В прошлое воскресенье, 9 октября, мы праздновали день памяти апостола любви – святого евангелиста и ближайшего ученика Христова Иоанна Богослова, который написал такие великие слова, как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).      И вопрос, выведенный в заглавие статьи и являющийся для многих из нас животрепещущим и острым (ведь мы родились и воспитывались в атеистическом советском государстве), напрямую касается любви. И потому, конечно же, молиться можно о всех людях, включая еретиков, раскольников и некрещеных. Но только в домашней келейной молитве. Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков, мне кажется, подает нам сам Господь. Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи, римляне, язычники различных культов. Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:32–34). О ком молился в тот момент Господь наш Иисус Христос? О римских воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия. Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1–4). Причем заметим, дорогие братья и сестры, что это было Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею (Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кто же такие были, например, упомянутые здесь цари или начальствующие? Если вся ойкумена (с греч. «заселенная земля») была на 99 процентов языческой, включая царей и начальствующих. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам, христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы все… спаслись и достигли познания истины». Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков, богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной вере.

http://pravoslavie.ru/97781.html

Похвальное слово1, произнесенное аввой Александром2, архиепископом Александрийским, о святом Петре, девственнике и архиепископе того же города, которы Показать содержание Содержание Похвальное слово было произнесено в часовне святаго в западной части города в то время, когда праздновали день его славной памяти, каковой есть двадцать девятый день месяца Атора.   Да пребудем в мире Господнем. Аминь.    В то время, как твоя славная память ныне осеняет нас, о мой святой отец, девственник, архиепископ и мученик Христов, святой авва Петр, ея блистательные лучи просвещают нам разум и вдохновляют его на произнесение тебе слов хвалы. Ведаю нищету моего разума и немощность моего языка; посему, приступая к безграничному океану твоей славы, страшусь, что не возмогу воздать тебе по заслугам. Но ведаю также, о блаженнейший, что ты примешь наши посильныя воздаяния, приносимыя от благих желаний, хотя и среди немощи; примешь, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, принявшаго благосклонно от бедной вдовы два обола (лепты. — Ред.), ибо они составляли все ея достояние. И я не помедлю высказать то, что буду в состоянии сказать или, вернее, — то, что будет мне ниспослано по милости.    О славный праведник, явившийся на свет по обету, подобно Иоанну Крестителю! О ты, который явился как дар Божий, подобно пророку Самуилу, и, подобно же пророку Самуилу, с детства был одарен благодатью пророчества и чудесных откровений! О ты, призванный к первосвященству, подобно священнику Аарону, или, вернее, поставленный выше Аарона, ибо он был священником во образе, ты же был им въяве. О ты, одаренный благодатью исцелений, подобно Петру, первоверховному апостолу, твоему соименнику, от котораго ты унаследовал полученную им власть вязать и решить на Небесах! О ты, проповедовавший подобно Павлу, укрепляя, как и он, твоими вселенскими посланиями, сердца верных из стада твоего! О ты, который, подобно Иоанну Богослову, заградил уста еретиков! О ты, который был убиен мечем за Христа, подобно Иакову, святому апостолу! Предавая себя сам на смерть за Христа, ты поступил по примеру Спасителя, Который Своей волей предстал перед мучителями иудейскими, сказав им: «Я Тот, Котораго вы ищете», — и положил душу за овцы Своя. Ты во всем взял себе в образец Спасителя, полагая душу твою за стадо твое, похищая душу твою, чтобы предать ее мечу за стадо твое. Итак, да дерзаем, дети мои верные, и да возрастим себя отныне в соответствии с этими словами моими и с тем, что мне довелось услышать и увидеть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Воскресенье, 29-е июня. В 6 часов утра в день, посвященный памяти св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, мы прибыли в Лотокию. Город расположен между прекрасными фиговыми и масличными садами, с одною