16, 27–28)». В одном отступлении, обращаясь к слушателям, святитель Иоанн Златоуст сказал [ 1119 ], уверяя их в существовании суда, возмездия и ада: «И я бы предпочел, чтобы не существовало ада и, конечно же, хочу и жажду этого больше всех вас. Почему я хотел бы этого? Потому что каждый из вас боится за свою собственную душу, тогда как с меня Бог потребует ответа и за мою душу, и за защиту ваших душ от диавола. Так что мне будет гораздо труднее избежать наказания. Но невозможно, чтобы не было геенны и преисподней!..» [ 1120 ] 3. То, что ад существует, Бог подтверждал как во времена Ветхого, так и Нового Завета [ 1121 ]. Пророк Даниил, например, пророчествовал: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). Примеры отдельных людей, больших и малых народов, наказанных доселе справедливостью Божией, так же как и которые, как мы видим ежедневно, поражают преступающих святые заповеди человеколюбца Бога, подтверждают, что всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние (Евр. 2, 2) здесь, и естественно, при отсутствии раскаяния, покарается и там. Этого требует справедливость бесконечного и всемилостивого Бога. «Ибо тогда будет время откровения и наказания, а не сострадания и милости; тогда будет время гнева, ярости, справедливого Суда Божия, когда возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его (Ис. 5, 25), ввергая в геенну ослушников. Увы тому, кто впадет в руки Бога Живого!» [ 1122 ] Это вполне естественно. Потому что если Бог человеколюбив, как оно и есть, тогда Он также и справедлив. А поскольку Он справедлив, то разве не справедливо наказать получившего столь многие благодеяния, а потом совершившего дела, «достойные преисподней» и не исправившегося ни от угроз, ни от благодеяний? Настаивающему на том, что Бог человеколюбив и потому не может наказывать, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как ты не боишься столь дерзким образом отзываться о Боге? Так что же — если Бог накажет, то, стало быть, по–твоему, Он не человеколюбив? Разве Он изначально не предсказал тебе этого подробно? Разве Он не применил угроз? Разве Он не использовал бесчисленные средства для твоего спасения?» И заключает: «Не обманывайте себя, люди, убеждаемые диаволом, ибо это его мудрования» [ 1123 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

32 . И начиная вновь, он повторял то, что было прочитано и понято, и пророческим голосом говорил нам, несчастным, со вздохами: «Собирайте, собирайте пшеницу Господа, так как истинно вам говорю, что немного времени вам дано, чтобы собирать. Узрите, что я говорю! Собирайте, так как вы будете искать это время, истинно будете искать, и вам будет недоставать этих дней». И даже если он без воодушевления принимал нашу бездеятельность в этом, то теперь мы сами пытаемся прийти к тому, что он говорил. И то пророческое в нас исполнилось: «Я пошлю на землю голод – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» 1122 . И хотя проповеди, которые он делал, оглашаются, однако тот непрерывный голос, который наполнен пророческим: «Взывай громко, не удерживайся» 1123 , не действует. Он часто говорил: «Когда чей-то вкус отвергает слова Господа, то душу его лихорадит. Когда же он выздоровеет, то захочет есть и пить, и отбросит и забудет то, что было, пока он болел». 33 . Какими словами можно рассказать о том наисладчайшем и наисвятейшем десерте [, который мы имели после обеда] 1124 ? И говорил нам раб Христа так: «Мы уже приготовили обед, насколько мы могли». Стоящие рядом и спальничии решили, что он сказал это из-за усталости, так как он, утомленный, едва был в состоянии дышать и приостановился. Он же отвечал: «Вы хорошо сказали, но немного подождите». Тогда спальничии спросили: «Зачем ты сказал: “Подождите у стола?!” Ты так долго не молчал и утомлен, говоря многое. Отдохни же немного!» Цезарий тогда сказал еще с мягкостью: «Вы сказали хорошо, но так как мы приготовили обед, не намереваемся ли мы сделать и десерт?» 