В рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений обсудят вопросы преподавания Основ православной культуры 25 декабря 2015 г. 17:26 Мероприятия, посвященные Основам православной культуры, будут организованы в рамках предстоящих XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. В частности, ОПК будут посвящены секция «Православная культура в школе: результаты образования и перспективы развития» и семинар «Традиционная православная культура русского народа как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания». В рамках секции, которая пройдет 26 января (17.00-19.00) в Белом зале Храма Христа Спасителя, будут обсуждаться основные вопросы, связанные с преподаванием предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах Российской Федерации, как в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», так и в рамках компонента формируемого участниками образовательного процесса. Будут также представлены новейшие разработки в области учебно-методического сопровождения преподавания православной культуры. Традиционно в секции примут участие преподаватели ОПК; школьные завучи, ответственные за организацию воспитательной работы; церковные специалисты, взаимодействующие со школами в рамках поддержки преподавания предметов духовно-нравственной направленности (общественные методисты по ДНВ — в рамках г. Москвы); священнослужители и представители региональных органов управления образованием. О том, как применить элементы традиционной народной культуры в системе духовно-нравственного воспитания как в государственных, так и в православных школах и гимназиях, пойдет речь в рамках семинара «Традиционная православная культура русского народа как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания», который состоится 27 января (9.30-15.00) в аванзале Храма Христа Спасителя. На межвузовском портале электронного образования «Универсариум» будут представлены новые тематические образовательные курсы. Среди участников семинара — православные священнослужители, директора и завучи государственных и православных общеобразовательных учреждений, педагоги дополнительного образования, педагоги Николо-Угрешской православной духовной семинарии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , а также представители Российского фольклорного союза и ученые-этнографы из Отдела русского народа Института этнологии и антропологии Российской академии наук. Перед началом семинара состоятся мастер-классы от Детского музея и культурного центра национального искусства и народного творчества «Чаепитие по-московски». «Православное образование» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4306056.ht...

Необходимо отметить, что в настоящее время министерство и координационный совет активно работают в направлении создания еще одного мощного ресурса, способного значительно совершенствовать деятельность по духовно-нравственному образованию и воспитанию. Речь идет о том, чтобы завершить работу над приложением к учебнику «История Московской области», которое позволит нашим детям приступить к изучению особого – духовного пласта истории и культуры Подмосковья. Мы планируем, что приложение также как и основной учебник, пройдет в апробацию в отдельных муниципальных образованиях уже с сентября. В настоящее время Центром качества образования Академии социального управления Московской области ведется мониторинг по апробации в 2005–2006 учебном году отдельных составляющих областного компонента государственного стандарта общего образования Московской области; поэтому Вы можете заявить такую апробацию уже сейчас. Кроме того, данное приложение может быть использовано как учебное пособие и для факультативного курса «Основы православной культуры», в чем мы видим еще один смысл нашей работы в этом направлении. Одним из интересных направлений деятельности по развитию духовно-нравственного потенциала детей, да и учительства в целом, является деятельность созданного на базе Московского государственного областного университета духовно-просветительского культурного центра. Коротко характеризуя основные направления его работы, можно перечислить следующие: Научно-исследовательское направление, которое предполагает проведение проектных разработок по проблеме «Культурно-исторические традиции Отечества в государственной системе образования» совместно с МГОУ, РАО, координационным советом по взаимодействию министерства образования с Московской епархией Русской Православной Церкви, а также Научно-исследовательским центром поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Первыми проектами должны стать такие, как: – Банк педагогической информации «Духовно-нравственная культура»; – Христианская культурная традиция в образовании;

