Сейчас чуть ниже скажет. «Спасены через веру, сие не от вас, Божий дар» ( Еф. 2:8 ). То есть он настаивает, что даже сама вера не является моей заслугой, но что Бог , Он касается моего сердца, и в этом сердце возникает желание принять спасение. И далее. «Не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф. 2:9 ) – справедливо, потому что когда я призван Богом, то во мне ничего доброго еще нету. Я чадо гнева и чадо дьявола, но, однако, Бог любит меня, несмотря на это. И далее. «Ибо мы – Его творение, созданны во Христе Иисусе» ( Еф. 2:10 ). А когда я создан во Христе Иисусе? – Когда крестился. Это и есть новое рождение, новое творение. «На добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф. 2:10 ). Итак, воля Божия, чтобы я исполнял добрые дела. А если я противлюсь Богу? Вот я крестился, я уверовал, а дальше начинаю сопротивляться Богу. Говорю, не хочу добрые дела исполнять, не буду помогать ближним, не буду молиться, не буду отворачиваться от женщин, буду смотреть и желать сердцем всякую нечистоту... Баптист: Значит, он не родился? Православный: Ну, по-вашему, не родился, а по-моему, всякий может согрешить. И мы с вами в том числе. То есть мы можем иметь добрые желания, а потом со временем как-то по немощи, по нерадению впасть даже в тяжкие грехи. Поэтому здесь, мне кажется, речь не только о том, что я уже спасен и все в порядке, а речь о том, что да, Христос все совершил. Он дал мне все необходимое для спасения. Да, Он даже ввел меня в Церковь , да, все залоги необходимы для спасения. Но полноты, конечно, я не имею, потому что я должен исполнить волю Божию. И тогда то, что Он обещает мне в грядущих веках, а в грядущих веках обещается «преизобильное богатство благодати Своей», вот тогда-то оно и исполнится. Если я неправильно истолковал, я готов выслушать. Баптист: Есть такое понятие в Новом Завете мы часто встречаем такое, как «новое творение», то есть во Христе что-то новое произошло в человеке, когда он уверовал, что-то изменилось в нем. Он не такой же остался, как был. Апостол Павел, например, говорит, «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). В моем понимании, когда человек получает эту благодать и спасение, меняется его образ жизни, его мировоззрение, то, что внутри его, в сердце и так далее, его поступки, соответственно. То есть он поступает уже в согласии с этой новой природой. И в этой связи-то мы говорим, что суть спасения в том, что, когда человек спасается, то есть меняется все. Да, он согрешает, но его новая природа, она его не оставляет в покое. Бог продолжает действовать, и человек идет по пути освящения. В этом смысле мы говорим «благодатью вы спасены, не от дел, чтобы никто не хвалился… ибо мы – Его творение» ( Еф. 2:8–10 ). Эта точка произошла в жизни человека и теперь он себя ощущает, понимает, как новое творение во Христе. Кстати, здесь тоже написано новое в Нем. В соединении со Христом он теперь идет, и старается жить так, как говорит нам Господь и Священное Писание .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Ибо благодатью бы спасены через веру. Сказав о том, что касается Бога, именно, что мы спасены благодатью, присовокупляет и то, что принадлежит нам — через веру, чтобы не нарушить свободы воли. И сие не от вас, Божий дар. Снова как бы уничтожает это, говоря, что и вера не от нас; потому что если бы Он не пришел, если бы не призвал, мы и не последовали бы. Как веровать, говорит, в Того, о ком не слышали? (Рим. 10: 14). Так что и вера — дар Божий. Или же иначе: не веру называет даром Божиим, а спасение через веру, — вот что есть дар Божий. Ибо пусть вера и наша, но как бы она одна могла спасти, если бы Бог не благоволил принимать нас ради ее, чтобы не совсем быть нам безучастными в деле нашего спасения, — но являться привносящими нечто и от себя. Не от дел, чтобы никто не хвалился. Это не значит, чтобы Бог отверг нас, имеющих дела, но — что и тех, которые погибли бы с делами, спас благодатью, так что после этого никто не имеет права хвалиться. Ибо слово чтобы (να) выражает не причину, а последствие дела. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог прсдназначил нам исполнять. Чтобы ты, услышав, что не делами оправданы, не стал беспечным по отношению к делам, он говорит, что теперь после веры нужны дела. Ибо ты создан во Христе Иисусе и стал новой тварью после того, как умер в тебе в крещении ветхий человек. И как вначале ты призван был от небытия к бытию, так теперь призван к благобытию: ты создан не для того, чтобы быть бездеятельным, но с тем, чтобы делать и ходить в добрых делах, то есть весь путь жизни совершать в них, не два или три года, а весь путь твоей жизни. Ибо на это указывает он словом исполнять. Ибо Бог предназначил к сему, поэтому нельзя уклоняться от этого определенного Богом дела. На добрые дела, не на одно дело, а на все: ибо если будет недостаток в одном — нарушается добродетель. А Григорий Богослов выражение созданы на добрые дела понимал не в смысле создания в крещении, но относил к первому творению. Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1062...

