Божьим по благодати. Св. Августин справедливо замечает: «Кто же может говорить Отче наш, не будучи рожден [свыше]?» По этой причине в древней Церкви молитва Господня торжественно сообщалась принимающим Крещение, а после совершения Таинства произносилась ими как первая молитва. Иисус Христос – Сын Божий, христиане – дети Божьи, в чем разница? В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» дается такой ответ: «Священное Писание ясно учит, что Сын Божий есть Единородный: Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца . И ниже: Единородный Сын, сущий в недре Отчем ( Ин.1:14, 18 ). Называется же Единородным потому, что один только есть по существу Сын Божий. Прочие, называющиеся сынами Божиими, называются этим именем по благодати и усыновлению, а не по естеству, как то все верные и избранные Божии» ( Ч.1, вопрос 35 ). Что дает человеку то, что он – Божий ребенок?

http://azbyka.ru/usynovlenie-bogu

Скачать epub pdf Также о том, что Христос называется Пастырем и Агнцем; и о завесе, и о жертве умилостивления. 1. Снова – воспоминание о мучениках, снова – празднества благочестивых, снова – речь об ангелах, снова – торжественное собрание Церкви. Воспоминание – о тех, которые претерпели мученичество; честь же мучеников – слава Того, за Кого они подверглись мучениям. Чествуются мученики, пострадавшие за Христа, воздается поклонение Христу, Который пострадал за всех. Те своим страданием возвели себя из состояния уничижения на высоту, а Спаситель с высоты Божества спустился в уничиженное состояние человеческого естества, не лишаясь Своего достоинства, но совершая дело Своего домостроительства. Мы слышали, что Он говорил: «Я есмь пастырь добрый,... полагающий жизнь свою за овец» ( Иоан. 10:11 ). Сказав это, Он и обнаружил Свое человеколюбие, и возвестил о Своем могуществе. Пострадать за овец – дело человеколюбия; а то, что Он Сам, по Своей воле, «положил» Свою душу, служит доказательством Его могущества. Он не насилию покоряется, но совершает дело Своего домостроительства. Хотя и говорит апостол, что Отец предал Его за нас ( Римл. 8:32 ), но он представляет страдание Сына не вынужденным, показывая, что воля Сына находилась в согласии с волей Отца. Сын предает Себя, не необходимости подчиняясь, но содействуя намерению Отца. Одно дело – рабски служить и другое – Божески содействовать. Ведь содействует Отцу Единородный Его Сын, хотя ученики еретиков и не желают согласиться с этим. Они, в силу своей порочности, рассекая неделимое естество, проповедуют, что Отец – Творец, что Сын – служитель, и что таков же и Дух Святой. Они не стыдятся даже и слов Павла, который назвал служителей благовестил не слугами, но сотрудниками Божиими, сказав: «Ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3:9 ). Павел – соработник, а Сын – служитель? Не разыскивай того, что сказал Христос устами Исайи, но то, что сказал Сам лично. Сам по Себе Он, конечно, Пастырь; а ради тебя стал Агнцем. Сегодня встретились оба этих чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010