«Литургия» П.И. Чайковского будет исполнена Московским Синодальным хором в день памяти композитора 2 ноября 2010 г. 18:45 По установившейся традиции 7 ноября 2010 года, в день памяти Петра Ильича Чайковского, в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке за Божественной литургией прозвучит музыка этого композитора. П.И. Чайковский был первым из русских композиторов, кто написал музыку Литургии по чину святителя Иоанна Златоуста как единое и целостное произведение. Его исполнит Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова. «Литургия» — наиболее значимое творение из духовных произведений Чайковского. Композитор признавался, что созданное им сочинение — попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, насильно от нее отторгнутую. «Литургия» Чайковского исполняется редко даже в концертном варианте. В свое время знаменитый хор храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» под управлением Н.В. Матвеева возродил старую традицию Синодального хора — ежегодное исполнение этого произведения П.И. Чайковского в день кончины великого композитора, который был идеологом Нового духовно-музыкального направления и принимал действенное участие в судьбе Московского Синодального хора и училища. Партитура «Литургии святого Иоанна Златоуста» была закончена в мае 1878 года, а первое исполнение этого сочинения состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Чайковский был рад, что премьера прошла именно в церкви, но это было единственное при жизни композитора исполнение его сочинения во время богослужения. В Москве Литургия св. Иоанна Златоуста на музыку Чайковского была исполнена на закрытом духовном концерте Консерватории в ноябре 1880 года, а затем на экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря 1880 года в исполнении хора П.И. Сахарова. Публика с воодушевлением приняла произведение, но отзывы прессы были противоречивы. После московской премьеры на исполнение «Литургии» Чайковского в храмах был наложен запрет, который сняли лишь после смерти композитора. Синодальный хор, исполнивший это произведение в дни прощания в П.И. Чайковским, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти композитора, обычно в церкви «Большое Вознесение» у Никитских ворот. Та же традиция поддерживалась до революции в соборе Александро-Невской лавры , где отпевали Петра Ильича Чайковского. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1310625.ht...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю дня памяти праведного Иоанна Кормянского 1 июня 2019 г. 10:54 31 мая 2019 года, в пятницу 5-й седмицы по Пасхе, день памяти святого праведного Иоанна Кормянского, в агрогородке Корма Добрушского района Гомельской области, у стен Покровского храма Иоанно-Кормянского женского монастыря митрополит Минский и Заславский Павел возглавил Божественную литургию. Патриаршему экзарху всея Беларуси сослужили: митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим , архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , епископ Золотоношский Иоанн , епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир , епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , епископ Боровлянский Игнатий , а также наместник Гомельского Никольского мужского монастыря, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви архимандрит Амвросий (Шевцов), секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, благочинные, клирики Гомельской епархии и приглашенные гости в священном сане. На богослужении присутствовали: председатель Добрушского районного исполнительного комитета О.Ф. Мохорева, начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Гомельского облисполкома Д.В. Давыдов и другие высокие гости. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор певчих Гомельской епархии под управлением регента кафедрального собора города Гомеля Елены Мороз. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Аристарх (Дроздов). По заамвонной молитве архипастыри и сослужащие священнослужители совершили чин славления праздника перед ракой с мощами святого праведного Иоанна Кормянского.  По окончании Литургии с приветственным словом к Патриаршему экзарху обратился архиепископ Стефан, сердечно поблагодаривший митрополита Павла за посещение Гомельской епархии и богослужение в день памяти святого праведного Иоанна Кормянского. Патриарший экзарх поблагодарил архиепископа Стефана за слова приветствия, поздравил архипастырей, духовенство, паломников и благочестивых мирян с праздником и обратился ко всем присутствующим со словом назидания. Владыка экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение. Всем участникам богослужения на память о совместной молитве были вручены иконки святой блаженной Валентины Минской.  По завершении торжественного богослужения архипастыри и гости в священном сане проследовали в город Гомель, где митрополит Павел совершил закладку грамоты и камня в основание строящегося храма в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Фрацисского и священномученика Иоанна, епископа Рыльского. После этого Патриарший экзарх посетил приходской дом общины, где тепло пообщался с настоятелем и прихожанами. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5446790.ht...