Относительно Адама мы знаем, что грех произошел в нем от дьявола. Важен теперь вопрос, как происходит этот грех в сердцах всех потомков Адама. Один лжеучитель учил, что каждый младенец рождается невинным и безгрешным и что только впоследствии уже он становится порочным и греховным. Но это учение не согласно со словом Божиим. В истории всемирного потопа Сам Бог свидетельствует о человеческом сердце, что все мысли и помышления его злы от юности его и во всякое время. И псалмопевец Давид исповедует: «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Ввиду этого православная Церковь наша учит, что греховное состояние, которое явилось в Адаме через его грехопадение, находится также и в младенцах, но только в скрытом виде, как бы в зародыше. Это мы объясним подобием, для чего приведем следующее изречение Спасителя: «по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые». По этому изречению истинное природное качество каждого дерева познается по плодам его: если плоды добры, то и дерево добро, и если плоды худы, то и дерево худо. Подобно этому и истинное природное качество каждого человека познается по делам его: если дела его добры, то и сам он должен быть добрым, а если дела его худы, то и сам он должен быть худым. Худые дела не могут происходить от доброго сердца, равно как и добрые дела не могут происходить от худого сердца. Обращаясь теперь к людям, мы находим, что никто из них не свободен от худых дел и что все они по слову Писания грешны, хотя бы кто-либо из них жил один только день на земле. Если же так, то греховным по природе должно быть и сердце всех людей. Несомненно поэтому, что греховности Адама не чужды и младенцы. Они получают ее именно путем рождения, почему эта греховность и называется наследственным или первородным грехом. В заключение укажем кратко те плоды, которые приносит первородный грех в человеке. Когда Ева допустила в сердце свое грех , то за ним тотчас последовало греховное дело. Так бывает и в каждом человеке: из первородного греха происходят греховные дела. Теперь эти греховные дела очень разнообразны. «Из сердца, – говорит Спаситель, – исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». Таким образом, первое, что исходит из греховного сердца, это злые помыслы, затем – убийства, прелюбодеяния, любодеяния и кражи – или греховные дела, и наконец лжесвидетельства и хуления – или греховные слова. Следовательно, по изречению Спасители, есть три рода грехов: грехи в мыслях, грехи в словах и грехи в делах, и все эти грехи происходят из врожденной человеку греховности, то есть из первородного греха, подобно тому, как худые плоды происходят от худого дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Нравственный закон в учении Иисуса Христа воспрещает нам при своих добрых делах искать похвалы и уважения от людей: «Смотрите, – говорит Христос в Нагорной проповеди, – не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» ( Мф.6: 1 ). «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне» ( Мф.6: 17–18 ). При молитве мы не должны, как лицемерные фарисеи, останавливаться на перекрестках улиц, чтобы нас видели люди. «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» ( Мф.6: 6 ). Спаситель сравнивает чистоту внутреннего настроения в делах наших с человеческим глазом. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» ( Мф.6: 22–23 ). Светильник душе есть сердце; если сердце наше устремлено к Богу и наши намерения чисты, вся жизнь наша должна быть светла и свята. Дар бедной вдовы был драгоценнее богатых вкладов фарисеев в церковную сокровищницу, потому что проистекал из более чистого благочестивого настроения ( Мк. 12: 43 ). И ап. Павел увещевает верующих стараться во всех делах иметь доброе намерение и всё делать во славу Божию. «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию» ( 1Кор.10: 31 ). Слуги должны повиноваться господам, «не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё что делаете, – замечает апостол, – делайте от души, как для Господа, а не для человеков» ( Колос. 3: 22–23 ). Точно так же церковные учители издревле настаивали на необходимости доброго расположения во всех наших действиях. По бл. Августину, Господь смотрит прежде всего на волю человека 568 . «Только добрая любовь производит добрые нравы» 569 . «Добрые намерения производят добрые дела... не столько обращай внимание на то, что человек делает, сколько на то, что он имеет при этом в виду» 570 . «Собственным намерением измеряет добрый человек добрые дела, и этим же намерением измеряется ему спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

