Первым оппонентом выступил экстраординарный профессор по кафедре Гомилетики В. Ф. Кипарисов . Он выставил сначала общее положение, в связи с которым стояли его дальнейшие возражения. Основной ошибкой магистранта оппонент объявил неудобную постановку самого исследования, которая с логической необходимостью привела его автора к другим менее важным промахам и недочетам. Сущность этой коренной ошибки заключается в том, что автор защищаемой диссертации поставил своею целью лишь простую систематизацию канонических воззрений митрополита Филарета, отклонив от себя обязанность и даже право критического отношения к систематизируемому им материалу и его сопоставления с ранними трудами ученых исследователей в области канонического права. Вследствие этого труд диспутанта много потерял в своей научной ценности. В сочинении диспутанта настолько мало критического элемента, что порою в него переносятся даже опечатки, встречающиеся в издании филаретовских материалов архиепископа Саввы. Оппонент не признал возможным согласиться с мнением диспутанта, выраженным им в своей речи, будто критическому отношению к воззрениям знаменитого московского иерарха может мешать чувство глубокого уважения —111— к этому великому уму, который может быть по достоинству оценен лишь равносильным ему талантом. В критическом отношении к воззрениям покойного святителя нельзя усматривать, по мнению оппонента, неуважения к его памяти, во-первых, потому, что критика не всегда есть только порицание или пренебрежительная оценка, но также и главным образом сопоставление известных положений с соответствующими положениями как других ученых канонистов, так и с утверждениями самого автора, высказанными по другим поводам, но имеющими отношение к данному положению. Во-вторых, нельзя почтить память великого святителя усвоением тех мнений, с которыми нельзя согласиться. И у отцов церкви встречаются мнения, которых мы не разделяем. Отсутствие историко-критического отношения к материалу прежде всего, по мнению оппонента, неудобно отражается на самой систематизации его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Письмо матери: «Поздравляю Вас, Государыня Матушка, в обновленном жилище и посылаю просфору, принесенную о вашем здравии» (Письма. 1882. С. 383. 455). 20 октября. Резолюция на консисторском определении об уточнении метрики крестьянина и исследовании поступка священника, выдавшего метрику: «О священнике признано уже, что он составил подложный акт в виде метрическаго свидетельства, котораго подложность и по метрической и исповедной книге обличена. Сие противозаконное действие и по гражданским законам и в светских людях осуждается строго, кольми паче не сообразно с добросовестностью священника. Посему слабая мера недостаточна была бы привести его в чувство вины и побудить к исправлению. Притом от Святейшаго Синода было подтверждено деятельно охранять верность метрических свидетельств. Посему священника, вместо полагаемаго духовным Правлением запрещения на четыре месяца, что неудобно для прихода, низвести в причетническую должность на шесть месяцев с запрещением священнослужения» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 59. 10081). Письмо A. Н. Муравьеву: «Затрудняет меня молчание Киевскаго Владыки, которому послал я катехизис, составленный для народнаго наставления. Уже мне снилось, что я получил тетради и жалел, что поздно. Вероятно, так и будет, потому что время уже послать составленный катехизис в Петербург» (Письма. 1869. С. 145. 105). 21 октября. Из воспоминаний В. И. Коптева 212 : «Высокопреосвященный Филарет, митрополит Московский, питал глубокое благоговение к памяти вдовствующей императрицы Марии Феодоровны 213 . Однажды Владыка, беседуя об ней, рассказал мне, что в самый день ея кончины он видел ее во сне: она явилась ему в черной одежде, обшитой по краям полосами горностаевого меха, и, подошедши к нему, приняла его благословение. Поведав этот сон, Владыка много говорил о высоких добродетелях, и в особенности о благотворительной деятельности почившей императрицы, при чем я имел случай заметить, что попечительность ея о благотворительных заведениях была даже загробная, чему служит доказательством ея духовное завещание, писанное ею на французском языке, с котораго я имел у себя копию. Владыка митрополит изъявил желание прочесть оное. Я поспешил исполнить желание Владыки и, доставив ему копию завещания, чрез несколько дней получил ее обратно при следующем письме: “С благодарностию возвращаю акт, который при чтении оказался незнакомым для меня, но который вновь прочитал я с чувством утешения и умиления, с каким и всегда храню память благочестивейшей подлинно и благодетельнейшей императрицы”» (Письма Московского митрополита Филарета к В. И. Коптеву (ДЧ. 1878. Ч. 3. С. 