6 октября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Возвратился я в Москву благополучно. Но в воскресенье имел неосторожность воспользоваться случаем смотреть новосозидаемый дворец, и получил простуду, и сегодня возымел нужду во враче. В проповеди, которую Вы хотите напечатать, понадобилось переменить одно место. Прилагаю о сем записку. Тогда как сие пишу, приносят рукопись, одобренную цензурою. Не решаюсь переменить без ведома цензуры. Посылаю рукопись и записку; покажите цензорам и возьмите их решение» (Письма преподобному Антонию. С. 275. 342). 9 октября. Резолюция на отношении помещицы о невоздержной жизни священника: «Поскольку священник Афанасьев... ныне за нетрезвость и безпорядки состоит в запрещении священнослужения; теперь наконец оговаривается в том, что его худой пример и недостаток пастырских увещаний возродили пагубное происшествие, мятежное действие крестьянских жен, то священника Афанасьева от сего места отрешить и с продолжением запрещения священнослужения, ношения рясы и благословения рукою, определить на причетническое место в другом уезде, до решения касающегося до него дела» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 90. 9774). 10 октября. Резолюция на прошении флигель-адъютанта о переводе в его имение на место умершего иерея, нового: «Жаль осиротевшего семейства. Но и желание помещика заслуживает уважение, потому что от него причт имеет содержание и домы. Посему учинить следующее. Соснинскаго священника, есть ли по справке сомнения не окажется, в Воскресенское перевесть. Вдове предоставить приискивать достойнаго, котораго бы со взятием ея дочери можно было поместить в Соснино» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 45. 9679). Резолюция на показании пономаря о своей самовольной отлучке от должности: «За самовольную отлучку от сей церкви его отрешить. Определить на причетническое в село, что предоставляется преосвященному» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 46. 9681). 11 октября. Служение литургии и молебна, сопровождение крестного хода вокруг Кремля в день памяти изгнания французов из Москвы В 1812 году (МВ. 1842. 82. С. 613).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Равным образом и в 1842 году, когда, по делу о литографированных переводах св. Писания, святителю Филарету также пришлось испытать много скорбей и даже потерпеть безвозвратное удаление на епархию из Петербурга, за то будто бы, что он противодействует (своими заботами о доставлении православному народу способа читать священное Писание с удобнейшим по возможности разумением) господствующему в правительственных кругах воззрению на употребление Библии, он писал духовному отцу своему, наместнику Лавры Сергиевой архимандриту Антонию: «записку о пособиях к разумению священного Писания, которую вы от меня имеете 20 , насильно выманили у меня 21 под тем предлогом, чтобы лучше понять мысль, поданную в начале не мною 22 ; это было приватно. Я думал, что если найдут это возможным, то будут рассуждать о сем в Св. Синоде; вместо того записка ещё не утвердительная представлена в виде моего личного мнения, без объявления мне, что есть противное мнение; написано опровержение в преувеличенных выражениях, которыми всякое толкование Св. Писания признано излишним и опасным; сие подписано владыкою Новгородским 23 и его мнение Высочайше утверждено. Сие совершилось 7 марта; 9-го был я в Синоде, не зная сего, и в сей день не объявлено; 10-го приехал я в Св. Синод, также не зная, что мне готовится: но в половине заседания почувствовав себя нездоровым, отправился домой, и приготовленное мне 24 внезапно объявление, которое в состоянии нездоровья особенно было бы трудно выслушать, последовало без меня, не без удивления других, что я так внезапно удалился пред самым объявлением. Помолитесь, чтобы Господь вразумил меня, что я должен делать, и скажите мне благое слово совета. Забота не о том, что случилось лично со мною, а о том, могу ли я сколько-нибудь быть полезен службе. Не указуется ли мне время устраниться, чтобы оплакивать грехи мои, и вне мятежа дел молиться о благосостоянии святой Церкви» 25 . Иначе сказать, святителю мудрому, многоопытному, ревностному о благе Церкви и отечества приходилось склоняться к мысли об удалении на покой, когда этот святитель особенно нужен был для Церкви русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пастырь пастырей К 85-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 21.02.2014 485 Время на чтение 26 минут 23 февраля 2014 года приснопоминаемому Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II исполнилось бы 85 лет. Накануне этой памятной даты мы публикуем отрывки из его бесед и речей, обращенных к современным пастырям Русской Православной Церкви. Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского 2 декабря 2008 г. Среди огромного множества видов деятельности Святейшего Патриарха Алексия II особое место занимает его работа с другими пастырями Русской Православной Церкви. В своих бесчисленных выступлениях он постоянно обращался не только к пастве, но и к священникам, монахам, архиереям, выделяя различные стороны пастырского служения, нуждающиеся в улучшении, исправлении, а нередко - и в искоренении. Доклады на Архиерейских Соборах он наполнял необходимыми наставлениями по всем аспектам церковной жизни, строго требуя от пастырей неукоснительного исполнения его пожеланий. Но самой главной трибуной для этого являлись ежегодные Епархиальные собрания Москвы . Перечитывая теперь его выступления, поражаешься тому вниманию, которое уделял Предстоятель каждой черточке религиозной жизни, каждому самому мелкому штришку. Его послания московскому Епархиальному собранию всегда были до краев наполнены критикой. Святейший Патриарх являлся здесь не в привычном для него благом образе, излучающем любовь, свет, радость, а в виде грозного, порой даже гневного судии. Он выходил на трибуну как на огневой рубеж, с которого нужно вести беспощадную стрельбу по всем отрицательным проявлениям в церковной практике. Каждое такое Патриаршее послание незримо украшал девиз: «За чистоту Церкви!» Отчитываясь перед Епархиальным собранием Москвы, Святейший Патриарх Алексий II обычно начинал с рапорта о том, сколько им за год совершено богослужений, хиротоний, сколько построено и освящено храмов, каково количество епархий, приходов, называл число священнослужителей и архиереев, монахов в монастырях, говорил, сколько воскресных школ, духовных училищ и т.д. Рассказывал о поездках по епархиям и за рубеж, о новых полезных свершениях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Со словом поздравления к юбиляру обратился епископ Иосиф. Он сказал о том, что нет надобности перечислять все труды и заслуги Владыки митрополита Ювеналия перед Церковью, Отечеством и народом Божиим, ибо он слишком высоко стоит на свещнице церковного служения, и эти труды видны и известны всем. «Но мы имеем глубокую внутреннюю потребность выразить сегодня Вам нашу сыновнюю любовь, наше уважение, наше благоговение перед Вами. Современники говорили о Вашем прославленном предшественнике по управлению Московской и Коломенской епархией, святителе Филарете, что он был архиереем с утра до вечера, и с вечера до утра. Эти слова в полной мере приложимы и к Вашему церковному служению. В нем мы видим для себя высокий пример и образец для подражания», – подчеркнул Владыка Иосиф. «Христу, рождшемуся в Вифлееме граде, волхвы принесли дары. Отсюда идет христианская традиция в дни рождения в знак любви и уважения преподносить подарки»», – сказал епископ Иосиф. Он преподнес юбиляру крест и две панагии, выполненные по образцу тех креста и панагии, которые принадлежали некогда священномученику Ювеналию (Масловскому), архиепископу Рязанскому, и которые в день личной Пятидесятницы Владыки Ювеналия при его архиерейской хиротонии возложил на него ее совершитель, блаженной памяти митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, его духовный отец и наставник. С этими святынями Владыка Ювеналий участвовал в совершении архиерейской хиротонии епископа Иосифа, а затем, провожая его на служение в древний родной Ярославль, передал ему их. «Нам хочется, чтобы эти крест и святые панагии напоминали Вам и о Вашем авве Владыке митрополите Никодиме, и о нашей к Вам любви и уважении, и о Вашем сегодняшнем юбилее», – сказал Владыка Иосиф. Он передал так же Владыке митрополиту заранее к этому дню приготовленный трагически погибшим архимандритом Германом (+26 июля 2005 г.), как бы от его рук, серебряный с чернью и филигранью архиерейский жезл. От лица благотворителей-мирян епископ Иосиф вручил юбиляру прекрасно вышитую золотом на зеленом бархате митру.