    Что же означают светильники и елей в сосудах? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем — человеколюбие, милосердие и помощь бедным». Пока мы живы, пока смерть не похитила нас, возьмем светильники благих дел в свои руки, да исполнится на нас слово Христово: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»   (Мф. 5:16). Если мы, согласно с апостолом Иаковом, назовем веру телом, а дела душой, то в этой притче вера есть светильник, а добрые дела — елей в сосудах. А если, согласно с апостолом Павлом, будем думать, что добрые дела только тогда Богу приятны, когда они одушевлены верой и любовью, тогда дела — светильник, а любовь и вера — елей, питающий его. Блаженный Августин говорит: «У мудрых дев елей истинный — смиренная любовь к Богу; у глупых — неистинный — это людская похвала, которая прекращается с концом жизни человеческой». Жених умедлил: этим Господь прикровенно показывает, что нельзя ожидать Его Второго пришествия в скором времени. Что же означает: «....задремали все и у снулы!»  «Это не значит, по слову епископа Михаила, что при Втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся небодрствующими, безпечными, холодными к вере, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовыми к сретению Господа, или же сон означает здесь смерть». «Но в полночь раздался крик» . Это вопль, о котором говорит апостол Павел: «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией»  (1 Фес. 4:16), Господь «сойдет с неба» , сойдет в сопровождении Ангелов, друзей Небесного Жениха, ведя с Собой невесту — торжествующую Церковь святых Божиих, и ожидая приветствия со стороны Церкви, еще воинствующей на земле. Крик раздался в полночь: Иудеи верили, что Мессия придет внезапно, в полночь, подобно тому, как их предки вышли из Египта в полночный час. Через эту полночь весьма живо изображается внезапность дня Господня, который придет как «тать ночью» . Если изменяют нам собственные наши дела, то ничто не может помочь нам, даже хотя бы и изъявляли на то свое желание. Так и девы ссылаются на невозможность... Это объяснил блаженный Авраам, когда сказал: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут..» . (Лк. 16:26). «Пойдите лучше к продающим и купите себе». Кто эти продающие? Бедные. Где они? Они здесь, и только теперь можно находить их, а не после. Поэтому не трать напрасно своего имущества на роскошь и для пустой славы, потому что там много для тебя нужно будет елея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает еще больше и сильнее, если делающие это добро подвергаются опасности и бесчестию. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 49 ). Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови. Преподобный Нил Синайский ( 47, 197 ). Не надейся приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое не приобретает опыта. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 13 ). Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель...– не добродетель. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 460 ). Не унывайте при испытаниях в непорочности своей – вас почитает Вечная Истина. Вы в книге жизни заслужили себе пресветлые имена и титулы! Дух Божий называет вас царским священством, родом избранным, возлюбленными и близкими своими. Рядом с этими именами гаснет вся слава мира. Но эти титулы не даются никому, кроме украшенных благородством добродетели. Платон, митрополит Московский ( 105, 69–72 ). Один из отцов поведал нам, что в Феополисе был святитель Феодот, отличавшийся добротой, кротостью и смиренномудрием. Как-то он был в пути вместе с одним клириком. Его несли на носилках, а клирик ехал верхом. И говорит святитель клирику: «Будем меняться местами». Клирик не соглашался: «Это будет бесчестие для патриарха, если я сяду на носилки, а святитель поедет верхом». Но чудный Феодот настоял на своем и убедил клирика поступить по своему желанию. Луг духовный ( 75, 43 ). ДОБРЫЕ ДЕЛА «Вера без дел мертва» «Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7, 17–18 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21 ). Веруем, что человек оправдывается не одной верой, но верой, которой содействует любовь, то есть через веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание во Христе: ибо вера в таком смысле могла бы принадлежать каждому и не было бы ни одного не спасающегося, что очевидно ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак веры, а живая вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же