Дело в том, что Собор примирения 879–880 гг., заочное участие в котором принял и папа Иоанн VIII, запретил на предпоследней сессии внесение каких бы то ни было изменений в Символ веры . В свою очередь, в этом запрете отцы Собора следовали Окружному посланию Фотия 867 г. «Вслед за Фотием, который высказал свою позицию в 867 г., – пишет П. Гемайнхардт, – был установлен текст Символа веры в его неповрежденном состоянии. Эта целостность текста стала обладать решающим значением для не прекращавшегося спора о Филиокве» 140 . Вышеперечисленные авторы, как и другие православные полемисты, четко следуют этому правилу. Здесь очень важно подчеркнуть следующее обстоятельство. Сами акты Собора 879–880 гг., считавшиеся до того утерянными, отыскал не кто-нибудь, а св. Нил Кавасила – в процессе написания своего важнейшего трактата «Об исхождении Св. Духа» 141 , изданного иером. Ф. Кисласом 142 . Опираясь на датировку этого трактата, М. Фанелли предлагает датировать 44-ю гомилию св. Каллиста 1359–1361/1362 гг. 143 Это значит, что и через 20 лет после антилатинской полемики Варлаама, Григоры и Властаря соответствующая тема продолжала волновать умы византийских церковных интеллектуалов. «Соответственно, – продолжает немецкий ученый, – главная задача более позднего полемического богословия латинян состояла в обосновании законности прибавки Филиокве к Символу – что осуществлялось после XII в. через ссылку на роль папы как верховного наставника...» 144 . А вот различия в пневматологии на Соборе 879–880 гг. роли не играли 145 . Зато они стали играть ее впоследствии. Мы можем заключить, что для представителей православной традиции была характерна, с одной стороны, более высокая филологическая культура и бóльшая глубина церковно-исторической памяти. Историзм мышления закономерным образом сочетался в их случае с догматической точностью и приверженностью исходным православным принципам и нормам. 2. Принцип «экклесиологического Филиокве», его актуализация в переписке Иннокентия III и Иоанна Х Каматира и критика у византийских богословов и полемистов XIII–XIV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Савва Монах (вторая пол. IX в.). Житие Петра Атрского (Atroa) (Вифинский Олимп, 773–837) Игнатий Диакон (?) (середина IX в.). Житие Григория Декаполита (ум. 842) Аноним (вторая пол. IXb.). Житие Никиты Патрикия (761–836) Аноним (вскоре после 860 г.). Житие Афанасии Эгинской (первая пол. IX в.) Аноним (после 869 г.). Житие 10 мучеников Константинопольских (о 729/730 г.) Аноним (IXb.). Житие Св. Климента, епископа римского (ум. 101?) Константин Философ (ум. 869). Перенесение мощей Св. Климента (о 860861 гг. – отредакт. в 870-е гг.) Аноним (кон. IX в.). Деяния Давида (716–783/793), Симеона (763–843/844) и Георгия (764–844), митиленских братьев (о. Лесбос) Аноним (870–880-е гг.). Житие Антония Нового (785–865) Аноним (870-е гг.). Житие Феодоры императрицы (ум. ок. 867) Никита Магистр (кон. IX в.). Житие Феоктисты Лесбийской (ум. 872) Петр, епископ Аргоса (кон. IXb.). Житие Афанасия, епископа Мефонского (ум. 878) Аноним (кон. IXb.). Житие Евстратия, игумена Авгарского (ум. ок. 885) Феофан (кон. IXb.). Житие Иосифа Гимнографа (816–886) Аноним (кон. IXb.). Житие Феофано императрицы (886–897) Аноним (кон. IXb.). Житие Ильи Спилеота (IX в.) Василий (кон. IXb.). Житие Иллариона Грузина (860–888-е гг.) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие святителя Феодора, архиепископа Эдесского (первая половина IX в., ум. 860) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие Евфимия Нового (823–898) Аноним (IXb.). Житие Феодора, игумена константинопольского монастыря Хора (504–595) Аноним (IXb.). Чудеса Св. Георгия (с VII до IX в.) Никита Давид Пафлагон (880-е гг.). Житие Игнатия, Патриарха Константинопольского (847–858, 867–877) Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Похвала Св. Андрею Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвала Иоакинфу Амастридскому Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвальное слово Пророку