Без любви благодарность Ему быть не может. И неблагодарен Ему тот, кто воле Его святой не угождает. Высочайшая Его и непостижимая любовь к нам открылась в том, что Единородный Сын Его, благоволением Его, к нам пришел взыскать и спасти нас, погибших (Мф.18:11). Об этой любви Сам Христос Господь наш говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Бедный грешник! Следовало было тебе за грех твой, которым ты Праведного и Бесконечного Бога обесчестил и прогневал, как мертвецу, поверженному в прах, во аде вечной смертью умирать, и без конца горькую чашу гнева Божия пить, и тем же, что и сатана и Ангелы его, считаться, и в негасимом огне страдать. Это плоды греха: «возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Бог Человеколюбивый, по Своей благости и любви к нам, не допустил тебя до того. Слава благости Его, слава человеколюбию Его, слава щедротам и милосердию Его! Не допустил, говорю, тебя до того. Кого? Отступника и врага Своего. Помиловал тебя, умилосердился над тобою, возлюбил тебя, послал Единородного Сына Своего к тебе спасти тебя. Пришел Он к тебе, Создатель к созданию Своему, Господь к непотребному рабу Своему, Бог Святой и Великий к грешнику. Царь Небесный явился на земле, и для Херувимов и Серафимов неприступный для бедных отверженных людей и грешников доступным сделался, вочеловечился в подобном тебе Теле, жил на земле, находился между грешниками, как свет между тьмою, «и тьма Его не объяла» (Ин 1:5); трудился, болел, плакал, страдал и умер за тебя. Видишь, грешник, что Бог ради тебя сотворил. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк 1:68—69). Чего более уже от Бога ожидать тебе, грешник, когда и Сына Своего Единородного ради тебя не пощадил Он? Какая любовь, какое благодеяние больше этого может быть! Помнишь ли великое это дело Божие, которого более не может быть? Помнишь ли дело это, которым от вечной смерти и ада избавлен ты, в котором вечная жизнь твоя и все вечное блаженство состоит? Помнишь ли это, и от чистого сердца благодаришь ли Благодетеля и Искупителя Бога твоего? Осмотрись! Почитаешь ли истинно, а не лицемерно так почитающего тебя Господа? Осмотрись! Соблюдаешь ли святые заповеди Его, без чего любовь к Нему быть не может? Осмотрись! «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Будем же стараться, дорогие братия и сестры, очищать свою душу и сердце от всякой скверны плоти и духа, от всякого греха, чтобы прозреть духовно, чтобы получить исцеление очей души своей и ясно видеть Спасителя своего. Усердно помолимся Ему: «Ты — просвещение ума моего, Иисусе мой! Ты — спасение отчаянной души моей, Спасе мой! Ты Один можешь просветить меня темного, научить меня непотребного, очистить скверного, воздвигнуть падшего, дать мир душе моей, смущаемой прилогами страстей, свободить от сети, еюже змий запят мя страстьми плотскими, блудным навождением и злым унынием. Просвети душевные очи мои, да никогда усну во гресех в вечную смерть». Аминь. В Неделю пред Воздвижением Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Дорогие братия и сестры! Нынешнее воскресенье называется неделей пред Воздвижением, и сегодня положено читать Евангелие о бесконечной любви Божией к погибающему миру, к роду человеческому и о ниспослании ему Спасителя — Сына Божия Единородного. «Никто не восходил на небо, — говорит Господь, — как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». До пришествия в мир Христа Спасителя, Его страданий, смерти и воскресения, никто из людей не восходил на небо, кроме сшедшего с небес Иисуса Христа, Который Своим божеством всегда был на небесах. Грех не допускал никому из людей взойти на пречистое, святое и праведное небо, на котором — престол Господа Бога Вседержителя, а за грех еще не была принесена с начала мира до пришествия на землю Сына Божия крестная жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом, для очищения и освящения верующих в Него и для отверстия праведным судом Божиим заключенного грехами человеческими неба. Небо было недоступно никому из людей ветхозаветных, даже праведных. Оно сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи Сына Божия. Об этом сказал Сам Господь: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас открыто, ежедневно возвещается нам открытием царских врат на великой вечерне, всенощной и особенно на литургии — на малом и великом входах и при выносе святых даров для