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Почтительнейше сообщая изложенные сведения, приношу искреннюю и глубокую мою благодарность Высокопреосвященнейшему Владыке Савве за присланные мне книги и затем, испрашивая Святительского Вашего благословения и молитв, с чувствами глубокого почитания имею честь быть»... Из Сергиева Посада писал от 11 числа Доцент Московской дух. академии И. Н. Корсунский : «Сугубая радость – по случаю праздника Пасхи и по случаю Монаршего внимания к Вашему Высокопреосвященству – поселяет во мне сугубое дерзновение обратиться к Вам с словом искреннейшего приветствия по обоим этим случаям. От избытка сердца уста глаголют. Как один из пользующихся плодами великого труда Вашего, относящегося к памяти святителя Филарета и упоминаемого в Высочайшем рескрипте на Ваше имя, я не мог не выразить Вам этого моего приветствия. Примите оное милостиво и не оставьте Вашими святыми молитвами и святительским благословением меня и семью мою». 15­ ч. мною получено было, с разных сторон, несколько писем. – Так: Обер-Прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев , письмом 12­ ч. за 1619, уведомлял меня: – «Государь Император, по всеподданнейшему докладу моему, Всемилостивейше соизволил в 5-й день текущего апреля пожаловать Обер-Секретаря Святейшего Синода Коллежского Советника Гаврилова чином Статского Советника, а начальника Архива и Библиотеки Святейшего Синода Статского Советника Григоровича Кавалером ордена Св. Владимира III степени. Долгом считаю уведомить о сем Ваше Преосвященство, впоследствие письма Вашего ко мне от 19­ Февраля текущего года, и поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть»... На это благосклонное уведомление я поспешил ответствовать Его Высокопревосходительству, и вот что писал ему от 17­ ч. за 1785: «Имею долг принести Вашему Высокопревосходительству глубокую благодарность за благосклонное внимание к моему ходатайству о награждении моих сотрудников по изданию бумаг приснопамятного Митрополита Филарета. Их награждению я не менее рад, чем моему собственному, и дарованные им награды, я уверен, послужатъ для них сильным поощрением к дальнейшим, ревностным трудам на поприщах их служебной деятельности».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Ефесянам (Еф. 5:10-17) мы слышим слова: «И возьмите щит веры, каковым только и можете угасить стрелы лукавого». Стрелы лукавого — это стрелы искушения, соблазна. Стрелы лукавого высвечивают ложные ориентиры в жизни, идя по которым, можно свалиться в пропасть, потонуть в трясине или заблудиться в дремучем лесу. Стрелы лукавого воздействуют на наш разум, но также и на наши чувства, возбуждают наши инстинкты, помрачают наше сознание, сбивают нас с мысли, мешают видеть подлинную перспективу бытия; и только верой можно укротить эти стрелы, потому что вера есть критерий истины. Но не всякая вера. Вера может быть суетной — такую веру мы называем суеверием. Вера может быть исключительно эмоциональным чувством, когда мы поддаемся обаянию личности. Вера может быть построена на рациональном заблуждении, и мы знаем, как люди погибали во имя целей, в которые верили, но которые не были истинными целями. Поэтому не всякая вера способна угасить стрелы лукавого, а та вера, которая основывается на том, что Сам Бог сказал людям. Вот почему не просто знание слова Божия, но духовное проникновение в смысл Божественного Откровения является непременным условием способности человека отражать горящие стрелы лукавого и тем самым спасать себя, свою жизнь, свою душу, а может быть, и это нередко бывает, жизнь многих, жизнь народа нашего. Все эти мысли, связанные с сегодняшним днем, с памятью святителя Филарета, с чтением замечательного отрывка из Послания к Ефесянам, связываются воедино. И мы понимаем, что святитель Филарет и был тем человеком, который прекрасно понимал связь веры со способностью отражать стрелы лукавого. И он как, может быть, никто другой в новейшее время внес свой вклад в то, чтобы очень и очень многие люди укреплялись верой и читая бессмертные, вечные строки Божественного слова, проникались силой, способной отражать горящие стрелы лукавого. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/3410891.ht...

