Архив Пн На внеочередном епархиальном собрании духовенства Брюссельский епархии избраны делегаты на Поместный Собор Русской Православной Церкви 26 декабря 2008 г. 19:04 19 декабря 2008 года, когда Церковь чтит память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, кафедральный Свято-Никольский храм города Брюсселя отметил свой престольный праздник. В этот день архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон возглавил Божественную литургию. Ему сослужили настоятель храма протоиерей Антоний Ильин, игумен Афанасий (Кабриу), секретарь епархии священник Сергий Модель, протодиакон Александр Куряткин, диаконы Александр Моторный и Димитрий Яцун. Священник Георгий Тиммер пел в хоре, архимандрит Фома (Якобс) и игумен Иоанн (Ремери) из монастыря в Первейзе молились в храме. По окончании богослужения был отслужен молебен святителю перед его чтимой иконой с частицей мощей. В своей проповеди архиепископ Симон поздравил верующих, подчеркнув важность почитания св. Николая, напомнил о многих важных трудах ради Церкви недавно почившего Святейшего Патриарха Алексия и об ответственности, ожидающей его преемника, который будет избран на грядущем Поместном Соборе. Затем, в согласии с Уставом Русской Православной Церкви, под председательством архиепископа Симона состоялось внеочередное епархиальное собрание духовенства для избрания делегатов на Поместный Собор. Клирики, не присутствовавшие на собрании, делегировали свои голоса присутствовавшим участникам в письменном виде, так что были представлены почти все приходы. Епархиальный архиерей представил список кандидатов, которые бы могли говорить «единем сердцем и едиными усты» от имени епархии на Соборе. Предложенные кандидатуры были одобрены подавляющим числом голосов. В их число вошли настоятель кафедрального храма протоиерей Антоний Ильин, настоятель монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Первейзе архимандрит Фома и певчий прихода Рождества Христова в Антверпене А.А. Шаненко. Другим пунктом повестки дня было включение о. Фомы в епархиальную издательскую нидерландскоязычную комиссию, созданную на предыдущем собрании. В заключение женщинами-прихожанками храма для всех присутствовавших была устроена трапеза. Сайт Брюссельской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/515974.htm...

24 мая 2006 г. 12:00 Москва, 24 мая. В день памяти св. равноап. Кирилла и Мефодия состоится традиционный Крестный ход, который начнется после Патриаршего богослужения в Успенском соборе на Соборной площади Московского Кремля и завершится торжественным молебном у памятника свв. Кириллу и Мефодию на Славянской площади. Аккредитация журналистов проводится в Пресс-службе Московской Патриархии по тел./факсу 201-43-18 или по адресу электронной почты info@patriarchia.ru . Пресс-служба Московской Патриархии  Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/111552.htm...

Святейший Патриарх Кирилл возглавит церковные торжества в день памяти свв. равноапп. Кирилла и Мефодия Москва, 21 мая 2009 г. 24 мая Святейший Патриарх Кирилл возглавит проводимые в Москве церковные торжества в день памяти свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Торжества будут проводиться в следующем порядке: 9.30 совершение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Божественной литургии в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля; 12.00 начало крестного хода из Успенского собора через Спасские ворота Кремля; 12.15 совершение чина молебного пения на Васильевском спуске; 12.30 обращения Святейшего Патриарха Кирилла и представителей государства к участникам торжеств; 13.15 начало праздничного концерта на Васильевском спуске. В тот же день в 9.30 на Славянской площади Москвы состоится возложение венков к памятникам св. равноап. Кириллу и Мефодию послами славянских государств РФ: Белоруссии, Болгарии, Боснии, Македонии, Польши, Сербии, Словакии, Словении, Украины, Хорватии, Черногории. В 10.30 на Славянской площади будет совершен молебен, затем, в 11.00, из храма Богоявления бывшего Богоявленского монастыря через Биржевую площадь по Хрустальному переулку пройдет малый крестный ход. В 13.30 в Донском монастыре Москвы состоится освящение надгробия А.И. Деникина, И.А. Ильина и И.С. Шмелева. 21 мая 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30493.html

