Как проходил бы спор Петра и Павла сегодня? И вот однажды на заседание Священного Синода приходит священник, рукоположенный пять лет назад. Более того, про этого священника известно, что он был майором КГБ. И вдруг он начинает спорить с нашими синодальными старцами. 11 июля, 2012 И вот однажды на заседание Священного Синода приходит священник, рукоположенный пять лет назад. Более того, про этого священника известно, что он был майором КГБ. И вдруг он начинает спорить с нашими синодальными старцами. Что может рассказать о дне памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла опытный миссионер? Что значит для Церкви подвиг этих двух учеников Христовых именно сегодня? Миссионер протодиакон Андрей Кураев — о двух разных апостолах. Во-первых, у этого праздника есть твердое историческое обоснование. Из древнейших церковных источников известна дата казни апостола Петра в Риме. Этим подчеркивается нелишний раз, что для церковного сознания день памяти святого — это день его ухода ко Христу, в Вечность. Если сейчас существует правительственная программа, посвященная семисотлетию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского , то для церковной традиции как раз характерны дни поминовения — день, когда человек прошел свое третье рождение. Первый раз он рождается от своих родителей, второй — при Крещении, третий — когда переходит в другой мир. В данном случае кончина была мученической, т.е. свидетельством о том, что Христос был для них реальностью. Церковь объединила день памяти Петра и Павла, хотя они были казнены в разные дни, и это был знак доброй пастырской мудрости. Известно, что как раз между этими двумя великими апостолами отношения не всегда были гладкими, был миссионерско-пастырский спор между ними. И то, что победила позиция апостола Павла — быть может, величайшее чудо в истории Церкви. Это, сегодня, когда мы празднуем память Петра и Павла в один день, когда обоих апостолов мы называем Первоверховными, когда в храме мы чаще слышим послания Павла, чем послания Петра — нам кажется, что они всегда принимались как равные величины. Но на самом деле во времена их жизни так не было.

http://pravmir.ru/spor-mezhdu-petrom-i-p...

Поучение на день памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, месяца июня, в 29 день («Бог водил их днем, столпом облачным показывая им путь; ночью же столпом огненным светил им. И не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью пред всеми людьми» (Исх. 13:21–22)) Блаженны были те люди, которым в течение сорокалетнего странствования по непроходимым пустыням проводниками, путь показывающими, были столпы небесные, устроенные Богом, слушатели возлюбленные! Блаженны были те очи, которые постоянно, днем и ночью, видели одно чудо, прежде никогда не виданное. Смотрели ли ночью, видели столп огненный, достигающий от земли до неба; смотрели ли днем, видели столп облачный, идущий пред полком. Направлял их облаком в течение дня и всю ночь освещал огнем. Блаженны были те ноги, которые знали, за кем идут, которые знали, что они не блуждают и были осведомлены, что некогда достигнут земли обетованной, кипящей молоком и медом. Однако не завидуем, Израиль, твоему блаженству, не завидуем благополучному твоему пути, не завидуем пречудным столпам твоим, ибо имеем мы своих, новозаветных двух мысленных столпов, святых верховных апостолов Петра и Павла, которых ныне совершаем пречестную память и которым Церковь воспевает на литии слова: «Ученики Христовы, основания Церкве, истинный столпы тверди». Руководимые этими столпами, мы не сойдем с правого пути, и взирая на них, как бы на некое зрелище, мы насмотримся дивных вещей и, следуя за ними, поистине достигнем царства небесного, уготованного и обещанного любящим Бога и исполненного неизреченной сладости. Я же, грешный, желая восхвалить память святых верховных апостолов Петра и Павла в день их празднества хотя бы и не хитроумными словами и как бы живыми представить их пред вашими мысленными очами, приму за образ два те столпа из ветхого закона – облачный и огненный, которыми люди израильские были изведены из рабства египетского и доведены до земли обетованной. Представляя их мысленным очам вашим, начну с помощью Божией уподоблять тем столпам двух, празднуемых ныне, святых верховных апостолов и показывать, что эти два апостола – это два столпа в Церкви Христовой, как бы столпы облачный и огненный, ведущие нас к небу. И это – в честь Христа и похвалу святым Его апостолам, нам же на пользу душевную.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Архив Пн В день памяти святых апостолов Петра и Павла Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 12 июля 2010 г. 13:05 12 июля 2010 г., в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Его Святейшеству сослужили Предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев ; митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископы Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских духовных школ ; Петергофский Маркелл ; Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Выборгский Назарий , наместник Александро-Невской лавры ; Нарвский Лазарь ; архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник Московского Сретенского монастыря ; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга; игумен Александр (Федоров), настоятель Петропавловского собора; духовенство Санкт-Петербургской епархии . На богослужении присутствовали вице-губернатор Санкт-Петербурга М.Э. Осеевский; председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин; представители государственных и общественных структур; благотворители; сотрудники музеев Петропавловской крепости. Среди молившихся за богослужением был председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , а также настоятельницы  ряда женских монастырей Русской Православной Церкви. Богослужение транслировалось в прямом эфире по телевидению Санкт-Петербурга (канал 100). После чтения Евангелия Святейший Владыка произнес проповедь , посвященную духовному подвигу святых первоверховных апостолов.

http://patriarchia.ru/db/text/1218537.ht...

Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 12 июля 2022 г. 14:42 12 июля 2022 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Дорогие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником сего града, града святого Петра, с престольным праздником исторического кафедрального собора Петербурга, находящегося здесь, в крепости, откуда и пошел Петербург, с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла! В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 16:13-19), посвященном апостолам, содержится очень важный сюжет, который, при правильном понимании, может многое нам открыть. А речь шла вот о чем. Господь спрашивает Своих учеников: а за кого Меня почитают люди? Ведь толпы ходили, и Спаситель спрашивает: а за Кем они ходят? Почему они за Ним ходят? Апостолы стали перечислять: кто-то Тебя почитает за Иоанна Предтечу, кто-то за Илию Пророка, который жил за сотни лет до того, за Иеремию, за других пророков. Мол, кто-то из великих пророков и явился в образе этого Человека, потому что кто может творить такие чудеса, кто может говорить такие слова, кроме как пророк? Люди связывали личность Господа и Спасителя с историческими ветхозаветными пророками, и это было в каком-то смысле логично, все оставалось в парадигме Ветхого Завета. Но, понимая так пришествие Спасителя, люди не открывали для себя самое главное. Когда же Господь спросил апостолов: ну, а вы за кого Меня почитаете? — последовали слова апостола Петра: Ты — Христос, Сын Бога Живаго . Наверное, эти слова всех поразили. И Господь говорит Петру: ты сказал это не потому, что тебе так сказали плоть и кровь твоя, то есть не по памяти, не в силу своего образования или каких-то знаний. Ни по каким причинам, которые формируют мышление человека и обостряют его память, сказать это было невозможно. Почему? Да потому что ты, Петр, получил это откровение свыше.

http://patriarchia.ru/db/text/5943698.ht...

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим († 337; память 21 мая) были воздвигауты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование – 29 июня – было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский († 397; память 7 декабря), писал: «...празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел – учитель вселенной и причастник горних сил. Петр – узда беззаконных иудеев, Павел – призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла – из скинотворцев. Петр – начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел – великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви». Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в нйх образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир († 1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сйх пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI–XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвйгнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось стройтельство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Петропавловский собор был построен по указу царя Петра I. Возведен в 1712-1733 годах под руководством архитектора Доменико Трезини. 12 июля 1733 года он был освящен в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство. В 1919 году собор был закрыт. Ныне находится в управлении Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Собор является усыпальницей императорского Дома Романовых. Первым здесь был похоронен основатель Санкт-Петербурга император Петр Великий, 350-летие которого отмечается в 2022 году. С 1990-х годов в соборе регулярно служатся панихиды по российским императорам, а с 2000 года — совершаются богослужения. Настоятель собора с 2001 года — архимандрит Александр (Федоров). В 2022 году исполнилось 300 лет иконостасу Петропавловского собора. Золоченый резной иконостас был создан в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля. Его центральная часть решена в виде триумфальной арки, переброшенной над Царскими вратами, которая поднимается в подкупольное пространство на высоту почти двадцати метров. В киотах размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах в Санкт-Петербурге. В композиции и символике иконостаса развиваются темы торжества российской государственности и прославление деяний Петра I. Иконостас сохранился почти в первозданном виде. Лишь в 1866 году обветшавшие деревянные Царские врата заменили точно такими же, отлитыми из бронзы и покрытыми позолотой. Иконостас символически отражает связь династий Рюриковичей и Романовых: в нем представлены святые царицы и святые, которые фактами своей жизни ассоциируются с императором Петром I и его семьей. В юбилейный год 350-летия императора Петра I над его надгробием была помещена восстановленная мерная икона. В XVII-XVIII веках мерные иконы создавались, в основном, в правящей семье российских монархов ко дню крещения новорожденных. Такая икона соответствовала размерам — «мере» — ребенка. На ней изображали святого, в честь которого крестили новорожденного, а также Святую Троицу. Икона для будущего императора Петра была написана на кипарисовой доске и изображала апостола Петра. Ее размер соответствовал размерам младенца: длина 49,5 см (рост ребенка), ширина — 13,5 см (ширина плечиков ребенка). Судьба оригинала иконы неизвестна. Икона была написана заново руководителем иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрием Мироненко в соответствии с материалами, размерами, техникой и манерой иконописцев XVII века по сохранившимся историческим описаниям и свидетельствам. Инициатором воссоздания образа выступил Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/5943681.ht...

