ТАННАИ (от арам. тени, «учитель») — законоведы иудаизма I-III в. н.э. ТЕТРАРХ (греч. «четверовластник») — правитель одной из четырех областей страны. В эпоху проповеди Христа тетрархами Палестины были Лисаний и сыновья Ирода: Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский прокуратор. ТЕФИЛЛИН (от евр. тефилла, «молитва), или ХРАНИЛИЩА, — небольшие тексты из Торы (см.), которые укрепляются на лбу при помощи ремешков. Считаются составной частью богослужебной одежды в иудаизме. ТОРБ (евр. «наставление») — одно из названий Пятикнижия (см.Библия), или Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была дана Богом и устная Т. (см.Предание). ТОСЕФТА — см.Талмуд. ТРИБУН (лат.) — один из высших чинов римского офицерского состава. ФАРИСЕИ (евр. перушим, арам. перушайя — «отделившиеся») — религиозная партия или группировка (евр. хабурот, от хабер, «товарищ»), возникшая в Иудее во II в. до н.э. Ф. были толкователями и ревностными исполнителями Закона (см.), верили в Воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более либеральных (учеников Гиллеля). ХАЛЛЙЛ (евр.) — пасхальные иудейские молитвословия, состоявшие из псалмов с припевом «Аллилуя» (Халлелуйа). ХАНУКБ — иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был установлен с 164 г. до н.э. в честь освобождения храма от язычников. Х. справлялся 8 ночей, начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь). ХАСМОНЕИ (евр. Хашмоним, «потомки Хашмона») — династия иерусалимских царей-первосвященников, основанная братьями Иуды Маккавея. Правила со 140 по 63 г. до н.э. ХРИСТОС (греч.), или МЕССИЯ (евр. Маши’ах, арам. машиха), — помазанник. Лицо, посвященное Богом на служение Ему: пророк или чаще всего царь. В узком смысле слова Х. — обетованный в ВЗ Спаситель. Христианство исповедует веру в то, что Иисус Назарянин есть Х.-Спаситель. ШАВУОТ — см.Пятидесятница. ШЕХИНБ (арам. «пребывание вблизи») — богословский термин, означающий пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I в. н.э.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

ТЕФИЛЛИН (от евр. тефилла, “молитва), или ХРАНИЛИЩА, – небольшие тексты из Торы (см.), которые укрепляются на лбу при помощи ремешков. Считаются составной частью богослужебной одежды в иудаизме. ТОРБ (евр. “наставление”) – одно из названий Пятикнижия (см.Библия), или Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была дана Богом и устная Т. (см.Предание). ТОСЕФТА – см.Талмуд. ТРИБУН (лат.) – один из высших чинов римского офицерского состава. ФАРИСЕИ (евр. перушим, арам. перушайя – “отделившиеся”) – религиозная партия или группировка (евр. хабурот, от хабер, “товарищ”), возникшая в Иудее во II в. до н.э. Ф. были толкователями и ревностными исполнителями Закона (см.), верили в Воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более либеральных (учеников Гиллеля). ХАЛЛЙЛ (евр.) – пасхальные иудейские молитвословия, состоявшие из псалмов с припевом “Аллилуя” (Халлелуйа). ХАНУКБ – иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был установлен с 164 г. до н.э. в честь освобождения храма от язычников. Х. справлялся 8 ночей, начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь). ХАСМОНЕИ (евр. Хашмоним, “потомки Хашмона”) – династия иерусалимских царей-первосвященников, основанная братьями Иуды Маккавея. Правила со 140 по 63 г. до н.э. ХРИСТОС (греч.), или МЕССИЯ (евр. Маши’ах, арам. машиха), – помазанник. Лицо, посвященное Богом на служение Ему: пророк или чаще всего царь. В узком смысле слова Х. – обетованный в ВЗ Спаситель. Христианство исповедует веру в то, что Иисус Назарянин есть Х.-Спаситель. ШАВУОТ – см.Пятидесятница. ШЕХИНБ (арам. “пребывание вблизи”) – богословский термин, означающий пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I в. н.э. ЭКЗЕГЕТИКА (греч.) – изучение и толкование библейского текста. ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. “учение о конце”) – система представлений о последних судьбах мира и о посмертной участи человека. Хронология  События и лица Годы до н.э. Ок. 1900–1600 Авраам и патриархи

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