34 . Он был весьма осведомленный о неведомом и знал то, о чем я говорю. Потому что Святой Дух, когда начинал исходить из него, так раскрывал пороки всех, что мы познали все наши. И он бил нас плетьми своего знания и без промедления возвращал нас обратно к здоровью, помогая духовными лекарствами. Он, словно святой духовный музыкант, так дотрагивался до внутренних струнок каждого, что, выходя от него, мы немало произносили самим себе из того, что он нам говорил. Каждый из нас говорил ему: «Господь, спасибо тебе, потому что я уже не задумываю дурного поступка, чтобы моя душа не неистовствовала против брата моего. И так как непременно верно то, что твой раб проповедовал, я предпочитаю лучше терпеть насилие, чем чтобы этот святой в день Страшного суда привел это в свидетельство против меня». Один из нас сказал также о высокомерии, другой о зависти, третий был озабочен другим каким-то пороком, но мы все говорили одно и то же. И восхваляя Господа, мы все возвращались оправившиеся и здоровые душой в постель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 . Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут. 8 . Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, – ни во что ставит людей. Стих 7-й и 8-й объясняют нам не совсем ясное место 4 Царств XVIII, 13–16, и 17 стих. Стих 8 наст. главы Исаии дополняет это сказание известием, что „он (Ассур) нарушил договор“. Мы знаем из книги Царств, что в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахерим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды. Царь Езекия покупает мир дорогой ценой, отдавши все золото и серебро, которое имел в своем распоряжении, и повидимому этою жертвою он покупал безопасность Иерусалима. Но, как мы видим из читаемого нами места Исаии, – царь Ассирии „нарушил договор“ и, взяв золото и серебро, двинулся к Египту, но послал ( 4Цар. 18:17 ) Рабсака требовать сдачи Иерусалима. Вот почему: (ст. 7) послы, подписывавшие условия, горько плачут, и сильные Израиля, называемые в подлиннике собирательным именем Ариил 1121 , в бешенстве за такую бессовестную измену данному слову, – кричат на улицах. Дороги же опустели и нет путешествующих (ст. 8) потому что вся Иудея,-кроме Иерусалима,-разграблена и опустошена. Следующий стих дополняет описание разоренной страны. 9 . Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил. Стих 9 рисует разорение не одной только Иудеи и не одной даже Палестины. Раззорение объемлет и прилегающие страны, как Ливан, входящий в пределы Целе-Сирии, и Саронскую долину, составляющую часть так наз. Шепхела, то есть низменной полосы, тянущейся по берегу Средиземного моря от Кармила к югу, между горами Ефремовыми и морем 1122 , и Васан, лежавший за Иорданом, славный своими дубами (Иез. 27и Ис. 2:13 ) 1123 . Упоминание об истреблении лесов Ливана, Васана и Кармила (ср. 4 Т. Св. Лет. ч. II, стр. 25–26) очевидно относится к употреблению огромного количества деревьев на нужды осады городов Филистимских и Иудейских, взятых Ассириянами. Мы и на Ассирийских памятниках видим изображение рубки лесов на надобности осады.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В одном отступлении, обращаясь к слушателям, святитель Иоанн Златоуст сказал 1119 , уверяя их в существовании суда, возмездия и ада: «И я бы предпочел, чтобы не существовало ада и, конечно же, хочу и жажду этого больше всех вас. Почему я хотел бы этого? Потому что каждый из вас боится за свою собственную душу, тогда как с меня Бог потребует ответа и за мою душу, и за защиту ваших душ от диавола. Так что мне будет гораздо труднее избежать наказания. Но невозможно, чтобы не было геенны и преисподней!...». 1120 3 . То, что ад существует, Бог подтверждал как во времена Ветхого, так и Нового Завета. 1121 Пророк Даниил, например, пророчествовал: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Примеры отдельных людей, больших и малых народов, наказанных доселе справедливостью Божьей, так же как и наказания, которые, как мы видим ежедневно, поражают преступающих святые заповеди человеколюбца Бога, подтверждают, что всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние ( Евр.2:2 ) здесь, и естественно, при отсутствии раскаяния, покарается и там. Этого требует справедливость бесконечного и всемилостивого Бога. «Ибо тогда будет время откровения и наказания, а не сострадания и милости; тогда будет время гнева, ярости, справедливого Суда Божьего, когда возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его ( Ис.5:25 ), ввергая в геенну ослушников. Увы тому, кто впадет в руки Бога Живого!». 1122 Это вполне естественно. Потому что если Бог человеколюбив, как оно и есть, тогда Он также и справедлив. А поскольку Он справедлив, то разве не справедливо наказать получившего столь многие благодеяния, а потом совершившего дела, «достойные преисподней» и не исправившегося ни от угроз, ни от благодеяний? Настаивающему на том, что Бог человеколюбив и потому не может наказывать, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как ты не боишься столь дерзким образом отзываться о Боге? Так что же – если Бог накажет, то, стало быть, по-твоему, Он не человеколюбив? Разве Он изначально не предсказал тебе этого подробно? Разве Он не применил угроз? Разве Он не использовал бесчисленные средства для твоего спасения?». И заключает: «Не обманывайте себя, люди, убеждаемые диаволом, ибо это его мудрования». 1123