Когда день начинается, я предстою перед Господом и спрашиваю себя: чего Господь хотел бы от меня в этот день? Я прошу Бога, чтобы Он дал мне силы исполнить миссию, которую возложил на меня, а то, на что не хватит человеческих сил, сделал Сам. Вновь и вновь я убеждаюсь, что Господь через нас осуществляет дело, которое хочет осуществить на земле, – дело спасения людей. Мы только орудия в Его руках, и даже если бы мы не захотели исполнять Его послушание, Он все равно от нас этого добивается. Так, в книге пророка Ионы мы читаем о том, что Господь послал его в Ниневию: пророк не захотел идти, оказался на корабле, попал во чрево кита, прошел через трудные испытания, кит его выбросил на сушу. И чем все закончилось? Тем, что Господь сказал: «А теперь иди и делай то, что Я тебе сказал с самого начала». Бог ожидает от нас того, что мы будем исполнять Его поручения. Я эти поручения от Господа получаю через Вас, Ваше Святейшество. Поэтому всякий раз, когда предстою на молитве перед Господом, я прошу, чтобы Он помогал мне исполнять Ваши поручения так, как Вы этого ожидаете. И то дополнительное служение, связанное с богословием и духовным образованием, о котором Вы сегодня сказали, я стараюсь нести так, чтобы от этого была польза Святой Церкви в тех областях богословской науки, которые требуют своего развития, которые требуют, чтобы мы истины Божии говорили людям на современном языке. Ваше Святейшество, я счастлив быть не только Вашим помощником, но и Вашим учеником. И соприкасаясь с Вами в этом ежедневном труде на благо Церкви, я вижу, как Вы отдаете ей свои силы, не щадя живота, не щадя здоровья; вижу, как Вы преданно несете службу Божию. Я восхищаюсь Вами и по мере своих сил стараюсь брать с Вас пример».  В дар Святейшему Патриарху Кириллу митрополит Иларион преподнес изготовленный по древним образцам Первосвятительский посох. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Может быть, поэтому однажды, попросив Мефодия остаться с ним наедине, он вспомнил и Гору: «Были мы, брат, как два вола в одной упряжи, одну бразду тянули... И вот я на пахоте падаю, свой день скончав... А ты, знаю, так любишь Гору. Но не позволь себе ради нашей Горы оставить научение своё. Чем иным ещё спасёмся?» Это было уже совсем незадолго до кончины монаха Кирилла. Житие повествует, что перед самым своим исходом он, собрав последние силы, облобызал брата, всех единомышленников своих и ещё раз напомнил молитвенно об их общем труде: «Благословен Бог наш, иже не дасть нас в ловитву зубам невидимых враг наших, но сеть их сокрушися, и избавил нас от истления...» 14 февраля 869 года, Мефодий напомнил стоящим перед гробом, что брат его, оставивший для них всех такой великий дар и такой небывалый образ бескорыстия, прожил совсем ведь немного, - всего сорок два года. Но как же это столь малое уместило в себе столь неисчислимое? Прощание с Философом вдруг напомнило времена более чем годовой давности, когда Рим торжественно встречал братьев. Напомнило просто-таки исключительным вниманием, которое вновь проявлял Адриан II, - но теперь уже к проводам младшего из гостей-византийцев. Всё устройство отпевании апостолик взял на себя. Потребовал участвовать в прощании с новопреставленным не только подопечное ему духовенство, но и всех-всех римлян. Просьба прибыть касалась также священников и монахов греческого обряда, что немалым числом жили в городе. Агиограф Кирилла приводит важную подробность события: Адриан повелел «со свещами сшедшеся пети над ним (Кириллом. - Ю.Л.) и сотворити провождение ему, якоже и самому папежу». Отпеть монаха-чужеземца, к тому же совсем недавно постриженного, отдав ему почести, достойные римских пап - это что-то да значило! Мефодий и его спутники снова оказались на виду у всего города. Будто и не было перед тем нескольких месяцев тягостной остуды по отношению к ним со стороны Ватиканского холма. Оставалось лишь гадать, что именно стояло за такими особыми знаками сочувственного внимания.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/26/...