http://pravoslavie.ru/13498.html

Раздел 2. Современные исследования В. П. Столяров. Духовно-символическое пространство сакральных комплексов России, как объект национального наследия (на примере Соловецкого архипелага) 269 В совокупности объектов историко-культурного наследия, особое место занимают сакральные комплексы (монастыри, храмы, святилища малых народов), связанные с традиционной религиозной деятельностью народов России. Соловецкие острова – именно такой духовный центр. Соловки чаруют туристов своими древними памятниками и природой, православных же паломников привлекают сюда совсем другие – духовные устремления. Именно такое сочетание историко-культурных и духовных ценностей делает эту территорию объектом национального наследия России. Успешное управление культурным и природным наследием исторических территорий невозможно без, адекватного объекту и субъекту управления, описания. Принятый порядок описания историко-культурных комплексов, в настоящее время недостаточно учитывает духовную составляющую объекта, не фиксирует его духовно-символическую ценность. Такое положение вполне объяснимо, поскольку духовно-символическая оценка памятника (или комплекса памятников) должна проводится на стыке фундаментально различных сфер жизнедеятельности человека, касающихся областей Веры и Знания. Совсем недавно (в советский период) подобные подходы были закрыты по идеологическим причинам, поскольку государство негативно маркировало «идеалистические направления» науки и философии, законодательно признавая приоритет «материалистической» науки. Кроме того, такие подходы не были востребованы, поскольку в советском государстве отсутствовала возможность нормальной общественной духовно-религиозной деятельности, и большинство памятников православия (и иных религий) принадлежало государству. Подобное положение постепенно меняется. Анализируя современное состояние общества, президент Российской академии наук Ю. А. Осипов констатирует: «Необходимо отличать науку, как рациональную познавательную деятельность от, так называемого, научного мировоззрения, которое, на самом деле, наукой не является, но использует науку, а также опирается на некоторые философские системы, самый яркий пример – это материализм. Проанализировав историю, по крайней мере, трех с половиной столетий, сегодня мы можем признать: такое эксцентрическое мировоззрение, претендующее на универсальность и заменяющее религию, конечно, не состоялось, чего нельзя сказать о науке... В настоящее время, в отношениях науки и религии набирают силу процессы их явного сближения. И, если в начале Нового Времени, в эпоху Просвещения наука стремилась обрести полную автономию от религии и, наконец, вытеснить ее с позиций мировоззренческого и духовного центра культуры, то теперь происходит их сближение и взаимодействие в формировании ценностей культуры, ориентирующейся на человека» 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Совершенно очевидно, что цель, которую ставило перед собой наше церковно-школьное соработничество в недавние годы в определенной степени достигнута. Духовно-нравственное просвещение получило широкое общественное признание. Оно помогает воспитывать детей и юношество в добрых отечественных традициях, содействует осуществлению патриотических программ, вносит свой вклад в формирование здорового социального климата. Пусть у моих слушателей не создастся впечатление, что я идеализирую ситуацию и отказываюсь видеть те острые нравственные проблемы, перед лицом которых оказались наши современники. В окружающем мире много горя и несовершенства. Но тот путь, по которому мы вместе с Министерством образования идем уже второе десятилетие, направлен на развитие диалога, на терпеливую воспитательную работу. Мы стремимся убедить людей в своей правоте, в истинности и абсолютной значимости евангельских ценностей. Надо выучиться ждать, никого не обличая, не укоряя, не обвиняя. В Священном Писании сказано: «Не ссорься с человеком без причины» (Притч. 3:30). Хочу сердечно поблагодарить всех участников сегодняшней конференции за труды и усердие. Особенно следует отметить сотрудничество между светскими педагогами и духовенством. Насколько мне известно, оно во многих муниципальных образованиях было и остается тесным, взаимоуважительным и плодотворным. Думаю, что в рамках созданных недавно Духовно-просветительских культурных центров Московской области такое взаимодействие будет продолжаться и принесет новые плоды». Участников собрания приветствовала министр образования Московской области М.Б. Захарова. По поручению губернатора Московской области А.Ю. Воробьева министр вручила Л.Л. Шевченко высокую областную награду — медаль преподобного Сергия Радонежского. Директор духовно-просветительского культурного центра имени Кирилла и Мефодия, профессор, доктор педагогических наук Л.Л. Шевченко выступила с докладом, в котором подробно рассказала об истории возникновения Ассоциации и о порядке ее дальнейшей работы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4016428...

