Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкой обители 21 августа 2010 г. 13:30 21 августа 2010 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, по окончании Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, отец наместник, дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы сердечно всех вас поздравить с великим для всех нас праздником — днем памяти святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Радуюсь, что мне как священноархимандриту сей прославленной обители Господь дает силы и возможность уже второй раз посещать эту обитель в связи с празднованием памяти святых преподобных Соловецких угодников. Когда переступаешь черту сего монастыря и входишь в его ограду, то погружаешься в совершено особую атмосферу. Все необычно: необычны здания, которые ты видишь, необычны гигантские дикие камни, которые по воле Божией силой человеческой стали частью гармоничных и высокохудожественных произведений национальной архитектуры. Но более всего поражает не мощь этих построек, не величие возведенных здесь храмов, а то, каким образом люди все это делали, причем достаточно быстро, находясь в таком отдалении от центров страны, не имея ни техники, ни всего того, что имеют современные люди. Ведь им было более холодно, чем нам, им было более голодно, чем нам, им грозило больше опасностей, чем нам, находящимся ныне на Соловках. К стенам монастыря подходили вражеские корабли, которые, воспользовавшись идущей на юге страны войной, стремились и здесь ступить на священную землю, разрушить, разграбить, уничтожить святую обитель. Какой силой духа нужно было обладать, чтобы против мощных вражеских фрегатов, вооруженных так, как только можно было вооружить корабли того времени, монахи выступили с двумя маломощными пушками! И они не просто остановили врага — когда враг, осознавший свою неспособность взять обитель, попросил о встрече с игуменом, чтобы просто попросить у него продовольствия, то и тогда старец настоятель не возжелал, чтобы нога врага ступила на Соловецкий остров, и ответил ему отказом.

http://patriarchia.ru/db/text/1254555.ht...

Штундист. По вашему мнению, только у вас, в Православной Церкви, истина, a у нас всё – непонимание и ложь. Миссионер. Да, мы смело, открыто и без всякого стеснения заявляем, что в Православной Церкви истина, а у всех тех, кои уклонились от неё и уклоняются, – ложь. Штунд. А мы вам скажем, что у вас мало понимания дела и нам очень удивительно, как у вас хватает смелости говорить пред всеми о святости и чистоте своей веры. Миссион. Извольте говорить нам, в чём дело. Штунд. У вас допускается большой грех , вследствие плохого понимания вами служения и угождения Богу. Например, – воскресный день у вас празднуется плохо; едва заметно бывает, что это праздник у православных; а день памяти святого Николая чудотворца празднуется не в пример торжественнее и светлее воскресного дня. Ну разве есть тут какое-либо понимание того, что вы делаете, – разве этим вы не грешите и не прогневляете Бога? Следовало бы наоборот – день воскресный так почитать, как вы почитаете день Николая, а день Николая – меньше. Миссион. Пока что я обличу вас вашими же словами. Вы говорите: «день воскресный следовало бы почитать так, как вы почитаете день святителя Николая, а день Николая следовало бы почитать меньше». Таким образом, и по вашему выходит, что день памяти святителя Николая должно почитать, хотя и меньше, чем мы его почитаем, а примерно настолько, насколько мы теперь чтим день воскресный. Значит, угодник Божий Николай – человек святой, и память его должно чтить. Почему же вы не делаете того, что сами говорите, – не только его совсем не почитаете, но и за святого не признаёте? Пусть мы грешим не зная в какой степени воздавать ему должное. Почему же вы не воздаёте ему ничего, зная, чего он заслуживает, и не только не воздаёте, но, зная о его святости, отрицаете её? – А о том, что мы так светло торжествуем день памяти его, скажу в ваше успокоение кое-что такое, что нас оправдает, а вас, может быть, вразумит. Если бы день воскресный был один раз в году, то он далеко светлее праздновался бы, как и празднуется действительно необычайно светло, один раз в году воспоминаемая Пасха Господня, или Воскресение Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

