Но помимо формальной стороны, бытие Божие можно рассматривать и со стороны материальной. По этой стороне бытие Божие есть жизнь истинная, чистая, полносовершенная, какой только и свойственно в самом точном смысле наименование жизни 118 . Нужно заметить, что уже в Ветхом Завете понятие жизни берется в двух значениях. Прежде всего, оно употребляется здесь в общем смысле существования. Но наряду с этим общим существует и другое, более частное, понимание жизни. От общего оно тем отличается, что в него входит элемент идеальный. Это не вообще существование, какое представляет обычная действительность, а существование благополучное, жизнь благая. Причем самое это благополучие неизбежно мыслится не как естественное благо, а как благословение Божие. «Вот, Я сегодня предложил тебе, – говорил Израилю чрез Моисея Господь, – жизнь и добро, смерть и зло […] жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушаясь гласа Его, и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор. 30:15,19–20 ). Слова эти относятся ко временам патриархальным, а между тем уже и в них довольно ясно выражена мысль, что источником истинной жизни может быть только Бог. Но ясная по своему основному направлению со стороны истинного своего содержания в совершенной полноте, эта жизнь открылась человеку не сразу. Человек может постигать истину только в меру своей восприемлемости. В подлинном своем виде истинная жизнь есть жизнь в Боге и сводится к живому духовному, религиозно-нравственному общению с Богом. До падения своего человек стоял на истинном пути к этому общению и в начатках этого общения. Падение его прежде всего сводится к прекращению этого общения, причем он сошел даже с самого пути к этому общению. Весь смысл земной истории человека состоит в приведении отторгнувшегося от Бога человечества вновь к Нему для жизни в Нем. Но так как человек есть существо свободно-разумное, то тогда только и может вступить в это общение, когда свободно сознает его необходимость для себя и признает в нем единственно истинное самоценное благо своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Очень страшный грех – предать своих родителей, оставить их без нашей помощи и заботы или сдать их в дом-интернат для инвалидов и престарелых: они ведь, когда мы болели, не отказывались от нас и не выгоняли нас из дому... Если мы будем к ним относиться плохо, без любви и внимания, то не стоит удивляться, если вся наша жизнь пойдет наперекосяк. Вспомним народную пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь». Вопросы: 1. Как нужно заботиться о наших близких людях, когда они становятся старыми и болеют? 2. Как может выражаться любовь к близким, когда они уже умерли? 3. Что будет с нами, если мы предадим наших родителей?     ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ Не убивай   14. Первый человекоубийца Богочеловек Иисус Христос говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Живой Бог – источник жизни во вселенной. Из неживого вещества силой Божией Мудрости возникает жизнь на земле. Вершиной жизни в нашем мире является человек, сотворенный «по образу Божию». В нем есть жизнь тела, души и человеческого духа, который может общаться с Богом и управлять жизнью души и тела. Человек рождается от своих родителей, принимая от них ту жизнь, которую сотворил Бог. Рождаясь на земле, человек начинает существовать в земном пространстве и времени. Люди живут на земле определенное количество лет и умирают. Жизнь тела прекращается, а душа переходит в мир вечности. И ее состояние там зависит от того, как человек жил здесь, на земле, и в каком духовно-нравственном состоянии он подошел к финишу своей земной жизни. При конце земного мира во время Второго Пришествия Христова все люди воскреснут, то есть снова обретут свои тела и соединятся с ними, хотя тела их будут существенно отличаться от тех, какими они были на земле. Воскреснут люди по-разному, в зависимости от того, как они выполняли волю Божию в своей земной жизни. По словам Господа, при Втором Пришествии Христовом изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). Иисус Христос говорит: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36). Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Перед глазами слушателя – загон для скота (овчарня), обнесенный стеной (предположительно каменной, как это было в обычае). У этого загона только одна дверь (ворота), через которую входит и выходит пастух. Но среди героев притчи есть также придверник, что подразумевает загон для скота при доме состоятельного хозяина. Пастух зовет своих овец по имени, что соответствует древнему обычаю давать имена животным. Овцы откликаются не только на свои имена, но и на звук голоса пастуха (предполагается, что произнесение имени овцы другим человеком не произведет того же эффекта). Все детали картины, нарисованной в притче, призваны подчеркнуть глубокое внутреннее единство между пастухом и его стадом. Для этого стада он не чужак – он свой: оно принадлежит ему, как тело голове, и он управляет им, как голова телом. Стадо мыслится как единый организм, несмотря на то что у каждой овцы есть свое имя. Но то, что объединяет его, – это пастух, без которого разрозненные овцы не превратились бы в стадо. Нет необходимости доказывать, что в образе пастуха Иисус представил Себя, а в образе овец – Своих учеников, то самое малое стадо ( Лк.12:32 ), которое в зародыше представляет Церковь , призванную охватить собой весь мир. Единство между Иисусом как Пастырем и Церковью как пасомыми раскрывается через серию утверждений: 1) Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком; 2) Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; 3) Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня; 4) Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора… Каждое из этих утверждений имеет самостоятельный смысл. Во-первых, Иисус приносит людям «жизнь с избытком». Греческие выражения να ζων χωσιν κα περισσν χωσιν можно перевести так: «чтобы имели жизнь и имели избыток». В речи Иисуса термин «жизнь» всегда указывает на жизнь вечную – то духовное измерение, которое привносит в жизнь человека Сам Иисус и которое преображает его жизнь изнутри. Термин «избыток» содержит в себе представление о неограниченной полноте духовных даров, которую невозможно измерить человеческими мерками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Что удивительного, что сила духовная, огромная, могучая сила могла превысить силу тяжести тела, и тело стало настолько легким, что могло идти по водам? Да не сомневается никто, что чудеса Христовы и чудеса святых были подлинными, истинными чудесами. Да не смущается никто из вас насмешками неверующих над чудесами. Верьте в чудеса, которые сотворил Господь Иисус Христос. Верьте в чудеса Его апостолов и святых. Верьте и в то, что чудеса совершаются и доныне, как многие христиане знают это по собственному опыту. Верьте в то, что в жизни всех, исполняющих заповеди Христовы, несомненно совершается явное общение их с Богом. И эта вера ваша в чудеса да укрепит вашу веру в Бога с такой же силой, как укрепила она древних зрителей чудес Христовых. 3 августа 1952 г. Неделя 15. Что есть жизнь вечная В нынешнем чтении слышали вы чрезвычайно важные слова Господа нашего Иисуса Христа, которые надо вам разъяснить, чтобы вы поняли их должным образом и запечатлели в сердцах ваших. Господь Иисус Христос перед страшными страданиями Своими так молился Отцу Своему: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 1–3). Что такое жизнь вечная? Это то же, что Царство Небесное. И вот Господь разъясняет, что такое Царство Небесное, что такое жизнь вечная. Он говорит, что жизнь вечная состоит в том, чтобы мы познали Бога Отца и посланного Им Иисуса Христа. Апостол Павел говорит в одном из своих посланий: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17), т. е., не утехи и наслаждения плоти, но «праведность и мир и радость во Святом Духе» . А многие люди не понимают всей глубины слов Христовых. И все мусульмане этого не знают. Они представляют себе Царство Божие, вечную жизнь так, как не надо себе представлять: именно как пищу и питие, именно как земные наслаждения. Мусульмане думают, что жизнь вечная будет состоять в том, что праведники будут находиться в постоянном общении с молодыми прекрасными женщинами, которые будут услаждать их пением, музыкой и плясками своими, что будут они наслаждаться необыкновенными изысканными яствами. Это грубо чувственное представление. Так думать о Царстве Божием, о жизни вечной нельзя нам, христианам. Надо помнить то, что сказал Господь Иисус Христос: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Эта жизнь называется благодатною, потому что она приобретается не заслугами или делами