Мы декларируем духовно-нравственное воспитание через призму служения (думаю, что профессия врача все-таки не предполагает слова «работа»). Именно служение людям помогает развитию духовно-нравственных качеств будущих медиков. К тому же, если мы будем теоретизировать, рассуждать по поводу духовно-нравственной культуры в студенческой среде - с точки зрения людей, имеющих жизненный опыт, то вряд ли вызовем интерес у студентов. Мы же помним, что интересует молодежь - душа на самом деле молодая и у студентов, и у преподавателей, это тело с течением времени исчерпывает свой ресурс, а душа остается такой же энергичной, требовательной, легкой на подъем - у меня, по крайней мере... Волонтеры, участники акции Белый цветок с ректором Игорем Эдуардовичем Есауленко И неслучайно сами студенты, ряд активных выпускников нашего вуза выступили с инициативой создания добровольческого центра «Млечный путь», который много лет реализует самые разные программы в университете. Это и медицинское волонтерство (в том числе помощь медперсоналу в больницах и поликлиниках города, медицинское обеспечение спортивных и массовых мероприятий); и социальное служение (патронаж детей с ограниченными возможностями, ветеранов войны и труда, помощь многодетным семьям, бездомным людям и пр.); благотворительность (участие в акциях «Белый цветок», «Стань Дедом Морозом», «Подари мечту ребенку»); культурное волонтерство (например, открытый творческий конкурс среди студентов медицинских и фармацевтических вузов России «В лучах милосердия»); защита окружающей среды (озеленение, благоустройство территорий города, сотрудничество с приютами для бездомных животных и пр.); патриотическое движение (организация в вузе Центра космического просвещения, участие в научной программе биоспутников и пр.); формирование здорового образа жизни студентов (профилактика абортов, нарушений репродуктивного здоровья, борьба с наркоманией, алкоголизмом, курением, интернет-проект «Сохранение здоровья пользователей компьютеров и др.); донорство крови и т.д.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Богатейший гуманитарный потенциал Центра России должен быть осмыслен как мощный ресурс не только социального, культурного, но и экономического развития территорий округа. Я приглашаю руководителей областей и епархий к совместной разработке и реализации " Программы социально-экономического развития территорий Центрального федерального округа на основе гуманитарных ресурсов " . Как показывают неоднократно проводившиеся социологические исследования, значительная часть населения ЦФО поддерживает идею введения основ духовно-нравственного и патриотического образования и воспитания в школе. Это возможно через введение в средних школах занятий по духовной культуре и этике, ставящих целью приобщение учащихся к знаниям о духовных и культурных ценностях традиционных религий России, что не противоречит светскому характеру государственной системы образования. Сегодня, когда формируется мировоззренческая основа нового поколения в непростых условиях агрессивного влияния массовой культуры, особую значимость приобретают фундаментальные издания, оказывающие прямое воздействие на формирование разносторонне развитой личности. К таковым относится " Православная энциклопедия " , издаваемая под редакцией Святейшего Патриарха и под патронажем Президента Российской Федерации. Важный вопрос сегодняшнего дня в деятельности " Православной энциклопедии " - ее доступность широкому кругу читателей. Я обращаюсь к руководителям областей ЦФО с просьбой принять необходимые решения для того, чтобы энциклопедия появилась в каждой школьной и вузовской библиотеке округа. В Центральном федеральном округе каждый учащийся, каждый современный молодой человек должен иметь возможность ознакомиться с этим фундаментальным научным трудом. В духовно-нравственном образовании и воспитании не обойтись без сотрудничества государства с религиозными организациями. Инициатива такого сотрудничества исходит снизу, от местных органов власти, а не от федерального центра. За последние годы в большинстве субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа сформировалась вполне определенная практика религиозного образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Для нас важно изучить и распространить положительный опыт регионов в этом направлении.

