хора. М., 1998; «Совет превечный», «Рече Господь», «Свете тихий»: [Op. 26. 4], «Хвалите имя Господне»//Чесноков П. Г. Переложения со смешанного на однородный хор духовно муз. произв. разных авторов. М., 1998. 41, 42, 50, 57; «Приидите вси празднолюбцы»: Литийная стихира на явление Тихвинской иконы Божией Матери (1922): Для смеш. хора. М., 1998; «Се ныне благословите Господа» (Пс 133)//Сокровищница рус. духовной музыки/Сост.: Б. Г. Тевлин; примеч.: А. В. Романычева. М., 2000. С. 111–113; «Ангел вопияше»: Задостойник Пасхи: [Нотн. сб.]/Сост.: С. Потокина, О. А. Бычков. М., 2001. С. 56–59; Op. 62. 1: «Спаси мя, Боже» (Пс 68), 3: «Боже, Боже мой» (Пс 21), 5: «Господь просвещение мое» (Пс 26) (1922)//Никольский А. В. Концерты. М., 2001; «Милость мира»: Op. 45. 3//«Милость мира»: Нотн. сб./Сост.: С. Потокина. М., 2004. Ч. 2. С. 54–59; «Да исправится»: Op. 23. 3//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на литургии Преждеосвященных Даров. М., 2005. Ч. 2. С. 28–31; «Совет превечный»: [Концерт]: Ред. для 4-голосного хора//Благовещение Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2008. С. 177–181; «Собезначальный и соприсносущный Сын»: Стихира на литии: Глас 1 киев. расп.//Неделя Ваий: Вход Господень во Иерусалим: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2012. С. 116–117; «Егда вознеслся еси во славе»: Стихира на литии: Глас 4 киев. расп.//Вознесение Господне: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 41–43; «Приидите, взыдем на гору Господню»: Стихира на литии: Глас 5 киев. расп.//Преображение Господне: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 54–56; «Радуйтеся, праведнии»: Причастен//Рождество Христово: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 25–28; «В благознаменитый день»: Стихира на литии: Глас 8 киев. расп.//Рождество Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2014. С. 47–49; «Приидите, вси концы земнии»: Стихира на литии: Глас 3 киев. расп.: Op. 47. 12//Успение Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2014. С. 78–82; «Возсия днесь радостен и праздник всечестен»: Стихира на литии: Глас 5 киев.

http://pravenc.ru/text/2566200.html

Девы установлен был лионскими канониками. Но Рнмская Церковь долго не имела его. Папа Сикст IV установил его у себя в 1476 году 392 . С этой поры некоторые на Западе стали соединять с праздником мысль о безгрешном зачатии Пресв. Девы Марии, чуждом первородного греха. Мысль терпима была как частное мнение в XVI и XVII столетиях. В 1546 году Тридентский собор в своих заседаниях не положил никакого решительного определения о безгрешном зачатии Пресв. Девы Марии 393 . В 1622 году, когда испанский король побуждал Григория XV утвердить догмаг о зачатии Девы Марии без первородного греха, папа объявил, что вечная премудрость еще не открыла сей сокровенной тайны. В 1854 году 8 декабря папа Пий IX на Римском Соборе частные мнения о непорочном зачатии Девы Марии обратил в догмат, признанный его собором, вопреки свидетельству Евангелия, называющему Ее Благодатной и Благословенной только со дня воплощения от Нее Спасителя, и вопреки ясным словам ап. Павла о распространении первородного греха на всех людей ( Рим.5:12 ). Богослужение праздника Празднуя зачатие Преблагословенной Девы праведною Анною, Церковь призывает к веселию все естество человеческое. «Владыки бо Божественный храм, начаток примирения прият Анна, егда ощути себе заченшею: царская порфира во чреве Анны исткатися начинается» 394 . О самом зачатии Прав. Церковь говориг: Пресв. Дева Мария «зачата бысть и родися по обетованию, но обаче от смешения