Гал.2:19 .   Законом я умер для закона, Объясняет, каким образом он оставил закон, и говорит: посредством закона благодати и Евангелия я умер для закона Моисеева, или умер, говорит он, для закона посредством закона; то есть сам закон привел меня к тому, чтобы более не соблюдать его, приведши меня ко Христу посредством Моисеева и пророческого слова. Поэтому, если я опять стану соблюдать его, – опять нарушу его. Или же таким образом: закон повелевал не исполняющего его предписаний наказывать и убивать. А так как он не мог быть выполнен, то по силе его я подвергся смерти. Посему да не повелевает он мной, как уже умершим и душевно, потому что согрешил, не будучи в состоянии исполнять дел закона, и телесно, поскольку это зависело от осуждения законом. Как же после этого я буду еще держаться того, который умертвил меня? чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, Чтобы кто-нибудь не сказал: как же ты живешь, когда умер? – он говорит, что хотя закон умертвил меня живого, но Христос, обретши меня мертвым, оживил меня, мысленно сораспявшегося Ему и умершего с Ним чрез крещение. Сугубое чудо: оживотворил мертвого, и оживотворил чрез смерть. Гал.2:20 .   и уже не я живу, но живет во мне Христос. Словами  «я сораспялся Христу» указал на крещение, а словами  «уже не я живу» – на жизнь после сего, чрез которую умирает наше тело.  «Но живет во мне Христос», то есть в нас ничего нет, что не угодно Христу, но Он все совершает в нас, управляя и господствуя. И наша воля умерла, а живет Его и управляет нашей жизнью. Итак, если я живу для Бога жизнью, отличной от жизни в законе, и умер для закона, то я не могу ничего соблюдать из закона. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, То, что я сказал, сказал о духовной жизни, но и чувственную жизнь ты найдешь во мне, сущую от Христа. Ибо и закон нарушаемый всех подверг греху и наказанию, и ничто не препятствовало, как во времена потопа, всем погибнуть как преступникам; но явившийся Христос избавил нас от осуждения, оправдав Своею  смертью. Так что и это самое – жизнь чувственную и плотскую – мы имеем чрез веру во Христа, – веру, оправдывающую нас и избавляющую от осуждения.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Господь сказал в блаженствах: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» . Значит, сердце нечистое не может узреть Христа. Господь не проявляется в чём-то чувственном, Он проявляется в Своей любви, радости, тишине, мире, «всяк ум превосходящем» . Люди думают, что ум состоит в отсутствии помыслов. Такое состояние тоже можно назвать миром. Но Святые отцы, когда говорят о мире духовном, имеют ввиду обручение Небесного Царствия. Христианин, вкусивший этого Божественного мира, делается как бы вне себя. Этот мир есть предощущение в меру человеческих сил Царствия Небесного, так как по учению Святых отцов и тело, и душа человека услаждаются миром в Царствии Божием. С великой душевной болью настоятельно побуждаю вас к борьбе! Не допустите, чтобы полученное теперь было развеяно ветром, не потеряйте этого, держите глубоко в своём сердце, осуществите на деле, дабы получить пользу и вкусить красоты Царствия Божия. Когда вы обретёте душевное здравие, мера вашей радости и благодарности Богу не будет иметь границ. Напоследок ещё раз хочу попросить вас сохранить в себе то немногое, что Благодатью Божией было здесь сказано: сохранить пользу, которую вы для себя получили в священном Таинстве Покаяния, бороться за то, чтобы увеличить её для себя и передать окружающим. Чтобы, когда Бог удостоит нас вновь собраться вместе, вы были бы в лучшем состоянии. Семя, посеянное нами, худое и бедное, потому что сами мы хуже и неключимее этого семени. Желаем вам приумножить полученное и просим молиться, чтобы и нас, убогих, душевно и телесно сохраняла Благодать Святого Духа и удостоила нас спасения во славу Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46–47). — Ср. Лк.6:32–34. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). — Ср. Лк.6:27–28,35.