http://pravoslavie.ru/14707.html

2475 Поучение в день памяти святых триех святителей и поминовения (По случаю столетнего юбилея) святителя Московского Филарета, 30-го января 1883 года. Из „Уфим. Епарх. Ведом.“ Уфа, 1883. 2476 Константин, в монашестве Николай, мой келейник в Витебске († 1874 г.) Примечание автора Хроники. 2477 Зверинский Μ.П. – мой домашний секретарь, переехавший со мной из Витебска в Харьков и там оставшийся. Примечание автора хроники. Зверинский ныне чиновник Харьков. отделения Госуд. банка. 2485 Напечатана в сборнике; Речи, говоренные в разное время Саввою архиеп. Тверским, Тверь, 1892, стр. 94–96. 2491 Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историей. Апологетический опыт. Москва, 1833. 2498 В этом смысле богословие Иринея хотя хронологически предшествует Тертуллиану и Ипполиту, но в историко-прагматическом отношении может быть рассматриваемо после них, поскольку их учение имеет непосредственную связь с воззрениями древнейших апологетов и гностиков. 2499 Подробнее об этом пожертвовании сказано было выше. Приняв сие пожертвование, Совет Братства постановил, чтобы проценты с пожертвованного капитала, который, по желанию жертвователей, должен был оставаться неприкосновенным, выдавались не только наиболее нуждающемуся студенту, но именно студенту-священнику, или, если бы в числе студентов не оказалось священников, то студенту, имеющему намерение поступить в духовное звание. 2500 Не излишне заметить, что суммы, пожертвованные на поминовение, Советом Братства были приравнены к взносам пожизненных членов, а потому целиком вносились в запасный капитал. Жертвовавшие на поминовение не менее ста рублей, обыкновенно становились пожизненными членами Братства. 2501 Приводятся только те пожертвования, которые не вошли в общую сумму поступлений от пожизненных членов, указанную выше. 2502 В отчёте за 1881 год записаны четыре такие пожертвования по 3 р. каждое; в отчёте за 1882 год – пять пожертвований по 3 р. каждое: в отчёте за 1883 год – три пожертвования – два в 3 р. и одно в 4 р.: в отчёте за 1884 – четыре пожертвования – три в 3 р. и одно в 1 р.; в отчёте за 1885 год – три пожертвования в 4, 3 и 2 р.; в отчёте за 1886 год – три пожертвования – два в 3 р. и одно в 2 р., в отчёте заˆ1887 год значатся два пожертвования – в 2 р. и в 1 р.. в отчёте за 1895 год – одно пожертвование в 3 р., в отчёте за 1897 год – два пожертвования по 3 р.. в отчёте за 1898 год одно пожертвование в 3 р. и в отчёте за 1899 год, также, одно пожертвование в 3 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Каковы ближайшие планы развития семинарии в этом учебном году? — Мы намерены провести несколько крупных проектов различной направленности. Ближайшие из них – Фестиваль воскресных школ «Духовный сад Семиречья», который запланирован на дни осенних школьных каникул. Кульминацией Фестиваля станет детская литургия в Кафедральном соборе, за которой мы ожидаем присутствие порядка 1 000 православных детей.  Причем петь за богослужением будет несколько детских хоров. Студенты семинарии примут участие в подготовке творческих конкурсов и спортивных соревнований в рамках Фестиваля. В конце ноября — начале декабря в семинарии запланирована научно-практическая конференция памяти святителя Московского Филарета (в его честь освящен семинарский храм). — Владыка, мы знаем, что Вы пишете стихи. Можно в заключение интервью попросить Вас рассказать одно из Ваших новых стихотворений. — Можно.РоссияВ краю печальном, бездорожном Умолкли крики журавлей. Там зверь ступает осторожно На иней замерших полей Там словно  в горестном раздумье К воде склоняются кусты. И пар от речки в новолунье Согреет ветхие листы. Там звезды меркнут в тучах серых, Там на исходе сентября Дрожит на бревнах обомшелых Неясный свет от фонаря, Там птичьи звучные напевы В  лесной умолкнут  глубине. И говорят, что ходит  Дева По умирающей стране. Там ночь покроет снежным прахом Во мхе нарубленную  гать Лишь там дано любить монаху И четки красные вязать. 1 сентября 2011 Источник: портал «Татьянин День» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 августа, 2019 22 августа, 2019 5 декабря, 2019 16 октября, 2019 11 октября, 2019 2 октября, 2019 20 сентября, 2019 26 августа, 2019 23 августа, 2019

http://pravmir.ru/episkop-kaskelenskij-g...