мужескаго. Един убо точию Господь и Бог Иисус Христос родился от Пресв. Девы Марии кроме мужа и кроме смешения неизреченно и несказанно от Св. Духа» 395 . На литургии чтением Апостола Церковь проповедует нам о рождении по обетованию Божию, как предрек Исаия: возвеселися, неплоды, не раждающая ( Гал.4:22–31 ); а Евангелием благовествует, что несть тайно, еже не явлено будет: ниже утаено, еже не познается ( Лк.8:16–21 ). Таким образом, Отец Небесный, видевший втайне усердные молитвы и добродетели Иоакима и Анны, воздал им в яве зачатием и рождением от них Благодатной и Благословенной в женах! День Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября Событие, древность и важность праздника Господь, восхотевший родиться на земле как Человек совершенный, для спасения мира, прежде уготовал среди него Свою Пречистую Матерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

137 νκλησις – не «воссоздание», как Адама, так как «создан» («вылеплен» – πλττω) в собственном смысле был только Адам, а Ева произошла от него. 146 Впервые стихиры называют Пресв. Деву «храмом Божиим»; ср. выше – престол, небо, дверь, приятелище, пребывалище. 151 Пс. 44:11 . В псалме это относится непосредственно к Церкви Ветхозаветной, Израилю, в образе Царицы, стоящей одесную Мессии – Царя. Здесь это приглашение обращено к Пресв. Богородице, Которая в этот день рождества Ее выступает как великая дочь своих родителей. Устами псалмопевца Церковь приглашает Ее внимательно выслушать Божие предопределение о Себе, об ожидающем Ее великом назначении, которое изображает второй припев: «Лицу Твоему помолятся богатии людстии». 152 Отмечается вся важность этого обстоятельства в событии: что рождество Пресв. Девы произошло по предсказанию ангела, как еще немногие, лишь самые великие, рождения. 156 См. ранее (в 1-й литийной стихире); «приятелище (то же δοχεον) Божие». Чистота и Бог совпадают. 158 πρξενος – должность у древних, соотв. нашему консулу, отсюда – заступник, ходатай; замечательно, что в приложении к Богоматери не употребляется, в отличие от Христа, μεστης, посредник, ходатай. 160 Молитвенное обращение к Пресв. Деве соотв. такое же обращение ко Христу в конце предыдущей стихиры. 161 Пс. 44:18 . Новорожденной предсказывается великая слава, заключающаяся в том, что Ее лично будут умолять о помощи даже «богатейшие из народа», настолько Она будет превосходить всех силой и богатством; конечно, богатство здесь разумеется духовное. 168 Болезни при родах стоят во внутренней связи с господством смерти на земле, есть одна из сторон проявления этого господства. 169 Такое значение придается этому эпизоду в истори события (в предании о нем), что он сопоставляется с уничтожением смерти и болезней рождения на земле. Так все в делах Промысла между собой тесно связано и нет ничего маловажного в них. 170 С греч. «говорящей», т.е. Анны: но и славянский перевод, обыкновенно до буквальности точный, здесь допускает перифраз.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАГАНДИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Карагандинской и Шахтинской епархии Казахстанского митрополичьего округа), находится в г. Караганде (Казахстан). Основан решением Свящ. Синода от 9 июня 1998 г. при Рождество-Богородицком храме. Карагандинский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2012 г. Карагандинский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2012 г. Считается, что начало иноческой обители в Караганде положил схиархим. прп. Севастиан (Фомин) . В 1944 г. архим. Севастиан и его духовные ученики купили дом на Западной ул., где впоследствии устроили