Насколько легко было создать рубрики в предисловии, очертить различные стороны культуры точными пределами, настолько это оказалось трудным в самом сочинении. О. Баронов вводит в работу отделы, безусловно гетерогенные, если следовать κατ’ κριβεαν его подразделениям культурных явлений. В предпосылаемом основной части сочинения очерке по этнографии Иудеи и Галилеи автор занимается храмом в Иерусалиме, как постройкою (элемент архитектоники, eo ipso культуры материальной), на 63 стр. своей работы говорит о кухонной посуде и т. п., но особенно часто автор впадает в область общественной культуры (его третья рубрика, у немцев Staatsalterthümer), например, он вводит отделы о правительстве и об аристократии в Палестине в подлежащее его наблюдению время, о синедрионе, его организации и функционировании (государственный институт с теократической точки зрения, во всяком случае социальное учреждение), о фарисеях и саддукеях, как общественных руководителях и т. п. К собственно духовной культуре о. Баронов обращается во второй половине своего исследования (Отделы: Мессианские ожидания, иудеи в рассеянии, Филон, иудейская литература), и справедливость заставляет сказать, что это действительно наилучшая часть всего сочинения, как по сравнительной обработке языка, так и по количеству – особенно качеству сведений, не превратившихся пока в loci communes речей о Палестине и диаспоре того времени. Как видно, сочинение о. Баронова эклектично по составу и представляет спайку разнородных материалов: в сочинении всего намечены автором 14 отделов, не считая предисловия и заключения, но эти отделы скорее самостоятельные экскурсы, объединенные в сочинении лишь общностью задачи автора говорить об иудеях времени Христа Спасителя, так является, например, отдел об ессеях, хотя они столь же мало привнесли в сокровищницу древне-иудейской культуры, как и рехавиты времен пророка Иеремии. Из частных lapsus сочинения укажем на замечание о бесчисленных дарах, собранных вокруг Иерусалимского храма (стр. 13), на упоминание о свидетельстве 2Пар35:10–15 касательно жертвенной обрядности во времена Христа (в 2 Паралипоменон, разумеется, речь идет о ветхозаветных временах, именно о времени Иосии); по автору Иерусалим был ареною диспутов и ученых школ, однако подобные термины скорее относимы не к временам Христа Спасителя, а к эпохе после вторичного падения Иерусалима, когда не в иудейской разрушенной столице, но вообще в Палестине народились ученые гетерии (хабурот); на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обстановка секретности начинала беспокоить учеников: двое из них даже вооружились на случай внезапного нападения. Неизвестно, можно ли было приобрести ягненка и совершить положенное жертвоприношение за день до праздника. Не исключено, что обычай позволял это, ибо тысячи и тысячи паломников желали принять участие в обряде 6 . Во всяком случае, неведомый друг Учителя позаботился обо всем. На исходе дня Иисус с учениками пришел в Иерусалим. Впервые за эту неделю Он готовился провести там ночь. Хозяин уже ждал их. Большая верхняя комната была выметена и выстлана циновками. Все остатки квасного хлеба, по обычаю, были уничтожены. На столе находились лишь глиняные тарелки с опресноками, кувшины с вином, кубки. Об агнце, или самой «пасхе», евангелисты не упоминают, но, если наше предположение правильно, было подано и это традиционное блюдо. Каждая трапеза, сопровождавшаяся молитвами, считалась у иудеев своего рода обрядом. В ней участвовали только члены семей или маленькие братства, «хабурот». Места во время таких вечерей занимали по старшинству, которое строго соблюдалось. Поэтому апостолы, войдя, стали спорить: кто будет ближе к Учителю. Однако Иисус напомнил им, что не только в эту торжественную минуту, но и в любое время они должны побеждать всякое честолюбие 7 . Ветхозаветные пророчества нередко изображали мессианское Царство в виде пира 8 . Если судить по многим притчам Христа, Он дорожил этим символом. Для Него собравшиеся за праздничным столом братья олицетворяли мессианскую общину, Главой которой был Он Сам. По тогдашнему обыкновению все возлегли на низких ложах: Иоанн рядом с Господом, Симон — напротив Него; поблизости находился и Иуда. Священное событие Великого Четверга, которому предстояло жить в таинстве Литургии, стать средоточием Церкви и которое будет запечатлено в молитвах и гимнах, в творениях Джотто, Дионисия, Леонардо, происходило в обстановке непритязательной простоты. Только присутствие Искариота, если бы апостолы знали о предательстве, могло омрачить вечерю. Но они пока ни о чем не догадывались.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На основании всех этих данных проф.Московской Духовной Академии Д.Хвольсон еще в прошлом веке пришел к выводу: «Синедрион, приговоривший Иисуса Христа к смерти, был не фарисейский, но состоял из саддукеев; по крайней мере, последние были тогда в Синедрионе лицами, задающими тон, от которых зависело решение» (Хвольсон Д. Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа и дата Его смерти. — ХЧ, T.II, 1875, с.51-52). Это мнение косвенно подтверждается тем, что в рассказе о Страстях после Гефсимании фарисеи больше не фигурируют; вся инициатива оказывается в руках первосвященника и его партии. Однако невозможно отрицать, что фарисеи энергично противодействовали Христу еще в Галилее, а многие из них желали Его гибели. И впоследствии они же углубили конфликт между христианством и иудаизмом. Как верно замечает один исследователь, «если бы не фарисеи, Церковь не встретила бы на своем пути оппозицию или встретила бы лишь незначительную» (Herford R.T. The Pharisees, 1924, p.213). В поисках подоплеки этой враждебности нужно хотя бы кратко коснуться истории и доктрины фарисеев. Как было уже сказано выше, фарисейский союз (хабурот, товарищество) основали блюстители благочестия, которые противились эллинистическому влиянию, проникшему в Иудею. Тогда оно вызывало тревогу во многих странах. У римлян борьбу с эллинизмом возглавил Катон, а в Палестине — хасиды . «Крепить ограду вокруг Законов» — таков был девиз хасидов (Авот, 1,1). «При всем том, — замечает православный историк М.Поснов, — «ограда» вышла настолько высока, что закрыла собой Закон; благодаря ей Закон оказался как бы под спудом. Это направление отчасти напоминает наше славянофильство с его презрением к «гнилому Западу» (Поснов М. Иудейство. Киев, 1906, с.167). После победы Хасмонеев их светская политика вызвала недовольство хасидов, а вскоре (ок.130 г.) часть их выделилась в обособленную общину, которую народ стал называть фарисейской (арам. перушайя — отделившиеся). В 88 году до н.э. царь Яннай жестоко подавил восстание, возглавленное фарисеями, но при царице Александре (78-69 гг. до н.э.) фарисеи добились признания и заняли важные места при дворе. В правление Ирода Великого им снова пришлось отойти в тень. Они оказывали царю пассивное сопротивление, не пожелали присягать Августу и пророчили конец династии Ирода, называя его самого «рабом Хасмонеев».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На основании всех этих данных проф. Московской Духовной Академии Д.Хвольсон еще в прошлом веке пришел к выводу: “Синедрион, приговоривший Иисуса Христа к смерти, был не фарисейский, но состоял из саддукеев; по крайней мере, последние были тогда в Синедрионе лицами, задающими тон, от которых зависело решение” ( Хвольсон Д . Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа и дата Его смерти. – ХЧ, Т. II, 1875, с.51–52). Это мнение косвенно подтверждается тем, что в рассказе о Страстях после Гефсимании фарисеи больше не фигурируют; вся инициатива оказывается в руках первосвященника и его партии. Однако невозможно отрицать, что фарисеи энергично противодействовали Христу еще в Галилее, а многие из них желали Его гибели. И впоследствии они же углубили конфликт между христианством и иудаизмом. Как верно замечает один исследователь, “если бы не фарисеи, Церковь не встретила бы на своем пути оппозицию или встретила бы лишь незначительную” ( Herford R.T . The Pharisees, 1924, p.213). В поисках подоплеки этой враждебности нужно хотя бы кратко коснуться истории и доктрины фарисеев. Как было уже сказано выше, фарисейский союз ( хабурот , товарищество) основали блюстители благочестия, которые противились эллинистическому влиянию, проникшему в Иудею. Тогда оно вызывало тревогу во многих странах. У римлян борьбу с эллинизмом возглавил Катон, а в Палестине – хасиды . “Крепить ограду вокруг Законов” – таков был девиз хасидов (Авот, 1,1). «При всем том, – замечает православный историк М. Поснов , – “ограда” вышла настолько высока, что закрыла собой Закон; благодаря ей Закон оказался как бы под спудом. Это направление отчасти напоминает наше славянофильство с его презрением к “гнилому Западу”» ( Поснов М . Иудейство. Киев, 1906, с.167). После победы Хасмонеев их светская политика вызвала недовольство хасидов, а вскоре (ок.130 г.) часть их выделилась в обособленную общину, которую народ стал называть фарисейской (арам. перушайя – отделившиеся). В 88 году до н.э. царь Яннай жестоко подавил восстание, возглавленное фарисеями, но при царице Александре (78–69 гг. до н.э.) фарисеи добились признания и заняли важные места при дворе. В правление Ирода Великого им снова пришлось отойти в тень. Они оказывали царю пассивное сопротивление, не пожелали присягать Августу и пророчили конец династии Ирода, называя его самого “рабом Хасмонеев”.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