http://pravoslavie.ru/56988.html

Да не укроется от тебя, что враг исконный омрачает тебя пред соборным служением литургии, и особенно в то время, когда переносятся Дары и говорится весь Царствующий дом. Он так омрачает и опутывает тебя в это время, что ты стоишь, как бы связанный и душевно и телесно; он унижает тебя донельзя в собственных мыслях, шепчет тебе, что ты пред глазами предстоящих должен только стыдиться себя и своего положения, между тем как ты в это время велик и положение твое, хотя последнего, также положение очень важное. В мнительности скрывается исконный лжец и человекоубийца: он представляет все в лживых и огромных размерах человеку мнительному. Это же заметь и в отношении к другим случаям, когда ты, совершая святое дело, стыдишься сам себя и того, что делаешь. Знай, что в подобных случаях враг входит в тебя и срастворяется с твоими мыслями и чувствами, – не верь ему. Его, губителя, легко узнать: он приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить [ Ин. 10,10 ]; все, убивающее душу, – его дело (кроме наказаний Господних); все, оживляющее, умиротворяющее душу, – Божие дело: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком [ Ин. 10,10 ]. Помни, чем все кончится: мукою вечною в огне геенском или блаженством бесконечным в Царстве Небесном. Ты идешь как бы на гору или под гору – путем этой жизни; размысли, каков будет у тебя последний ступень, на что ты ступишь, кончив путь земной: на огонь преисподний или на небесную воду упокоения. Чтобы быть здоровым, надобно есть все: пищу самую разнообразную. В похотях есть всяк праздный [ Притч. 13,4 ], говорит Священное Писание, то есть сердце человека праздного подвержено постоянно страстям и похотям. Праздный человек легко подвергается зависти, ненависти, гордости, честолюбию и всякой страсти; праздный человек – самое подручное орудие диавола, потому что праздный – неогражденный сад. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле... Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [ Пс. 72,25–26 ]. Да, Ты, Господи, должен быть для меня всем; ни из-за чего я не должен расставаться с Тобою, Боже сердца моего, или, по апостолу, ничто не должно разлучать меня с Тобою: ни высота, ни глубина, ни небо, ни земля, ни Ангелы, ни Начала...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Поучение 29. О том, чтобы не ублажать иного жительства, кром...    Отцы мои, братия и чада!    Я лежу болезни ради, и не могу стоять пред лицем вашим и поучать вас ничтожным моим словом. Но если вы здравы и сильны душевно и телесно, я не чувствую болезни, и отнюдь не скорблю; ибо вы чада мои, по истине здравие и радость моя, упокоение и венец мой. С вами у меня и жизнь счастливая и благоденствие, праздник и похвала, богатство и наслаждение, веселие и радование. А если бы вы подвержены были душевным недугам, чего да не будет, то это причинило бы мне болезнь и сокрушение. Посему молю вас усердно, повергаюсь к ногам вашим, прошу, умоляю и припадаю, как отец недостойный, как брат, как чадо, как раб ваш: стойте, терпите, мужественно, дерзайте, мужайтесь, восходите мыслию, возноситесь на небо, дабы мысленно увидеть Господа нашего Иисуса Христа, седящего на Херувимах и Серафимах на престоле славы Своей, Которому предстоит весь Ангельский чин и служит со страхом и трепетом. Тогда услышат благословенный глас Владыки достойно совершившие подвиг свой, ничего не пожелавшие от мира сего и не прельстившиеся его суетою. Ибо «тогда, — сказано, — праведницы просветятся яко солнце» (Матф. 13:43), когда «приидут от восток и запад, и севера и моря, и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом» (Матф. 8:11), в неизреченной радости, когда Царь наш и Господь разделит Свои дары по заслугам каждого.    Горе, горе, братия мои и чада! Какую славу наследуют преблаженные послушники! Поистине каждый в каком чину благоугодил Богу, в том и получит блага. Хотя и велики пред Богом те, которые послужили Ему в горах, и в вертепах, и в пропастех земных, столпники, затворники и во всяком другом жительстве прославившие Бога: однако знайте, братия мои возлюбленные и вожделенные, что когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, разделитель бесчисленных благ, то избрал не пустынное или столпническое житие, но образ и правило повиновения. Ибо Сам Он говорит: «яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

