В ночь от лыжных двое прибежали. – До Дивьего дуба достигли и округ часовни, что по купце, злодеями убиенном, в давние времена поставлена, обоз расположили. Дивий дуб тот верстах в восьми от Уреней стоял. Триохватное древо, многовечное. И при дедах таким же был и Дивьим прозывался. На Троицу уренские девки, кто заневестится, венки с лентами на ветви его вешали, чтобы Див к Покрову хорошего жениха сыскал. А что за Див такой и какой ему чин, того никто не помнил. Ночью округ села дозоры ходили, однако ничего не приметили. Солнышко ясное на небо не восходило – наши все по засекам, а царь со старцами уже там. Ожидаем. Остатние лыжники прибежали. – Близки. Мы лесом бежали, а ихних пять саней по тропе след нам правят. Эти – передовые, сила же за ними верстах в двух. Не минуло долго времени, выкатывают по тропе пять саней, как сказывали. Едут не шибко. Тропа – не шлях. Снежно. Коням по пузо в низинах. На передних санях красный флаг утвержден необычного вида, попередно, вроде хоругви и на золотых шнурах с кистями. Кони тоже все красным тряпьем разубраны. Сидят в санях по пятеро. Более ничего не видно. Подъехали шагов на два ста. Мы не палим. Ожидаем. Снимаются с саней. Подводы оборачивают, в ряд ставят и чего-то на них копошатся. Трое флаг берут и к нам идут. Флагом помахивают, издалека орут. – Товарищи-крестьяне, не стреляйте! Допреж того поговорим. – Поговорить можно. Отчего же? Подошли не ближе, как на дубовую тень, – шагов на двадцать. Трое. Один в шубе опашной, енотовой. Другие в солдатских шинелишках. Тот, что в шубе, становится, флаг передает и кричит: – Товарищи-крестьяне, вы обмануты! Обнаглевшие контрреволюционеры, враги советской власти распространяют о нас гнусные слухи. Не верьте им! Мы, коммунисты, несем крестьянству мир и раскрепощение… – и пошел чесать. Уренские слушают. Знают: мир-то мир, так и Фролка объяснял, а между прочим хлебушко выгреб и скотинку посчитал… Однако, послушать можно. Даже интересно. Тут царь подошел, и старцы набежали. Вожак царя не признал, потому никакого отличия на нем не было – мужик, как и все, – а начетных старцев отличил по скуфьям и по древности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12-го апреля 1907 года. «Русская Старина». 1907. 11. С. 235 - 258; 12. С. 525 - 545. Подготовка текста к новой публикации - М.А. Бирюкова . 1. Предисловие, стр. VII. 6. В дневнике «Высочайшего пребывания за Дунаем» гр. Сологуба говорится: «В Плевне изумила также беспрерывность ружейного, батального огня», стр. 51. 13. 1-я и 2-я гв. пех. див., гв. стрелковая бригада, Л.-гв. Саперный батальон и 2-я гв. кав. див. с 2-ю бригадою 3 пех. дивизии и Кавказскою казачьею бригадою. 17. «Разрыв с Англиею почти неизбежен. Мы должны неотлагательно все приготовить к решительным действиям и только тогда, когда все будет готово, потребовать от Порты категорического ответа: как наме­рена она действовать в случае враждебных действий Англии? - Если за­одно с нами - то немедленно должна передать в наши руки укрепления Босфора, по крайней мере, на Европейском берегу и войти с тобою в соглашение о распределении ее военных сил. Если же она считает себя слишком ослабленною для участия в войне против Англии, - то должна, сдав нам означенные укрепления, прекратить все вооружения, распустить или удалить войска, затрудняющие наши действия, разоружить остающиеся в Черном море суда и поставить их в те порты, которые нами будут указаны, и воспретить своим подданным всякое участие во враждебных нам действиях. В том и другом случае мы не должны вступать в Константинополь, но утвердиться только на берегах Босфора, заняв несколько пунктов, чтобы эшелонировать заграждения. - Начинать решительные переговоры и действия следует только тогда, когда все будет вполне подготовлено, и при том отнюдь не следует подвергать предприятие какому-либо риску, а для сего желательно заранее притянуть ближе к Босфору наибольшие силы, какие признаешь возможным. (Телеграмма от 18 марта 1878 г.)». Дмитрий Скалон Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/02/...