  разделы   рассылка  распечатать Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий " Стена скорби " 30 октября 2017 года состоялась церемония открытия мемориала памяти жертв политических репрессий " Стена скорби " на проспекте Академика Сахарова в Москве. В церемонии приняли участие Президент Российской Федерации В.В. Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, мэр Москвы С.С. Собянин, член Совета Федерации ФС РФ В.П. Лукин, Н.И. Ельцина, члены Совета по развитию гражданского общества и правам человека, представители традиционных религий России, общественные деятели. В числе представителей Русской Православной Церкви в мероприятии также приняли участие: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, настоятель храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. К участникам церемонии обратился В.В. Путин. " Сегодня особая памятная дата: 30 октября – вот уже более 25 лет – отмечается в нашей стране как общенациональный День памяти жертв политических репрессий. Для всех нас, для будущих поколений, важно знать и помнить об этом трагическом периоде нашей истории, когда жестоким преследованиям подвергались целые сословия, целые народы: рабочие и крестьяне, инженеры и военачальники, священники и государственные служащие, ученые и деятели культуры " , – сказал, в частности, Президент России. " Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни искреннюю преданность ей, каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения. Миллионы людей объявлялись врагами народа, были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем, лагерей и ссылок, – подчеркнул В.В. Путин. – Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти, и тем более невозможно ничем оправдать, никакими высшими так называемыми благами народа " .

http://religare.ru/2_114020.html

Василий Осипович Ключевский (1841–1911) Исторические портреты О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица Этнографические следствия русской колонизации верхнего поволжья... влияние природы верхнего поволжья на народное хозяйство великороссии и на племенной характер великоросса Образование великорусского племени Инородцы окско-волжского междуречья Встреча Руси и Чуди Финские черты Тип. I Говор. II Поверья. III Два рассказа Взаимодействие поверий Рассказ о первой церкви на Шексне Бытовая ассимиляция Пестрота религиозного сознания Сельский характер колонизации Выводы Влияние природы Хозяйственный быт великоросса Его племенной характер Приметы Психология великоросса Значение Преподобного Сергия для Русского народа и государства Добрые люди Древней Руси Характеристика царя Ивана Грозного Детство Влияние боярского правления Ранняя развитость и возбуждаемость Нравственная неуравновешенность Ранняя мысль о власти Идея власти Недостаток практической ее разработки Значение царя Ивана Царь Алексей Михайлович. – Ф. М. Ртищев Царь Алексей Михайлович Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин-Нащокин Ртищев и Ордин-Нащокин Кн. В.В. Голицын – подготовка и программа реформы Кн. В.В. Голицын Кн. Голицын и Ордин-Нащокин Подготовка и программа реформы Жизнь Петра Великого до начала Северной воины Младенчество Придворный учитель Учение События 1682 г. Петр в Преображенском Потешные Вторичная школа Нравственный рост Петра Правление царицы Натальи Компания Петра Значение потех Петр в Германии Петр в Голландии и Англии Возвращение Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер Петр Великий среди своих сотрудников I II III IV V VI Русское государство около половины XVIII в. … – императрица Елизавета – император Петр III Русское государство в половине XVIII в. Судьба реформ Петра Великого Императрица Елизавета Император Петр III Переворот 28 июня 1762 г. Обзор изложенного Императрица Екатерина II Императрица Екатерина II (1729–1796) I II III IV V Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) Воспоминание о Н.И. Новикове и его времени Речь, произнесенная в торжественном собрании московского университета 6 июня 1880 г. в день открытия памятника Пушкину Памяти А.С. Пушкина Евгений Онегин и его предки Грусть. (Памяти M. Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841 г.) Деятели исторической мысли И. Н. Болтин (умер 6 октября 1792 г.) Памяти И.Н. Болтина I. Н.М. Карамзин II. Н.М. Карамзин Памяти Т. Б. Грановского (умер 4 октября 1855 г.) Сергей Михайлович Соловьев (умер 4 октября 1879 г.) С.М. Соловьев как преподаватель Памяти С.М. Соловьева (умер 4 октября 1879 г.) I. II. К. H. Бестужев-Рюмин Ф.И. Буслаев как преподаватель и исследователь Русская историография 1861–1893 гг. Юбилей общества истории и древностей российских  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Архиепископ Бориспольский Антоний: Мы увидели в Румынии горячую веру людей 25 октября 2012 г. 18:30 С 12 по 16 октября 2012 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира официальная делегация Украинской Православной Церкви во главе с управляющим делами УПЦ архиепископом Бориспольским Антонием   посетила Румынию . Делегация приняла участие в торжествах по случаю дня памяти преподобной Параскевы в городе Яссы, а также в работе Международного богословского симпозиума. Впечатлениями от поездки архиепископ Бориспольский Антоний делится с читателями «Православия в Украине» . — Владыка, какова была главная цель Вашего визита в Румынию? — Таких целей было две. Во-первых, на имя Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира поступило приглашение от архиепископа Ясского, митрополита Молдовского и Буковинского Феофана направить в г. Яссы делегацию в день празднования памяти преподобной Параскевы, мощи которой находятся в Яссах. А во-вторых, владыка Феофан просил Блаженнейшего митрополита Владимира благословить украинскую делегацию принять участие в работе Международного симпозиума, посвященного 370-летию Ясского Собора. Так что у нас было две задачи: принять участие в церковных торжествах и в научной конференции. — А почему в Яссах торжественно отмечают день памяти преподобной Параскевы? — Преподобная Параскева жила в XI веке. Ее святые мощи в разное время находились на территории Сербии, Болгарии, в Константинополе. С 1641 года они были принесены в г. Яссы, где и пребывают до сих пор. Преподобная Параскева почитается как покровительница Ясс. День ее памяти (14 октября) является одним из главных праздников города. В этот день в Яссы приезжают тысячи паломников со всех концов Румынии. Они выстаивают многочасовые очереди, чтобы приложится к ее мощам. В этом году в день праздника в Яссы прибыл и Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил . Он совершил Литургию на площади перед кафедральным собором при стечении тысяч молящихся. — В Яссы в день праздника были привезены из Киева мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого. Насколько широко этот святой известен в Румынии?