http://religare.ru/2_9914.html

Над Парижем засияет православный купол Купол кафедрального собора Русской православной церкви во французской столице установят 19 марта 18 марта, 2016 Купол кафедрального собора Русской православной церкви во французской столице установят 19 марта 19 марта будет установлен купол кафедрального собора Русской православной церкви в строящемся во французской столице российском духовно-культурном центре. Российская делегация в эти выходные примет участие в торжественной церемонии установки главного купола кафедрального собора Русской православной церкви и освящения его пяти крестов в строящемся православном центре на левом берегу Сены на набережной Бранли в Париже. Центр находится неподалеку от моста Александра III, который был в свое время возведен в ознаменование франко-русского союза. Общая стоимость проекта и строительства оценивается €90 млн без внутренней отделки, которая начнется после сдачи объекта и займет около двух лет. Зампред правительства России Сергей Приходько, который примет участие в церемонии с российской стороны, пояснил, чего правительство ожидает от открытия центра. — Франция — наш важнейший партнер в Европе. Российско-французские отношения имеют очень глубокие исторические корни. Торгово-экономические взаимоотношения также носит плановый характер и охватывают высокотехнологичные отрасли, включая космические исследования, ядерную энергетику, машино- и приборостроение, гражданскую авиацию и другие сферы. По ряду причин, которые связаны с глобальной конъюнктурой и влиянием специальных экономических мер, в 2015 произошел спад в двустороннем товарообороте. По сравнению с 2014 годом он уменьшился более чем на 35%, до отметки млрд. При этом российский экспорт снизился на 24%, а импорт —на 45%. Несмотря на это, деятельность двусторонних межправительственных механизмов, по российской оценке, нормализуется, — рассказал зампред правительства. По его словам, для России и Франции строительство российского православного духовного центра в Париже является знаковым событием, так как многие во Франции и России сравнивают значение строительства этого центра с сооружением моста Александра III, который уже более века является символом дружбы двух стран.

http://pravmir.ru/nad-parizhem-zasiyaet-...

У пройшли заходи, на 22 лютого 2019 р. 19:21 В феврале 2019 года по благословению ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима был создан Межвузовский координационный центр, который призван стать площадкой для проведения диалога между высшими учебными заведениями в сфере академического образования и научных исследований. Президентом центра является епископ Серафим, исполнительным директором — секретарь Ученого совета академии иеромонах Никодим (Хмыров). Межвузовский координационный центр был создан с целью объединить исследователей, преподавателей и студентов российских вузов для обмена мнениями, опытом, обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания студенчества. Работа центра заключается в организации и проведении конференций, научных круглых столов и образовательных семинаров по актуальным вопросам богословия, истории, философии, культурологии, а также в реализации научно-исследовательских проектов во взаимодействии с церковными и светскими организациями. В рамках взаимодействия Санкт-Петербургской духовной академии с другими вузами в феврале с.г. прошли следующие мероприятия: 11 февраля студенты академии посетили с экскурсией Великий Новгород. Также в рамках поездки учащиеся духовной школы приняли участие в межвузовском методическом семинаре «Культурное наследие Новгородской земли в перспективе развития высшего теологического образования», который прошел в Гуманитарном институте Новгородского государственного университета. 12 февраля в рамках работы Межвузовского координационного центра в профессорской Санкт-Петербургской духовной академии прошел круглый стол на тему «Роль и значение пения в богослужении». В обсуждении приняли участие учащиеся духовной школы и студенты кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 14 февраля в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошел круглый стол, посвященный исследованию директора института В.А. Шамахова и доктора философских наук А.В. Клюева на тему «Социальные ценности и модели поведения учащейся молодежи на примере Ленинградской области».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5377294...

