Скачать epub pdf Дух Православия в нашем богослужении Ваше высокопреосвященство, Ваши преосвященства, Всечестные Отцы, Возлюбленные о Господе братия и сестры! Обдумывая, чему мне посвятить мое слово в нынешний высокоторжественный день, я остановился на теме «Дух Православия в нашем богослужении». Считаю эту тему особенно важной и жизненной в наше время. Не дерзая дать ответ на этот первостепенной важности вопрос своими собственными словами, я хочу попытаться осветить его словами Священного Писания и высоких духовных авторитетов. «Владеем сокровищем, которому цены нет» – говорит наш великий писатель христианин Н. В. Гоголь, столетие со дня кончины которого мы в нынешнем году вспоминаем («Выбранные места из переписки с друзьями»). Сокровище это – Православие. Сознаем ли мы все это, как сознавал это Гоголь? Ценим ли, как должно это великое сокровище, дорожим ли им? «О чудное, животворное, Божественное Православие, я вижу светлый образ твой!» – умиленно восклицает в своем вдохновенном дневнике великий праведник нашего времени о. Иоанн Кронштадтский . Так ли и нас умиляет Православие? Видим ли и мы светлый образ его? В чем же можем мы видеть этот образ Православия? Ярче всего и нагляднее всего вырисовывается он в нашем дивном, несравненном богослужении. «Если вы хотите видеть во всем небесном свете образ Православия нашей Церкви, – говорит тот же наш приснопамятный праведник, – прочитайте весь круг наших богослужебных книг, и вы увидите, какое это чудное учреждение на земле – не человеческое, а Божественное» (III, стр. 180). Было бы, однако, большой ошибкой думать, что Православие заключается только в одной внешности, в одних формально исполняемых богослужебных обрядах, как многие, к сожалению, думают. Но Православие и не в одних только догматах, как оторванных от жизни, холодных, отвлеченных истинах. Православие это не абстрактная философская система: оно не может быть сведено к одним лишь умствованиям, хотя бы и очень ученым и очень возвышенным. Православие все – в духе и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Отзыв проф. А. Л. Дворкина Внерелигиозный секуляризм, равнодушная политкорректность и азартное потребительство легли в основу идеологии большинства современного общества и стали векторами новой, постхристианской цивилизации. Но не хлебом единым жив человек. Душа человека – по природе христианка и людские религиозные устремления невозможно истребить полностью. Враг рода человеческого не может смириться с тем, что Церковь жива, что она, хоть и в меньшинстве, но существует, что различные экзотические секты не могут соблазнить всех, ищущих правды Божией, ибо имя Христа по-прежнему привлекает людей. Именно поэтому возникают все новые секты, прикрывающиеся именем Христа и христианскими терминами. Так было всегда – всю историю христианства. Но никогда еще не возникало столь удачливой подделки под христианство как неопятидесятничество, которая оказалась бы способной создать самую массовую за всю историю альтернативную версию христианства. «Христианства», в котором не осталось бы фактически ничего христианского, и которое существовало бы в полном согласии с «мудростию века сего». «Христианства», которое являлось бы полной противоположностью той Церкви, которую основал Христос, Удобного христианства, обещающего человеку счастье, богатство, здоровье, благополучие и ничем не ограниченную власть в ЭТОМ мире, но на самом деле приносящего невиданные порабощение, разорение, нервные и психические расстройства, зависимость и, в конечном итоге, смерть. Любой непредвзятый человек, видя «говорения на иных языках», «падения в духе», «молитву мук рождения» и прочие столь распространенные на собраниях неопятидесятников практики, которые, с точки зрения учения Православной Церкви рассматривает автор данной брошюры, будет потрясен до глубины души. Неверующий скорее всего назовет это поведение массовой индуцированной тяжелой истерией, а верующий христианин увидит в нем классические признаки беснования. Но несомненно одно: опасность неопятидесятничества сейчас очевидна как никогда, и чтобы избежать этой опасности, помочь своим близким, которые с ней столкнулись, необходимо знать о том, что собой представляют неопятидесятничество и сами тоталитарные секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Скачать epub pdf ПРОЩЕНИЕ «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним. Святитель Василий Великий ( 6, 359 ). Прощай – получивший прощение; милуй – помилованный, человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть для этого время ( 14, 147 ). Тебя ударили по щеке? Почему же допускаешь, чтобы другая твоя щека оставалась без приобретения? Если первая потерпела это непроизвольно – невелика заслуга, и тебе, если хочешь, остается сделать нечто большее, а именно: произвольно подставить другую щеку, чтобы сделаться достойным награды. С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду, если она есть у тебя; пусть снимут даже и третью: ты не останешься без приобретения, если предоставишь это дело Богу. Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом; Он – единственное, неотъемлемое наше сокровище. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за проклинающего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? А твой долг – делать добро. Таким образом приобретешь две важные выгоды: сам будешь совершенным хранителем закона, да и оскорбляющего тебя твоя кротость обратит к кротости, и из врага он сделается учеником. Святитель Григорий Богослов ( 15, 165 ). Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 111 ). Кто ради Бога для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе ( 34, 83 ). Когда вспомнишь об оскорблениях и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ. Преподобный авва Исаия ( 34, 184 ). Как же ты просишь Бога, чтобы Он был милостив к тебе, когда сам ты не милостив к оскорбившим тебя? ( 35, 139 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf «Ревнители истинного благочестия» Другие названия: секта Петра. Руководство Основатель и руководитель – некий Петр, пятидесяти с лишним лет. Фамилию его никто не знает, известно только, что он выдает себя за представителя горных сухумских старцев и за пострадавшего от советской власти, при которой он сидел в тюрьме якобы за Христа. Петр действительно сидел. Только не за Христа, а за нарушение паспортного режима. По непонятным причинам он однажды сжег свой паспорт. Без имени и адреса кочевал по стране, затем обосновался в Краснодаре, где основал секту. Когда перед ним замаячила реальная перспектива угодить в психбольницу, бежал в Москву. Вооружившись письмом якобы от святого патриарха Тихона, Петр и здесь сколотил очередную секту, взявшую на себя апостольское служение проповеди Православия 1196 . Петр считается в секте пророком и апостолом. Сектанты веруют в то, что он в совершенстве владеет истинами Священного Писания и Священного Предания. По свидетельству его бывших последователей, когда-то Петр был духовным чадом Схиигумена Саввы Псково-Печерского монастыря. За странное поведение Савва отверг его, и тогда Петр занялся оккультизмом. Говорят, что он увлекался и сатанизмом. Теперь выдает себя за истинного христианина 1197 . Месторасположение центров: Общины последователей Петра действуют в Москве, есть несколько семей – на Кавказе. В Москве – по различным квартирам. Численность адептов: Точные цифры отсутствуют, хотя, по некоторым оценкам, количество его последователей составляет от 50 до 200 человек (в 1198 приведена цифра – 150). Характеристика Основной контингент адептов – бомжи, подобранные Петром на улицах и вокзалах. Хотя сектанты не признают официальную православную церковь , внешне они не отделяются от нее. Они посещают богослужения и особенно престольные праздники. Главная их цель – после службы пообщаться с людьми, которые за богослужение показались им истово молящимися. Заведя разговор о вере, они переходят на такие темы, как недостатки пастырей, нарушения устава. Если видят, что человек прислушивается к ним, начинают обрабатывать его в духе антиправославия. После чего предлагается альтернатива: или ты служишь сатане (если посещаешь православную церковь ) или становишься святым (если вступаешь в секту Петра).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Слово II. Его же Слово о бдении и молитве, священной двоице и матери добродетелей, разубеждающее тех, кто по незнанию злословит радеющих об этой [двоице], и увещевающее каждого христианина изучить ее, поднимающую, словно на крыльях, избравшего ее и возносящего его к любви Блаженной Троицы (MD 2) Для имеющих немощные очи те, которые идут впереди них, держа в руках свет, кажутся несносными не потому, что свет причиняет вред, и не потому, что несущие свет дурно расположены к ним, но потому, что в глубине их собственных очей сокрыта немощь: она, изобличаемая и вызываемая наружу, доставляет много неприятностей глазам. И если острота [стрекала] таящегося в них не вымоется слезами, не получат они облегчения и не смогут смотреть на свет. То же самое случается с [людьми], изнуренными обитающим в [их] душе грехом и имевшими чувствилища внутреннего человека 1 , ослабленными вследствие недуга страстей. Ибо те, которые имеют помыслы души омраченными вожделением к вещам мира сего, не в силах взирать на Свет Божества, сияющий [только] в чистых мыслях [людей благочестивых]. Ведь как удостоятся Божьего Света те, которые возлюбили противоположное Ему [душевное] расположение? Поэтому они, видя [подвижников], словом проявляющих ради пользы других святое ведение, осуществляемое в сокровенности их души, впадают, омрачившись в [своей способности] истинного различения, в одну из двух крайностей: либо они настаивают на том, что спасительные речи, произносимые этими [подвижниками], выходят за пределы возможного, и считают такие речи скорее за словесные выдумки, чем за [обнаружения] тайнозрительной реальности 2 , либо, испепеляемые ревностью, издеваются над духовным трудом [подвижников] как над [явной] прелестью, а проповедующих этот труд и словом и делом называют попавшими [в сети прелести] 3 . [На самом же деле эти хулители] сами впадают в богохульство иудеев. Ибо как иудеи, видя Господа, с полнотой власти творящего Божии знамения и в Духе Святом изгоняющего бесов, называли Его впавшим в прелесть и одержимым бесом, а также, преисполнившись крайнего безумия, говорили, что Он изгоняет бесов [силою] веельзевула ( Мф. 12:24 ; Мк. 3:22 ; Лк. 11:15 ), так и эти [нынешние хулители] клевещут на действие Всесвятого Духа, проявляющееся в верных сердцах, называя его действием прелести.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Заключение «Молитва, – пишет Мартирий Сахдона, – как и Бог, всемогуща; она господствует на земле и сохраняется на небе. Молитва – это Господь среди людей» 2080 . Все восточно-христианские духовные авторы подписались бы под этим утверждением, поскольку никто из них не сомневается в силе молитвы. Все они единодушно признают, что молитва является для человека самым необходимым делом 2081 . Святитель Феофан Затворник пишет: «Молитва есть все: вера, благочестие, спасение...» 2082 . Следовательно, существует тесная связь между молитвой и совершенством. Но можно ли их отождествлять? Ответ зависит от того, что мы понимаем под молитвой, от того содержания, которое мы вкладываем в это общечеловеческое понятие, хотя значение и оттенки его могут быть весьма различными. В заключение мы кратко изложим те выявленные нами аспекты, которым на Востоке придают особое значение. Только тогда можно будет дать удовлетворительный ответ на вопрос о степени идентичности молитвы и совершенства. Просьба, обращенная к Отцу в недрах внутритроической жизни С просьбами обращаются к Богу не только христиане. Такое обращение является естественным следствием веры в личностного Бога. Евангельское Откровение торжественно подтверждает, что Господь воистину есть Отец. Но в то же время Иисус вносит нечто новое, поскольку именно через Него и в Его Духе мы можем вступить в диалог, который в силу нашей собственной природы представляется невозможным. Сознание христологичности и «харизматичности» молитвы присутствовало в христианском вероисповедании с самого начала. Громадная заслуга греческих Отцов состоит в том, что они не боялись трудностей метафизического и научного характера, возникающих при столкновении с мироощущением человека, вышедшего из античной культурной традиции. Они свидетельствовали, что христианин, свободно говорящий с Отцом в недрах Пресвятой Троицы, может при этом продолжать признавать необходимость естественных законов мира. Вступление в диалоге Отцом не повреждает мировой порядок. Богословие, «созерцание Пресвятой Троицы» сохраняет целостной логику человеческой мысли 2083 . Как бы парадоксально это ни звучало, но произведения александрийских Отцов о молитве оказались необходимыми для спасения эллинистической традиции гуманитарных наук, разделяя при этом простую веру детей Божиих. Словесная молитва

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Церковнообрядовые разности во втором столетии В новозаветном священном писании нет отдела, подобного ветхозаветному обрядовому закону; оно уясняет только дух христианского богопочитания (Иоанн. 4, 23—24), определяет лишь то, каково должно быть внутреннее настроение молящегося (Мф. 6:5—18), но предоставляет самим призванным к свободе (Гал. 5:13) верующим установить внешние формы поклонения Отцу в духе и истине (Р. 14). Но не у всех верующих религиозное настроение одинаково, и самая христианская истина в умах различных христиан принимает различные оттенки; а потому нет возможности создать такую обрядность, которая удовлетворила бы всех верующих всех времен и мест. Поэтому вполне естественно было то состояние церковной обрядности, в каком она находилась во втором веке, когда практика не только поместных церквей, но даже каждой общины (прихода) отличалась своеобразными особенностями, а практика последней четверти века во многих пунктах разнилась от практики первой четверти. Отношение к этим обрядовым разностям некоторой части христианского общества положило между ними резкую, хотя и довольно произвольную границу: между тем как одни разности не были предметом споров, не