причащения. Небесное Царство, рай, снова стал доступен, открыт для всех верующих, и в него невозбранно входят после смерти все оправданные пречистою кровью и благодатью Сына Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]… Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой… Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно ( Ис.40:3–6, 8 ). Три ключевых понятия, присутствующих в прологе Евангелия от Иоанна, употреблены в этом тексте из Книги пророка Исаии: плоть, слава Господня, слово Бога. Время, о котором пророчески говорится у Исаии, наступило, когда Слово Божие, пребывающее вовек, стало плотию. Именно в этом событии воплощения Слова была явлена слава Господня, и всякая плоть человеческая узрела спасение. Слово, ставшее плотью, по словам евангелиста, обитало с нами (σκνωσεν ν μν). Здесь употреблен глагол σκηνω, буквально означающий «жить в палатке». Он указывает на то, что пребывание Слова среди людей было временным: Божественный Логос пришел на землю не для того, чтобы остаться на ней навсегда. Некоторые ученые видят связь между глаголом σκηνω и ветхозаветной скинией ( Исх.25:13 ), которая была местом пребывания Бога среди людей 50 . Дважды в прологе Евангелия от Иоанна применительно к Логосу употреблен термин «Единородный» 51 . В первом случае речь идет о «Единородном от Отца», во втором – о «Единородном Сыне» (μονογενς υς), или «Единородном Боге» (μονογενς θες). Чтение «Единородный Бог» встречается во многих древних и авторитетных рукописях 52 . Это чтение известно целому ряду авторов IV века 53 . С другой стороны, выражение «Единородный Сын» прочно вошло в литургическую традицию 54 . Ученое сообщество разделено во взгляде на то, какое из двух чтений было оригинальным 55 . Термин «Единородный», как явствует из последующего повествования, принадлежит Самому Иисусу, Который употребляет его применительно к Себе в беседе с Никодимом: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин.3:16, 18 ). Применительно к Иисусу этот термин встречается еще лишь один раз в корпусе Иоанновых писаний: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин.4:9 ). У других новозаветных авторов этот важнейший богословский термин не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господь освобождает узников, Господь умудряет слепых, Господь поднимает поверженных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, сироту и вдову Он примет, а путь грешных обратит в ничто. Будет царствовать Господь вовек, Бог Твой, Сион, – в род и род. «Единородный Сыне…» Аудио: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Единородный Сын и Слово Божие! Тебе, бессмертному по естеству, угодно было ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и присно (всегда) Девы Марии. Ты действительно и вочеловечился (принял на Себя естество т. е. душу и тело – человеческое); а распятый, Своею смертью Ты, Христе Боже, победил смерть. Будучи Единым из лиц Святой Троицы, так же чтимый (славимый вместе), как Отец и Святой Дух, спаси нас. Заповеди блаженства Аудио: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех. Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, когда приидешь во Царствие Твое. Блаженны (счастливы, благополучны) нищие (смиренные) духом, ибо их есть (им принадлежит) Царство Небесное. Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся (получат прощение грехов). Блаженны кроткие, (не злобивые, не раздражающиеся), ибо они наследуют землю (ЦарствоНебесное). Блаженны алчущие и жаждущие правды (оправдания пред Богом), ибо они насытятся (получат оправдание, достигнуть вечного спасения). Блаженны милостивые (сострадательные, помогающее бедным), ибо они помилованы будут (сами – на страшном суде. Мф. 25:34–36 ). Блаженны чистые сердцем (подавляющее в сердце худые мысли), ибо они Бога узрят (высшая степень награды). Блаженны миротворцы (примиряющие враждующих), ибо они будут наречены сынами Божиими (уподобляются Сыну Божию, примирившему человека с Богом). Блаженны изгнанные за правду (те, которые переносят гонения и притеснения за благочестивую и добродетельную жизнь), ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (блаженны гонимые за веру во Христа – за исповедание её). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика, ваша награда на небесах (великая награда готовится на небесах). «Иже Херувимы…»

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennoe...