Приложение: Ведомости за 1, 2, 3, 4 154 на 6 листах. Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР Управляющий делами СНК Союза ССР ЦА МО РФ.Ф. 16. Оп. 2154. Д. 4. Лл. 268281. Заверенная копия. Приложение 2 Ведомость штатной численности Красной Армии, развертываемой по моб. плану 1941 года, по военным округам. Наименование округов Численность Примечание Центральные управления НКО Архангельский Ленинградский Прибалтийский 546636 Западный 1099019 Киевский 1388408 Одесский 505249 Московский 614167 Орловский 352471 Харьковский 356534 Северокавказский 361272 Приволжский 272926 Уральский 210153 Итого: Сибирский Забайкальский Дальневосточный Итого: Закавказский Среднеазиатский Итого: Всего (без формирований гражданских наркоматов) 6503223 224320 469750 800530 1494600 456728 228276 685004 8682827 74,8 2,5 5,5 9,2 17,2 5,3 2,7 8,0 100 Начальник Генерального штаба Красной Армии генерал армии (Жуков) ЦА МО РФ. Ф. 15. Оп. 2154. Д. 4. Л. 283. Заверенная копия. Ведомость штатной численности Красной Армии по моб. плану 1941 года, в сравнении с моб. планом 1938–39 годов. Наименование родов войск и служб По проекту моб. плана 1941 года По моб. плану 1938–1939 годов Разница Количество частей Численность Количество частей Численность Увеличение Сокращение Стрелковые войска 65ск, 210 сд 3348335 54 ск, 173 сд 2810888 537447 Корпусная артиллерия 94 ап, 54 зад 192533 57 ап, 36 зад 167253 Артиллерия РГК 72 ап,17д-н 178816 48 ап, 8 д-н 127809 Конница 3 кк, 14 кав. див. 116907 5 кк,29 кав. див. 257868 140961 Механизированные войска 1065230 4 мк, 40 бр 181461 883769 Воздушные силы (без вузов) 343 авп. 536894 128 авп 259058 277836 Укрепленные районы 248382 228263 210119 Инженерные войска 117 б-н 111813 Железнодорожные войска Химические части РГК Минометные част и РГК Войска связи РГК 148 б-н 117177 104 б-н 105372 Автотранспортные части 191 б-н 160248 185 б-н 149104 111144 Гужетранспортные части Топографические части 44 отр. 35 отр. Полевые управления и военные округа 9 фр, 27 арм., 14 окр.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Приехали в Киев до 9 час. утра и к нашей радости были встречены дорогой Мама и Ольгой. Поговорили минут 20, простились и продолжали путь. Погода была холодная и с сильными ливнями. В Казатине во время закуски вышел к двум ротам, следующим с фронта для формирования новых полков в Москве (для посылки в Салоники). В 2 часа прибыли в Винницу, где сперва обошли поезд передового санитарного отряда Аликс Затем поехали и вблизи станции осмотрели склад и аптеку и дом, где помещается управление этого отряда. Под конец обошли огромный лазарет Земского союза, где находилось много раненых и больных и объехали город на пути в поезд. Вернулись в 6 1/4. Устали порядочно. Обедали несколько чел. из местных и г-жа Гартвиг, вдова нашего посланника в Сербии. В 9 час. поехали дальше на юг. Было очень свежо. Начал книгу  “The Mistress of Shenstone” . идет о поезде имп. Александры Федоровны, пояснения давал особо-уполномоченный по складам и отрядам Ее величества камер-юнкер Мекк. 9-го мая. Понедельник. К счастью вчерашняя погода изменилась к лучшему, и юг постоял за себя. В 10 час. вышли на ст. Бендеры и приняли Брусилова, Эбелова, губернатора и других. В поезде доехали до места смотра в 2 вер. от города. Участвовали части вновь сформирован, 45-го арм. корпуса, бригада 113 пех. див., 451-й пех. Пирятинский и 452-й Кролевецкий и бригада 126-й пех. див., 501-й Сарапульский и 502-й Чистопольский полки и 1-й дивизион 126-й арт. бригады. Все представились молодцами и я остался очень доволен. Посетили небольшой лазарет в народном доме и завтракали с старшими начальниками. В 2 часа поехали дальше. Солнце чудно пригревало. В 5.45 прибыли в Одессу. Обычная встреча и великолепный поч. караул от 465-го Уржумского полка. Поехали в собор по знакомым улицам и оттуда в склад, где получают работу жены запасных. В поезд вернулись перед самым обедом. Вечером долго ходил по платформе с дочерьми; Игорь приставал к