Свет и тьма, сыны света и бесплодные дела тьмы... Что такое свет и тьма в библейском смысле? Это некие видимые, понятные для человека образы, которыми обозначаются добро и зло. Свет — это добро, а тьма — это зло. Но это не только метафоры. Мы знаем, что в начале творения вселенной «создал Бог свет» (см. Быт. 1:3). Ничего не было — была тьма. Не было жизни, не существовало космоса, не существовало ничего — была тьма. И Бог создал свет. Ученые называют это мгновение Большим взрывом, появлением энергии. Мы в Церкви такими научными категориями не оперируем, хотя и знаем о них. Но свет — это действительно энергия, без которой не может существовать вселенная. А что же тогда тьма? Если свет — это жизнь, то тьма — это небытие, тьма там, где нет света. И если под образом света слово Божие говорит нам о добре, то под образом тьмы говорит о зле. Казалось бы, совершенно очевидные вещи: добро и зло. До недавнего времени ни у кого не возникало вопросов, что есть добро, а что — зло, потому что на протяжении тысячелетий люди хранили в своих сердцах то, что Бог им вложил — способность отличать добро от зла. Губительность, соблазнительность, опасность века сего заключается в том, что люди перестают различать добро и зло. Теперь появилось новое представление, что свободный человек сам определяет, что есть добро, а что — зло. Нет никакого объективного критерия, никакого объективного мерила добра и зла — основой, началом всему является человек. И мы видим, что происходит. То, что еще вчера почиталось святым, непорочным, что защищалось всей мощью культуры, литературой, изобразительным искусством, поэзией, сегодня растаптывается, уничтожается, подвергается осмеянию, и грех выставляется как некая добродетель или, по крайней мере, как равная добродетели модель поведения. И этот поток, разрушительный поток, сметающий границы между добром и злом, приносится в каждый дом через средства массовой информации, и мы знаем, сколь опасно это движение к сердцу и уму людей. Как же нам различить в наше смутное время, где добро, а где зло? Может быть, во времена апостола Павла различить было легче? Если бы было легче, то, наверное, он не сказал бы Ефесянам: «Испытывайте, что благоугодно Богу». Это ключевые слова. Добро есть то, что благоугодно Богу. Бог и есть абсолютный, вечный и неизменный критерий истины, правды и различения добра и зла; и для того чтобы зло победило, нужно Бога низвергнуть. Уже столетиями, если не тысячелетиями, идет эта борьба с краеугольным камнем существования человеческой цивилизации. Если Бог будет низвергнут, то не будет различения добра и зла, и то, что вчера было злом, сегодня назовут добром. То, что вчера запрещалось человеческими законами, сегодня законами будет разрешаться и поощряться — только Бога нужно уничтожить.

http://patriarchia.ru/db/text/2627719.ht...

—36— и соблюдать прописанную терапию. Он дал ему каких-то безвредных порошков, а на следующий, кажется, день прописал рвотного и предупредил, что это лекарство должно уже подействовать окончательно. Когда наступил момент действия, больного подвели к окну, а в это время растворились больничные ворота и из них выехал настоящий воз с сеном. Больному разъяснили, что это – как раз, вышедший из него воз. Такому наглядному доказательству он не мог не поверить и вылечился: вечером он уже не ощущал в животе никакой езды и грохота. Теперь я вам приведу пример для разъяснения последнего воспитательного фактора – подражания, – разъясняющий, насколько развита в детях подражательность и как они точно усваивают окружающую их действительность. У Гл. Успенского в рассказе „Малые ребята“ рассказывается, как дети, подражая только что происшедшему случаю, – поимке почтальона, хотевшего утащить сумку с деньгами, – играют в вора. При этом они, по замечанию автора, своим умом и душой воспринимая все, что предлагает им действительность, воспроизводят её с беспощадной фотографической верностью. По всем комнатам и через комнаты на двор несется в сад толпа ребятишек, все в возрасте до 10 лет и догоняют вора. Вор, роль которого исполняет сын деревенского бобыля, год просидевшего в остроге, как ветер несется с сумкой, закинув голову назад, прижав сумку к груди весь потный и бледный. Вора ловят, когда он спотыкается о бревно, отнимают сумку, связывают и начинают судить. Дети сельской интеллигенции исполняют господские роли: исправника и станового. Вора поймали, связали. – Что теперь? – спрашивают мужики. – Теперь к становому, отвечают лавочники. – Мы – десятские, вы – свидетели, а Володя с Колей становой и исправник. Володя! садись на стул допрашивай! Володя садится на стул, но не знает, что делать. – Ругай! – советуют ему. Ругай его сперва: мошенник! каналья! упеку! Володя ругает. – Ударь его по морде! —37— Но Володя конфузится, а лавочники говорят: – Это исправник его ударит. Володя! ты говори: ведите его, подлеца, к исправнику!