возбуждали сомнения касательно законности их существования и почитались нормальными разновидностями христианской обрядности, другие напротив рассматривались как явления ненормальные, подлежащие отмене, и даже угрожали стать поводом к расколу. Церковнообрядовые разности между отдельными приходами представляют самое обыкновенное явление во II в. При отсутствии христианских храмов и круга богослужебных книг довольно многие подробности в богослужении за­висели от усмотрения предстоятеля христианской общины, следовательно от его характера, степени его развития и часто от его происхождения, а потому имели случайный характер. Поэтому во II в. возможны были такие случаи, что предстоятель одной общины созывал свою паству в триклинии какого-нибудь уважаемого христианина, а в то же время предстоятель другого прихода в том же городе считал обычное место богослужебных собраний не довольно безопасным и совершал богослужение в каком-либо пустынном месте за чертою города или в катакомбах; что один предстоятель предлагал своей пастве чтение из одного евангелиста, чтобы оживить в ее воспоминании какое-нибудь прошедшее событие, а другой в тот же самый день назначал для чтения отдел из другого евангелиста, чтобы дать своим пасомым евангельский урок, полезный для них в настоящем; что в одной общине вслед за ученым экзегетическим словом философски образованного пресвитераслышалась обширная и красноречивая евхаристическая молитва, а в другой, после простого и короткого увещания — последовать тем прекрасным наставлениям, какие дает священное писание, пресвитер произносил простое и безыскусственное благодарение Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4060...

Церковь здесь бедная во всех отношениях! Владычество греческого отребья, доселе здесь распоряжавшегося, довело невесту Искупителя безмездного, быть орудием спекуляций. Они, пользуясь властию, купленной у оттоманов, и зная всегдашнюю свою непрочность в правлении, подклоняли сами собою собственность Валахии монастырям греческим в разных отдаленностях. Сему подражали некоторые из Валахов, угождая сим, в надежде почестей. А потому во всех монастырях и ныне управляют наглые греческие калугеры, взявшие на откуп от мест, коим оные подклонены, и живут лишь только по одному в монастыре огромном. Собор братства заменяют животными и птицами, приносимыми им в пищу: вместо велелепия храма Божия, украшают жилище и одежды свои, вместо чистой гармонии монашествующих всякое нестроение, соблазн, и угождение плоти. Словом, роскошествуют в вольности язычников. Духовенство туземное, – вовсе мало образованно, и, хотя несколько из значительных и просветились светом Парижа, но оказались темными ко всякой религии и ни к чему неспособными. Другие из них несколько посерьезнее; но что же? и они покланяются тельцу золотому и пиршествуют в изобилии мяс египетских. А влияние, каковое сии начала тьмы распространяют на меньшую братию и гражданственность, вы не можете себе и представить, не можете потому, что это в христианстве беспримерно. Училища здешние небольшие; главные из них есть: коллегия св. Саввы в Бухаресте, в ней учатся около трех сот юношей. Но учение их в том духе, который у добрых христиан вовсе не должен быть в ласке. Из 4-х епархиальных семинарий, нельзя ожидать и четырех учеников путных, одна только бузевская семинария, может, и выпустит сие число учеников; но и сии, кажется, заразятся духом католицизма. Ибо учителя семинарий приняты из Трансильвании; и, хотя они и православного исповедания, но судите сами; юноша, учившийся и возмужавший в училищах преподавателей латинов, кои очевидно гонят православие в своем государстве, каковы имеют быть! Я сам прожил прошедшее лето на минеральных водах в Трансильвании более двух месяцев, ознакомился с некоторыми из тамошнего духовенства, и с сожалением видел все руины православия. Увы! религия и ея благие дщери, там и здесь в самом жалостном истощании. Описывать сие подробно, значит терзать сострадательную душу человека христианина. Очерк сей хотя и неблаговиден, но в сущности верен, каковой прошу Вашего Преосвященства иметь как бы безызвестным!