При монастыре действует приют для девочек. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] 19 декабря и 22 мая - дни памяти святителя Николая Чудотворца 12 июля - день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла 17 декабря - день памяти великомученицы Варвары 8 октября - день памяти преподобного Сергия Радонежского 15 сентября - день памяти Антония и Феодосия Киево-Печерских 6 февраля - день памяти Ксении Петербуржской 28 августа - Успение Божией Матери 25 декабря - день памяти святителя Спиридона Тримифундского Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, 152030, Ярославская область, Переславский район, местечко Сольба, Николо-Сольбинский женский монастырь Телефон : 8-915-970-24-74 (монастырь); 8-915-970-43-28 (гостиница). Электронная почта : solba@solba.ru (секретарь монастыря); ps@solba.ru (посещение монастыря, гостиница) Сайт монастыря: http://www.solba.ru/ Проезд общественным транспортом: От г. Москвы до г. Сергиева Посада: электричкой с Ярославского вокзала (метро Комсомольская) или автобусом 388 от ВВЦ (метро ВДНХ). От г. Сергиева Посада до села Нагорье автобусом 116 с автовокзала (находится рядом с ж/д вокзалом) согласно расписанию: зимнее время с 1 октября по 30 апреля – в 9:00 и в 16:00. летнее время с 1 мая по 30 сентября – с понедельника по четверг в 9:00 и в 16:00, с пятницы по воскресение в 8:30 и в 14:30. Расписание можно уточнить по телефонам автовокзала: +7 496 54062-90, +7 496 54098-10 Автобус идет 1,5 часа. Нагорье – конечная остановка. От с. Нагорье до монастыря 16 км. Монастырская машина встретит Вас, если Вы накануне позвоните в монастырь и предупредите о времени приезда. От г. Ярославля до г. Переславля-Залесского автобусом. От г. Переславля-Залесского до местечка Сольба автобусом 106 или 110. Можно ехать любым автобусом до с. Нагорье, но в этом случае нужно договориться с монастырем, чтобы монастырская машина встретила Вас в Нагорье и довезла до Сольбы. Расписание автобусов 110, 106 Переславль – Нагорье – Сольба – Дмитриевское

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Сольбин...

Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников . Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та Екзархати У день первоверховних Петра Павла у Петропавловську у хресний для друку 13 липня 2011 р. 20:33 12 июля, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил праздничную Божественную литургию в главном храме города Петропавловска — кафедральном соборе в честь святых апостолов Петра и Павла. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Костанайский и Петропавловский Анатолий , викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр , благочинный Северо-Казахстанского округа Костанайской епархии  протоиерей Сергий Снопков, духовенство г. Петропавловска. На протяжении всей ночи накануне праздника в кафедральном соборе не прекращался поток верующих, желающих поклониться мощам святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, доставленны м по благословению митрополита Александра из г. Алма -Аты. По окончании Литургии состоялся самый большой в Казахстане крестный ход. Архипастыри, духовенство и несколько тысяч богомольцев прошли от Петропавловского собора через весь город. Крестный ход сопровождался перезвоном колоколов, установленных на передвижной звоннице-автомобиле. Пройдя по центральным улицам, участники крестного хода остановились на Театральной площади, где до революции находился Вознесенский кафедральный собор, разрушенный богоборцами в 1934 году. На месте уничтоженной святыни состоялся молебен небесным покровителям города — святым апостолом Петру и Павлу. За богослужением звучали прошения и молитвы о благоденствии жителей Петропавловска. По завершении  молебна председатель отдела по религиозному образованию и катехизации Костанайской и Петропавловской епархии, директор православной гимназии в честь преподобного Сергия Радонежского протоиерей Виктор Михейкин за труды на ниве духовного просвещения был награжден медалью Казахстанской митрополии «Алгыс ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1575512...

Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Посещение Константийской митрополии. Молебен в митрополичьем соборе св. Георгия Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Посещение Киккского монастыря Фотоальбом Кирила в 2012 Чин освящения храма святого князя Игоря Черниговского в Переделкине Патриаршее служение в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского, в Успенском соборе Московского Кремля Первосвятительский визит в Брянскую епархию. Открытие фестиваля «Славянское единство — 2012» Патриаршее служение в день памяти святых благоверных Петра и Февронии в Храме Христа Спасителя Патриаршее служение в день памяти святых благоверных Петра и Февронии в Храме Христа Спасителя Молебен перед открытием общецерковного съезда по социальному служению и лития по погибшим в результате автокатастрофы в Черниговской области и наводнения в Краснодарском крае Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Валаама Патриаршее служение в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове Прибытие в Смоленск Патриарший визит в Смоленскую епархию. Всенощное бдение в Успенском соборе Патриарший визит в Смоленскую епархию. Всенощное бдение в Успенском соборе Патриарший визит в Смоленскую епархию. После всенощного бдения в Успенском соборе осмотр Иконы Смоленской Божией Матери Патриарший визит в Смоленскую епархию. После всенощного бдения в Успенском соборе Патриарший визит в Смоленскую епархию. Посещение мемориального комплекса «Катынь» Святейший Патриарх Кирилл в Троице-Сергиевой лавре перед началом акафиста преподобному Сергию Всенощное бдение в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Всенощное бдение в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Всенощное бдение в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в день памяти преподобного Сергия Радонежского

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2725147...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010