5 . Отказываясь исповедовать Господа нашего Иисуса Христа, единородного Сына Божия и Бога нашего, одним из Святой и единосущной Троицы, последователи скверного учения нечестивого Нестория обличают и обнаруживают сами себя, ибо они говорят, что Он лишь по благодати является Сыном Божиим, и учат, что один есть Бог Слово и иной есть Христос. Мы анафематствуем и их самих, и их учение, и тех, кто мыслил или мыслит сейчас согласно с ними, ибо все таковые чужды Святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией. 6 . Ибо все иереи Святой Кафолической и Апостольской Церкви, а также благочестивейшие архимандриты священных монастырей, следуя святоотеческому Преданию и ни в чем не изменившие и не намеренные изменить ничего из доныне господствовавших, как было сказано, церковных установлений, единогласно исповедуют, учат и проповедуют, что Господь наш Иисус Христос , Единородный Сын Божий и Бог наш прежде [начала] веков и вне времени рожденный от Отца, в последние дни сошедший с небес, воплотившийся от Духа Святого и святой славной Приснодевы и Богородицы Марии, вочеловечившийся и распятый есть один из Святой и единосущной Троицы . 7 . Мы знаем, что Он единосущен Отцу по Божеству и Он же единосущен нам по человечеству, доступен страданию по плоти и Он же недоступен страданию по Божеству, что Он принимает поклонение со Отцом и Святым Духом. Ибо мы не знаем одного Бога Слова, а иного – Христа, но одного и того же, единосущного Отцу по Божеству и Его же единосущного нам по человечеству, доступного страданию по плоти и недоступного страданию по Божеству. 8 . Он совершенен в Божестве и точно так же совершенен в человечестве. Мы принимаем и исповедуем единение по ипостаси. 9 . Итак, поскольку Единородный Сын и Слово Божие, прежде [начала] веков и вне времени рожденный от Отца, Сам сошел с небес в последние дни и воплотился от святой славной Богородицы Марии и вочеловечился, а значит Господь наш Иисус Христос истинно и подлинно есть Бог, посему мы именуем святую славную Приснодеву Марию истинной и подлинной Матерью Божией, не потому что Бог Слово получил от Нее Свое начало, но поскольку Бог Слово в последние дни сошел с небес и от Нее воплотился, родился и вочеловечился.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/ed...

Хорошо он сказал: " в последние дни " ; это ободряет их и утешает отчаявшихся. Как в других местах он говорить: " Господь близко. Не заботьтесь ни о чем " (Фил. 4:5-6); и еще: " Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали " (Рим. 13:11), - так и здесь. Что же означают слова его? То, что всякий, изнуренный в подвигах, услышав о конце подвигов, несколько ободряется, видя, что настает конец трудов и начало отдыха. " В последние дни сии говорил нам в Сыне " . Вот опять говорит: " в Сыне " , (т.е.) чрез Сына, вопреки утверждающим, что это принадлежит Духу. Видишь, что " в " употребляется вместо чрез? А слова: " издревле " и " в последние дни " означают еще нечто другое. Что же такое? То, что по истечении долгого времени, когда мы были наказываемы, когда оскудели (духовные) дарования, когда не было надежды на спасение, когда отовсюду мы ожидали худшего, тогда и получили лучшее. И смотри, как мудро он выразил это: не сказал: говорил Христос, хотя Он был говоривший, но, так как души слушателей были еще слабы и не могли слышать о Христе, то он говорит: " говорил нам в Сыне " . Что говоришь ты? Бог говорил чрез Сына? Да. В чем же преимущество? Здесь ты показываешь, что и новый и ветхий заветы принадлежать одному и тому же (Богу); следовательно между ними нет важного преимущества. Потому далее он и объясняет эти слова, говоря: " говорил нам в Сыне " . Заметь, как Павел обобщает это и уравнивает себя самого с учениками: " говорил " , - говорит, - " нам " . Хотя Он говорил не ему, но апостолам и чрез них прочим, но Павел возвышает иудеев и внушает, что Бог говорил и им, а вместе с тем некоторым образом и укоряет их, потому что почти все, которым говорили пророки, были порочны и развратны. Впрочем, он теперь еще не распространяется об этом, а говорит наперед о дарах, ниспосланных от Бога. Потому и продолжаете " Которого поставил наследником всего " . Здесь он указывает на воплощение (Христово), подобно как и Давид во втором псалме говорить: " проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе " (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1602...