«И ждати Сына Его с небес, Егоже воскреси из мертвых, Иисуса, избавляющаго нас от гнева грядущаго» . Освободив от идольской прелести и приведя под Свое владычество, повелел нам, говорит Апостол, ждать Второго пришествия Единородного, который соделает нас не подлежащими угрожающему наказанию. При сем надлежит знать, что из мертвых воскрешено не Божественное естество Единородного (оно бесстрастно) и Иисус не другой Сын, кроме Сына Единородного, но Тот же Самый; Он и пострадал, как человек, и воскрес, как человек. Глава 2 1Сол.2:1.   Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный. 1Сол.2:2.   Но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. «Сами бо весте, братие, вход наш, иже к вам, яко не вотще бысть: но предпострадавше и досаждени бывше, якоже весте, в Филиппех, дерзнухом о Бозе нашем глаголати к вам благовествование Божие со многим подвигом» . И свидетельства страданий достаточно в доказательство истины проповеди. Ибо пускающиеся на обман только до опасностей носят личину, а как скоро увидят их, обнаруживают себя самих, и ложь обличается. Посему-то божественный Апостол упомянул об узах и бичах в Филиппах и о дерзновении своем после этого, давая знать, что после скорбных обстоятельств исполнился он большего усердия, потому что предвидел пользу трудов. 1Сол.2:3.   Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства. «Утешение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ни лестию» . Учение назвал Апостол «утешением» и говорит: «Предлагаемое нами не имеет сходства с баснями стихотворцев, исполненными многой лжи и великого непотребства. Мы не уловляем вас в погибель, употребляя в содействие лесть». 1Сол.2:4.   Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. «Но якоже искусихомся от Бога верни быти прияти благовествование, тако глаголен, не аки человеком угождающе, но Богу искушающему сердца наша» . Не сами себя поставили мы учителями, но Богом вверено нам Евангелие. Поэтому и говорим и делаем все как бы при свидетеле Боге, ибо знаем, что не сокрыто от Него ни одно душевное движение. Сказанное же: «якоже искусихомся от Бога» , значит: поелику Богу угодно и Он признал нас достойными того, чтобы доверить нам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2900...

Один есть Его огонь, — этот освещает; другой — не Его огонь, а бежит пред Ним, — этот огонь жжет, потому что на то и создан. Под молниями, поэтому, разумеются апостолы, потому что они, будучи причастниками истинного света, естественно и сами называются светом, почему Господь и говорил им: « вы — свет мира » (Мф. 5:14). « Увидела и вострепетала земля ». Тому, что плохо стоит, полезно испытывать сотрясение, чтобы чрез то приобрести большую твердость и устойчивость; так и строители, если находят стены ветхими, разрушают их, желая привести их в лучшее состояние. Так точно и земля, т. е. человечество, была сотрясена явившимися апостолами, почему в Фессалоники про Павла и Силу и говорили: « эти всесветные возмутители пришли и сюда » (Деян. 17:6), сотрясена для того именно, чтобы стала более твердой. « Горы, как воск, растаяли от лица Господа, от лица Господа всей земли » (ст. 5). Подобно тому, как горы возвышаются над землею, так точно и пророки возвышаются над прочими людьми, почему и называются горами. Естественно поэтому, что при пришествии Единородного, Который есть Господь всей земли, т. е. человечества, ставший его Господом чрез восприятие начатков всего смешения, пророки « растаяли ». Прежде их пророчество сковано было буквою, почему и оставалось неведомым для читавших; когда же пришел Единородный, то оно растаяло, т. е. стало мягким, так что все могут пользоваться им для составления понятия о таинстве Единородного, и чрез него, как бы чрез воск, согретый огнем, делать образы Владыки. « Растаяли », говорится, « от лица Господа », т. е. от действия Духа. Так как пророк называет здесь лицо Господа дважды, то ясно, что в одном случае он называет Сына — лицо Отца, в другом Духа — лицо Сына. Пророческий воск растаял, следовательно, не только от пришествия Единородного, но и от дарования Духа, потому что и после пришествия Христа апостолы не могли бы уразуметь пророчеств о Нем, если бы Он не сообщил им даров Духа, как это видно