Как человек страстный бывает один дух с диаволом, (и это я и многие другие чувствуем, ощущаем), так человек добродетельный бывает и пребывает одним духом с Господом. И это он чувствует, ощущает, говоря: уже не я живу, но живет во мне Христос [ Гал. 2, 20 ], или как Господь Сам говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6, 56 ], или Апостол: вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас [ 2Кор. 13, 5 ]. Так, например, Владычица один дух с Господом, Сыном и Богом Своим, и чревоношение Сына Божия во утробе Ее было образом духовного, невидимого, вечного, святейшего соединения пречистой души Ее с пречистым Богом при содействии вечного, всемогущего и неизменяемого Духа Божия, Который соделал и Ее всю святу и неизменну. Так и святые Божии человеки один дух с Господом, так и все благочестно живущие на земле. – Великая тайна и великая честь земнородным! Но и какое бесчестие и какая погибель суемудрым и непокорным! Они – один дух с диаволом, от которого всех нас избави, Христе Боже! Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко и доныне не престаеши внимати мне в скорби души моей и спасать меня и окружать меня радостями избавления. Августа 2 дня 1864 г. Воскресение. Если истина чего-либо открыта в Божием слове, исследована и объяснена богопросвещенным умом святых мужей, прославленных Богом, и познана сердцем в ее свете и животворности, тогда сомневаться в ней, недоумевать о ней есть тяжкий грех , есть диавольское кичение разума и сердца. Я сам ежеминутный должник Господу духовно и телесно – духовно грехами и телесно, туне 27 получая от Него все вещественные дары пищи, питья, денег, одежд, воздуха, теплоты, света, вообще многоразличного поддержания и довольства жизненного. Как же мне не иметь удовольствия прощать долги ближнему моему, духовные и вещественные, когда Господь мне прощает бесчисленное множество их? Как мне не давать даром Божиих же даров, когда мне Господь без числа туне подает все блага духовные и вещественные: свет уму и сердцу, покой и радость сердцу, подаяния многоразличные до струи воздуха? Да это было бы уродливо – мы одно тело и друг для друга члены [ Еф. 4, 25 ], и непременно все должны друг другу во многом; как в теле члены друг другу непременно взаимно одолжены чем-либо, так и в общественном теле невозможно обойтись без того, чтобы нам не были должны другие или мы не были бы должны другим, и нельзя не прощать друг другу долгов; как и в теле естественно одни члены часто живут на счет других (так желудок на счет головы или на счет рук и ног), так и в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Лукавые и ленивые рабы, молясь Богу и не видя никого, думают: нас никто не слышит и не видит – для чего же молиться? Нет глаз, которые смотрели бы на меня, и уха не замечаю, которое слышало бы меня. (Заблуждение, братия, величайшее заблуждение. На вас взирает и вас слушает Господь, и очи Его тысячами тысяч раз светлее солнца, прозирая во все тайное и сокровенное.) Брат! Да ты видишь разве только глазами? Твои глаза – только некоторое подобие и пособие того зрения, которым одарена душа твоя: она несравненно больше видит внутренним, духовным оком своим, чем чрез чувство зрения; этот стекловидный зрачок есть только, так сказать, окошечко, чрез которое душа сообщается с миром вещественным, а с миром духовным, мысленным, который не в пример обширнее и разнообразнее мира вещественного, она сообщается посредством своего зрения, чисто духовного, очами сердца, – это зрение называется созерцанием. Ночные сновидения. Так помни, что зрение – только слуга души, и то для посылок его в мир вещественный. Сама она без глаз (зрения) видит много, много. Что же касается очей Божиих, то они тьмами тем крат светлейшии солнца суть, прозирающии на всяком месте [ Сир. 23,27–28 ]. Для чего мне переставлять горы настоящие, которые мне не мешают, когда у меня на душе бывают свои горы, которые переставлять мне необходимо, потому что они подавляют мою душу и закрывают от меня свет Божий и Самого Бога не допускают к душе моей? Чрез преставление гор Спаситель означил это таинство, которое бывает с нашими душами, хотя и горы настоящие по вере нашей можно переставлять с места на место. От подобного вещественного Господь всегда посылает нас к подобному духовному: например, Он сказал в Иерусалиме: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его [ Ин. 2,19 ]. Подумали, что Он говорил о храме Иерусалимском, а Он говорил о храме Своего Тела, потому что оно точно было храмом Божиим: в нем жил Сын Божий. И такое соответствие между предметами мира духовного и вещественного, как думаю, происходит оттого, что Творец того и другого мира – Один, и потому вещество, как творение Духа, должно выражать и выражает в себе то, что бывает с духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