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

И опять все без объяснений. Христиане думают при этом о двурогом звере, выходящем из земли 1120 и о семиглавом звере, выходящем из моря 1121 – о лжепророке и антихристе, в которых в конечные дни сосредоточится вся сила зла, вся сила дракона, древнего змия, сатаны 1122 . Концы с концами сомкнулись. От сатаны, представшего пред Богом, на­чались страдания Многострадального Иова – на слугах сатаны лжепророке и антихристе в великой скорби 1123 все и кончится. Но Иов слышит не о них, а только о каких-то странных бегемоте и левиафане. Если он не мог ответить о море, воде и граде, то тем более об этих, он вовсе не знает ничего. Да и не видел он ничего подобного 1124 . Чем ответил Иов – Богоборец вопрошавшему его Богу? Теперь уже не борьбой. Ответил покаянием. И отвечал Иов Ягве (Господу), и сказал: Я знаю, что Ты все можешь, я не знаю ответы на твои вопросы, но знаю, что Ты все это можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так я говорил о том, чего не разумел, О делах чудных для меня, которых я не знал. ………………………………………………….. Поэтому я отрекаюсь И раскаиваюсь в прахе и пепле. 1125 Иов закончил борьбу покаянием за то, что в нее вступил. Он больше не Богоборец, он – смиренно приемлющий Провидение Божие, Он больше не пытает Бога. Не зная, за что ниспослано страдание, так и не узнав, он при­емлет дела Божии, чудные для него и непостижимые. Он приемлет Бога и не нуждается в Его объяснениях. С какой готовностью он согласился бы с Аввакумом, что душа надменная не успокоится, а праведный своею ве­рою жив будет 1126 ! После покаяния Иова так кстати было бы похвалить друзей Иова за их но­тации и нравоучения, что за грехи посылаются скорби. Но ведь нет! О, чудо! Горит гнев Бога на Елифаза Феманитянина (из Фемана, городка Едомского) и двоих друзей – Вилдада и Софара. Они должны принести жертву за себя, а Иов должен помолиться за них Богу, ведь они говорили о Боге не так верно, как раб Его Иов 1127 . Потрясающе! Богоборчество Иова было угод­нее Богу, чем благочестие его друзей. Почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо, как Адам является главой всех людей в этом мире, являясь их началом и отцом, так и Владыка Христос по отношению к телу Церкви является главой и отцом будущего века. Этот также сподобился называться образом Бога 151 . С еще большим основанием это относится к Владыке Христу, так и апостол говорит: «Он – образ Бога невидимого». Он единственный и первый из людей благодаря Богу явил из ребра женщину без семени. А Владыка Христос во плоти один, без семени, из женщины вышел, осуществив исотимию и необходимость природы. И он же первый из людей согрешил, обольщенный дьяволом . Владыка (D. 34) Христос за него необходимое возвратил, благоразумно разорвав долговое обязательство и победив врага. Об Авеле 152 Это праведный Авель, который первый из всех людей неправедно убитый, показал, что основания смерти являются непрочными. Поэтому и убитый он все еще говорит, предвещая воскресение мертвых, которое Владыка Христос первым из всех на своем примере показал и уничтожил кажущуюся силу смерти. Авель является именно тем, кто, как в загадке, изобразил страсти Христа, кто был неправедно убит братом из зависти к добрым делам, о котором и апостол Павел в «Послании к евреям» говорит: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к мириадам ангелов, к торжественному собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» 153 . Сиф 205 154 прожил 707 всего 912 (D. 35) Енос 190 всего 625 прожил 715 всего 905 Каинан 170 всего 795 прожил 740 всего 910 Малелеил 165 всего 960 прожил 730 всего 895 (Р. 21) Иаред 162 всего 1122 прожил 800 всего 962 Енох 165 всего 1287 прожил 200 всего 365 О пророчестве Еноха 156 Он предсказал, говоря: «Се идет Господь с мириадами своих святых сотворить суд над всеми и между ними всех нечестивых обличить в порочных