Здесь бывает двойное и тройное преступление, как по­тому, что они, наслаждаясь удовольствием, устремились к та­кому распутству, так и потому, что это дело не только блуд, но признается и прелюбодеянием; это тяжелее всякого греха. Будем же постоянно повторять это и самим себе и женам; поэтому и я заключу речь теми же словами: «но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:2—4). Тща­тельно соблюдая эти слова, и на площади, и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде, будем и сами ста­раться, и жен научать, и мы говорить, и нам говорить так, чтобы, целомудренно прожив настоящую жизнь, сподобиться нам и царства небесного, благодати и человеколюбием Господа на­шего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава во веки веков. Аминь. Беседа 2 На слова: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» (1Кор.7:39—40)Непозволительность вступления в брак с отверг­нутой женой. — Мирские законы не могут возобладать над законом божественным. — Побуждение Моисеева закона касательно отвержения. — Переход к новому закону. — Прелюбодеяние мужа, вступающего в брак с отвергнутой женщиной. — Прелюбодеяние женатого че­ловека, совершающего блуд с какой-нибудь женщи­ной. — Мудрость ап. Павла: его снисхождение к немощи человеческой. — Награды, связывающиеся даже в на­стоящем мире с постоянством во вдовстве. — Как совершается очищение души. Заключительное увещание.   1. Недавно блаженный Павел преподавал нам закон о браке и правах брака, говоря в послании к Коринфянам так: «а о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор.7:1—2). Поэтому и мы целую беседу посвятили этим словам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

И вернулись пастухи, прославляя и восхваляя Бога за все, что слышали и видели, как было сказано им. И после того, как исполнились восемь дней, чтобы обрезан был Мальчик, назван Он был именем Иисус, как назван Он был ангелом, прежде чем зачат был в утробе. И после того, как исполнились дни очищения Ее согласно закону Моисееву, взяли Его в Иерусалим, дабы представить Его Господу, как написано в законе Господнем: «Ибо всякий младенец мужеского пола, разверзающий утробу, наречется святым Божьим». И дабы принесли они жертву согласно тому, что сказано в законе Господнем: пару горлиц или двух молодых голубей. И се, был человек в Иерусалиме, именем Симеон, человек праведный и богобоязненный, ожидающий утешения Израиля, и Дух Святой был в нем. Он получил ответ от Духа Святого, что не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он в духе во храм. И, когда внесли младенца Иисуса родители Его, дабы поступить с Ним сообразно с обычаем закона, он взял Его в ладони свои и благословил Бога и сказал: «Ныне отсылаешь раба Своего, Господи, согласно слову Твоему, в мире, ибо видели очи мои спасение Твое, кое приготовил Ты пред лицом всех народов, свет для откровения язычникам и славу народа Твоего, Израиля». И изумлялись отец Его и Мать тому, что говорилось о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: «Се, лежит Он на падение и на воскресение многих в Израиле, и во знак на прекословие, и Тебе Самой душу пронзит меч, дабы открылись помышления многих сердец». И была там пророчица Анна, дочь Фануилова, из колена Асирова, коя достигла дней преклонных, жила с мужем своим семь лет от девства своего и вдовой до восьмидесяти четырех лет. Она не покидала храма, служа постом и молитвами ночью и днем. И, войдя в тот час, она славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим искупления Израиля. И, когда исполнили они всё согласно закону Господнему, вернулись в Галилею, в город свой Назарет. Мальчик же рос и укреплялся, исполненный мудрости. И благодать Божья была на Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И когда бы не подсказало тебе сердце твое, днем ли или ночью: «Встань, помолись Богу», – ведай, что святой Ангел-хранитель твой подходит и говорит с тобою, – это его речи: «Встань, помолись Богу». И когда ты встанешь на молитву, станет и он с тобою, и будет прогонять от тебя духов злых, рыкающих на тебя. А если не послушаешь и не встанешь, он тотчас удалится от тебя, и тогда легко можешь впасть в руки невидимых врагов твоих. Когда же отходишь ко сну, отнюдь не вспоминай ни о какой женщине, хотя бы она