из слов Господа, которые Он сказал им: « о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки » (Лк. 24:25). « Возвестили небеса правду Его, и увидели все народы славу Его » (ст. 6). Хотя небеса многократно возвещали о правде Божией, т. е. Христе, например, когда из них принесся голос: « Сей есть Сын Мой возлюбленный » (Мф. 3:17 и 17:5), не только при крещении, но и на горе Фаворе, или когда, в ответ на молитву Христа к Отцу: « Отче! прославь » Сына Твоего, принесся голос с неба: « и прославил и еще прославлю » (Ин. 12:28), но в смысле преимущественном небесами, возвышавшими правду Божию, были апостолы. Подлинно они были не земными существами, а небесными, почему и называются небесами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Она сама была только прообразом истинной Церкви Христовой, оживотворяемой Духом Святым. Потому-то Церковь подзаконная как бы на себя берет вину в потери драхмы, т. е. человечества. Она не называет ее своею, ибо точно она была Божия. Но как временная обладательница, она, вследствие своей немощи, затеряла то, что было вверено на сохранение. Не все десять драхм были утеряны. Этого и быть не могло. Небожители, как члены Церкви, устояли в добре и никогда уже не могли отпасть от Бога, исключая падших еще до создания человека ангелов. Затерялось только человечество. Церковь проявила себя и свое дело искания в избранном еврейском народе. Но и здесь дело ее было несовершенно, искание потерянного не увенчалось успехом. Почему же? Потому, что темно было во все времена ветхого Завета. Свет светил тускло. Хотя тьма его не объяла, но она сама не рассеялась от Него. Но приходило к концу Богом определенное время блуждания человечества. Издали еще пророк Божий уже вещал: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию» ( Ис.20:1–3 ). О каком это свете говорит Пророк? Аз есмь свет миру ( Ин.8:12 ), сказал Господь наш Иисус Христос о Себе Самом. О сем Свете и Пророк возвещал. Истинным Светом называет Его и Апостол ( Ин.1:9 ), Светом от Света, Богом истинным от Бога истинного ( 1Ин.5:20 ). Для просвещения людей и явился Сей Свет. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» ( Мф.18:14 ). Люди малы среди разумных творений Божиих. Но в них напечатлен образ Бога. Посему-то Он и не пожелал, чтобы вконец погиб род человеческий. А средством к спасению его Бог избрал одно, Ему угодное, – посольство в мир Единородного Сына Своего. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в он, не погибнет, по имать живот вечный ( Ин.3:16 ). И вот Слово, Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины ( Ин.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы – по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев». Обратим внимание на вводную фразу и завершение формулировки: «последуя Святым отцам... как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев», то есть следуя вере наших предшественников, а не изобретая новую. Все догматы есть уже в Библии Например, Халкидонский догмат говорит о том, что Господь Иисус Христос – одновременно и Бог , и человек; Он обладает двумя природами. Догмат ограждает нашу веру от различных ересей, которые отрицали либо полноту Божественной, либо человеческой природы в Спасителе. Добавляет ли он к апостольской вере что-то новое? Нет. Новый Завет уже говорит об Иисусе Христе, как о Боге и человеке, и делает это настолько многократно и многообразно, что совершенно исключает какое-то другое понимание. Иисус, Сын Божий, прямо назван Богом в Евангелии от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. ... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Иоан.1:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Славословие утверждает и обрядность: ведь теперь – Твое Царство, мы – Твои сыны Царства. Твоя власть, Твоя сила, Твоя слава! – А Церковь добавила: «Отца и Сына и Святого Духа». Итак, вся молитва говорит о Царстве Пресвятой Троицы в трех ее ступенях: в Самом Боге, и людях – в полноте – будущее, а теперь – пока еще в здешней жизни. А четвертое царство – лукавого, от которого да избавит и нас Господь! На этом закончу писать о «благодати» ПРАЗДНИКА. Благодарим Спаса Господа Всенощная шла… Шла жизнь и в душе… Вдруг мелькнула мысль: нужно благодарить