православною церковью и многими полуразрушенными древними замками, между коими указывали нам на тот, в котором заключена была и томилась царица Тамара. Здесь нагружено было множество баранов, отличающихся от наших огромным ростом и одномастною рыжеватою шерстью. И дались же знать эти бараны третьеклассными пассажирами! Так как первые были расквартированы между последними и их багажом, то очевидно, что ни одному из них нельзя было все время и думать о покое и неприкосновенности своего «калабалика» 5 . Турки нарочито, в насмешку, то и дело что пугали этих бессмысленных животных, которые всею массою напирали на сидящих и лежащих на полу палубы. Только одна любовь к Спасителю и святое желание видеть и поклониться местам, освященными Его Божественными стопами, могла заставить терпеливо нести этот своего рода страннический крест. Через четыре часа мы снялись с якоря и благополучно продолжали путь до Триполи; причем испытывали жар и духоту нестерпимые. Когда мы стали на якорь, часовая стрелка показывала четыре часа пополудни. Город небольшой, чисто восточный; здесь живут арабы, в числе которых есть много православных. Понедельник, 30-е июня. В 6 часов утра мы подъехали к городу Бейруту, довольно обширному, со многими красивыми европейскими постройками, особенно в новой части оного, где трудами кочевавших тут французских солдат разведены роскошные сады, и устроено по-за городом покойное шоссе по пути в Дамаск, – на протяжение 12 верст, – с прекрасными боковыми аллеями тутовых и других деревьев, которые с особою охотою и удовольствием посещаются всеми городскими жителями, как лучшие места прогулки и отдыха после дневного зноя. Вид города от моря весьма живописен и напоминает собою наши европейские города – и постройками, и преобладающими в нем элементом французов, итальянцев, англичан и пр., которых торговые фирмы, и учебные, и благотворительные заведенья пользуются похвальною известностью во всей Сирии. С парохода нам показывали место, обозначенное довольно высокою часовнею, где великом. Георгий поразил змея. Всматриваясь в часовню и осеняя себя крестными знаменьем, я мысленно просил Святаго, чтобы он поразил и бесов, искушающих мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом на место царские диадимы, Облечен в монахи, удостоился схимы, Прожив три дня, здесь скончался, Быв в короне и схимою увенчался» 13 . 29-е Июня. 29-е июня – день памяти первоверховных апостолов на Валааме празднуется особенно торжественно. По давнему обычаю торжество началось большим крестным ходом. Мы попали в толпу, когда процессия проходила у западных ворот. Здесь с пригорка она открывалась нам во всем блеске. Громадная толпа, может быть, не в одну тысячу человек, колыхаясь, как большая морская волна, быстро неслась вперед. В густой массе трудно было разобрать, что делается. Толпа валила стихийно, как будто охваченная паникой. Обгоняя друг друга, спотыкаясь и толкая, богомольцы неудержимо стремились вперед. Впрочем, для многих из них (напр., финнов и карелов) это было совершенно невиданное зрелище. Некоторые из них принадлежали как раз к тому вероисповеданию, которое исключает всякие церковные процессии и торжества. Нам после один монах рассказывал, что значительная часть их только для того и приезжает на эти дни, чтобы полюбоваться на невиданное зрелище и подышать в совершенно новой для них атмосфере. А толпы богомольцев все двигались. Пестрые костюмы, как цветы на лугу, ярко блестели на солнце. Пред глазами поминутно мелькали то русская свитка, то финский пиджак, то какой-нибудь своеобразный корельский женский убор. Вот уже почти против нас и самая процессия. Среди густой пестрой толпы она кажется желтой узкой полосой. Золоченые ризы икон и хоругвей едва блестят в пыльном тумане. Даже свечи горят каким-то тусклым огнем. А в том месте, где должен быть владыка, видна лишь сплошная масса. Слышно пение. Вот против ворот процессия остановилась. Толпа становится все гуще и постепенно затихает. Владыка «воздвигает» крест. До нас доносятся дрожащие ноты престарелого протодьякона: «Господу помолимся»... Едва заметно промелькнет над головой крест, поднимаемый владыкой, и снова все приходит в движение... Толпа заколыхалась; руки поднялись для крестного знамение, сотни голов закланялись; процессия двинулась вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В глубине и по обеим сторонам ниши древние мозаические изображения Спасителя и св. апостолов Петра и Павла, а дно ее представляет плоскость, покрытую вызолоченной бронзой. Это дно ниши и есть выдающаяся сюда часть крышки от той гробницы, в которой почивали святые мощи первоверховного апостола. Здесь, т. е. на гробнице мощей св. ап. Петра, стоит вызолоченный ковчег, в котором обычно хранятся освященные паллиумы, т.