Характер церковных зданий на Востоке везде одинаков, и в некоторых отношениях отличается от Русского, сближающегося с Итальянским, но не теряющего следов Византийских форм, величественных и невольно наводящих на сердце мысль присутствия во святилище Существа неземного, Существа невидимого... Храм Великомученика Димитрия в свое время был чрезвычайно великолепен, и даже поныне не утратил резких следов своего древнего величия, не смотря на то, что архитрав алтаря весь исписан стихами корана, и место архиерейской кафедры замещено формою Турецкого имама. Как впрочем ни изуродован этот храм, как ни глубоко сглажены Турками все символы Христианского зодчества, но и теперь еще на капителях, венчающих роскошные колонны, идущие в два ряда вдоль всего святилища, от притвора до самого алтаря, видны кресты – память давно минувших веков христианского здесь владычества. Мощей Святого Великомученика нет, а его могила, хотя и в руках неверных, но по сие время доступна для посетителей – христиан; она находится в северо-западном оконечнике храма, в темной и нестройной комнате, вроде саркофага. Память праведнаго с похвалами,изрек Премудрый, и как верно это изречение! Несмотря на то, что Восток сокрушен и подавлен Магометанами, и большая часть христианских храмов обращена в чтилища корана, как и храм Святого Великомученика Димитрия, не только сохранилась свято и хранится память его страдальческих подвигов, самая даже могила остается под охранением жалкого магометанина, который, сам не понимая, с чего, по какой непреложной судьбе, теплит неугасимую лампаду в честь чуждого ему праведника, и украшает священный гроб его не роскошной, но приличной пеленою... С грустным и сжатым сердцем обозрел я великолепное святилище Солунского Мироточца, и, оградясь крестным знамением, вступил в его могильный затвор. Едва видный и замирающий огонек неугасимой лампады разливал слабый свет над гробом дивного страстотерпца, и наводил невыразимую тоску на мое странническое сердце. Долго и молча смотрели мы на его скромную могилу, и, по земном коленопреклонении пред нею, взяли из неё, на память и в освящение, несколько праха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Шесть лет назад мы с семинаристом Денисом Каменщиковым (ныне он отец Дионисий, настоятель храма во имя великомученика Пантелеимона при Первой городской больнице) встречали 8 ноября — день Димитрия Солунского в столице шахтерского Донбасса. Это была загранкомандировка: украинские таможенники придирчиво изучали наш багаж, особенно интересуясь свежими номерами епархиальной газеты и журнала: «Вы планируете распространять на территории Украины печатную продукцию?..» На самом деле задание наше было таково: познакомиться с настоятелем Покровского храма в Донецке протоиереем Димитрием Гапоновым, поздравить его с именинами и с 80-летием, а затем записать его воспоминания о молодости, проведенной в Саратове, о преподавании в Саратовской семинарии (1956-1959). Наша духовная школа в том далеком уже году тоже готовилась к юбилею, к 180-летию, и мы собирали материал о ее истории. С поезда мы сошли в Ясиноватой. Нас встретили ребята из Покровского прихода и привезли в Донецк, в гостиницу: —Будет какое-то время — обязательно погуляйте по городу. Он вам очень понравится! Это было непривычно, увы, для нас, саратовцев — искренняя любовь людей к родному городу, гордость Донецком. Мы гуляли и убеждались: в молодом, выросшем из шахтерского поселка городе чисто, и все соответствует назначению: скамейка, скажем,— это скамейка, на нее можно спокойно сесть, даже в светлой юбке. Клумба — это клумба, на ней растут цветы, даже в ноябре. Газон — это газон, а не пустырь, заросший бурьяном. Забегая вперед: минувшим летом я нашла в Интернете ролик, этим же летом и снятый, и с большим удивлением убедилась, что вопреки войне, блокаде, разрушениям и всему прочему Донецк, в общем, таким и остался… Но тогда, осенью 2009го, мы не знали, что через пять лет наши сердца замрут от ужаса и боли за этот город, что всю географию Донбасса мы изучим по страшным новостям. Некоторое напряжение и тревога чувствовались и тогда, но вот такого не ожидал никто… Не ожидали мы с будущим отцом Дионисием и другого — что встреча с отцом Димитрием Гапоновым станет для нас настоящей радостью и подлинным духовным обретением.

