Св. Феодор Юродивый Блаженный Феодор 207 родился в Новгороде и в юных летах обучен был чтению книг. Он рано начал любить благочестие, – в среду и пяток не вкушал ничего, и постоянно посещал храм Божий. По примеру великих юродивых востока, он избрал для спасения своего путь юродства. Не имея нигде постоянного жилья себе, он в морозы ходил босым и полунагим; всё, что получал от боголюбивых, раздавал бедным, а сам терпел нужду во всём; ветреная молодёжь смеялась над ним, оскорбляя его словами и побоями; но он переносил всё весело. Когда другие предавались глубокому сну, Феодор обходил храмы города и молился. Так протекла жизнь его! Современником его был блаженный Николай Качанов, живший на Софийской стороне, – тогда как Феодор ходил на Торговой. Когда блаженному Феодору случилось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, блаженный Николай гнал его на Торговую; то же делал и Феодор, когда заставал Николая на Торговой стороне. Блаженные, понимая друг друга и себя, видимою враждой своею напоминали Новгородцам их междоусобия, которые так часто бывали кровавыми и по предлогам самым пустым. Случалось, что блаженный Феодор говорил вслух: «берегите хлеб», – и наступал голод. В другое время говорил: «чисто тут будет, – хорошо будет сеять репу», – и пожар опустошал улицы Торговой стороны. Пред кончиной своей говорил он встречавшимся с ним: «прощайте; далеко иду». Он просил похоронить его близ торжища и скончался 19 января 1392 г. Впоследствии над гробом его построена была часовня, и здесь больные получали исцеления. В новой, каменной часовне, при храме Победоносца Геория на Лубянице, построенном ещё в 1181 г., и ныне мощи блаженного. Ему есть особая (печатная) служба, по которой чтится память его 19 января и совершается молебствие при мощах его 208 . В наше время путь блаж. Феодора – путь, заросший травой. Но пусть этот путь, путь полного отречения от земного, слишком высок. Пусть купец остаётся купцом, чиновник чиновником, земледелец земледельцем, только бы жили, не забывая Господа, не оскорбляя святых заповедей Его. Чем занят век наш? О том только хлопочут, как отыскать новые средства к жизни, и, находя, расточают их безумно; люди как в угаре от жадности к удобствам земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В рукописных, впрочем, святцах сей Антоний называется Вологодским подвижником и пустынником за лесом, почему, вероятно, он и считается в лике преподобных. Мощи преподобного Антония почивают под спудом в часовне упраздненной пустыни Антониевоей, что на Черных или при Черных озерках. Она находится в Череповском уезде Новгородской епархии на берегу небольшого озера, называемого Черным, в 2-х верстах от реки Шексны, от Череповца в 40, а от Новгорода в 540 верстах. Местная память преподобного Антония празднуется 17 Января. См. ист. Рус. Uep. III, 103, 104 жит. Св. Рус. Июня 1858 г. 19-го числа Блаженного Феодора Юродивого, Новгородского Чудотворца Блаженный Феодор Юродивый родился в Новгороде, на торговой стороне, от благочестивых родителей и воспитан был ими в страхе Божием. Пришедши в совершенный возраст, Феодор стал прилежать к чтению божественных книг и к научению житий св. угодников Божиих. По гласу Св. Апостола Павла: «мы юроди Христа ради» Феодор искал спасения в юродстве и стал подражать жившему в его время блаженному Николаю Кочанову. Он добровольно терпел во всем нужду, ибо раздавал все, что имел и получал, нищим и убогим, не хотел иметь никакого пристанища, сносил холод, ходя босым в самые большие морозы, не роптал на насмешки мирян, но молил Бога, да не вменится им сие во грех . Ночью, когда все предавались покою, Феодор обходил церкви и молился за благоденствие города. Так протекла вся жизнь его. Предчувствуя свою кончину, он говорил всем встречающимся с ним на улицах: «прощайте! я иду далеко!». Феодор заповедал погребсти себя близ торжища. Он преставился в 1392 г. Больные с верою приходящие на место его погребения, где была устроена часовня, получали исцеление. Мощи Св. блаженного Феодора почивают под спудом в находящейся подле Георгиевской – градской церкви и принадлежащей к ней каменной часовне, построенной около 1820 года. Георгиевская же церковь находится на торговой стороне Новгорода, среди гостиного двора, в Кожевенном ряду, что по Знаменской улице. Память блаженного Феодора празднуется местно 19 Января.