http://patriarchia.ru/db/text/2537800.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Как прибудут к Николе с огромной страны в день весны...» 7 апреля - день памяти погибших подводников 07.04.2024 487 В день памяти погибших подводников атомной подводной лодки «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море 7 апреля 1989 года моряки всех поколений по установившейся традиции вот уже 35 лет собираются в Санкт-Петербургском Николо-Богоявленском морском соборе. В день Благовещения Пресвятой Богородицы они молитвенно поминают не только подводников, но и всех моряков, чьи имена золотом выбиты на мраморных досках собора и чьими могилами стало море. И это не только дань памяти павшим, но это и повод один раз в году собраться всем вместе, найти своих товарищей по учебе, службе, того, с кем пересекались соленые морские дороги, вспомнить самые лучшие в жизни годы - годы службы на флоте. Опять подводников собрал апрель, Под тихий звон трамвайной колесницы... Я вновь гляжу с волнением на лица, На храма золотую акварель. Кто-то приходит в форме, но большинство - «по гражданке». Они собираются заранее, постепенно заполняя собой всю площадь между звонницею и храмом. Такие они, с виду разные, но в чем-то похожие, как братья. Они находят и узнают друг друга. «Мир тесен, как отсек подводной лодки», - сказал кто-то из ветеранов. И сколько бы ни было им лет, этим седым мужикам, но спины их по-прежнему остаются прямыми, а глаза - молодыми. И было бы хорошо, если кто-нибудь из высоких чиновников, занимающихся сегодня реформированием армии и флота, приходил бы на эту братскую панихиду помолиться по русской традиции, а вернее, по обязанности сердца (ведь мы - россияне). Послушал бы, «чем дышит» старая морская гвардия, побыл бы в этой атмосфере, и, может быть, лучше бы для себя многое понял, почему, например, русскому сердцу так близка судьба моряков? Боже! храни моряков На пяти океанах земли. Не погаснут огни маяков, Если живы еще корабли. Пусть сегодня наш флагман не тот, Ты ему все равно помоги. Пусть реформы на скалы снесет, Ты наш флот сохрани и спаси.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/06/...

