Отец безначален по отношению к Сыну и Святому Духу лишь по Своему личному свойству — нерожденности, а по Божеству, общему всем Трем Лицам, собезначальна вся Пресвятая Троица. Святитель Григорий Богослов говорит: «И Отцу, и Сыну, и Святому Духу общи неначинаемость бытия и Божественность; но Сыну и Духу принадлежит иметь бытие от «Отец есть имя Божие, не по сущности и не по действию, но по отношению, какое имеют Отец к Сыну или Сын к Сын, или Слово Божие, есть истинный Бог. В Прологе Евангелия от Иоанна ( Ин 1:1–18 ) термины «Слово», «Бог» и «Единородный» относятся к одному Лицу. Слово Божие изначально существовало «у Бога» или «с Богом» ( Ин 1:1–4 ); Оно существовало до сотворения мира и участвовало в сотворении мира и человека ( 1Ин 1:1–3 ). Слово Божие пребывает с Богом и есть Бог ( Ин 1:1,18 ). В Ветхом Завете прообразовательно говорится о Слове Божием: Бог «послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их» ( Пс 106:20 ). Господь Иисус Христос, проповедуя о Себе как о Сыне Божием, показывает, что проповедует не новое учение, которое было бы неизвестно иудеям: ссылается на ветхозаветные тексты ( Мф 22:42–45 ; Лк 24:27 ; Ин 5:39,46; 7:38 ). Иисус Христос говорит о Себе: «Я и Отец — одно» ( Ин 10:30 ), «Отец во Мне, и Я в Нем» ( Ин 10:38 ). Много раз Он говорит о Своем единстве с Отцом: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю… Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин. 5:17,19 ). В Священном Писании Сын Божий именуется Сыном Единородным ( Ин 1:14,18; 3:16 ; 1Ин 4:9 ), пребывающим в лоне Отца ( Ин 1:18 ), Сыном возлюбленным ( Мф 3:17 ; Мк 1:11 ; Мк 9:7 ; Лк 3:22 ; Лк 9:35 ; Лк 20:13 ), Сыном истинным ( 1Ин 5:20 ). Святой Дух есть истинный Бог. В Ветхом Завете неоднократно упоминается дух Божий (или дыхание Божие) как творческая и животворящая сила. Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» ( Быт 1:2 ). Дух Божий создал человека ( Иов 33:4 ) и живет в нем ( Иов 27:3 ). Дух Божий, или дух Господень, — «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух вéдения и благочестия» ( Ис 11:2 ). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Приведя основания католиков из Евангелия, обратимся к писаниям апостольским и рассмотрим из них те места, на которые любят ссылаться католические богословы в доказательство своего учения об исхождении Духа Святого и от Сына. Эти места следующие: Гал.4:6 . «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче». Флп.1:19 . «Ибо знаю, что сие послужит мне во спасение, по вашей молитве содействием Духа Иисус Христова». Рим.8:9 . «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». На основании того, что в приведенных нами местах встречаются выражения: «Дух Сына, Дух Иисуса Христа, Дух Христов» католические богословы делают вывод, будто Дух Святой исходит и от Сына. Спросим поэтому у господ католических богословов: кого они думают обмануть своими произвольными натяжками? Ведь для каждого, даже малообразованного читателя Св. Писания ясно, что во всех приведенных местах под именем Духа Сына и Духа Христова разумеется не третье Лицо Св. Троицы – Дух Святой, а то духовное настроение, которое должно быть свойственно людям, искренно верующим во Христа. Так изъясняет понятие об этом духе св. апостол Павел, когда пишет, что христиане «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче» ( Рим.8:15 ). По объяснению св. Иоанна Златоуста , дух Христов – это есть дух молитвы, дух сильной веры во всемогущество Божие и безусловной всесовершенной сыновней преданности себя воле Бога Отца. Такой дух дается верующим во Христа, такой дух вопиющий: авва, отче и послан был некогда в сердца Галатов. Находить в упоминании об этом духе основание к учению об исхождении Св. Духа и от Сына нелепо. Некоторые малообразованные католики склонны находить основание учению об исхождении Св. Духа и от Сына в следующих словах Евангелия Иоанна: «Иисус сказал им (ученикам): мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин.20:21–22 ). Но если кто захочет внимательно вникнуть в вышеприведенные слова Евангелия, то ясно увидят, что в них говорится не об исхождении Св. Духа от Сына, а только о преподании Спасителем Своим ученикам благодати Божией. Так что же? И апостолы преподавали благодать Духа верующим, как об этом повествуется в книге Деяний: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:17 ). Неужели же католики на этом основании станут доказывать, что Дух Святой исходит от апостолов, точно также как Он исходит от Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

10:10 и 19:23); «Дух Божий сошел на слуг Саула» ( 1Цар.19:20 ); «Тогда на Азарию... сошел Дух Божий» ( 2Пар.15:1 ), и т.д. О христианах же говорится, что Дух Божий живёт в них: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ). Именно этот момент кардинально отличает ветхозаветных праведников от новозаветных: первые имели Духа Святого на себе (или же с собою, рядом с собой, как и говорит Христос в Ин.14:17 ), то есть, Дух был рядом с ними, но не в них – вторые же имеют Его в себе, внутри себя 355 . В этом и смысл дня Пятидесятницы: Дух Святой и прежде был среди людей и особенно близко Он был с праведниками, но только после победы Христа Он поселился в них Самой Своей Личностью . Именно поэтому христиане и называются храмом Духа Божия, как никогда не называются в Библии ветхозаветные праведники. Вот об этом и говорит Спаситель в Ин.4:23 : Богу нужно поклоняться с Духом Святым в себе , и только такое поклонение может поистине угодить Богу. Дар же Духа Святого может быть получен только в Церкви в Таинстве Миропомазания (читать об этом в гл. 14). Поэтому протестанты, находящееся вне Церкви и враждующие с Ней, не имеющие Миропомазания, никогда не поклонялись и в принципе не могут поклониться Богу в Духе Святом, ибо они не имеют Его и никогда не будут иметь, если не примут Его в Таинствах Христовой Православной Церкви. Справедливость данного толкования подтверждает и контекст речи Христа, ведь Он отвечает на вопрос не «как», а «где», то есть Он говорит не о способе , а месте поклонения Богу: «... не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Раньше Дух Божий пребывал сначала в скинии, а затем в иерусалимском храме (по вере же самарян – на горе Гаризим). Причём, хотя в храме и пребывал Дух Святой, приходившие туда всё же не могли поклониться Богу в Духе, ибо в них Он не вселялся и во время храмового Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В пятидесятый день по воскресении Господа, – согласно с Его обетованием, на Апостолов сошёл Дух Святой. Об этом великом событии Св. Апостол и Евангелист Лука повествует так: «при наступлении дня Пятидесятницы, – все они (т. е. Апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, – и наполнил весь дом, – где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, – как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:1–4 ). Кто же, бр., есть Дух Святой? Дух Святой есть Бог – Господь, – третье Лицо Св. Троицы. Он не сотворён, напротив Сам есть Господь Животворящий. Подобно тому, как теплота, – происходящая от солнца, всё собой согревает, оживляет, произращает растения и травы, так и Дух Святой даёт жизнь всем тварям. Вместе с Отцом и Сыном Он сотворил мир, – носясь над водами, т. е. над первозданным веществом мира, еще бездивным и неустроенным и сообщая ему жизненную силу ( Быт.1:2 ). «Им и доселе всё живёт и движется». ( Пс.103:30 ), – но особенно Им возращается и развивается духовная жизнь в человеке: Он наставляет человека на всякую истину, – согревает душу к добродетели, – возбуждает в сердце желание благ небесных и царствия Божия. Дух Святой исходит от Отца, – но не от Отца и Сына вместе, как думают западные христиане. Что наше православное учение об исхождении Духа Святого от Отца – правильно, об этом ясно свидетельствуют слова Самого Господа: «егда же приидет Утешитель... Дух истины, – Иже от Отца исходит, – Той