домовую церковь. В официальных документах эта постройка именовалась Большемихайловским молитвенным домом. В 1953 г. община о. Севастиана получила разрешение на совершение треб, а 26 мая 1955 г., в день праздника Вознесения Господня, была официально зарегистрирована. Общину составляли жители Караганды и репрессированные монахини, высланные из закрытых среднерусских монастырей. Среди них - почитаемые в К. м. подвижницы схим. Агния (Стародубцева) , духовная дочь прп. Варсонофия (Плиханкова) , и схим. Анастасия Карагандинская (Шевеленко; 1888-1977), которую оптинский старец прп. Анатолий (Потапов) благословил на подвиг юродства. Схимонахини Агния и Анастасия похоронены на Михайловском кладбище Караганды. В 1955 г. дом был перестроен под церковь, которую архим. Севастиан освятил в честь Рождества Пресв. Богородицы. В храме имелся придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи - «в память Предтеченского скита Оптиной пустыни». Первоначально здание церкви было перестроено из старого саманного дома, а в 1976 г. при капитальном ремонте сев., зап. и юж. стены заменены кирпичными. Рядом с храмом построено помещение крестильни, при обители устроены дом причта и дом для воскресной школы и б-ки (организована в 1992). В местных органах власти мон-рь был зарегистрирован 7 дек. 1998 г. В К. м. особо почитаются иконы, написанные в 50-х гг. XX в. схим. Агнией,- «Св. Троица», «Бегство в Египет», «Господь Вседержитель», «Тайная вечеря», «Воскресение Христово», «Вознесение Господне», икона Божией Матери «Нечаянная Радость», Всех святых, мч. Севастиана. К янв. 2012 г. в К. м. проживали настоятельница игум. Севастиана (Жукова), 2 монахини и 4 инокини. Ежедневные богослужения начинаются в 5 ч. 30 мин. В монастырской трапезной раз в день кормят детей из неблагополучных семей. Игум. Севастиана и благочинный прот. М. Патрикеев проводят беседы по Закону Божию. Монастырское духовенство служит молебны о болящих в онкологической больнице и в хосписе, монахини посещают дом инвалидов. Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: ЖМП. 1998. 7. С. 5; Королева В. Карагандинский старец прп. Севастиан. М., 2002. С. 46, 48, 355; Снопов А. «От рода сего»//АиО. 1999. 4(22). С. 207-213. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1470385.html

Казанская Каплуновская икона Божией Матери. 80-е гг. XVII в. Оклад нач. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. (К. К. и.), принесена в с. Каплуновка Богодуховского у. Харьковской губ. (ныне Краснокутский р-н Харьковской обл., Украина) из Москвы в 1689 г. Сказание, записанное со слов свящ. Иоанна Уманова, повествует об обстоятельствах появления иконы, о чудесах от нее и кратко - о событиях швед. вторжения и Полтавской битвы. Каплуновка, в 20 верстах от Ахтырки, была пожалована стольнику, полковнику Ахтырского полка И. И. Перекрёстову, к-рый в 1688 г. выстроил там деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В том же году прибывший в 1687 г. в Россию из польск. местечка Умани Иван Уманов по ходатайству Перекрёстова и по благословению митр. Белгородского и Обоянского Авраамия был возведен в сан священника и определен служить в Каплуновку. В 1689 г. в канун праздника Рождества Пресв. Богородицы свящ. Иоанну Уманову явился во сне благолепный муж. Он сказал, что через 3 дня в Каплуновку из Москвы придут 3 иконописца возрастом ок. 60, 80 и 90 лет и что у последнего в связке икон 8-й по счету будет Казанская икона Божией Матери, которую священник должен принять с подобающей честью, от нее он обретет благодать и милость Божию. Три дня свящ. Иоанн постился и совершал