Мы назвали сына в его честь, не зная о мученической кончине 13 ноября — день памяти священномученика Иоанна Кочурова 13 ноября, 2018 13 ноября — день памяти священномученика Иоанна Кочурова Сегодня память протоиерея Иоанна Кочурова, священномученика, первого убитого в дни октябрьского переворота 1917 года священника. Судьба отца Иоанна удивительна. Его жизнь долгие годы была связана с городом Чикаго, он провёл много времени в США, посвятив себя миссионерской работе, а также строительству храма и первого православного кладбища в этом городе.  А окончил свою жизнь мученически, под Петроградом, в Царском селе. За то, что однажды узнал об этом святом, я благодарен своему старшему сыну.  Нет, он ничего не рассказывал мне о нем. Просто он родился в день памяти святого священномученика Иоанна, пресвитера Царскосельского. Случилось это ровно 10 лет назад. Должен сказать, что имя нашего ребёнка появилось как-то само собой. Жена предложила назвать мальчика Ваней. Я не стал отказываться, хотя были у меня и иные соображения. Мы хотели дать имя ребенку с учетом ближайшего поминаемого святого с этим именем. Срок родов выпадал на двадцатые числа ноября, а в календаре на эти дни как раз приходилась память Святителя Иоанна Златоуста. В общем, все логично и  запланировано. Однако мы не учли одного нюанса. Жене по медицинским показаниям должны были проводить операцию, а значит, сроки смещались на две недели раньше. И днём операции как раз стал именно этот день — 13 ноября, день памяти протоиерея Иоанна Кочурова. Ну а потом, мне, конечно же, стало интересно. Мы нашли имя отца Иоанна в святцах, но, к своему стыду, о нем почти не знали. Знали лишь, что родился он в этот день, видимо, не случайно. А этот удивительный святой стал частью и нашей семьи. Отец Иоанн происходил родом из семьи многодетного, сельского священника из Рязанской губернии. Закончил Рязанскую духовную семинарию, а затем Духовную академию в Петербурге. Призванием своим отец Иоанн считал миссионерство, поэтому по окончании Академии, он в скором времени получил указ о направлении в Северную Америку. Это была Алеутская и Аляскинская епархия.

http://pravmir.ru/myi-nazvali-syina-v-eg...