Мы напомним, что у Захарии VI, 12 сказано: „вот Муж, имя Ему Отрасль“ с несомненно Мессианским значением. К этим замечаниям мы присовокупим еще следующее: выражение: „пусть будем называться твоим именем“, если признать за 1 ст. гл. IV высшее значение, чрезвычайно важно: оно в большей части случаев употребляется в Св. Писании лишь об имени Божием. Так напр. во Втор. 28:10 . „увидят все народы земли, что имя Иеговы, Бога твоего нарицается на тебе“, говорит Моисей Израилю, называя его (ст. 9) „святым народом Господним“. Также видим в молитве Соломона ( 3Цар. 8:43 ) об иноплеменниках и об исполнении их молитв, возносимых к Иегове, Богу Израилеву в храме Его,-слова.... „чтобы знали они, что именем Твоим нарицается храм сей“ 325 . Ср. еще об именовании народа „народом Господним“, „народом имени Его“ в 2Пар. 7:14 ; Иер. 14:9 ; Дан.9и мн. др. Так и в церкви Христовой мы именуемся Христовыми, принадлежащими Ему; Христианами. 2 . В тот день отрасль Господа 326 явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Мы увидим ниже в главах VII, IX и в XI главе Исаии и потом в последующих главах дальнейшее развитие этого Мессианского пророчества. Здесь мы хотим указать на повторение этого же пророчества, с соблюдением тех же образов и выражений у Иеремии пророка ( Иер. 23:5–6 ): „Вот наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную.... и во дни Его Иуда спасется“.... Господь у Исаии и Иеремии (как и у позднейших пророков) повторяет обещание, данное Давиду: „царство твое навеки пред лицем Моим“ 327 ; а Давид перед кончиной своей говорил пророческим духом: „Завет вечный положил Он со мною твердый и непреложный“ 328 . Но в печальные дни нравственного падения не только десяти отделенных от царства Давида колен, но и самого племени Иуды, совершение этого обетования казалось почти невозможным, несбыточным. Тогда Господь устами пророков своих возвещает, что обетования его непреложны и что в „тот день“, день Божий, день Ему только известный 329 , „явится отрасль Господа в красоте и чести“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

72 сотворить милость отцам нашим и вспомнить завет Свой святой, 73 клятву, которою Он клялся Аврааму, отцу нашему, 74 чтобы безбоязненно, избавившись от руки врагов, 75 служили мы Ему в святости и праведности, все дни наши пред Ним. 76 И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред Ним, чтобы приготовить пути Ему, 77 дать народу Его познать спасение в отпущении грехов их, 78 по глубине милосердия Бога нашего, которым с высоты посетит нас Восходящее Светило, 79 воссиять сидящим во тьме и тени смерти, направить ноги наши на путь мира. 80 Дитя же возрастало и укреплялось духом. И был он в пустынях до дня явления его пред Израилем. Глава 2 1 Было же в дни те: вышел указ от кесаря Августа о переписи всей вселенной 2 Это была первая перепись в правление Квириния Сирией. 3 И шли все записываться, каждый в свой город. 4 И пошел также Иосиф из Галилеи из города Назарета в Иудею в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова, 5 записаться с Мариам, обрученною ему, которая была беременна. 6 Было же: пока они находились там, исполнились дни, когда Она должна была родить, 7 и родила Она Сына Своего первенца и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостинице. 8 И были в этой стране пастухи, жившие под открытым небом и стерегшие ночью стадо свое. 9 И ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и они устрашились страхом великим. 10 И сказал им ангел: не бойтесь. Ибо вот, благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: 11 родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. 12 И вот вам знамение: вы найдете Младенца спелёнатого и лежащего в яслях. 13 И внезапно вместе с ангелом явилось множество воинства небесного, хваля Бога и говоря: 14 Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. 