В составе чтений круга триодного цветного характерная особенность Синаксаря от студийской практики Алексеевского Устава в том, что на целовании, вместо слова Златоуста 1273 , указывается согласно Διατπωσις-y Афанасия Афонского , слово Григория Богослова «Воскресения день», положенное Алексеевским Уставом на каноне; на каноне же (по 3 и 6 пп.) указывается другое «слово Богослова», т. е. очевидно, имеющее начало «На стражи моей», указанное Алексеевским Уставом на понедельник и вторник пасхальной седмицы, о чтениях которых Синаксарь молчит. В неделю Антипасхи на кафизмах отмечается «чтение Богослова», а по 3 п. «чтение Григория Нисского 1274 , но последнее определение вернее всего – ошибка вместо «Богослова» же, так что чтение на кафизмах и каноне указывается одно и то же, тождественное с указанным в Алексеевском Уставе. В неделю мироносиц Синаксарь указывает, вместо слова Иосифа Солунского, толковательное слово на ев. Матфея «чтение толкования на главу из Матфея: В вечер субботний» 1275 . В неделю о расслабленном, среду Преполовения, недели о самаряныне и о слепом Синаксарь указывает, совершенно согласно древней иерусалимской основе константинопольских и иерусалимского Уставов, – чтение «толкования на евангелие Иоанна», только без точного цифрового определения самых слов. Слов константинопольских Уставов на Вознесение и неделю св. отец Синаксарь, согласно древнему иерусалимскому и студийскому составу, не указывает, но, вместо того, на утренях «с Вознесения» и, по-видимому, до отдания на каноне (кафизм до отдания не полагается, кроме недели) и в неделю св. отец никейских на кафизмах и по 3 п. канона полагается чтение «Многоглава», или собрания «мучений» 1276 . В субботу пред Пятидесятницей слово от толкования послания к Солуняном заменяется «чтением Иоанна Дамаскина об умерших». На Пятидесятницу, как и в других Уставах, согласно древней основе, – слово Григория Богослова . В понедельник Св. Духа полагается чтение о Духе Святом или «Златоуста», (под чем может разуметься и указанное в студийских уставах толковательное слово Златоуста на ев. Иоанна), или слово Василия Великого 1277 , самостоятельно внесенные в состав чтений афонской практикой. В неделю всех святых указывается чтение Златоуста о всех святых, под которым, возможно, разумеется слово, указанное в Алексеевском Уставе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Св. Амвросий в приветствии с пасхой пишет: « вы слышали, как читалась книга Иова, которая окончена (est decursus) за торжественной службой (munere) и в торжественное время». Беседы на кн. Иова, приписываемые св. Златоусту, начинаются: «Ежегодный страдалец человечества пришел сегодня». Св. Амвросий упоминает о чтении на страстной седмице кн. Ионы: «на следующий день читалась по обычаю книга Ионы: был же день, в который Господь предал себя за нас, когда в церкви покаяние (пост) ослабляется (relaxatur, – велик. четверг или суббота)». Паломничество Сильвии, указывая для каждого дня страстной седмицы, начиная с Лазаревой субботы, определенное евангельское чтение, для некоторых же дней и несколько таких чтений, говорит и «о чтениях вообще в эти дни, для великой же пятницы указывает кроме евангелия чтения из псалмов, посланий апостольских и пророчеств. Дни страстной седмицы и повсюду имели строго определенные чтения. Тот же бл. Августин, который позволял себе в обычное время такую свободу в выборе чтений, вызвал неудовольствие народа, когда (с. 183) в великую пятницы к положенному чтению из ев. Матфея велел прибавить параллельные места из других евангелий (м. б. следуя обычаю другой церкви) и должен был вернуться к принятому порядку.    Одинаково и во восточной и в западной церкви в 50-цу читались Деяния. У св. Златоуста есть специальная беседа в объяснение этого установления. Бл. Августин говорит О Деяниях, что они читаются «на ежегодном торжестве (anniversaria solemnitate) по страдании Господнем», что чтение их «начинается от недели пасхи» . О чтениях для других праздников не находим упоминаний у писателей IV-V вв., исключая указания в Паломничестве Сильвии на чтение в Сретение, неделю Ваий, неделю антипасхи и Пятидесятницу, соответствующих праздникам мест евангелия (в 50-цу – из Деяний о сошествии Св. Духа и евангелия о вознесении; места о других неподвижных праздниках кроме Сретения в рукописи не сохранились. В многодневные праздники, каковою была Пасха, было на каждый день особое чтение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