была и святая по жизни; но старайся с молитвою заснуть, ибо о чем человек думает наяву, то самое видит и делает во сне, доброе ли, худое ли. Молись, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неразумия, и, в-третьих, – о сохранении от всякой напасти и о прощении твоих грехов. Одного проси себе в молитве – Царствия Божия и правды его, то есть добродетельной жизни и рассуждения, а все прочее приложится тебе. Если заболеешь и попросишь у кого-нибудь, что тебе нужно, а тебе не дадут, то не печалься в сердце твоем, а лучше скажи: если бы я был достоин получить это, то Бог положил бы на сердце брату, и он дал бы мне. Если видишь, что брат согрешает, то поспеши сказать: «Будь ты проклят, сатана! Это – твое дело: мой брат не сделал бы этого сам по себе!» Остерегайся и храни сердце твое, чтобы не осудить своего ближнего, дабы Святой Дух не оставил тебя. А если будет клеветать тебе брат на брата, то бойся из ложного стыда соглашаться с ним, а скажи ему, чтобы он перестал осуждать ближнего и замолчал. Или же скажи ему так: «Я, брат мой, сам повинен осуждению, и не могу судить другого», – и сим ты и себя, и его спасешь от греха. Ложась в постель свою, вспоминай свой гроб и говори сам себе: «Даст ли мне Бог завтра встать с одра или нет?» И прилежно молись своему Творцу прежде, чем заснешь, – избегай грешных помыслов, да воспримешь вечные блага от Господа Бога, Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Был некий домовитый человек; он насадил вертоград, обнес оградой, ископал точило, устроил и ворота, но не затворил входа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ибо никто не может восторжествовать над страстью, пока не убедится, что своим тщанием или трудом не может одержать победу в битве; однако для подавления страсти ему и со своей стороны необходимо стараться днем и ночью. А когда почувствует, что освободился от этой страсти, то опять должен с полным вниманием рассмотреть тайники своего сердца, приметить, какая в нем есть еще более злая (страсть), против нее употребить все духовное оружие, и таким образом, победив сперва сильнейшие, он скорее и легче одержит победу над остальными; потому что от успеха побед и дух его сделается сильнее, и последующая битва со слабейшими скорее доставит ему успех в борьбе. Как сражающиеся при глазах царей со зверями сначала высматривают сильнейших и свирепейших и с ними первыми вступают в борьбу, победив же их 307//прочих, менее страшных и сильных, уже легче побеждают, так и мы, победив более сильные страсти, без труда одержим совершенную победу над последующими слабейшими. Впрочем, следует остерегаться, чтобы, противоборствуя только главной страсти и не обращая внимания на стрелы прочих, не быть уязвленным неожиданным ударом. Кто, заботясь об очищении своего сердца, внимание ума будет напрягать для преодоления главной страсти, тому нельзя не иметь подобного опасения и бодрствования и по отношению к прочим страстям. Ибо одержать победу над той страстью, от которой хочет освободиться, как удостоится тот, кто заражен другими страстями и делает себя недостойным награды за очищение? Но когда кто с полным вниманием вступит в сражение против одной страсти, то он должен молиться преимущественно о ней, с особенной заботливостью и прилежнее наблюдать за ней, чтобы через это одержать скорую победу. Что таков должен быть порядок в борьбе со страстями и что не следует полагаться на свою силу, это показывает Законодатель (Моисей) в следующих словах: не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный. И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало–помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы (земля, не сделалась пуста) и не умножились против тебя полевые звери; но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут (Втор 7, 21–23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Издеваясь над слабостью иудеев пред чиновниками и персидским гарнизоном в Самарии, Санаваллат выражал притворное удивление, каким образом граждане Иерусалима даже решились приступить к такому делу. «Что делают эти жалкие иудеи? – говорил он. – Неужели им это дозволят? Неужели будут они приносить жертвы? Неужели они когда-либо кончат? Неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?» Вторя ему в этих