15 И было: когда отошли от них на небо ангелы, пастухи стали говорить друг другу: дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что такое произошло, о чем Господь объявил нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Некто имел двух сыновей; и сказал младший из них отцу: «Отче, дай мне следующую мне часть имения»; получив и собрав все, он пошел на дальнюю сторону ( Лк.15:11–13 ). Младший сын чувствовал избыток сил, ему хотелось их применить на деле, хотелось пожить самостоятельно, свободно, без опеки, без стеснений, быть может иногда и лишних со стороны старика-отца. И такое стремление молодого сына, одно, само по себе, предосудительного не заключало; оно допустимо, но, как и можно было ожидать, оказалось не на пользу: никем не стесняемый, не удерживаемый, вдали от любящего родительского ока богатый молодой человек расточил все свое имение, живя распутно; друзья, вино, женщины довели его до печальной нищеты; пока были деньги, он постоянно веселился, а потом пришлось пасти ему свиней. Вероятно, иные из его удовольствий были позволительны, но в должных границах. Слово Божие не осуждает радостей земных: «Ешь с веселием хлеб твой, – говорит Премудрый, – и пей в радости сердца твоего вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим; да будут одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей; наслаждайся жизнью с женою твоею, которую любишь и которую дал тебе Бог . Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых будешь говорить: нет мне удовольствия в них, но помни, что за все это Бог приведет тебя на суд» ( Еккл.9:7–9; 11:9 ). Чистые радости и невинные удовольствия вполне позволены христианину, ими скрашивается горечь житейская; но если кто в них полагает весь смысл жизни, делает их целью своею, живет только для того, чтобы есть, пить и веселиться, во все дни предается им, тогда такой – раб своих страстей и погибший человек; его ожидает та же печальная участь, что и блудного сына. И вот святая Церковь и Христовою притчею о блудном сыне, и словами святого апостола Павла желает предостеречь нас и научить правильному пользованию удовольствиями и правильному употреблению свободы. Вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но да не обладан буду от чего ( 1Кор.6:12 ). К свободе призваны вы, братья, но да не будет у вас места своеволию и произволу. Помните, что свобода ваша не должна быть поводом к угождению себе, но любовию служите друг другу ( Гал.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

19 ст. почти буквально повторяется в ( Пс.101:13; 45:7; 88:5 ; Исх.15:18 ; 2Цар.7:16 ; Мал.8:4 ). Ст. 20. Вскую в веки забываеши нас, оставиши ли нас в продолжение дней Этот стих выражает не отчаяние, и не ропот ожесточившегося сердца, и не вопрос о причине продолжительных бедствий, но молитву о помощи, которой молящийся пламенно желает и на которую твердо надеется, так что самое отсутствие ее кажется для него, как бы, непонятным. В веки забывавши , т.е., наказывает нас так, что может явиться мысль, будто народ отвергнут Богом на веки. Оставиши ли (славянское ли совершенно излишне, так как и вторая половина стиха находится в зависимости от вопросительной частицы вскую) нас в продолжение дней, т.е., оставляешь нас на всю нашу жизнь (ср. выражение в долготу дней , Пс.22:6 ). Ст. 21. Обрати ны, Господи, к Тебе, и обратимся, и вознови дни наша, якоже прежде Главным условием возвращения милости Божьей должно служить обращение парода. Вот почему пророк и молит Иегову содействовать этому обращению. Что в 21 стихе молитва о нравственном обращении, а не о возвращении милости (Гроций, Розенмюллер, Майрер, Де-Ветте, Тениус) и не о возвращении из плена на родину (Дате), – это видно из слов: и обратимся, который в противном случай были бы совершенно излишними. И вознови дни наша, якоже прежде. Св. Ефрем Сирин видит в словах якоже прежде указание на освобождение из Египта и толкует 21 стих так: вспомни о нас и спаси нас, как спас нас из Египта» (Lamy, II, р. 228). Однако нет оснований ограничивать смысл слов только указанным событием. Выражение «обновить дни», т.е., сделать их вновь такими, каковы они были прежде, означает вообще возвратить Израилю те времена, когда о народе Израильском говорили: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе народ, хранимый Господом, который есть щит, охраняющий тебя и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их» ( Втор.33:29 ). Ст. 22. Яко отревая, отринул еси нас, разгневался еси на ны зело В еврейском тексте на месте славянского союза яко (у LXX: τι) стоит частица –, которая может быть понимаема здесь двояко: или в уступительном смысле, или в вопросительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

