«В недели семь дней», так говорит Иоанн Златоуст , «и сии семь дней Бог разделил с нами не так, чтобы Себе взял более, а нам дал менее, Он разделил даже и не пополам, не три взял и не три дал, но тебе отдал шесть дней, а Себе оставил один. А ты и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских, но что делают святотатцы, на то дерзаешь и ты по отношению к сему дню, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как освящен и назначен для слушания духовных учений. И что говоришь о целом дне? Что сделала вдовица по отношению к милостыне, то делай и ты по отношению ко времени дня, положила две лепты и заслужила великое благоволение у Бога, и ты употреби для Бога два часа, и внесешь в дом твой добычу бесчисленных дней. А если не хочешь, то смотри, чтобы не употребить тебе трудов целых лет за то, что не хочешь на малую часть дня воздержаться от земных приобретений» (Прав. Нрав. Богословие, Архим. Платона, стр. 171)! Впрочем, братие, могут быть случаи, когда мирские и житейские дела бывают позволительны и в праздничные дни. Иудеи нередко укоряли Иисуса Христа за то, что Он исцелял больных в субботние, т. е. в ветхозаветные праздничные дни. Однажды в субботу Он пришел в синагогу. Здесь был человек, имеющий сухую руку, фарисеи и законники спросили Его: «можно ли исцелять в субботы?». Иисус Христос ответил им«кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы» ( Мф. 12:10–12 ). Следовательно, по учению Спасителя, необходимые житейские дела позволительны и в праздничные дни. Они могут быть даже достойными праздничных дней, если совершаются напр. по человеколюбию на пользу бедному несчастному или больному человеку. Если и запрещается работать или делать дела мирские и житейские в праздничные дни, то это не потому, чтобы они были греховны сами по себе, но для того, чтобы они не мешали нам служить Богу и ближнему, чтобы не отвлекали нас от заботы о спасении своей души. Значит, в праздничные дни запрещаются собственно те дела, в которых нет ни неизбежной нужды, ни нравственного достоинства и благотворности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Возлюбленные о Господе братия и сестры! Благоговейно внимая Слову Божию, Святая Церковь в песнопениях праздника Сретения Господня не забывает возвести нашу мысль от храма Иерусалимского, куда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, к священной Голгофе. «Оружие, якоже рече Симеон,– говорится в одном из песнопений праздника, – сердце Твое пройде, Пречистая Владычице, егда узрела еси из Тебе Возсиявшаго ... от беззаконных, яко осуждена, возносима на крест, оцтом и желчию напаяемаго, ребра же прободаема, и руце и нозе пригвождаемы...» (Крестобогородичен на «Господи, воззвах» из службы отдания праздника 9 февраля). Христианин должен всегда быть радостным. Но эта радость не есть радость беспечности и легкого взгляда на жизнь. Это радость богообщения, радость неразрывного сопребывания со Христом, радость всецелого послушания Ему при любых обстоятельствах, радость соумирания и совоскресения с Ним, – та радость, о которой говорит св. апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. я уверен, что ни смерть, ни жизнь ... ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:35, 38–39 ). В храме Божием всегда находится изображение священной Голгофы. И если мы каждый раз, входя в храм, будем вдумчиво и благоговейно взирать на это изображение, творя пред ним хотя краткую, но смиренную молитву благодарности, соединенной с сердечным сокрушением, то мы многое сможем понять в том удивительном сочетании светлой радости и тихой печали, которое так характерно для праздника Сретения Господня. Мы уясним себе, что от Божественной Голгофы, как от начала начал, как от центрального пункта всемирной истории, исходит для нас время рождаться для вечности и время умирать для греха, – время любить Бога и Его святой закон и время ненавидеть зло, – время плакать о нашем недостоинстве и время веселиться о всяком даре, сходящем свыше от Отца светов...

