Центром Дней славянской письменности и культуры в этом году станет Ростов-на-Дону 12 мая 2005 г. 12:44 В двадцатых числах мая по стране пройдут Дни славянской письменности и культуры. Праздничный день в честь славянских просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия был установлен постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР в 1991 году. В первые годы проведения праздничных мероприятий их центром традиционно становилась Москва. Затем традиция отмечать день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия (24 мая по новому стилю) распространилась и на другие города России и ближнего зарубежья, а само мероприятие превратилось в крупный церковно-культурный форум. Напомним, в прошлом году центром проведения Дней славянской письменности и культуры была Самара. В этом году решением Министра культуры и массовых коммуникаций центром торжественных мероприятий станет Ростов-на-Дону. 1 марта 2005 года в министерстве культуры РФ состоялась встреча сопредседателей Оргкомитета по подготовке Дня славянской письменности и культуры митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколова и архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона . Обсуждались вопросы подготовки и проведения Дня славянской письменности и культуры в Ростове-на-Дону. В рамках этих мероприятий планируется провести в течение апреля—мая международную научно-практическую конференцию «Славянский мир: общность и многообразие», кинопоказ фильмов православной тематики, массовый «Народный праздник», музыкально-драматическое действо «В начале было слово». Также состоятся открытие Атаманского дворца в Новочеркасске и Епархиальной общественно-образовательной школы Преполовенского храма в Ростове-на-Дону и другие мероприятия. Начало ежегодным торжествам положит праздничный молебен на площади у Ростовской публичной библиотеки. Однако это не означает, что столица или регионы останутся в стороне. Традиционно насыщенная и разнообразная культурно-просветительская программа ожидает участников Дней в Москве и Санкт-Петербурге, других городах России и стран СНГ. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/9440.html

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия , в котором подчеркивается, что сегодняшнее духовное возрождение России немыслимо без обращения к вековым культурно-историческим и духовно-нравственным истокам. Представитель делегации из Самары, советник губернатора Самарской области войсковой атаман Волжского казачьего войска Б.Н.Гусев передал вечевой колокол, который хранился в Самаре, прежде бывшей центром празднования Дней славянской письменности и культуры. Ударом в этот вечевой колокол было возвещено начало праздника в Ростове-на-Дону. Далее гости в сопровождении губернатора и представителей администрации Ростовской области посетили Детскую школу искусств и храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, расположенные в поселке Рассвет, и направились в Новочеркасск. В Новочеркасском музее истории донского казачества они осмотрели экспозицию, посвященную жизни и традициям края, а также приняли участие в открытии Атаманского дворца. В приеме, устроенном в честь проходящих торжеств, принял участие полномочный представитель президента России в Южном федеральном округе Д.Н.Козак. Местом кульминации празднований стала Соборная площадь Новочеркасска. Перед Донским войсковым собором в Новочеркасске были установлены грандиозная сцена и места для восьми восемь тысяч зрителей, но гораздо большее число их увидело торжественное действо благодаря нескольким плазменным экранам, которые были установлены на площади. Прямую трансляцию действа по телеканалу " Культура " смогли посмотреть миллионы зрителей. Со словами приветствия к зрителям обратились митрополит Ювеналий, министр культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколов, губернатор Ростовской области В.Ф.Чуб. Владыка митрополит, в частности, сказал: " Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Уже много лет я участвую в празднике славянской письменности и культуры, который отмечается в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И у меня складывается впечатление, особенно после Дня славянской письменности и культуры в Ростовской земле, что мы находим национальную идею, а точнее, возвращаемся к своим духовным христианским корням. Это самое главное, что мне хотелось сказать вам. Я передаю вам приветствие и благословение Святейшего Патриарха Алексия, и пусть Господь хранит вас всех, дорогие братья и сестры, и великую державу Российскую в мире и благоденствии. Христос Воскресе! "

