Для автора, как пастыря, наглядным подтверждением такого положения в стране является пример, когда присутствуют на крещении своих детей многочисленные родственники (мамы, папы, крестные, бабушки, дедушки, дяди, тети и др.). Когда задаешь им вопрос: кто из вас знает «Символ Веры» (а уж крестные обязаны знать его наизусть), — то наступает гробовая тишина и улыбка смущения застывает на лицах присутствующих, как скульптурная маска. Как правило, почти никто не знает. А это обстоятельство обнаруживает несовершение молитвенного правила людьми, считающими себя православными. Дело в том, что в состав утренних молитв (в «Молитвослове») как раз и включен «Символ Веры», и кто молится по утрам (по «Молитвослову»), тот непременно, скажем, через месяц уже будет знать «Символ» наизусть. Да вот только беда — знать ничего не хочется; да и зачем утруждать себя, когда есть «ящик-друг», который укажет тебе, как «жить»: за кого голосовать, где и как деньги хранить, какие лекарства покупать, к какому целителю идти и, наконец, во что верить. Так вот, не верьте этому «другу» и не следуйте за ним, откажитесь от его услуг. Но если из того, что он вам предлагает, хоть 5% пойдет на спасительную пользу душе вашей, потерпите на нем, не выставляйте его за порог, но подчините своей воле и позволяйте телевизору «открывать рот» только тогда, когда это будет угодно вам. Вспомним диалог Бога с Авраамом, когда последний упрашивал Творца не уничтожать города Содом и Гоморру «ради пятидесяти праведников, живущих в них. А если не найдется 50-ти, то хоть — 45», и «доторговался» до 10-ти. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти ( Быт. 18:32 ). Во всяком деле нам должно поступать с мудростью и разумением. Это относится буквально ко всем: и к тем, кто заказывает телепередачи, кто их делает и, наконец, кто потребляет эту продукцию, т.е. мы — телезрители. Вот нам-то, зрителям, и необходимы строгая разборчивость и осторожность в просмотре телефильмов и различных шоу, которые могут быть не только бесполезны для души, но могут и опустошать ее. Еще святой апостол Павел множество веков назад сказал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор. 6:12 ). «Нельзя больше оставаться в расслаблении»

http://azbyka.ru/deti/televidenie-deti-i...

Иерихон , в 8 верстах от Иордана и в 20-ти верстах к северо-востоку от Иерусалима. Он находился в плодородной равнине, украшенной великолепными садами, и получил название города пальм ( Втор.34:3 ). Первый город, который Израильтяне должны были взять по переходе чрез Иордан, был Иерихон. Бог повелел Иисусу Навину обходить этот город в сопровождении ковчега завета с войском в течение 7 дней. В 7-й день, в который Израильтяне обошли город 7 раз, стены его, при звуке труб, пали сами собой. Когда город был разрушен, Иисус Навин сказал: «Проклят пред Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон. На первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его» ( Нав.6:25 ). В царствование Ахаава, Иерихон был построен снова Ахиилом Вефилянином; но Св. Писание говорит: «На первенце своем, Авираме, он положил основание его, и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его» ( 3Цар.16:34 ). После плена Вавилонского, Иерихон был знаменитейшим городом после Иерусалима. Ирод Великий украсил его великолепными зданиями и избрал его для своего местопребывания; в нем он и умер. Иисус Христос исцелил в Иерихоне двух слепых, которые взывали к Нему: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» ( Мф.20:34 ), и посетил дом мытаря Закхея ( Лк.19:2–7 ). В наши дни Иерихон только деревня (Рига). Михмас , город, в котором Филистимляне стояли лагерем в то время, когда Саул, намереваясь вступить в сражение, принес жертву, не дождавшись Самуила ( 1Цар.13:5, 11 ). Галгал , знаменитое место близ Иордана, против Иерихона. Здесь, по переходе реки, Израильтяне долгое время стояли лагерем. После на этом месте был построен город, известный несколькими происшествиями. Долгое пребывание в Галгале ковчега завета сделало это место часто посещаемым Израильтянами. В Галгале был помазан на царство Саул и здесь же этот царь возбудил гнев Божий, заклав жертву до прихода Самуила; здесь же Самуил разрубил Агага, царя Амаликитского ( Нав.4 ; 1Цар.11, 13, 15 ). Эммаус , селение в 10-ти верстах от Иерусалима, известное