и Мефодия в дни их смерти - 14 февр. и 6 апр. ( Ангелов Б. 1955. С. 59), но впосл. были установлены 11 мая и (реже) 25 авг. как общие дни их памяти. Гипотезы о выборе этих дней основаны на 2 предположениях: о перенесении дней памяти с предпасхального на др. период года и о выборе дня памяти Мефодия общим (11 мая считается реальной датой из его жизни - днем освобождения из баварского плена, см.: Турилов. 2000. С. 23-25; Чешмеджиев. 2001. С. 79). Но, возможно, последняя дата возникла в силу контаминации К. и Мефодия со святителями Кириллом и Афанасием, патриархами Александрийскими ( Чешмеджиев. 2001. С. 58-60, 182-186), которые имели утраченный впосл. общий день памяти 3 мая ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130; Le ménologe impérial de Baltimore/Publ. F. Halkin. Brux., 1985. (SH; 69); Менолог. С. 194-195, 279, 235). Под влиянием этой контаминации для памяти слав. первоучителей подбирался подходящий день в 1-й пол. мая, что отразилось, напр., в месяцеслове Успенского сборника, где Похвальное слово стоит под 10 мая, но дата подправлена теми же чернилами, и первоначально там значилось, вероятно, 6 мая (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 188; ср.: Турилов. 2000. С. 21; Лосева. 2001. С. 79). 25 авг. как общая дата памяти К. и Мефодия (без упоминания майской) встречается исключительно в южнослав. (западноболг. и серб.) рукописях. Вероятно, она связана с жизнью равноап. Мефодия и возникла в Охриде в период Второго Болгарского царства или в Охридской архиепископии ( Турилов. 2000. С. 21-23). В большинстве слав. месяцесловов раннего периода (напр., святцы Остромирова Евангелия 1056/57 г.) дни памяти К. и Мефодия часто объединены в один праздничный цикл с памятью обретения мощей сщмч. Климента Римского (30 янв.). Общая дата памяти слав. первоучителей 11 мая отмечена только в восточнослав. рукописях - на рус. почве ( Турилов. 2000. С. 21). Лишь В. Киселков связывал ее с установлением празднования К. и Мефодию болг. царем Калояном после заключения им унии с Римской Церковью ( Киселков.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».

http://pravicon.com/info-2680

Обычно, когда в какой-либо праздник хотят почтить и порадовать виновника торжества, приглашают хор, приветствуют речами, стихами и пением. Сегодня я слышал божественно дивный хор, которым Святая  Церковь  почитала Искупителя мира. Громадный хор, голос его могуч, музыка исполнена чудной гармонии, воспевая несмолкаемо: «Господа пойте дела и превозносите Его во веки». Кто это поет? А вот послушайте: «Благословите, ангели Господни, небеса Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки». Вот чья первая арфа звучит в этом хоре. Ангелы, небеса небес прежде всего несмолкаемо поют чудную песнь. К ним присоединяют свои гимны воды, яже превыше небес, вся силы Господни (читает всю песнь). К хору небесных сил присоединяются голоса святых пророков, провозвестивших Искупителя, апостолов, хоры победные мучеников, мучениц, страстотерпцев, исповедников, хоры преподобных, тесным путем, тяжелою борьбою с собою, со своим «я», достигших светлых чертогов; хоры всех праведных воспевает песнь. На весь мир звучит победная арфа, согласно, гармонично звучат ее струны. Разве расстроится дивный хор, если порвется маленькая струночка? Нет! А потому, друг мой, ты, который скорбишь, что среди хора на земле есть такие, которые не хотят петь гимн и пытаются своими ничтожными слабыми голосами прервать победную песнь, не бойся. Жалкие голоса даже не слышны в громадном хоре: струн порвавшихся не заметят торжествующие певцы. Воспрянь духом, подыми скорбно поникшую голову и слушай, как хор в честь Воскресения наполняет небо и землю, спускается в самый ад, куда несется весть Воскресения и прощения. И в твоей душе грешной, скорбной, унылой звучит этот гимн; прислушайся к нему и присоедини свой голос к хору Воскресшего. 11 (24) мая, день равноап. Кирилла и Мефодия, Николо-Пешношский монастырь. Литургия. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Поздравляю вас, возлюбленные мои, и радуюсь, что вы сегодня и вчера подходили к Животворящей Чаше. Теперь вы соединились со Христом. Его святейшая Кровь течет в вашей крови. Он Сам вошел и освятил каждую частичку вашего тела. Теперь вы – дети Божии, родные детки Божии, и вот на прощание мне хочется сделать вам подарок. Хочу вам подарить от преподобного Мефодия драгоценную цепочку из золотых колечек, пусть будет у вас на сердце, пусть хранится в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Архив Пн Состоялось итоговое заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии 13 мая 2019 г. 18:18 В Красном зале Храма Христа Спасителя в Москве под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , главы Издательского Совета Русской Православной Церкви, состоялось итоговое заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В заседании приняли участие: ректор Литературного института А.Н. Варламов, помощник председателя Издательского Совета Д.М. Володихин, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Воропаев, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД РФ Ю.П. Вяземский, председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, старший научный сотрудник Института мировой литературы Н.В. Котрелев, писатель В.Н. Крупин, поэт Ю.М. Кублановский, писатель Ю.М. Лощиц, ректор Московской государственной консерватории А.С. Соколов, президент Российской государственной библиотеки В.В. Федоров, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков . Открывая заседание, митрополит Климент обратился с приветственным словом к участникам и огласил рабочую повестку. Председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов выступил с сообщением, посвященным работе Совета экспертов Патриаршей литературной премии, представив кандидатов на включение в список номинантов девятого премиального сезона. По итогам обсуждения был сформирован короткий список номинантов Патриаршей литературной премии 2019 года, в который вошли: В.В. Бондаренко, Д.М. Володихин, В.В. Дворцов, К.В. Скворцов, А.Н. Стрижёв, М.А. Тарковский и М.А. Чванов. Имена лауреатов Патриаршей литературной премии будут названы в день торжественной церемонии, которая состоится в Храме Христа Спасителя 23 мая. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5435074.ht...