Даниилу Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Энкомий Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Георгий (ок. 900 г.). Житие Феодоры Фессалоникской (812–892) Аноним (893–901 гг.). Житие Павла Нового, Патриарха Константинопольского (ум. 784)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако торжество Фотия было недолгим. Еще в 866 г. в результате заговора был убит его покровитель, кесарь Варда, а в сентябре 867 г. та же участь постигла императора Михаила III. Их убийца, неграмотный крестьянин из Македонии, сделавший головокружительную карьеру от конюха до императора, взошел на престол как Василий I (867–886). Спеша заручиться поддержкой популярного в народе Игнатия и авторитетного римского престола, новый император организовал низложение Фотия и направил в Рим посольство, торжественно разорвавшее перед папой Адрианом II (867–872) акты «Фотиева собора» (Николай к этому времени уже скончался). Окончательное примирение с Римом состоялось в 869–870 гг. на Константинопольском соборе, который в католической традиции признается как VIII Вселенский. Собор осудил Фотия и дезавуировал все его деяния. Торжество Рима было омрачено неблагоприятным для него решением болгарского вопроса. Болгария была признана областью действия греческой традиции, и туда был направлен архиепископ из Константинополя с правами широкой автономии. Опала Фотия была недолгой. Уже через несколько лет он был возвращен из ссылки и сделан воспитателем царских детей. Фотий примирился с патриархом Игнатием и после его кончины вновь взошел на патриарший престол (877). Папа Иоанн VIII (872–882) согласился признать Фотия на условии предоставления Риму политических уступок (прежде всего, в болгарском вопросе). На новом Константинопольском соборе, заседавшем в храме св. Софии в 879–880 гг. в присутствии папских легатов и представителей восточных патриархов (на основании чего некоторые греческие богословы предлагают считать его Вселенским), Фотий, с которого были сняты все обвинения, был признан законным патриархом Константинопольским. Однако никаких изменений в «болгарском вопросе» не произошло, и папе ничего не оставалось делать, как примириться с этим фактом. В конце IX – начале X в., с распадом державы Каролингов и развитием политической дестабилизации в Италии, Римская церковь погрузилась в один из самых мрачный периодов своей истории. Однако ни скандальный «трупный собор» 897 г., ни чехарда на папском престоле (за 30 лет с 882 по 911 г. сменилось 16 пап), ни даже разгул «порнократии» в первой половине X в. (когда делами Рима заправляли знатные дамы сомнительной репутации) не подточили авторитет Рима настолько, чтобы помешать византийскому императору Льву VI Мудрому (886–912) признать папу верховным арбитром в церковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всеересь папства, а также искажение Символа веры догматом Filioque и примата папы были осуждены считающимся VIII-ым Вселенским Собором в 879 – 880 гг. 1) То, что Собор 879–880 гг. – Вселенский, доказывает: Этот Собор, как говорит Хрисостом Пападопулос, « имеет не только внешние, но и все внутренние признаки Вселенского Собора " 375 . Он был созван патриархом Фотием и императором Василием I. На соборе присутствовали 383 Отца с Востока и Запада. Католический богослов Hergenrother говорит : «Этот Собор внешне имеет все черты Вселенского Собора. Без сомнения, его считали VIII-ым Вселенским Собором Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникийский, Нил Родосский, Симеон Фессалоникийский , Марк Эфесский , Геннадий Схоларий , Досифей Иерусалимский, Константин Иконом и другие... » 376 . Собор созывался как Вселенский. В документах он называется «святой и Вселенский этот Собор ... " 377 . На нем были представители папы Uoahha VIII -ого, которые приняли Собор и подписали его решения. Они вместе с восточными представителями согласились во всем и «вскричали»: «Мы думаем так же, мы крещены этим исповеданием веры...» 378 . Папа принял Собор. Так были сглажены последствия раскола 867 г. Было достигнуто новое объединение Западной и Восточной Церквей. Этот Собор выполняет роль Вселенского Собора ; этим Собором объявлен – признан V Собор в Никее в 787 г. как VII Вселенский Собор 379 . Каждый следующий Собор признает предыдущий. Значит, Собор 879–880 гг. действовал как Вселенский. Так же он соблюдает «Золотой Канон» Вселенских Соборов . Он принимает более ранние Вселенские Соборы, осуждает еретиков, сохраняет и подтверждает неизменной веру, без прибавлений и убавлений, сохраняет таким же Символ веры . «...