свидетельствует о Мне ( Ин.15:26 )». Дух Святой имеет равную с Отцом и Сыном Божескую власть и силу, а потому Ему приличествует и равное с Ними поклонение и прославление. Дух Святой говорил чрез пророков, т. е. пророки говорили и писали по внушению Духа Святого, или как говорил Св. Апостол, – «от Святого Духа просвещаеми» ( 2Пет.1:21 ). Дух Святой сошёл на Апостолов, как мы знаем, – в виде огненных языков. Невидимо же и в душе каждого христианина Он почивает, если только христианин сам не отдаляет Его от себя греховной нечистотой и нераскаянностью: «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живёт в вас?».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Глава IV Молитва – также дар Божий 16 . Если скажем мы, что предшествует заслуга молитвы, дабы приобретен был дар веры, то, хотя молитва , испрашивая все то, что она просит, тем самым делает ясным, что все это – дар Божий, – чтобы не полагал человек, будто от самого себя у него это, ведь если имел бы он это в своей власти, то, разумеется, и не просил бы, – однако же, чтобы не думали, будто предшествуют хотя бы заслуги молитвы, по которым подается не безвозмездная благодать, но нечто, уже и не являющееся благодатью, поскольку воздастся это за заслуги, – вот, также и сама молитва входит в число даров благодати. Так говорит учитель язычников 54 : Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными 55 . Что же значит «ходатайствует», если не «делает так, что мы ходатайствуем»? Здесь ходатайствовать воздыханиями – это вернейший признак в чем-то нуждающегося. Но недопустимо веровать, что Дух Святой нуждается в некой вещи. Однако сказано это «ходатайствует», поскольку Он делает так, что мы ходатайствуем, и внушает нам побуждение к ходатайству и воздыханию. Подобным образом и в Евангелии говорится следующее: Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас 56 . Ведь и это не так совершается нами, как будто мы сами ничего при этом не делаем. Итак, подобными словами выражается помощь Святого Духа, и поэтому говорится, будто Он делает то, что Он побуждает делать нас. Дух Святой побуждает к делам благочестия 17 . Ведь не следует думать, что тот Дух, о Котором сказано: ходатайствует неизреченными воздыханиями, – это наш дух, но [надо полагать], что это Святой Дух, Который помогает нашей немощи, как ясно свидетельствует о том апостол. Ибо вначале он говорит: Дух помогает немощи нашей, а затем продолжает так: Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно 57 и прочее. О том же Духе яснее говорит он в другом месте: Вы приняли не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым мы взываем: «Авва, Отче!» Вот, здесь не сказал он, что Сам Дух взывает в молитве; но сказал: Которым мы взываем: «Авва, Отче!» 58 Однако в другом месте говорит: Поскольку вы сыны Божии, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца ваши, взывающего: «Авва, Отче!» 59 Здесь уже не говорит: «Которым мы взываем», но предпочел назвать взывающим Самого Духа, благодаря воздействию Которого мы взываем. Точно так же и в приведенных выше местах: Сам Дух ходатайствует воздыханиями неизреченными 60 , и: Дух Отца вашего будет говорить в вас 61 . Никто не способен молиться без Духа молитвы и веровать без Духа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Как показывает свт. Фотий, исхождение Св. Духа и от Сына не только противоречит Священному Писанию и церковному преданию, но и несообразно с точки зрения логики. Приводимые им аргументы можно разбить на три группы: а) от Священного Писания; б) от Церковного Предания и в) логические. А. Аргументы от Священного Писания . Сам Господь Иисус Христос учит собственными словами: « Дух от Отца исходит» ( Ин.15:26 ). Аналогичный смысл имеют другие Его высказывания: « Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов ( Мф.12:28 ); ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:20 ). Именно с учетом этих слов свт. Фотий рассматривает другое изречение