е. омофоры, по надобности раздаваемые папою архиепископам. В Риме существует обычай ежегодно, в день памяти св. мученицы Агнессы (Агнии) 21 января, а загородном храме ее имени при катакомбах совершать торжественное освящение двух белых ягнят с окроплением их святою водою и даже возложением их на бархатных подушках осыпанных цветами на самый престол. Этих освященных ягнят торжественно везут затем в Ватикан и подносят папе, который, благословив, отсылает их в один из женских монастырей, где монахини кормят и холят их. На страстной неделе ягнят стригут, после чего шерсть отсылается папе, а ягнята поступают в собственность монахинь. Из этой-то освященной шерсти и приготовляются паллиумы, торжественно освящаемые обыкновенно в навечерие дня св. ап. Петра и Павла самим папою или кем-либо заступающим его место, после чего они хранятся в ковчеге на мощах св. ап. Петра. Весь обширный полукруг «исповедования» обильно украшен лампадами и по передней стене, и по верхней балюстраде, и по мраморным перилам лестницы. Эти 95 неугасимо горящих лампад представляют собою особенно в некотором отдалении, в высшей степени красивое зрелище, как бы гирлянды ярких цветов, которые, как на ветках, тянутся во все стороны на своих тройных фигурных золоченых шандалах. Все устройство и украшение этого сооружения есть произведение художника Мадерны. За папским алтарем, когда минуешь всю ширину трансепта, идет дальнейшее продолжение среднего нефа, составляющее верхнюю, короткую часть храмового креста. Здесь вы опять видите по обеим сторонам арку, соединяющую средний неф с боковыми, а в глубине на возвышении нескольких ступеней тянется абсида, составляющая обычное завершение базилики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

По втором стихословии седален, глас 7: Радуется днесь человеческий род,/вселенная ликовствует в веселии,/несть бо в земнородных страха истления:/Христос Воскресый дарует жизнь, и востает Тавифа от гроба./Мы же, зряще велие чудо, вопием:/воскреси и нас и сподоби славы Твоея, Человеколюбче. Стих: Аще, возшед на Небо,/и царствует одесную Отца Низложитель смерти и ада,/но неразлучно пребывает в Церкви Своей, якоже Апостолом обещался есть,/ныне словом ученика Тавифу здравою возставляет от мертвых,/научая верных Своих добродетели. Слава и ныне, Богородичен: Радуйся, скиние Божия, радуйся, святая святых,/в нейже, яко на Херувимех, пребысть сияние Славы Отчия, зрак рабий волею вземшее,/радуйся, породившая Животворящаго вся,/ныне Тавифу силою Своею глаголом ученика воздвигшаго от гроба. По 50-м псалме стихира, глас 6: Егда преставление Тавифы совершися,/скорбию вернии Иоппии одержими бяху,/наипаче вдовицы слезяще,/яко отыде от земных едина,/многих добродетелей исполненная,/обетования воистину наследница,/яже творяще милостыню великую./Обретшуся же ту первоверховному,/ глаголаху к нему вси люди церковныя;/претвори печаль и слезы всех в радость,/яко благовествуеши Низложителя смерти./Петр же ста посреде и воздвиже глас свой,/воззва по молитве со властию:/не ктому пребуди в мертвых, усопшая. Канон глас 4, егоже краегранесие: Памяти и востанию твоему, Тавифо, поем вси. Песнь 1 Ирмос: Несть Тебе подобен, препрославленный Господи,/рукою бо крепкою избавил еси люди,/яже стяжал еси, Человеколюбче. Приспе светоносный днесь праздник,/радости исполняяй вселенную,/Тавифа от смертнаго сна востает к жизни сей,/указующи путь ко спасению. Аще, возшед на Небо, и царствует одесную Отца Низложитель смерти и ада,/но неразлучно пребывает и в Церкви Своей по неложному обещанию,/ныне ученицу, добродетельми украшенную,/здравою возставляет посреде от мертвых словом апостола,/верным Своим указуя путь ко спасению. Милости источник сый,/обещавый помиловати благосерда,/возлюбившую ближния Тавифу блаженную/в назидание всем воскреси от истления,/житием тоя указуя путь ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вижу две стороны, восседающие на диспуте: одна сторона – раввины иудейские, другая – толкователи наши. Раввины, толкующие Моисеевы книги, говорят, что там было два столпа: особый – облачный, днем и особый – огненный, ночью. И думается мне, что это правильно, ибо одно – стихия огненная, другое – облако, которое состоит из водного естества, а вода с огнем и огонь с водой никогда не могут быть вместе в мире. И если бы огонь и облако были в одном столпе, то возникла бы между ними немалая вражда (бывает, что малая молния огненная попадает в водное облако, а какой гром производит – страшно и слышать!). И тогда случилось бы так: сошедшись в одном столпе, огонь и облако побороли бы один другого: или облако водное угасило бы огонь, или же огонь иссушил бы влагу облачную и уничтожил бы облако. Немалого страху исполнились бы тут израильтяне, если бы начал огонь брань свою с водой, подобную той, какую мы видим во время грозы, когда в темных водных облаках бывают страшные блистания и громы, как сказано в псалме: «От гласа грома Твоего устрашатся» ( Пс. 103:7 ). Другая сторона, или толкователи наши христианские, говорят, что был только один столп, а не два: облачный – тот же, что и огненный. Днем столп был облаком, а ночью огнем. И когда в ту ночь, в которую люди переходили через море, столп стоял позади, между полком израильским и египетским, то с той стороны, где находились люди израилевы, он был огненным, светя им, чтобы видели разделенное море, сухой путь по дну морскому и другой берег моря. С той же стороны, где стояли египтяне, он был облачным, темным, не давая света, так что они ничего не могли видеть. И было там облако, соединенное вместе с огнем в одном столпе: одна половина столпа была огненная, другая облачная, как говорит и Святое Писание: «И было облако темное, светящее ночью» ( Пс. 104:39 ). Столп был и светлый, и темный: темный, как облачный, и светлый, как огненный, чтобы светить им ночью. Может быть, кто-либо спросит: как же соединились огонь и облако, состоящее из естества водного? Как один не препятствовал другому? Каким образом облако не угасило огня, или огонь не иссушил облака? На это отвечаем: Сам Господь творил здесь эти чудеса, а в чудесах всегда усматривается то, что они совершаются сверх естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иди, Израиль, с Богом из Египта в назначенный тебе путь твой! Ты же, стихия огненная, вместе с облаком готовься быть проводником. Встань, говорю, перед полком и ты, столп облачный, и ты, столп огненный, встаньте оба вместе, людей Израилевых ведите! Мы же, о слушатели, поставим рядом с ними перед собой ныне празднуемых наших духовных столпов, рассмотрим, подобны ли наши тем, или те нашим? Но когда я хочу начать уподоблять столпы наши сказанному в Божественном Писании, представляет для меня немалую трудность одно слово Святого Писания из истории Моисеевой. В XIV главе Исхода читаю следующее: «Воззрел Господь на полк египетский в столпе огненном и облачном и привел в замешательство полк их» ( Исх. 14:24 ). Обсуждая эти слова: «Воззрел в столпе огненном и облачном», – спрашиваю, почему в столпе, а не в столпах, почему в единственном числе, а не во множественном? Затем и целый ряд выражений в истории Моисеевой, описывающей переход Израиля через море, указывает, что когда люди пришли к морю, столп, который вел их и шел впереди, возвратился назад и встал между израильским и египетским полками, отделяя их один от другого. И в то время, как столп тот был позади, о другом столпе, впереди израильтян, в Писании не упоминается. Он говорит только об одном столпе, стоявшем сзади, и называет его облачным и огненным: «Воззрел Господь в столпе огненном и облачном». Но если там был только один столп, то можно ли будет уподобить в чем-либо двух наших столпов духовных? Итак, поставлю этот вопрос: были ли там два столпа – облачный и огненный, – или один? Если посмотрю мысленными очами, то вижу только один, хотя и слышу о двух. Если посмотрю днем, вижу столп облачный, огненного же не видно, а если посмотрю ночью, то вижу столп огненный, и нет облачного, а ведь при огненном столпе, далеко вокруг освещающем, можно бы видеть и облачный. О чем сами не знаем, о том спросим у людей, и у людей сведущих, разумных. Но кто может быть более сведущим, чем толкователи Божественного Писания, проникающие в неведомые тайны? К ним я и обращусь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла в Казахстане прошли торжества по случаю 260-летия основания г. Петропавловска 14 июля 2012 г. 10:06 12 июля 2012 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, административный центр Северо-Казахстанской области Республики Казахстан город Петропавловск отметил 260 лет со дня своего основания. Юбилей города православные