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Блаженный Феодор 97 родился в Новгороде и в юных летах обучен был чтению книг. Он рано начал любить благочестие, – в среду и пяток не вкушал ничего и постоянно посещал храм Божий. По примеру великих юродивых востока, он избрал для спасения своего путь юродства. Не имея нигде постоянного жилья себе, он в морозы ходил босым и полунагим; все, что получал от боголюбивых, раздавал бедным, а сам терпел нужду во всем; ветреная молодежь смеялась над ним, оскорбляя его словами и по­боями; но он переносил все весело. Когда другие предавались глубокому сну, Феодор обходил храмы города и молился. Так протекла жизнь его! Современником его был блаженный Николай Качанов, живший на Со­фийской стороне, – тогда как Феодор ходил на Торговой. Когда блажен­ному Феодору случилось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, блаженный Николай гнал его на Торговую; то же делал и Фео­дор, когда заставал Николая на Торговой стороне. Блаженные, понимая друг друга и себя, видимою враждою своею напоминали новгородцам их междоусобия, которые так часто бывали кровавыми и по предлогам самым пустым. Случалось, что блаженный Феодор говорил вслух: «Бе­регите хлеб», – и наступал голод. В другое время говорил: «Чисто тут будет, – хорошо будет сеять репу», – и пожар опустошал улицы Торговой стороны. Пред кончиною своею говорил он встречавшимся с ним: «Про­щайте; далеко иду». Он просил похоронить его близ торжища и скончался 19 января 1392 года. Впоследствии над гробом его построена была часов­ня, и здесь больные получали исцеления. В новой каменной часовне при храме Победоносца Георгия на Лубянице, построенном еще в 1181 году, и ныне мощи блаженного. Ему есть особая (печатная) служба, по которой чтится память его 19 января и совершается молебствие при мощах его 98 . В наше время путь блаженного Феодора – путь, заросший травою. Но пусть этот путь, путь полного отречения от земного, слишком высок. Пусть купец остается купцом, чиновник чиновником, земледелец зем­ледельцем, только бы жили, не забывая Господа, не оскорбляя святых заповедей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодор Новгородский, блж. - житие Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый (память 19 января по старому стилю) Родом из Новгорода, с Торговой стороны. Подражая жизни святых, св. Феодор налагал на себя строгий пост (в среду и пятницу вообще ничего не ел), часто посещал храмы Божии и подавал щедрую милость нищим. Укрепив свои силы такими богоугодными упражнениями, он принял на себя подвиг юродства. До конца жизни святой соблюдал полную нищету, не имея ни своего угла, ни теплой одежды. Изнуряя себя постом, он всю милостыню, получаемую от почитателей-сограждан, раздавал бедным. По ночам святой обходил новгородские церкви и горячо молился за родной город. По свидетельству летописца, «не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами угодника Божия». Обличая взаимную вражду новгородцев, жителей Торговой и Софийской сторон, блаженный делал вид, что враждует с блаженным Николаем Кочановым, который подвизался на Софийской стороне. Когда блаженному Феодору случалось ходить на Софийскую сторону Волховским мостом, то блаженный Николай гнал его на Торговую, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на своей стороне. Однажды св. Николай, узнав, что блаженный Феодор находится на «его» стороне, стал гнать его и преследовать. «Спасаясь» от него, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и наконец по реке Волхову, идя по воде, как по суше. Блаженный Николай продолжал погоню до половины реки, а потом бросил в убегавшего кочан капусты, вырванный перед тем в огороде. Своей мнимой враждой святые напоминали новгородцам неблаговидность их междоусобиц, которые часто оканчивались кровопролитными столкновениями. Блаженный Феодор получил от Господа дар прозорливости и пророчества. Так он предсказал новгородцам неурожай и пожар, опустошивший улицы Торговой стороны. О времени своей кончины святой был предуведомлен через Ангела Божия и мирно почил 19 января 1392 г. Тело его было погребено у церкви вмч. Георгия на Торговой стороне. Приходившие с верой больные получали здесь исцеления. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодор Новгородский, блж. " .