—643— в субботу 1 седмицы великого поста похвальное слово Григория Нисского и слово о чуде св. Нектария; при совпадении минейной памяти с триодной житие вытесняет собою похвальное слово Григория Нисского 4022 . В трёх случаях – 11 ноября (житие св. Феодора Студита 4023 . 1 января (надгробное слово Григория Богослова св. Василию Великому ) 4024 и 1 августа 4025 (слово Иосифа о Маккавеях) одно из произведений переносится на агрипнию ближайшей последующей недели или же ещё и предшествующей. Такое перенесение, предотвращающее чрезмерное удлинение утрени, имеет целью своевременное окончание её в определённое время утра. Для той же цели Типикон употребляет и другой приём: чтобы утреня не окончилась ранее положенного момента утра, Типикон в некоторые праздники указывает дополнительно особые произведения, специально на случай «если ещё рано – ε στ ταχ, если есть время – ε χει ρα»; таковы: видения Даниила на каноне недели праотцов 4026 , слово Златоуста по 6 песне канона Рождества Христова – Что это (Τ τοτο) 4027 , 20-е слово толкования на ев. Матфея по 6 песне канона недели Сыропустной 4028 , 66 слово толкования на св. Иоанна по 6 песне канона недели Ваий 4029 . В первый день Пасхи для этой цели вставляются особые чтения по 5 и 8 песням и на каноне панихиды 4030 . Сюда же нужно отнести чтения на полиелеях праздников, в которые самый полиелей, а следовательно и чтение на нём указаны при том же условии – ε χει ρα, именно, 25 декабря (слово Григория Богослова – Паки Иисус (Πλιν ησος) 4031 и 15 августа 4032 . Сюда же, на- —644— конец, следует отнести и слово Златоуста на младенцев – по 6 песне канона 29 декабря: по 3 песне в этот день указывается читать слово Григория Нисского на младенцев в два или в один приём, смотря по времени (ες στσεις δο ες μαν πρς τν ραν) 4033 , но, если это слово читать в два приёма, то второй должен падать уже на 6 песню канона и тем самым вытеснять вовсе слово Златоуста. За исключением чтений из оглашений св. Феодора Студита и слова Златоуста в Пасху на целовании, все чтения по Евергетидскому Типикону, как и по Алексеевскому Уставу, производятся рядовыми чтецами пред сидящей братией. Оглашение св. Феодора 4034 и слово Златоуста на Пасху читает только настоятель, а в его отсутствие эконом, или же, в случае отсутствия последнего, экклисиарх пред стоящей братией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

249 об., греч. 456 л 114, 401 л. 191, 381 л. 151, 488 л. 231, П. Т. л. 81 об.), или же – сло о преда нюдин 328, 239, 336, 242, 9). В великую субботу по окончании панихиды 328 указывает – чтее дни то (л 246 об.), а греч. 456 (л. 119 об.) более определенно – слово Златоуста на начало 28 главы ев. Матфея, однако под условием, – «если есть время» – ε χει ρα, γνεται νγνωσις ες τν λγον το κατ Ματθαον. «Οψε δ σαββτων» 831 . Но столь же древние греческие 491 (л. 158), 381, а также 380, 487 (л. 244 об.), Π. Τ. (л. 87), слав. 1458 (л. 150), 445 (л. 259 об.), 239 и другие не имеют здесь указания на чтение. За исключением этих позднейших наслоений и вариантов, первоначальный состав чтений периода триоди постной должно представлять в следующем виде, гораздо беднейшем общего состава чтений обоих Константинопольских Уставов, но с ним, совершенно тождественном, за исключением ряда (в котором только четыре – не из толкований Златоуста на евангелия) совершенно новых (отмеченных у нас особым шрифтом), двух, общих только с Алексеевским Уставом (отмеченных у нас шрифтом в разбивку и знаком – Ал.) и трех – с Евергетидским (отмеченных у нас шрифтом в разбивку и знаком – Ев.). Суббота мясопустная. Чте о оусопши ищи же их въ толкованьи златоуг въ коренфие а го послань на конци сло златоуго о суетномъ жити 832 . Неделя мясопустная. На благословении хлебов: Чтее книгъ стго ефрма второмь пришествии 833 . На кафизмах и полиелее: Сло стго бослова о нищелюбьи раздлюще на е. ро. Емуже начало. Мужии брат съ оубозии 834 . (Ал.) Понедельник сыропустной седмицы. Сло велика василь. ктому еже внимай себ 835 . Среда сыропустной седмицы. Сло сго велика василь. О пост емуже начало. Оутшаите оутшаите 836 . Сло сго анастаась синнаитьска о. 2.