словах, которые произносили нечестивые грешники против них» 157 . Это тот Енох, над которым решение смерти было не властно; ибо Бог забрал его, чтобы он не видел смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Иер. 48 :34. Вопль от Есевона и даже до Елеалы и Иаса, города их, от Сигора до Оронаима, и юница трехлетняя 1111 , издадут голос свой, ибо и воды Немрима пересохнут 1112 . Иер. 48 :35. И погублю 1113 Моава, говорит Господь, приносящого жертву 1114 на горах 1115 и кадящого богам своим. Иер. 48 :36. Посему сердце Моава будет петь, как гусли, и сердце мое о мужах скорбящих 1116 будет звучать как гусли, ибо что приобретено, то погибнет от людей. Иер. 48 :37. Всякая голова будет острижена на всяком месте, и всякая борода обрита будет, и всякая рука будет иметь нарезы 1117 , и на всяком чресле вретище. Иер. 48 :38. И на всех домах Моавитских и на улицах его всюду 1118 плач, ибо Я сокрушил Моава, как негодный сосуд, говорит Господь 1119 . Иер. 48 :39. „Как он изменился!“ зарыдали (говоря): „как Моав обратил тыл!“ 1120 . И посрамился, и стал Моав посмешищем и ненавистным всем окружающим его. Иер. 48 :40. Ибо так говорит Господь: вот, как орел, полетит и распрострет крылья свои над Моавом 1121 . Иер. 48 :41. Взят Кариоф и крепости его заняты, и будет сердце сильных Моавитян в тот день, как сердце жены раждающей. Иер. 48 :42. И погибнет Моав из (числа) народов, ибо стал величаться пред Господом. Иер. 48 :43. Страх и пропасть, и сеть на тебя, житель Моава, говорит Господь. Иер. 48 :44. Кто убежит от страха, упадет в пропасть, а кто выйдет из пропасти, будет взят сетью, ибо наведу это на Моава, в день посещения его, говорит Господь 1122 . Иер. 48 :45. Под 1123 тенью Есевона стали убежавшие от войска 1124 , ибо огонь вышел из Есевона и пламя из среды 1125 Сеона, и пожег часть 1126 Моава и темя сынов мятежных 1127 . Иер. 48 :46. Горе тебе, Моав! погиб народ Хамоса, ибо отведены сыновья твои и дочери твои в плен. Иер. 48 :47. Но возвращу плен Моава в последние дни, говорит Господь. Доселе суд на Моава. Глава 49 1128 Иер. 49 :1. О сыновьях Аммона так говорит Господь: ужели у Израиля нет сыновей, или наследника нет у них? Зачем же Мелхом завладел Гадомом 1129 и народ его в городах их живет?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Изменения в епиклезе и ее устранение свидетельствуют о глубочайших изменениях в строе католической догматики. 1116 Полагаясь на то, что католически содержат правильное учение о преложении, полагаясь на милосердие Божие, православие допускает некоторую возможность преложения Даров в католической Мессе. Поэтому совершенно недопустимо неблагоговейное отношение к освященным остиям (облаткам). Особенности причащения у католиков В католиков причащение совершается только под видом Тела – священник вкладывает причастнику в рот облатку. «Двухвидовая Коммуния или Причащение не является необходимой для спасения верующего; этого не просит ни Закон Божий, ни порядок спасения. 1117 Весь, во всей полноте Христос есть в каждом виде, т.е. в хлебе и вине. И поэтому Тридентский Собор не согласился с гуситами и реформаторами, которые просили причащения под обоими видами. Мы действуем правильно, используя только один вид 1118 . Христос действительно просил, чтобы мы ели и Его Тело и пили Его Кровь 1119 , но не дал никаких обязывающих указаний на то, как это делается. Первые христиане один вид использовали только в исключительных случаях, напр., когда кто заболевал и причащался дома. Но средние века отказались от чаши по практическим обстоятельствам». 1120 Необходимость причащения под обоими видами непосредственно вытекает из слов Христа: «... если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Поэтому в православной практике считается необходимым причащение под обоими видами: ведь слова Христа говорят об обоих видах. В Православной Церкви под одним видом (только Кровью) причащают только младенцев, не могущих принять твердую пищу. Очень интересно явно схоластическое учение о видах причащения: «Тридентский Собор различил три вида получения Евхаристии: чисто таинственный, чисто духовный и таинственно – духовный 1121 . Чисто таинственным была бы такая Коммуния, когда кто получил бы, находясь в смертном грехе (недостойное причащение). Чисто духовную Коммунию «получает» тот, кто фактически к причащению не приступает, но внутренне действительно хочет это сделать. Третий вид получения есть настоящее, достойное получение: человек получает Причащение физически и духовно, будучи в состоянии Божией благодати. Можно еще присоединить четвертый вид – чисто материальную Коммунию, когда ее получает некрещеное лицо или некое животное». 1122