нечистый пусть еще сквернится [ Откр. 22,11 ]. Говори чаще: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [ Пс. 72,26 ]. Близость моя! Надежда дышит молитвою, как воздухом, и питается добрыми делами, как пищею. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф. 5,7 ]; суд без милости не оказавшему милости [ Иак. 2,13 ]. О уповании: Римлянам, [гл.] 8, последние стихи. 8 Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире [ 1Ин. 4,4 ]. Христос видимо побеждает во мне всегда диавола, лишь бы я веровал в Господа искренно в Тайнах. 9 мая. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? [ Рим. 10,14 ]. Если в мирских делах для их успеха требуется постоянное внимание к ним и хранение ума и сердца от омрачения страстями, то тем более в делах духовных. Как в мирских делах, например в войне, и искуснейшие проигрывают дело иногда в один час оттого, что допустили страсти омрачить свой ум, так и в духовных, – в одну минуту проигрываем иногда весьма большие успехи в добродетели оттого, что по оплошности и душевной дремоте допустили страсти омрачить наше сердце. Блюдите убо, како опасно ходите [ Еф. 5,15 ]. Странное обстоятельство, что люди умные, образованные часто не считают для себя непременною обязанностию молитву и не молятся, или молятся, но так, что беспристрастный взгляд разума не одобрил бы такой молитвы. Как должно быть отрадно и утешительно повиноваться Церкви, вернейшей, мудрейшей руководительнице к вечному спасению. Она спасла миллионы; спасет и нас с тобой, если мы будем ей верны. Отрадно потому, что Глава ее Христос – тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви [ Еф. 5,32 ] – и Дух Святый. Дух Святый поставил вас блюстителями... [ Деян. 20,28 ]. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [ 1Кор. 3,16 ]. Помните, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа [ 1Кор. 6,19 ] и что вы не можете обойтись без Духа Святого, когда молитесь Христу. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым [ 1Кор. 12,3 ]. Не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи [ Ин. 8, 44 ]. Диавол вначале был сотворен весь истинен, но не устоял в истине и лишил себя всякой истины, сделавшись ложь, то есть прямою противоположностию истины. Дух есть истина [ 1Ин. 5, 6 ], говорит Владыка, то есть существо Духа Бога есть истина, потому что Дух Божий есть Сый и от Него всё, вместе с Отцем и Сыном – мир мысленно – духовный и мир чувственный, вещественный. Диавол есть ложь, то есть, превратившись сам из истины в ложь, в существо мечтательное (хотя и остался сам действительным, то есть с бытием своим), и из себя производит всё мечтательное, обольстительное, не сущее, или ложное; только от Сущего – истинное, только от Жизни – жизнь. Диавол же, сделавшись не тем, чем был (из истины – ложь), и производит из себя то, что не есть, то есть мечту, ложь, не жизнь, а смерть, ибо древо от плода своего познается, и никак не может произвести истины, потому что он отпал от ней совершенно и существо свое превратил в ложь, в отрицание всякой истины, а чего не имеет в себе, того не может и произвести из себя, – только от Сущем и Истинного сущее и истинное. Мы, поколику стоим в истине, в Боге, производим истинное: истинные и благие помыслы, святые чувства и добрые дела; а поколику стоим во лжи, плодим из себя противоположное, диавольское, Господь нарицает не сущая, яко сущая [ Рим. 4, 17 , а диавол существующее- несуществующим. О, отрицание бытия и жизни! О, призрак духовный! О, мечтатель! Потому он обольщает людей и делает их, если они верят его мечтам как истине, соумысленниками своими. Дух истины есть жизнь: Дух животворит [Им. 6, 63], говорит Господь; по противоположности, дух лжи – диавол – есть смерть, потому что един живот наш – Бог, а что противоположно Ему, то смерть. Жизнь заключается только в истине, потому что истина есть Бог, виновник всего сущего и живущего. О, Кронштадт! Кронштадт! В нем наравне с лавками и лавочками, трактирами, харчевнями, клубами, театрами, кондитерскими, винными погребами наравне стоят и домы блудилищные, как бы лавочки какие, в которые распутное