Спасителя: «Он от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:14 ). Как отмечает Фотий, слова «от Моего» следует понимать не как «от Меня» (как их интерпретировали и, по сведениям Фотия, даже искаженно цитировали сторонники Filioque), а как «от Моего Отца». Подробнейшим образом это место растолковано в «Тайноводстве» (гл. 20–29). Слова «от Моего возьмет» отсылают к Лицу Отца, и «Дух священнословится получающим действие дарований от Отца как Причины» 27 . Кроме того, одно дело, когда одна Ипостась берет и черпает нечто от другой Ипостаси, и иное – когда она «исходит для приведения в существование» (πς οσωσιv τε κα πστασιv) 28 . Ключевое значение имеют евангельские слова об Иоанне Крестителе, который «увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» 29 ( Мф.3:16 ). Ветхозаветная параллель этому – слова из Книги пророка Исайи: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня» ( Ис.61:1 ); «И почиет на нем Дух Божий» ( Ис.11:2 ). С богословской точки зрения, очевидно, что Сын не нуждается в помазании как Бог . Значит, Христос помазывается Духом как человек, и Дух, поскольку помазывает Христа, называется Духом Христа 30 . Следующий блок цитат – слова апостола Павла: «Но вы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» ( 1Кор.2:12 ); «вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим.8:9 ); «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, живет в вас» ( Рим.8:11 ). Сюда же примыкают и те слова, на которые ссылаются сторонники Filioque: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). Как показывает свт. Фотий, эти слова апостола означают буквально, что Дух Сына был послан от Отца. При этом словосочетание «Дух Сына» разъясняется через общность Сына и Духа: у Них одна и та же сущность и сила, одна воля и решение, одинаковое восхождение к Отцу, от Которого Один рожден, а Другой исходит 31 . Слова «Дух Христов» нужно понимать в свете слов Самого Христа: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ) 32 . Впрочем, замечает Фотий, возможно и иное разъяснение: когда под «Духом» понимаются дары Св. Духа; в этом случае ошибочность Filioque обличается еще более явно 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Сам же пребывает нераздельным. Ибо не иной есть Утешитель, а иной – Дух Святый, но один и тот же приемлет различные именования, один живой, самостоятельный, глаголющий и действующий, один Освятитель всех, сотворенных Богом чрез Христа разумных существ, и Ангелов и человеков. 3. А чтобы из различных именований Святого Духа никто, по неведению, не заключил, что именуются различные духи, а не один и тот же, и притом единственный, в предостережение твое, Вселенская Церковь во исповедание веры предала тебе веровать во единого Святого Духа, глаголавшего в пророках, из чего можешь познать, что хотя именований много, но Дух Святый только один. И об этих наименованиях скажем теперь, рассмотрев из многих немногие. 4. Именуется Он Духом по недавно чтенному: «одному дается Духом слово мудрости» ( 1Кор. 12:8 ); именуется и Духом истины, как говорит Спаситель: «Когда же придет Он, Дух истины» ( Ин. 16:13 ); именуется и Утешителем, как сказал Господь: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (7). А что один и тот же именуется этими различными именованиями, это ясно доказывается следующим: о том, что одно и тоже – Дух Святый и Утешитель, сказано так: «Утешитель же, Дух Святый» ( Ин. 14:26 ). и о том, что одно и тоже – Утешитель и Дух истины, сказано также: «И иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век, Дух истины» (16); и еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины» ( Ин. 15:26 ). Называется же Духом Божиим, как написано: «и увидел Духа Божия, Который сходил» ( Мф. 3:16 ); и еще: «Ибо все, водимые Духом Божиим, есть сыны Божий» ( Рим. 8:14 ). Называется и Духом Отца, как говорит Спаситель: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10:20 ); и также Павел: «сего ради