http://pravicon.com/info-3532

Цель этой видимой ненависти и борьбы святых заключалась в том, чтобы наглядно показать нелепость той взаимной вражды, которая весьма часто в вольном Новгороде по незначительным поводам разделяла между собою братьев-сограждан и приводила их даже к вооруженным и кровопролитным столкновениям. Блаженный Феодор получил от Господа дар прозрения и пророчеств. Иногда, видя умножение беззакония в людях, он говорил: «Берегите хлеб, дорог будет хлеб». Действительно, наступал голод. Иногда же предсказывал: «Все это место будет чисто, хорошо будет хлеб да репу сеять». И после того случался пожар. Многим бездетным женщинам он предрекал рождение детей, говоря: «Молись Богу, даст Бог сына», или: «Молись Богу, даст Бог дочь». О времени своей кончины блаженный Феодор был предуведомлен через Ангела Божия. Обрадованный этим извещением, он продолжал днем юродствовать на улицах, говоря всем: «Прощайте, я далеко иду». Ночи же проводил без сна, обходя храмы и молясь о себе и гражданах. 19 января 1392 года последовала его блаженная кончина. Тело его, как и завещал блаженный, погребено близ торжища при храме святого великомученика Георгия. С течением времени над гробом была выстроена часовня с каменной гробницей, и приходившие с верою больные получали здесь исцеления. В новой каменной часовне, построенной в 1832 году на месте древней, и ныне почивают под спудом мощи блаженного Феодора. Торговые люди Новгорода считают его своим покровителем и особенно чтут его память. Имеется рукописная служба блаженному Феодору, составленная не ранее второй половины XVI века, быть может, одновременно с установлением ему местного церковного празднования, совершаемого 19 января/1 февраля. Антоний, столпник Марткопский, преподобный Преподобный Антоний, столпник Марткопский — один из 13-ти Каппадокийских святых отцов, основателей грузинского монашества (сведения о них помещены 7/20 мая), пришедший в Грузию в VI веке. По преданию, он принес в Грузию первый отпечаток на «черепице» с подлинника Едесского изображения Нерукотворного Спаса. Поселился на уединенной горе, названной в его честь Марткопской, что значит «уединенной», где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Блаж. Николай Кочанов, из рода почетных людей в Новгороде, юродствовал всегда на Софийской стороне, не переходя через Волхов на Торговую сторону, откуда всегда гнал его блаж Феодор, говоря: «не ходи, юроде, на мою сторону; живи на своей». Взаимно и Николай гнал Феодора, бросая в него кочанами капусты, от чего и прозван Кочановым. Эта вражда двух блаженных была уроком для буйной вольницы Новгородской. Оба они ум. в том же 1392 году – Федор 19 января, погребен на торговой стороне, в часовне, близ церкви св. Георгия на Лубянице, а над могилою блаженного Николая (ум. 27 июля) в 1554 году построен храм св. Пантелеймона. Память обоих празднуется в день кончины. В «Иконописном Подлиннике» сказано о Николае Качанове: «подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия митрополита Московскаго, на конце раздвоилась, шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом» (Филимонов, стр. 400). Блаженному Федору сочинена особая служба, по которой совершается пред ракою его молебствие (Макарий, «Церк. Древности в Новгороде», I, 388). О юродивом Георгии упомянуто только в «Иконописном Подлиннике» под 23 Апреля: «подобием рус, аки Козма; ризы как на Иоанне Устюжском» (Филимонов, стр. 52). Время кончины и место погребения неизвестны. Память 3 ноября. Неканонизирован (Сергий III, прим. 3, стр. 61). 142. Святая княжна инокиня Харитина, яже в девичьи монастыри бысть в лето 6000 месяца октября в 5 день Инокиня и настоятельница Петропавловского девичьего монастыря, на Синичьей горе под Новгородом. Время жизни ее неопределенно показано в памятниках: по поздней надписи на раке – 7000 лет и «княжна Чехиня», а по рукоп. святцам «из рода королей Литовских» и 6000 лет. Если храм Петра и Павла, построенный в 1192 году, уже существовал при Харитине, то время жизни ее в Новгороде надобно отнести к XIII столетию, так как известно, что вторая половина этого века была бурное, кровавое время для Литвы. Тогда многие князья Литовские искали убежища в Русской земле, может быть в числе их была и княжна Харитина (Филарет, «Р. Св.», октябрь, стр. 24). Догадка некоторых, что она была привезена в Новгород для вступления в брак с св. князем Феодором Ярославичем и по смерти его постриглась, не имеет достоверного основания. Память празднуется 5 октября. С 1764 года Петропавловская церковь бывшего монастыря, в которой почивают мощи ее под спудом, обращена в кладбищенскую. По «Иконописному подлиннику»: «родом бысть королевства Литовскаго; подобием простовласа девица, в единой свите без мантии» (Филимонов, стр. 34). 143. Святый и праведный Иаков Боровицкий чюдотворец бысть в лето 6960 месяца октября в 23 день на Мсте реце