Часть мощей свт. Иоанна Милостивого передана в скит св. прпмц. Елисаветы в Бухендорфе (РПЦЗ) 19 ноября 2007 г. 12:45 Частицу мощей святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, в канун дня празднования святого (12/25 ноября) передал насельницам Свято-Елисаветинского скита в Бухендорфе (Берлинская и Германская епархия Русской Православной Церкви Заграницей ) настоятель прихода святых Жен-Мироносиц Русской Православной Церкви в Венеции священник Алексий Ястребов. В мае 2007 года группа монахинь во главе с епископом Штутгартским Агапитом, викарием Берлинской и Германской епархии РПЦЗ, посетила Венецию с паломническим визитом. Открыв для себя новые святые места города, сестры особенно просили отца Алексия получить для них частичку мощей святителя Иоанна Милостивого, в день памяти которого была освящена церковь обители. С Божией помощью удалось наконец получить драгоценную реликвию. Большая часть была передана 19 августа сего года Его Святейшеству Святейшему Патриарху Алексию, другая часть 15 ноября была вручена сестрам обители святой Елисаветы в Бухендорфе. Принимавший святыню правящий архиерей Берлинской епархии архиепископ Марк поблагодарил настоятеля и прихожан общины святых Жен-Мироносиц за драгоценный дар и заверил священника Алексия в том, что сестры скита будут усиленно молиться за православных Венеции. Находясь в Мюнхене, отец Алексий сослужил архиепископу Марку за акафистом чудотворной Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение», которая на время была привезена в Германию. Выразив сердечную благодарность за гостеприимство, отец Алексий пригласил владыку Марка, клириков и верующих его епархии посетить Венецию в день памяти святого евангелиста Марка, 8 мая 2008 года, когда православные совершат Божественную литургию на мощах апостола в знаменитом венецианском соборе святого Марка. 25 декабря 2007 года, в воскресенье, в 16.30. в день памяти свт.Иоанна Милостивого на мощах святого в церкви святого Иоанна Предтечи (San Giovanni in Bragora) в Венеции для прихожан русской церкви свв. Жен-Мироносиц и паломников будет совершен молебен. Сайт прихода свв. Жен-Мироносиц в Венеции /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/325271.htm...

У них же он исповедовался и у них искал духовного совета. Это были архимандриты Спиридон (Ефимов, бывший иподиакон митрополита Антония (Храповицкого) в Белграде) и Митрофан (Мануилов - преданный духовный сын святителя Иоанна). У архиепископа Антония не было ни келейника, ни личного секретаря, ни повара. Как правило, кроме самого необходимого, владыка себе ничего не покупал. Он не имел автомобиля, а передвигался или же на городском транспорте, или же его подвозило духовенство и некоторые благочестивые прихожане. Владыку до его болезни никто не видел без подрясника, и за все 32 года никто не останавливался ночевать у него в квартире. Обычно его письменный стол был завален книгами и бумагами. Когда пытались ему помочь и навести порядок, он приказывал ничего не трогать, иначе он ничего не найдет. Он очень мало о себе говорил, а больше о встречах с замечательными людьми; любил поговорить и о русской истории, о богослужении и о русской литературе. Память у владыки Антония была изумительная. Он помнил бесконечное число назидательных случаев благодаря встречам с удивительными духовными людьми. Можно сказать, что владыка Антоний был «ходячим патериком русского рассеяния». Для него не существовал «гражданский» календарь. Каждый день для него был днем памяти святого данного дня, днем памяти его личных духовных наставников, днем памяти «гигантов духа» Церкви Христовой, днем памяти исторического события. Архиепископ Антоний в дни памяти этих наставников и «гигантов» или в дни их небесных покровителей обычно служил литургию и панихиду. Он особенно отмечал дни памяти митрополитов Антония, Анастасия и Филарета, архиепископов Виталия (Максименко) и Тихона Западно-Американского и Сан-Францисского и схиархимандрита Амвросия. Также у владыки не было никакого расписания. Он сам переживал, что опаздывает, не успевает. Он мог ложиться спать в 5 или 6 часов утра или же вообще не ложиться, особенно когда надо было найти какое-то письмо или же к сроку что-то написать. Бывало, что зайдешь в его покои в первой половине дня, а он спит, положив голову на письменный стол среди книг и писем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Мы назвали сына в его честь, не зная о мученической кончине 13 ноября — день памяти священномученика Иоанна Кочурова 13 ноября, 2018 13 ноября — день памяти священномученика Иоанна Кочурова Сегодня память протоиерея Иоанна Кочурова, священномученика, первого убитого в дни октябрьского переворота 1917 года священника. Судьба отца Иоанна удивительна. Его жизнь долгие годы была связана с городом Чикаго, он провёл много времени в США, посвятив себя миссионерской работе, а также строительству храма и первого православного кладбища в этом городе.  А окончил свою жизнь мученически, под Петроградом, в Царском селе. За то, что однажды узнал об этом святом, я благодарен своему старшему сыну.  Нет, он ничего не рассказывал мне о нем. Просто он родился в день памяти святого священномученика Иоанна, пресвитера Царскосельского. Случилось это ровно 10 лет назад. Должен сказать, что имя нашего ребёнка появилось как-то само собой. Жена предложила назвать мальчика Ваней. Я не стал отказываться, хотя были у меня и иные соображения. Мы хотели дать имя ребенку с учетом ближайшего поминаемого святого с этим именем. Срок родов выпадал на двадцатые числа ноября, а в календаре на эти дни как раз приходилась память Святителя Иоанна Златоуста. В общем, все логично и  запланировано. Однако мы не учли одного нюанса. Жене по медицинским показаниям должны были проводить операцию, а значит, сроки смещались на две недели раньше. И днём операции как раз стал именно этот день — 13 ноября, день памяти протоиерея Иоанна Кочурова. Ну а потом, мне, конечно же, стало интересно. Мы нашли имя отца Иоанна в святцах, но, к своему стыду, о нем почти не знали. Знали лишь, что родился он в этот день, видимо, не случайно. А этот удивительный святой стал частью и нашей семьи. Отец Иоанн происходил родом из семьи многодетного, сельского священника из Рязанской губернии. Закончил Рязанскую духовную семинарию, а затем Духовную академию в Петербурге. Призванием своим отец Иоанн считал миссионерство, поэтому по окончании Академии, он в скором времени получил указ о направлении в Северную Америку. Это была Алеутская и Аляскинская епархия.