—87— особенно в домах над больными. Посему учинить следующее. 1) За таковым объяснением дела испытания признать уже ненужным. 2) Священника Смирнова удержать от священнослужения и исправления треб по недостатку слуха, не позволяющему правильно и без замешательства совершать священнослужение. 3) Определить его, буде можно, на причетническое место при двухпричетной или трехпричетной церкви, где присутствие другого причетника могло бы указывать ему, не слышащему священника, время начинать чтение или пение». 145 . Резолюция от 18 июня на показании запрещенного священника церкви села Лушков, Серпуховского уезда, Стефана Кудрявцева о том, будто благочинный священник церкви села Вихорны Андрей Лебедев несправедливо донес о его нетрезвости и не благоговении к святыне: «Из дела видно следующее. 1) благочинный доносит о жалобе причетников и прихожан, что священник Кудрявцев по нетрезвости потерял благоговение к святыне и вывел их из терпения. 2) Священник признается, что исповедовал сидя, якобы по немощи. 3) Признается, что в день Пасхи почтен был хмельным, но это будто бы от того, что ходивши вокруг церкви и вошедши в нее, как холодную, едва мог развести руки и уста. Лживость сего объяснения изобличается сама собою. В зимний холод могут озябнуть в холодной церкви руки до того, что трудно ими действовать, но и тогда не могут зябнуть уста до того, чтобы нельзя было их отверсть. Но в Пасху, в половине апреля, холод не может так сильно действовать. Притом, упоминая об обхождении церкви священник дает разуметь, что это было во время утрени Пасхи, когда многочисленное собрание народа и возженные свечи дают много теплоты. Следственно не по ошибке, а справедливо священник почтен был хмельным во время утрени Пасхи. 4) Священник признается, что в великий пост, после часов, употреблял по две рюмки. И одну рюмку употребить в сие время, значило бы нарушить церковное правило поста, а другая рюмка прямо относится к пьянству. 5) Священник недавно был в запрещении священнослужения и вновь предался пороку. – Посему учинить следующее. 1) Священника Кудрявцева от места отрешить и с запрещением священнослужения определить на причет-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 октября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Возвратился я в Москву благополучно. Но в воскресенье имел неосторожность воспользоваться случаем смотреть новосозидаемый дворец, и получил простуду, и сегодня возымел нужду во враче. В проповеди, которую Вы хотите напечатать, понадобилось переменить одно место. Прилагаю о сем записку. Тогда как сие пишу, приносят рукопись, одобренную цензурою. Не решаюсь переменить без ведома цензуры. Посылаю рукопись и записку; покажите цензорам и возьмите их решение» (Письма преподобному Антонию. С. 275. 342). 9 октября. Резолюция на отношении помещицы о невоздержной жизни священника: «Поскольку священник Афанасьев... ныне за нетрезвость и безпорядки состоит в запрещении священнослужения; теперь наконец оговаривается в том, что его худой пример и недостаток пастырских увещаний возродили пагубное происшествие, мятежное действие крестьянских жен, то священника Афанасьева от сего места отрешить и с продолжением запрещения священнослужения, ношения рясы и благословения рукою, определить на причетническое место в другом уезде, до решения касающегося до него дела» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 90. 9774). 10 октября. Резолюция на прошении флигель-адъютанта о переводе в его имение на место умершего иерея, нового: «Жаль осиротевшего семейства. Но и желание помещика заслуживает уважение, потому что от него причт имеет содержание и домы. Посему учинить следующее. Соснинскаго священника, есть ли по справке сомнения не окажется, в Воскресенское перевесть. Вдове предоставить приискивать достойнаго, котораго бы со взятием ея дочери можно было поместить в Соснино» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 45. 9679). Резолюция на показании пономаря о своей самовольной отлучке от должности: «За самовольную отлучку от сей церкви его отрешить. Определить на причетническое в село, что предоставляется преосвященному» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 46. 9681). 11 октября. Служение литургии и молебна, сопровождение крестного хода вокруг Кремля в день памяти изгнания французов из Москвы В 1812 году (МВ. 1842. 