Определение, данное от Отцов и до нас дошедшее настоящей веры христиан Символ веры , мы и умом и языком с ним соглашаемся... ничего не убавляя, ничего не прибавляя, ничего не изменяя, ничего не подделывая. Ведь убавление и прибавление приводит к осуждению и оскорблению Отцов. А то, что поддельные слова изменяют смысл постановлений Отцов, гораздо хуже первого» 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

Выдвинутое некоторыми исследователями предположение, что папа впосл. признал восстановление Фотия ошибочным ( Lap ô tre. 1895. P. 68, 152-153), основано на неверном истолковании послания папы Стефана V (VI) к имп. Василию I (888 - Stephanus V, Papa. Ep. 1//PL. 129. Col. 785-789), а также греч. «Синодики Римских епископов Николая, Адриана, Иоанна, Мартина (т. е. Марина), Стефана и Формоза, направленной против преступника Фотия», включенной в сб. антифотианских памфлетов. В послании Василию I папа Стефан V (VI) объяснял действия своего предшественника Марина (882-884), медлившего с признанием Фотия, тем, что в бытность легатом в К-поле он провел неск. дней в заточении за отказ вступить с Фотием в общение (имелось в виду посольство Марина перед Собором 868, т. к. в связи с Собором 879-880 буд. папа, в то время епископ Цере, не посещал К-поль). Послание папы Стефана V (VI) написано после окончательного удаления Фотия с К-польской кафедры (886), поэтому понтифик считал поведение Марина оправданным. В антифотианской синодике утверждалось, что И. торжественно анафематствовал Фотия и его сторонников, стоя на амвоне с Евангелием в руках ( Mansi. T. 16. Col. 446). Если это действительно имело место, то анафема была провозглашена в период 2-го Патриаршества Игнатия (867-877) до К-польского Собора 879-880 гг. В «Кратком изложении деяний VIII Вселенского Собора», направленном против Фотия, папа осуждается за то, что единолично восстановил Фотия на К-польской кафедре, не имея на то права, поскольку Фотий был низложен 4 патриархами (в их число включен папа Адриан II): не И. осуждал Фотия, след., он и не мог его оправдать ( Mansi. T. 16. Col. 451). Мн. католич. исследователи упрекали И. за уступки, сделанные ради преодоления схизмы на Востоке, видя в его действиях лишь стремление достичь конкретных политических целей. Кард. Цезарь Бароний (1538-1607) считал действия папы проявлением слабости его позиций. Однако в отношениях с Востоком И. никогда не отказывался от притязаний на церковное главенство, представляя уступки византийцам как «милостивый дар» Папского престола. Будучи заинтересован в поддержании связей с Византийской империей, усилившейся в правление имп. Василия I, тогда как империя Каролингов переживала кризис, папа тем не менее сумел добиться от Фотия значительных уступок, в т. ч. в вопросе о юрисдикции над Церковью в Болгарии. Политика И. на Балканах и в Великой Моравии

http://pravenc.ru/text/469686.html

В 869 году в Риме состоялся Собор. Папа Адриан II заявил, что папа имеет право суда над всеми патриархами, но его не может судить никто (хотя в 682 году был осужден за ересь папа Гонорий). Акты Константинопольского Собора 867 г. сожжены, Фотий отлучен, осуждены и все участники Собора. По требованию папы в Константинополе в 869–879 году состоялся собор, осудивший Фотия. В 877 умер патриарх Игнатий. На Константинопольском престоле восстановлен Фотий. Папа соглашался снять анафему с Фотия при условии передачи Риму юрисдикции над Болгарией. В 879–880 годах в присутствии легатов Римского папы в Софии Константинопольской состоялся Собор, на котором присутствовали 383 отца. Это был самый представительный Собор со времени Халкидонского. (До XII