беседою Иисуса Христа, который, по воскресении своем, шел сюда с двумя учениками, бывшими в Иерусалиме по случаю праздника Пасхи ( Лк.24:13 ). Эммаус евангельский не должно смешивать с другим Эммаусом, который Римляне называли Никополем. И в том, и в другом Эммаусе были минеральные воды. В евангельском Эммаусе Юлиан отступник закрыл минеральный источник, потому что жители, вследствие посещения Эммауса Иисусом Христом, почитали этот источник чудотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Подобно Ветхозаветному Израилю и Новозаветный грешник, проведший день во грехах, отходя ко сну, вечером испрашивает у Бога прощения, принося Ему покаяние в словах: «Господи, взываю к тебе: поспеши ко мне, внемли гласу моления моего, когда взываю к Тебе. Да исправится молитва моя, как фимиам пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как вечерняя жертва. 1348 К Тебе Господи, Господи очи мои, на Тебя уповаю, не отринь души моей. Сохрани меня от сети, которую поставили мне, от тенет беззаконников. 1349 Гласом моим ко Господу воззвал я, гласом моим ко Господу помолился, излил пред ним моление мое, печаль мою открыл Ему, когда изнемогал во мне дух мой...» и в заключение стихов Ветхозаветных молящийся взывает: «хвалите Господа все народы, славьте Его все племена: ибо велика милость Его к нам, и истина Господня пребывает вечно». 1350 На эти стихи, полагаемые пред Новозаветными стихирами как бы в напоминание древних пророчеств, предваряющих все тайны Новозаветные, как денница – солнце, и показывающие, что Ветхий Завет согласуется с Новым, по слову Иисуса Христа: не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не придох разорити, но исполнити, 1351 Новозаветный израиль, видя спасение рода человеческого, – чаяние языков и славу Израиля, изведенный Спасителем из темницы греха, проклятия и смерти, вместо выражения скорби, плача и стенаний, радостно отвечает своими стихирами, после каждого стиха выше указанных псалмов, напр., в воскресный день, так: «приидите возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу, и просветившему человеческий род, со безплотными зовуще: Содетелю и Спасе наш, слава Тебе». В этих стихирах на Господи воззвах, коих бывает от 6-ти до 10-ти, 1352 смотря по времени службы, Новозаветный Израиль прославляет благодать Божию, явленную нам или в Спасителе нашем, живо вкушая в Воскресении Его спасительные плоды, или в тех святых, воспоминанию коих " посвящен наступивший день св. церкви. В понедельник, вторник и четверток вечерние стихиры бывают умилительные и покаянные; в среду и пяток крестные.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Потому-то пророк Давид, когда уже исповедал грех свой, так говорил Богу: " Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал " (Тебе единому согреших и лукавое пред тобою сотворих) . Почему? " Так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем " (Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти) (Пс. 50:6). Когда настанет день тот, скажет: " Вот наше бренное тело, сидящее одесную величия Божия: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " (Пс. 109:1). В тот-то именно день, когда люди предстанут на суд, явлено будет и тело, воспринятое Им от рода нашего. Вверху тело и внизу тело – потому что " воззрят , – сказано, – на Того, Кого пронзили " (воззрят нанъ, егоже прободоша) (Иоан. 19:37; Зах. 12:10). Но одно, наше, т. е., отягчено грехами, а другое, непричастное греху, но требующее осуждения грехов –Божеское. Вот что значит: " так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем " (яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти) . Каким образом? " Потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его " (Иса. 53:9). Ему слава во веки веков. Аминь. Нижеследующие беседы отнесены в Патрологии Миня (т. 13) к разряду Spuria 2. О тех, которые во время поста соблюдают воздержание, и об образе жизни различных пророков. Борцы, развивая изо дня в день свои силы, совершенствуются в своем искусстве и обеспечивают себе победу над противниками; скороходы, ежедневным упражнением добиваясь легкости и подвижности, изощряются до изумительного проворства. И наши отцы советуют нам такой точно способ применять в деле учения, чтобы частым повторением слова достигалось прочное усвоение преподаваемого нами. Итак, сюда, возлюбленные: по следам Иосифа, оставив египетский грех и обнажив себя от ненависти, устремимся к целомудрию. В самом деле, если Иосиф и остался без одежды на теле своем, то разве не облекся он в славнейший покров целомудрия? Чистота целомудрия, укрепив праотцев наших, сделала их непоколебимыми столпами вселенной, с одной стороны возносящими молитвы на небо, с другой стороны – на земле врачующими души людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился. Деян.28:16. Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.    Многие римские христиане, узнав о прибытии славного Апостола, поспешили ему навстречу до Аппиевой площади, небольшого городка в 42 римских милях (около 60-ти верст) на юг от Рима и Трех Гостиниц местечка, называвшегося так потому, что там были гостиницы для проезжающих, в 10 милях (около 15-ти верст) от Рима.     «Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился». В этом внимании к нему римской братии он увидел добрый залог, что его узы не будут большим препятствием к его апостольской деятельности в Риме. Так исполнилась давнишняя мечта Павла попасть в эту великую мировую столицу.    Узники переданы были, как это всегда делалось, особому военачальнику, одному из префектов преторианцев, в обязанностях которых было принимать и стеречь прибывающих из провинции на суд Кесарев лиц. Но для Павла было сделано исключение: ему позволено было жить особо, отдельно от других узников, в особом помещении и свободно, только с одним воином, вероятно, преторианцем, который должен был надзирать за ним. Такая свобода предоставлена была Павлу, вероятно, вследствие добрых отзывов о нем Феста и Юлия. Павлу было позволено выходить всегда со своим стражем, принимать приходящих к нему, писать послания. Таким образом, он имел некоторую степень свободы, которой и пользовался для своей апостольской проповеди. Беседы Павла с римскими иудеями и заключение книги Деяний (Деян. 28:17—31) Деян.28:17. Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Деян.28:18. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; Деян.28:19. но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Умирая, самовольный мученик успел открыть купцам, кого они убили... и попросил их известить о кончине его священника села. Священник похоронил его на том месте, где он был убит. Через несколько времени могила покаявшегося грешника была прославлена чудесными исцелениями больных, совершавшимися при ней; останки Варвара оказались нетленными и покоятся теперь в монастыре горы Келий в Фессалии, близ города Лариссы (к северу от него в трёх днях пути). В Белозерских святцах, писанных до 1631 года, есть кондак Варвару разбойнику: «От Бога данные ти благодати, страстотерпче Варваре святе, яко многоценным миром, нас посещай целебне, да вопием ти: радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страстей» 122 . 118 Чествование Церковью Иова основано не на одной только книге, которая носит его имя, но и на подлинных словах обоих Заветов. Пророк Иезекииль в гл. XIV, ст. 13, 14 и далее, говорит именем Самого Бога: «сыне человеческий, если земля Мне согрешит, впадёт в преступление, и Я простру руку Мою и пошлю на неё голод, и истреблю и людей и скот, а будут сии три мужа посреди её: Ной и Даниил и Иов, то они в праведности своей спасутся», и далее следуют глаголы Господа Самого в этом же духе. В Нов. Завете вот слова из Ап. Иакова – гл. V, ст. 10. 11: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа; ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». В этом Новозаветном тексте Иов сопоставлен с пророками, говорившими Духом Божиим. Имея такие основания, как авторитет Ветхого и Нового Завета, авторитет церковного предания, основанный на первом, мы, все православно-верующие, нимало не колеблемся – признать и чествовать Иова как святого. «Высота его духа, – говорить Филарет в Ц.-Библ. ист. стр. 101, – открывается как вообще в разительных его приключениях и беседах, так особенно в ясном и сильном исповедании Искупителя» ( Иов.19:25,26 ). Можно поставить это рядом с Ncaл. XXI и с LIII главой пророка Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 10 Повеление устроить серебряные трубы. – Выступление в пустыню Фаран. – Порядок движения. – Приглашение мадианитянина Ховава сопровождать евреев. – Воззвания Моисея при поднятии и остановке ковчега завета. Чис.10:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.10:2 .  сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов; При Давиде было приготовлено 7 труб, при Соломоне – 120. Чис.10:8 .  сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши; «Трубить предоставлено было одним иереям, – замечает блаж. Феодорит, – потому что труба означала Божие призвание» (Толк. на кн. Чис., вопр. 15). Чис.10:11 .  Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения; Хронологическая последовательность событий, как было указано в примечании к Исх.18 , заставляет поместить здесь рассказанное в Исх.18 о тесте Моисея Иофоре-Рагуиле (ср. Чис.10:29 ). Чис.10:12 .  и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран. Пустыня Фаран расположена на север от Синайского полуострова, занимая собою известковую плоскую возвышенность между долиною Нила и горами Каменистой Аравии. Южной границей ее являются пески, простирающиеся между верховьями заливов, окаймляющих Синайский полуостров; западной – Египетский поток; восточною – Аравия; северною – Негеб (юг Палестины). В настоящее время все пустынное пространство от Синая до Палестины носит одно общее название «Эт-Ти», т. е. «странствование». Чис.10:29 .  И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину, родственнику Моисееву: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: вам отдам его; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле. По мнению одних, Ховав был сын, по мнению других – младший брат Иофора, сына Рагуилова (ср. Исх.18 ). Чис.10:31 .  Моисей же сказал: не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом; Ховав мог быть полезен евреям своим знакомством с пустыней. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что нужно особенно заметить о грехе лжи? Заучите слова 9-й заповеди. Десятая заповедь Урок 64. Объяснение и изучение 10-ой заповеди (О зависти, о худых мыслях и желаниях) Прочитайте десятую заповедь. Не пожелай жены искреннего 123 твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села 124 его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть 125 ближнего твоего. Переведите. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Что Бог запрещает этою заповедью? Запрещает завидовать ближнему, т. е. желать того, что у ближнего есть, а чего у себя не видишь, и за то роптать на Бога и недоброжелательствовать ближнему. Одна ли только зависть запрещается 10-ю заповедью? Нет. Вообще запрещается этою заповедью не только делать худое, но и желать худого и думать о худом. В прочих 9-ти заповедях запрещаются худые дела, а здесь – худые мысли и желания. Почему особенно должно удерживаться от худых мыслей и желаний? Потому что от худых мыслей и желаний недалеко до худых дел. Когда подумаешь о худом и пожелаешь худого, то легко можешь и сделать худое. Итак, кто же грешит против 10-й заповеди? 1) Кто завидует ближнему и 2) кто имеет худые мысли, чувства и желания. Примером на 10-ю заповедь может служить сын Адамов Каин. Он позавидовал брату своему Авелю за то, что Бог принял братнюю жертву, а его отверг, и замыслил убить его. Когда замыслил Каин это, Бог являлся ему и говорил, чтобы он оставил злой умысел свой. Но Каин не послушался Бога, и этот умысел довел его до самого дела братоубийства. Заучите слова 10-й заповеди. Прибавление к заповедям Достаточно ли для христианина только знать заповеди Закона Божия? Знать заповеди Закона Божия недостаточно для христианина, нужно исполнять их на самом деле. Бог и дал их не затем, чтобы только знать, а и исполнять.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Св. пророк Иезекииль, по свидетельству его книги, был сын Вузия, и подобно пр. Иеремии ( Иер. 1:1 ), принадлежал к священническому роду ( Иез. 1:3 ). Родился он в царствование Иосии, царя иудейского (от 641–611 г. до Р. Хр.) и лета юности своей провел в Иудее. Будучи вероятно (см. ниже толков. на Иез. 1:1 ). 