Изъяснение псалма 22-го. Пс.22:1 .  Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. В конец, «псалом Давиду». «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит». И в сем псалме заключается та же мысль, какая и в псалмах пред сим изъясненных. Ибо Пророк, сказав в предыдущем псалме: «ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его» ( Пс. 21, 27 ); еще: «ядоша и поклонишася вси тучнии земли» ( Пс. 21, 30 ), указует здесь Подателя таковой снеди, и Питателя сего называет пастырем. Так именовал Себя и Владыка Христос: «Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя моя» ( Ин. 10, 14 ). Так называл Себя и чрез Пророка Иезекииля ( Иез. 34, 13 и сл.). Посему и здесь все вкусившие спасительной снеди взывают: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит», потому что Пастырь сей пасомым своим дарует всякое наслаждение благами. Пс.22:2 .  Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. «На месте злачне, тамо всели мя». поскольку Подателя благ наименовал пастырем, то кстати, в переносном также смысле, упомянул о пище овец. Злаком же называет здесь священное учение божественных словес, потому что сей Пастырь сперва питает словом, а потом предлагает таинственную снедь. «На воде покойне воспита мя». Дает разуметь воду пакибытия, в которой крещаясь, возжелавший благодати совлекается греховной ветхости, и из ветхаго делается новым. Пс.22:3 .  Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. «Душу мою обрати, настави мя на стези правды». Сообщил мне, говорит Пророк, блага сии, прежде всего освободив от заблуждения и приуготовив к тому, чтобы ходить мне путем правым. «Ради имене Своего». Все же это – дары Его щедроты, потому что пользуемся сим не по добродетели своей. Поэтому, имея такого Помощника и Поборника не убоюсь даже самых врат смерти, но с пренебрежением встречу всякую смерть. Ибо сие присовокупил Пророк: Пс.22:4 .  Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси». Присоединяет же к сему и другое:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

На самом деле, все варианты значений приводят нас к единому пониманию данного места догматика. Богородица носила в Своей утробе вочеловечившегося Сына Божия, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Как и любая мать, Она была покровом и защитой для Своего Сына. В этом и состоит великое чудо Боговоплощения: Вседержитель мира уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Фил. 2, 7). Христос обновляет образ Божий в человеке Книга Бытия так повествует о сотворении людей: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Святитель Василий Великий, размышляя об этом, пишет: «Человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания» . Это учение отражено в догматике: «да Свой паки обновит образ истлевший страстьми». Образ Божий после грехопадения стал искажен грехами, и Христос пришел в мир, чтобы дать людям возможность об о жения, т.е. восстановления образа Божия. Возможность эта приобретается христианами в таинстве Крещения. Христос – Пастырь добрый В Евангелии от Луки приведена притча Христа о заблудшей овце: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью» (Лк. 15, 4–6). В другом месте Господь говорит: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14). Пастырь есть образ Христа, а овцы – образ человечества Таким образом, Пастырь есть образ Христа, а овцы – образ человечества. Спаситель приходит в мир, чтобы найти отбившихся от стада и заблудившихся в горах овец и, взяв их на «рамо», т.е. «плечо» , принести ко Отцу, под которым нужно понимать Бога Отца. Вместе с тем Господь Своим Воплощением, Смертью и Воскресением соединяет людей с «небесными силами». Слово «силы» в церковнославянском языке имеет значение «духи, ангельские чины» . Человек в грехопадении был разделен с миром духовным, но во Христе люди преодолевают это разделение.