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преставился в 1352 г., сделавшись жертвою губительной болезни, известной под именем – черной смерти. Память этих св. Святителей местно празднуется 10 Февраля и 4 Октября. Свед. об них заимств. из Истор. Р. Иерах. Ч. I, стр. 6774. II. в Новгородских Церквах 8 и 9. Св. Блаженный Феодор и Св. Праведный Николай Кочанов 147 Бл. Феодор родился в Новгороде на торговой стороне от благочестивых родителей. Воспитанный в строгих правилах благочестия, Феодор усердно прилежал чтению божественных книг и житий Святых. Придя в совершенный возраст, он возгорелся ревностью подражать угодникам Божиим; особенно же глубоко проникли в его сердце слова писания – «мы буи Христа ради» и он, ревнуя трудному сему пути, пошел по следам великого подвижника Андрея Цареградского и других, спасавшихся юродством Христа ради. Оставив родительский дом, днем он юродствовал на торжищах, а ночью обходил св. церкви и со слезами молился за благоденствие града и за тех, которые обижали его. Особенно прилежал воздержанию и посту: в среду и пяток не вкушал никакой пищи, а в прочие дни только по захождении солнца; ходил полунагим и без обуви, никогда не уклоняясь под кров от дождя и снега. Иногда, движимый Духом Божиим, предсказывал согражданам об угрожающем гневе небесном, если не мог отклонить его своими молитвами. «Берегите хлеб, дорог будет»! взывал он, ходя по торжищам, и действительно наступал голод. Или иногда, останавливаясь посреди какой-нибудь улицы, говорил: «все это место чисто будет, хорошо тут будет сеять хлеб и репу»! и народ с ужасом видел как точно сбывалось предсказание Святого. Пред кончиною св. Феодор ходил по улицам и прощался со всеми, говоря: «прощайте, я иду далеко». Скончался в 1392 г. 19 Января. В этот день совершается и память его. Тело, по завещанию блаженного, погребено близь торжища. Почивает под спудом. Над мощами его находится каменная часовня подле церкви Великомученика Георгия на торговой стороне. В одно время с Феодором и тем же образом юродства, на Софийской стороне, спасался блаженный Николай Кочанов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Соборная память болгарским просветителям — святителям Клименту и Горазду и святым пресвитерам Науму, Савве и Ангеляру — установлена в день кончины святителя Климента, 27 июля/9 августа. Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский Блаженный Николай Кочанов жил в XIV веке. Он родился в Новгороде в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. С юности святой Николай отличался глубоким благочестием, усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бедным. Видя его добродетельную жизнь, новгородские вельможи стали прославлять его. Блаженный, испугавшись славы «от человек», начал юродствовать ради Господа. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпевая холод и нищету, с тайной молитвой в сердце. Безрассудные люди злословили святого, наносили ему всякие обиды и даже побои, но он радовался и молился о своих оскорбителях. Господь же укреплял его в подвиге. Блаженный Николай жил на Софийской стороне Новгорода. На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради (память 19 января/1 февраля). Оба святых, обличая распри новгородцев Софийской и Торговой сторон, мнимо враждовали. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Однажды, догоняя своего «непримиримого врага», блаженный Николай пошел по Волхову как по суше и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым. Господь прославил Своего угодника дарами прозорливости и чудотворений. Тут не укрылся блаженный от молвы, ибо все взирали на него как на человека Божия. Как-то один новгородский посадник пригласил его на пиршество всех именитых мужей города, а слуги без ведома хозяина прогнали святого. Когда он ушел, то исчезло вино в сосудах. Посадник, узнав, что приходил блаженный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах. После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было погребено по завещанию святого на краю кладбища, расположенного вокруг Иаковского собора, близ дороги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Св. Блаженный