Естественным основанием любви является единство происхождения людей, тождество их общечеловеческой душевно-телесной природы. Будучи частичным, далеко не полным, выражением общечеловеческой сущности, каждый человек в отдельности стремиться к восполнению своей недостаточности а равно и поделиться с другими своими природными дарами в взаимном общении с другими людьми. Христианство , не отвергает, но поставляет естественную заботу человека о самом себе исходным пунктом, мерой, пределом и критерием любви к ближнему: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7,12 ), «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22,39 ). В то же время христианство имеет своей задачей постепенно возвести человека к такому нравственному состоянию, чтобы он видел в другом, себе подобном, не средство, а цель своей жизнедеятельности, внушая христианину, чтобы никто не искал «своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10,24 ), так что только «нося бремена друг друга», христиане исполняют «закон Христов» ( Гал.6,2 ). Т.е. христианская любовь к ближним требует самопожертвования и самоотречения, по слову Господа, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин15,14 ). Проявляя и осуществляя самоотверженную любовь к людям, христианин должен стремиться делать это не по расчетам на собственное благополучие временное и вечное, но по бескорыстному влечению любящего сердца, «из того убеждения, – пишет свт. Иоанн Златоуст , – что так угодно Богу». Характером христианской любви определяется и сущность христианского смирения или смиренномудрия в отношении к ближним. Человек, проникнутый истинно-христианской любовью, не только «не превозносится и не гордится» ( 1Кор.13,4 ), но искренне считает себя недостойнее, хуже, ниже других. Вместе с этим и потому самому, он всегда готов оказать ближнему всякую услугу, которая находится в его власти, как бы унизительной она ни казалась с точки зрения принятых мнений. По изображению Св. Писания, смиренномудрие, будучи противно амбициозности, партийности, честолюбию, тщеславию, излишней самоуверенности и самонадеянности, теснейшим образом соединяется с кротостью, долготерпением, взаимным снисхождением и прощением обид.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/p...

Жила, работала, училась, скончалась рано, так случилось Цель этого упражнения, которое на первый взгляд может показаться жестким — переосмысление жизни, перерасстановка жизненных приоритетов, ценностей и смыслов. Не забудьте по окончании этой работы вернуть вашего подопечного обратно, обнадежить, порекомендовать ему взять с собой в будущее полученный опыт и пользоваться им в те моменты, когда это будет уместно. Страх остаться непонятым Не менее важным моментом пастырской помощи является осознание человеком собственных страхов и навык их преодоления. Страхи являются довольно серьезным тормозом, который мешает человеку жить. Но более всего наши человеческие страхи препятствуют нам смело посмотреть им в лицо. Здесь необходимо большое терпение, участливая поддержка любящих людей и доверие к Богу. Являясь образцом Врача и Целителя, Господь Иисус Христос показывал, что внешнее и внутреннее исцеления тесно связаны друг с другом. «Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Лук., 5, 24). Вместе с исчезновением телесных симптомов человек обретал прощение грехов, обретал веру. Современная медицина лишь совсем недавно выявила взаимосвязь между телесными болезнями и негативными эмоциональными состояниями. Представители холистических подходов, в альтернативу классической медицине, утверждают что лечить нужно не отдельные больные органы, в исцелении нуждается весь человек в своих телесном, душевно-эмоциональном и духовном проявлениях единого человеческого существа. Христианам же из Евангелия это известно уже более двух тысяч лет! Пастырь, который в заботе о человеке делает акцент лишь на религиозную сторону жизни и при этом игнорирует и критикует остальные, может вызвать недоверие. Иногда человек боится открыть ему свою “религиозную ущербность”, боится, что священник “померяет” его своими критериями и скажет, что он в чем-то “не соответствует”, в чем-то “неправильный”. И это предчувствие можно понять. Здесь также со стороны пастыря необходима бережность и безоценочность. Сначала нужно принять то хорошее, что уже в человеке есть. Когда человек почувствует себя принятым, тогда можно помогать ему двигаться дальше на пути обретения более глубоких взаимоотношений с Богом и более глубокого духовного опыта.

http://azbyka.ru/zdorovie/batyushka-ya-n...