издевательствах, Товия аммонитянин насмешливо заметил: «пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену» ( Неем. 5:1–3 ). Эти издевательства врагов однако же только еще сильнее поощряли ревность Неемии. Не такой был он человек, чтобы его можно было отклонить от предпринятого дела насмешками. Произнося на насмешников заслуженное ими проклятие, он продолжал дело с еще большею настойчивостью. Благодаря этой энергии и ревности народа развалины мало-по-малу были очищены, проломы в стенах заделаны, и все предприятие быстро подвигалось к своей цели. Возможность успеха с его стороны таким образом уже не могла более подлежать сомнению, если дело это не остановить открытою силою. Убедившись в этом, Оанаваллат и Товия действительно решились употребить военную силу и, соединившись с арабами, аммонитянами и филистимлянами из Азота, порешили напасть на Иерусалим и разрушить все то, что было сделано теперь. Но Неемия, узнав об этом враждебном решении, расставил повсюду сторожей и вооруженные отряды, и неустанно молясь Богу, поощрял строителей еще ревностнее продолжать дело. Это был критический момент в предприятии. Для обеспечения дела пришлось половину рабочих поставить под оружие, именно для предупреждения нечаянного нападения. Даже и те, которые продолжали заниматься работой, одною рукою производили работу, а другою держали копье. Вследствие отвлечения значительных сил от работы, остальным приходилось делать вдвое больше и вследствие этого рабочие крайне истомились. Несмотря на это Неемия не падал духом, и в эти трудные времена ни он сам, ни его приближенные не снимали своих одежд ни днем, ни ночью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Израильский народ должен был совершать всенародные празднества три раза в год: раз – в воспоминание исшествия из Египта, в другой раз – в честь синайскаго законодательства и в третий – в память странствования израильтян по пустыне. Эти три праздника, из которых первый назвался Пасхою, второй – праздником Пятидесятницы и третий – праздником Кущей, имели также особое значение и в отношении к земледелию. В праздник Пасхи повелевалось возлагать на алтарь первый зрелый сноп ячменя, потому что вслед за сим праздником начиналась в земле Ханаанской уборка ячменя. Пятидесятница была вместе и праздником жатвы, ибо в это время начиналась жатва пшеницы. Праздник же Кущей, вместе с историческим своим значением, был и благодарственным торжеством по собрании винограда. Кроме этих торжественных праздников израильтяне праздновали новолетие, называвшееся праздником труб и новомесячия. Один день в году, называвшийся днем очищения, назначался на покаяние с постом и жертвоприношениями за грехи. 27. Гробы похотения Целый год провели израильтяне у горы Синайской; здесь праздновали они и годовщину своего исхода из Египта. Но вот в один день поднялся облачный столб от скинии свидения и тотчас же весь народ стал готовиться в поход. Обрадовались израильтяне, думая себе: теперь-то прямо придем в обетованную землю. Но случилось не так. Едва прошло три дня нового странствования их по пустыне, как их ревность совсем ослабела. Поднялся ропот, и в этот раз низший класс народа стал жаловаться на скудость пищи. «Кто даст нам здесь мяса? – кричали люди с воплем и слезами. – Вспомните, чего мы не ели в Египте! И рыбу, и огурцы, и дыни, и лук, и чеснок. Теперь же не чем душу отвести! Одна манна перед глазами!» Тогда Господь сказал: «Подождите, завтра же будете есть мясо! И не один только день, и не два, и не пять, и не десять, и не двадцать, но целый месяц, пока оно не бросится вам в нос и не опротивеет вам, за то, что вы не покоряетесь Господу, сущему с вами, и говорите: зачем мы вышли из Египта?» Но Моисей сказал: «Шестьсот тысяч одних мужей со мною; Ты же говоришь: дам им мяса, и будут есть целый месяц от него!» Господь же отвечал: «Разве несильна рука Господня? Вот ты увидишь, сбудется ли слово Мое или нет!» Вдруг поднялся ветер с моря и нагнал целые стада перепелок, которые покрыли собою всю землю на пространстве целого дня пути кругом всего стана израильского. Целые два дня народ собирал перепелок, но еще не успели люди съесть всего мяса, как поднялся между ними мор; и на том самом месте, где они кричали, требуя мяса, целые толпы похотствовавших были поражены от Господа смертью . Посему и назвали то место гробами похотения. 