и, вероятно, после смерти Михаила IX (1320), сына и соправителя Андроника ( Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре)//Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и полит. практика. М., 1995. С. 137-139). Однако др. источники свидетельствуют, что восстановителем мон-ря был не Андроник II, а брат Михаила VIII Иоанн Палеолог. В хрисовуле 1275 г. говорится, что Иоанн укрепил К. и вернул ему прежнее великолепие (Actes de Xéropotamou. 1964. N 10), в акте Константина Спартина 1295 г.- что К. «был восстановлен под именем 40 мучеников после пожара деспотом Иоанном Палеологом» (Ibid. N 12). В письме свт. Афанасия I, патриарха К-польского (ок. 1303-1309), и в акте прота Исаака (1331) иноки К. восхваляются за благочестие и монашеские добродетели (Ibid. N 24; Ibid. Append. II; Δωρθεος. 1986. Σ. 333-334). К 1330 г. площадь принадлежавших К. земельных участков составила 3 тыс. модиев. В 1346 г. серб. царь Стефан IV Душан выдал К. подтвердительную грамоту на его владения в Иериссе, на п-ове Ситония, в катепаникии Стримон и др. (на греч. языке, имеются значительные утраты текста). Помимо подтверждения владельческих прав и иммунитетов мон-ря документ сообщает о пожаловании К. зависимых людей (париков и присельников) без земельных угодий и о передаче мон-рю железоплавильной мастерской в с. Кондогрици (Actes de Xéropotamou. 1964. N 25; 1992. С. 70-71). В 1368 г. серб. деспот Иоанн Углеша, правивший в Серрах, приобрел у К. за 247 золотых келлию Донта (ныне Дондас) для мон-ря Симонопетра, ктитором к-рого он являлся ( 1985. С. 154). Внутренний двор мон-ря Внутренний двор мон-ря В XIV-XV вв. К. и мон-рю прп. Павла, который временно утратил самостоятельность и стал ксиропотамской келлией, оказывали щедрую помощь сербские правители: на их средства в К. были построены стены с башней, парекклисион Пресв. Богородицы и монастырский собор (1445). Запустевшая келлия прп. Павла ок. 1384 г. была восстановлена серб.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