человека, но чрез веру в Иисуса Христа, по Его заслугам, по беспредельной благости Божьей. Эта жизнь называется духовною потому что Дух Христов вселяется в верующего, возрождает и обновляет его духовную природу и управляет им, как учит Апостол: «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим. 8:13,14 ). Эту жизнь в Иисусе Христе изображает Апостол в словах: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе»: это изображение возрожденного человека, живущего благодатною жизнью, о котором Иисус Христос говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). Правда или праведность – это соблюдение заповедей Божиих; а мир и радость во Святом Духе – плод действующего в возрожденном человеке Святого Духа, и благодатная награда за соблюдение заповедей Божиих. В другом месте тот же Апостол подробнее раскрывает внутреннее состояние человека, живущего во Христе. Плод же Духа, говорит он, любовь, радость, мир, долготерпение благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона ( Гал.5:23,24 ): потому что они исполняют свои обязанности по духу любви. Эта жизнь в Иисусе Христе называется вечною, как говорит Апостол: Бог даровал нам жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его ( 1Ин.5:11 ). Также Иисус Христос говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» ( Ин.3:36 ). «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:47 ). Также: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин.6:54 ). – Называется вечною, как потому, что она приводит к вечной жизни будущего века, так и потому, что она есть залог будущей вечной жизни, и предначинание или предвкушение оной. Мир и радость во Святом Духе, если христианин до конца жизни пребудет верен Христу Спасителю, с концом настоящей жизни не прекратятся, но возвысятся и изменятся в вечную радость и веселие, в вечное блаженство, в небесных обителях уготованное любящим Бога и соблюдающим Его заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

– Настало уже: в отношении к мёртвым духовно-нравственно время оживотворения и воскресения их настало уже со времени явления Христа как Искупителя мира, с Его учением и действиями, направленными к этому оживотворению мёртвого духовно мира. В отношении к будущему всеобщему воскресению мёртвых это время наступает и настало уже потому, что основание воскресения всех во Христе, и с явления Его началась последняя эпоха строительства спасения человеческого, которая уже непременно окончится всеобщим воскресением и судом; следовательно, это время, по внутренней тесной связи событий, уже не только наступало, но и настало. Услышат глас Сына Божия: мёртвые духовно услышат и уже слышат (настало уже) проповедь Господа об искуплении Им мира и услышавшие, т. е. поверовавшие этой проповеди, оживут, или воскреснут духовно к новой жизни. При всеобщем воскресении мёртвые услышат глас Сына Божия в смысле божественного повеления вообще, по которому все мёртвые оживут, или воскреснут (ср. 1Сол. 4:16 ). 26. Ин. 5:26 . Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 1Ин. 4:9, 5:20 ; Ин. 1:4, 11:25, 5:22 . 27. Ин. 5:27 . И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Евр. 2:17 ; Дан. 7:13 Ибо, как Отец и пр.: внутреннее основание, почему Сын может действовать так при воскресении и суде, как указано в предшествующих стихах, т. е. всемогуще, как Бог Отец. Отец имеет жизнь в Себе: Бог есть источник всякой жизни, и Он есть жизнь самосущая; потому всё живое от Него получает свою жизнь. Эта жизнь самосущая есть также и в Сыне, как и в Боге Отце (ср. 1 и прим.), и вот почему словом Своим Он оживляет мёртвых и духовно и телесно. Как Слово Сын Божий, единосущный Отцу, Он всегда имел в Себе Самом эту жизнь; но и в воплощении Своём, как Сын Человеческий, Он получил от Бога иметь таковую же самосущую жизнь в Себе Самом, и потому кого хочет Он оживляет, как ставший и по человечеству источником жизни. – Вместе с сим дана Ему от Отца власть и суд творить (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