юношество ходит удовлетворять преступную алчность своей страстной плоти! О! Какой усердный служитель сатаны Кронштадт! О, какое зло эти домы блудные! Я сказал: они стоят наравне с лавочками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Плоть наша, когда мы служим Богу, особенно пред людьми, располагает и нудит нас к холодности, лености, лицемерию, омрачению, тупости и бесчувствию сердца, к равнодушию к Богу и святым Его, к самому забвению их и к мечтанию о суетных вещах мира сего – а дух располагает к горячности, усердию, искренности, просвещению, острозрительности и чувствительности сердечной, к благоговению пред Богом и святыми Его, к непрестанной памяти Божией и святых Его и к презрению суетных вещей века сего. Плоть мало-помалу готова совсем оставить богослужение – дух ищет непрестанного служения Богу, йоты из богослужения пропустить без нужды не дозволит себе. Плоть, привыкая к Богу, Пречистой Богородице, Ангелам и святым и на земле к лицам высочайшей фамилии, духовным особам, всем начальствующим и прочим людям, готова презирать их – дух чем более обращается с ними, тем более проникается благоговением к Богу, святым Его, членам высочайшей фамилии, духовным особам, всякому начальству и уважением ко всякому человеку, потому что видит, убеждается, что всё во всех Бог и все от Бога и что, уничижая их, он прежде всего сам себя уничижает, сам себя наказывает, а возвышая их, вместе с ними и сам возвышается. Прославляющий Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет ( 1Цар. 2, 30 ). Дивен Бог во святых Своих [ Пс. 67, 36 ]. Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены [ Рим. 13, 1 ]. Честию друг друга болша творяще [ Рим. 12, 10 ]. Мы привыкли к христианству, мы зазнались, забылись с ним. Церковь представляет на земле лицо Спасителя: почитай, повинуйся ей, не уклоняйся от богослужения, Таинств, постановлений ее. Удаляющиеся от ней погибнут, ибо кто не с Церковью , тот не с Богом. Один истинно христианский хозяин дома говорил о всех своих деньгах, сластях, одеждах, когда их брали посторонние и употребляли: какой-то сор, у меня накопившийся, берут и употребляют его; слава Богу, что годен, в пользу людям идет, – для них ведь он и существует, мне- το немного надо. Еще говорил о телах человеческих: телами своими мы будем удобрять землю. А уж какая жирная земля-то под нами будет! Червям-то какой знатный пир! Ах, как они там жируют!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Помни слова Спасителя: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство [ Лк. 12, 32 ], то есть Небесное. Как это утешительно для отрешившихся от благ мира сего и презирающих плоть свою. Далее что говорит? Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее [ Лк. 12, 33 ] (а земное оскудеет рано или поздно или же смертию взято будет от нас). Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет [ Лк. 12, 34 ]. Как хорошо с сокровищем земным перенести на небо и сердце свое. Это есть награда щедрому и непристрастному к земным благам. Сердце же пристрастившихся к тленному богатству – на земле, а не на небе: они не думают о небе, им мила только земля и блага земные, к небесному у них нет никакого вкуса. Как скоты, они смотрят только в землю и не подъемлют духовного взора горé – они не знают, что значит горé иметь сердца! Очисти, Господи, сердце мое, во еже 108 любити ближнего моего, яко себе. Что ты возмущаешься настоящим состоянием вещей и малодушествуешь, видя богатых, скопляющих великие богатства, ядущих и пьющих роскошно, одевающихся богато и живущих в палатах великолепных и презирающих нищих лазарей? Настоящая жизнь несть развязка всего, и нынешнее положение вещей не есть окончательное, – развязка будет в другой жизни: тогда богатые будут самыми бедными и жалкими, не имея духовного сокровища, из-за богатства погубившие душу, тогда первые будут последними, а последние первыми [ Мф. 19, 30 и др.]. Ходи вслед и единыя погибшия овцы, дóндеже 109 обрящеши ю. Погубив драхму свою (образ Божий), возжги светильник (слово Божие) и помети храмину (покаяние, пост, молитва , милостыня) и ищи прилежно, дóндеже обрящеши (нового человека в себе). Слыша пение и лики 110 [ Лк. 15, 25 ] – образ веселия в дому Отца Небесного по случаю обретения погибшего сына. Таково богослужение наше, стояние в пении ликов. Лик поет. Что за торжественные гласы в нашем богослужении! Это ангельское и человеческое торжество об искуплении погибавшего рода человеческого страданиями и смертию Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Почему многие, как будто и благочестивы и набожны: ходят в храм на церковные службы, берут благословение, хранят церковные уставы и посты, молитвы и т.