считаем не только свидетельством, подтверждающим наше призвание, но и плодами, от которых наша вера становится деятельной. Дела могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженное воздаяние, доброе или худое, смотря по тому, что он сделал. Послание восточных патриархов о православной вере ( 113, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Дела Молитва, милостыня, милосердие, дружелюбие, боголюбие, смирение, чистота, целомудрие и другие, подобные им, добрые дела и внимательное сохранение всех заповедей Божиих – все это ступени лестницы, возводящей к Небу (1). О, если бы Господь наш был со всяким христианином, верующим в Него, молящимся Ему и поклоняющимся Ему! Но еще неизвестно, со всяким ли Он христианином, ибо для спасения человеку недостаточно только веровать во Христа, ибо, согласно словам святого апостола Иакова, «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2:19 ), однако же они – бесы. Какая польза христианину только веровать во Христа, а дел христианских не иметь? Какая польза только молиться Христу, а заповеди Его преступать? Какое добро в том, чтобы кланяться Христу Богу и в то же время опечаливать Его беззаконными делами подобно тем, которые во время Его вольного страдания, сгибая колени, поклонялись Ему и в то же время, взяв трость, били Его по голове? Кланяешься, человек, Христу, но в то же время ты бьешь Христа, озлобляя и мучая ближнего своего, насилуя и грабя его и несправедливо отнимая его собственность. Ты молишься Христу, а в лицо Ему плюешь, испуская сквернословие из уст твоих, укоряя и осуждая ближнего твоего. Ты веруешь во Христа, а делами твоими богопротивными ты отметаешься от Него. Если ты говоришь, что Христос с тобою, а ты с Христом, то покажи мне это на жизни твоей, как говорит и апостол: «покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» ( Иак. 2:18 ). Покажи мне знак, по которому я могу узнать, что Христос обитает в тебе, и сказать: «Он здесь». Не скорее ли я покажу в тебе то, из чего будет ясно видно, что нет в тебе Христа, и можно будет тогда сказать: «Его нет здесь» ( Мк. 16:6 ) (1). Дивно то, что восходят на небо к Богу не только добрые дела, но и грехи человеческие. Неудивительно, что восходят добрые дела, возносимые Ангелами, но удивительно то, что восходят и злые дела, которых никто не может вознести на небо, ибо Ангел не понесет на небо наше злое дело, а дьявол не дерзнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Имя Божие само по себе является святым и пресвятым и источником святости. Одно лишь упоминание Его освящает все то, по поводу чего мы Его произносим. Следовательно, невозможно ни увеличить, ни уменьшить Его святость. Однако Бог желает и любит, когда все творение Его славит Имя Его, как свидетельствует пророк и псалмопевец Давид: «Благословите Господа, все дела Его», сиречь «Славьте Бога все творения Его». И именно этого Он хочет от нас. И не столько для Себя Самого, но чтобы освятилась вся тварь его и прославилась Им. И потому все, что бы мы ни делали, должно делать во славу Божию, по словам апостола: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию, дабы святилось Имя Божие и через нас». Имя Божие святится, когда мы совершаем добрые и святые дела, святые, как наша вера. И тогда люди, видя наши добрые дела, если они уже верующие христиане, будут славить Бога, Который умудряет нас и укрепляет для трудов во благо, если же они неверующие, то придут к познанию истины, видя, как дела наши подтверждают веру нашу. И Господь призывает нас поступать так, говоря: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Однако случается и обратное, когда по нашей вине возводится хула на Имя Божие из уст язычников и неверующих, по апостольским словам: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». И это, несомненно, создает великое смущение и страшную опасность, ибо полагают люди, и прежде всего неверующие, что это Бог повелевает нам вести себя таким образом. И потому, дабы не подвергать Бога хуле и бесчестию, и дабы не подвергнуть себя вечным адским мукам, должны мы стараться иметь не только правую веру и благочестие, но и добродетельную жизнь и дела. Под добродетельной жизнью мы понимаем выполнение заповедей Христовых, как Он Сам призывал нас, говоря: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». И мы  будем блюсти Его заповеди, дабы явить в этом ту любовь, которую мы питаем к Нему. Ибо на соблюдении заповедей Его утверждается и вера наша в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/tolkov...

