Ап. Павел и его ученик Тимофей. Миниатюра из послания ап. Павла к Филиппийцам. Новый Завет. 1072 г. (МГУ НБ. Греч. 2. Л.264) Ап. Павел и его ученик Тимофей. Миниатюра из послания ап. Павла к Филиппийцам. Новый Завет. 1072 г. (МГУ НБ. Греч. 2. Л.264) Подобные рукописи приобрели во 2-й пол. XI - нач. XII в. популярность и создавались во мн. др. мастерских. Вероятно, из имп. скриптория вышла крошечная рукопись НЗ (МГУ НБ. Греч. 2, 1072 г.). Текст, написанный «перлшрифтом» (жемчужное письмо), выполненные золотом заголовки и инициалы, образованные фигурками беседующих апостолов, создают единое ритмическое целое. Квадратные миниатюры в легких орнаментальных рамках занимают чуть больше половины страницы. В них на золотом фоне изображены апостолы, пишущие или диктующие свои послания. Их фигуры кажутся легкими и бесплотными, однако одежды и лики написаны с соблюдением всех классических норм, тончайшими тональными переходами и белильными лессировками. Особое очарование миниатюрам придает колорит, сочетающий приглушенные тона розового, бледно-зеленого, светло-синего и сиреневого. Евангелист Иоанн. Миниатюра из Евангелия. Посл. треть XI в. (Athen. Bibl. Nat. gr. 57. Fol. 265v) Евангелист Иоанн. Миниатюра из Евангелия. Посл. треть XI в. (Athen. Bibl. Nat. gr. 57. Fol. 265v) В миниатюрах мн. иллюстрированных рукописей посл. трети XI в. явственно начинает проступать классическая основа визант. искусства, к-рой художники стремятся придать максимальную духовную насыщенность. Таковы миниатюры Евангелий - ГИМ. Син. греч. 511 и ГИМ. Син. греч. 518; Athen. Bibl. Nat. gr. 57; Laurent. Med. Palat. 244; Bodl. Auct. T. Inf. 2.7; Parisin. gr. 189 и др. Эти рукописи украшены изображениями 4 евангелистов, занимающими целую страницу. Евангелисты, облаченные в мягкие шелковые одежды, восседают на великолепных резных или плетеных креслах; перед ними на столиках разложены всевозможные инструменты для письма, баночки с чернилами, свитки и кодексы. При этом фигуры и предметы кажутся легкими, лишенными объема, парящими в золотом свете. Складки одежд евангелистов деликатно моделированы тональными градациями, однако подчеркнутая красота силуэтов и сложных линейных ритмов усиливает впечатление плоскостности. Фигуры имеют изящные, немного удлиненные пропорции: небольшие головы, длинные руки и ноги с крошечными кистями и ступнями. Позы евангелистов спокойные и непринужденные, во всем чувствуется равновесие и гармония. Образам евангелистов приданы благородные утонченные черты: высокие лбы, узкие подбородки, орлиные носы, миндалевидные глаза. Лики написаны идеально ровными, гладкими плавями, они словно застыли в состоянии бесстрастного самоуглубленного созерцания.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Имя И. Ц. связано также с певч. кн. Икиматарий : он распел икос Акафиста Пресв. Богородице «Всякое естество ангельское» (в рус. богослужебных книгах это песнопение называется кондаком) на 4-й глас νεναν. Это произведение мелурга имеет 2-частную композицию: 1-я часть состоит из стиха «Всякое естество ангельское... Твоего вочеловечения делу» и кратимы τετετενενα, 2-я - из стиха «Неприступнаго бо яко Бога... от всех», кратимы ανενανε ερρετε и стиха «Нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуия» (Ath. Iver. 972. Fol. 75v - 76v, 1-я пол. XV в.; Ath. Doch. 381. Fol. 114v, кон. XVI в.; Athen. M. Paidousi. 1. Fol. 190-194v, 1768 г.). Особую ценность имеют кратимы, распетые И. Ц. на гласы 1-й плагальный, βαρς, 4-й плагальный (2 версии). Они являются самостоятельными сочинениями и содержатся в Кратиматарии , Sinait. gr. 1252 сер. XV в. Кратимы как основной элемент калофонии могли вставляться певчими или писцами в сочинения др. мелургов. Кратимы И. Ц. можно найти в Икиматарии (напр., в списке Athen. M. Paidousi. 1 его вставки-кратимы в икос Иоанна Глики «Ангел предстатель» 4-го гласа (Fol. 44-50v), в икосы (в рус. книгах называются кондаками) Иоанна Кукузеля «Бурю внутрь имея» и «Боготечную звезду», оба 4-го гласа (Fol. 125v, 151v - 152v), в икос (кондак) Иоанна Глики «Проповедницы богоноснии» 4-го гласа (Fol. 163), в икос Иоанна Кукузеля «Новую показа тварь» 4-го гласа (Fol. 175-182v)), в Кратиматарии (Sinait. gr. 1252. Fol. 88: τετετε как дополнение к кратимам мелургов Иоанна Клады и Ксена Корониса; Fol. 113v: τετετε на 1-й плагальный глас; Fol. 188: Αανε на глас βαρυς; Fol. 265v: Ερερε на 4-й плагальный глас; Fol. 267: Ανενε на 4-й плагальный глас), а также в Пападики (Ath. Cutl. 457. Fol. 35v: Ερερεε на 4-й плагальный глас - для стиха на вечерне «На Господа» (Пс 2. 2б) Иоанна Кукузеля). Помимо создания произведений И. Ц. обрабатывал (καλλπισε - украшал) песнопения известных мелургов (см., напр., упомянутый выше случай «украшения» «пролога» Ксена Корониса для калофонического стиха Иоанна Кукузеля «Очи имут»).

http://pravenc.ru/text/471548.html