п., а между тем позволяют себе резко отзываться о деятельности Св. Синода, критиковать церковнослужителей, судить, унижать наше духовенство? Как могут уживаться вместе два совершенно противоположных настроения: почитать своего духовного отца-пастыря и в то же время поносить целое священное учреждение, поставляющее пастырей? С благоговейным вниманием выслушивать и принимать каждое слово своего духовного руководителя и тут же глумиться над распоряжениями и постановлениями всего сонма архипастырей? Оттого, думается нам, происходит такая двойственность в настроении этих людей, что религиозное миросозерцание, религиозное их чувство слишком не глубоко, поверхностно, мелко, не продумано, не выношено в душе, как должно, не претворилось в их плоть и кровь. О таких людях Сам Господь так сказал в притче о Сеятеле: «Иное семя упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло»... А посеянное на каменистом месте означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется ( Мф. 13 ). Таков был Ирод: он в сладость слушал Иоанна Крестителя и однако обезглавил его. Позволяем себе спросить: «Управляет ли Дух Святый нашей Православной Русской Церковью?» Верные чада Св. Церкви, конечно, скажут – управляет. А через кого Он управляет? Через наш Святейший Синод. Значит, Св. Синод управляет по действию Духа Святаго, как орудие Его. Следовательно, кто хулит Св. Синод, как орган церковного управления, тот хулит и Духа Святаго, хулит нашу Церковь со всем ее устройством. Нельзя легкомысленно отзываться о Св. Синоде и его постановлениях. Отдельные члены Св. Синода могут не удовлетворять своему званию, могут в своих суждениях погрешать, и однако Св. Синод, как орган управления всей Церкви, при этом управления из иерархов, поставленных Самим Пастыреначальником Христом, ибо Он не может оставить Свою Церковь без попечения, должен быть уважаем и почитаем. А у нас в газетах и будничных разговорах сколько иной раз слышится поношения, хуления на Св. Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Почему многие как будто и благочестивы и набожны: ходят в храм на церковные службы, берут благословение, хранят церковные уставы и посты, молитвы и т.п., а между тем позволяют себе резко отзываться о деятельности Святейшего Синода, критиковать церковнослужителей, судить, унижать наше духовенство? Как могут уживаться вместе два совершенно противоположных настроения: почитать своего духовного отца — пастыря, и в то же время поносить целое священное учреждение, поставляющее пастырей? С благоговейным вниманием выслушивать и принимать каждое слово своего духовного руководителя, и тут же глумиться над распоряжениями и постановлениями всего сонма архипастырей? Оттого, думается нам, происходит такая двойственность в настроении этих людей, что религиозное миросозерцание, религиозное их чувство слишком неглубоко, поверхностно, мелко, не продумано, не выношено в душе, как должно, не претворилось в их плоть и кровь. О таких людях Сам Господь так сказал в притче о Сеятеле: иное семя упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло... (См.: Мф.13:3-8.) А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется (Мф.13:20-21). Таков был Ирод: он в сладость слушал Иоанна Крестителя и, однако, обезглавил его. Позволяем себе спросить: «Управляет ли Дух Святой нашей Православной Русской Церковью?» Верные чада Святой Церкви, конечно, скажут — управляет. А через кого Он управляет? Через наш Святейший Синод. Значит, Святейший Синод управляет по действию Духа Святого, как орудие Его. Следовательно, кто хулит Святейший Синод как орган церковного управления, тот хулит и Духа Святого, хулит нашу Церковь со всем ее устройством. Нельзя легкомысленно отзываться о Святейшем Синоде и его постановлениях. Отдельные члены Святейшего Синода могут не удовлетворять своему званию, могут в своих суждениях погрешать, и однако, Святейший Синод, как орган управления всей Церкви, при этом управления из иерархов, поставленных Самим Пастыреначальником Христом, ибо Он не может оставить Свою Церковь без попечения, должен быть уважаем и почитаем. А у нас в газетах и будничных разговорах сколько иной раз слышится поношения, хуления на Святейший Синод.