Семёнов И. Н. , Ковалева Н. Б . Логика развития московской научной школы С. Л. Рубинштейна и ее вклад в общую и педагогическую психологию (к 50-летнему юбилею ИП РАН)//Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 89–117. В статье И. Н. Семёнова и Н. Б. Ковалевой анализируются роль С. Л. Рубинштейна в зарождении Института психологии РАН и вклад его научной школы в зарождение этого научно-исследовательского центра. По словам авторов статьи, школа С. Л. Рубинштейна является одной из крупнейших в отечественной психологии. Как утверждают авторы, в статье впервые системно обобщается персонология жизнетворчества С. Л. Рубинштейна и участников его школы в институциональных условиях развития психологии советского и постсоветского времени. В статье дается характеристика культурно-созидающим достижениям школы С. Л. Рубинштейна в изучении общей и педагогической психологии способностей, одаренности, мышления, личности, социальных взаимодействий и образования, показывается конструктивная роль познавательной и организационной деятельности учеников С. Л. Рубинштейна в становлении Института психологии РАН и его развитии как центра фундаментальных психологических исследований. Согласно выводам авторов, главным культурно-созидающим вкладом деятельности С. Л. Рубинштейна является разработка субъектно-деятельностного подхода к изучению детерминации мышления и сознания личности в процессах ее бытия в мире, а также воспитание профессионального менталитета участников и последователей Московской научной школы психологии. Тихонова Е. С . Влияние идей К. Д. Ушинского на современную практическую психологию//Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 107–120. В своей статье Е. С. Тихонова предпринимает попытку проследить связь мировоззренческих позиций и установок К. Д. Ушинского и современных научных представлений в области практической психологии. В рамках своего исследования Е. С. Тихонова обращает основное внимание на проблемы человека, диалога и художественного творчества в наследии К. Д. Ушинского и современной психологической практике. В статье рассматриваются влияние идей К. Д. Ушинского на психологическую антропологию и на диалогический подход Т. А. Флоренской, основные принципы и понятия духовно ориентированного диалога, вектор личностного развития человека в условиях внутреннего диалога. Согласно выводам автора статьи, антропологические взгляды и представления К. Д. Ушинского, его понимание роли отношений и места художественно-эстетических чувств в развитии личности по-прежнему актуальны для проблемного поля современной практической психологии; проблемы человека, диалога и художественного творчества, которыми занимался К. Д. Ушинский, остаются в эпицентре современных научно-практических психологических исследований.

http://bogoslov.ru/article/6195282

Закрыть Греческий культурный центр проведёт онлайн-лекцию на тему «Греки в Крыму» 14:17 21.10.2023 1065 Время на чтение 3 минуты Фото: Пресс-служба ГКЦ Греческий Культурный Центр – ГКЦ продолжает новый тематический курс лекций – онлайн коммуникаций на тему «Греческий след в Тавриде», сообщает пресс-служба Греческого культурного центра. Трудно переоценить масштаб, значимость, мощь, величие и потенциал в общей истории двух наших миров, соприкосновение которых, с исторической, культурно-географической точек зрения, берёт своё начало ещё в мифологии, а развивается в исторической реальности. В последствии, со средних веков и позже, с периода первых торговых сношений, знаменитого «Пути из варяг в греки», и принятия христианства на Руси у Византии, с крещения Великого киевского князя Владимира и его венчания в Херсонесе на византийской принцессе Анне, краеугольный момент в истории, наши миры объединяются на века, наша историко-духовно-культурно-цивилизационная общность обретает навсегда непоколебимые узы. «И в этой общности, как мы видим, Таврида всегда занимала краеугольное, сакральное место», - пишут организаторы. Они приглашают желающих на третью лекцию цикла на тему «Греки в Крыму» - часть 2, которая состоится во вторник, 31 октября 2023 г., время 19:00. Лектор – Светлана Ивановна Притула, историк, методист методического центра управления образования г. Феодосии и по совместительству специалист по учебно-методической работе факультета повышения квалификации Крымского института постдипломного педагогического образования. С первой частью лекции лектора, прошедшей 21 сентября 2023 г., можно ознакомиться по нижеуказанным ссылкам: Видео на ютубе ; Видеоархив ГКЦ . Светлана Притула закончила исторический факультет Симферопольского государственного университета по специальности «история» с присвоением квалификации «историк; преподаватель истории и обществоведения». Среди любимых преподавателей: Александр Германович Герцен, известнейший ученый, археолог, признанный специалист по истории и археологии средневекового Крыма и «пещерных городов», бессменный руководитель Мангупской археологической экспедиции, ныне декан исторического факультета Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского;

http://ruskline.ru/anonsy/2023/10/21/gre...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010