http://pravoslavie.ru/13660.html

Архив Пн Протоиерей Николай Балашов: Дни славянской культуры укрепляют единство славян 24 мая 2011 г. 11:00 Ежегодно 24 мая в славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника связаны с чествованием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — просветителей, создателей славянской азбуки, которые почитаются как в России, так и в ряде других славянских государств. О роли праздника в сохранении духовного единства славян РИА «Новости»  рассказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов . — В чем Вы видите важность этого праздника для России и других славянских стран? — Письменность, созданная равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, стала для славянских народов ключом к сокровищнице христианской культуры, отправной точкой для колоссального цивилизационного  рывка, который был совершен в сравнительно короткое в историческом смысле время. Этот процесс является общим для целого ряда славянских стран. Праздник Дней славянской письменности и культуры отмечается в Болгарии, в Сербии, в Республике Македония, Польше, Чехии. Он — общий для всех славянских народов, а потому служит нашему общению и укрепляет чувство причастности к общим корням. В основе нашей славянской культуры, нашей последующей истории лежит Евангелие, переведенное для славян двумя подвижниками, двумя миссионерами христианской веры. Этот праздник не только рассказывает о нашем прошлом; он объясняет, с чего начиналась наша письменная культура. А значит, говорит о том, как мы стали теми, кто мы есть. — Как Вы считаете, прижился ли праздник в российском обществе, и сформировалось ли у населения страны понимание того, что это за дата? — В Русской Церкви особое торжественное празднование дня памяти святых Кирилла и Мефодия началось еще в XIX веке. Тогда идеи славянского единства, взаимопомощи и взаимной ответственности славянских народов стали особенно живо восприниматься в российском обществе. Это было связано с активным участием России в борьбе за освобождение славянских братьев на Балканах. Если говорить о государственном праздновании дня Кирилла и Мефодия как праздника славянской письменности и культуры, то оно, начавшись в ранний период перестройки, теперь завоевало свое прочное место в жизни нашего общества и стало связываться с определенными традициями. В этот день проходят  не только богослужения, но и целый ряд светских культурных мероприятий. Но, конечно, хотелось бы, чтобы идея этого празднования была еще глубже воспринята нашим обществом, чтобы мы сумели донести ее до молодежи и детей, чтобы этот праздник стал одним из самых родных и любимых.

http://patriarchia.ru/db/text/1493165.ht...

Патриаршее приветствие участникам празднования Дня славянской письменности и культуры 23 мая 2011 г. 14:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с приветствием к участникам празднования Дня славянской письменности и культуры. Участникам празднования Дня славянской письменности и культуры Возлюбленные о Господе архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, отмечаемым нашей страной и как день славянской письменности и культуры. Сегодня у нас есть возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей. В жизни святых братьев мы можем видеть замечательный пример действия спасительного и благодатного Промысла Божиего об очень многих народах, не только славянских и христианских. Создание письменности, перевод Священного Писания и богослужения на язык наших предков открыли путь к самобытному духовному, культурному, общественному и государственному развитию славянским народам, включая восточнославянские племена, населявшие нынешние Украину, Россию и Белоруссию. Выдающиеся памятники древнерусской письменности и архитектуры, иконописи и церковного пения свидетельствуют нам о том, насколько доброй оказалась та почва, на которую упало семя (см. Лк. 8:15) проповеди братьев-просветителей. Важно понимать, что их труды и в дальнейшем влияли на цивилизационное развитие нашей страны. На протяжении истории Отечества множество этносов в той или иной мере приобщались к культурному достоянию славян, становились продолжателями трудов учеников и последователей святых Кирилла и Мефодия. И ныне это общее наследие является существенным фактором единства нашего общества. В нем проявляется жизненная сила кирилло-мефодиевской традиции, ее способность передавать вечные, непреходящие духовные, культурные, языковые ценности из поколения в поколение, от одного народа к другому. Так, уже в XVIII веке началась разработка алфавитов для бесписьменных этносов, населявших Российскую империю. Эта работа достигла своего пика в первой половине XX века, в результате чего десятки больших и малых народов получили возможность не просто читать, а развивать свои собственные литературы и культуры. В подавляющем большинстве случаев наиболее удачными азбуками были признаны алфавиты кириллической основы, поскольку изобретение солунских братьев и их учеников оказывалось не менее совершенным, чем латиница, содержащая значительно меньшее количество букв и отображающая меньшее количество оттенков звучащей речи.

http://patriarchia.ru/db/text/1492438.ht...

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Российского оргкомитета по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры 20 мая 2011 г. 18:32 20 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в заседании Российского оргкомитета по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры в Доме Правительства РФ. Благодарю Вас, Владимир Владимирович, все высокое собрание. День славянской письменности и культуры мы празднуем уже больше 20 лет, и он находится в календаре российских праздников. Не будем забывать о том, что в течение веков день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия празднуется Церковью. Этот день — как церковный, так и светский — в большинстве случаев государственный праздник во многих странах Европы. Он широко отмечается в Болгарии, Сербии, Чехии, Словакии, Македонии и Польше. И в торжествах принимают участие руководство этих стран, парламентарии, общественные деятели, люди искусства. Празднование Дня славянской письменности и культуры — это событие, это праздник, который принадлежит многим славянским народам на протяжении уже многих и многих десятилетий. Достаточно сказать, что даже в советское время, когда имена Кирилла и Мефодия в нашей стране не очень громко произносились, в Болгарии в этот день устраивались грандиозные манифестации, сравнимые с демонстрациями на 1 Мая. И множество студентов, интеллигенция, представители общественных организаций участвовали в этом праздновании. Другими словами, праздник имеет долгую традицию как в церковной среде, так и в светской среде, и замечательно, что он более 20 лет присутствует и в нашей общественной жизни. Почему День славянской письменности и культуры имеет столь большое значение? Видимо, потому, что этот праздник говорит нам очень много о нашей истории. Но было бы большой ошибкой воспринимать его только как нечто, принадлежащее прошлому. Он объясняет нам, почему мы такие, какие есть, а значит, как наилучшим образом нам строить наше будущее. Вот именно об этом послании, мне кажется, и должны говорить все праздничные мероприятия.