преклоняю колена моя ко Отцу»; и далее: «да даст вам утвердитися Духом Его» ( Еф. 3, 14 – 16). Называется и Духом Господним, как сказал Петр: «Что это согласились вы искусить Духа Господня» ( Деян. 5:9 )? Называется и Духом Божиим и Христовым, как пишет Павел: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8:9 ). Называется и Духом Сына Божия, как сказано: «А как вы сыны, то Бог послал Духа Сына Своего» ( Гал. 4:6 ). Называется и Духом Господним, как сказал Петр, «исследывая, на которое и на какое время указывает сущий в них Дух Христов» ( 1Петр. 1:11 ); и еще: «по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» ( Фил. 1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Словами «Иже от Отца исходящаго» святые отцы показали, что Дух Святой исходит от Отца и только от Его одного. Если бы Дух Святой исходил и от Сына, то святые отцы, исследовавшие вопрос о Св. Духе, конечно, упомянули бы об этом; и раз этого ими не сделано, следовательно, все должны верить, что Дух Святой исходить только от Отца. Должны верить, потому что учение Вселенского Собора непогрешимо, оно внушено святым отцам Духом Святым, а Дух Святой Бог ошибиться не может. В виду этого, все последующие Вселенские Соборы подтвердили правильность составленного на первых двух Соборах Символа веры и запретили изменять его каким бы то ни было образом. «Да не будет позволено никому,– писали отцы третьего Вселенского Собора,– произносить или писать в Никее граде со Святым Духом собравшихся, кроме определенной от святых отец, а которые дерзнут слагать иную веру или представлять... таковые если суть епископы, или принадлежать к клиру, да будут чужды епископы епископства, а клирики клира, если же миряне – да будут преданы анафеме». Отсюда понятно, что те, которые решаются прибавить что-либо к составленному святыми отцами символу веры заслуживают по соборным правилам отлучения. Но не побоялась этого отлучения Католическая церковь и измыслив учение о том, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, самовольно ввела это учение в символе веры . Правильно ли это учение католической церкви? Нет, не правильно, так как оно противоречит не только голосу Вселенских Соборов, но и учению Слова Божия. В Слове Божием имеется ясное указание на то, что Дух Святой исходит только от Отца. На это указание есть слова Самого Спасителя, Который сказал ученикам Своим: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веке» ( Ин.14:16 ) и в другом месте: «Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научить вас всему» ( Ин.14:26 ). И еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Из приведенных слов Спасителя ясно открывается, что Дух Святой исходит только от Отца. В самом деле, если бы Дух Святой исходил также и от Сына, то неужели Сын Божий сказал бы ученикам: «и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя» Зачем бы стал Сын Божий умолять Отца, если бы Дух Святой исходил также и от Него?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

26 . Итак, Господь исключил участие твари в познании Бога, но не исключил Святого Духа; тем самым показано, что Дух не един с тварью. Отсюда и слова Евангелия: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин 1:18 ); но Святой Дух является исключением. Ибо как мог не видеть Бога Тот, Кто и глубины Божии проницает? Как мог не видеть Бога Тот, Кто познал то, что есть Божие ( 1Кор 2:10 )? Как мог не видеть Бога Тот, Кто от Бога? Посему, хотя и утверждается, что Бога никто и никогда не видел, однако Дух видел; таким образом, Дух исключается из общего правила. В таком случае, над всем пребывает Тот, Кто отделен от всех. Глава 2 Слова «всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» не являются доказательством того, что Святой Дух пребывает среди всего. Иначе в другом месте может быть также доказано, что Сын, и даже Сам Отец, должен быть причислен ко всему, что также было бы нечестиво утверждать. 