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Чем больше будешь есть-пить, особенно питательную, лакомую пищу, тем больше будешь тяготеть, прилепляться к земле и тем больше будет затмеваться в душе твоей образ Божий; это же сказать надо и о деньгах, и о одежде и прочем. Надо помнить, что возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его [ Еккл. 12, 7 ]. Так, когда горят дрова, воздух, в них сокрытый, в виде дыма возносится вверх, к сродному началу, а земля, в виде углей и золы, остается на поду 23 . Презирать плоть, прилежать о душе, умерщвлять плоть, поститься, трудиться, бодрствовать. Смотри за собою тщательно, чтобы сердце твое не прилепилось к чему-либо земному, но к единому Богу. Прилепившийся к Богу непременно и как бы естественно любит и ближнего, потому что ближний есть образ Божий, а если христианин, то и чадо Его, член Иисуса Христа Богочеловека и собственный член Его: потому что мы члены друг другу [ Еф. 4, 25 ]; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ]. А ко всему земному – к пище и питью и сладости их, к красоте земной, к одежде, славе – равнодушен, ибо не может служить двум господам, ибо сердце его прильпе ко Господу, поглощено Им, любовью к Нему, и в Господе для него как бы исчезает всё земное, вся прелесть мирская, даже исчезает собственное сердце его, ветхое, греховное, страстное, сливаясь с Богом в один дух: Изчезе сердце мое [ Пс. 72, 26 ]; прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем [ 1Кор. 6, 17 ], потому что в Боге он просвещается и видит истинную цену всех вещей земных и небесных, в особенности видит суетность, тщету всего земного, истинность, безмерное превосходство, вечность благ духовных; он находит в Боге и очищение грехов, и свойственную нашему духу, но утраченную святость, мир, легкость, истинную свободу, радость о Дусе Святе; он находит в Боге и свойственную себе пищу и питье духовное, сладость духовную, и одеяние духовное, светлое, преукрашенное, белое как снег, и красоту неизреченную, которою он вечно восхищаться будет, и свет неприступный, которым вечно будет осияваться, и соответственное душе жилище, равно как и сам будет жилищем, обителью Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Что идея в науке, то вера в молитве. Как идея животворит науку, так вера – молитву; как автор науки, созидая ее, путается и впадает во мрак умственный, если теряет из виду идею, так молящийся впадает в мрак сердечный и умственный, когда выпускает из сердца веру. Утроба человеколюбия, утроба благости Божией, не затвори от Мене ушию 38 благоутробия Твоего. Видите, утроба какое важное имеет значение в человеке: не тут ли, в самом деле, душа? Отчего же и благость, и любовь, и другие добродетели полагают все в утробе, так что от человека переносят даже на Бога имя и значение утробы. Поймите отсюда, что значит заповедь Спасителя: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством [ Лк. 21,34 ]. Обремененная пищею утроба теряет благие свойства, какие нужно иметь человеку; она теряет чувство веры, любви, благости; она удаляется от Бога; недаром сказано: уты, утолсте, разшире [рус.: утучнел, отолстел и разжирел] [ Втор. 32,15 ] и – отвержися. Поистине отсюда и важное значение поста в духовной нашей жизни. Необремененное пищею сердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благость или любовь, чувствовать милости Божии, вообще – стоять в истине. Рабы греха, греховных привычек, страстей, ведайте, что с каждым удовлетворением вы усиливаете их, подчиняетесь им больше и больше: вы и рабы… греха к смерти [ Рим. 6,16 ]. Рабы Божии, творящие правду, стяживающие навык в добродетели, ведайте, что и вы также с каждым усилием сделать добро приобретаете больше и больше свободы духовной, которую даровал нам Христос [ Гал. 5,1 ], свободы славы чад Божиих: таков животворный закон правды и таков убийственный закон греха. Во время молитвы нужно внедрить сердце в Бога, так чтобы молящийся чувствовал в сердце истину слов Господа: пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6,56 ]. Господь и во время и после сердечной нашей молитвы соединяется с нами, как соединяется после принятия животворящих Таин. Хотя это последнее соединение бывает более тесное, преискреннейшее, чрез Самую Плоть и Кровь. Мы придем к нему, говорит Господь, и обитель у него сотворим [ Ин. 14,23 ]. Присутствие в нас Господа обнаруживается сердечною сладостию, миром или тишиною чувств, довольством собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010