http://pravoslavie.ru/87559.html

За передовыми войсками к Ярославлю двинулись и главные силы нижегородского ополчения во главе с самими князем Д.М. Пожарским и К.З. Мининым, пользуясь еще зимним путем. Они шли по правому берегу реки Волги, в свое патриотическое движение вовлекая ближайшие к Нижнему и дальнейшие города. Прежде всего ополченцы прибыли в город Балахну и от жителей его получили вспоможение деньгами. Отсюда ополчение на пути в Москву выступило далее, в пределы нынешней Костромской губернии – в город Юрьевец. Здесь оно было принято также с честью, и жители города дали ему казны в подмогу; в Юрьевце к ополчению нижегородскому присоединились даже татары юрьевецкие, которым за то назначено было жалованье. Из Юрьевца ополчение перешло в Решму, крестьяне которой, особенно же из них Григорий Лапша, тогда уже довольно прославились в деле истребления польских шаек Лисовского. В Решме между прочим узнали о появлении нового самозванца во Пскове и о том, что ополчение, стоявшее под Москвой, целовало ему крест. Заруцкий и Трубецкой прислали в Решму послов к Пожарскому и Минину сказать: «Прельстились мы, что целовали крест самозванцу во Пскове, а ныне опять мы все целовали крест, чтобы всем православным христианам быть в единомыслии и чтобы вы шли в Москву без опасения». Но Пожарский и Минин с недоверием приняли это раскаяние казаков и отпустили послов, сказав: «Мы не имеем никакого опасения, но всю надежду возлагаем на Бога и вскоре прибудем к Москве». Из Решмы нижегородское ополчение прибыло в Кинешму и здесь было принято с радостью и почетом. Кинешемцы также дали казны в подмогу и все ратные из них присоединились к ополчению. Нельзя не упомянуть о том, что крестьянин ближайшей к городу Кинешме деревни, прозывавшийся Ремень, был, по живому народному преданию, сподвижником и помощником К. Минину, которому помогал в сборе и хранении ополченской казны, и по имени славного героя «Ремень» самая деревня получила свое остающееся за ней доселе название Ременново. Во время этой же остановки в Кинешме по пути следования к городу Костроме и затем в Ярославль совершена по инициативе князя Д. Пожарского общая панихида на торговой площади города Кинешмы на братской могиле избиенных 26 мая 1609 года защитников этого города от поляков. Князь Пожарский тогда же дал обещание: в случае успешного исхода своего небезопасного предприятия построить здесь храм во имя своего святого – великомученика Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Средокрестие храма, в центре которого стоит престол, слегка вытянутое в поперечном направлении (11,4×8,4 м), обозначено 4 массивными столбами; к восточным примыкает полуциркульная апсида. Древняя алтарная преграда не сохранилась, и нынешняя создана по образцу раннехрист. рельефов, обнаруженных в ходе раскопок. Рукава трансепта с торцов, а также с вост. части имеют обходы с галереями, соединенные с низким помещением за алтарной апсидой. Внутренняя структура храма четко выражена снаружи. Завершение центрального нефа, объединенное со средней частью нартекса, покрыто 2-скатной кровлей. Ярусом ниже - скаты кровель над средними боковыми нефами, основным пространством рукавов трансепта и апсидой, еще ниже - односкатные кровли над крайними боковыми нефами и обходами трансепта. Зап. фасад базилики фланкирован 2 башнями: в южной размещена лестница, ведущая на хоры, северная, не существовавшая в древности, служит колокольней. Внешние стены храма повсюду прорезаны множеством разделенных беломраморными колонками оконных проемов. В клерестории они 4-частные, в средних боковых нефах - одинарные полуциркульные, в боковых стенах - 3-, 4- и 5-частные (в верхнем ярусе) и двойные (в нижнем). Зап. фасад украшен расположенными друг под другом 5-частным и двумя 3-частными окнами, апсида - торжественной аркадой огромного 5-частного проема. Художественное убранство Мозаики датируют (В. Н. Лазарев, А. Турта) в промежутке между V и XI вв. Их стиль близок в целом к стилю искусства этого времени, сочетающему чувство античной пластики, портретной выразительности, «этюдности» письма и особую, относящуюся к миру христ. понятий вдохновенность образов, стремление к их духовной концентрации, эмоциональной сдержанности. В стилистических приемах эти мозаики отличаются мягкостью и пластичностью форм, переливающимся колоритом, приемами «импрессионистической» кладки (особенно в ликах и в пейзаже); определенную близость в рисунке и приемах кладки, в колорите (особенно фигура св. Димитрия в позе оранта) можно усмотреть с мозаиками ротонды вмч. Георгия в Фессалонике (3-я четв. V в.).