http://patriarchia.ru/db/text/1490333.ht...

Как замечательно, что в современной России к нам пришло осознание важности этого начала. Как замечательно, что мы вспоминаем этот деньдень памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, что мы собираемся вместе для того, чтобы в сердце нашей родины, в сердце нашей столицы вместе отпраздновать этот праздник! Всем вам и всему народу нашему желаю мира, духовной силы, способности решать те проблемы, которые возникают на нашем историческом пути, и верю, что мы справимся с этими задачами, что путь наш будет славным, ведущим к замечательным свершениям и целям. Пусть Господь хранит Отечество наше, народ наш и всех вас, мои дорогие! С праздником!» Затем выступила заместитель председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, отметившая, что праздник на Красной площади объединяет все большее количество людей во всех регионах России и в других странах. «Мы бесконечно благодарны нашему Патриарху за то, что он стал родоначальником замечательной традиции. Мы собираемся вместе уже шестой год подряд. Сегодня вместе с нами поет вся Россия, все 85 субъектов Российской Федерации, около миллиона человек. Очень важно, что праздник перешагнул границы Российской Федерации. Сегодня вместе с нами поют Сербия, Болгария», — сказала, в частности, О.Ю. Голодец, выразив надежду, что «год от года будет шириться содружество народов», участвующих в празднике, «который славит наши языки и нашу культуру». Ведущие концерта и О.Ю. Голодец от имени всех присутствующих поздравили Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства, хор исполнил «Многая лета» на музыку С.С. Прокофьева. На сцену были приглашены учащиеся первых классов образовательных учреждений, которым было присвоено звание «Лучшие школы России 2017 года». Первоклассники получили из рук Святейшего Патриарха Кирилла и О.Ю. Голодец книги. К концерту на Красной площади присоединились города России и столицы славянских стран. Состоялось прямое включение из Софии. Прозвучал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия на болгарском языке в исполнении Сводного хора Софии под управлением Татьяной Христовой (дирижер на Красной площади — А.А. Пузаков).

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В период празднования проводятся различные церковные мероприятия: посвященные святым Кириллу и Мефодию богослужения в Успенском соборе Кремля и других храмах России, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки, концерты. С 1991 года в рамках празднования дней славянской культуры и письменности проходит ежегодная духовно-культурная экспедиция «Славянский ход» по городам России. Это интересно В болгарских школах накануне дня святых Кирилла и Мефодия проводятся «дни букв» — викторины и образовательные игры. В Чехии день памяти братьев Кирилла и Мефодия и праздник славянской письменности отмечается 5 июля. Центры празднования дней славянской культуры и письменности До 2010 года каждый год центр празднования переносился в какой-либо из русских городов. В 1986 году это был Мурманск, в 1987 — Вологда, в 1992 и 1993 — Москва.   Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Славянская площадь, Москва С 2010 года столицей дней славянской письменности стала Москва.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 марта, 2024 14 октября, 2023 18 апреля, 2023 16 апреля, 2023 13 апреля, 2023 9 апреля, 2023 9 апреля, 2023 7 апреля, 2023 25 января, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/den-slavyanskoj-pismen...

6. В иночестве Анастасия, в 2009 году причислена к лику местночтимых святых в Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата. Дополнение о её присутствии на Кирилловском юбилее взято из: Празднование тысячелетия со дня кончины Св. Кирилла в Санкт-Петербурге//Волынские Епарх. ведомости. 1869. Ч. неоф. С. 242. 7. Празднование тысячелетней годовщины от кончины Св. Кирилла, просветителя Славян//Киевские Епарх. ведомости. 1869. Раздел второй. С.178. 8. Празднование тысячелетней памяти... С. 57-58. 9. Черных Е.А. Восстановление официального почитания Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Российской Империи XIX века//CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Выпуск VIII. 2017.С. 110-111. 10. Празднование тысячелетия памяти Святого Кирилла - первоучителя славян 14 февраля 1869 г. в Москве... Там же . 11. Празднование в Новочеркасске тысячелетия со дня кончины Св. Кирилла, просветителя славян.//Донские Епарх. ведомости. 1869. Отд. неоф. С. 133-134. 12.Тысящелетняя годовщина со времени преставления просветителя славян Св. Кирилла.//. Минские Епарх. ведомости. 1869. Отд. неоф. С. 85. 13. Приложение к III тому записок Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1869.С. 1-2. «Слух» оказался правдивым: Славянское общество в Одессе действительно было в скором времени основано. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/02/...