Заметь его мудрость: они говорили, что нарушающий закон есть преступник, а он, напротив, показывает, что соблюдающий его есть преступник, идущий не только против веры, но и против самого закона. Ибо сам закон привел меня к вере и убедил оставить его. Впереди он укажет на это, а теперь пока говорит, что закон престал, и это мы засвидетельствовали тем, что разрушили его, отступив от него. Итак, если бы стали мы усиливаться восстановить его, то оказались бы преступниками, восстановляя то, что разрушено Богом. Законом я умер для закона. Объясняет, каким образом он оставил закон, и говорит: посредством закона благодати и Евангелия я умер для закона Моисеева, или умер, говорит он, для закона посредством закона; то есть сам закон привел меня к тому, чтобы более не соблюдать его, приведши меня ко Христу посредством Моисеева и пророческого слова. Поэтому, если я опять стану соблюдать его, - опять нарушу его. Или же таким образом: закон повелевал не исполняющего его предписаний наказывать и убивать. А так как он не мог быть выполнен, то по силе его я подвергся смерти. Посему да не повелевает он мной, как уже умершим и душевно, потому что согрешил, не будучи в состоянии исполнять дел закона, и телесно, поскольку это зависело от осуждения законом. Как же после этого я буду еще держаться того, который умертвил меня? Чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. Чтобы кто-нибудь не сказал: как же ты живешь, когда умер? - он говорит, что хотя закон умертвил меня живого, но Христос, обретши меня мертвым, оживил меня, мысленно сораспявшегося Ему и умершего с Ним чрез крещение. Сугубое чудо: оживотворил мертвого, и оживотворил чрез смерть. И уже не я живу, но живет во мне Христос. Словами я сораспялся Христу указал на крещение, а словами уже не я живу - на жизнь после сего, чрез которую умирает наше тело. Но живет во мне Христос, то есть в нас ничего нет, что не угодно Христу, но Он все совершает в нас, управляя и господствуя. И наша воля умерла, а живет Его и управляет нашей жизнью. Итак, если я живу для Бога жизнью, отличной от жизни в законе, и умер для закона, то я не могу ничего соблюдать из закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1061...

И если я хочу угодить Богу, (а для Бога я все сделаю) то я, конечно, возьму и отдам ему ту или иную вещь. И как будет утешен Господь, что я подал ему. Поэтому и говорится в Евангелии: " Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали и Мне " (Мф. 25, 37-40). Почему так? Потому что этого, болящего в больнице, или этого, в тюрьме пребывающего, Господь любит. Он благословил ему жизнь, поддерживал ее, хранил его вдали от смерти и продолжает поддерживать его — жизнь греховную, отвратную, противную Богу, но тем не менее — жизнь. Господь радеет об этой душе, промышляет о ней и хочет спасти ее и, может быть, спасет. Господь, будучи Богом, но пребывающим в Духе и в Теле не на земле, не может поднести стакан воды. Ему нужен помощник на земле, чтобы этому жаждущему помог бы водою, а этому помог бы словом, а этому помог бы вещью, а этому — действием. Сделать это Он может только через тех, кто хочет Ему угодить, кто верен Ему, кто слышит Его любовь. И поэтому находит таковых, вкладывает в их сердца Свою жалость, милость к другому, Свое радение, Свое попечение. Если человек способен это Его побуждение, Его Божию Любовь понести в своем сердце, то может исполнить, что Господь хочет. В этом есть заповедь Божия: " Возлюби ближнего своего " . И человек идет помогать, благословлять, милосердствовать, утешать, делиться всем и последнее свое отдавать, потому что Господь так хочет . Верующий человек сам готов угодить Богу, потому что в угождении Богу проявляется способность служения Ему. В чем же это служение? Как раз в служении нищим, больным, немощным, нуждающимся, всякому, кого Господь любит, кому Сам телесно и душевно помочь сейчас не может и поэтому призывает нас, чтобы мы исполнили Его, Божие дело. Тогда мы входим в единодушие с Богом и со всеми, кто так делает. Тогда Благодать Божией Любви совершает через нас дело любви в Церкви.