Люди, украшенные добрыми делами, но не познавшие веры в Бога, подобны останкам мертвых, одетых в красивые одежды, но не чувствующих этой красоты. В самом деле, какая польза человеку иметь душу, облеченную в добрые дела, но мертвую? Добрые дела совершаются по надежде на воздаяние и венцы; но если ты не знаешь Подвигоположника, то ради чего трудишься? Как людям первее нужно жить, а затем уже питаться, так точно и надежда на Христа должна предшествовать нашей жизни, а сверх того должно питаться и добрыми делами. Не питающийся иногда может жить; но не живущий не может питаться. Ты не можешь представить мне человека, который, совершая без веры добрые дела, жил бы; а я могу показать тебе верующего без дел, который и жил, и удостоился царствия. Никто не жил без веры; а разбойник, только уверовав, получил оправдание. Не говори мне, что он не имел только времени для исправления жизни, так как, если бы он остался с верой, но пренебрег делами, то лишился бы спасения. И Корнилий получил свидетельство о своих милостынях и молитвах, но не знал Христа; и так как Око истины, великий Судия, видел, что эти дела хотя и хороши, но мертвы, потому что не соединены с верою, то посылает ангела, присуждающего награду за дела, чтобы увенчать прекрасно подвизающегося верой. " Корнилий " , - говорит он ему, - " молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом " (10:3-4). Но если молитва услышана и милостыни приняты, то чего же недостает мне для праведности? Но " пошли " , - говорит, - " людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром " , который, пришед, " скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой " (ст. 5, 6). Если, таким образом, сам он и дом его спасается благодаря словам Петра, то, следовательно, он не имел еще спасения чрез дела, пока вера не присудила награды делам его. Рассказывают про одного языческого философа, что он, войдя в богатый дом, блещущий множеством золотых украшений, мраморов и колонн, и видя, что пол повсюду устлан коврами, плюнул в лицо господина дома; и когда затем его стали обвинять, сказал, что он вынужден был плюнуть ему в лицо, так как нельзя было сделать этого нигде в другом месте дома.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1549...

Хотя речь Спасителя обращена здесь только к одному из начальников иудейских, но, говоря с ним, Спаситель имеет в виду не его одного и не иудеев только, но человека падшего вообще: всякий человек, никто, мир, люди, – таковы Его обычные выражения в беседе. Отсюда мы имеем право заключать, что и, говоря об условиях со стороны человека, Спаситель будет относить и эти условия ко всякому человеку. Так Он и делает. Из этих условий Он называет сначала возрождение вообще; но когда Никодим недоумевает, как возможно такое возрождение? Он указывает на веру и дела человека. И, говоря о вере и делах, Спаситель относит их, равно как и возрождение, ко всякому человеку. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». «Свет, – говорит Он, – пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий худые дела, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А творящий истину (Св. Синод перевёл: поступающий по правде, δε ποιν τν ληθεαν) идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Итак, возрождение, вера, добрые дела – вот условия вступления в Царство Божие со стороны всякого человека. Если возрождение не возможно без веры, а вера без предмета веры, т. е. без Евангелия, то невозможны ли по этому учению, по крайней мере, истинно добрые дела, дела в Боге соделанные, вполне нравственное поведение вне Евангелия? Не эти ли дела, предшествующие вере, делают такую веру возможной для естественного человека без всякого на него влияния евангельской благодати? Но Спаситель говорит не о прошедшем времени, а о настоящем, не о том, что было или будет с человеком, а о том, что теперь совершается пред светом, который уже явился в мир, словом, говорит о поведении или делах человека под влиянием уже Его собственного явления. К тому же об этих делах Он говорит не в смысле внешнего поведения, законной праведности, а выражается так, что они признаются истинно добрыми делами, что в них выражается истина, что они в Боге соделаны; а такое поведение и такие дела, как мы уже знаем, для естественного человека, находящегося под влиянием всеобщей благодати, невозможны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010