Итак, когда Христос совершенно заградил уста фарисеев доказательствами, заимствованными как из Писания, так и из обыкновенного порядка вещей, и они ничего не могли сказать Ему вопреки, – потому что, обвиняя Его, сами оказались виновными и противниками ветхозаветного закона, – то, оставив Его, они опять начинают обвинять учеников. Евангелист Лука говорит, что их обвиняли фарисеи ( Лк. 5:33 ), а Матфей приписывает это ученикам Иоанна. Но вероятно, что и те и другие обвиняли учеников Христовых. Можно думать, что фарисеи, не зная, что им делать, взяли с собою и учеников Иоанна, как после брали иродиан. Действительно, ученики Иоанна всегда завидовали Христу и противоречили Ему, и тогда только смирились, когда Иоанн ввержен был в темницу; тогда они пришли возвестить об этом Иисусу, но после опять возвратились к прежней зависти. Что ж они говорят? «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся» ( Мф. 9:14 )? Вот та болезнь, которую Христос, предвидя могущее произойти от нее зло, врачевал прежде, говоря: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» ( Мф. 6:17 ). Однако Он не укоряет учеников Иоанна, и не называет их тщеславными и кичливыми, но со всею кротостью отвечает им, говоря: не могут «сыны чертога брачного» поститься, «пока с ними жених» ( Мф. 9:15 ). Когда Христос защищал других, именно мытарей, то для утешения сокрушенного духа их сильно обличал поносителей; а когда укоряли Его и учеников Его, Он отвечает со всею кротостью. Смысл же слов, сказанных учениками Иоанна, следующий: пусть Ты, как врач, поступаешь так; но для чего ученики Твои, оставив пост, участвуют в таких трапезах? И чтобы более придать силы обвинению, выставляют в пример, во-первых, себя, затем фарисеев, желая через сравнение увеличить вину учеников Иисуса. И мы, и фарисеи, говорят они, постимся много. Действительно, и те и другие постились, первые – научившись от Иоанна, вторые – из закона, как и фарисей говорил: «Пощусь два раза в неделю» ( Лк. 18:12 ). Что ж отвечает Иисус? «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених»? Прежде Он наименовал Себя врачом, а теперь называет женихом, открывая этими наименованиями неизреченные тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Кстати, знаете ли вы, что дальше, по мнению оккультистов, произошло с Иоанном Предтечей? — «Иоанн Предтеча перевоплотился в Александре Мене» [ 115 ]. Но эту байку мы разбирать уже не будем. В ней интересно лишь одно: она показывает механизм конструирования мифов. Как известно, магическое сознание (наиболее явно в так называемой «симпатической магии») заметив две схожие черты в двух совершенно разных предметах отождествляет их. Схожее в одном отношении тождественно во всех остальных. Фигурка тождественна человеку, изображаемому фигуркой. Так в народном сознании глава Иоанна Предтечи оказывается тождественной с любым круглым предметом (и народными поверьями воспрещается резать арбузы в день усекновения главы Иоанна Предтечи). Магическое сознание не умеет замечать частности, не умеет видеть в предметах что-то большее, чем то, что показалось первоначально. Почему же Иоанн Предтеча оказался для киевской оккультистки Александром Менем? — Да просто потому, что и главы о. Александра коснулся топор. И произошло это в день усекновения главы Иоанна Предтечи. Всего остального уже можно не замечать. В частности — можно не замечать того, что о. Александр Мень, как и Иоанн Предтеча, отрицал взгляд на себя как на чье-то перевоплощение… Отметим также справедливость замечания архиеп. Иоанна (Шаховского), сказанного по поводу оккультного отождествления Иоанна Предтечи и Илии: «Если оккультное богословие заставило великого пророка Илию раствориться в личности Иоанна Крестителя, то согласно этой вере мы ни одного святого не можем призывать по имени, и ни одного усопшего не можем любить» [ 116 ]. Теперь же обратимся еще к одному (и уже цитированному выше) евангельскому тексту, который Рерихам кажется обещанием перевоплощения: «вы, последовавшие за Мной, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними и последние первыми»(Мф. 19, 28-30). По агни-йогическому толкованию: «Сказано — дано будет много матерей, отцов, жен, сестер и братьев, даже такое ясное указание не заставит подумать — где такое произойдет? Не хотят подумать о земных жизнях. Самые мудрые Заветы не достигают ушей заложенных» (Аум, 199). Воодушевленный открытием наставницы, ученик Е. Рерих Е. А. Зильберсдорф приводит параллельные евангельские места (Мк. 10, 29-30 и Лк. 18, 29-30) под шапкой: «вот еще места из Еавнгелия, где указывается на перевоплощение» [ 117 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Мф.11:11.   Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя … Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя;.. Не родился, говорит, больший его между людьми, рожденными от жен. Кто другой, скрытый во мраке чрева, узнал пришедший свет и взыгранием поклонился Ему? Никто — кроме него одного; следовательно, он больше всех. И опять, кто с детства проводил столь уединенную и пустынную жизнь и избрал такой подвиг? Конечно, никто. Затем, после того как воздал похвалу Крестителю, во-первых, от стечения к нему иудеев, во-вторых, от личной его добродетели, в третьих, от своего приговора, в четвертых, от пророческого свидетельства, и после того как объявил его более, чем пророком и вообще большим всех людей, — врачует такое излишество похвал, чтобы не предпочитали его Христу. И смотри, что говорит: Мф.11:11.   Мний же во Царствии Небеснем болий его есть . но меньший в Царстве Небесном больше его. Меньшим называет Самого Себя, потому что таким Он казался иудеям. Иоанна они считали большим, потому что он с детства — удалился в пустыню и проводил необычайный образ жизни, но Христа ставили ниже, так как Он вел обычный образ жизни. Меньший же, т. е. кажущийся меньшим его, больше его в Царствии Небесном, как не только человек, но и Бог. Мф.11:12.   От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е . От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, Златоуст говорит, что Царством Небесным назвал здесь веру в Себя, как залог Царства Небесного, т. е. наслаждения небесных благ. «Нудится» , т. е. насильно восхищается людьми, когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия. Поясняя это, присоединил: «нуждницы восхищают е» . Такое похвальное насилие началось, говорит, со дней проповеди Иоанна, провозгласившего народу: «покайтеся, приближибося Царствие Небесное» . Сказал это Христос, как для похвалы Иоанну, как бы положившему начало спасению людей, — так и для побуждения слушателей употребить подобное же усилие над самими собою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Но, да не будет этого. Еще есть верные и избранные в России праведники, как некогда были в царствующем граде св. Андрей с Епифанием и другие.Аминь. Слово двенадцатоеНа день преставления св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26-го сентября 1905 годаСвятое преставление возлюбленного ученика Христова – урок воскресения и бессмертия.Нынешний день церковь Христова совершает славную память преставления Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова от временной жизни к вечной, от тленной к нетленной, от многотрудной и прискорбной к вечному покою и радости, от работной – к царственной, ибо ему, вместе с прочими Апостолами обещано Самою Истиною – Христом царское седалище и суд над двенадцатью коленами Израильскими. Преставление возлюбленного ученика и наперсника Христова было сверхъестественно: чрез три дня по погребении тело его не обретено в земле, в которой он был похоронен; он был переселен с телом в небесные селения, к престолу Божию, получив в то же время жребий – пребывать и на земле по желанию, до второго страшного пришествия Христова, во исполнение слов Господа, сказанных Апостолу Петру: если я хочу, чтобы он оставался (в теле), пока я приду, что тебе до того?Так возвеличена, обессмертствована и обожена природа человеческая в лице апостола Иоанна, такой громогласный, премудрый, божественный Богослов и учитель веры истинной дан человечеству в лице возлюбленного апостола Иоанна. Его божественное, чудное, исполненное божественной простоты и величия Евангелие проникло во все концы мира; научило и научает все народы, принявшие веру Христову, истинному, душепитательному и душеспасительному Богословию.Обратим особенное внимание на слова, сказанные Господом, Начальником жизни нашей апостолу Петру касательно мученической кончины его на кресте и касательно пребывания Иоанна до второго пришествия Господа: если я хочу, чтобы он оставался, доколе я приду, что тебе до того?Что значат эти державные слова Творца и Господа тварей? Они значат, что Иоанн не умрет в продолжении нескольких тысяч лет, и испытает смерть на несколько дней только перед самым вторым, славным пришествием Его на землю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1009...