Патриарх Кирилл: В день памяти святых Кирилла и Мефодия мы ощущаем родство и взаимопроникновение культур, братское общение народов 24 мая, 2014. Святейший Патриарх Кирилл 24 мая 2014 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), и День славянской письменности и культуры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме со словом. Ваше Святейшество, дорогой о Господе собрат и сослужитель, Святейший Патриарх Болгарский Неофит! Досточтимые собратья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении! Братья и сестры! Христос Воскресе! Этим пасхальным восклицанием с особым чувством приветствуем мы друг друга в преддверии отдания праздника Святой Пасхи, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Мы полны благодарности этим подвижникам, трудами которых пасхальная весть стала для нас доступной и родной, явилась средоточием жизни наших народов, легла в основу всей нашей славянской цивилизации. С особой ясностью в этот день мы ощущаем глубинную связь поколений, родство и взаимопроникновение культур, братское общение народов. Потому так значимо для нас присутствие на нынешнем торжестве представителей Поместных Православных Церквей. Имея отличия в культуре и в местных традициях, говоря каждый на своем языке, здесь, у престола Божия, мы  едиными усты и единем сердцем  прославляем Творца, принося Богу Бескровную Жертву, через приобщение к которой мы все становимся членами единого Тела Христова — Его Церкви (1 Кор. 10:17). Вспоминая подвиг святых Кирилла и Мефодия, мы вместе с тем совершаем память всех, кто, продолжая труды Солунских братьев, утверждал Православие на Святой Руси, кто возвещал слово истины на родном и понятном для наших предков языке. Поэтому глубоко символично, что сегодня мы имели радость сослужения со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом, совершающим в эти дни официальный мирный визит в Русскую Православную Церковь после своего избрания на престол Болгарских Предстоятелей.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-den-...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Содержание Введение Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Слово о спасении Из поучений и проповедей епископа Феодора Об издании проповедей епископа Феодора Из ранних проповедей Слово в Неделю 2-ю Великого поста Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Слово на Рождество Христово Слово на Сретение Господне Слово архипастыря – слово церкви. Проповеди и поучения епископа Феодора в Аргентине Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Об обязанностях детей и родителей О проповеди слова Божия и притче о сеятеле Притча о богаче и Лазаре Об исцелении гадаринского бесноватого и об очищении от страстей Слово о покаянии Слово о Введении Пресвятой Богородицы во храм и о христианском воспитании детей Слово в день памяти святителя Феодора, архиепископа Ростовского О званной вечери Слово в Неделю святых праотец, а также о «званных» и «избранных» Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице Об иерихонском слепце О Закхее и о нашем спасении О подготовке к празднику Рождества Христова Слово в Неделю святых отец О мире. Из проповедей на праздник Рождества Христова Из Слова накануне Нового года Слово в Неделю по Рождестве Христовом Слово в Неделю перед Просвещением (Богоявлением) Слово на Богоявление (Крещение Господне) Слово в Неделю по Просвещении (Богоявлении) Слово на Сретение Господне Слово в Неделю о блудном сыне О Страшном Суде Как провести Великий пост Об Адаме Ветхом и Адаме Новом, а также о неосуждении О прощении О посте и воздержании Слово первое о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина Слово второе о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина О Нафанаиле Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия О покаянии Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную «Душе моя, возстани, что спиши?» О значении храма Божия Из слов на Вход Господень в Иерусалим, в Неделю ваий Из слов в Великий Пяток Краткое слово о Воскресении Христовом и о победе России во Второй мировой войне О воде живой, утоляющей жажду духовную Об искании благодати Святаго Духа Поучение в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Из слов в Неделю о слепом Слово 7-е на Вознесение Господне Слово 2-е на Вознесение Господне Охранении истинной веры Святой Дух– Утешитель Слово в день Пятидесятницы – Пресвятой Троицы Из слов в Неделю 2-ю по Пятидесятнице – Всех святых, в земле Российской просиявших О Промыслительной Деснице Божией Об Искуплении нас Господом нашим Об освобождении от греха Об исцелении слуги сотника Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Грех–мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пушкин против демократии Александр Сергеевич Пушкин Мало кто знает, что «наше всё» на дух не переносил Америку, либерализм и западные ценности, включая права человека и систему выборов … От редакции . Александр Сергеевич Пушкин умер от ран 29 января 1837 г., в день памяти сщмч. Игнатия Богоносца и свт. Лаврентия, епископа Туровского. Однако в то время разница между юлианским и григорианским календарем составляла 12 дней, и по григорианскому календарю Пушкин умер 10 февраля. Наша безбожная интеллигенция до сих пор отмечает день памяти 10 февраля. Печально, что на поводу у безбожной интеллигенции и чиновников идут и благонамеренные русские люди и даже священники. В наше время сплошь и рядом служатся панихиды именно 10 февраля (28 января по юлианскому календарю), т.е. в тот день, когда Пушкин был еще жив. Более того, родилась даже благочестивая легенда о том, что, мол, Пушкин неслучайно умер в день памяти прп. Ефрема Сирина, которого Церковь чтит именно 28 января. Между тем, в день памяти автора знаменитой покаянной молитвы, которую столь мастерски поэт переложил на стихи, Пушкин был жив! Так календарная путаница приводит к откровенной несуразице. Живи Александр Сергеевич в наше время, он наверняка заслужил бы обвинения в «квасном патриотизме», «нетолерантности» и «ксенофобии». Возможно, его даже зачислили бы в «коммуно-фашисты». Не верите? Читайте Пушкина! Пушкин против Франции и Америки За два года до смерти, в заметке «Об истории поэзии Шевырева» Александр Сергеевич писал: «…Франция, средоточие Европы… Народ властвует в ней отвратительною властию демократии ». Именно так Пушкин, которого император Николай I называл «самым умным человеком России», отзывался о самой блистательной демократии современной ему Европы. Не лучше было его мнение о государственном устройстве Соединенных Штатов Америки. В критической статье о мемуарах Джона Теннера Пушкин отметил: «…С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих… Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решенными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось».

http://pravoslavie.ru/44690.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010