В восточнохрист. иконографии св. мучеников и воинов образ И. В. занимает особое место, поскольку, несмотря на к-польское происхождение почитания святого, мощи к-рого, согласно Житию, находились в столичном храме ап. Иоанна Богослова, его изображения практически неизвестны в искусстве Византии и поствизант. мира, включая календарные циклы ( Евсеева. Афонская книга. С. 319). В искусстве Руси XI-XVI вв. они встречаются крайне редко и в основном имеют патрональный характер, хотя память И. В. присутствует в месяцесловах мн. рус. Евангелий и Апостолов XII-XV вв. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 395). За немногими исключениями, иконография И. В. представлена рус. памятниками XVII-XIX вв., чье обилие и типологическое разнообразие отражают рост почитания мученика. В отличие от большинства др. св. заступников, почитание к-рых распространилось или стало актуальным в ту же эпоху (см.: Бусева-Давыдова И. Л. «Святые молитвенники»: к вопросу о происхождении и развитии иконографического типа//Источники по истории реставрации и изучения памятников рус. худож. культуры. XX в.: (Мат-лы науч. конф. 6-10 авг. 2003). М., 2005. С. 75-93), почитание И. В. в Русской Церкви не имеет параллелей в религ. жизни др. правосл. стран, где изображения И. В. и тем более посвященные ему престолы не встречаются даже в Новое время. Показательно отсутствие сведений об И. В. в монографии К. Уолтера о почитании и об образах св. воинов в Византии ( Walter Chr. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot; Burlington, 2003; см. также: Kaster G. Johannes der Krieger//LCI. Bd. 7. Sp. 147 - приведены только рус. произведения XVII-XVIII вв.). Мч. Иоанн Воин, вмч. Феодор Тирон. 2-я сторонняя икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Мч. Иоанн Воин, вмч. Феодор Тирон. 2-я сторонняя икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Подобно др. воинам-мученикам, И. В. изображали в патрицианских одеждах или в доспехах. Первый вариант, к к-рому относится ряд ранних памятников, созданных до широкого распространения почитания святого, представлен прорисью из Строгановского иконописного подлинника, где И.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЕТР И МАРИЯ предыдущая статья Содержание ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЕТР И МАРИЯ [греч. Ιουλιανς, Μαρκιανς, Ιωννης, Γρηγριος, Ικωβος, Αλξιος, Δημτριος, Λεντιος, Θτιος, Πτρος κα Μαρα] († 726, по др. данным, 730), мученики К-польские (пам. 9 авг.). Источники Основным источником сведений о подвиге этих святых является анонимное Мученичество (BHG, N 1195), созданное в первые годы 2-го правления свт. Игнатия, патриарха К-польского (867-877). Оно дошло в единственном списке XI в. (Vindob. Hist. gr. 45. Fol. 89-98; Hunger H. Katalog der griechischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1961. Bd. 1: Codices historici, codices philosophici et philologici. S. 50-54). Поводом к составлению Мученичества послужило обретение мощей К-польских мучеников после землетрясения 9 янв. 869 г., известного и по др. источникам ( Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the 10th Cent. R., 1994. P. 387-388). Мученичество было создано в окружении патриарха, оно характеризуется антифотианской направленностью (умолчание о 1-м Патриаршестве свт. Фотия I ) и стремлением представить Игнатия преемником свт. Германа I , последнего неиконоборческого патриарха, к-рый в отличие от святителей Тарасия , Никифора I и Фотия был возведен в сан патриарха не из мирян ( Auz é py. 1990. P. 472-473). При составлении Мученичества автор пользовался источниками нач. IX в., в к-рых описано уничтожение визант. имп. Львом III Исавром иконы Христа Пантократора на воротах Халка в К-поле. При этом сюжетная схема была заимствована из Жития прмч. Стефана Нового, а исторический контекст - из «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (Ibid. P. 467-470; Eadem. 1999. P. 193-194; Kotzabassi. 2009. S. 3). Т. о., автору удалось избежать противоречий при компилировании источников, по-разному излагающих историю уничтожения иконы: согласно прп. Феофану, мученики пострадали в 726 г., согласно Житию прмч. Стефана Нового - в 730 г., уже после низложения патриарха Германа. Подобные расхождения в указаниях источников IX в., а также скудость сведений об иконе до начала иконоборчества ставят под сомнение историчность рассказа об уничтожении этого образа Львом III. Согласно гипотезе М. Ф. Озепи, речь идет о легенде, сформировавшейся уже после 787 г. ( Auz é py. 1990). Мученичество

http://pravenc.ru/text/1237833.html

были расписаны внутренний притвор и этаж над ним (катихумены), в 1780 г.- храм свт. Николая, в к-ром среди сонма святых изображен и св. серб. кн. Иоанн Владимир. В трапезной в 1786 г. работал известный художник-мон. Макарий. Своей обширной программой росписи трапезная В. схожа с др. афонскими трапезными: в апсиде изображена Богородица на престоле с Младенцем Христом в окружении пророков из Древа Иессеева, ниже, в 1-м ярусе,- святители, в центре к-рых святые Иоанн Златоуст и Савва Сербский; на стенах - композиции «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря» и «Христос благословляет пять хлебов», преподобные, в т. ч. афонские, ватопедские (святые Геннадий и Никодим), изображения кончины мучеников, в т. ч. «Успение прп. Ефрема Сирина». До кон. XVIII в. небольшие живописные работы велись в наосе (1789) и во внешнем притворе собора, на паперти храма вмч. Димитрия (1791) и в храме ап. Андрея (1798). Роспись др. церквей и сооружений в мон-ре продолжилась почти до кон. XIX в. Собрание икон XII - нач. XX в. Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия. 2-я пол. XII в. Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия. 2-я пол. XII в. в В. составляет ок. 3 тыс. ед. хр. и является самым большим на Афоне, большая их часть находится в монастырской ризнице, остальные - в кафоликоне и в храмах мон-ря. 4 иконы-эпистилии 2-й пол. XII в., самые древнейшие произведения, входили в иконостас соборного храма: Деисус (Христос на престоле, Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы и апостолы Петр, Иоанн Богослов, Павел, Лука), праздники (Введение Богородицы во храм, Иосиф ведет Богородицу в свой дом, Благовещение, Встреча Богородицы с Елисаветой, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие и Снятие со креста). Тем же временем датируется небольшая икона «Тайная вечеря». Сохранились неск. иконописных произведений XIII в., очевидно к-польских мастеров: 2 иконы Богородицы «Одигитрия» и 3 образа Христа Пантократора. От нач. XIV в. дошли 2 мозаичные иконы: прав. Анна с Богородицей на руках и Распятие Христово.