века считается на Западе Вселенским). Фотий признан патриархом, спор о патриаршем престоле завершен. Постановления Константинопольского Собора 869–870 признаны недействительными. На отдельном дополнительном совещании при участии легатов принято постановление, осудившее филиокве. Постановления этого Собора признавались всеми папами от Uoahha VIII до Uoahha IX (понтификат 898–900). Единство Церкви было восстановлено. Версия о том, что Иоанн VIII, разобравшись в решениях Собора, произнес анафему на Фотия и отменил постановления Собора 879–880 годов не имеет никаких исторических оснований и является вымыслом. Нельзя не отметить того, что важнейший догматический вопрос решался на фоне борьбы за патриарший престол, и выяснение вероучения шло как бы между прочим. Византийские императоры своими действиями только усложняли разрешение вопросов церковной жизни и придавали вес папистским притязаниям на правовую власть во всем христианском мире. 739 Окончательный разрыв После восстановления отношений между церквами последовал относительно спокойный период взаимоотношений. В значительной мере это объясняется сложностями, которые переживала Римская Церковь : на папском престоле часто оказывались люди недостойные, развратные, безнравственные. К тому же шла борьбе между местной аристократией и германским императором за власть на папском престоле. В начале XI века папский престол оказался в полной зависимости от германских императоров, так что папа перед возведением на престол должен был присягать на верность германскому императору. Папский престол был особенно притягателен из – за светской власти пап – ведь им принадлежала папская область в Италии. Возможно, именно этим объясняется присяга на верность германскому императору – все вассалы присягали императорам. 740

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Кризис осложнился сомнением в том, столь ли безупречен Рим в своем исповедании веры. Латинские миссионеры в Болгарии использовали символ веры с неким добавлением, неизвестным Востоку. Речь шла о Filioque. Константинопольский собор 867 г. низлагает и осуждает папу с одной стороны, за это добавление к символу, сделанного без вселенского согласия, с другой – за попытку превратить первенство в непосредственную юридическую власть над всеми церквями, вопреки традиции и решениям соборов. Рим, где папа Адриан II сменил Николая I, оказался в выгодном положении после государственного переворота в Византии. Императора Михаила III убивает Василий Македонянин и завладевает короной. Фотий выступает обличителем убийцы и тот ссылает его в монастырь. Собор, созванный в Константинополе в 869–870 гг., довольствуется под двойным давлением римских легатов и императора подтверждением решений папы, который своим авторитетом объявляет недействительными постановления собора 867 г. и анафемствует Фотия. Большинство византийских епископов остаются в стороне от нового собора, который в очередной раз осуждает Фотия и восстанавливает на патриаршем престоле Игнатия. Со временем Игнатий, уступая пожеланиям епископата, примиряется с Фотием и тот после его смерти вновь становится патриархом. Новый папа Иоанн VIII (872–882 гг.) хотел восстановить единство Церкви и вернуться к традиционному положению дел. Единственный собор, на котором было восстановлено подлинное единство между Востоком и Западом – по-латински уния – единственный вплоть до сегодняшнего дня, состоялся в Святой Софии в 879–880 гг. 2 На нем присутствовали легаты папы и восточных патриархов – типичная ситуация в условиях сохранения Пентархии. Решения собора 869–870 гг. были аннулированы, Фотий торжественно восстановлен, Никое-Константинопольский символ провозглашен без добавления Filioque. Собор подтвердил легитимность местных церковных обычаев во всем их многообразии. Что касается римского первенства, то оно воспринималось восточными епископами не в юридических терминах, а, скорее, в духе соборности.