http://zavet.ru/garmaev/ways03.htm

И последнее, о чем невозможно не упомянуть. Когда к галилейской Девушке, Которую отныне будет прославлять все человечество, явился Архангел с сообщением, что Она станет Матерью Спасителя, Та восклицает, «Величит душа Моя Господа… что призрел Он на смирение рабы Своей» ( Лк.1:46 ). Слово смирение – в оригинале анавим: на нищету! Пресвятая Дева – одна из них, из этих бедняков Божиих, из людей, напряженно и с надеждой вглядывавшихся в будущее» ( Кто такие нищие духом? ). Как приступить к исполнению Первой заповеди блаженства? 1. Следует помнить, что нищета духовная не связана прямо с материальной бедностью. Нищета телесная может способствовать осознанию духовной нищеты. Но не всегда «нищие телесно» бывают «нищими духовно». Вместе с тем богатые могут быть «нищими духом», если понимают, что видимое, материальное благосостояние есть тленное и скоропреходящее, и что оно не может заменить богатства духовного. Если они помнят слова Господа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп дает человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). 2. Не нужно уповать и на то, что мы называем «воцерковленностью». Можно быть воцерковлённым человеком и не ощущать своей духовной нищеты? Вполне возможно! Если рассуждать примерно так: Да, я знаю, что грешен и вижу свои грехи. Я даже переживаю по этому поводу. Но ведь всегда возможно исповедоваться и получить отпущение грехов. «Не согрешишь – не покаешься»… Все грешны, и я не хуже других… Смертельно больны грехами другие, но не я…. Пограничная ситуация наступает лишь тогда, когда человек узнает, что сам он, а не кто-то другой болен смертельной, неизлечимой болезнью. Когда он осознает, что помочь ему может не стандартное лечение, но чудо! 3. Необходимо внимать советам святых отцов и учителей Церкви. Блаженный Августин (V век): «Кто такие нищие духом? – Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно». Св. Феофилакт Болгарский (X век): « Нищие духом суть душевно чувствующие свое недостоинство». (Толкование на евангелие от Матфея (Глава 5).

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

И таким образом от того и от другого получали плод смирения и любви к Богу, если ощущаем изливающиеся на нас дары Его. Итак, пятое ведение, о котором мы теперь говорим и о котором утверждаем, состоит в том, чтобы человек мог вследствие (дарования) рассуждения поистине видеть чувственные творения и помыслы, а не по какому-либо обольщению не понимать их (как должно), и делать что-либо несогласно с Божественным намерением, пристрастно или снисходить помыслу; но если бы и смерть предстояла, от намерения Божия не отступать ни словом, ни делом. Это сказано о конце ведения, потому что в начале его (подвизающийся) как ученик, по нужде, еще не достигает [ 197 ] цели, а может быть, и в деле (погрешает), побеждаясь привычкою. И иногда попущением Божиим несколько заблуждает, но тотчас возвращается со многим смирением; иногда же от самомнения принимает вид возношения [ 198 ]. Когда так с ним бывает, то он должен знать, что благодать, вразумляя его, учит смирять себя и познавать, откуда получает он крепость и ведение, яко да не будем надеющеся на ся, сказано, но на воздвигшаго и прочее (2 Кор. 1, 9), что и здесь бывает. Ибо если подвизающийся пребывает в терпении, не надмеваясь и не отвращаясь от добродетели, то воздвигается и он от умерщвления тела и вещей к познанию существующего, ибо, по слову апостола, телесными деланиями сраспинается он (Христу) телесно, и душевнымидушевно (См.: Гал. 5, 24); потом спогребается Ему умерщвлением чувств и ведением (всего) по естеству и воскресает мысленно, ради бесстрастия, во Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Слово 12 [ 199 ]. О ведении чувственных творений Уму, не приобретшему еще умерщвления от страстей, неполезно переходить к созерцанию чувственных творений; если же он стремится к этому и не упражняется в поучении Божественным Писаниям, в ведении и безмолвии, то человек более помрачается забвением и мало-помалу приходит в неведение; хотя, может быть, и достигнул уже мысленного ведения, особенно же если не от благодати получил он ведение, сам того не замечая, но от чтения и опытных при том наставников о таких таинствах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010