27 . Очевидно, священный император, что разум полон благочестия, однако к нечестивым это не относится. Обрати же внимание, к чему они стремятся. Еретики оттого имеют обыкновение говорить, что Святой Дух среди всего, так как о Сыне Божием написано: «всё чрез Него начало быть» ( Ин 1:3 ). 28 . Как ничтожно выглядит свидетельство, которое не содержит истины и основывается на ряде нелепых доказательств! Действительно Писание гласит, что все создано через Сына, однако ничего не говорится о сотворении Святого Духа; и уж тем более наивно полагать, что среди всего находится Тот, Кто и не создан как все, и не сотворен. Но мне выгодно это их доказательство, чтобы обосновать каждый пункт: и если признается, что Дух над всем, ибо не сотворен, и если Он не признается сотворенным, в силу того, что находится над всем. И в том и в другом случае Он не может считаться среди того, что создано. 29 . Ибо если кто-то, прочитавший, что через Слово создано все, не сделает исключения для Святого Духа – хотя глаголавший в Иоанне Дух Божий ясно сказал, что через Него начало быть всё, а не все Мы, и в то же время Сам Господь засвидетельствовал, что в евангелистах говорил Дух Божий: «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф 10:20 ) – итак, если некто, как я сказал, не делает в этом месте исключения для Святого Духа, но причисляет Его ко всему, следовательно, не делает исключения и Сыну Божию в том месте, где апостол говорит: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы из Него» ( 1Кор 8:6 ). Но дабы ты уразумел, что Сын Божий не среди всего, он прибавляет: «И один Господь Иисус Христос , Которым все» ( 1Кор 8:6 ). Отделяя Отца от творения, апостол отделяет и Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Откровения Св. Духа. Бог открывается человеческому духу через явления и действия Своего Духа или Премудрости и Слова. «Дух Господень говорит во мне и слово Его на языке у меня», восклицает Давид (II Цар., XXIII, 2). Дух Божий, как сила Божественного вдохновения и мудрости, даруется всем пророкам и праведникам Ветхого Завета ). Бог не только дает видения и говорит со Своими избранниками, но и просвещает их разум. Так Бог говорит о Весе–лииле, строителе Скинии: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разуменьем, ведением и всяким искусством» (Исх., XXXI, 3). Соломону Бог дает «сердце мудрое и разумное» (III Цар., III, 12)… В чем может заключаться просвещение Богом нашего разума? — Дух Божий исправляет недостатки нашего разума, очищает его от лжи, страстей и суеты, возбуждает в нем волю к истинному знанию и учит нас. Бог может учить нас не только очевидным образом «как человек учит сына своего» (Втор., VIII, 5), но и более или менее скрыто, являя нам истину и правду во всяком познании, посколько совершенная Истина и Правда в Боге и от Бога. Знание не есть внешний предмет, который можно вложить в нашу душу против нашей воли. Но если мы ищем знания, Бог может нам дать, по мере наших сил, созерцание истин, которые мы ищем познать. Бог взял от Духа, Который был на Моисее, и дал другим старейшинам Израиля (Чис., XI, 16–29). Прор. Елисей получил вдвойне дух, который был на пророке Илии (IV Цар., II, 9–15). Дух Божий, очевидно, нельзя ни делить, ни умножать. «Умножение Духа» можно понять, как увеличение силы Его действия. Разделение духа, бывшего на Моисее, может означать, что сотрудники Моисея получили тот же духовный дар, что был у него. Дары благодати имеют определенное содержание и назначение, а поэтому могут быть одинаковыми или различными. Прор. Исаия, напр., предсказывает, что Господь будет «духом правосудия сидящего в суде и мужеством для отражающих неприятеля» (XXVIII, 5–6). Прор. Исаия особенно подчеркивает помазание Духом Премудрости Мессии — Христа. «И почиет на Нем Дух Господень, Дух Премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия». (XI, 2). «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим…» (LXI, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010