http://pravmir.ru/myi-nazvali-syina-v-eg...

Ликует божественная Церковь , и вселенная празднует вся светло пренесение твоих честных мощей, Святителю Иоанне Златоусте преподобне, во святителех благочестно пожив, и мученик произволением бывый. Тем вопием ти: Страдальче, и Страстотерпче, и Святителем сопрестольниче, моли Христа Бога спастися душам нашим». (Тропарь Св. Иоанну Златоусту 27 января). 13 ноября– день памяти святителя Иоанна Златоуста. 13 ноября – день памяти Святителя Иоанна Златоуста Торжественное поминовение Св. Иоанна Златоуста в Казани и Казанской епархии Согласно определению Святейшего Синода от 6 октября 1907г. за 6321 во всех православных храмах Казанской епархии 12 ноября 1907 года было совершено торжественное всенощное бдение, а 13 литургия, при чем учащиеся в духовно-учебных заведениях и церковных школах были освобождены в этот день от учения. В Казани поминовение великих заслуг св. Иоанна Златоуста для церкви православной началось с 11 ноября и совершалось очень торжественно. Ноября 11-го. Воскресение. Неделя 22-я по Пятидесятнице. По случаю торжественного празднования памяти великого учителя, вселенского святителя святого Иоанна Златоустог о, Константинопольского Архиепископа в кафедральном Благовещенском соборе литургия была совершена на греческом языке, Преосвященными – Архиепископом Димитрием, Епископами – Алексием, епископом Чистопольским, Михаилом, епископом Чербоксарским, и Андреем, епископом Мамадышским, в сослужении многочисленного духовенства. Часы (на греческом языке) читал преподаватель академии Пантелеймон Кр. Жузе. Вместо проповеди Ник. Алекс. Ипатовым была прочитана беседа Св. Иоанна Златоустог о на неделю о Богатом и Лазаре. После литургии был отслужен молебен св. Иоанну Златоусту . В тот же день вечером в Манеже Казанского пехотного юнкерского училища, по случаю торжественного празднования 1500-летия со времени кончины святителя Христовой церкви св. Иоанна Златоустог о, Братством Пресвятой Богородицы при кафедральном соборе было устроено публичное чтение о св. Иоанне Златоусте с участием хора певчих г. И. С. Морева. К 7 часам в зале при полковой церкви Юнкерского училища были принесены из кафедрального собора Братская хоругвь с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, а из Богородицкого женского Казанского монастыря (большого размера) икона св. Иоанна Златоустого в крестном ходе, во время коего отправлен молебен святителю Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Однако летнее солнцестояние приходится на 20 или 21 июня. То есть разница порядка 17 дней. И конечно, юлианский календарь смещается каждые 200 лет на один день, но даже если это учесть, то тысячу лет назад разница между днем памяти святителя Иоанна Крестителя и днем летнего солнцестояния составляла ну не менее 12 дней. Надо полагать, это всё было как-то так: –Папа, папа, а что празднуем? – Это сынок, наш исконно славянский праздник летнего солнцестояния. – Но ведь оно было 12 дней назад, почему мы празднуем только сейчас? – Ну, промахнулись чутка. Что касается своего названия Иван Купала, то оно имеет народно христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель. Поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как купатель, погружатель. Божество Купала, впервые упоминаемое в поздней Густынской летописи, XVII век, является плодом недоразумения. Летописец, зная о бесовских игрищах на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога, впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое божество. На деле же Купала божеством никогда не являлся, и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника. Есть современные исследователи, которые подвергают критике эту идею о якобы дохристианских истоках праздника Ивана Купалы. И можно с ними согласиться, потому что, как и в предыдущих случаях, день памяти святого Иоанна Крестителя как 24 июня, был определён все в той же греческой Византии и оттуда уже взят нами после крещения. Так что вот эти заявления о том, что якобы христиане на Руси специально установили праздник святого Иоанна Крестителя в этот день, чтобы заместить некий языческий славянский праздник, который был до этого, не выдерживают никакой критики. Это была часть византийского церковного календаря, который Русь восприняла вместе со всем комплексом христианства. Что же касается осуждаемых церковью и известных из поздних сообщений обычаев там проводить разные игрища, гадания в ночь на день памяти святителя Иоанна Крестителя, то это точно так же, как и обычаи гадания на Святки, объясняется как суеверия, наросшие уже на христианском материале, а не как якобы культовая практика дохристианских славян.