http://pravenc.ru/text/149927.html

В основном тексте Мученичества по имени названы только Мария и протоспафарий Григорий. Имена остальных мучеников указаны только в заглавии. Вероятно, кто-то из них имел духовный сан, поскольку один из святых, явившихся патриарху Игнатию, был «украшен священническими одеждами» (ActaSS. Aug. T. 2. P. 445). Память «святых мучеников, пострадавших за икону Господа нашего Иисуса Христа» содержится под 9 авг. в одном из ранних списков Типикона Великой ц. (Patm. 266, кон. IX - нач. X в.; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 102). В восходящей к Мученичеству заметке в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 9 авг. среди мучеников не упоминается протоспафарий Григорий (SynCP. Col. 878). В Римском Мартирологе (XVI в.) кард. Цезаря Барония по имени названы только Иулиан и Маркиан. В нек-рых визант. календарях память К-польских мучеников отмечена 8 авг. Др. агиографическая традиция, нашедшая отражение в обширном корпусе текстов (BHG, N 1373y - 1374e), прославляет как мучеников, пострадавших за образ на воротах Халка, не И. и дружину, а инокиню прмц. Феодосию и иных «благочестивых жен» (пам. 29 мая). По мнению С. Манго , более ранней является традиция, связанная с Марией и ее дружиной ( Mango. 1959. P. 116), но его т. зр. ставится под сомнение С. Кодзабаси ( Kotzabassi. 2009. S. 2-3). Антоний Новгородец (ок. 1200) упоминает мощи 10 мучеников и «девицы царевны» в некоем жен. мон-ре поблизости от ц. св. Мокия, что согласуется с сообщением Мученичества (Книга Паломник. С. 26). Однако, согласно Антонию, они пострадали при имп. Константине V (741-775). Возможно, это свидетельствует о влиянии традиции, относящей к правлению Константина V мученичество прмц. Феодосии (Там же. С. XCVII; Успенский сборник XII-XIII вв./Изд. подгот.: О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971. С. 248; Afinogenov D. A Mysterious Saint: St. Theodosia, the Martyr of Constantinople//ХВ. 2001. Т. 2(8). С. 3-13). Ист.: BHG, N 1195; ActaSS. Aug. T. 2. P. 434-447; PG. 117. Col. 580 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 877-880; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 184-185.