ним. 10-го мая. Вторник. Встал в 9 час. Погода была отличная. В 10 1/4 отправились на смотр за лагерь на т. н. стрелковое поле. Участвовали: бригада 117 пех. дивизии — 465-й Уржумский и 466-й Малмыжский полки, три пех. полка 1-й Сербской добров. дивизии, 113-я арт. бригада и Черноморский конный п. Войска представились отлично, люди молодцами и лошади тоже хороши. С сербами здоровался и благодарил их и они отвечали по-сербски! На возвратном пути, против вокзала город устроил новый сад, в кот. мы посадили по дереву. Затем осмотрел всех предметов выделываемых Воен. промышл. комитетом здесь в Одессе. Завтракали поздно. В 3 часа поехали за город к морю. Осмотрели место производства йода и посетили Куяльницкий лиман для лечения нижн. чин. и Хаджибейский лим. для офицеров — под покровительством Аликс. Все хорошо устроено и окружено прелестными садами, кот. все в цвету. Вернулись через весь город в поезд в 6 час. Читал первые бумаги, пришедшие сюда. После обеда на станции собрались провожающие, также и дамы. В 9 час. уехали из радушной Одессы. Все залегли спать рано. 11-го мая. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Происхождение Дивногорских пещер так же загадочно, как и происхождение Див. Если Л. Б. Вейнберг считает их, как и самые Дива, созданием Хазарского племени, то другой любитель-археолог – Д. М. Струков – относит их происхождение к первым векам христианства. Так, пещеры напоминают ему не только пещерные храмы Крыма, но даже подземные ходы и храмы христианских катакомб. Особенно остановила на себе внимание Струкова одна комната в пещерах Малых Див – в виде неправильного квадрата, суживающегося к востоку. Здесь, в передней части комнаты, находится небольшая, весьма узкая ниша, подобная тем, как думал Струков, которые в катакомбах были местом погребения мучеников и на которых совершалась литургия. По правую и левую стороны от этой ниши высечены из мела небольшие выступы в форме столов. Это и был, по мнению Струкова, древнейший храм в Дивах, основание которого он относит к первым векам христианства. Свое предположение Струков хотел обосновать научными соображениями и новыми изысканиями в Дивах. Но смерть прервала его работу. В 1902 году с бумагами Струкова, переданными в Румянцевский Музей, познакомился М. II. Трунов, прочитавший на основании их доклад о Дивногорских пещерах в Воронежской Ученой Архивной Комиссии. Но смелое предположение Струкова не нашло себе сочувствия среди местных археологов 157 . А когда тот же доклад был предложен для XII Археологического Съезда в Харькове, то даже не был одобрен к прочтению в заседаниях Съезда, очевидно, потому, что научность сообщения здесь была подвергнута еще большему сомнению. Предположение Струкова опирается на такие неопределенные данные, что лишает возможности говорить прямо за или против его. Когда ходишь по длинным коридорам пещер, расположенных в Больших или Малых Дивах и в Шатрищи, то не можешь допустить мысли, чтобы эти пещеры были вырыты ничтожною горстью монахов половины XVII в., – для этого нужны были толпы народа. И самый тип пещер переносит мысль к временам давно минувшим. Но, ведь, можно с вероятностью допустить, что эти пещеры были вырыты не в одно время, а в течение нескольких столетий. Даже в XIX веке копание пещер продолжалось и весьма усиленно, а в таком случае размеры пещер уже перестают быть удивительными. С другой стороны, тип пещерных храмов мог быть заимствован Дивногорскими пещерокопателями и в позднейшую эпоху по подражанию не только катакомбам первых веков, но и пещерам Киевским. Возникновение монастыря в связи с переселением на Дон приднепровских казаков делает это подражание Киевским пещерам весьма вероятным. В XIX же веке местное население неоднократно в прошениях к Епархиальному Начальству указывало на зависимость Дивногорских пещер от Киевских.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Ты мне брат, мой Игорь, и оплот! Дети Святослава мы с тобою, Так седлай же борзых коней, брат! А мои давно готовы к бою, Возле Курска под седлом стоят». 