82. С. 613).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Равным образом и в 1842 году, когда, по делу о литографированных переводах св. Писания, святителю Филарету также пришлось испытать много скорбей и даже потерпеть безвозвратное удаление на епархию из Петербурга, за то будто бы, что он противодействует (своими заботами о доставлении православному народу способа читать священное Писание с удобнейшим по возможности разумением) господствующему в правительственных кругах воззрению на употребление Библии, он писал духовному отцу своему, наместнику Лавры Сергиевой архимандриту Антонию: «записку о пособиях к разумению священного Писания, которую вы от меня имеете 20 , насильно выманили у меня 21 под тем предлогом, чтобы лучше понять мысль, поданную в начале не мною 22 ; это было приватно. Я думал, что если найдут это возможным, то будут рассуждать о сем в Св. Синоде; вместо того записка ещё не утвердительная представлена в виде моего личного мнения, без объявления мне, что есть противное мнение; написано опровержение в преувеличенных выражениях, которыми всякое толкование Св. Писания признано излишним и опасным; сие подписано владыкою Новгородским 23 и его мнение Высочайше утверждено. Сие совершилось 7 марта; 9-го был я в Синоде, не зная сего, и в сей день не объявлено; 10-го приехал я в Св. Синод, также не зная, что мне готовится: но в половине заседания почувствовав себя нездоровым, отправился домой, и приготовленное мне 24 внезапно объявление, которое в состоянии нездоровья особенно было бы трудно выслушать, последовало без меня, не без удивления других, что я так внезапно удалился пред самым объявлением. Помолитесь, чтобы Господь вразумил меня, что я должен делать, и скажите мне благое слово совета. Забота не о том, что случилось лично со мною, а о том, могу ли я сколько-нибудь быть полезен службе. Не указуется ли мне время устраниться, чтобы оплакивать грехи мои, и вне мятежа дел молиться о благосостоянии святой Церкви» 25 . Иначе сказать, святителю мудрому, многоопытному, ревностному о благе Церкви и отечества приходилось склоняться к мысли об удалении на покой, когда этот святитель особенно нужен был для Церкви русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пастырь пастырей К 85-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 21.02.2014 485 Время на чтение 26 минут 23 февраля 2014 года приснопоминаемому Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II исполнилось бы 85 лет. Накануне этой памятной даты мы публикуем отрывки из его бесед и речей, обращенных к современным пастырям Русской Православной Церкви. Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского 2 декабря 2008 г. Среди огромного множества видов деятельности Святейшего Патриарха Алексия II особое место занимает его работа с другими пастырями Русской Православной Церкви. В своих бесчисленных выступлениях он постоянно обращался не только к пастве, но и к священникам, монахам, архиереям, выделяя различные стороны пастырского служения, нуждающиеся в улучшении, исправлении, а нередко - и в искоренении. Доклады на Архиерейских Соборах он наполнял необходимыми наставлениями по всем аспектам церковной жизни, строго требуя от пастырей неукоснительного исполнения его пожеланий. Но самой главной трибуной для этого являлись ежегодные Епархиальные собрания Москвы . Перечитывая теперь его выступления, поражаешься тому вниманию, которое уделял Предстоятель каждой черточке религиозной жизни, каждому самому мелкому штришку. Его послания московскому Епархиальному собранию всегда были до краев наполнены критикой. Святейший Патриарх являлся здесь не в привычном для него благом образе, излучающем любовь, свет, радость, а в виде грозного, порой даже гневного судии. Он выходил на трибуну как на огневой рубеж, с которого нужно вести беспощадную стрельбу по всем отрицательным проявлениям в церковной практике. Каждое такое Патриаршее послание незримо украшал девиз: «За чистоту Церкви!» Отчитываясь перед Епархиальным собранием Москвы, Святейший Патриарх Алексий II обычно начинал с рапорта о том, сколько им за год совершено богослужений, хиротоний, сколько построено и освящено храмов, каково количество епархий, приходов, называл число священнослужителей и архиереев, монахов в монастырях, говорил, сколько воскресных школ, духовных училищ и т.