http://pravenc.ru/text/1237833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [греч. Ιωννης], прп. Руфинианский (пам. греч. 16 марта; пам. визант. 15, 17 марта). Время и обстоятельства жизни неизвестны. Подвизался в одном из мон-рей (возможно, в мон-ре св. Ипатия) в Руфинианах близ Халкидона. Память И. содержится под 15 марта в большинстве визант. календарей: Петровом Синаксаре РНБ. Греч. 240, 1249 г. (архетип XI в.), Синаксарях семейств В, D и R по классификации И. Делеэ, а также в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца . Посвященное И. двустишие («Чтет Иоанне твое отхождение, еже паче к Богу рещи») помещено под 17 марта в греческих стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.), под 16 марта - в греч. печатной Минее (Венеция, 1596). В отдельных рукописях И. упоминается под 14 и 21 марта. При переводе юж. славянами стишного греч. Синаксаря память И. и двустишие ему попали в состав стишного Пролога под 16 марта (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.), и оттуда были внесены в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 785). В совр. календарь РПЦ имя И. не включено. Неоднократно предпринимались попытки отождествить И. с др. святыми, носящими то же имя. Так, существует гипотеза, что И. является одним лицом с прп. Иоанном Аскетом (IX в.; пам. груз. 26 марта), игум. мон-рей во имя мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида в К-поле. Житие этого святого, составленное прп. Иосифом Песнописцем , сохранилось только в груз. переводе и было издано прот. К. С. Кекелидзе (Этюды по истории древнегруз. лит-ры. Тифлис, 1955. Т. 3. С. 251-270 (на груз. яз.)). Особый интерес прп. Иосифа к этому подвижнику объясняется тем, что он неск. лет жил в к-польском мон-ре Сергия и Вакха. Также высказывалось предположение, что составленный прп. Иосифом Песнописцем канон в честь некоего «прп. Иоанна аскета» (Ταμεον. N 532. Σ. 177) посвящен тому же святому, хотя и помещен под 15 марта ( Stiernon D. La vie et l " oeuvre de St. Joseph l " Hymnographe: A propos d " une publication récente//REB. 1973. T. 31. P. 243-266). Совпадение дня памяти этого Иоанна с днем памяти И. и наличие в Руфинианах церкви (возможно, монастырской) во имя мучеников Сергия и Вакха позволили высказать предположение о тождестве этих преподобных, однако, как можно заключить из груз. Жития прп. Иоанна, ц. Сергия и Вакха находилась в столице, а не в Руфинианах ( Janin. Églises et monastères. P. 452). Ф. Алькен считал И. одним лицом с Иоанном, «архиепископом Иерусалимским», упоминаемым в нек-рых списках визант. Синаксарей также под 26 марта. По мнению исследователя, этот святой был не Иерусалимским патриархом, а игуменом мон-ря мч. Диомида в К-поле, т. к. тот часто именовался в источниках Иерусалим или Новый Иерусалим ( Halkin F. Un énigmatigue St. Jean de Jérusalem//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 38). Однако единого мнения относительно идентификации И. с др. одноименными святыми среди исследователей пока не существует.

http://pravenc.ru/text/469009.html

Послание Теодора I от имени И., возможно, неаутентично, поскольку в нем осуждаются патриархи Сергий, Павел и Петр, занявшие К-польскую кафедру позже, а также папа Гонорий I. И. приписывается 2 канонических послания. Фрагмент 1-го, адресованного «королю саксов» Бульхреду (Bulcredus), сохранился в «Декрете» Иво Шартрского (Decretum. VII 130//PL. 161. Col. 575). В послании осуждаются незаконные браки монахинь и посвященных Богу дев, а также браки между близкими родственниками. Вероятно, послание является подложным, т. к. о короле с именем Бульхред в англосакс. Британии или среди континентальных саксов, остававшихся в основном язычниками, сведений нет. Также вызывает сомнения подлинность папской декреталии на имя Сиракузского еп. Исаака, согласно к-рой монахи имеют право самостоятельно выбирать монастырских пресвитеров и епископ не может навязывать им др. кандидатов или посылать в мон-ри секулярное духовенство. Др. сведения о еп. Исааке отсутствуют, однако перечень Сиракузских епископов VII в. известен не полностью. Общий тон декреталии, употребление в ней ряда юридических терминов (vestitio, investitio), упоминания о проблеме владения и инвеституры указывают на позднее составление послания, вероятно в период борьбы за инвеституру (XI-XII вв.). Сохранилось единственное построенное при И. здание, о к-ром сообщается в Liber Pontificalis,- капелла св. Венанция при баптистерии Латеранской базилики. При ее строительстве были использованы части капеллы св. Иоанна Предтечи (V в.), а также аркада портика баптистерия. Возможно, сооружение капеллы было завершено при папе Теодоре I (642-649). Из первоначального убранства сохранились фрагменты мозаичного пола, незначительные остатки декоративной фресковой росписи и мозаики, размещенные на вост. стене и в конхе апсиды. В конхе помещено поясное изображение благословляющего Христа в облаках, фланкированное 2 поясными фигурами ангелов в молитвенной позе. Ниже помещен ряд фигур святых в рост, в центре - Богоматерь (в позе оранты), вокруг нее - ап. Петр, евангелист Иоанн Богослов, св. Венанций, неизвестный епископ без нимба, с моделью капеллы в руках (слева), ап. Павел, Иоанн Предтеча, св. Домний, неизвестный епископ без нимба, с книгой в руках (справа). На вост. стене по бокам конхи апсиды помещены фигуры 8 почитавшихся в Далмации святых, мощи к-рых хранятся в алтаре капеллы. В верхнем регистре стены находятся изображения 4 евангелистов, представлены также Иерусалим и Вифлеем. Вероятно, епископы, изображенные в апсиде,- Римские папы И. и Теодор I (по указанию последнего были созданы мозаичные украшения капеллы). Исследователи, отметив сходство иконографии святых в капелле св. Венанция с изображениями мучеников Астерия и Телия на фреске в капелле амфитеатра в Салоне, предположили, что аббат Мартин доставил в Рим не только мощи святых, но и их изображения ( Mackie. 2003. P. 221-222).