2 А куряне славные – Витязи исправные: Родились под трубами, Росли под шеломами, Выросли как воины, С конца копья вскормлены. Все пути им ведомы, Все яруги знаемы, Луки их натянуты, Колчаны отворены, Сабли их наточены, Шеломы позолочены. Сами скачут по полю волками И, всегда готовые к борьбе, Добывают острыми мечами Князю – славы, почестей – себе! 3 Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Середь бела дня ночная тень Ополченья русские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина, Князь промолвил: «Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей, Чем от рук поганых полонену! Сядем, братья, на лихих коней Да посмотрим синего мы Дону!» Вспала князю эта мысль на ум – Искусить неведомого края, И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: «Копие хочу я преломить В Половецком поле незнакомом, С вами, братья, голову сложить Либо Дону зачерпнуть шеломом!» 4 Игорь-князь во злат стремень вступает, В чистое он поле выезжает. Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева, Кличет Див над ним с вершины древа, Кличет Див, как половец в дозоре, За Сулу, на Сурож, на Поморье, Корсуню и всей округе ханской, И тебе, болван Тмутороканский! 5 И бегут, заслышав о набеге, Половцы сквозь степи и яруги, И скрипят их старые телеги, Голосят, как лебеди в испуге. Игорь к Дону движется с полками, А беда несется вслед за ним: Птицы, поднимаясь над дубами, Реют с криком жалобным своим, По оврагам волки завывают, Крик орлов доносится из мглы – Знать, на кости русские скликают Зверя кровожадные орлы; На щиты червленые лисица Дико брешет в сумраке ночном... О Русская земля! Ты уже за холмом. 6 Долго длится ночь. Но засветился Утренними зорями восток. Уж туман над полем заклубился, Говор галок в роще пробудился, Соловьиный щекот приумолк. Русичи, сомкнув щиты рядами, К славной изготовились борьбе,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мила брата Всеволода ждет. Молвит буй тур Всеволод: “Единый Ты мне брат, мой Игорь, и оплот! Дети Святослава мы с тобою, Так седлай же борзых коней, брат! А мои, давно готовы к бою, Возле Курска под седлом стоят. 2 А куряне славные — Витязи исправные: Родились под трубами, Росли под шеломами, Выросли как воины, С конца копья вскормлены. Все пути им ведомы, Все яруги знаемы, Луки их натянуты, Колчаны отворены, Сабли их наточены, Шеломы позолочены. Сами скачут по полю волками И, всегда готовые к борьбе, Добывают острыми мечами Князю — славы, почестей — себе!” 3 Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Середь бела дня ночная тень Ополченья русские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина. Князь промолвил: “Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей. Чем от рук поганых полонёну! Сядем, братья, на лихих коней Да посмотрим синего мы Дону!” Вспала князю эта мысль на ум — Искусить неведомого края, И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: “Копие хочу я преломить В половецком поле незнакомом, С вами, братья, голову сложить Либо Дону зачерпнуть шеломом!” 4 Игорь-князь во злат стремень вступает. В чистое он поле выезжает. Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева, Кличет Див над ним с вершины древа, Кличет Див, как половец в дозоре, За Суду, на Сурож, на Поморье, Корсуню и всей округе ханской, И тебе, болван тмутороканский! 5 И бегут, заслышав о набеге, Половцы сквозь степи и яруги, И скрипят их старые телеги, Голосят, как лебеди в испуге. Игорь к Дону движется с полками, А беда несется вслед за ним: Птицы, поднимаясь над дубами, Реют с криком жалобным своим. По оврагам волки завывают, Крик орлов доносится из мглы — Знать, на кости русские скликают Зверя кровожадные орлы; Уж лиса на щит червленый брешет, Стон и скрежет в сумраке ночном… О Русская земля! Ты уже за холмом. 6 Долго длится ночь. Но засветился Утренними зорями восток. Уж туман над полем заклубился, Говор галок в роще пробудился,

http://azbyka.ru/fiction/slovo-o-polku-i...