На земле вся деятельность души в ее стремлении к истине постоянно сопровождается трудностями, скорбями: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Таков удел человека на земле после его грехопадения в раю. Это удел, однажды и уже навсегда определенный Самим Богом Адаму ( Быт.3:17 ), а в его лице и всему человечеству, и данный повторно Господом Иисусом Христом и для нового духовного человека. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ). Все добродетели, несмотря на препятствия к их достижению, доставляют тому, кто стремится к ним, неземную духовную радость, в которой потом более или менее принимает участие и немощное тело. За гробом же тело преобразится и будет способствовать работе души. Того зла, в котором лежал и лежит весь мир, за гробом не будет, и человек будет вечно блаженствовать, то есть деятельность его души достигнет своего вечного назначения. Если на земле истинное блаженство души достигалось стремлением к совершенной свободе от тройственной похоти славолюбия, сластолюбия и сребролюбия, то за гробом душа, будучи свободной от этого зла, станет вечно блаженствовать, как чуждая всякого рабства, всякого греховного плена. Основанием земной деятельности человека является невидимая внутренняя духовная работа души, так что видимая жизнь человека отображает невидимую душу и ее свойства. Если душа, по назначению Самого Создателя, бессмертна, то есть продолжает жить за гробом, а жизнь обычно выражается в деятельности, то справедливо, что где жизнь – там и деятельность, и где деятельность, там и жизнь. Следовательно, и за гробом продолжается работа души. В чем же она состоит там? В том же, в чем состояла ее деятельность и на земле. Как действовали душевные силы на земле, так они будут действовать и за гробом. Жизнь души составляет самосознание, а деятельность души состоит в исполнении духовно-нравственных обязанностей. Работа самосознания слагается из деятельности отдельных душевных сил: мышления, желания и чувств. Духовная внутренняя жизнь состоит из полного самоуглубления души в себя, из самопознания. Душа, отрешенная от тела и вещественного мира, не развлекается попусту, ее силы действуют уже беспрепятственно, стремясь к истине. В таком виде показал загробную жизнь и деятельность душ в первый период загробной жизни Господь Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре. Их души мыслят, желают и чувствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Полемика о Богочеловечестве Христа . Вопрос иеговистам: Скажите, может ли Бог иметь начало дней, конец, отца или мать? Ответ: Конечно же нет, и быть такого не может. Тогда откройте и зачитайте им вслух Послание к Евреям, 7:1-8: " Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда " . Сопоставьте теперь духовную реальность Мелхиседека (самой загадочной личности Библии) и Иисуса Христа. Можно ли говорить, что Иисус " сотворен " , если Ему уподоблен Мелхиседек, не имеющий " начала дней " ? Другой вопрос можете задать: Может ли что-нибудь или кто-нибудь, кроме Бога, давать вечную жизнь? Ответ естественен, что творение не может ни давать такой жизни, ни поддерживать вечную жизнь, потому что оно не имеет жизни в себе самом. Тогда прочитайте хорошо им знакомый стих: " И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей " . Так сказал Богочеловек Иисус Христос, ибо никакой человек, никакой ангел, никакое духовное создание или " сын Божий " (интерпретация иеговистов) не может давать вечную жизнь, как это делает Бог. Секты Мистического Толка Вопрос иеговистам: Скажите, может ли Бог иметь начало дней, конец, отца или мать? Ответ: Конечно же нет, и быть такого не может. Тогда откройте и зачитайте им вслух Послание к Евреям, 7:1-8: " Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда " . Сопоставьте теперь духовную реальность Мелхиседека (самой загадочной личности Библии) и Иисуса Христа. Можно ли говорить, что Иисус " сотворен " , если Ему уподоблен Мелхиседек, не имеющий " начала дней " ? Другой вопрос можете задать: Может ли что-нибудь или кто-нибудь, кроме Бога, давать вечную жизнь? Ответ естественен, что творение не может ни давать такой жизни, ни поддерживать вечную жизнь, потому что оно не имеет жизни в себе самом. Тогда прочитайте хорошо им знакомый стих: " И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей " . Так сказал Богочеловек Иисус Христос, ибо никакой человек, никакой ангел, никакое духовное создание или " сын Божий " (интерпретация иеговистов) не может давать вечную жизнь, как это делает Бог. Возникновение сект мистического толка