http://pravenc.ru/text/469676.html

В 1635 г. по благословению униат. митр. Иосифа Вельямина Рутского при мон-ре поселились 4 монахини-базилианки, прибывшие из Вильно. Согласно актовой записи 1641 г., в общине было 5 насельниц. Посетивший Гродно в 1642 г. униат. Киевский митр. Антоний (Селява) решил, что мон-рь находится «на слишком стиснутой» территории, и распорядился передать василианам незаселенные земли к западу от церкви «до королевского замка». Решение митр. Антония утвердил привилей польск. кор. Владислава IV от 27 июня 1646 г.; началось строительство деревянного мон-ря. Постройки обители неск. раз горели, в 1654/55 г. сгорела Пречистенская ц. XII в. На старом фундаменте был возведен новый деревянный Пречистенский храм, к-рый в 1660 г. вновь сгорел вместе с келейными корпусами. В 1720 г. мон-рь частично сгорел, в 1720-1751 гг. на средства Киевского митр. Льва Кишки по проекту архит. Иосифа Фонтаны был построен каменный комплекс мон-ря с собором (остатки Пречистенской ц. были разобраны). Во время пожара 20 мая 1753 г. собор и др. постройки были частично повреждены. В 1756 г. настоятель гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм. В 1795 г., после 3-го раздела Речи Посполитой, Гродно вошел в состав Российской империи, в 1799 г. стал частью Минской и Литовской епархии, в 1840 г.- Литовской и Виленской епархии. Униат. мон-рь был упразднен, однако при соборе проживало неск. монахинь-базилианок. В 1843 г. решением Свящ. Синода РПЦ в бывш. корпусах базилианского мон-ря был учрежден правосл. второклассный жен. мон-рь. 2 насельницы-базилианки были переведены в Вольнянский мон-рь под Новогрудком. По просьбе архиеп. Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) направил в Г. м. 6 монахинь и 4 послушниц из правосл. мон-рей - оршанского в честь Успения Пресвятой Богородицы , буйничского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и др. Настоятельницей назначена бывш. насельница оршанского мон-ря игум. Афанасия (1843-1861), затем - игум. Анастасия (Успенская; 1861-1876). Опеку над новообразованной обителью осуществлял архим. гродненского Борисоглебского мон-ря Игнатий (Железовский) . Духовником мон-ря был свящ. Иоанн Теодорович, автор «Историко-статистического описания Волынской епархии» и др. публикаций о волынских древностях.