опечалился (λυπ) стал печален (περλυπος γενμενος) царь; по причине (δια) клятвы и для гостей своих (=пировавших с ним, τος νακειμνους), не захотел отказать ей, – велел дать ей (чего просила). 3. Мученическая кончина св. Иоанна Крестителя. а. Отсечение головы. тотчас послав (πμψας), усекнул (πεκεφλισε) Иоанна (=отсек Иоанну голову) в темнице, – царь, послав стража (ποστελας σπεκουλτορα), велел принести голову его. Он же (страж) пошел, и усекнул его в темнице, и принес голову его. [И принесена голова его] на блюде, [и подана] и подал ее девице; и девица отнесла (и) отдала ее матери своей. б. Погребение мощей Иоанна Крестителя. И услышав ученики его, пришли, приступив, взяли тело его, и положили и погребли оное (ατ) во гроб. в. Уведомление Спасителя о кончине Иоанна. И пришедши, возвестили Иисусу. 1. Второе прохождение Галилеи. а. Иисус Христос, проходя города и селения, благовествует и исцеляет. После сего, (ближайшим образом по удалении из Назарета и после усекновения главы Иоанна Крестителя), Он (Господь) проходил по городам и селениям (διδευεν κατα­ πλιν κα κμην), – обходил (περιγεν) Иисус все города (τς πλεις) и селения окрестные (κκλψ) в синагогах их, и проповедуя Евангелие царствия, – и благовествуя царствие Божие, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. б. Кто постоянно следовал за Иисусом Христом. И с Ним (проходили) двенадцать (Апостолов), и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и другие многие (в последствии названные Мироносицами), которые служили Ему имением своим. 2. Послание двенадцати Апостолов на проповедь. а. Изъявление сожаления о народе. Видя же людей, (Иисус Христос) жалел о них, что они изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. б. Возбуждение учеников к молитве о явлении делателей сей духовной жатвы. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а жнецов (ργτας) мало. И так молите господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Сколь мало можно видеть реинкарнационную «эзотерику» во всех преданиях и сплетнях толпы, видно и из вполне параллельного ряда мнений, бытовавших о Христе. Иисус спрашивал учеников Своих: «за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес» (Лк. 9,18-19). Во-первых, здесь мы видим явную веру в воскресение. Люди были готовы видеть в Иисусе воскресшего Иоанна, воскресшего древнего пророка или вернувшегося Илию. Но они никак не могли видеть в Нем реинкарнацию Иоанна: Предтеча родился лишь на шесть месяцев раньше Иисуса. Однако сходство проповеди (Иисус начинает свою проповедь с тех слов, что постоянно говорил Иоанн – «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»), одинаковый возраст, и, очевидно, родственная похожесть (они ведь родственники – см. Лк. 1,36) делали возможным узнавание Иоанна в Иисусе. Итак, были совершенно некармические основания для сближения Иоанна и Иисуса. Такие же некармические, но собственно внутрибиблейские основаняи были и для сближения Иисуса и Илии, Иисуса и кого-либо из древних пророков 1210 , а также Иоанна и Илии. У Елены Рерих тогда находится последняя соломинка. «В словах „я снова в муках рождения“ (Гал. 4,19) утверждается закон перевоплощения» 1211 . Приведу полный текст обращения Павла к ученикам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас». Да неужели же скорбь учителя – это реинкарнация? И это – «подлинно научное исследование Евангелия»? Йог Рамачарака (Аткинсон), приведя два новозаветных текста, из которых оккультисты пробуют сварить «эзотерическое христианство» (вопрос об Иоанне Предтечи и случай со слепорожденным), вполне разумно считает нужным быстро покинуть поле библейских исследований: «В Новом Завете есть еще много других статей, доказывающих, что ученикам и последователям Иисуса догмат Перевоплощения был хорошо известен, но мы предпочитаем перейти к обсуждению писаний первых христианских Отцов, чтобы показать, что они думали и учили относительно Перевоплощения и Кармы» 1212 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Тесная связь Креста и Воскресения вытекает с еще большею ясностью из Евангелия от Иоанна. Мы уже отмечали, что вторая часть Евангелия символически изображается, как ночь ( Ин.13:30 ). Она начинается с омовения ног, тоже имеющего значение символического акта. В омовении ног Господь образно научает любви, о которой