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вскоре же по возвращении их из плена, при Ездре , когда наступило время праздника кущей, «все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня, не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая» ( Неем.8:17 ). Такая ревность наблюдается в евреях и после. В каком бы положении еврей ни находился, занят ли он был, например, войною или иным чем, он не жалел ничего и все оставлял, когда нужно было праздновать эти дни. Иркан, например, запертый Антиохом Сотером в храме, обратился к Антиоху и просил у него для отправления праздника (кущей) на семь дней перемирия (Древн. XIII.8:2). Аристовул и его сообщники, будучи осаждены в храме и не имея жертв для праздника Пасхи, «просили их у своих единоплеменников, предлагая им за жертвенных животных цену, какую они пожелают. Когда же те потребовали за каждую голову (животного) по тысяче драхм,.. то Аристовул с священниками охотно на это согласились» (Дpebh.XIV.2:2). Также и Иуда Маккавей с воинами, строго исполняя закон о праздничных собраниях, хотя, например, были заняты войной, прервали свой поход и «отправились в Иерусалим, потому что приближался праздник седмиц; после праздника, называемого Пятидесятницею, пошли они против Горгия» ( 2Мак.12:31–32 ). Ап. Павел прерывал дело проповеди , при приближении одного из подобных праздников, и отправлялся в Иерусалим на праздничные собрания. Когда в Ефесе «просили его побыть у них далее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме» ( Деян.18:20–21 ); в другой раз «Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии, потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме» (Деян . 20:16). Евангелист замечает, что «каждый год родители Его (Иисуса) ходили в Иерусалим на праздник Пасхи ( Лк.2:41 ). И Сам Иисус Христос , как известно, посещал в праздник Пасхи храм; также приходил Он в храм и в праздник кущей ( Ин.7:10 ). Подобно сему, и всякий иудей, исполняя предписания закона о праздничных собраниях, стремился побывать в великие праздники в Иерусалиме в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Если праздник очищения был днем смирения душ и горького раскаяния в грехах, то праздник кущей имел веселый характер, как это ясно выражено в двух моментах, встречающихся в этом празднике и служащих предметом радости для Израиля; первый момент – окончанее полевых работ ( Исх.23:16 ) собрание произведений земли ( Лев.23:39 ), или уборка с гумна и с точила ( Втор.16:13 ); второй момент – поселение в кущах. Этот веселый характер праздника выражен ясно в самом законе: «в первый день возьмите себе ветви красивых дерев» и т. д. «и радуйтесь пред Иеговою Богом вашим семъ дней» Лев. 23:41 ; «веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя,, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» Втор.16:14 ; «потому что благословил тебя Иегова Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих и ты должен веселиться» ст. 15. – Как ни определенно выставляется в последнем месте, в качестве предмета радости, собрание всех произведений земли и с очевидностью обнаруживавшееся в этих дарах благословение Божие, однако мы не можем считать праздник кущей установленным первоначально в честь виноградной лозы, 684 и источника особенной возвышенной радости этого дня искать в том главным образом, что собрание фруктов, оливковых плодов и винограда происходило в конце уборки годовой жатвы, между тем продукты эти «более чем хлеб, предназначавшийся для ежедневного питания, служили предметом жизненных наслаждений и радости и свидетельствовали – особенно масло и вино – о богатстве и изобилии». 685 Радость праздника кущей должна была обнаруживаться не столько в обильном наслаждении этою полнотою божественного благословения, сколько в увеличенном числе жертв и в пребывании в кущах, составлявших особенность этого праздника, отличавшую его от всех других праздников. Пребывание в кущах не только дало главное название этому празднику, но и заповедано, как постановление вечное для потомства ( Лев.23:41 ). Во время пребывания в кущах потомство израильское должно было исповедывать, что в кущах Бог поселил сынов израилевых, когда вывел их из Египта ( Лев.23:43 ). Итак, праздник кущей свое ближайшее отношение имел к истории народа и только второстепенным образом относился к физическим дарам, которыми Иегова благословлял жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Итак — праздник природы и космоса, праздник истории как раскрытия воли Божией о мире и о человеке, праздник будущего торжества, победы Бога над злом, наступления великого и последнего «дня Господня»… Все это надо знать или вспомнить, чтобы понять, как переживали, воспринимали и праздновали праздник Пятидесятницы первые христиане, почему стал он одним из главных христианских праздников. Именно с описания того, что произошло через пятьдесят дней после Воскресения Христа, через десять — после Его Вознесения на небо, начинается книга Деяний Апостольских, посвященная истории первых христиан, самого первого распространения христианства. Начинается она со слов Христа, сказанных Им перед Вознесением: «Не отлучайтесь из Иерусалима, — сказал Христос, — но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня…» И вот, через десять дней, по рассказу Евангелиста Луки, «при наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им говорить…» Видевшим это и недоумевавшим апостол Петр объяснил смысл совершавшегося словами пророка Иоиля, которые я только что цитировал. «Это то, что предрек пророк Иоиль, — сказал он, — и будет в последние дни, излию Духа Моего на всякую плоть…» Итак, для христиан праздник Пятидесятницы — это исполнение всего совершенного Христом. Христос учил о Царстве Божием: и вот оно раскрылось! Христос обещал, что Дух Божий откроет Истину — и вот это совершилось. Мир, история, время, жизнь: все освещено последним светом, все наполнено окончательным смыслом. Начался в мире последний и великий день Господень! Протопресвитер Александр Шмеман. Воскресные беседы. М., 2009. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/troica-ispolnenie-vseg...