Особо чтил А.Ф. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей словенских. Они ему были близки не только по воспоминаниям о домовом храме в их честь в Новочеркасской гимназии, где он учился и любил молиться, но и как покровители философии и филологии. В день их памяти он и преставился ко Господу. Позвольте теперь представить вашему вниманию некотрые рассуждения А.Ф. о вере и разуме, о догматах веры, об идеальном и материальном, о предвидении и предопределении Божием, добре и зле, о непротивлении злу насилием, о священстве, о молитве, о жизни и бессмертии, всемирной истории и путях ко спасению. О вере и разуме На мой вопрос: «Как поживаете, Алескей Фёдорович?» в ответ слышу: «Моя душа – на тройку, разум – на пять с плюсом. Я только и живу разумом. Разум выше всякой логики, он не признаёт капризов душонки, рассуждений рассудка. Разум видит непосредственно, он созерцает. Рассудок говорит: разве совместимо существование Бога с неисчислимыми страданиями людей? Разум отвечает: молчи, жалкая, бренная душонка, Бог есть!» Обычно говорят: «В душе я верю в существование Бога, но ум мой, сомневаясь в этом ежечасно, мешает мне искренне верить». «У меня, – говорит Алексей Фёдорович, – всё наоборот: душонка пищит, сомневается, а разум неумолимо свидетельствует – Бог есть!». «Что есть вера?» – спрашиваю я. А.Ф.: «Вера – утверждение факта как именно факта, без каких-либо умозаключений о нём». Исходя из этого определения, Алескей Фёдорович считает, что всякий человек неосознанно и осознанно верит в фактическое существование Бога, души. «Каждый знает, что такое Бог, что такое душа, а если даже и пытается кто-то отрицать свою веру, то тем самым обманывает себя и других или просто притворяется. Спорить тут можно только по поводу определений Бога и души. Но это есть уже наука о факте. Слепая вера – предзнание. Веру и разум уместно противопоставлять в структуре, но не в познании предмета. Предмет же мы постигаем и с помощью веры, и с помощью логики, разума. Сама по себе вера не нуждается ни в какой логике, ни в каких доказательствах, хотя доказательства предмета веры, например, бытия Божия, могут быть. Бог является нам и в разуме. У Гегеля такое доказательство есть. Он называет Бога

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

Из слова по окончании Литургии, совершенной совместно со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом в храме Христа Спасителя в Москве 24 мая 2014 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла) и День славянской письменности и культуры Слово – это великая сила Слово – это великая сила. В слове проявляется человеческая личность. Без работы ума не может быть слова. Но слово формирует не только сам человек – его формирует окружающая среда. Именно поэтому без слова не может быть культуры. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий дали это слово нашим замечательным предкам. И благодаря им, и благодаря народам славянским и нашему русскому народу, сегодня существует великая славянская цивилизация и великая русская культура. В культуре есть много разных проявлений, каждое из которых так или иначе соотносится с человеческим умом и с человеческим сердцем… Одним из очень важных проявлений нашей скрытой внутренней жизни вовне является песенное слово. Песня идет от ума и сердца Песня – это, конечно, часть нашей культуры, которая обладает огромной силой. Песня объединяет людей, песня дает возможность выразить сильно и убедительно те мысли, которые не достигают людей иным способом. Каждый из нас знает: собираются добрые друзья, и в какой-то момент этой встречи кто-то запевает песню. Она объединяет больше, чем любые слова, больше, чем любые жесты. Песня идет от ума и сердца.      Поэтому, размышляя о том, как лучше отпраздновать День славянской письменности и культуры, многие из нас пришли к убеждению, что самым лучшим способом будет организовать всероссийский песенный праздник – от Калининграда до Владивостока, – центром которого является Первопрестольный столичный град Москва. И сегодня мы будем все вместе петь – петь от сердца, петь друг с другом, петь, создавая единый хор – единый хор размером во всю страну. Мы объединимся вокруг этого действа и почувствуем близость друг к другу, почувствуем значение народного единства.

http://pravoslavie.ru/70995.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010