28. Соглядатаи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же единожды, на конец веков, явился для упразднения греха жертвою Своею. И как человекам положено единожды умереть, потом же суд, так и Христос, единожды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не ради бремени греховного, но для ожидающих Его во спасение. Глава 10. Превосходство нового завета: в действенности жертвы Закон имеет только тень грядущего блага, но не самый образ существа его, и одни и те же жертвы, каждый год постоянно приносимые по закону, никогда не могут сделать совершенными приступающих с жертвами. Иначе перестали бы люди приносить жертвы: когда были бы однажды ими очищены, не имели бы и сознания о грехах. Но, напротив того, жертвы и напоминают им о грехах каждый год, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов разрешала грехи. Посему и Христос, приходя в мир, так говорит: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси; всесожжения и о гресе не благоволил еси. Тогда рех: се иду: в главизне книжной написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже» ( Пс.39 ). Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – кои приносятся по закону, – не восхотел Ты и не благоволил, – потом прибавил: вот, иду сотворить волю Твою, Боже. Отменяет первое и поставляет второе. И в исполнение сей-то воли Божией освящены мы единожды совершенным принесением Тела Иисус Христова. Всякий священник день за днем стоит в служении своем и много раз приносит одни и те же жертвы – жертвы, кои никогда не могут истребить грехи. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его положены будут в подножие ног Его; ибо одним приношением соделал навсегда совершенными освящаемых. Свидетельствует нам о сем и Дух Святый, как сказано: «сей завет завещаю к ним во днях оных, глаголет Господь: вложу законы Мои в сердца их и в помышлениях их напишу их, и грехов их и беззаконий не помяну затем» ( Иер.31 ). А где отпущение грехов, там не нужно приношение за них. Слово ободрения и возбуждения

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«Когда я решил выполнить все предписания Программы, у меня появилось странное чувство, что мое положение сразу улучшилось; как показало время, так оно и было» («Анонимные Алкоголики», с. 41). Решимость — это условие, улучшение — результат. Ежедневное напоминание, что я алкоголик, и что я бессилен перед моей болезнью, как это ни странно, — это успешный старт каждого дня. Я могу делать это в произвольной форме, например, стоя перед иконой или лежа с закрытыми глазами. Признание бессилия может быть и внешним — на крайние меры идут многие алкоголики и их родственники. Вы видели когда-нибудь закодированных или подшитых алкоголиков? У меня они вызывают жалость. Напряжение, страх, суетливость, агрессия — вот проявления «сухого» пьянства, когда алкоголик не пьет, но не по внутреннему решению, а из-за страха и по настоянию родных. Новое вино — принципы трезвости — не стоит наливать в ветхие мехи — алкоголизированное мышление, мехи того и гляди прорвутся. Трезвость в АА — это обновление мехов, подготовка к новому вину, иной жизни, жизни по Духу. Сегодня в Церкви великий праздник — Святое Богоявление, Крещение Господа Христа. Богоявлением он называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мк.1:9-11 ). С древних времен этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» ( Мф.4:16 ). В этот день к Церкви присоединялись новые братья и сестры, проходившие до этого особую длительную подготовку — катехизацию. Чтобы стать церковным человеком, требуется научение более опытных членов церкви, священников, катехизаторов. Человек должен стать «новыми мехами», измениться, покаяться, захотеть всем сердцем встречи с Богом. А это не происходит за один день. Сейчас во многих храмах возрождается практика длительной и осознанной подготовки к Крещению. Так и в АА, осознание собственного пути, переоценка жизни, устойчивая трезвость достигаются не сразу, а путем долгого труда. Святая крещенская вода, символ чистоты, напоминает мне о том, что мое выздоровление в АА — это постоянное обретение чистоты, очищение и рост. Господи, дай мне желание и силы всегда причащаться и соединяться с Тобой в день Богоявления. 20 января. Собор святого Предтечи и Крестителя Иоанна