литургию, а на 3-й день (11 сент.) по дороге из храма встретил иконописцев. Он принял их в доме и попросил у старейшего связку икон, 8-й в ней оказалась Казанская икона. Иконописцы, не взяв платы, оставили икону священнику. В его доме она пребывала почти 3 недели. Накануне воскресного дня, в полночь, священнику в тонком сне предстала «неизреченной красоты» Дева, Которая повелела отнести икону в храм. Подойдя к иконе, свящ. Иоанн увидел изливающиеся из глаз Богородицы слезы. Призвав благочестивых прихожан освидетельствовать чудо, свящ. Иоанн с пением отнес икону в Рождественскую ц. Летом 1691 г., в праздник Успения Пресв. Богородицы, перед вечерней прихожане увидели на иконе слезу, истекшую из левого глаза Божией Матери. Три дня она держалась на иконе, а потом так и осталась на ней. В 1699 г., незадолго до празднования Казанской иконе, совершилось такое же чудо, только теперь из правого глаза Богородицы истекла слеза, к-рая осталась на иконе. От образа совершалось множество исцелений от различных недугов, люди освобождались от хульных помыслов, получали помощь в сложных житейских обстоятельствах. В 1703 г. невестка белгородского воеводы кн. И. М. Масальского кнг. Анна, исцелившаяся от неплодия, по благословению привезла икону в свой дом в Белгород и приложила к ней жемчужный венец и серьги с алмазами и изумрудами.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Вид на Бобренёв мон-рь со стороны р. Москвы. Фотография. Кон. ХХ в. Вид на Бобренёв мон-рь со стороны р. Москвы. Фотография. Кон. ХХ в. (Московской епархии), в с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на Московской обл. По преданию, основан св. кн. Димитрием Иоанновичем Донским после победы в Куликовской битве, одержанной рус. войсками 8 сент. 1380 г., в день Рождества Пресв. Богородицы. Название мон-ря производят от имени воеводы Димитрия Донского кн. Д. М. Боброка-Волынского. Впервые Б. м. упоминается в писцовой книге г. Коломны 1577/78 г.: «В монастыре церковь Рождества Пречистыя... келья игуменская, да одиннадцать келий пустых, а ворота святыя обвалилися, городьба была в замет, погнила, обвалилась». Упадок мон-ря, зафиксированный в писцовой книге, явился следствием моровой язвы, вскоре благодаря пожертвованиям обитель была восстановлена. Архидиак. Павел Алеппский в дневнике за 1654 г. упоминает монастырский собор с верхним престолом в честь Рождества Пресв. Богородицы и нижним - во имя Алексия, человека Божия, а также трапезную ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. Согласно офицерской описи 1763 г., в 1757 г. в Б. м. началось строительство нового кирпичного собора в честь Рождества Богородицы; ц. в честь Входа Господня в Иерусалим сохранила в XVIII в. древний облик трапезной с шатровым храмом. Опись упоминает каменные св. врата, др. постройки мон-ря были деревянными. В 1764 г. Б. м. был упразднен, в 1790 г. Коломенским еп. Афанасием (Ивановым) возобновлен как летняя дача Коломенских архиереев. В 1790 г. завершилось сооружение 2-этажного собора с верхней ц. в честь Рождества Богородицы и нижней - во имя Алексия, человека Божия, а также игуменских и архиерейских покоев. В 1795 г. мон-рь был обнесен оградой с 4 башнями. К кон. XVIII в. мон-рь владел почти тысячей крестьян, 500 дес. пахотной земли и лесов, капиталом ок. 35 тыс. р. После упразднения Коломенской епархии (дек. 1799) Б. м. с угодьями стал приписным к Старо-Голутвину мон-рю, к-рый получил наименование Бобренёво-Голутвин. К 1802 г. в самом Б. м. жил 1 иеромонах, поэтому настоятель Старо-Голутвина мон-ря перевел в Б. м. иеромонаха, иеродиакона и 2 послушников.