затем пространно говорит в Прощальной беседе и взывает к Отцу в Первосвященнической молитве: символ и его раскрытие. Первосвященническая молитва есть молитва Первосвященника и Жертвы, Приносящего и Приносимого: она предваряет Страсти. И Прощальная беседа потому прощальная, что предполагает разлуку, и ее задача объяснить ученикам значение момента: приближается соблазн Креста. Все связано в одну сплошную цепь. То, что относится к омовению ног, относится ко всей цепи. «Во время вечери, когда диавол вложил уже в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери...» ( Ин.13:2–4 ). Далее следует рассказ об омовении ног. Но эти немногие слова, которыми он вводится, имеют и большее значение: в них указана сущность наступающей ночи, как ее понимал Иоанн. – Достигает своего предела восстание мира (ср. ещё Ин.13:1 ). Иисус отходит к Отцу. Но, так как «Отец все отдал в руки Его», то восхождение Сына к Отцу предполагает и возведение Сыном к Отцу уверовавших в Сына и возлюбивших Его. С трех сторон раскрывается для Иоанна надвигающаяся ночь: восстание мира на Христа, восхождение Его к Отцу и возведение к Отцу учеников. Существенно для понимания внутренней связи Страстей и Воскресения, что у Иоанна ночь не кончается и с Воскресением. В отличие от синоптиков (ср. Мф.28:1 , Мк.16:2 ), Мария Магдалина приходит ко гробу «еще сущей тьме» ( Ин.20:1 ): σκοτ ας τιοσης. Термин σκοτ α- один из характерных Иоанновских терминов. Он употребляется и в переносном смысле для обозначения тьмы грешного мира, противостоящей свету (напр. Ин.4–5 ). Символическое значение указания ( Ин.20:1 ) не подлежит сомнению. Оно имеет своим дополнением слова Воскресшего Марии Магдалине ( Ин.20:17 ): «He прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». Если в четвертом Евангелии ночь изображает не только восстание мира на Христа, но и Его восхождение к Отцу, то для нас сейчас уже ясно, что в символике Иоанна ночь не ограничивается соблазном Креста. Она обнимает и Воскресение. Отсюда следуют и дальнейшие выводы. Мы видели, что, по учению Иоанна, в Страстях Христовых совершается явление Славы Божией, Славы Отца и Сына. Эта формула допускает теперь уточнение. Связь Креста и Воскресения – у Иоанна особенно тесная – показывает, что прославление Божие совершается и по учению четвертого Евангелиста не только чрез Страсти, но и чрез Воскресение Христово, в таинственном единстве Страстей и Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 19-й седмицы по Пятидесятнице Лк., 10 зач., 3, 19–22 Тогда Ирод четвертовластник, обличаемый от Иоанна за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись молился: отверзлось небо и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в тебе Мое благоволение! Проповедь святого Иоанна Предтечи произвела в Иудее потрясение, оживившее в народе ожидание Мессии. «Все спрашивали о Иоанне: «Не он ли Христос?» Но власть не дремала. Тот, кого Христос назовет «лисицей» (Лк. 13, 32), боялся, как бы этот религиозный подъем не нарушил общественное спокойствие. Он не мог забыть обличений Предтечи за Иродиаду, жену брата его, и за другие преступления. Он «прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу». От того, что для него были невыносимы обличения Предтечи, все должны были быть лишены возможности слушать его наставления и советы. Неужели из-за этого должен был умолкнуть глас вопиющего в пустыне? Но так должна быть испытана вера учеников. И так должно было быть наказано неверие тех, кто отверг его. Так становится он Предтечей Христовым – не только в проповеди, но и в страдании. Он должен теперь уступить место Господу – утренняя звезда, исчезающая при восходе солнца. Евангелие от Луки рассказывает о взятии под стражу Иоанна, прежде повествования о крещении Господа, хотя оно было почти через год после выхода Спасителя на проповедь. Цель этой перестановки – показать, что подготовительное время завершилось. Тот, Кто должен придти, пришел. Еще раз обозначен смысл служения Предтечи по отношению ко Христу. И нам предлагается краткое описание Крещения Господа от Иоанна. В Евангелии сказано, что когда крестился весь народ, то Господь тоже крестился. Христос хотел креститься последним среди людей, и после всех. Он увидел, какое множество народа было приготовлено таким образом для принятия Его, и тогда явился миру.