http://pravoslavie.ru/143870.html

Пятая глава . Наставления пастырям и пасомым 5:1-9 Пятая глава содержит наставления пастырям и пасомым, Апостольское благословение и заключительные приветствия.Пастырей Апостол увещает пасти стадо Божье, надзирая за ним не по принуждению, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду.Три основных черты истинного пастырства указывает здесь св. Петр: " Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно " — т.е. пастырь должен быть исполнен любовью к своему великому делу, должен чувствовать к нему призвание свыше, чтобы не быть наемником, а истинным пастырем, любящим своих духовных овец (5:2) [ 1 ]; " Не для гнусной корысти, но из усердия " — это вторая черта доброго пастырства, которая называется бескорыстием. Это не то значит, что пастырь ничем не должен пользоваться от своих пасомых (см. 1 Кор. 9:7 [ 2 ], 13-14 [ 3 ]), а лишь то, что он не должен пастырствовать ради прибыли и личной выгоды, не должен вымогать деньги за свои труды; " И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду " — пастырь не может не иметь духовной власти над своими пасомыми, но эта власть не должна носить характера деспотизма и произвола, что возникает из самолюбия и гордыни. Истинный пастырь должен являть собой добрый пример своему стаду — тогда он легко, без принуждения, приобретет необходимый авторитет и духовную власть над ними (5:3) [ 4 ]. За такое доброе пастырствование Апостол обещает " неувядаемый венец " от Пастыреначальника — Христа (5:4).Пасомых Апостол призывает повиноваться своим пастырям и во всем проявлять смирение. " Также и младшие " , то есть рядовые верующие, " повинуйтесь пастырям " . " Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " . " Подчиняясь друг другу " значит, что каждый в своем положении должен подчиняться старшим, начальственным над ним лицам, и тем проявлять смирение, которое одно только привлекает на человека благодать Божью (5:5-7) [ 5 ].Апостол призывает к трезвению и духовному бодрствованию, указывая, что враг человеческого спасения диавол, " ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить " — т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Словом, если раньше пастырь мог ограничивать свое служение совершением богослужений, треб и отеческими наставлениями и при этом считаться чуть ли не идеальным пастырем, то сейчас круг обязанностей пастыря разросся, требования, предъявляемые к нему, осложнились, осложнились и методы, и способы его работы. Современный добрый пастырь должен не только производить работу пастырей прежнего спокойного времени, но и повторить работу древних пророков, которые поставлялись Господом «над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер.1:10 ), и которые, по Апостолу, «побеждали царства, творили правду... заграждали уста львов, угашали силу огня... укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» ( Евр.11:33–34 ). Пастырь должен быть теперь печальником не только о душах своих пасомых, но и об их телах. А вместе со всем этим пастырь должен быть готов к перенесению лишений и страданий за веру, постигавших ветхозаветных праведников, иные из которых, по описанию Апостола, «замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались пытке, умирали от меча, скитались в милостях и козиих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»... ( Евр.11:33–38 ). В России пастыри, вот уже тринадцатый год, проходят изображенный Апостолом в приведенных словах страдальческий путь. «Столько обязанностей, да еще возможные лишения, страдания, пытки, темницы и даже мученическая смерть! Кто же в силах вынести такой подвиг?» – возразит кто-либо. Действительно, требования к современному пастырю предъявляются огромные. Но вынести их могут... подвижники, т. е. люди, которые пойдут на пастырское дело, как на подвиг, с готовым и крепким желанием и решимостью довести его до конца, как бы ни был труден их путь. Господь Наш Иисус Христос, сжалившись над толпами народа, изнуренными и рассеянными подобно овцам, не имеющим пастыря, послал своих Апостолов на пастырский подвиг ( Мф.9:36 ), почти для всех них закончившийся мученической смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Справедливо можно назвать его и вором, который " обкрадывает " чрез лукавые помыслы, " убивает " чрез соглашение с ними, " погубляет " чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова: вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить. - Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа. Я семь Пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть, и они услышат голос Мой: и будет одно стадо, и один Пастырь. И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него (1 Кор. 13, 12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал: Я знаю Моих, и Мои знают Меня, как написано: познал Господь Своих (2 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Так что же теперь? Вводить еще и две невесты?! Так окончательно запутывается гипотеза драмы буквалистов. Пастух-царь и именитая дщерь-скиталица могут быть поняты только в таинственно-аллегорическом смысле как один Жених и одна Невеста. Жених-Царь Песни Песней (1:3; 3:7; 7:6) есть «Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним (Невеста), суть званые (девицы) и избранные (наложницы) и верные (царицы)» ( Откр. 17:14 ), составляют Его Церковь . «Господь – царь на веки, навсегда» ( Пс. 9:37 ). Жених-пастух Песни Песней (1:7; 6:2.3) – есть Тот, Кому вопиет Давид: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» ( Пс. 22:1–2 ). А Сам Господь говорит: «Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов... и буду пасти их на горах Израилевых» ( Иез. 34:11–13 ). Возвещается и о грядущем Мессии! «И поставлю над ним одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем» ( Иез. 34:23 ). 10 Это сбылось на Том, Кто сказал: «Я есмь пастырь добрый» ( Ин. 10:14 ). И есть, наконец, текст псалма 79:2, где Господь одновременно именуется и пастырем и царем: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя». Господь и пастырь, водящий подобно Иакову-Израилю Свой народ; Он и царь, как на престоле, восседающий на Херувимах, подобно Иосифу, владычествовавшему в Египте. Господь – Он и Иаков и Иосиф, Он и Пастух и Царь в одном Лице. А что дочери Иерусалимские не знали царя (5:8), так это часто бывает, что душа не знает Бога. Так старец Силуан Афонский († 1938 г.) говорил, что многие знают о Боге (о Царе!), и почти никто Его не знает. «Редкие души знают Тебя, и мало с кем можно говорить о Тебе: больше спасаются люди верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Только тот может быть пастырем и вести людей в жизнь вечную, кто сам знает Пастыря и кого Пастырь знает. «Я есмь Пастырь добрый, и знаю Моих и Мои знают Меня…” ( Ин. 10:14 ). Таково первое условие пастырства. У пророков написано : “И будут все научены Богом”. «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне” ( Ис. 54:13 , Ин. 6:45 ). “Бог мира воздвиг из мертвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа” ( Евр. 13:20 ). Если казалось, и теперь еще часто, во многих случаях кажется, что народ на земле “не имеет Пастыря” (“они были, как овцы, не имеющие пастыря”…), то это означает, что Пастырь, стоящий около этого народа, либо не замечается, либо отталкивается народом…Однако он остается Пастырем. Как Господь есть Спаситель всех человеков, а наиболее верных ( 1Тим. 4:10 ), так Он есть Пастырь всего человечества, наиболее же верных, т.е. слушающих Его, верящих Ему и идущих за Ним. “Овцы Мои слушаются голоса Моего и Я знаю их, и они идут за Мною”… Таковы взаимоотношение Пастыря и овец Его стада, Его двора. Есть овцы не Его двора, и есть овцы другого Его двора: ”Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора: и тех надлежит Мне привесть, и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь” ( Ин. 10:16 ). Есть овцы, не ходящие за Пастырем своим, еще не принадлежащие к видимому Его двору, однако они все же Его овцы. Какое утешение для многих, тревожащихся за участь народов и душ, не находящихся в видимой человеческими глазами ограде Церкви. И какое предупреждение для всех, находящихся в этой видимой ограде. Первые сейчас не сего двора (не от православия и даже, может быть, не от христианства), но все они, кто живет совестью и духом Корнилия Сотника, придут к Нему и возлягут у Его ног… Некоторые же из “сего двора”, из ограды видимой Церкви Апостольской, могут быть изгнаны вон, как фарисеи (за гордыню духовную) и как саддукеи (за неверие). Бл. Августин говорит, что Церковь земная подобна неводу, находящемуся в море. Не все рыбы, которые сейчас в нем, будут вытащены на берег (Царствие Божие ); и некоторые рыбы, которых сейчас нет в неводе, попадут в него.