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь речи – лед, сердца – гранит... И вот из этой самой Москвы, куда душа его летит, ему весточка. Да от кого! От самого владыки Московского! Если бы он получил письмо Филарета в ту пору, когда сочинял «Гавриилиаду», можно только с ужасом вообразить, какая усмешка, какая гримаса исказила бы его рот. Но Пушкин в свои тридцать лет – это уже именно тот гений, коим мы по праву можем и обязаны гордиться. Сейчас это и впрямь уже «умнейший человек России». Он потрясен ответом святителя Филарета. Быть может, он даже целует бумагу, на которой светятся начертанные владыкой буквы. И в воскресенье 19 января 1830 года он садится писать ответное стихотворение: В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Свое творчество он назвал лирой, Филаретово – арфой! Позднее, публикуя эти стансы 12 февраля в «Литературной газете», Пушкин переделает последнюю строку, уйдя от определенного образа митрополита Филарета к обобщенному образу некоего серафима, с маленькой буквы: Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт. Но в тот воскресный день он писал именному адресату – Филарету Московскому . И главное, в чем признается царь русской поэзии, что его душа «отвергла мрак земных сует». С этой очищенной душой он в марте отправится в Москву. 6 мая состоялась его помолвка с Натальей Николаевной, которой он пишет в это время: Прилежно в памяти храня Измен печальные преданья, Ты без участья и вниманья Уныло слушаешь меня... Кляну коварные старанья Преступной юности моей, И встреч условных ожиданья В садах, в безмолвии ночей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя г. Москвы; архимандрит Филарет (Булеков) , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей ; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; благочинные Московской городской епархии , клирики Башкортостанской митрополии и столичное духовенство. На богослужении присутствовали: заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ О.В. Тимофеева; председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике Д.Ф. Мезенцев; ученый-зоолог и телеведущий Н.Н. Дроздов. Среди молившихся были сотрудники православной службы помощи «Милосердие»: сестры милосердия и добровольцы, ухаживающие за одинокими больными, стариками, сиротами и инвалидами, студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, а также Друзья милосердия — люди, которые регулярными пожертвованиями поддерживают работу службы. Также Литургию посетили подопечные службы «Милосердие»: дети из Свято-Софийского социального дома, насельники Свято-Спиридоньевской богадельни, детских и взрослых интернатов, где трудятся сестры милосердия, многодетные семьи и другие. Песнопения Литургии исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев) и детский хор Свято-Димитриевской школы (школа является одним из проектов православной службы «Милосердие») под управлением Е.С. Тугаринова. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были возглашены прошения о нуждающихся, людях в беде и о тех, кто оказывает им помощь: «Еще молимся Всемилостивому Господу и Спасителю нашему о еже призрети на дела наша, к служению ближним совершаемая, и помощь Свою во благовремении подати, и труды наша благодатию Своею благословити, делателей же укрепити и страждущия утешити, молим Ти ся, Милосердый Господи услыши и помилуй. Еще молимся Человеколюбцу Христу Богу нашему о еже ниспослати благословение на всех доброхотно труждающихся, благотворителей, жертвователей и милосердие являющих ко всем страждущим, о них же попечение имамы, о здравии их душевнем и телеснем, да любовию Его спасаемии из глубины сердец воззовут Ему, Всесильный Творче Спасителю наш, милостивно услыши и скоро помилуй. Еще молимся Всещедрому Господу Богу нашему, о еже не отринути нас, грешных, и не лишити земных Его благ, нам потребных, да и небесныя чрез сие служение милосердия унаследим, понеже Сам заповедал еси, еже имети любовь между собою. Темже пощади и ущедри ны, требующия Твоея помощи и заступления, рцем вси, Благосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй».

http://patriarchia.ru/db/text/5315673.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010