http://azbyka.ru/video/razoblachenie-ant...

25 января выбрано как день убиения гонителями Церкви в Киеве в 1918 году митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), ставшего первой жертвой кровавых гонений за веру в ХХ веке среди архипастырей. В этот день празднуется память уже прославленных поименно новомучеников и исповедников Российских: святителя Тихона (+1925), Патриарха Московского и всея Руси, священномучеников Петра (+1937), митрополита Крутицкого; Владимира (+1918), митрополита Киевского и Галицкого; Вениамина (+1922), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных архимандрита Сергия и мирян Юрия и Иоанна, митрополита Серафима (+1937), архиепископа Фаддея (+1937), протоиерея Иоанна (+1917), протопресвитера Александра (+1937), преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары (+1918). Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников Российских, поименованных и неименуемых, предлагается совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). Помимо этого по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода могут назначаться дни памяти местных соборов новомучеников в епархиях. Память мучеников и исповедников, день смерти которых известен, следовало бы совершать согласно церковной традиции и в день кончины. В соответствии с этим имя мученика или исповедника вносится в месяцеслов под двумя числами: и в день Соборной памяти, и в день кончины. Днем памяти может быть также избран день тезоименитства подвижника. По церковному обычаю пострадавшие мученически (т.е. умершие непосредственно от страдания) или исповеднически (т.е. умершие на свободе через какое-то время после перенесенных страданий) епископы, иереи и диаконы причисляются к лику священномучеников или священноисповедников; архимандриты, игумены и игумении, иеромонахи, иеродиаконы, иноки и инокини, послушники и послушницы причисляются к лику преподобномучеников или преподобноисповедников, миряне – к лику мучеников или исповедников. Честные останки мучеников или исповедников после их канонизации почитаются как святые мощи, и им воздается подобающее поклонение. Но останки почти всех пострадавших в годы гонений мучеников покоятся либо в безвестных могилах, либо в местах, где проходили массовые расстрелы и захоронения, поэтому практически невозможно опознать их среди погребенных, тем более что на месте массовых захоронений нередко строились жилые микрорайоны, или иные объекты. Вопрос о святых мощах в таком случае оставляется на Божие произволение. После общецерковного торжества соборного прославления пострадавших за веру и Церковь в годы гонений необходимо будет продолжить работу по сбору сведений о тех, кто не был поименован в Деянии о канонизации новомучеников и исповедников Российских для последующего внесения их имен в церковный календарь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