http://pravenc.ru/text/149417.html

Последний день Рождественского поста называется обыкновенно сочельником, или сочевником, от сочива, которое уставом положено есть на трапезе в сей день. В сочевники у православных христиан сохраняется благочестивое обыкновение не есть ничего до вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа – обыкновение, внушающее, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова. По мнению некоторых, Рождественский сочельник установлен был вначале для крещения оглашенных и приготовления верующих к празднику. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) В воспоминовение Введения Пресв. Богородицы во храм иерусалимский древле 79 учрежден Церковью праздник 21 ноября. В IV веке царица Елена построила храм в честь Введения Богородицы. В IV веке указание на праздник Введения Богородицы находят также в словах Григория Нисского . В VI веке (530–542 г.) императором Юстинианом в Иерусалиме была выстроена великолепная базилика, так называемая «св. Мария Новая», неподалеку от древнееврейского храма. В VIII в. в день Введения произнесены были поучения Германом и Тарасием – Константинопольскими патриархами. В IX веке Георгий Никомидийский и Василий Македонянин, император византийский, на день Введения сложили некоторые стихиры, ныне поемые Церковью в этот день. Праздник Введения Богородицы есть великий, двунадесятый и вселенский. На утрени по 50-м псалме вместо «Молитвами Богородицы...» на «Слава» – «Днесь храм одушевленный...», на «И ныне» – то же, затем «Помилуй мя, Боже...» и праздничная стихира. На литургии вместо «Достойно...» поется с припевом ирмос праздника. От 21 ноября до 1 января катавасия «Христос раждается...» Воспоминание Введения во храм Пресв. Девы продолжается б дней -с 20 по 25 ноября. Рождество Христово Праздник Рождества Христова установлен Св. Церковью в воспоминание события Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Впервые о нем упоминается у Климента Александрийского , который относит его к 6 января под именем Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Мастер Семен Бороздин. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГРМ) Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Мастер Семен Бороздин. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГРМ) Огромное значение в древности имели памяти святых, многие из к-рых после IV в. в отличие от раннехрист. эпохи стали общецерковными ( Спасский. Месяцеслов). Послеиконоборческий Типикон Великой ц. указывает на каждый день года неск. памятей, хотя гимнографические тексты выписаны далеко не для каждой из них. В различных редакциях Студийского устава также встречаются дни без всякого последования воспоминаемому святому - но уже в Минеях студийской эпохи одно или даже неск. гимнографических последований выписаны на каждый день. Со временем число празднуемых святых, имеющих богослужебные последования, возросло. Так, в Иерусалимском уставе нет ни одного дня, не являющегося праздником или же памятью святого, имеющего собственное последование; в совр. изданиях Минеи на каждый день года дано 1-2 гимнографических последования (в совр. рус. изданиях Минеи встречаются и дни с 4-5 последованиями). Преображение. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон) Преображение. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон) В доиконоборческих и ранних послеиконоборческих памятниках значительное место занимают памяти освящений храмов , по количеству сравнимые с памятями святых. В позднейшую эпоху, особенно в связи с распространением Иерусалимского устава, празднование обновлений храмов перестает быть общепринятой практикой, в календаре сохраняется лишь неск. таких памятей (напр., Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, храма вмч. Георгия в Лидде, храма вмч. Георгия в Киеве), а место этих памятей в приходской и монастырской практике занимают престольные праздники , т. е. празднование дат посвящений, а не дней, когда храмы освящали. Большое значение в позднейшую эпоху получают и многочисленные праздники в честь чтимых икон Божией Матери. В иконоборческую эпоху появляются перечни наиболее значимых праздников в Г. ц., напр. у Иоанна Эвбейского († ок. 744) (Sermo in conceptionem S. Deiparae//PG. 96. Col. 1473-1476, 1497). В XI в. Никон Черногорец пишет о делении праздников на великие, средние и малые; в позднейших памятниках это деление еще более уточняется (см. ст. Знаки праздников Месяцеслова ). Из числа великих в XII-XIV вв. выделяются 12 наиболее значимых, к-рые получают название двунадесятые праздники : Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение, Рождество Пресв. Богородицы, Введение Пресв. Богородицы во храм, Успение Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/год ...