http://azbyka.ru/pastyrstvo

Фарисеи не поняли Иисуса; впрочем, мысль, положенная в основу этого иносказания, не была еще Им высказана вполне, и потому Он, продолжая Свою речь, сказал: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10, 7, 9). Теперь стало ясно, что Он говорит об основанном Им на земле Царстве Божием, Царстве людей, соединенных верою в Него и любовью к ближним. Это Царство Он уподобляет двору овец; но так как во двор надо пройти через двери, а в Царство Божие можно войти не иначе, как уверовав в Него, то Он и называет Себя тою дверью, которая ведет в это Царство. Но Он не только дверь, Он — Пастырь. Он вывел Своих овец из старой ограды Моисеева закона и зовет их к Себе; они идут за Ним, и Он, как Пастырь добрый, ведет их к блаженству вечной жизни, и любовь Свою к ним доказывает тем, что жизнью Своею жертвует за них. Пастырю доброму Иисус противопоставляет воров и разбойников, которые думают только о том, как бы поживиться на счет овец, а также наемника, которому овцы не дороги, который не любит их и думает только о своем личном благополучии. Ворами и разбойниками Он называет всех лже-пророков, лже-мессий, наемниками — фарисеев и подобных им мнимых руководителей народа, а волком — диавола. Но Христос пришел не для того только, чтобы вывести евреев из ограды Моисеева закона и привести в Царство Божие; Он пришел спасти весь мир, всех людей, готовых уверовать, к какой бы народности они ни принадлежали, и всех их объединить новым законом любви. Вот почему, говоря о Себе как о Пастыре добром, Он тут же счел нужным вновь рассеять ложные понятия евреев о Мессии как исключительном Царе Израилевом. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 16). До пришествия Христа можно было делить все народы, населяющие землю, на евреев, поклонявшихся Истинному Богу и составлявших поэтому избранное стадо, и язычников, поклонявшихся идолам. Слова Иисуса, что будет одно стадо и один Пастырь, доказывают, что отныне евреи перестают быть исключительным, избранным стадом Божиим, — что в это избранное стадо будут привлечены и язычники,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Церковь – собрание народа Божьего. Люди, составляющие церковное собрание,  обозначаются различными словами – лаики, верные, христиане. Лаики (от греч. «лаикос»), одно из древнейших обозначений христиан, означает, соответственно, того, кто, принадлежит народу Божьему, члена Церкви. Церковь, таким образом, состоит из своих членов, она есть «духовный дом» — храм, живыми камнями которого становятся через крещение христиане 5 . Где бы ни происходило церковное собрание, в какой стране, в каком городе или селе, – в каждой местности оно не часть, или фрагмент Церкви, но вся Церковь Христова, живущая полнотой благодати Духа Святого 6 . Таково было начальное понимание собрания народа Божьего как, прежде всего, литургической общины, во главе с предстоятелем  – епископом. Евангельские слова Спасителя о добром пастыре и овцах (стаде) находили свое практическое воплощение в каждодневной жизни ранних христианских Церквей. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», и многие епископы, будь то св. Игнатий Антиохийский или св. Поликарп, епископ Смирны, подтверждали истину этих слов своей мученической кончиной. «В Писании народ Божий именуется стадом Божьим, в котором епископы – пастыри. Как пастырь идет впереди стада и ведет его, так и пастыри в Церкви стоят впереди стада и ведут его. “Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему привратник отворяет, и овцы слушают голос его, и он зовет своих овец, и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними, а овцы за ним идут, так как знают голос его” ( Ин.10:2-4 ). Епископы – пастыри в узком смысле, т.к. во всем стаде Божьем – один Пастырь-Христос. “Да будет едино стадо и един Пастырь”. Они пастыри через пастырство Христа, а потому они поставляются на над стадом Божьим, а в самом стаде. “Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своей” ( Деян.20:28 ). В эмпирической жизни Церковь Божия во Христе проявляется во множественности местных церквей, которые имеют своих пастырей, возглавляющих евхаристическое собрание каждой местной церкви. В этих церквах верные являются пасомыми своих предстоятелей, но те и другие – овцы Христовы и все находятся в стаде Божьем. Епископы предстоят стаду Божьему, будучи сами овцами этого стада, ведомые, как все остальные, Христом. Если бы они были вне стада, они не были бы овцами стада Божьего, а потому не могли бы быть пастырями. Как овцы стада, они ведут стадо, «какое у них» ( 1Пет.5:2 ), будучи в нем поставлены не по своему личному усмотрению или по желанию стада, но Духом Святым» 7

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

21. Добрый пастырь (10:1–21) Речь о добром пастыре даёт пояснение к событиям предыдущего эпизода, в котором фарисеи поступают, как наемники: вместо заботы об исцелённом слепце изгоняют его из общения; Иисус же, наоборот, как Пастырь Добрый, найдя его (9:35), приводит в истинное стадо. Этот отрывок — не притча и не аллегория в точном смысле; скорее это символическая речь, в которой переплетаются прямые значения и метафоры. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий — слово aЩl» означает огороженный двор при усадьбе, используемый как овечий загон. Тот вор и разбойник — в данном случае различия в значении двух слов, может быть, не важны для Иоанна; союз ka… ‘и’ тут лучше переводить как ‘или’. В дальнейшем одним из этих слов назван Иуда, подворовывавший из денежного ящика (12:6), а другим — Варавва (18:40), замешанный в убийстве и, может быть, в мятеже (Мк 15:7). Кто имеется в виду под ворами и разбойниками, не сказано, но скорее всего это лжемессии, лжепророки и различные “спасители” эллинистического мира. Придверник — возможно, помощник пастуха, если в загоне содержалось только одно стадо. Зовет своих овец по имени и выводит их — ясно, что пастырь выводит только своих овец, имена которых знает, а во дворе-загоне остаются чужие овцы. В ст. 16 сказано, что у пастыря есть и другие овцы, в других дворах. Таким образом, ясно, что первый двор означает иудеев, к которым принадлежали первые ученики и первые неверующие в Иисуса, причём к ученикам должны в дальнейшем присоединиться уверовавшие из язычников. И выводит их — к этому и последующим стихам см. ветхозаветную параллель: который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря (Чис 27:17). Для христиан пророческий мессианский смысл этой параллели подтверждался именем вождя, которое названо тут же (Чис 27:18), — Иисус Навин. Очевидная аллюзия на книгу Числ обнаруживается и в Мк 6:34 (сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010