Он не выходил даже в церковь, ни с кем не беседовал, и к нему не входил никто, кроме одного служившего ему послушника. Однажды только, в праздник Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, во имя Коей была освящена лаврская церковь, когда прибыл в лавру на праздник патриарх Илия, Иоанн вышел из келлии своей поклониться патриарху. Патриарх любил Иоанна и весьма почитал его за смирение. Четыре года безмолвствовал Иоанн. Потом преподобный отец Савва отправился в страну Скифопольскую и замедлил там, а блаженный Иоанн, стремясь к уединеннейшему пустынному житию, удалился, на пятидесятом году от рождения своего, в пустыню, называемую Рува и провел в ней девять лет, питаясь травой, которая растет в той пустыне и зовется мелагрия В первое время своей пустынной жизни, собирая однажды эту траву на пищу себе, Иоанн заблудился в дебрях и стремнинах, не нашел убежища своего и, в изнеможении от ходьбы, упал едва живым; но внезапно, невидимою Божиею силою, как некогда пророк Аввакум был восхищен и поставлен в убежище своем. Со временем преподобный исследовал пути той пустыни и узнал, что расстояние от убежища его до того места, где он заблудился, составляло пять поприщ После того пришел к нему один брат и прожил с ним немного времени. Приближался праздник Пасхи, и сказал брат старцу: — Отче, пойдем в лавру, отпразднуем там день Пасхи, и потом возвратимся. Такой великий праздник, а у нас здесь нечего есть, кроме сих мелагрий! Святой Иоанн не хотел идти, потому что преподобный Савва еще не возвратился в лавру из стран Скифопольских, и на зов брата ответил: — Брат! нам не должно уходить отсюда. Будем веровать, что Тот, Кто в течение сорока лет питал в пустыне шестьсот тысяч народа Израильского, — и нас здесь напитает и в праздник Пасхи пошлет нам не только необходимое, но и изобильное. В Писании сказано: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5); и в Евангелии: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ Богоявление - праздник вод, «скачущих в жизнь вечную». Филипп Тараторкин, Страна.Ru, 17.01.2001 18 января Православная Церковь вступает в празднование Богоявления или Крещения Господня. Всем известной отличительной чертой этого праздника, которым завершаются дни после Рождества, именуемые святками, является освящение воды, так называемое великое водоосвящение. Освящение воды совершается как в канун праздника, в Крещенский Сочельник (праздник Крещения, как и праздник Рождества Христова, предваряется Навечерием - Сочельником, днем строгого поста), так и в сам праздник. Освященная в праздник Крещения вода, которую принято называть греческим словом " агиасма " , почитается православными христианами как великая святыня, сохраняемая в домах в течение всего года - до следующего праздника Крещения Господня. В богослужебных текстах чина великого освящения воды есть прошение о том, чтобы Господь сотворил эту воду " скачущей в жизнь вечную " и даровал ей благодать исцеления души и тела тех, кто ею окропляется. Празднуемое в день Богоявления событие подробно описано в Евангелии. Богочеловек Иисус Христос в самом начале Своего общественного служения приходит к Иоанну Крестителю, проповедовавшему покаяние в иудейской пустыне и в знак этого покаяния омывавшему иудеев в водах Иордана. " Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

http://zavet.ru/news-s010117.htm

Ам.8:9—10. И будет в тот день, говорит Господь (Бог): закатится солнце в полдень, и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу вретище на всякий хребет ваш и плешь на всякую голову, и произведу у нея плач, как о единородном, и конец ея будет, как горестный день. LXX: И будет в тот день, говорит Господь: закатится солнце в полдень, и померкнет на земле свет днем. И обращу праздники ваши в печаль и все песни ваши в плач, и возложу вретище на все чресла и плешь на всякую голову, и произведу у нея плач, как о возлюбленном, и для тех, которые с ним, будет как бы день скорби.    День тот означает день плена, когда будут отведены в Ассирию и Халдею оба народа, для которых, вследствие великой скорби, солнце закатится в полдень и, между тем как у всех будет сиять свет, у них все будет покрыто мраком, когда праздники их и все песни обратятся в сетование и плач, спины или чресла всех будут покрыты власяницею и на головах, по древнему обычаю сетующих, будет плешь, что, как мы читаем, сделал и Иов при смерти сыновей (Иов. гл. 1). Печаль и сетование будут столь велики, что превзойдут скорбь матери о смерти единственного, самого дорогого для нее сына, и все будет полно плача и горести. Можем мы понимать это место и в отношении к страданию Господню, когда солнце в шестой час скрыло свои лучи и не дерзало взирать на висящего на кресте Господа своего (Лук. гл. 23), когда при тьме, все покрывшей, праздники и песни их, при победах