http://pravenc.ru/text/168165.html

В правом приделе Троицкого собора находилась чтимая Черниговская икона Божией Матери - маленький «снимок» с чудотворного образа из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. По преданию, эту икону подарил супруге благотворителя обители купчихе М. П. Киселёвой (1844-1885) иером. прп. Варнава (Меркулов) На иконе имелась серебряная пластина с памятной надписью о чудесном событии в жизни купчихи: в ночь на 30 июня 1882 г. по молитвам перед этим образом Киселёва выжила во время крушения поезда Москва-Крым. В том же году Киселёва украсила икону сребропозлащенной ризой с эмалью в венце. В Троицком соборе «в особом столике, устроенном в форме аналогия» под стеклом хранилось 3 серебряных позолоченных креста с частицами мощей. В 1872 г. В. Головина пожертвовала общине крест, на оборотной стороне которого имелась надпись с перечислением вложенных святынь - частиц Креста Господня, камня от Гроба Господня, ризы и пояса Богородицы, мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Матфея, Луки, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Никифора К-польского, великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, сщмч. Василия Амасийского, мучеников Андрея Стратилата и Агафоника, преподобных Макария Великого, Иоанна Лествичника, Сергия Радонежского, Макария Калязинского. В др. кресте имелись частицы мощей святителей Варсонофия и Гурия Казанских, преподобных Анастасия Диакона и Никодима Просфорника. В 1888 г. старец московского Златоустовского монастыря иеросхим. Иоанн пожертвовал в К. м. серебряный позолоченный крест на стальной цепочке с частицами мощей ап. Андрея, митр. Московского свт. Филиппа (Колычева), кн. Михаила Черниговского, прп. Ефрема Новоторжского и др. В том же столике под стеклом хранился и серебряный складень (1732) с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с частицами Ее ризы, мощей преподобных Моисея Угрина, Марка Гробокопателя, Илии Муромца и Иоанна Многострадального. У трапезной Троицкого собора находилась могила почитаемого сестрами духовника старца иеросхим. Иоанна. Рядом с Магдалининским приделом собора в особой усыпальнице была погребена купчиха Киселёва. Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1319830.html

В иконоборческий период впервые появляется термин νεομρτυρες (новомученики), чтобы отличать мучеников первых веков от пострадавших во времена гонений на иконы ( Τσμης. 1999. Σ. 108). Со 2-й пол. IV в. до сер. XV в. мученики были в Церкви редкостью. При императорах-иконоборцах приняли мученическую кончину лишь очень немногие христиане (наиболее известные: прпмч. Стефан Новый († 764, пам. 28 нояб.), сщмч. Евфимий , митр. Сардский († 831, пам. 26 дек.)), однако многие брали на себя подвиг исповедничества. Некоторые приняли мученическую смерть от мусульман, как, напр., мч. Илия Дамасский († 779 или 795), 20 монахов-савваитов († 796; см. Савваитские преподобномученики , 20), вмч. Иоанн Новый Сочавский († ок. 1330), мц. Парфена Эдесская († 1375), мч. Георгий Софийский Старший († 1437) и др. В XIII в. мн. монахи на Афоне и Кипре приняли мученическую кончину от латинян-католиков. При причислении их к лику святых Церковь руководствовалась теми же принципами, что и при прославлении древних мучеников. Св. равноапостольные Константин и Елена. Икона. 1718 г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ) Св. равноапостольные Константин и Елена. Икона. 1718 г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ) Хотя в ранний период нельзя говорить о К. в совр. смысле слова, повсеместное почитание мучеников, логически вытекавшее из публичности мученического подвига, воспринимавшегося как подражание крестной смерти Христа, стало основой и своего рода моделью почитания др. чинов святых. Поскольку из 12 апостолов 11 (за исключением ап. Иоанна Богослова), согласно преданию, скончались мученически, весьма рано должно было начаться почитание апостолов как мучеников. Имп. Константин I Великий построил в К-поле храм в честь 12 апостолов, к-рый впосл. стал служить усыпальницей для императоров и предстоятелей К-польской Церкви. Наряду с мучениками в III в., в период гонений на Церковь, особым почитанием стали пользоваться исповедники - христиане, к-рые, претерпев мучения, остались в отличие от мучеников в живых и умерли позже естественной смертью.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010