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Правление папы Николая I (856–867) и его конфликт с патриархом Фотием (857–867) является первым значительным примером церковной конфронтации, постепенно приведшей к расколу. Однако в этом случае согласие еще раз восторжествовало. При папе Иоанне VIII, в частности на великом соборе в св. Софии (879–880), состоялось примирение между Римом и Константинополем на основе первоначального текста Символа веры (без filioque) и взаимного признания равенства двух «Римов» в дисциплинарных делах 39 . Это был последний великий успех принципа согласия, на котором в прежние столетия основывалось единство между Востоком и Западом. Но эта политика согласия стала невозможной, когда император Генрих III навязал в Риме «реформированное» папство (1046). «Мистическое» ощущение петрова первенства, свойственное еще свт. Григорию Великому , то есть первенства, требовавшего для своей эффективности «одобрения» всеми епископами, при Григории VII (1073–1085) превратилось в институционное право, понимаемое как богоустановленное и не подлежащее обсуждению 40 . Если экклезиологическая эволюция Запада может быть охарактеризована такими чертами, то возникает вопрос: не было ли также какого-то развития экклезеологических идей и на Востоке? Исторические условия там очевидно были совершенно иные. В V и VI веках имперская система была в полной силе, тогда как на Западе она исчезла с учреждением «варварских» королевств. Имперская система подразумевала, что четыре восточных патриарха, каждый в своих границах, осуществляли гораздо большую централизацию, чем на Западе. «Пентархия» патриархов предназначалась для упорядочения сообщения с центром империи и как образец представительства на вселенских соборах. К сожалению, уже в VI веке она была скорее теорией, чем фактом, потому что в патриархатах Александрии и Антиохии большая часть верующих (в Египте огромное большинство) поддерживала монофизитство, и халкидонские патриархи удерживались только императорской поддержкой, сильно теряя независимость своего голоса в церковных делах. Мусульманское завоевание VII века уже совершенно упразднило их влияние. Независимый взгляд, выраженный в XI веке патриархом антиохийским Петром по поводу отношений с Римом после завоевания Византией Сирии, является исключением. Поэтому патриарх «нового Рима» стал неизбежно единственным действительным выразителем православия на Востоке, а Константинополь – единственным центром миссионерского распространения православного христианства. Если в IV-VI веках на Востоке появились новые Церкви в сфере влияния Александрии (Эфиопия, Нубия) и Антиохии (Грузия, Персия, Индия), то исключительная миссионерская деятельность, начатая в Восточной Европе в IX веке Константинополем, создала Церкви, которые следовали исключительно константинопольскому образцу. Только в XV веке 41 Русская Церковь также вступила на путь миссионерской деятельности, которая продолжалась до последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

«Митрополит Иоанн принес в собрание протоколы Константинопольского Собора 867 г. и, бросив их, стал топтать их ногами, приговаривая: Как проклят там, в Константинополе, так будь проклят и в Риме”, а спафарий Василий, обнажив меч, стал рубить кодекс соборных деяний со словами: Тут сидит дьявол, который устами Фотия сказал такие слова, которых сам не мог произнести!”». В 870-м г. папа Адриан созвал в Риме Собор, который присудил деяния Константинопольского Собора 867 г. к сожжению. В Риме для поругания святителя Фотия сочинили басню, что, мол, когда кодекс с этими деяниями горел, он издавал зловоние, и что он сгорел сразу, несмотря на то что костер устроен был под обильным дождем. Император Василий и Патриарх Игнатий решили созвать в Константинополе Собор для окончательного урегулирования взаимоотношений Патриархата с Римской Церковью. Благословения на созыв Собора они просили у папы, и Адриан, желая устроить на этом соборе триумф над поверженным противником Фотием и заодно поставить на место Константинопольскую Патриархию, направил в Константинополь своих легатов – епископов Доната и Стефана и диакона Марина. Их путешествие из Ветхого Рима в Новый Рим заняло более 3 месяцев, с июня