Веспасиана и Тита, превратились в плач и сетование, когда все наполнилось слезами, покаянием и власяницами и сделались плешивыми головы, которые прежде украшались волосами назореев, растившимися для Господа. Тогда первородный сын Божий, народ израильский, наложивший руку на единородного и истинного Сына Божия, предан был на вечное сетование, и последние времена его или те, которые были с ним, исполнились горести. Поэтому теперь они, отвергнув солнце правды, имеют тьму, а мы, сидевшие во тьме и тени смертной, увидели великий свет (Исаии гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В самом деле, этот праздник он называет ορτ, без определенного члена. Греческое ορτ по своему значению вполне соответствует еврейскому а‘церет‘, а этим именем, равно как в сирийской его форме ’Аσαρθ, евреи, называли праздник пятидесятницы 56 . Таким образом, очень может быть, что ορτ у евангелиста Иоанна (51) есть имя не нарицательное, а собственное, почему и употреблено без члена. К тому предположению может вести и употребление в данном месте глагола ναβανω (взыде Иисус во Иерусалим, греч. – νβη ες εροσλυμα; Вульг. – ascendit Ierosolymam), так как этот глагол обыкновенно употребляется в евангелиях обыкновенно тогда, когда идет речь о путешествиях в Иерусалим на праздники 57 (напр. Лк.2:42 ). Собираться в праздник пятидесятницы, в Иерусалимском храме побуждало евреев не одно желание возблагодарить Господа за окончание весенней жатвы, но также и то, что в пятидесятницу вспоминалось синайское законодательство. Правда, прямых библейских указаний на то, что закон был дан евреям при Синее именно в 50-й день по их выходе из Египта, мы не имеем, так как Исх.19:1 говорит только весьма неопределенно, что «сыны израилевы пришли в пустыню синайскую в третий месяц по исходе из земли египетской, в самый день новолуния», после чего на третий день был дан им закон ( Исх.19:16 ); – но по преданию, единогласно принимаемому толкователями Священного Писания , как древними так и новыми, как еврейскими так и христианскими, пятидесятый день после выхода евреев из Египта был днем, в который изречено было десятословие 58 . Впрочем, в Библии можно находить, по крайней мере, некоторые намеки, что древние евреи еще в период царей вспоминали великое событие при Синае в день пятидесятницы. Мы разумеем 2Пар.15:8–15 . Здесь повествуется, что Аса, царь Иудейский, «изверг мерзости языческие из всей земли иудейской, и вениаминовой, и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, и собрал всего Иуду, и Вениамина, и живущих с ними переселенцев от Ефрема, и Манассии, и Симеона, потому что они во множестве перешли к нему от Израиля, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Как сильно было это верование и как велико было томление духа человеческого, стремившегося к примирению с Божеством, это видно из того, что культ кровавых жертвоприношений в древнем мире был чрезвычайно распространен как среди иудеев, так и среди язычников. Один ученый историк замечает, что в Азии едва ли можно найти пядь земли, которая не была бы обагрена кровью жертвенных животных. Мы думаем, что в этих словах преувеличения немного. У евреев, напр., неопустительно были совершаемы ежедневно два кровавых жертвоприношения: утреннее и вечернее ( Исх. 29 , З8; Числ. 28, 3, 4 ), кроме жертвоприношений от частных лиц. Но бывали случаи, когда в один день было приносимо весьма большое количество кровавых жертв. Так, в день своего помазания на царство Соломон принес в Гаваоне 1000 всесожжений ( 3Цар. 3, 4 ); в день освящения храма Иерусалимского им было принесено в жертву Богу 22000 волов и 120000 овец ( 3Цар. 8, 63 . Ср. Парал. 7, 5). Вообще же Соломон приносил неопустительно множество жертв три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей, помимо жертв, требуемых установлениями закона на каждый день, а также в субботы и новомесячия. Обильные жертвы были приносимы, впрочем, и другими благочестивыми царями, например, Давидом ( 2Цар. 6, 13 ), Иосафатом (2 Парал. 17, 4), Иоасом, Озиею и Езекиею (2 Парал. 29, 32, 33). Возвратившиеся из плена Вавилонского иудеи, празднуя освящение новоустроенного храма в Иерусалиме, при всей скудости своей принесли в жертву Богу сто волов, двести овнов, четыреста агнцев, двенадцать козлов за грехи всего Израиля по числу двенадцати колен Израильских ( 2Ездр. 7, 7, 8 ). Даже Ирод, по свидетельству Иосифа Флавия 1 , в день торжественного освящения реставрированного им храма Иерусалимского принес в жертву Богу триста волов; а сколько животных было принесено тогда в жертву частными лицами, – этого, – говорит Флавий, определить нельзя, по причине необычайно великого количества закланных животных. Есть указание, что иногда в праздник пасхи в Иерусалиме было закалаемо до 260000 агнцев 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010