-мь плм 837 . Пятница сыропустной седмицы. Сло стго василь о пост. Емуже начало. въструбите 838 . Сго же дорофе слово чтетс на трапезе 839 Суббота сыропустной седмицы. Чтее еже книгъ, стго ефрма Слова аже писана въ скончавшимс оце на два чте 840 . Неделя сыропустная. По 3 и 6 пп. канона. Чтее сло сго григорь босло на оузвленье гра. ему же зачало. Что разарете чинъ похвальныи. раздлюще на два чте 841 . Суббота первой седмицы поста Мчнье сго феодора 842 . Похвала же нисьскаго чтеть на трапез 843 . Четверг пятой седмицы поста. По 3 я 6 пп. канона. Житьё сты и прпбны мрии на два чте 844 . Суббота пятой седмицы. Сло о неседающимъ на г чте (Ев.) 845 . Субота Лазарева. Чтее толкованье еже сло. о то 846 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Неделя Ваий. На утрене. Сло сго андре 847 . и толкованье златоу в настощии пра 848 . Великий понедельник, вторник, среда (на кафизмах) и четверг (по 3 п. канона). толковае златоуго 849 336 л. 281: толкование ма еуае дню. в сн бо дни толковани токмо чтутс еуальска злоусток. бычна же чтени оставлем 850 ). (Ал.) Великий пяток. По 7-м евангелии: Чтее в конець еже сло о распятьи 851 . По 5 п. канона. Чтее 852 . На 9 часе. Чте еже сло о 853 , или ма 854 . Или аще е стихослое. хартофилаксагия еорьо стмь расптьи (Ев.) 855 . Великая суббота. По непорочных и воскресных тропарях: Чтее в конець толковалё еуа еже ма. въ оутрии еже есть по п тц 856 . По 6 п. канона. Аще не позд чтее 857 . На панихиде. по 3 и 6 пп. канона. Сло стго епифань. е емуже начало. что сегодни 858 (Ев.) и словес златоу. еже ма в конец 859 , или еже въскна 860 . Тождественный во всех трех Уставах состав чтений имеет в Алексеевском и Евергетидском Уставах несколько иной распорядок. В обоих Константинопольских Уставах оказывается: чтения среды и пятка сыропустной седмицы – два слова о посте Василия Великого – оказываются перенесенными на неделю сыропустную; чтение четверга сыропустной седмицы – слово Анастасия – на понедельник и вторник 1-ой седмицы поста; чтение недели сыропустной – слово Григория – на среду сыропустной седмицы; чтение субботы Лазаревой – толковательное слово Златоуста – на предшествующие среду и четверг шестой седмицы; житие Марии Египетской только в Евергетидском Уставе имеет место в четверг 5-ой седмицы, как в Иерусалимском, тогда как в Алексеевском оно положено на неделю той же седмицы. Первоначальный состав чтений круга минейного специально учительной группы в разных списках также имеет ряд вариантов, не принадлежащих к первоначальному списку чтений. 14 сентября 1458, 242 и 244 указывают, кроме толковательных слов Златоуста, и дроуе слово злтауста , похвалное чтна. и дроуе тако куръ анрево.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Седмичный круг чтений Иерусалимского Устава делится на те же периоды, что и Алексеевского и Евергетидского. Период послепасхальный начинается здесь, как в Евергетидском, с седмицы пасхальной (в Алексеевском – с Фоминой), только не с панихиды великой субботы и утрени 1-го дня Пасхи, а с понедельника, и продолжается до недели всех святых; материал для чтения совершенно тождественен во всех трех Уставах – толкование Златоуста на ев. Иоанна: чтее замечается по 3 пес. канона понедельника пасхальной седмицы, въ а книз еже н ан а токование з лаоусто г сего бо дне начинае сню книгоу и до все сты свершае е и в-ю 792 . Во второй и третий периоды читается толкование Златоуста на ев. Матфея, но для третьего периода отделяется не вся первая книга толкования, а только первых 12 слов, которые и читаются в 12 дней по Рождестве Христовом; все же остальное содержание 1-ой книги, как и вся вторая прочитывается во второй период, начиная с недели всех святых и до сентября. От того же всенощнаго (т. е. недели всех святых) замечает 