по 24 сентября. В столице Империи их ожидал торжественный прием. Но в самом начале правления Льва Мудрого, после кончины святого Игнатия, Фотий был восстановлен на патриаршем престоле. В ноябре 879 г. в храме Святой Софии был созван Собор. Его деяния продолжались до марта 880 г. В нем приняли участие 383 епископа. Собор в Святой Софии, заново рассмотрев дело Патриарха Фотия, аннулировал все прежние соборные акты, которыми он подвергался осуждению. Особенно яркую речь с апологией Фотия произнес на Соборе митрополит Халкидонский Захария. Выразив сожаление о нарушении мира церковного из-за «простоты» Патриарха Игнатия, он продолжал: «Возвышенные свойства и славные дела Фотия, его необыкновенные познания и ученость, чистота души, врожденная ему мудрость, кротость, благоразумный и умеренный образ действия, его смирение, привлекавшее к нему всех, и в особенности епископов, его ревность к обращению грешников, еретиков и неверующих возбудили к нему зависть и ненависть, подобно тому, как Спаситель навлек на Себя ярость иудеев… Церкви возвращено то, что ей принадлежит, она получила своего Жениха; и все, что произнесено против Фотия, вменяется в болтовню и суесловие… Это не мое мнение, а голос всего собрания».

http://ruskline.ru/opp/2021/09/30/ekklez...

Раскол тем не менее состоялся, и в 866 году Фотий разослал восточным патриархам окружное послание, в котором, наряду с другими возражениями против латинских обычаев, впервые излагались догматические аргументы против Filioque. В 867 году в Константинополе состоялся еще один собор, на котором восторжествовавшая партия Фотия объявила папу Николая низложенным. Однако через несколько недель после этого в столице произошел дворцовый переворот, в результате которого Фотию пришлось уйти с патриаршества. В 869–870 годах по настоянию Рима в Константинополе состоялся еще один собор, который римская Церковь считает восьмым Вселенским Собором. Этот собор осудил Фотия и восстановил на патриаршем троне Игнатия. Эта победа опять-таки оказалась непродолжительной. Большинство населения и духовенства было на стороне Фотия, унижение которого в глазах всех было равносильно унижению Востока перед Римом. Влияние Фотия при дворе усиливалось, к тому же незадолго до смерти Игнатия произошло его примирение с Фотием. Сразу же после смерти своего бывшего противника Фотий вторично вступил на патриарший трон (877 год). На соборе 879–880 годов опять восторжествовали Фотий и его сторонники. Формально этот собор выглядит как вселенский: на нем присутствовали легаты папы Uoahha VIII , которые сделали слабую попытку добиться от Фотия извинений за низложение папы Николая. Но византийцы сожалений не высказали, и, более того, собор официально утвердил незаконность каких бы то ни было добавлений к Символу веры , тем самым осудив Filioque. На Западе этот собор сначала был признан вселенским, но впоследствии, в XI веке, при Григории VII Гильдебрандте, решения собора оказались неприемлемыми, и вместо него вселенским стали считать собор 869–870 годов, осудивший Фотия и восстановивший Игнатия. После этого Фотий правил еще шесть лет и отличился как энергичный и деятельный патриарх. Не поладив с императором Львом VI, он ушел на покой в 886 году. Основные сочинения Фотия 1. «Библиотека» – большой труд, представляющий значительный научный интерес, был написан еще до того, как Фотий стал патриархом. Название «Библиотека» было дано издателями этого труда. Он состоит из обзоров книг, прочитанных Фотием и его учениками, всего около 400 названий. Предисловием к «Библиотеке» взято письмо Фотия к его брату Тарасию, написанное перед самым отъездом Фотия в дипломатическую командировку ко двору халифа. Благодаря «Библиотеке» нам известно о многих сочинениях древности, которые, в противном случае, навсегда бы канули в вечность. В их числе находится много языческих авторов, а также ранних произведений святооте-ческого периода, в особенности оригенистских сочинений, уничтоженных после осуждения Оригена и его последователей Пятым Вселенским Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010