http://pravenc.ru/text/178245.html

Прием твой алавастр душевный, добродетелей Божественнаго мvpa исполнен,/имея же Христа, преклонша тебе, мучениче, главу,/яко упокоившася жития твоего светлостию чистоты./Тем ублажился еси и благодати исполнился еси, мvpomoчumu мipa концем. Принял ты алавастр своей души/полным Божественного мvpa добродетелей,/и видишь Христа, склонившего к тебе, мученик, главу,/ибо Он упокоен светлостью жития твоего чистого:/в том ты обрел блаженство и благодати исполнился,/источая мvpo всего мipa концам. Се ожидающих тя воздаяний неизреченных светлая проображения,/се источник мvpa приснотекущаго, о страдальче!/Богу убо предстоя со дерзновением мученическим,/воинству нашему испроси на враги победу,/и мир стране неотъемлем. Вот ожидающих тебя неизреченных воздаяний светлые прообразы,/вот источник мvpa неиссякающего, о страдалец!/Богу предстоя с мученическим дерзновением,/испроси воинству нашему победу над врагами,/и стране – мир нерушимый. Образом Креста Победотворца/победил еси Лиево суровство,/и победителя Нестора, и сострадальца поставив;/и ныне всяк язык варварский работен покори православным,/содействуя, своинствуя, укрепляя,/величаяй земныя концы, Димитрие. Образом Креста, источником победы,/ты жестокость Лия победил,/и Нестора победителем и сострадальцем своим соделал;/и ныне всякий варварский народ/покори, да служит православным,/содействуя, сражаясь вместе, укрепляя,/возвеличиваясь во всех концах земли, Димитрий. Теплою от сердца любовию/к твоему честному ковчегу прибегающия, мучениче Христов,/мvpo проливающему реками,/твоими молитвами избави дел душетленных/и потопа страстей злосмрадия;/обоняния же покажи сия Господу благовоннейша. С горячей сердечною любовию/прибегающих к твоему священному ковчегу, мученик Христов,/реками проливающему мvpo,/избавь твоими молитвами от душепагубных дел/и от потопа страстей смердящих;/яви же их источающими Господу/ароматы благовоннейшие. День радости духовныя совершаем, Димитрие,/видяще мvpa твоего непрестанно точащ источник./Ты же страстей омрачение разоряя,/яко Божественнаго исполнен света,/яко во дне давай ходити благообразно,/Божий же видети Свет неприступный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Иные стихиры, глас 8 О, преславнаго чудесе !/на Небеси и на земли радость/днесь в памяти возсия Димитрия мученика./От Ангел хвалами венчается/и от человек пения приемлет./О, како пострада!/Како добре подвизася!/Имже враг паде лукавый,/Христу побеждшу того. О, преславное чудо!/На небе и на земле радость/сегодня воссияла в день памяти Димитрия мученика./От Ангелов он похвалами венчается/и от людей песнопения принимает./О, как он сражался!/Как прекрасно состязался!/Чрез него пал коварный враг/– ведь Сам Христос победил его! О, преславнаго чудесе!/чудес светлостьми, солнца светлейше,/присно Димитрий светит концем,/от невечерняго Света облистаемый/и в незаходимем Свете красуяся./Егоже сияньми облацы отгнани быша варварстии,/недузи прогнашася/и демони победишася. О, преславное чудо!/Чудес лучами светлее солнца/всегда блистает Димитрий концам земли,/от немеркнущего Света озаряемый/и в не заходящем Свете наслаждающийся./Его сияниями отогнаны были тучи варварские,/недуги изгнаны (и) демоны побеждены. О, преславнаго чудесе!/Христа ради прободен треблаженный Димитрий,/ко врагом всегда явися оружие обоюдуострое,/пожиная врагов вышения/и низлагая демонская сверепства./Емуже возопиим:/святый Димитрие, покрый ны,/верно почитающия тя от любве всегда. О, преславное чудо!