На основании всех этих данных проф. Московской Духовной Академии Д. Хвольсон еще в прошлом веке пришел к выводу: «Синедрион, приговоривший Иисуса Христа к смерти, был не фарисейский, но состоял из саддукеев; по крайней мере, последние были тогда в Синедрионе лицами, задающими тон, от которых зависело решение» (Хвольсон Д. Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа и дата Его смерти. — ХЧ, Т. II, 1875, с. 51—52). Это мнение косвенно подтверждается тем, что в рассказе о Страстях после Гефсимании фарисеи больше не фигурируют; вся инициатива оказывается в руках первосвященника и его партии. Однако, невозможно отрицать, что фарисеи энергично противодействовали Христу еще в Галилее, а многие из них желали Его гибели. И впоследствии они же углубили конфликт между христианством и иудаизмом. Как верно замечает один исследователь, «если бы не фарисеи, Церковь не встретила бы на своем пути оппозицию или встретила бы лишь незначительную» ( Herford R. T. The Pharisees, 1924, p. 213). В поисках подоплеки этой враждебности нужно хотя бы кратко коснуться истории и доктрины фарисеев. Как было уже сказано выше, фарисейский союз ( хабурот, товарищество) основали блюстители благочестия, которые противились эллинистическому влиянию, проникшему в Иудею. Тогда оно вызывало тревогу во многих странах. У римлян борьбу с эллинизмом возглавил Катон, а в Палестине — хасиды [ т. е. поборники благочестия]. «Крепить ограду вокруг Законов» — таков был девиз хасидов (Авот, 1, 1). «При всем том, — замечает православный историк М. Поснов, — «ограда» вышла настолько высока, что закрыла собой Закон; благодаря ей Закон оказался как бы под спудом. Это направление отчасти напоминает наше славянофильство с его презрением к «гнилому Западу» » ( Поснов М. Иудейство. Киев, 1906, с. 167). После победы Хасмонеев их светская политика вызвала недовольство хасидов, а вскоре (ок. 130 г.) часть их выделилась в обособленную общину, которую народ стал называть фарисейской (арам. перушайя — отделившиеся). В 88 году до н. э. царь Яннай жестоко подавил восстание, возглавленное фарисеями, но при царице Александре (78–69 гг. до н. э.) фарисеи добились признания и заняли важные места при дворе. В правление Ирода Великого им снова пришлось отойти в тень. Они оказывали царю пассивное сопротивление, не пожелали присягать Августу и пророчили конец династии Ирода, называя его самого «рабом Хасмонеев».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Согласно Деяниям, в Иерусалим прибыло около ста двадцати галилеян. Возможно, их было и больше, но по традиции это число считалось минимальным для создания отдельной общины. Таких братств, или хабурот (товариществ), объединявшихся для молитвенных трапез, в Палестине и за ее пределами существовало много. Церковные и гражданские власти относились к ним вполне терпимо. Степень обособленности общин была разной, а некоторые из них — как, например, обитавшие у Мертвого моря — почти совсем порвали связь с остальным миром. Но община учеников Христовых, которые получили прозвище назаряне, не походила ни на одну другую. Она не была просто общиной набожных людей, и, кроме того, они не собирались изолировать себя от Храма и отеческой Церкви. Они остались в ней не по инерции, которую не смогли преодолеть. Отход от Ветхого Завета означал бы для учеников отход от Самого Господа, Который жил и учил на основе богооткровенной веры. Сам приход Его был исполнением библейских обетований. Апостолы надеялись, что установленный Им Новый Завет за короткое время распространится на весь народ Божий; но и после того, как это не случилось, Церковь продолжала сохранять прочную связь с наследием Израиля через Предание и Библию. Если в синагогах мужчины молились отдельно, а раввины не допускали женщин в свои школы, то апостолы не хотели нарушать волю Господа, Который всегда был окружен не только учениками, но и ученицами. Поэтому по домам верные молились все вместе, как бы предвосхищая слова Павла: «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3: 28). Мариам, Мать Господа, забота о Которой была возложена на Иоанна Зеведеева, была окружена почитанием, хотя по–прежнему смиренно держалась в тени. Этим объясняется двойственность Ее образа в Новом Завете. С одной стороны, Она — избранница Божия, «благословенная между женами», а с другой — Хранительница тайны, о Которой знают очень немногие. Словно Она Сама упорно избегала человеческой славы. Несомненно, впечатление, оставленное Ее личностью, было огромным. Этим объясняются легенды, которые окружили имя Марии уже в первых поколениях христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...