25 лет от роду, он вместе с царем Иехониею (в 600 г. до Р. Хр.) в числе 10-ти тысяч иудеев отведен пленником в Вавилон (в 8-й год царствования Навуходоносора – 4Цар. 24:10–16 ). Здесь, в Вавилонии, в пятый год пленения Иоакима, или Иехонии (см. ниже толков. на 1:2), а следов. и его самого (в 596 г. до Р. Хр.), на 30-м году жизни, он удостоился видеть подобие славы Божией (1:4–2:1), после чего совершилось его призвание к пророческому служению (2:2–5). По словам самого пр. Иезекииля, призвание его совершилось так: изумленный дивным видением подобия славы Господней, пророк Иезекииль, от необычайного душевного потрясения или вследствие сознания своего недостоинства и глубочайшего благоговения пред величием Божиим (ср. Быт. 17:3 ; Дан. 8:17 ) – пал ниц. В это время голос Божий повелевает ему: «сын человеческий! встань на ноги твои и Я буду говорить тебе». Но так как пророк сам собою, без помощи Божией, не мог сделать этого, то Дух Святой берет его, поднимает с земли и поставляет на ноги (2:1–2). Получив силу встать пред Всемогущим и выслушать откровение от Него, пророк тотчас же услышал голос Божий, посылающий его на проповедь: сын человеческий! Я пошлю тебя к сынам Израилевым (к дому Израилеву), огорчающим Меня, которые огорчили Меня тем, что сами они, как и предки их, продолжают отступничать до сего дня. К этим то упорным и жестокосердечным Я и посылаю тебя, чтобы ты говорил им от Моего имени, может быть они послушают (твоей проповеди) или убоятся (своего нечестия), – ибо теперь они – народ огорчающий Меня, и узнают, что был пророк среди них» (2:3–5). Посылая пр. Иезекииля на проповедь к народу упорному и жестокосердечному, от которого он мог ожидать себе всяких оскорблений, Господь повелевает ему не страшиться тех, к кому он посылается, но безбоязненно и без утайки возвещать им слово от Господа: «ты же, сын человеческий, не бойся их и не страшись пред лицом их, хотя они рассвирепеют и окружат тебя со всех сторон, и ты будешь жить, как бы среди скорпионов. Но говори слова Мои к ним, может быть, они послушают или убоятся. Послушай говорящего к тебе и не будь огорчающим Меня, как этот народ огорчающий, открой уста твои и съешь, что Я даю тебе» (2:8–9). При этих словах пророк увидел простертую к нему руку, державшую книжный свиток, на котором написаны были слова: рыдание, жалость и горе (2:9–10). Когда пророк, в послушание божественному повелению: снеждь свиток сей, съел его, то было в устах его сладко, как мед (3:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

    «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его» (Мф 10:25)?     «Если терпим» (со Христом), «то с ним и царствовать будем» (2 Тим 2:12).     «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38).     «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2:10).    «Наставление Христианское» было написано святителем Тихоном во время пребывания его в Задонске, первоначально для некоего елецкого гражданина Ростовцева. «Наставление Христианское», или, как озаглавлено это сочинение в подлиннике, «Инструкция Христианская», первоначально состояло из 51 §§, но впоследствии святитель дополнил это сочинение прибавлением еще 10-ти §§ «О взаимной должности христианской». Краткие нравоучительные слова Слово первое. Об испытании самого себя     «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте».(2 Кор 13:5)     «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте».    Слава Богу! Все мы называемся христиа­нами, все мы исповедуем Единого Триипостасного Бога, Бога живого и бессмертного; все мы крестились во имя святой и единосущ­ной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; все мы веруем в распятого и из мертвых воскрес­шего Иисуса Христа Сына Божия, и в ознаме­нование этого, знаменуем себя крестом; все входим в Святую Церковь и молимся, и при­зываем, поем и славословим святое имя Бо­жие; все слушаем святое Божие Слово; все причащаемся святых и животворящих Тайн Христовых; все мы позваны к вечной жизни и небесному царству, и говорим в Символе свя­том: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Слава Богу за это и за все! Воис­тину преславны и великолепны Таинства хри­стианства, слушатели! Велико и преславно быть христианином!    Но осмотримся и испытаем себя, истин­ные ли мы христиане, по увещанию апостоль­скому: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы» (2 Кор 13:5). Ибо без веры христианин быть не может.    Показываем знаки христианства, как вы­ше сказано, но имеем ли внутри себя истин­ное христианство? Ведь все внешнее без вну­треннего — ничто, и внешние знаки без са­мой истины — ложь и лицемерие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010