/За Христа копьями пронзенный/трижды блаженный Димитрий/для врагов всякий раз являлся мечом обоюдоострым,/сжиная врагов кичливость/и низвергая демонов спесь./Ему воззовем:/“Святой Димитрий, защищай нас,/твою всегда почитаемую память празднующих!” Слава, глас 6. Византиево: Слава, глас 6. Византийца Днесь созывает нас страстотерпца bceмiphoe торжество./Приидите убо, празднолюбцы,/светло празднуим память его, глаголюще:/радуйся, иже ризу нечестия раздрав верою,/мужеством же духа себе обложив./Радуйся, упразднивый кознодейства чуждаго,/крепостию, данною тебе от Единаго Бога./Радуйся, иже прободенными удесы/блаженную страсть Христову духовне нам возживописав./Егоже моли, страдальцев удобрение Димитрие,/избавитися нам видимых и невидимых враг/и спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Богородичен: Вреда при родах не испытавшая!/От всякой пагубы, Дева, избавь всех нас,/и от землетрясения тягчайшего и скорби,/прекращая негодование Владыки/Твоими материнскими ходатайствами,/Богом Обрадованная! Ин. Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем. Канон иной. Ирмос: Камень краеугольный/от нерассекаемой горы – Тебя, Дева,/отсечен был без помощи рук,/– Христос, соединивший разделенные естества./Потому мы с веселием Тебя, Богородица, величаем. Раздери узы прегрешений тя поющих, страстотерпче,/устави страстей прилоги,/молву разори ересей/и напастей утиши бурю молитвами твоими. Расторгни узы согрешений/тебя, страстотерпец, воспевающих,/прекрати нападения страстей,/ослабь ересей волнение/и искушений бурю успокой/ходатайствами твоими. Направи к стезям правым Небеснаго Царствия/священнейшую твою паству, венценосче мучениче Димитрие,/на пажить спасительную, на место вечное. Направь к стезям прямым Небесного Царства/священнейшую паству твою,/венценосец, мученик Димитрий,/на пастбище спасительное,/на место вечное. Да венцев славы и Небеснаго Царствия получения/поющим тя сего улучити моли, мучениче Димитрие,/Жизнодавца Господа и Царя Сил. О том, чтобы получили венцы славы/и Небесного Царствия достигли/воспевающие тебя, мученик Димитрий,/моли, Господа, жизни Подателя/и Царя Сил! Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления Тя, Дево,/вси вернии, надеющеся, хвалами почитаем;/Ты бо Ипостасное нам Безсмертие источила еси. Богородичен: Как корень, источник и виновницу нетления/все мы, верные, убежденно/почитаем Тебя хвалами, Дева;/ибо Ты Ипостасное Бессмертие/источила нам. Ин. Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают. Канон иной. Ирмос: Изумилось тому небо,/и ужаснулись пределы земли,/что явился людям Бог во плоти,/и чрево Твое стало пространнее небес./Потому Тебя, Богородица,/сонмы Ангельские и человеческие величают.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Ин. Ирмос: Седмерицею пещь/халдейский мучитель/богочестивым неистовно разжже,/силою же лучшею спасены сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки. Канон иной. Ирмос: Семикратно печь/Халдейский властитель/для чтущих Бога в неистовстве разжег;/но силой высшею спасенными их увидев,/к Творцу и Избавителю взывал:/“Отроки благословляйте, священники воспевайте,/люди превозносите во все века!” Да Бог явленна/сотворит тя сущим в мipe, Димитрие,/негасиму свещу душевную сохранша,/елеем деяний умащену всегда,/и, яко чертога, тебе отверзошася двери,/приснотекущ источник тя мvpa Божественнаго показует,/возмездие чистоты сию дая благодать. Дабы сделать известным живущим в мipe, что ты, Димитрий,/неугасимым сохранил светильник своей души,/всегда умащённой елеем благих деяний,/и что чертога двери отверзлись для тебя,/Бог неиссякающим источником божественного мvpa тебя являет,/в награду за чистоту давая эту благодать. Не из кровей, якоже рече честное Евангелие,/ниже из похоти плоти, Димитрие,/Богом же родился еси,/Воплощеннаго почитая Бога;/кровь же усердно Того ради твою истощив,/восприял еси свыше чудесную благодать,/источаеши Божественное мvpo, души благоухаяй. Не от крови, как говорит священное Евангелие,/ни от хотения плоти, Димитрий,/но от Бога