328, начиинаем чести толкованье златоуго еже ма г-го на соо чте первы книги нже зади днии. Въ всьже авгу мць прочитаём втры книгы толковань 793 . В промежуток между окончанием первой книги толкования и началом второй полагается читать положенное по Евергетидскому Типикону с Антипасхи до 1 сентября толкование послания к Римлянам или из другой какой-либо книги, по выбору настоятеля: чтее , замечается под понедельником по неделе всех святых, ёже ма и ёже к римл и ёже престощий хощеть 794 . От 1-го сентября полагается начинать читать не положенный здесь ни в Алексеевском, ни в Евергетидском Уставах Маргарит Златоуста и затем снова приступать к чтению толкования Златоуста (очевидно, продолжая его) на послания ап. Павла: сего бо дни начинаемъ чести… женчюг злтаоу. И толкованье епнстольи павла апла 795 . В вводной части всех списков, кроме 328, все отдельные замечания о чтениях седмичного круга объединяются в одно, определяющее вместе порядок евангельских чтений:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

146 прим. 2-е должно быть помечено 3-м. 147 к прим. 1 1458 (л. 128) под понедельником 1 седмицы указывает литию и поучение Студита, «аще предстатель хощет». 151 стр. 3 снизу нап. седмицы, д. ч. – недели. 151 прим. 2 нап. в скобки. д. ч. – в скобки, в данном месте, но, согласно славянскому 336, помещает их четырьмя строками выше (после Ες δ τος ρθροις, в таком сочетании: Ες δ τος ρθροις ‘Εξαμερον το Χρυσοστμου τς λοιπς το αγου μ’ καθ καστον ρθρον (и т. далее, опуская ν κστη ατν)... 456-му следуют все прочие греческие и славянские рукописи. 151 прим. 4 стр. 2 нап. γτοι д. ч. τοι. 153 после пятой строки опущена тирада: кроме периода от седмицы пасхальной до недели всех святых, когда чтение полагается из толкования Златоуста на книгу Деяний 456 л. 122, 381 л. 167, П. Т. л. 249 об. 328 л. 249 об.) 153 к стр. 15–24. На неделю Фомину 456 (л. 124 об.) на поле указывает еще 61 (?) и 87 слова толкования на ев. Иоанна. 155 стр. 9 снизу нап. Алексасеевский, д. ч. – Алексеевский. 159 после третьей строки опущена строка: «четверг сыропустной седмицы». 160–1 прим. 6 стр. 6 нап. лл. 66 об. – 67, д. ч. ля. 76 об. –77. 164 к стр. 4 снизу. Греч. 380 (л. 56 об.) и слав. 242 (л. 101) указывают на 11 ноября на трапезе, кроме Завета св. Феодора, еще другое чтение Алексеевского же Устава – Послание Навкрата об успении св. Феодора Студита 166 стр. 1 снизу нап. 24, д. ч. – 14. 174 стр. 16, 17, 21, 21. Мучение Артемия ошибочно помечено курсивом. 181 прим. 5 См. addenda к стр. 67-ой. к прим. 7 ’Ιωννην τ μγα издано по рук. 382 в Menologii Anonymi II, 384–409. 184 стр. 8 снизу нап. 17, 18, 19, 20, 31, д. ч. – 31. 192 к стр. 7 снизу: «при» отмечено ошибочно курсивом. 193 прим. 2 стр. 1 нап. изложение, д. ч. – изложении. прим. 2 стр. 5 нап. уставом, д. ч. – уставом. 204 стр. 10 нап. регламентации, д. ч. – регламентации. 214 стр. 10 снизу нап. " трех», д. ч. – четырех. 231 стр. 5–6. Слова: «а равно и вообще в соборно-приходском богослужении до IX века» – должны быть заключены в скобки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Два или несколько произведений, принадлежащих памяти святого, празднуемого не один раз в год, распределяются между всеми этими днями; так, память св. Афанасия Великого 18 января имеет чтением похвальное слово Афанасию Григория Богослова , а 2 мая – житие 731 ; память св. Феодора Тирона 16 февраля имеет чтением житие его, а в субботу 1 седмицы великого поста похвальное слово Григория Нисского и слово о чуде св. Нектария; при совпадении минейной памяти с триодной житие вытесняет собою похвальное слово Григория Нисского 732 . В трех случаях – 11 ноября (житие св. Феодора Студита 733 . 