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Часть III. Крещение и Миропомазание Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий Богословские аспекты таинств Крещения и Миропомазания167 Средоточием христианской веры и непоколебимым фундаментом христианской Церкви является исповедание смерти и воскресения Иисуса Христа как спасительных для человеческого рода деяний Божиих. Св. ап. Павел свидетельствует о неизменном содержании христианского благовестия и церковного Предания, которое заключается в том, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор.15:3–4 ). Возвещение миру смерти и воскресения Христа апостол называет «тайной благовествования» ( Еф.6:19 ). Этим же словом – μυστριον, то есть «таинство» – он именует всю совокупность этапов и всё многообразие аспектов домостроительства спасения Сына Божия: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Церковь также включена в это единое таинство спасения, ибо она есть тайна, «сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей... которая есть Христос в вас» ( Кол.1:26–27 ). Наконец, величайшей тайной Божией – μυστριον το Θεο – является Сам Иисус Христос, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:2 ). Таким образом, в Новом Завете таинство, μυστριον – это, прежде всего, явленный во Христе и осуществляющийся в Церкви спасительный замысел Божий о человечестве, откровение Его непостижимой любви и милосердия. Таинство домостроительства Божия во Христе, бесконечно превосходя человеческое разумение, тем не менее не скрывает, но, напротив, являет дотоле сокровенную Премудрость Божию и открывает всем верующим во Христа доступ к полноте Божественной жизни, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Отцы Церкви, верные учению Господа Иисуса Христа и Его апостолов, согласно учат, что христианин умирает и воскресает со Христом, обретая спасение и вечную жизнь через участие в особых церковных священнодействиях, прежде всего – в Крещении и Евхаристии. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ); «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ) – наставляет Господь своих учеников. А ап. Павел учит: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ). Всякий раз, совершая Евхаристию, мы «смерть Господню возвещаем, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). В практике древней Церкви Крещение, Миропомазание и Евхаристия совершались подряд, образуя великое таинство христианского Посвящения. Богословие Крещения, Миропомазания и Евхаристии составляет важнейшую часть Священного Предания Церкви. Христологический аспект таинств Крещения и Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Этапы духовного странствия (автобиография) Скачать epub pdf Об авторе Архимандрит Плакида (Дезей) родился во Франции в 1926 г. в католической семье; в 1942 г., в возрасте шестнадцати лет поступил в цистерцианское аббатство Бельфонтэн. В 1966 г. в поисках подлинных корней христианства и монашества основал вместе с друзьями-монахами монастырь византийского обряда в Обазине (департамент Коррэз). В 1977 г. монахи монастыря решили принять Православие. Переход состоялся 19 июня 1977 г.; в феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симонопетра. Вернувшись через некоторое время во Францию, отец Плакида основал монастырь преподобного Антония Великого в Сэн-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром), в горном массиве Веркор, и стал его игуменом. Доцент патрологии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Является основателем серии “Spiritualite orientale” («Восточная духовность»), выпускаемой с 1966 г. издательством аббатства Бельфонтэн. Автор и переводчик многих книг по православной духовности и монашеству, важнейшими из которых являются: Дух пахомиевского монашества, 1968. Видехом свет истинный: монашеская жизнь, ее дух и основополагающие тексты,1990. Православная духовность и «Добротолюбие», 1997. Евангелие в пустыне, 1999. Пещь вавилонская: духовный путеводитель, 2001. Основы катехизиса, 2 тт., 2001. Уверенность в невидимом, 2002. «Тело – душа – дух» в православном понимании, 2004. «Добротолюбие» и православная духовность, 2006. Становление С особой признательностью я вспоминаю всех, кто повлиял на мое становление как человека и христианина. Благодаря своей семье я был воспитан в духе великих литургических и святоотеческих традиций Церкви. У бабушки и у обеих моих теток по отцовской линии, оказавших на меня особенно сильное влияние, настольной книгой был «Древний молитвослов» дона Каброля, а также «Церковный год» дона Геранже, в котором встречалось множество удивительных древних литургических текстов Восточной и Западной Церквей. Эти женщины, наделенные твердой верой и глубоким благочестием, не переносили сентиментальной набожности, и довольно рано я воспринял от них вкус к сокровищам церковного Предания. Они благоговели перед монашеством, любили труды дона Мармиона; образцом христианской жизни в их понимании были такие великие аббатства, как Бёрон, Маредсу и Солезм. Когда я учился в начальной школе, мои воспитатели-иезуиты – люди молитвы, сердечного благородства и прекрасного образования – пробудили во мне любовь к классической древности, рыцарскому Средневековью, а также к истории Франции XVII столетия. Это ничуть не противоречило моему семейному воспитанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010