Окончательный вывод из изучения Кельтского языка и данных исторических, сохранённых в преданиях или в писаных свидетельствах древности, очевиден: Кельты перешли в Европу после Славян, уже занимавших всю южную полосу средней Европы; но, так же как и Германцы, они отозвались ранее, чем Славяне от общей Иранской родины. Собственная колыбель их, как и личное развитие наречий, принадлежит не восточному, а западному Ирану. Степень образованности, до которой достигла уже общая великая семья Иранская, была довольно высока: ибо все родственные отношения обозначены теми же именами в древне-Кельтском, как и в других наречиях Иранских. Имена же эти развились в общей родине, ибо они не имеют корней в отдельных наречиях кроме Санскритского и отчасти Славянского (как например, дочерь иль свёкр). Сверх того, многие слова, принадлежащие к высшему развитию ума и к отвлечённому мышлению, перенесены с некоторыми изменениями из недр Ирана на западную оконечность Европы, таковы dia (Бог, Санскр. див-блистать, и Слав. дивить, – являть) nacmh, древнее naehm (святой, от Санскр. нам поклоняться, Лат. numen, может быть Сл. дума – мысль, с изменением носового звука), edbart (жертвовать, Санскр. адвара жертва), Ner (Господь Бог , Санскр. Нара), Esfhear (Бог, Санскр. Исвара), muin (учить), muinteoir (учитель, Санскр. муни мудрец, Лат. monere, Гер. mahnen, Сл. мудрый с изменением носового звука) и другие. Так в языке живёт свидетельство о древнем просвещении предков всех Европейских племён, и мы можем смело сказать, что хотя Кельты не сохранили, подобно Славянам, светильника мудрости, завещанной Ираном своим выходцам, они всё-таки стояли в отношении образованности гораздо выше Германцев и, принимая в себя многие чуждые стихии, явные в их наречиях, не впадали никогда в совершенное бессмыслие дикой и лесной жизни. Ранее оставив свою при-Кавказскую родину, они не вполне были искажены всегубящей бурей религиозных и племенных раздоров, которая свирепствовала в юго-западной Азии, но и не были, подобно Славянам, спасены свободным простором пустынь, духом общения, семейственной жизни и торговли, воплотившими в простоте и неизменности бытовой глубокую мудрость, некогда облечённую в многозначительное слово и вполне сознанную светлым младенчеством человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Имя дома Кеанидов сохранилось в первом слоге имён Кай-Косру, Кай-Кавус и Кай-Кобад. Китайцы, говоря о царстве южных Азов и столице их Аланми, называют царский род потомками Хао-ву. Египетские памятники представляют надпись Камбизову, которая гласовыми знаками даёт форму: к. м. б. а. ф 195 . У Египтян и Китайцев нельзя не узнать Кай-Кавуса и Кай-Кобада. Предание и сказки сохранили нам формы, близкие к исторической; поэтому позволительно предположить в них и содержание отчасти историческое. Мы видели, что Кай-Кавус осаждал в горах Мазендерана гору, т. е. крепость, Азпурз, очевидно Азбург 196 , и что Див Сефид и прочие Дивы её защищали. Узнав единство Азов и Дивов, мы можем ещё глубже в тёмных веках проследить ту же борьбу ещё при баснословном Тахмураспе. Не признавая его за Джемшидова отца (по Моджмеле-аль-Теварек), ибо Джемшид есть, бесспорно, олицетворение Бактрианского племени и отголосок незапамятной старины 197 , мы не можем отказать Тахмураспу и сказанию о нём в существовании историческом и великой древности. Победы Тахмураспа увековечены в его прозвищах Рибавенд (победитель Вендов) и Дивбенд (победитель Дивов, Азов). Место его побед Ма-Зенд-Иран (великий Зендский Иран) и Демавенд, в котором мы опять находим корень Венд при сомнительном Дема (от дома, от народа, от земли или от оплота?). Тут коренные жилища соперников братьев, Западных Азов и Восточных Ванов; тут поле их старых битв и старых союзов. Находя в одном прозвище имя Ванов (Вендов), мы имеем ещё более причин утверждать, что догадка