2 . Собираться в церкви святые на общую молитву, славословие, хвалу Божию, слушание Божьего Слова, собираться вечером, утром и в полдень, то есть на Вечерню, Утреню и Литургию, но и в домах того не оставлять. 3 . Поминать чудесные и спасительные дела Божии, в те дни милостиво во спасение наше сотворенные; размышлять о них, и за то радостным духом Бога благодарить: те дела изрядно описаны и изъяснены в церковных стихах и песнях, в те праздники поющихся. 4 . От этих праздников ум и сердце свое верой возводить к вечному празднику, в котором избранные Божии, упокоившись от трудов и болезней, в сем мире подъятых, будут непрестанно праздновать и немолчно петь и хвалить благость Божию; и, возводя ум, молиться человеколюбцу Богу, чтобы и самих той избранных чести сподобил... 5 . Хотя и всегда, но особенно в такие дни нищих в дома свои вводить и питать и давать милостыню, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр. 13, 16 ). 6 . О! Сколь светел и благоприятен праздник был бы, когда бы христиане, отложив всякую злобу, и всякую лесть, и лицемерие, и зависть, и все клеветы и прочих прихотей отрицаясь, посещали друг друга и, лобызая лобзанием святым, друг другу поведали Божии чудеса, хвалились о имени Его святом, беседовали о вечной жизни и радости ее, и тем, как сладкой пищей, души свои питали. Тогда почувствовали бы и здесь сладости той частицу. Память и верное рассуждение о вечной жизни для души, от мира сего отрекшейся, без утешения не бывает. 7 . Прекрасен праздник, и его христианское сердце всегда желает, – упраздняться от греха. Такой праздник не только в светлые дни, но и всегда должны праздновать христиане, ибо без него никакой христианский праздник по-христиански совершиться не может. Празднословие Многие не считают пороком празднословить и бесчинно смеяться, но Христос говорит: говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда ( Мф. 12, 36 ). А смеющимся и более того гремит: горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете ( Лк. 6, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Будучи надутыми бахвалами, они утверждают о себе, что подражают Господу, который оставался де безбрачным и не владел на земле никакой собственностью; и они похваляются, что лучше всех остальных христиан выразумели Евангелие. Но Писание отвечает им: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Притч. 3:34 ; Иак 4:6 ; 1Петр. 5:5 ). За тем они не вникают в причину, почему Господь оставался безбрачным. Во-первых Его невестой была церковь . Потом Он не был обыкновенным человеком, чтобы по плоти нуждаться в какой-либо помощнице. И детей Ему не было необходимости иметь, Ему, который живет вечно и есть единородный Сын Божий. Но сей самый Господь говорит: Что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф. 19:6; Мк. 10:9 ). И еще: А как было во дни Ноя, когда женились и замуж выходили и дома строили, садили; и как было во дни Лота: так будет и пришествие Сына человеческого (Мф. 24:37; Лк. 17:28 ). И показывая, что это относится не к язычникам, Он добавляет: Но Сын человеческий пришедши найдет ли веру на земле ( Лк. 18:8 )? И опять: Горе беременным и питающим сосцами в те дни (Мф. 24:19; Мк. 13:17 ; Лк. 21:23 ). Но и сие сказано аллегорически. Посему Он и времени не определяет, которое Отец положил в своей власти ( Деян. 1:7 ), сим сказывая, что мир имеет существовать из рода в род. Что же касается сего ответа Господа: Не все вмещают слово это, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для царства небесного: кто может вместить да вместит, то еретики не обращают внимания на то, что это изречение: Не все вмещают слово это, но кому дано, Им произнесено только после запрещения развода, ибо некоторые Ему говорили: Если такова обязанность мужа к жене, то лучше не жениться (Мф. 19:10, 11). Спрашивавшие Господа о разводе хотели от Него узнать, позволяет ли Он жениться на другой, если первая жена была изобличена в снискании преступной склонности другого мужчины и нарушении верности к супругу и за сие была бы изгнана из дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Мф.24:37–39 . но, кáк было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, кáк во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; «Как было во дни Ноя»: пришествие Христово сравнивается со временами Ноя, во-первых, потому, что оно будет внезапно и неожиданно, так же как тогда потоп, ибо время пришествия Христова определено только общими чертами; во-вторых, потому, что нравственное состояние людей около времени второго пришествия будет подобно состоянию людей во времена того патриарха. – «Ели, пили, женились» и пр.: вели обыкновенный образ жизни, как будто ничего особенного не должно случиться, что свидетельствует о беспечности и неверии, потому что потоп был предсказан, как предсказано и пришествие Христово. – «И не думали» и пр.: по неверию и беспечности, ибо должны были думать о сем те, которые знали о предсказанном потопе. «Как тогда некоторые смеялись над приготовлением ковчега, пока не пришла вода и не погубила всех: так и ныне некоторые смеются над словами о кончине; но внезапно, говорит Господь, придет день погибели» (Феофил.). Мф.24:40–41 . тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. «Двое на поле»: на работе, при обычных занятиях. – «Один берется». Слово это можно толковать в нескольких значениях: или изъемлется от опасности бедствия, как Лот (ср. Лк.17:28–29 ); или изъемлется из среды живых, похищается смертью; или – поемлется Ангелами, которых пошлет Мессия собрать избранных (ст. Мф.24:31 ). Во всяком случае, выражение означает внезапность, неожиданность события. – «Другой оставляется»: выражается понятие, противоположное понятию – «берется». – «Две мелющие»: на Востоке мололи семена на ручных мельницах или жерновах, как и ныне еще есть обычай. Жернова устроялись из двух камней, из коих нижний – неподвижный, а верхний приводился посредством особенной рукояти в движение, причем удобнее было молоть двоим (ср. прим. к Мф.18:6 ). Эта работа производилась по преимуществу женщинами или низшими рабами ( Исх.11:5 ; Иов.21:10 ; Ис.11:7 ; Суд.16:21 ). Смысл изречения тот же, что и предшествующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.24:7–10–12 ; Мк.13:12 ; Лк.18:8; 21:10 ; 2Сол.2:3 ). О том, что все внимание людей будет всецело устремлено, при «лаизации» семейно-общественных порядков жизни, на материальные блага и на материальное благополучие, Иисус Христос свидетельствует ясно и определенно: «Как во дни пред потопом, – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:37 ...39); так же как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили..., – так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк.17:26 ...30). Конечно, главная мысль Спасителя касалась в данных словах обозначения полного отсутствия у сынов человеческих, пред временем второго Его пришествия на землю, каких-либо опасений за свою судьбу на земле, а также касалась указания на отсутствие ожиданий самой возможности конца «мира сего и века сего»: однако в тех же словах Иисуса Христа дано ясное указание на совершенное как бы упразднение среди людей всяких других интересов, кроме интересов материалистического жизненного обихода. С другой стороны, приведенное свидетельство Иисуса Христа важно еще в том отношении, что в них обозначено самое, так сказать, время, пред Его вторым пришествием, определено и точно, именно – время это суть последние годы истории рода человеческого на земле. К принятию сей мысли о «времени» приводят нас следующие основания; во-первых, Иисус Христос сближает «дни», т. е. время пред потопом с временем, которое Он указует пред Своим вторым пришествием на землю: время же пред потопом, как время «предначатия суда Божия» о сынах человеческих допотопного мира, во всем своем целом не превышало «ста двадцати лет» ( Быт.6:3 ); во-вторых, в обозначении занятий людей, что особенно достойно примечания, Иисус Христос указует наиближайшее то именно время, когда, после всех жестоких и свирепых потрясений, злых и кровавых катаклизмов в среде людей, наступят времена сравнительного «замирения» и сравнительной «безопасности», и настолько будут приветствуемы сии времена от людей, что живущие скажут: «мир и утверждение» (σφλεια – безопасность 1Сол.5:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010