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Рихавиты, по сказанию пророка Иеремии, в своей жизни строго следовали предписаниям, заповеданным им их родоначальником Ионадавом, которые состояли в следующем: «Ионадав, сын Рихава, отец наш, говорили они пророку, дал нам заповедь, сказав: не пейте вина, ни вы, ни дети ваши, во веки, и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей. И мы, прибавляют они, послушались голоса Ионадава, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, мы, и жены наши, и сыновья наши, и дочери наши, и чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей, ни посева, а живем мы в шатрах» 1119 . Если мы примем во внимание, что от Ионадава до времен пророка Иеремии прошло около трехсот лет 1120 , то поистине будет удивительна та строгость, с какою Рихавиты неизменно в течение нескольких столетий исполняли заповедь своего родоначальника, и потому вполне понятно, если пророк Иеремия поставил их в образец жителям Иерусалима 1121 . Из представленного сказания ясно видно, насколько разнились обычаи Рихавитов от обычаев ессейских. Рихавиты никогда не употребляли вина, об ессеях же ничего определенного по этому поводу в наших источниках не говорится; между тем этого нужно было бы ожидать, если бы подобное воздержание составляло одну из основных заповедей ессейства. Напротив, из замечания Иосифа, что они «всегда наблюдали умеренность, и ели и пили только до насыщения» 1122 , Люциус, как мы видели, заключает, что они, несомненно, употребляло вино. Мы не придавали бы этому уверению Люциуса особенно важного значения в данном случае, если бы сам Гильгенфельд (в этой же своей статье) не признавал справедливым означенного вывода Люциуса, замечая со своей стороны, что « умеренность ессеев отнюдь не приводит к воздержанию их от употребления хмельных напитков, и что совершенное воздержание ессеев от вина отнюдь не может быть установлено с полною достоверностью» 1123 . Далее, Рихавиты, исполняя заповедь своего предка, жили всегда в палатках, между тем как ессеи жили в домах 1124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Результатом изучения нашим автором этих двух памятников древнейшего Иерусалимского богослужения и была его книга «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме в конце IV века». Результатом изучения нашим автором этих двух памятников древнейшего Иерусалимского богослужения и была его книга «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X века» (Казань 1894), встретившая сочувственный отзыв со стороны известного нашего литургиста профессора Н. Ф. Красносельцева . 1 Однако, почти одновременно с печатанием этой книги, другой известный ученый, ныне приват-доцент Императорского С.-Петербургского университета А.И. Пападопуло-Керамевс , в опубликованном им, на иждивении Императорского Православного Палестинского Общества, втором томе своих « νλεκτα εροσλυμιτιχς σταχυολογας» ( Πετροπολις 1894) издал Святогробский Типикон 1122 года в подлиннике, причем оказалось, что текст, изданный А. А. Дмитриевским по рукописи Максима Симео, «значительно разнится» от оригинала, а ученый святогробский архимандрит, вопреки своему уверению, поновил этот оригинал, с целью сделать его доступным для понимания каждого читателя. Это обстоятельство побудило нашего ученого предпринять вторичное путешествие в Иерусалим для изучения оригинала Святогробского устава 1122 г. в местной патриаршей библиотеке и для проверки его издания, сделанного А. И. Пападопуло-Керамевсом . Результатом этого и явилось «критико-библиографическое исследование» о древнейших патриарших Типиконах-Иерусалимском и Константинопольском, посвященное автором, «благодарным учеником», «незабвенной памяти дорогого учителя профессора Н. Ф. Красносельцева » († 1898 г.). Исследование состоит из четырех больших глав. В первой главе исследования критически обозревается «Святогробский Типикон 1122 года в издании Православного Палестинского Общества», исполненном А. И. Пападопуло-Керамевско м. Проф. А. А. Дмитриевский имел возможность «дважды, слово в слово, от начала до конца» сверить текст Типикона 1122 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010