петропавловцы отметили торжественными богослужениями под открытым небом и многотысячным крестным ходом. Накануне на площади перед кафедральным собором города Петропавловска состоялось всенощное бдение, которое возглавили епископы Петропавловский и Булаевский Гурий , Костанайский и Рудненский Анатолий , Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий в сослужении духовенства епархии. На утрени за полиелеем из алтаря был изнесен ковчег с частицами мощей святых апостолов Петра и Павла — дар главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра православным петропавловцам к юбилею города. Частицы мощей первоверховных учеников Христовых были подарены Митрополичьему округу проректором Папского восточного института в Риме, профессором истории Русской Церкви Константином Симоном, посетившим Южную столицу 7 февраля 2012 года. Все молящиеся получили возможность приложиться к святыне и получили в подарок небольшие иконы святых первоверховных учеников Христовых. По окончании богослужения состоялось награждение священников и мирян, отдавших многие годы служению Церкви на Петропавловской земле, юбилейными медалями «140-летия учреждения Туркестанской епархии» и архипастырскими грамотами. Епископ Гурий вручил памятные подарки сослужившим ему епископам Анатолию и Амфилохию и поблагодарил их за участие в совместной молитве. В день праздника, 12 июля, архиереи и духовенство совершили Божественную литургию на площади перед Петропавловским собором. За богослужением было оглашено послание митрополита Александра по случаю 260-летия Петропавловска. В тексте послания главы Митрополичьего округа, в частности, отмечается: «Очень важно, что город продолжает быть примером братского созидательного сотрудничества русского, казахского и других народов. Благодаря мудрой, взвешенной политике первого Президента нашего государства, Н.А. Назарбаева, в Северном Казахстане торжествует дух миролюбия, веротерпимости, взаимного уважения и согласия. Сегодня Петропавловск стал настоящим евразийским городом, в котором формируется будущее молодой страны. Но мы знаем, что основой для построения счастливого будущего является следование священным традициям религиозной веры отцов».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

6395. ЕГО ЖЕ. Царь Николай Многострадальный. – 1998, 6, 45. 6396. ВЛАДИМИР, архиеп. Слово в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги. – 1994, 7–8, 14. 6397. НИКОДИМ, митр. Слово в день памяти преподобного Паисия Величковского . – 1991, 11, 43. 6398. ГЛУШАКОВ А., прот. Поминайте наставников ваших… (В день памяти святых апостолов Петра и Павла). – 1993, 7, 62. 6399. КЛЕМЕНТЬЕВ В., свящ. “К почести вышнего звания”. (День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). – 1984, 7, 47. 6400. НИКАНОР, архиеп. В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. – 1988, 7, 46. 6401. НИКОЛАЕВ Д., свящ. Апостолов первопрестольницы…-1989, 7, 34. 6402. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ) , митр. Апостольские уроки. (В день памяти апостолов Петра и Павла). – 1992, 7, 31. 6403. РОЛДУГИН Л., прот. Ловцы человеков. – 1991, 10, 44. 6405. НЕФЕДОВ Г., прот. В день памяти преподобного Пимена Великого . – 1987, 9, 48. 6406. СМИРНОВ Н., прот. В день памяти преподобного Пимена Великого . – 1984, 9, 44. 6407. СВЯТИТЕЛЬ Василий Великий . Беседа в день памяти сорока мучеников Севастийских. – 1992, 3, 19. 6408. А.И. Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче Серафиме…-1994, 7–8, 126. 6409. ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ) , архиеп. В день памяти преподобного Серафима Саровского . – 1991, 7, 36. 6410. АНДРОНИК, игум. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского. – 1986, 7, 36. 6411. АНТОНИЙ, митр. Преподобный Сергий Радонежский. – 1992, 10, 34. 6412. БУЛГАКОВ С. , прот. День Преподобного Сергия. – 1992, 7, 2. 6413. ЖИЛА С., прот. Сосуд Христовой любви. (В день памяти Преподобного Сергия Радонежского). – 1993, 7, 60. 6414. ЗНАМЯ Преподобного Сергия Радонежского. – 1992, 10, 3. 6415. ИННОКЕНТИЙ, архим. Памяти Преподобного Сергия Радонежского. – 1991, 10, 41. 6416. КУМЫШ В., свящ. Слово в день преставления Преподобного Сергия Радонежского. –2000, 11, 85. 6417. КУЧЕРЯВЫЙ В., прот. В похвалу Преподобному Сергию. (К 650-летию основания Троице – Сергиевой Лавры). – 1987, 7, 45. 6418. ЕГО ЖЕ. Не смолкают молитвы в Лавре Преподобного Сергия. – 1988, 10, 53.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010