День памяти святителя архиепископа Ионы Новгородского 5/18 ноября 2001 г. Икона святителя Ионы   Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня день памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского. К сожалению, не многие из нас знают жизнеописание этого подвижника, который жил 500 лет назад. Как, впрочем, и жития многих святых, день за днем празднуемых по церковному календарю. Но это совсем не значит, что эти святые не влияют на нашу жизнь. Иногда их особое, решительное воздействие, даже вторжение в нашу судьбу, заставляет нас духовно остановиться перед этими святыми незнакомцами и со страхом и благоговением созерцать непостижимые для нас проявления Божественного Промысла. Созерцать и в очередной раз убеждаться, насколько долготерпеливо, прощая все наши грехи, Господь созидает из нас бессмертные существа, храмы Духа Святого в жизнь вечную, как сказано в сегодняшнем апостоле, созидает из нас детей Божиих. Бывают странные в судьбе человека, но, несомненно, учиненные Богом дни, в которые из года в год происходят значительные, поразительные события. Такие вещи всегда личные и, наверное, каждый может рассказать нечто подобное из своей жизни. Сегодня, 18 ноября, для меня особый день. 18 ноября 1988 года неожиданно скончался один из насельников Псково-Печерского монастыря, мой самый тогда близкий друг - иеромонах Рафаил (Огородников). Это был человек удивительно искренней и чистой души. Иеромонах Рафаил был духовным сыном отца Иоанна (Крестьянкина) и в 70-80-е годы сам очень многих привел ко Христу. В этот день в 1988 году он попал в автомобильную катастрофу. Под городом Новгородом, как раз в уделе святителя Ионы Новгородского, закончилось его недолгое, но прекрасное земное служение. В 1992 году в этот же день - 18 ноября - произошло одно, казалось бы, трагическое событие, но благодаря которому были обретены святые мощи патриарха Московского Тихона. В Донском монастыре, который тогда первый год как возрождался после открытия, злоумышленники бросили бомбу с зажигательной смесью в окно малого Донского собора - прямо к могиле свт. Тихона.

http://pravoslavie.ru/1954.html

В день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского архиепископ Петергофский Амвросий совершил Литургию в Иоанновском монастыре на Карповке 15 июня 2017 г. 12:33 14 июня 2017 года, в день прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского, Божественную литургию в  Иоанновском ставропигиальном женском монастыре  на Карповке в Санкт-Петербурге возглавил ректор Санкт-Петербургской духовной академии   архиепископ Петергофский Амвросий . Его Высокопреосвященству сослужили духовенство обители, клирики Санкт-Петербурга и священнослужители из других городов. За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Людмила (Волошина) с сестрами обители, прихожане и паломники. Церковные песнопения исполняли сестры обители, а также женский хор Санкт-Петербургской духовной академии. Литургия завершилась молебном святому праведному Иоанну Кронштадтскому и крестным ходом вокруг обители. По окончании богослужения владыка Амвросий поздравил молящихся с праздником: «Ваши Высокопреподобия и Преподобия, досточтимая матушка-игумения Людмила с сестрами святыя обители сея, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, пресвитера, чудотворца, Всероссийского пастыря! Сегодня мы молитвенно торжествуем день его прославления. Сегодня здесь служили и молились не только люди, прибывшие из Петербурга, но и из разных епархий и даже из других государств. Это вновь и вновь подчеркивает то значение святого праведного Иоанна Кронштадтского, которое он имеет в жизни многих и многих людей, а значение это выстраивается не на пустом месте. Это говорит о том, что молитва, с которой люди обращаются за помощью к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, всегда получает ответ. Нынешний день не только Иоанновская обитель, но и наша Духовная академия так же молитвенно соторжествует, поскольку именно она воспитывала в своих стенах будущего праведника. Когда Иоанн Сергиев прибыл в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию, через некоторое время после обучения он заработал какое-то количество денег и первым делом, которое он осуществил, стало приобретение творений святителя Иоанна Златоуста, его толкований на Священное Писание. Юноша погрузился в златые словеса константинопольского святителя и не мог оторваться. Он вместе со слушателями, которые в свое время рукоплескали архипастырю Константинопольской кафедры, внутренне сердечно рукоплескал святителю Иоанну и учился у него правильному пониманию Священного Писания. Сегодня день, который особенно дорог и значим для священнослужителей, потому что это праздник пастырства, праздник, который указывает нам, служителям алтаря Господня, какими мы должны быть предстоятелями у Престола Божия, молитвенниками за Божий народ.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010