Однако в Сербской Церкви книгу встретили сдержанно, она не вдохновила священноначалие на проведение в 1885 г. торжеств в честь 1000-летия со дня смерти равноап. Мефодия, какие прошли в нек-рых правосл. Церквах. Патриарх Сербский Герман (Анджелич) в день юбилейной даты разрешил отслужить лишь поминальный парастас. На это Н. остро отреагировал в ст. «Являются ли славянские апостолы Кирилл и Мефодий святыми?» (Да ли су словенски апостоли Кирил и Memoдuje свеци?//Истина. Задар, 1888. С. 14-21, 49-56, 87-107, 158-186), опубликованной под псевдонимом «А. Н.», в к-рой проследил историю канонизации святых в правосл. Церкви и привел свидетельства почитания Кирилла и Мефодия у греков, славян, и особенно у сербов. Нежелание Сербского патриарха поддерживать почитание равноапостольных братьев он объяснял политическими причинами. В предисловие к «Молитвослову» (Православни молитвеник. Мостар, 1902) Н. включил тропарь и кондак святым Кириллу и Мефодию в переводе с рус. языка. После восшествия на Далматинскую кафедру Н. занялся изучением истории Православия в Далмации с целью определить роль серб. населения в общественной и политической жизни этой области. Ранее исследователи обращались к этой теме поверхностно, поэтому было распространено мнение, что Православие в регионе появилось только в XIX в. благодаря др. народам, а не сербам. В архивах Задара, Дубровника и Венеции Н. собрал богатый документальный материал. Следуя принципам своего учителя архим. Илариона (Рувараца) , он опубликовал вначале оригиналы документов - «Описания истории Православной Церкви в Далматинско-Истрийской епархии с XV по XIX вв.» (Списи о ucmopuju православне цркве у дaлмamuhcko-ucmpujckoм владичанству од XV до XIX вв. Задар, 1899), а затем ряд статей об истории униатства в этом регионе, о правах на религ. и национальную самобытность сербов в Далмации. Потом опубликовал обширное исследование «Православная Далмация: Исторический обзор» (Православна Дaлмaцuja: Ucmopujcku преглед. Нови Сад, 1901), название которого является аллюзией на католич. издание «Католическая Далмация» (Католичка Дaлмaцuja), выходившее с 1870 г. Н. относит появление Православия в Далмации к X в., последовательно связывает национальную идентичность сербов и хорватов с православием и католицизмом соответственно и приводит ряд документальных свидетельств религиозной нетерпимости в Австро-Венгрии. По мнению Р. Лушича, эта монография до сих пор имеет важное значение для осмысления проблем униатства среди правосл. сербов, а также для изучения истории Дубровника и дубровнической культуры в целом ( 2012). С. Бачич отмечает, что сочинение Н. повлияло на ряд серб. историков и могло бы быть полезным также для хорватских историков, предоставив им новый взгляд на ряд событий, игнорируемых хорватской историографией ( Ba i . 1998).

http://pravenc.ru/text/2565566.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010