родился ты,/воплощенного почитая Бога;/кровь же свою усердно ради Него излив,/благодать чудес ты принял свыше/и источаешь Божественное мvpo,/исполняя души благоуханием. Ты лествица явился еси одушевленная,/на земли убо утвержденная стопами плоти,/до Небес же досяжущая;/Богом бо обогатился еси, утвержденным, мучениче, в тебе./Столп же явився,/помазан елеем подвигов мучения,/и ныне источаеши/верою приступающим источник Божественнаго мvpa. Ты явился одушевленной лестницей,/на земле утвержденной стопами плоти,/но до небес достигающей, ибо обогатился/Богом, утвержденным, мученик, в тебе./Явившись же столпом,/елеем мученических подвигов помазанным,/ты и ныне тем, кто с верою приступает, источаешь/источник Божественного мvpa.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

В нём описывается, как уже в христианское время в роще Дафнэ происходили раз в четыре года олимпийские игры в честь Геракла, и как на них собирались жители Антиохии вместе с толпами женщин, так что в этом предместье скучивалось всё население, а город и христианские церкви стояли пустыми 378 . Наконец, о гимнастическом στδιον в Солуни VII в. сообщают чудеса вмч. Димитрия 379 . Если обратиться к известиям агиографии о городских театрах, то можно указать следующие места. В житии преп. Симеона Юродивого говорится о представлениях мимов в эмесском театре 380 ; в чудд. Димитрия Солунского назван городской театр, где давались трагедии в Солуни 381 . Лимонарь Мосха упоминает кощунственные представления мимов даже в одном из мелких городов Ливана 382 . Житие преп. Ипатия Руфинианского сообщает о борьбе духовенства против игрищ в театре Халкидона 383 . Житие преп. Авксентия говорит о проповеди святого против театра в этом же городе 384 . Переходя от «зрелищ» к «хлебу», публичная забота о котором столь же входила эллинистическо-римские идеалы городского благоустройства, как и забота о развлечении масс 385 , должно отметить нижеследующие места агиографической литературы, освещающие постановку продовольственного дела в Империи. В житии преп. Пахомия В. читаем, что во время голода монах, посланный купить хлеба в соседнем с монастырём египетском городке, встретил одного горожанина, который нёс государственную повинность по собиранию подати хлебом ( πολιτευóμενος δημóσιον στον πεπστευτο).Когда монах стал просить продать ему хлеб, то горожанин отказался, указывая, что хлеб, собираемый им, есть государственный, и что за него придётся отвечать перед архонтом. «Впрочем, – добавил он, – если ты будешь в состоянии возместить к сроку (отправки хлеба из Египта), то бери сколько хочешь». В конце концов, сделка состоялась, и монах купил у благочестивого горожанина государственный хлеб по цене в 2 3/5 раза дешевле стоявшей в то время 386 . Данное известие агиографии представляет особенный интерес, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для того чтобы получить любой плод, нужно приложить труд. Труд христианина в чём заключается? В том, чтобы мы меньше согрешали и больше исповедовали свои грехи. Чтобы причащались Тела и Крови Христовых. Когда мы всё это сделаем, Господь откроет нам тот путь, который для каждого человека полезен и спасителен. Чем больше мы исповедуемся, чем больше времени посвящаем Христу через молитву и покаяние, тем ближе приближаемся к Нему, тем ближе мы к той высоте, которая неподвластна людям, живущим другими интересами. Справка Димитриевская родительская суббота — ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. Подготовила Екатерина Щербакова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 18 октября, 2023 10 октября, 2023 9 октября, 2023 9 октября, 2023 9 мая, 2023 30 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/prostit-neprostimoe/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010