Николай жил в Новгороде. Родители его были знатными и богатыми гражданами и отличались благочестием. Имея пример благочестия в родителях, Николай сам с молодых лет возлюбил благочестие, пост и молитву, часто ходил в храм Божий и щедро раздавал милостыню. Видя такую жизнь св. Николая, народ стал прославлять его; но он, избегая человеческой славы, принял на себя подвиг юродства: ходил по городу в дырявой одежде, представлялся полоумным, терпел холод и зной и все неприятности, обиды, часто и побои, а на устах постоянно имел молитву. И Бог прославил его еще при жизни даром чудотворений. В его время жил в Новгороде другой юродивый, Феодор (память 19 января). Жили они на противоположных сторонах реки Волхова и, чтобы изобразить буйную вольность новгородцев, не допускали один другого на свою сторону; св. Николай прогонял Феодора со своей стороны, бросая в него кочанами капусты, почему получил название Кочанова. Скончался св. Николай в 1392 г. и погребен на избранном им самим месте, на кладбище Яковлевского собора. Впоследствии над его мощами построен был храм его имени. Св. Иосаф, митрополит Московский, происходил из рода бояр и был сначала игуменом в Троицкой лавре. Великий князь Василий Иоаннович так уважал его, что привозил к нему крестить сына своего Иоанна Грозного. В 1539 г. он был поставлен митрополитом. В этом сане всеми своими силами старался пещись о благе отечества, которое тогда было забыто, за что и пришлось ему быть в заточении в Кирилловом Белозерском монастыре. Кончина св. Иоасафа последовала в 1555 году в Троицкой лавре, куда перевели его из монастыря. Здесь и почивают его мощи. 28-е число Святые Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были, поставленные самими апостолами, первые диаконы в христианской Церкви. Когда число верующих во Христа начало увеличиваться, то сделалось невозможным самим апостолам и проповедовать, и отправлять богослужение, и в то же время заведовать имуществом. Тогда они предложили обществу избрать на это последнее дело семь особых человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Современником его был, как уже об этом и раньше упоминали, блаженный Николай Кочанов, живший на Софийской стороне, тогда как Феодор ходил на Торговой. Когда блаженному Феодору случалось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, блаженный Николай гнал его на Торговую; то же делал, когда заставал на Торговой стороне и Феодор, говоря: «Не ходи, юродивый, на мою сторону, а живи на своей». Блаженные, понимая друг друга, этою видимою неприязнию напоминали новгородцам их междоусобия, которые так часто бывали кровавыми и нередко по предлогам самым пустым. Жители Софийской и Торговой стороны постоянно враждовали между собою и нередко происходили кровопролитные драки на Волховском мосту. В действиях мнимой своей вражды юродивые обличали эту гибельную вражду обеих сторон Софийской и Торговой. Одаренный от Господа даром прозорливости, Феодор иногда, шествуя по стогнам города, громко взывал к согражданам: «берегите хлеб», и действительно, наступал голод. В другое время, останавливаясь среди многолюдных улиц, говорил: «Чисто тут будет: хорошо будет сеять репу», и пожар опустошал указанные блаженным местности. Предчувствуя свою кончину, он говорил встречавшимся с ним на улицах: «Прощайте, далеко иду», – и все ночи после этого проводил в молитве. Немного дней продолжалась его болезнь, – замечает составитель жития, – и, приобщившись Божественных Таин, предал Богу чистую свою душу 332 . Блаженный Феодор просил похоронить его близ торжища и скончался 19 января 1392 года В последствии над гробом его построена была часовня, и здесь больные получали исцеления. Теперь мощи его почивают под спудом в каменной часовне, на Торговой стороне, при храме великомученика Георгия, на Лубянице, построенном еще в 1181 году. Блаженному Феодору есть особая (печатная) служба 333 , по которой празднуется память его 19 января и совершается молебствие при его мощах 334 . Святой Блаженный Иаков, боровицкий чудотворец Кто был сей угодник Божий, где жил и скончался, «весьма неведомо». «Мы только благодарим, – говорит Епифаний Славинецкий, – блаженного Иакова. Он просиял Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в русскую страну охранять и соблюдать веру нашу во Христа» 335 . Местное предание говорит, что блаженный Иаков был простой, но усердный к делу судовщик, принял юродство Христа ради и убит громом 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010