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Коль скоро Он останется один и тот же, несмотря на то, что и самое небо стареет и применяется как одежда, то и семя Его рабов должно устоять против изменений настоящего вида мира ( Пс. 101, 28  и дал.). Что подпавший, по-видимому, погибели в порабощении неприятелями народ Божий возвратится снова к жизни – эта мысль представляется у пророков как пробуждение от смерти. Так, у Осии ( Ос. 6, 2 ) выводится говорящим Израиль после того, как он в своем бедственном состоянии обратился к своему Богу, хотя еще довольно колебательно: Пойдем и возвратимся к Иегове, ибо Он уязвил, и Он исцелит нас, поразил и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня (определенное выражение неопределенного) и в третий день восставит нас, и мы будем жить перед миром Его (Ос. 6, 1–2). Что здесь высказано как надежда народа, который при непостоянстве своем не мог еще быть убежденным в исполнении ее, то в дальнейших стихах является как слово Самого Бога: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! Где твое жало? Ад ! где твоя победа? Раскаянья в том не будет у Меня. В связи с нравственным переворотом, какой должен был произойти в обществе с явлением Мессии, поставляется у пророков изображение последней судьбы человека; от времени явления Мессии они переходят к последним временам мира и к самой вечности, так как Мессия полагает начало новой жизни на земле, ведущей к осуществлению целей человеческой жизни в вечности. Поэтому «день Иеговы», т.е. день суда над язычеством, называется у них и последним днем, т.е. началом вечного Царства Божия ( Ис. 2, 12 ; Иоил. 1, 15; 2, 1 ; Иез. 36, 33 ). Понятие о духовном воскресении народа, которое называется «воскресением первым» ( Откр. 20, 5 ), сливается с воскресением тел при конце мира как «вторым воскресением» и служит для последнего основанием. Переход от провозвещения восстановления народа израильского к предсказанию воскресения умерших членов народа представляется у пророков в таком виде. Когда очищенный остаток Израиля снова будет восстановлен и прославлен после своего суда, то этим загадка жизни еще не разрешится.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Кроме таких обильных праздничных жертв по уставу, во дни праздника кущей евреи приносили еще множество добровольных жертв. Устав о праздничных жертвах во дни кущей оканчивается таким замечанием: Приносите это Господу в праздники ваши, сверх приносимых вами, по обету или по усердию, всесожжений ваших, и хлебных приношений ваших, и возлияний ваших и мирных жертв ваших ( Числ. 29, 39 ). После обильных жертвоприношений в храме, евреи считали особено обязательным для себя устроять в дни кущей обильные трапезы, приглашая к своему столу бедных и неимущих. И веселись, сказано, в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих ( Втор. 16, 14 ). По поводу этого постановления раввин Иулиан из Рима говорил: «Всесвятой так сказал Израилю: у тебя есть четыре рода домочадцев: сын, дочь, раб и раба. И у Меня тоже есть четыре рода домочадцев: левит, иноземец, сирота и вдова. Я тебе предписал обрадовать твоих и Моих домочадцев в праздник, который Я тебе дал». Торжественность препровождения праздника кущей значительно возвышалась еще от того, что это был у евреев последний праздник перед зимой, в течение которой у них не было никаких праздников, совершавшийся к тому же в седьмой священный месяц и вскоре после таких праздников, которые имели характер дней поста и покаяния. В первый день седьмого месяца был день нового года по гражданскому летосчислению; в течении восьми дней, следующих за днем нового года, евреи приготовлялись постом и покаянием к великому дню очищения, который был в десятый день месяца. Затем, после нескольких дней промежутка, – в пятнадцатый день начинался уже праздник кущей, продолжавшийся до двадцать второго числа. Таким образом в течение всего этого месяца было только несколько дней непраздничных и последний праздник, совершавшийся в этом месяце, служил конечным пунктом, в котором завершалось то торжественное праздничное настроение, которое возбуждено было в предшествующие праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010