Христа Спасителя! Ведь все эти великие и малые дарования только ради Него даны нам от Отца… За Его «дело» – от воплощения до вознесения. Ведь тогда, до Пятидесятницы, люди ничего «хорошего» от себя и не могли принести… Господь возлюбил нас, еще врагов сущих. Если бы не Сын Божий, – нам не было бы помилования! Да и теперь Господь посылает нам Духа Божия только во имя Сына Своего. Даже и наши так называемые «добрые» дела угодны Богу Отцу только тогда, когда они творятся во имя Его Сына Господа Иисуса Христа. Главное, что Он Сам «ходатайствует» о нас. Так прямо и говорит апостол Павел: главное же в том, что мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища ( Евр. 8:1–2 ). Христос Первосвященник со Своею Кровию однажды вошел во святилище небесное и приобрел вечное искупление, Духом Святым принесши Себя непорочного Богу. И потому Он есть ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений… призванные к вечному наследию получили обетованное, то есть прощение грехов ( Евр. 9:11–15, 28 ). Так все ясно и определенно, что и добавить ничего невозможно! Потому и Сам Он говорит: пойду и пошлю… Утешителя ( Ин. 16:7 ). Поэтому Церковь , прославляя Христа Господа среди Лиц Пресвятой Троицы, иногда выделяет Его одного, ставя впереди Отца и Духа; ибо так и было, если не считать еще более «первого», то есть «благоволения " … Поэтому мы и слышим такие возгласы за службою: «Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже (Ты, Отче) благословен еси, со Пресвятым…» – перед «Верую…», где и говорится о спасении Сыном и Святым Духом; и потом совершается Евхаристическая жертва Его. «Милостию, щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына» – перед каноном утрени. «Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего» – перед причащением; ибо Его Тело и Кровь, Его дар, Его страдания искупительные. И так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Господь наш Иисус Христос — Сын Божий, истинный Бог, Который воплотился и стал Человеком, не перестав быть Богом. О Своем Богосыновстве Господь Сам свидетельствует в Евангелии. Когда иудейский первосвященник спросил Его: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?», Он ответил: «Я» ( Мк 14:61–62 ). В Священном Писании Иисус Христос часто именуется Сыном Божиим ( Мф 8:29; 14:33; 26:63; 27:43 , 54Мк 15:39), иногда просто Сыном ( Мф 11:27 ; 17:5Лк 10:22), Отроком Божиим ( Мф 12:18 ). В то же время Он именуется Сыном Человеческим ( Мф 8:20; 9:6; 10:23; 11:19; 12:8,40; 13:37,41 ), Сыном Давидовым ( Мф 9:27; 12:23 ; 15:22Мк 10:46–48). Иисус Христос — Богочеловек, истинный Бог и истинный Человек. По Божеству Он рожден вне времени от Отца, по человечеству — в конкретный момент времени от Пречистой Девы Марии. Хотя Сын Божий и родился по плоти, Он — «сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин 3:13 ). Иисус Христос Сам свидетельствует о том, что Он есть Бог. Господь Иисус Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин 8:58 ); «Я и Отец — одно» ( Ин 10:30 ). Тайна единства между Отцом и Сыном непостижима для человеческого разума, поэтому Сын Божий призывает людей принять ее верой: «Верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин 10:38 ). Обращаясь к Богу Отцу, Сын Божий говорит: «И все Мое Твое, и Твое Мое» ( Ин 17:10 ); «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин 17:5 ). Только через Сына возможно познать Отца: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф 11:27 ). И только Сын Божий может открыть путь к Богу: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» ( Ин 14:6,7 ), ибо «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин 1:18 ). В Евангелии Господь Иисус Христос именуется Единородным Сыном Божиим ( Ин 1:18; 3:16,18 ; 1Ин 4:9 ), то есть единственным рожденным от Бога Отца. Сын Божий обладает такими же Божественными свойствами, как и Бог Отец. Сын, как и Отец, может воскрешать людей: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин 5:21 ). Сын имеет жизнь в Самом Себе: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин 5:26 ). Сыну подобает такая же честь, как и Отцу: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Ин 5:23 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010