об единстве Дивов Персидских и Азов основана на истине. Тахмурасп победил Дивов и заключил их в Демавенде: но, победив (так свидетельствует предание), от них же принял учение и по их примеру ввёл в царстве своём великую мудрость чтения и писания. Не явно ли, что за эту великую мудрость Азы назывались Дивами и слыли колдунами, и что за неё прекрасный Демавенд получил такую же дурную славу, как Немецкий Броккен и Русская Лысая Гора? Таким образом, сказочные воспоминания Персии открывают нам в самом Иране истинную колыбель гласового письма и объясняют причину, по которой первая буква азбуки Славянской, еврейской и Эллинской носит имя изобретателей Азов (иначе Алефов, по песням Скандинавским и по форме названия Афганистана, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Новый враг – скука. Праздные разговоры на борту были редкостью. Зная, что впереди уйма досужего времени, мы обращались с мыслями и словами так же экономно, как сухой одеждой. Отупляющий труд – непрерывное откачивание воды из трюма (были такие опасные моменты) – истощал мышцы и душу. Управлять «Бренданом» было чрезвычайно трудно, при такой малочисленной команде это было всё равно, что лететь навоздушном шаре... Возможность влиять на курс была очень мала, и при встречном ветре оставалось только держаться и ждать перемены к лучшему». Возможно, в английском варианте текста Тима Северина были фразы о Божьей помощи, Промысле, но их в советское издание не допустили. Хотя цензоры снисходительно отнеслись к следующему сообщению ученого: «17 мая при отплытии из Ирландии мне дали бутылочку со святой водой, я поместил её на судно, на самой даже маленькой динглской карре (коракле. – Авт.) хранится такая бутылочка. Кельтский крест на парусах расправился, и мы стали набирать скорость». «Плавание святого Брендана» («Плавание») не совсем «житие» или эпос. Тим воспринимал его как художественную повесть, опирающуюся на факты и наблюдения, «смесь географии и литературы». Он хотел отделить одно от другого, причём «сама смесь», как жанр, его в тупик не ставила. Поскольку в Средневековье географическое пространство отражалось в «ментальных (воображаемых) картах», итинерариях и литературных памятниках, Северину было необходимо, как Шлиману с Троей, рискнуть и довериться им, что он блестяще и сделал. Плавание. Эпизод 8 Иноки поспешили на берег. Они быстро обнаружили прозрачную речку, заболоченные берега которой были полны множеством съедобных корений. Одни из перегринов принялись их собирать, другие отправились ловить рыбу. Когда всего было принесено вдоволь и уже развели костры, игумен предупредил спутников: «Братия, будьте осторожны. Мы сильно голодали, и следует остеречься от излишеств в еде и питии». Но монахов эти слова не вразумили. Приготовив рыбу, они стали запивать трапезу большим количеством воды. О чём пришлось пожалеть, ибо все они рухнули на землю, где и проспали: кто день, кто два, а кто и три. Преподобный молился за одураченных своей неосмотрительностью иноков, а когда последний из них проснулся и всем стало стыдно, Брендан сказал: «Оставим поскорее это место, пока вы окончательно не лишились рассудка. Лучше честно голодать, нежели забыть о Боге и о всём том, чем мы обязаны Ему. Запаситесь водой, кореньями, рыбой из расчёта: одна рыба, одно коренье и одна чаш, а воды в день на брата, так, чтобы хватило до Великого Четверга». Остров покинули после необходимых приготовлений, и коракл взял курс на юг. Кораблик 8 Немало див, что я узнал, угасли навсегда, Ясны лишь три – мне вновь видны: Дым, древо и звезда. Мы год и день по лону вод, вдали от берегов, Всё шли, Не встретив ни земли, Ни птиц, ни челноков. Закат, восход – не видел взгляд, Мир тусклый дым застлал, Гул рос во мне, как рокот гроз, И алый свет мерцал... Дж. Толкиен «Смерть святого Брендана»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010