Однако в памятниках к-польского кафедрального богослужения IX-XII вв.- Типиконе Великой ц . и др.,- «В.» помещается после песни прор. Анны и занимает в к-польской системе 15 библейских песней 7-е место (см.: Schneider. S. 64). Согласно певч. рукописи нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061), сохранившей распределение антифонов к-польского песненного последования , «В.» вместе с песнью прор. Анны образовывала 7-й рядовой начальный антифон субботней утрени и пелась с припевом (μεγαλυνριον) «Матерь святая чистого Света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем» ( Арранц. Как молились. С. 280). Песнь «В.» (точнее, ее начальные стихи) также использовалась в Типиконе Великой ц. в качестве прокимна на Богородичные праздники : Рождество (8 сент.), Введение во храм (21 нояб.) и Собор Пресв. Богородицы (26 дек.), Сретение Господне (2 февр.; праздник имеет признаки как Господского, так и Богородичного), Положение ризы (2 июля), Успение (15 авг.) и Положение пояса Пресв. Богородицы (31 авг.), в субботу Акафиста, вторник Светлой седмицы, празднование дня освящения построенной патрицием Урбицием ц. Пресв. Богородицы (вечером 1 сент.), а также на литии в день освящения К-поля 11 мая (поскольку К-поль считался городом Божией Матери); стихи «В.» пелись в составе аллилуиария 9-го июля, в среду Светлой седмицы и в понедельник 2-й седмицы по Пасхе ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 225). В древнем (IV-X вв.) кафедральном богослужении Иерусалима, согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, песнь «В.» пели на Благовещение и др. Богородичные праздники ( Tarchniš. Grand Lectionnaire. N 268, 1437). По Студийскому и Иерусалимскому уставам , первый из к-рых получил в IX-XII вв. широкое распространение в визант. монашеской среде, а второй был принят после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, «В.» входит в структуру канона утрени (он состоит из 9 (или 10) библейских песней), занимая место после песни вавилонских отроков. Чин богослужения с 9 библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения у аввы Нила, жившего на Синае в VII в. (по «Повествованию отцов Иоанна и Софрония», из гл. 23 «Толкований на молитву Господню» прп. Никона Черногорца (XI в.) - см.: Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). Здесь же упоминается практика петь тропари на песнях вавилонских отроков и «В.» (чего, по мнению аввы Нила, не должно быть в богослужении монахов-отшельников); вероятно, имеется в виду практика пения на этих песнях двупеснцев, аналогичных сохранившемуся в папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466).

http://pravenc.ru/text/150153.html

Карея. Общий вид Если и существовал некий орган управления монахами вне Афона, то он достаточно быстро сменился собственно афонским. Первое свидетельство относится к 908 г., когда афонские монахи отправили с ходатайством к императору своего прота Андрея (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). О монашеском поселении в К. известно из Жития прп. Афанасия Афонского. В 958 г. архонт Фессалоники, искавший по приказу имп. Никифора II Фоки прп. Афанасия Афонского , обратился к проту Св. Горы как к представителю всех афонских монахов ( Svoronos. 1970. P. 32; Papachryssanthou. 1975. P. 115-116). Прот Стефан понял, что преподобный скрывается под чужим именем, и обещал судье, что Афанасий, за кого бы он себя ни выдавал, примет участие в ближайшем собрании и тогда будет обнаружен; далее поясняется, что собрания «старцев» проходили трижды в год «в лавре, называемой Карейской»: на Рождество Христово, Пасху и Успение Пресв. Богородицы ( Помяловский. 1895. С. 19-20; Noret. 1982. P. 23, 142). Изначально и вплоть до 972 г. все монахи Афона участвовали или по крайней мере обладали правом участвовать в собраниях. По Типикону имп. Иоанна I Цимисхия собрания должны были проводиться раз в год - 15 авг., в день Успения Пресв. Богородицы, число их участников было сокращено (Actes du Prôtaton. 1975. N 7). Тем не менее эта реформа не утвердилась на Афоне, и с нач. XI в. возродилась практика созыва 3 собраний в год. Постепенно сформировалась единая структура управления Св. Горой, включавшая общее собрание, Протат и совет игуменов при проте; она просуществовала без значительных изменений до конца визант. периода (см. подробнее в ст. Афон , разделы «Административное устройство» и «Образование монашеского сообщества»). В сер. X в. собрания монахов проходили в ц. Успения Пресв. Богородицы (храм Протата), в 1153 г. заседания уже переместились в др. помещение (Actes de Lavra. 1970. N 62). Древнейший храм Протата, возможно, возник в кон. IX в. Известно, что между 964 и 969 гг. стратигом Львом Фокой, братом имп. Никифора II Фоки, была воздвигнута новая церковь Протата, т. к. прежняя стала мала для монашеских собраний ( Помяловский. 1895. С. 24, 44; Noret. 1982. P. 28, 146).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010