1 января (надгробное слово Григория Богослова св. Василию Великому ) 734 и 1 августа 735 (слово Иосифа о Маккавеях) одно из произведений переносится на агрипнию ближайшей последующей недели или же еще и предшествующей. Такое перенесение, предотвращающее чрезмерное удлинение утрени, имеет целью своевременное окончание ее в определенное время утра. Для той же цели Типикон употребляет и другой прием: чтобы утреня не окончилась ранее положенного момента утра, Типикон в некоторые праздники указывает дополнительно особые произведения, специально на случай «если еще рано – ε στ ταχ, если есть время – ε χει ρα»; таковы: видения Даниила на каноне недели праотцев 736 , слово Златоуста по 6 п. канона Рождества Христова – Что это (Τ τοτο) 737 , 20-е слово толкования на ев. Матфея по 6 п. канона недели Сыропустной 738 , 66 слово толкования на св. Иоанна по 6 п. канона недели Ваий 739 . В первый день Пасхи для этой цели вставляются особые чтения ио 5 и 8 п.п. и на каноне панихиды 740 . Сюда же нужно отнести чтения на полиелеях праздников, в которые самый полиелей, а следовательно и чтение на нем указаны при том же условии – ε χει ρα, именно, 25 декабря (слово Григория Богослова – Паки Иисус (Πλιν’ ‘Ιησος) 741 и 15 августа 742 . Сюда же наконец следует отнести и слово Златоуста на младенцев – по 6 п. канона 29 декабря: по 3 п. в этот день указывается читать слово Григория Нисского на младенцев в два или в один прием, смотря по времени (ες στσεις δο ες μαν πρς τν ραν) 743 , но, если это слово читать в два приема, то второй должен падать уже на 6 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

15 Если неделя (Воскресенье) праотец, в которую непремен­но читается Апост. и Еванг. 28-й недели, – придётся после этой недели, то во дни воскресные, предшествующие 28-й недели, читается Ап. и Ев. 29-й (если одна неделя между 28-ю и неделей праотец), потом 30-й (если две), и 31-й (если три). 16 Тем Святым, которым не положено особых чтений – усердствующие могут читать Общие тому лику, коему принадлежит тот или иной Святой, что исполняет и св. Церковь преимущественно в отношении к местно или по особенному случаю празднуемых Святым. В те числа, пред котор. знак , бывает молебен с особыми чтениями, как во дни Царские или викториальные, о чём см. ниже. 18 Если 2 Февр. случится в Понед. 1-й нед. вел Поста, то Срет. Господ. празднуется 1-го Февр. в нед. Сыроп. 19 Отдание праздн. Сретения Госп. бывает и раньше, и позже, смотря потому, на которой неделе придется самый праздник, 2-го Февр. – А именно: а) Если случится 2 Февр. в Нед. Блудн., или Пн. Или Вт. Мясоп., то отдание праздн. Срет. бывает в Пт. Мяс. b) Если 2 Февр. в Ср., Чт. Или Пт. Мяс., то отд. во Вт. Сыроп. с) Если в Нед. Мяс., или Пн. Сыроп. то отдание в Чт. Сыроп. d) Если во Вт. или Ср. Сыроп. то отд. в Субб. Сыроп. е) Если в Чт. Сыроп. или Пят. или Субб., то отд. в Нед. Сыроп. f) Если же 2 Февр. в Нед. (Вк.) Сыр., то Сретение Госп. празднуется один день. 20 Если случится 40 Муч. (9 Марта в который-либо день 1-й седм. вел. Поста, то Сл. их отправл. в Сб. этой седм. Если случ. в Ср. 4-й седм., или в Чт. 5-й, то Сл. поется в Вт. тех же седмиц. Если в Сб. 5-й нед., то поется в Вк. 5-й нед. 21 Если 25 Марта будет в нед. Ваий, то Ев. у. сей недели, а Парем: 5 праздн. и 3 Ваий. Если в Вел. Субб., – после 1-й Парем. сей Субб., 5 праздн., и опять – прочие Вел. Субботы. 22 Если случится сей праздн., 23 Апр., в В. Пятницу, В. Субб. или 1-й день Пасхи, то праздн. во 2-й день Пасхи. 23 Если которому из 3-х последних торжеств (3, 4 и 26 Февр.), случится быть в Понед. 1-й седм. вел. Поста, то положено отправлять в нед. Сыроп., а если во Вт., Ср., Чт., и Пт. 1-й Седм. вел. Поста, то – отправлять в Субботу 1-й седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Неделя Сыропустная Воскресенье на утрени Ев. воскресное. На лат. Римлян. 13, 11–14, 4; Ев. Матф. 6, 14–21 . 1 Год в церковном счислении времени, относительно чтения Евангелий и Апостолов, начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на три круга. Первый круг заключает в себе восемь седмиц или недель, начиная от Пасхи до Пятидесятницы, или недели Троичной (включительно); второй круг заключает в себе тридцать шестъ седмиц, начинается первым Воскресеньем по Пятидесятнице и продолжается до Великаго Поста; третий круг заключает в себе седмицы Великаго Поста. Читать далее Источник: Для клира и народа/И.Г. Айвазов. – Изд. журн. " Мисс. обозр. " - С.-Петербург : Тип. «Колокол», 1914. - V, 234, 168 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010