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Такой мертвец телом живет, но душою умер, как о вдовице сластолюбивой говорит апостол: «заживо умерла» ( 1Тим 5:6 ). Такого мертвеца Божия благодать как через внешнее Божие Слово, так и внутри, в совести вопия, ударяет: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф.5:14 ). Эта смерть тем бедственна, что ведет к еще более бедственной вечной смерти, поглощенный которой человек вовеки не увидит жизни. «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Но как смерть, так и жизнь трояка. Первая – телесная, когда душа вместе с телом пребывает. Сия жизнь так же, как и смерть телесная, общая для всех праведных и грешных. Вторая жизньдуховная, которую соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оскверняет человека и от Святого Бога отлучает (см. Ис.59:2 ), и так умерщвляет, так вера и Божия благодать очищает человека, с Богом соединяет и оживляет. Ибо как вещи, к свету, например, к солнцу или светильнику приблизившиеся, принимают в себя свет и освещаются, так душа, верою к Богу приблизившаяся, принимает от Него свет и жизнь, и так просвещается и оживляется от присносущного Света и Жизни. Третья жизнь есть жизнь вечная, преддверие к которой есть вышеописанная духовная жизнь. Ибо никто не войдет в вечную жизнь, если от мертвых дел не воскреснет ныне. Ибо «вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:15 ). Итак, человеку надобно непременно сначала здесь восстать, верою Христовою оживиться, и так отворится ему дверь к вечной жизни. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» ( Откр.20:6 ). «Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин5:12 ). § 388. Как в плотском рождении духовно мертвыми рождаемся все, ибо в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся ( Пс.50:7 ), так в духовном рождении, или Крещении, которое бывает водою и Духом, из мертвых духовно восстаем. Ибо Крещением сообразуемся смерти и Воскресению Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Двоякая бывает смерть: естественная и духовная. Естественная смерть обща всем, как говорит Писание: «человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9, 27 ), духовная же смерть – только для желающих, ибо Господь говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» ( Мк. 8, 34 ); Он никого не принуждает, но говорит: «кто хочет». Но мы видим, что иному предстоит только одна смерть, естественная, а преподобному угоднику Христову предстоит смерть двоякая – сначала духовная, а потом естественная. Хорошо сказал кто-то, рассуждая о воскресении Лазаря: Христос возвратил Лазаря к жизни для того, чтобы человек, родившийся в мире однажды, научился дважды умирать, ибо естественная смерть не может быть доброй и чистой перед Богом, если ее не предварит смерть духовная. Никто не может после смерти получить Жизнь Вечную, если не привыкнет умирать до смерти. Не раньше Моисей вышел из Египта с людьми израильскими в путь, ведущий в землю обетованную, чем когда умерщвлены были египетские первородные; так и человек не войдет в Жизнь Вечную, если прежде не убьет в себе греховные вожделения. Блажен тот, кто научился до смерти умирать для греха и до погребения в гробу хоронить свои страсти в умерщвленном для греха теле ( 103, 779 ). Припомните страдания находящихся в изгнании из города, из дома, из отечества; все это имеется и с нашей жизни, ибо жизнь есть изгнание, ссылка, как говорит тот же апостол: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр. 13, 14 ). Вспомните страдания от голода, жажды и лишения всего необходимого к существованию, и это все в изобилии есть в нашей жизни, что лучше всего видно из апостольских слов: «доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» ( 1Кор. 4, 11 ). Ибо эта жизнь никого не насыщает вполне; насыщение возможно только на Небе, как говорит псалмопевец: «буду насыщаться образом Твоим» ( Пс. 16, 15 ). Подумайте, какое зло быть в плену, в узах, в смерти! Все это имеет жизнь, ибо жизнь есть плен и смерть, как говорит святой Павел: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7, 24 ). Представьте себе страх живущих в доме, который угрожает рухнуть; такова наша жизнь, ибо «знаем, что,.. земной наш дом, эта хижина, разрушится» ( 2Кор. 5, 1 ). Поэтому святые Божии желали лучше умереть и жить со Христом, чем продолжать свои дни в этой жизни. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 958 ). «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115, 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010