http://pravoslavie.ru/3645.html

«Это Иоанн, которому я велел отрубить голову, и вот он воскрес!» 17В самом деле, этот Ирод послал схватить Иоанна и в узах бросить его в тюрьму – из-за Иродиады, жены Филиппа, брата Ирода, на которой Ирод женился; 18ибо Иоанн говорил ему: «Не должно тебе жить с женой брата твоего!» 19А Иродиада затаила вражду против Иоанна и желала его умертвить, но не могла, 20потому что Ирод боялся его, зная, что он праведник и святой, и сберегал его; послушав его, он бывал сильно смущен, но слушал его с охотой.21И настал удобный случай, когда Ирод по случаю дня своего рождения устроил пир для своих вельмож, начальников войска и важных людей Галилеи; 22и вошла тогда дочь этой Иродиады, и проплясала танец, и сумела угодить Ироду и его гостям. И сказал царь девочке: «Проси у меня, чего пожелаешь, и я дам тебе!» 23И он клялся ей: «Чего бы ты ни попросила, дам тебе! Хоть полцарства моего!» 24И она, выйдя, спросила у матери: «Чего мне просить? А та сказала: «Голову Иоанна Крестителя!» 25И тотчас же поспешив вернуться к царю, она изъявила такую просьбу: «Желаю, чтобы ты сейчас же дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя». 26И царь сильно опечалился, однако из-за своей клятвы, данной перед гостями, не пожелал отказать ей. 27Тотчас же отрядив стражника, царь велел принести голову; и тот пошел, и обезглавил Иоанна в тюрьме, 28и принес голову его на блюде, и отдал ее девочке, а та отдала ее своей матери. 29И ученики Иоанна, услышав об этом, пришли, и взяли тело его, и положили его в гробницу. 30И собираются апостолы к Иисусу; и рассказали они Ему все, что сделали и чему научили. 31И Он говорит им: «Теперь идите вы сами в уединение, в пустынное место, и немного отдохните». В самом деле, люди непрерывно приходили и уходили, так что у них не было времени даже поесть. 32И отплыли они в лодке к пустынному месту, в уединение. 33Однако увидели, как они отплывали, и стало это ведомо многим, и побежали туда сушей из всех городов и оказались там раньше их. 34Выйдя на берег, Он увидел множество народа и исполнился сострадания к ним, потому что были они, словно овцы, не имеющие пастуха; и Он начал многому их учить. 35А когда час был уже поздний, подошли к Нему ученики Его и сказали:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Это тихое общение с Духом Святым да будет для всех вас, духовные дети мои, целью жизни вашей, да будет глубокой и тихой радостью. Заслужите великое счастье быть храмами Божьими и обителью Святого Духа, и защитит Он вас от всех зол и соблазнов мира, и даст вам вечную радость и вечный покой. Аминь. 1958 г. В день рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Празднуем ныне Рождество великого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа. Это великое событие за 700 лет до него было предвозвещено славным Пророком Исаией: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3). Этими словами Пророк Исаия предопределил основную цель жизни Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Через 300 лет после Исаии другой пророк, Малахия, назвал Предтечу Господня Иоанна Ангелом, которого посылает Господь пред Собою уготовить путь Ему. Слова Пророков удостоверил и Сам Господь наш Иисус Христос пред народом, когда присылал к Нему двух своих учеников уже заключенный в темнице Иоанн Предтеча спросить у Него: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11, 3). Обращаясь к народу, Господь сказал: «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11, 9-11). С большим смущением останавливаемся мы пред этими последними словами Спасителя. Как понять нам, что «меньший в Царстве Небесном» — больше Иоанна Предтечи, величайшего из всех рожденных женами? Слова эти нельзя было бы понять разумом человече-ским, и только другие слова Господа Иисуса, сказанные им по совсем другим поводам, дают нам ответ на смутившее нас слово Его о том, что меньший в Царстве Небесном больше великого Предтечи и Крестителя Господня. Напомним написанное у Евангелиста Луки (Глава 20) повествование о том, как искушали Господа Иисуса Христа саддукеи, иудейские сектанты, отвергавшие веру в воскресение мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010