д. Рассказывал о поездках по епархиям и за рубеж, о новых полезных свершениях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Со словом поздравления к юбиляру обратился епископ Иосиф. Он сказал о том, что нет надобности перечислять все труды и заслуги Владыки митрополита Ювеналия перед Церковью, Отечеством и народом Божиим, ибо он слишком высоко стоит на свещнице церковного служения, и эти труды видны и известны всем. «Но мы имеем глубокую внутреннюю потребность выразить сегодня Вам нашу сыновнюю любовь, наше уважение, наше благоговение перед Вами. Современники говорили о Вашем прославленном предшественнике по управлению Московской и Коломенской епархией, святителе Филарете, что он был архиереем с утра до вечера, и с вечера до утра. Эти слова в полной мере приложимы и к Вашему церковному служению. В нем мы видим для себя высокий пример и образец для подражания», – подчеркнул Владыка Иосиф. «Христу, рождшемуся в Вифлееме граде, волхвы принесли дары. Отсюда идет христианская традиция в дни рождения в знак любви и уважения преподносить подарки»», – сказал епископ Иосиф. Он преподнес юбиляру крест и две панагии, выполненные по образцу тех креста и панагии, которые принадлежали некогда священномученику Ювеналию (Масловскому), архиепископу Рязанскому, и которые в день личной Пятидесятницы Владыки Ювеналия при его архиерейской хиротонии возложил на него ее совершитель, блаженной памяти митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, его духовный отец и наставник. С этими святынями Владыка Ювеналий участвовал в совершении архиерейской хиротонии епископа Иосифа, а затем, провожая его на служение в древний родной Ярославль, передал ему их. «Нам хочется, чтобы эти крест и святые панагии напоминали Вам и о Вашем авве Владыке митрополите Никодиме, и о нашей к Вам любви и уважении, и о Вашем сегодняшнем юбилее», – сказал Владыка Иосиф. Он передал так же Владыке митрополиту заранее к этому дню приготовленный трагически погибшим архимандритом Германом (+26 июля 2005 г.), как бы от его рук, серебряный с чернью и филигранью архиерейский жезл. От лица благотворителей-мирян епископ Иосиф вручил юбиляру прекрасно вышитую золотом на зеленом бархате митру.

http://pravoslavie.ru/14707.html

—36— и соблюдать прописанную терапию. Он дал ему каких-то безвредных порошков, а на следующий, кажется, день прописал рвотного и предупредил, что это лекарство должно уже подействовать окончательно. Когда наступил момент действия, больного подвели к окну, а в это время растворились больничные ворота и из них выехал настоящий воз с сеном. Больному разъяснили, что это – как раз, вышедший из него воз. Такому наглядному доказательству он не мог не поверить и вылечился: вечером он уже не ощущал в животе никакой езды и грохота. Теперь я вам приведу пример для разъяснения последнего воспитательного фактора – подражания, – разъясняющий, насколько развита в детях подражательность и как они точно усваивают окружающую их действительность. У Гл. Успенского в рассказе „Малые ребята“ рассказывается, как дети, подражая только что происшедшему случаю, – поимке почтальона, хотевшего утащить сумку с деньгами, – играют в вора. При этом они, по замечанию автора, своим умом и душой воспринимая все, что предлагает им действительность, воспроизводят её с беспощадной фотографической верностью. По всем комнатам и через комнаты на двор несется в сад толпа ребятишек, все в возрасте до 10 лет и догоняют вора. Вор, роль которого исполняет сын деревенского бобыля, год просидевшего в остроге, как ветер несется с сумкой, закинув голову назад, прижав сумку к груди весь потный и бледный. Вора ловят, когда он спотыкается о бревно, отнимают сумку, связывают и начинают судить. Дети сельской интеллигенции исполняют господские роли: исправника и станового. Вора поймали, связали. – Что теперь? – спрашивают мужики. – Теперь к становому, отвечают лавочники. – Мы – десятские, вы – свидетели, а Володя с Колей становой и исправник. Володя! садись на стул допрашивай! Володя садится на стул, но не знает, что делать. – Ругай! – советуют ему. Ругай его сперва: мошенник! каналья! упеку! Володя ругает. – Ударь его по морде! —37— Но Володя конфузится, а лавочники говорят: – Это исправник его ударит. Володя! ты говори: ведите его, подлеца, к исправнику!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010